Живой уголок требования

Живой уголок в детском саду

Живой уголок в детском саду – довольно распространенное явление. Узнав о том, что живой уголок в детском саду есть, дети очень радуются: попробуйте найти ребенка, который бы не любил наблюдать за рыбками в аквариуме или слушать разговоры попугаев. В отличие от детей, родители более скептичны и часто задаются вопросом: правомерен ли живой уголок в детском саду, ведь перья птиц, шерсть животных, пыльца растений – одни из наиболее часто встречающихся аллергенов, и как бы не получилось так, что вместе с радостью от общения с флорой и фауной ребенок не заработал себе аллергию.

В этой статье мы расскажем про живой уголок в детском саду: аспекты его организации, его обитателей, правила поведения ребенка в живом уголке.

Правила организации живого уголка в детском саду

Живой уголок в детском саду должен быть организован согласно пункту 6.13 санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.2660 – 10, от 01.10.2010), а это значит, что

  • Растения и животные должны быть безопасны.
  • Живой уголок в детском саду не должен включать в себя агрессивных или непредсказуемых в поведении животных, колючих и ядовитых растений.
  • Бродячие животные в уголке исключены.

Кроме этого, список растений, которые запрещены, можно дополнительно изучить в «Гигиенических требованиях безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» от 01.06.2011. Среди запрещенных экспонатов можно встретить, например, широко используемую в обиходе петрушку.

Живой уголок в детском саду организуется только с разрешения ветеринарного надзора, который ставит экспонаты на учет, отмечает своевременность прививок, сделанных животным, консультирует по необходимым гигиеническим процедурам. На практике в идеале все должно выглядеть следующим образом: за дошкольным учреждением закрепляется ветеринар, который дает рекомендации по подбору животных, птиц, рыб отдельно для каждой группы. Предварительно с каждым из родителей медперсонал ДОУ проводит индивидуальную беседу, в которой узнает противопоказания у детей, предрасположенность к аллергии.

Уголок находится на попечении сотрудников ДОУ: дети не должны осуществлять уход за питомцами и растениями. Единственное – они могут помогать, например, поливать растения. Для этого родительский комитет закупает маленькие леечки, маркирует для каждого ребенка. В уход за растениями можно внести и соревновательный элемент: каждый из детей отвечает за свое растение и в конце года подводятся итоги, кто лучше справился с задачей.

В отличие от растений, живой уголок в детском саду с аквариумами, животными и птицами запрещено организовывать в групповой.

Живой уголок в детском саду – это настоящий мини-зоосад. Комната должна быть специально оборудована, к ней должны быть подведены горячая и холодная вода, организована канализация, корм и инвентарь должны быть разложены по стеллажам, не доступным для детей.

Обитатели живого уголка

Живой уголок в детском саду – важная ступенька в воспитании детей. Дошкольники учатся ухаживать за растениями, знакомятся с видами флоры и фауны, находят различия. Важно, чтобы «каждой твари было по паре» — чтобы дети воотчию могли находить общие черты и индивидуальные различия.

Объекты в уголке размещаются таким образом, чтобы дети могли свободно к ним подходить и рассматривать. Как правило, живой уголок в детском саду населяют рыбы, птицы, млекопитающие.

Типичные обитатели зооуголка:

  • Рыбы: меченосцы, гуппи, сомики, данио, золотые рыбки, барбусы.
  • Птицы: волнистые попугайчики и канарейки.
  • Млекопитающие: хомячки, морские свинки, крысы, кролики.

Особенности оформления живого уголка для разных возрастных групп

Живой уголок в детском саду, организованный для младшей и старшей групп, отличается. Объясняется это степенью развития детей и их потребностью в получении новых знаний.

Живой уголок в детском саду для младшей группы – это яркие тропические рыбки и пестрые попугайчики. Детей привлекает яркий раскрас и они готовы любоваться на питомцев хоть часами. Пока общение с животными проходит на довольно примитивном уровне: детям рассказывают про обитателей уголка, изредка разрешая их покормить. В качестве дополнительных заданий загадываются загадки, в занятия в детском саду воспитатели включают сказки, в которых задействованы жители уголка. Детям могут предложить придумать клички для питомцев, сделать поделку с изображением любимчика из уголка.

Живой уголок в детском саду, организованный для старшей группы, выглядит несколько иначе. Здесь уже можно встретить млекопитающих, рыбки не обязательно должны быть пестрыми. Уход за обитателями живого уголка становится более сложным, дети получают новые навыки: как менять подстилку, воду в поилке, купать животных, выращивать потомство. Знания детей закрепляют просмотром познавательных фильмов и диафильмов.

Автор — Даниленко Мария.

Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей

Работа по организации уголка живой природы в образовательных учреждениях как дополнительного, так и основного образования имеет исключительно важное и актуальное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе.

В настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой природы. Вызвано это тем, что значительно ограничен и регламентирован сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и других наглядных пособий. В образовательных учреждениях утрачены ранее организованные уголки живой природы в связи с нехваткой средств на приобретение, содержание и кормление животных, несоответствием условий содержания животных в образовательных учреждениях, нехваткой специалистов-биологов. По сути, организация уголка живой природы сегодня в образовательном учреждении — это “хорошо забытое старое” на “новый лад”.

Цель: формирование у обучающихся навыков ухода, наблюдения за живыми обитателями уголка живой природы; повышение экологической грамотности обучающихся и экологическое просвещение населения.

Задачи уголка живой природы

  • помощь и содействие в организации живых уголков в образовательных учреждениях основного и дополнительного образования;
  • развитие у обучающихся интереса к научным исследованиям и практической работе в различных областях биологии;
  • воспитание и привитие патриотических и нравственных чувств;
  • разработка, внедрение и распространение методик содержания и разведения, животных в условиях неволи, создание размножающихся популяций животных и растений;
  • консультации населения по вопросам содержания животных и растений;
  • спасение животных, их реабилитация, наблюдение и выхаживание.

При создании уголка живой природы необходимо не только знать, какие живые объекты следует подобрать для изучения, но и познакомить обучающихся с теми, которые категорически запрещены для содержания. Занятия в уголке живой природы должны иметь экологическую и природоохранную направленность. Это позволит обеспечить не только углубление и расширение природоведческих знаний, но и выполнение различной общественно-полезной работы по изучению и охране живой природы своего района, области.

Уголок живой природы выполняет психотерапевтические функции — дает детям возможность соприкоснуться с миром живой природы и за счет общения с животными и растениями, восполнить дефицит тактильных и зрительных ощущений, эмоций, переживаний. Обделённость в подобных ощущениях в первую очередь испытывают дети с ограниченными возможностями, а также дети, живущие в условиях Сибири, и просто городские детишки, в семьях которых нет возможности содержать домашних питомцев.

Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практической и исследовательской работы, способствующей подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках естественнонаучного цикла в школе. В процессе ежедневной практической работы в уголке живой природы обучающиеся знакомятся с профессиями биолога, зоолога, рабочего по уходу за животными, узнают практическую значимость этих профессий. Дети приучаются работать в уголке живой природы уже с дошкольного возраста.

Уголок живой природы — это не только место для хранения живых растений и животных, для проведения наблюдений с ними, но и место для проведения занятий, экскурсий. Занятия, проведенные в уголке живой природы, более содержательные, интересные, увлекательные.

Опыт организации уголка живой природы на станции юных натуралистов №2 может быть полезен и интересен педагогам не только эколого-биологической направленности.

Организация уголка живой природы на станции юных натуралистов №2

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Станция юных натуралистов № 2” г. Новокузнецка была открыта в 1986 году на базе Дома пионеров Заводского района. Первыми обитателями живого уголка на тот момент были парочка волнистых попугаев, самец карелла, петушок Петя, морская свинка, аквариумные рыбки: телескоп, золотая рыбка, три жемчужных гурами, стайка гуппи и небольшая коллекция комнатных растений.

С 1986 по 1996 годы количество животных в уголке живой природы достигло более 60 экземпляров, увеличилась коллекция комнатных растений.

В 1997 году станции было выделено отдельное здание.

В 2005 году уголок живой природы станции юных натуралистов №2 стал победителем областного конкурса живых уголков и признан лучшим в Кузбассе.

В настоящее время станция юных натуралистов №2 — это уникальное монопрофильное учреждение дополнительного образования эколого-биологической направленности, в котором работает 25 педагогов и занимается более 1900 обучающихся в 31 объединении. Станция юных натуралистов №2 имеет самый крупный уголок живой природы, находящийся в учреждении дополнительного образования г. Новокузнецка. На его базе осуществляется учебно-воспитательная, натуралистическая, исследовательская, природоохранная и культурно-просветительская работа.

Станция юных натуралистов №2 — это особое воспитательно-образовательное пространство, в котором средствами экологической, натуралистической, краеведческой и досугово-развивающей деятельности созданы условия для личностного развития, формирования мотивации к познанию и творчеству, любви к окружающей природе, понимания здорового образа жизни. Задача Станции состоит в том, чтобы, учитывая окружающую среду, социальный заказ, создать образовательную систему, способную удовлетворить самые разнообразные потребности в дополнительных образовательных услугах детей и подростков с 4-летнего возраста до 18 лет из всех образовательных учреждений района, одаренным детям, детям из многодетных и малообеспеченных семей, детских домов, школ-интернатов, детям инвалидам.

С чего начиналась работа по организации уголка живой природы на станции?

С инвентаризации растений и животных. Необходимо было определить каждое из них. Педагоги и обучающиеся работали с определителями, изучали научную литературу.

Смотрите так же:  Ходатайство о рассмотрении дела в суде по месту жительства

Провели этикетирование растений и животных — Приложение 3. Сделать это нелегко. Надо определить формат этикеток, шрифт, материал, систему символов для характеристики экологических признаков вида, способ крепления этикетки и т.д. Итог нашей работы — подробные списки коллекций: ботанической и зоологической.

Следующий этап сбор информации о каждом виде растения и животного. Собрали библиотеку. Сейчас на станции более 2000 книг по комнатному цветоводству, животноводству, аквариумному рыбоводству, множество журналов, в папках — вырезки из газет и журналов. Собранные материалы по каждому направлению уголка живой природы отпечатаны, проиллюстрированы, сброшюрованы в альбомы-каталоги: “Зооцентр”, “Зимний сад”, “Аквацентр”.

Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе и может быть организован в любом образовательном учреждении. Лучше, если образовательное учреждение располагает отдельным помещением для его размещения. Помещение для уголка живой природы должна быть хорошо освещено, и отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Отбор растений и животных и определение их количества зависят от конкретных условий образовательного учреждения. Принципы и правила подбора животных и растений описаны в Приложении 4 и Приложении 5.

Экспонаты уголка природы — живые, они могут болеть, умирать, страдать от недостатка освещения, плохого ухода, поражения вредителями и возбудителями болезней. Поэтому в каждом отделе уголка живой природы, оборудовано отдельное подсобное помещение, где проводятся работы по пересадке и размножению растений, оздоровлению животных, приготовлению кормов для них. В данных помещениях должно быть отведено место для хранения инвентаря по уходу за растениями и животными: лейки, ведра, лопаты, грабли, сачки, скребки и др., вазонов, емкостей, а также садовой земли для пересадки и перевалки растений, песка, торфа, удобрений, кормов, сена, опилок для животных.

Организация экспозиций уголка живой природы — следующий этап нашей работы. Уголок живой природы на станции юных натуралистов №2 состоит из отдельных специализированных помещений — Зимнего сада, Аквацентра, Зооцентра. Разработали паспорт уголка живой природы – Приложение 1 и положение об уголке живой природы – Приложение 2.

Зооцентр предназначен для проведения опытно-экспериментальных и исследовательских работ с детьми; привития умений и навыков по уходу за животными, формирования у детей экологического мировоззрения, гуманного отношения к животным, чувства ответственности за них.

Видовой состав коллекции Зооцентра состоит из растений и животных. Растения зооцентра насчитывают более 50 видов растений из различных семейств. Коллекция животных насчитывает более 35 видов. Есть среди них и вьетнамские палочники, болотные и степные черепахи, декоративные кролики, морские свинки, джунгарские и сирийские хомячки, монгольские песчанки. Коллекция попугаев поражает разнообразием видов и яркими красками оперения. Здесь есть австралийские нимфы, яркие розеллы, волнистые попугайчики самых разных цветов и оттенков, редкие азиатские ожереловые попугаи и черноголовые нандайя из Южной Америки, забавнейшие африканские попугаи-неразлучники.

Питомцы зооцентра прекрасно себя чувствуют, растут, размножаются и дают потомство.

Аквацентр предназначен для знакомства с основами аквариумного рыбоводства, привития умений и навыков по уходу за обитателями подводного мира, изучения флоры и фауны водоемов, проведения опытно-экспериментальной и исследовательской работы с детьми. В аквацентре большая коллекция водных растений (более тридцати видов) и водных обитателей – астронотусов, анциструсов, барбусов, гурами, геофагусов, золотых рыбок, минор, скалярий.

Мир подводных обитателей хранит немало тайн. Но водный образ жизни рыб – причина того, что они оказываются скрытыми от наших взоров. Поэтому содержание рыб в аквариуме – это один из наиболее доступных способов изучения этих животных.

Зимний сад предназначен для изучения растительного мира, проведения тематических экскурсий, а также как консультативный центр по вопросам правильного разведения и ухода за комнатными растениями. В зимнем саду станции юных натуралистов № 2 на площади 45 квадратных метров собрана ботаническая коллекция, состоящая более чем из 500 экземпляров растений 170 видов из 54 семейств тропических, субтропических растений Австралии, Африки, Северной и Южной Америки, Средиземноморья, Китая, Индии, Японии: Ароидные, Акантовые, Агавовые, Амариллисовые, Бегониевые, Вербеновые, Гераниевые, Кактусовые, Мальвовые, Молочайные, Толстянковые и др.

Здесь можно познакомиться с различными жизненными формами растений: деревьями, кустарниками, травянистыми многолетними и однолетними растениями, лианами, кактусами, эпифитами; на сравнительно небольшой площади собраны разнообразные по форме, окраске, размерам листьев, соцветий, плодов растения.

Таким образом, на Станции юных натуралистов № 2 созданы условия для непосредственного знакомства с живыми обитателями “Зооцентра”, “Зимнего сада”, “Аквацентра”. Здесь можно покормить с руки, погладить, подержать в руках теплое живое существо — все это, помимо психотерапевтического действия — зоотерапии, оказывает мощное эмоциональное воздействие, вызывает восторженное отношение к природе, удивление, помогает активно воспринимать природу, конкретизировать ключевые понятия и важнейшие закономерности окружающего мира: природа живая — неживая, приспособленность, среда обитания, реакция, инстинкт, борьба за существование, естественный отбор, цепи питания, эволюция.

Уголок живой природы в образовательной деятельности

Работа в уголке живой природы станции перспективная, и в целом представляет собой максимально активную форму обучения, воспитания и организации деятельности с обучающимися. Ботаническая и зоологическая коллекции пополняются новыми видами, ведется активная работа по обмену животными и растениями с любителями и образовательными учреждениями. Высокий уровень качества содержания дополнительного образования в уголке природы на станции, профессионализм педагогов, способствуют активному участию воспитанников объединений, а также самих педагогов в конкурсах, фестивалях, соревнованиях муниципального, областного, всероссийского уровней.

Уголок живой природы используется для проведения занятий в объединениях станции, обзорных и тематических экскурсии, лекций, бесед с демонстрацией видеофильмов для обучающихся образовательных учреждений района и города.

В Заводском районе нет школьника, который хотя бы раз не побывал на станции. Цветущим оазисом расположилась она на улице Горьковская, радуя взгляд посетителей буйством красок тропических растений, маня голосами диковинных обитателей.

Станция юных натуралистов №2 в своей деятельности охватывает все возрастные группы детей, начиная с дошкольного возраста и заканчивая старшеклассниками.

Дополняя школу и школьные программы, педагоги станции занимаются теми направлениями экологического образования и воспитания, которые школой в полной мере реализованы быть не могут.

Экологическое образование, воспитание, формирование экологической культуры и мировоззрения – концептуальные задачи работы станции.

Особое положение в жизни станции занимает экскурсионно-просветительская работа. Экскурсии по станции всегда вызывают неподдельный интерес, так как сопровождаются показом богатейшей коллекции животных и растений, и возраст экскурсантов здесь не имеет значения.

Экскурсии на станции юных натуралистов проводятся обзорные — “Экскурсия по “Зимнему саду”, “Экскурсия по “Аквацентру”, “Экскурсия по “Зооцентру” и тематические — “Экология и растения”, “Приспосабливаясь к жизни на Земле”, “Удивительные цихлиды”, “Аквариум – искусственная экосистема”, “Роль растений в жизни человека”, “Удивительные обитатели планеты”, “Карта мира на окне”, “Особенности содержания волнистых попугаев” и т.п.

Современная стратегия развития образования направлена на внедрение инновационных разработок и проектных технологий в образовательную деятельность.

Комплексная программа “Наш дом – планета Земля” реализуемая в системе непрерывного экологического образования для младших школьников – один из таких примеров. Программа Наш дом — планета Земля” рассчитана на поэтапное ознакомление детей младшего школьного возраста со следующими объединениями: “Мой край родной”, “В мире растений”, “В мире животных”, “В мире экологии”, “В мире природы”.

Программа “Наш дом — планета Земля” комплексная, темы занятий в объединениях взаимосвязаны. Дети по объединениям движутся как по ступеням, от простого к сложному, от общего к частному, незаметно совершенствуясь. Комплексный характер программы активизирует процессы самопознания и самовыражения, дает возможность в рамках одной программы попробовать себя в различных видах деятельности, что достигается через непосредственное общение с живыми объектами уголка живой природы: комнатными растениями “Зимнего сада”, зверями, птицами, земноводными, пресмыкающимися “Зооцентра”, рыбками и водными растениями “Аквацентра”. В этом заключается специфика работы в объединениях программы.

Педагоги на занятиях расширяют кругозор детей младшего школьного возраста, закладывают основы мировоззрения, формируют экологические представления, которые в дальнейшем должны составить прочные систематические знания об окружающей среде и бережном отношении к природе, что позволит обучающимся принимать участие в олимпиадах естественнонаучного направления, поможет самоопределиться в выборе дополнительного и профессионального образования.

Занятия в программе “Наш дом-планета Земля” состоят из теоретической и практической деятельности. Теоретическая часть занятия может быть представлена коротким рассказом или беседой с демонстрацией животных, растений и других природных объектов. Практическая деятельность может проводиться в виде проекта, игры-путешествия, наблюдения за живым объектом, проведения опытов, экскурсий, игр и развлечений, зарисовкой с натуры или контурного изображения, которые используются как средство повышения внимания и наблюдательности.

Занятия по дополнительной образовательной программе “Наш дом-планета Земля”, проведение наблюдений, экскурсий, видеолектория, участие обучающихся в научно-практических конференциях, в конкурсах, проводимых Станцией юных натуралистов №2, ставших традиционными — все это формы организации, повышения результативности и популяризации детского экологического творчества и детских натуралистических исследований. При этом роль обучающихся в учебном процессе принципиально меняется: они становятся активными его участниками, а не пассивными наблюдателями, т.е. субъектами познавательной деятельности.

Живой уголок станции юных натуралистов – это еще и центр организации естественнонаучной исследовательской, экспериментальной, практической работы и проектной деятельности детей и подростков в Заводском районе. Исследовательские работы, выполненные обучающимися разных возрастов под руководством педагогов станции, неоднократно становились лауреатами региональных, областных и всероссийских конференций и фестивалей научно-исследовательских работ.

Работа в уголке живой природы учит детей познавать её удивительный мир, развивает навыки терпеливого ежедневного труда и чувство ответственности за тех, кого приручили.

Россельхознадзор / Форум

федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Зарегистрирован: 12/10/2012 15:53:49
Сообщений: 1
Оффлайн

Зарегистрирован: 03/11/2010 20:16:12
Сообщений: 233
Оффлайн

Зарегистрирован: 17/06/2010 09:45:03
Сообщений: 841
Оффлайн

Это сообщение было редактировано 1 раз. Последнее обновление произошло в 15/10/2012 09:25:57

Зарегистрирован: 21/12/2010 23:05:53
Сообщений: 9063
Оффлайн

Уверен, скоро запретят в детском саду детей. Дети- источники травматизма и инфекций. Дабы не подвергать ребенка очевидным рискам, предлагаю содержать их в отдельных стерильных боксах. А наиболее состоятельным в барокамерах.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ «О карантине растений»

Смотрите так же:  Тратить материнский капитал на машину

Статья 14. Карантинные фитосанитарные требования

4. Запрещается применять карантинные фитосанитарные требования для решения задач, не относящихся к карантину растений.

Зарегистрирован: 21/12/2010 23:05:53
Сообщений: 9063
Оффлайн

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ
В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.1.2660-10

видимо отсюда и вопрос.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ «О карантине растений»

Статья 14. Карантинные фитосанитарные требования

4. Запрещается применять карантинные фитосанитарные требования для решения задач, не относящихся к карантину растений.

УГОЛОК ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Уголок живой природы — это не только место для хранения живых растений и животных и для подготовки опытов с ними, но и место для проведения внеурочных и внеклассных занятий. Приучать детей работать в уголке живой природы следует с I класса.

Уголок живой природы может быть в кабинете природове­дения и являться его составной частью. Лучше, если школа располагает отдельной комнатой для его размещения. Это мо­жет быть общешкольный уголок для детей младших и стар­ших классов.

Требования к уголку живой природы.Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нор­мам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать пос­тоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Отбор растений и жи­вотных и определение их количества зависят от конкретных условий школы.

Растения уголка живой природы.Эти растения подбирают­ся в соответствии с учебной программой по природоведению. Наибольшее многообразие представляют комнатные растения.

Комнатные растенияследует подбирать так, чтобы на их примере можно было познакомить учащихся с внешним строе­нием органов растения, способами размножения и проводить разнообразную практическую работу по выращиванию. В угол­ке живой природы следует содержать неприхотливые растения, имеющие эстетичный вид. Наиболее распространенные комнат­ные растения: аспидистра, аспарагус, алоэ, араукария, бегония, бальзамин, камнеломка, колеус, различные виды кактусов, ки­парис, монстера, пеларгония, папоротники, сансевьера, траде­сканция, узамбарская фиалка, фикус, фуксия.

Аспидистра — субтропическое теневыносливое растение, рас­тет при температурах от +22° до +10°. Лучшей почвой для нее является смесь дерновой или торфяной с добавлением песка

(2:1). Аспидистра является очень интересным объектом для изучения в школе. На ней можно показать размножение при по­мощи отрезков корневища с почками. При проведении внеклас­сной работы в IIIклассе по пересадке аспидистры школьники обнаруживают на корневищах большое количество почек. Уча­щиеся проводят интересную работу по размножению почками подземных побегов как одного из способов вегетативного раз­множения. Во время цветения аспидистры можно провести опы­ты по опылению, а затем после созревания семян вырастить аспидистру из семян.

Алоэ древовидное.Объект интересен для изучения листьев, которые запасают большое количество влаги. Алоэ приспособ­лено к жизни в пустыне, способно переносить недостаток влаги и длительную засуху. Поэтому с учащимися IV классов можно провести опыты, выясняющие потребность алоэ в воде. Обиль­ные и частые поливы алоэ останавливают рост, и загнивает корневая система. Размножается алоэ корневыми отпрысками, стеблевыми черенками. Учащимся следует знать, что алоэ ши­роко используется как лекарственное растение.

Бегония— многолетнее тропическое растение с декоратив­ными вегетативными органами и цветками. Светолюбивое и влаголюбивое растение, даже в зимнее время требует оптималь­ного освещения и обильной поливки. Хорошо растут бегонии в богатых питательными веществами почвах, лучше всего — в тор­фяной почве пополам с листвой и крупным речным песком (1:1:1).

Размножаются бегонии чаще всего листом и частью листа,
но можно размножать черенками и семенами. Семена очень мел­
кие, высевают их с января по апрель, проращивают семена при
температуре +20°— Ь25°. Всходы также очень мелкие и тре­
буют тщательной работы при проведении пикировки.

Валлиснерия— водное субтропическое растение. Хорошо’ ук­репляется корнями в грунте аквариума. Листья ярко-зеленые, линейные, конец листа закруглен. Быстро растет, является хо­рошим объектом для размножения в воде побегами (усами), на которых образуются почки. В аквариумах используется четыре вида. На примере валлиснерии можно показать приспособлен­ность листьев для жизни в воде, способность их сопротивлять­ся току воды и сразу же завядать и гибнуть на суше.

Водяной папоротник— водное растение, требователен к све­ту и постоянной температуре воды. Оптимальная температура воды +25°—Ь26″. Высаживают маленькими кустиками на дно аквариума. После укоренения листья быстро растут, на их краях образуются листовые почки, которые отрываются, пла­вают на поверхности или на определенной глубине, и из них вырастают молодые папоротники.

Колеус—декоративное растение, быстро растет в условиях уголка живой природы, Колеус — влаголюбивое растение и хо-

рошо растет при обильном свете. Его выращивают в школе для проведения наблюдений за ростом растений, за изменением окраски листьев в зависимости от освещенности, температуры и состава почвы. Растение размножается черенками, что так-$се можно использовать в школе для организации практической работы.

Пеларгония, или герань, быстро растет как в комнатных условиях, так и в цветнике. Растение имеет хорошо развитую листовую поверхность, хорошо ветвится и обильно цветет. При выращивании пеларгонии в почвах, приготовленных из смесей листовой, дерновой и песка (1:1:1), и обильном поливе растет быстро, и в течение 1,5—2 месяцев из черенков вырастают) цветущие растения. Пеларгония является одним из лучших школьных объектов для ознакомления учащихся со способами вегетативного размножения. В процессе размножения черенка­ми, ухода за ними и молодыми растениями, ведения наблюде­ний за их ростом и развитием учащиеся приобретают умения и навыки, предусмотренные программой.

Риччия, или водяной мох, — светолюбивое растение, быстро растет, свободно переносит колебания температуры от +5° до +25°. Риччия представляет собой ветвящиеся пластинки, плавающие на поверхности воды.

Стрелолист — неприхотливое водное растение, свободно ра­стет в различных аквариумах. Переносит колебание температу­ры воды, Хорошо прикрепляется к грунту, довольно быстро разрастаются вегетативные органы, особенно листья. В аква­риумах листья очень похожи на валлиснерию, только конец листа у стрелолиста более заострен. Плавающие листья соз­дают декоративный водный пейзаж. В середине лета стрело­лист выбрасывает на поверхность воды цветочную стрелку.

Сансевьера — тропическое неприхотливое для выращива­ния в условиях школы растение. Сансевьера светолюбива, требует умеренного полива. Почву для выращивания сансевие-рии готовят в смеси дерновой, листовой и песка (2:1:1). На этом растении можно показать приспособления к определенным ус­ловиям жизни: листья покрыты плотной кутикулой. Сансевье­ра — интересный объект для размножения корневищем и ча­стями листа. Берут крупные (зрелые) листья, делят на части и проращивают в прокаленном чистом влажном песке.

Традесканция — декоративное тропическое растение. Очень быстро растут ее побеги. Традесканция — наиболее выносли­вое комнатное растение, свободно переносит перепады темпе­ратуры и затенение. Она хорошо растет как в почве, так и в водных растворах, поэтому широко используется для озелене­ния школы и для проведения практической работы с учащими­ся IIIклассов по размножению стеблевыми черенками и на­блюдению за ростом. В уголке живой природы можно исполь­зовать несколько видов традесканции.

Хара, или тояняк,— водное растение, переносит резкие ко­лебания температуры, быстро растет и ветвится, образуя раз­росшиеся «кусты» в воде; поэтому необходимо периодически удалять его из аквариума, промывать и делить на более мел­кие кустики.

Элодея канадская растет во всех водоемах европейской ча­сти. Хороший объект Для выращивания в аквариумах, легко переносит пониженную температуру воды.

При использовании в аквариумах водных растений необхо­димо учитывать особенности их внешнего строения и требова­ния к условиям среды. При подборе растений для аквариума учитывается, для каких рыб он создается. Валлиснерию или элодею лучше расположить по углам аквариума. На задней стенке размещают водяной папоротник, на переднем плане — спиралелистную валлиснерию. Из плавающих лучше всего ис­пользовать риччию. Кроме того, важно правильно располо­жить грунт: он не должен занимать все дно аквариума; тол­щина грунта в аквариуме устанавливается в зависимости от размеров корневой системы.

Животные уголка живой природы. В уголке живой приро­ды могут содержаться гидры, моллюски (катушки, физы, пру­довики, беззубки), дафнии, циклопы, плавунцы, личинки пла­вунцов, стрекоз, поденок. Из насекомых — шелкопряды (туто­вый и дубовый), бабочка-капустница, божья коровка и др. Из позвоночных содержатся рыбы, земноводные (лягушки, трито­ны), пресмыкающиеся (ящерицы, черепахи), птицы и мелкие млекопитающие.

Рыбы.Аквариумных рыб необходимо подбирать с учетом особенностей уголка живой природы, размеров аквариума. Для содержания в аквариуме используют холодноводных рыб: ка­рася, красноперку, вьюна, гамбузию, гуппи. Из тепловодных: меченосца, даниорерио, макропода, гурами пятнистого и голу­бого и др. С тепловодными рыбами могут свободно уживать­ся гамбузия, гуппи. Они также свободно переносят недостаток кислорода в аквариуме. Основным правилом по уходу за ры­бами является постоянный контроль за уровнем воды. Доли­вать воду следует не реже одного раза в неделю. Перед этим водопроводную воду необходимо отстоять два-три дня при ком­натной температуре. Полностью заменять воду нужно только в исключительных случаях, и делают это один раз в два-три года. Доливают воду при помощи шланга слабой струей, ста­раясь не взбалтывать Дно, не нарушать сложившийся планк­тон. Стекла от водорослей и слизи очищают щеткой. Перио­дически, путем обламывания, удаляют почерневшие растения и сильно разросшиеся кустики водных растений.

Потемнение и загнивание листьев растений чаще всего про­исходит от недостаточной освещенности аквариума. Пленку пыли и грязи с поверхности воды можно снять белым листом

бумаги, осторожно положив лист на поверхность воды аква­риума и затем быстро подняв его. К нижней поверхности бу­маги прилипают частицы грязи.

Кормление рыб.Лучшим кормом является живой корм, особенно для мальков рыб. Корм для рыб должен быть полно­ценным, и следует строго выдерживать его дозировку при кормлении. Подрастающие мальки и взрослые рыбы питаются маленькими рачками дафниями и . циклопами. Хорошим кор­мом также являются личинки мотыля, комаров разных видов. Широко используется сухой корм (дафнии и мотыли), а так- 1 же гранулированные корма, состоящие из животных и расти­тельных компонентов.

Иногда в условиях школы нет возможности купить корм для рыб, поэтому можно использовать сухое измельченное го­вяжье и рыбье мясо. Кормление рыб производится один-два раза в сутки в определенное время, лучше утром и вечером. Перекорм рыб приводит к заболеваниям, а оставшаяся пища разлагается в воде и загрязняет аквариум. Корм засыпают в определенное место аквариума в кольцо. За поеданием его не­обходимо следить. Важно, чтобы все рыбы активно двигались и хватали корм. Проявление такой активности характерно только для здоровых рыб.

Смотрите так же:  Экологические требования в хозяйственной деятельности

Аквариумныеживотные. В аквариумах, кроме рыб, можно содержать некоторых моллюсков, плавунцов, гидр, пиявок и других беспозвоночных. Все они размножаются яйцами в воде. После кладки яиц через 20—25 суток появляются молодые улитки или личинки насекомых. Из моллюсков лучше всего приспособлена красная форма физы. Она питается водными формами растений, двигаясь по стенкам аквариума. Поедает одноклеточные водоросли и этим очищает аквариум. Катушка роговая также питается водорослями, в основном одноклеточ­ными, поэтому уничтожает большое количество микроскопиче­ских водорослей. Моллюски являются санитарами аквариумов. В школьных аквариумах можно содержать и других моллюс­ков, собранных в местных водоемах, но при этом следует пом­нить, что после вылавливания их нельзя сразу помещать в ак­вариум. Моллюски являются переносчиками различных инфек­ционных заболеваний, поэтому их вначале содержат в чистой воде.

Земноводные.В уголке живой природы можно содержать только некоторых из них: амблистому, иглистого тритона, шпорцевых лягушек. Содержат их в акватеррариумах, где соз­даются условия для погружения в воду и островок, на который животные могут выбраться при необходимости воздушного ды­хания. Для содержания земноводных не требуются особые ус­ловия: температура воды может быть от +12° до +18°, толь­ко для развития из икры молодых особей создают температу­ру + 20″— + 25 U , Лучше всего икру из акватеррариума поме-

стить в отдельные банки с водой и проводить наблюдения за развитием.

При изучении в IIIклассе Темы «Изменения в жизни жи­вотных» используются лягушки. Учащиеся могут сделать сооб­щения о их размножении, развитии и питании. Амблистому и аксолотля можно использовать для проведения наблюдений с учащимися Ш—IV классов во время внеурочной и внеклассной

Пресмыкающиеся. Из класса пресмыкающихся в школе со­держатся черепахи. Для уголка живой природы можно приоб­рести среднеазиатскую черепаху. Содержание черепахи для начальных классов не представляет трудностей. Главным усло­вием для нее является сохранение постоянной подстилки, ме­ста нахождения и температуры воздуха. Летом температура должна быть +20°—Ь28°, а зимой—+20°—+ 22°. Местом для обитания черепахи является террариум или даже ящик. Ста­вить его лучше на деревянную подставку или какое-либо воз­вышение ближе к батарее.

Один раз в месяц черепаху следует промывать, обтирать влажной тряпкой. Для кормления черепах используют свежие овощи; капусту, морковь, салат, а также фрукты. Постоянно давать белый хлеб, булки, смоченные в молоке. В корм чере­пах следует добавлять клевер, листья одуванчиков, вареные имелко нарубленные яйца, мясо. Кроме того, в корм добавляют минеральную подкормку: мел, соль, яичную скорлупу и другие минеральные добавки. Кормят черепах через день.

Птицы. Для содержания птиц в уголке живой природы не­обходимо создать определенные условия, так как птицы в от­личие от земноводных и пресмыкающихся более требовательны к условиям жизни. Птицы более подвижны, у них активный обмен веществ, они совсем не переносят голодание, поэтому их надо часто кормить. Прежде чем закупить птиц для уголка живой природы, необходимо соответственно подготовиться. Из многочисленного количества певчих птиц, которые могут со­держаться в неволе, для школы рекомендуются следующие: чечетки, щеглы, чижи, попугай, канарейки.

Для кормления птиД используют просо и просяную кашу, семена конопли и подсблнечника, вареные измельченные яйца, разную крупу, мучных червей, творог, овощи (тертую морковь, рубленую капусту). Корм можно слегка смочить Подсоленной водой. Кроме указанных кормов, птицам дают минеральные подкормки (толченая яичная скорлупа и ракушняк, костная мука, мел, измельченный кирпич, древесный уголь) и мелко­зернистый песок. Минеральная подкормка должна быть в кор­мушках постоянно. В случае авитаминоза следует добавлять в корм птицам рыбий жир, кормовые дрожжи. Для предупреж­дения заболевания птиц рекомендуется круглый год давать им зелень, особенно весной, летом, осенью.

А* : 83

Птицы изучаются во всех начальных классах, поэтому не­обходимо научить школьников проводить работу по уходу и наб­людению за птицами. Учащиеся III—IV классов должны овла­деть умениями, как кормить птиц, чистить кормушки, вести на­блюдения за их поведением.

Млекопитающие. В .уголке живой природы содержат огра­ниченное количество млекопитающих. Свободно переносят не­волю белки, бурундуки, хомяки, ежи, а также можно содер­жать лабораторных млекопитающих — белых мышей и мор­ских свинок.

В каждой школе в определенном месте учебно-опытного участка можно организовать микрокроликоферму. Содержат млекопитающих в специальных клетках, лучше железных. Для бурундуков клетки делают небольшие, так как они малопод­вижны, особенно зимой. Белки же, наоборот, проявляют боль­шую активность, требуют более свободную клетку-вольеру. В клетке, где находится белка, необходимо сделать специаль­ное устройство для перебежек (перегон).

Хомячки очень разнообразны по окраске и величине. Для их содержания используют небольшие клетки, террариумы, а иногда просто стеклянные сосуды. На дно кладут нарезанную бумагу, вату или ветошь. Из этих материалов они готовят гнездо для потомства.

Морские свинки, как и хомячки, свободно живут и размно­жаются в неволе. Содержать морских свинок также можно в клетке или деревянном ящике.

Кормление млекопитающих зависит от особенностей их ро­тового аппарата. В уголке живой природы содержится боль­шинство грызунов, поэтому следует еженедельно давать моло­дые побеги древесных растений (липы, шелковицы). Кроме того, необходимо постоянно давать свежие овощи (морковь, капусту, свеклу), летом — зеленый клевер и разные травы, зи­мой— сено. Почти все млекопитающие хорошо поедают чер­ный и белый хлеб, яйца, овес и овсяные хлопья, молоко. Для белок нужны орехи, сухофрукты, отваренное мясо. В корм так­же добавляются минеральные подкормки, а зимой — обязатель­но витамины.

Содержание животных в уголке живой природы требует со­блюдения санитарно-гигиенических правил, поэтому нельзя при­носить в школу случайных животных. Правилами Законодатель­ства СССР категорически запрещена покупка животных вне зоомагазина и без проверки ветврача. Для создания нормаль­ных условий животным в уголке живой природы необходимо соблюдать самые элементарные правила:

— проводить тщательную уборку помещений, все остатки
пищи и экскременты выносить в специальных урнах и зака­
пывать в условленном месте;

— в уголке живой природы должны находиться лица, имею-

щие отношение к Их уходу и выращиванию (учитель и уча­щиеся). Посторонние лица могут находиться только в исклю­чительных случаях;

— с целью обеспечения техники безопасности на окнах в
уголке живой природы должна быть металлическая сетка;

— в помещении должна быть вода (водопровод) для про­
ведения влажной уборки и с целью противопожарной безопас­
ности. Форточки необходимо ежедневно открывать для провет­
ривания;

— растения и животные должны периодически дезинфици­
роваться. Санитарной обработке подвергаются клетки, вольеры,
инвентарь.

Все наглядные пособия, а иногда и объекты уголка живой природы сосредоточиваются в кабинете природоведения. Луч­ше, если в школе один из кабинетов начальных классов обо­рудован под кабинет природоведения.

В кабинете природоведения в соответствии с типами на­глядных пособий их сосредоточивают по темам, что позволяет учителю быстро подготовиться к уроку.

Наглядные пособия являются дополнительной информацией для учащихся и во время перерывов, поэтому многие из них выставляются в шкафах и витринах, на них должны быть эти­кетки (коллекции, чучела, биогруппы и т. д.).

В краеведческом уголке кабинета природоведения или класс­ной комнаты должны быть стенды и другие материалы, харак­теризующие объекты природы своей местности, охраняемые ра­стения и животные, иллюстрирующие достижения в области сельского хозяйства и т. д.

Значение уголка живой природы. Уголок живой природы для начальной школы имеет исключительно важное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений при­учают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе.

В процессе длительных наблюдений за растениями и жи­вотными у школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависит их рост и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с окружающей средой, что способствует формированию научного миропонимания явлений и процессов, происходящих в живых организмах.

В настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой природы. Вызвано это тем, что зна­чительно ограничен и регламентирован сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и других наглядных посо­бий. В июне 1980 г. в нашей стране был обсужден и утверж­ден Закон об охране и использовании животного мира. На его основе приняты законы союзных республик. В частности, в

85.

статье 27 этого Закона указывается, что создание живых кол­лекций, а также создание из них чучел, препаратов и т. д. для учреждений и учебных заведений допускается только по раз­решениям, выдаваемым уполномоченным по охране и регули­рованию использования животных и растений.

При создании уголка живой природы необходимо не толь­ко знать, какие объекты следует подобрать для изучения, но и познакомить учащихся с теми, которые категорически запре­щены для сбора. Школьникам III—IV классов уже известны статьи из Конституции СССР и Законодательства об охране окружающей природы, поэтому занятия в уголке живой приро­ды должны иметь экологическую и природоохранную направ­ленность. Это позволит обеспечить не только углубление и рас­ширение природоведческих знаний, но и выполнение различ­ной общественно полезной работы по изучению и охране жи­вой природы своего района, области (края).

Важно, чтобы в уголке живой природы и на учебно-опыт­ном участке выращивались растения, занесенные в Красную книгу, и главным образом те, которые подлежат охране в дан­ной местности. Всю внеклассную и внешкольную работу сле­дует направить на охрану, изучение и умножение охраняемых объектов природы.

Уголок живой природы является важной частью материаль­ной базы в учебно-воспитательном процессе. Он способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранно­го воспитания, формированию научного мировоззрения, воспи­танию научно-атеистических убеждений, привитию детям пат­риотических и нравственных чувств и любви к Родине.

Тщательное планирование уголка живой природы обеспечи­вает выполнение различных видов практических и исследова­тельских работ, способствующих подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний» на уроках природоведения. В процессе работы в уголке живой природы • учащиеся знакомятся с наиболее распространенными профессиями, с людьми труда. В условиях организованного труда школьникам можно показать практическую и политех­ническую значимость различных профессий.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 230 ; Нарушение авторских прав

Author: admin