Завещание ленина шаламов

Завещание Ленина (телесериал)

«Завещание Ленина» — двенадцатисерийный телефильм 2007 года режиссёра Н. Н. Досталя по сценарию Ю. Н.Арабова, биография Варлама Шаламова на основе его рассказов, выпущенная к 100-летию со дня его рождения. Шаламов провёл 17 лет в вишерских и колымских лагерях, куда попал за распространение письма Ленина съезду партии с критикой Сталина, впоследствии названного «Завещанием Ленина».

Шаламов: А что «Новый мир»? Я предлагал им стихи… Мне сказали: простой народ их не поймёт.
Е. П. Северская: Ну, «Юность» читает не простой народ, а молодёжь… — 1960-е

Северская: Сейчас время другое.
Шаламов: Не может быть другого времени, когда люди остались прежними. — 1960-е

З. Вершина обнимает Шаламова.
Шаламов: Послушай, у тебя своя жизнь, не ломай её. Ты знаешь, как передаётся проказа — от одного прикосновения.
Вершина: Ну и всё, значит, я уже заражена.
Шаламов: Я состою из осколков. Раздробила меня колымская лагерная республика. Зачем я тебе, больной старик?
Вершина: Потому что вы настоящий. — 1972

Семья Шаламовых завтракает в день именин Варлама.
Наталья : А какой у Варлуши ангел?
Тихон: Я полагаю, такой же ленивый, как он. Ну уж коли именинник нынче в утку не попал , то пусть зарежет… козлёнка. (Варламу) Не маленький же, тебе почти десять лет. Был бы ты сын алеута, от тебя б давно избавились. Слабый. Никакой. Ветерок подует — и уже простужен. Не жилец, сказали бы про тебя алеуты. (говорят о политике) Народные силы, освобождённые из-под ига самовластия, придут в движение невиданное… Не будет ни тюрем, ни армий, ни полиции…
Наталья: А кто же будет следить за бандитами, если не полиция?
Тихон: А за бандитами будут следить сами граждане и писать об этом в городской совет. Это называется самоуправление. Вот к этому невиданному времени и надо накопить силу, здоровье, запас знаний. И первой на этом пути падёт коза. — 1917

Шаламов (выселяемый из общежития МГУ): Мне ночевать негде.
комендант: Как это негде, на Лубянке переночуешь.
Шаламов: Спасибо за совет, товарищ комендант.

Шаламов: Я хочу сделать важное заявление.
вахтёр на Лубянке: А вы кто?
— Бывший студент Шаламов. У вас томятся мои товарищи, и я не желаю гулять на свободе, покуда они пребывают в застенках.
— Шёл бы ты отсюда, бывший студент.
— Никуда не пойду.
— Чтобы к нам попасть, это заслужить надо. (Выталкивает его на улицу.)

редактор: Ну какая может быть проза в журнале «За промышленные кадры»?
Шаламов: В других журналах говорят то же самое.
— Ладно, давайте сделаем так: вы мне соорудите очерк о рабочем классе, чтоб был трескучий, как январский мороз, а я попробую напечатать [ваш рассказ]. Ну, если, конечно, удастся придумать соус, под которым его можно подать. Как вам нравится это нововведение с ёлкой?
— Это единственное, что мне сегодня нравится.
— А мне не очень. Двадцать лет сидели без ёлки, и ничего. А тут нате – разрешили. (Встаёт на фоне портрета Сталина.) Так, поди, и боженьку разрешат.

Шаламов в магазине встретил знакомого бывшего троцкиста, с которым в 1927 печатал листовки «Завещания Ленина».
«Громобой»: Ты что думаешь, это я тебя тогда сдал?
Шаламов: А кто ж ещё?
«Громобой»: Да не я — объективная необходимость. Вот, знакомься, моя дочь . Думал, может, с ребёнком без очереди дадут.
Шаламов: Здравствуй, как тебя зовут.
— Октябрина.
Шаламов: А этого товарища ?
— Каганович.
«Громобой»: Мы с женой не хотим, чтоб ребёнок отстал от нового времени.

председатель тройки ОСО: Приговор: 5 лет исправительно-трудовых работ.
Шаламов: Последнее слово будет?
председатель: Перед расстрелом скажешь. — 1937

вохровец: Ну что, долго мух считать будем?
з/к: Нечем оправляться.
вохровец (улыбаясь): Тебе советская власть дала возможность посрать от души, а ты саботируешь. Будешь срать и в глаза мне смотреть? (з/к поворачивается, вохровец стреляет ему в затылок) — 1938, «Одиночный замер»

Лупилов (помощник начальника ОЛПа ): Товарищи заключённые, в это трудное время, когда каждый винтик, каждый грамм хлеба идёт на фронт, родная партия и правительство нашли возможность поздравить вас с очередной годовщиной Великой октябрьской социалистической революции! В честь этой знаменательной даты вам будет выдан праздничный завтрак. Ура, товарищи.
з/к (шепчет другому): Это что такое, Адам Иваныч?
— По-моему, что-то жидкое. Кажется, вода.
Шаламов: Это не вода, а кипяток.
раздатчик: Кипяток на пшённой крупе.
Шаламов: Я не вижу крупы.
раздатчик: Очки надень. Следующий.
Лупилов: Чтобы калории лучше усваивались, будете слушать в честь праздника высокую поэзию! Начинай, Хренов.
— Товарищи, в 1929 году мне довелось беседовать с Владимиром Владимировичем Маяковским на общие политические темы. Вот он (показывает портрет в томе стихов). В ходе нашего разговора было рождено великое произведение поэта — «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка» (читает наизусть, запинаясь):
Свела промозглость корчею —
неважный мокр уют,
сидят впотьмах рабочие,
подмокший хлеб жуют.
Но шёпот громче голода —
он кроет капель спад:
«Через четыре года
здесь будет город-сад!»
Через четыре года здесь будет город-сад!! Через четыре года здесь будет город-сад. Блядь. Я жрать хочу, не могу. (падает) Жрать хочу! Дайте жрать! Не могу! Скотина! (плачет)
заключённые (встают и скандируют): Жрать! Жрать! Дайте жрать!
Лупилов: Молчать, суки. Все хотят жрать! Да только нечего! А всё почему? Потому что всё для фронта! А за бузу будем стрелять каждого. — в 7-й серии начальник после попойки объявил подчинённым директиву, что нормы питания заключённых будут снижены

Лупилов (ночью в бараке шепчет Хренову): А ты поймай мне уточку, тогда пожрёшь от пуза.
— Какую уточку?
— Озерцо за бараками знаешь?
— Ну.
— Туда селезень прилетает. Сможешь?
— Смогу.
— И будет тебе тогда «год за два» [1] , как сказал товарищ Маяковский. Кстати, какой он был?
— Жив. Он был псих.

Шаламов: … голоден я был почти всегда. Только сейчас я могу смотреть на бабочку и не хотеть её съесть.

Заключённый Хренов, вокруг которого строится действие одной из серий, не имеет ни малейшего отношения к реальному Ульяну Хренову. это вообще другой человек, однофамилец, которого лагерная администрация выдаёт за Хренова «истинного», вдохновившего В. В. Маяковского на известное стихотворение про «город-сад».
Из чего это следует? Из контекста. Стержневой основой драматургии сериала, его сквозной темой является ложь. Ложь, которая связывает «верхи» и «низы» общества в единое целое. Администрация лагеря врёт измученным заключённым, что непосильную трудовую норму можно выполнить, что стланик — лучшее средство от цинги. Заключённые отвечают лагерной власти тем же . История с Хреновым — того же рода. По заданию администрации он выдаёт себя за Хренова «истинного» и за лишнюю пайку ведёт с зэками просветительскую работу, читая им идеологически выверенного Маяковского (которого, кстати, почти ненавидит — это сказано открытым текстом через уста персонажа: «Не люблю и не читаю»). [2] — ответ на опубликованное письмо Е. И. и М. Е. Выгонов с обвинением в клевете на Хренова

Создатели сериала не только называют фамилию реального человека, не только используют факты его биографии, но, надеясь, видимо, на то, что защитить «колымского доходягу» будет некому, сознательно клевещут на него. А уж объяснения Юрия Николаевича по поводу однофамильца заключённого наводят на вопрос: а смотрел ли он сам свой сериал? Где это в фильме? Да такого «задания» и не могло быть, что понимает всякий, кто изучал историю сталинских лагерей. Контекст выживания, борьбы, страдания реальных людей, мне кажется, гораздо важнее эфемерных и часто спекулятивных концепций. Сказали бы уж честно, что плевать создателям на всех этих хреновых, реальных и выдуманных, просто не могли упустить случая, чтобы «крепко и ой как крепко» ударить по «идеологически выверенному» Маяковскому и энтузиастам «города-сада». [2]

Смотрите так же:  Расчет неустойки по государственному контракту 44-фз

… сериал несколько более мастеровитый, чем обычная телепродукция (как-никак Досталь), но не дотягивающий, конечно, до шаламовской антиэстетики, до его чудовищной точности и ледяной ненависти. Это продукция уровня «Штрафбата», предыдущей работы Досталя, которую от неожиданности перехвалили, даром что она очень ходульна и безвкусна. А понадобился сегодня Шаламов, как ни странно, для очередного развенчания русской революции — картина ведь называется не «Гнусность Сталина», а «Завещание Ленина». Вот оно, получается, завещание-то. Вот что Ленин-то нам оставил [3] , вот к чему с фатальной неизбежностью приводят любые попытки изменить общество и человека. То есть дихотомия наконец сформулирована: либо любите такую стабильность, какая есть, либо будет вам ГУЛАГ. Авторам невдомёк, что ГУЛАГ и есть изнанка стабильности: пока ТУТ была стабильность, ТАМ была Колыма. Шаламов привлечён для иллюстрации тезисов, стопроцентно ему враждебных: он весь стоит на жажде полной и окончательной революции, которая отменила бы прежнего человека как он есть, а с помощью его дикого, неинтерпретируемого в человеческих терминах опыта нам доказывают именно абсолютность и безальтернативность этого самого человека: шаг влево, шаг вправо — ГУЛАГ.
То есть и после смерти не повезло.

… по крайней мере, в наиболее важных смысловых сценах — представляет, по моему мнению, типичнейший образец так называемого постмодернизма с его снижением всего и вся, со всевозможными цитатами и каламбурами, с меланхолической иронией, с вызывающей провокативностью и даже цинизмом.
Разумеется, Ю. Арабову и Н. Досталю было бы трудно на протяжении всех двенадцати часов выдержать одну монотонную линию, заявленную в заставке-рефрене. Вероятно, поэтому они вставили в сериал немалое число эпизодов откровенно анекдотического характера.
в некоторых сценах поразительное стилистическое сходство с… пародиями-анекдотами Д. Хармса на тему «Однажды приходит Гоголь к Пушкину».
Повод дала прежде всего сцена визита молодого Шаламова к Л. Д. Троцкому (действие по фильму происходит в 1927 году). Я, извините, сильно хохотал над этим эпизодом, потому он резко вываливался из, казалось бы, трагической интонации всего сериала и своей абсолютной неправдоподобностью открывал один из секретов «творческой лаборатории» авторов.
Троцкий, оказывается, проживает сейчас «на квартире наркома Белобородова» . Входят молодые люди в подъезд и спрашивают у вахтёра, переодетого гепеушника, сначала Белобородова, а потом Троцкого. А гепеушник, сообразив, что перед ним наивные студенты, сбегав наверх, докладывает: «Лев Давидович сейчас занят. Он играет в шахматы с Анатолием Васильевичем Луначарским. Разыграна индийская защита, но до эндшпиля ещё очень далеко». Студенты разворачиваются восвояси.
в 1927 году Троцкий уже давно был в принципиальной политической ссоре с Луначарским и не мог с ним сидеть ни за каким столом.
Эпизод объясняется, на мой взгляд, проще: именно упоминанием, в одной семантической связке, фамилий Л. Д. Троцкого и А. Г. Белобородова. Это одна из скрытых аллюзий фильма, адресованная не «быдлятнику» . Троцкий и Белобородов были самым прямым образом причастны к расстрелу царской семьи…
как же было её обойти в сериале, претендующем раскрыть русскую трагедию XX века? Хотя бы лёгким намёком сказать:
«Мы, авторы, тоже понимаем, откуда, от каких дьяволов, всё пошло. И то, что молодой Шаламов и его друзья тянулись к этим дьяволам, лишний раз говорит о том, как наивны и слепы они были».
Ведь если посмотреть серии, посвящённые дореволюционной России, то в них как раз — об истоках «дьяволиады», обрушившейся на благообразную и богомольную страну.
По крайней мере, все «анекдоты» соответствуют общей установке сериала — на исправление прошлого и на исправление самого Шаламова (и его текстов, и его линии поведения).
Чисто шаламовских, образов — в фильме почти нет. Их заменяют, как правило, досочинённые за писателя устрашающе преувеличенные «картинки».
Не поняли авторы Шаламова — ни молодого, ни зрелого, ни позднего, не поняли ни как личность, ни как писателя.
В сущности, авторы фильма — и в общем замысле сериала, и в частных эпизодах, особенно тех, что относятся к последним годам жизни писателя, — воспроизводят и повторяют старые диссидентские бредни, родившиеся на пресловутых «кухнях». (На более строгом социологическом языке это можно назвать трансляцией клише или стереотипов сознания либеральной фронды позднего периода существования СССР).

Нельзя не заметить, что в биографической ленте практически отсутствуют три фигуры, встречи с которыми были, по собственному признанию Шаламова, главными в его послелагерной жизни, — имею в виду Б. Пастернака, Н. Мандельштам, А. Солженицына (Пастернак и Солженицын проходят упоминаниями, Н. Я., кажется, отсутствует вовсе). Рискну предположить, что их появление прорвало бы типажную эстетику фильма, в основе которой, если очень обобщать, антропология людей адаптирующихся и адаптировавшихся, так сказать, слившихся с местностью или, в другом плане обсуждения, с типовыми ожиданиями зрителей. Единственное исключение здесь — но и оно, по понятным причинам, неполное — сам Шаламов.
Фильм Досталя не ставит себя в отношение ко всему предыдущему кино, тогда как проза Шаламова именно что ставит, и в самое радикальное («ненавижу литературу»). Поэтому фильм повествователен, но не рефлексивен, — он не рефлексирует позицию ни повествователя, ни персонажа, ни зрителя. Последнему предлагается отождествиться со зрелищем, то есть оставаться зрителем, который может сопереживать, однако — по самому построению зрелища в данном случае — не имеет возможности встать в собственное отношение к происходящему. [4]

Варлам Тихонович Шаламов

Обсуждение Шаламов Варлам:

ЧИТАТЬ, ЧИТАТЬ и ЕЩЁ раз ЧИТАТЬ надо произведения таких великих писателей-историков.

О жизни Варлама Шаламова смотрите сериал «Завещание Ленина» — 12 серий. ВДЛ.

Досматриваю сериал,практически все серии — в слезах.обязательно прочту его произведения
Отдельное спасибо сайту,всегда в удобном формате можно скачать нужную литературу.

Просто неймовірно через який жах пройшов автор

фильм досмотрел.власть сучья. какие же твари!

Просто неймовірно через який жах пройшов автор

На Шаламова иногда ссылается Солженицын А. И. в «Архипелаг ГУЛАГ» . Очень советую прочитать эту скрытую от истории правду о СССР, и в частности о Сталине.

06.09.2016 19:49 pegow51: Шаламов Варлам

Жуткая и ужасная правда. Тяжёлая жизнь. Достойный автор!

13.12.2016 05:36 liuda.filatkina: Шаламов Варлам

Пока очень скупо говорят о терроре, о преступлениях против народа в 30 годы. Пожалуй, только в Томске есть музей НКВД. Шаламов Варлам пишет целомудренно, с кровоточащим сердцем о своей загубленной жизни. Он прошел эти круги ада гордо, Человеком, и его нравственный подвиг в том, что он еще и рассказал об ужасах советских концлагерей.

18.06.2018 19:17 Sonnjashka: Шаламов Варлам

Писатель и Человек. Только так его нужно воспринимать. Его предостережение о блатной романтике, о ее привлекательной порочности и недопустимости — в виде стихов, песен и пр. как нельзя более актуально сейчас, когда псевдо-шансон заполонил эстраду.

Шаламова открыл для себя в сорок лет. Прочитал всю его прозу. К сожалению, это чтение почти убило остатки моих коммунистических убеждений. Последняя защита, типа, православная или католическая церковь вон сколько людей погубила во времена оные, а многие люди всё равно в христианство верят и даже в эти же церкви вступают. Однако сам Шаламов так и остался до своей смерти правоверным коммунистом (несталинцем, конечно). Как ему это удалось, после прожитого и написанного?

Шаламов Варлам Тихонович

Писатель Варлам Шаламов родился в Вологде в семье священника Тихона Николаевича Шаламова и его жены Надежды Александровны. В 1914 г. поступил в гимназию имени Александра Благословенного г. Вологды. В 1923 г. окончил единую трудовую школу второй ступени №6, располагавшуюся в бывшей гимназии. В 1924 г. уехал из Вологды и поступил на работу дубильщиком на кожевенный завод г. Кунцево Московской области.

Смотрите так же:  Аспирантура входит в стаж работы

В 1926-м поступает по направлению от завода на 1-й курс Московского текстильного института и одновременно по свободному набору на факультет советского права Московского государственного университета. Выбирает МГУ.

19 февраля 1929 г. арестован при облаве в подпольной типографии при печатании листовок под названием «Завещание Ленина». Получает за это как «социально-опасный элемент» 3 года заключения в лагерях. После содержания в Бутырской тюрьме прибывает с этапом в Вишерский лагерь (Северный Урал). Работает на строительстве Березниковского химкомбината под руководством Э.П.Берзина, будущего начальника колымского Дальстроя. В лагере встречается с Галиной Игнатьевной Гудзь, будущей первой женой (поженились в 1934).

В октябре 1931 г. освобожден из исправительно-трудового лагеря, восстановлен в правах. В 1932 возвращается в Москву и начинает работать в профсоюзных журналах «За ударничество» и «За овладение техникой», с 1934 – в журнале «За промышленные кадры».

В 1936 г. Шаламов публикует первую новеллу «Три смерти доктора Аустино» в журнале «Октябрь» №1.

13 января 1937 г. писатель арестован за контрреволюционную троцкистскую деятельность и вновь помещен в Бутырскую тюрьму. Особым совещанием осужден на 5 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях с использованием на тяжелых работах. 14 августа с большой партией заключенных на пароходе прибывает в бухту Нагаево (Магадан). До декабря 1938 г. работает в золотодобывающих забоях прииска «Партизан». В декабре 1938 г. арестован по лагерному «делу юристов». Находится в следственной тюрьме в Магадане («Дом Васькова»), после чего переведен в тифозный карантин магаданской пересыльной тюрьмы. С апреля 1939 по май 1943 работает в геологоразведочной партии на прииске «Черная речка», в угольных забоях лагерей «Кадыкчан» и «Аркагала», на общих работах на штрафном прииске «Джелгала».

В мае 1943 г. арестован по доносу солагерников «за антисоветские высказывания» и за похвалу в адрес писателя И.А. Бунина. 22 июня 1943 г. на суде в пос. Ягодном осужден за антисоветскую агитацию на 10 лет лагерей. Осенью 1943 г. в состоянии «доходяги» попадает в лагерную больницу «Беличья» близ пос. Ягодное. После выписки работает в шахте на прииске «Спокойный». Летом 1945 тяжело больным находится в больнице «Беличья». С помощью сочувствующих медиков выходит из предсмертного состояния. Остается временно в больнице культоргом и подсобным рабочим.

Осенью 1945 г. работает с лесорубами в тайге на зоне «Ключ Алмазный». Не выдержав нагрузки, решается на побег. В наказание направляется на общие работы на штрафной прииск «Джелгала». Весной 1946 г. находится на общих работах на прииске «Сусуман». С подозрением на дизентерию вновь попадает в больницу «Беличья». После выздоровления с помощью врача А.М. Пантюхова направляется на учебу на курсы фельдшеров в лагерную больницу на 23-й километр от Магадана. После окончания курсов направляется на работу фельдшером хирургического отделения в Центральную больницу для заключенных «Левый берег» (пос. Дебин, 400 км от Магадана). Доработает фельдшером в поселке лесорубов «Ключ Дусканья». Начинает писать стихи, вошедшие затем в цикл «Колымские тетради». В 1950 – 1951 гг. работает фельдшером приемного покоя больницы «Левый берег».

13 октября 1951 г. срок заключения окончен. В последующие два года по направлению треста «Дальстрой» работает фельдшером в поселках Барагон, Кюбюма, Лирюкован (Оймяконский район, Якутия), чтобы заработать деньги для отъезда с Колымы. Продолжает писать стихи и написанное отправляет через знакомого врача Е.А. Мамучашвили в Москву к Б.Л. Пастернаку. Получает ответ. Начинается переписка двух поэтов.

12 ноября 1953 г. возвращается в Москву, встречается с семьей. Сразу же встречается с Б.Л. Пастернаком, который помогает установить контакты с литературными кругами. В 1954 г. Шаламов начинает работу над первым сборником «Колымские рассказы». К этому же времени относится расторжение брака с Г. И. Гудзь.

В 1956 г. переезжает в Москву, заключает брак с О.С. Неклюдовой. Работает внештатным корреспондентом журнала «Москва», Публикует первые стихи из «Колымских тетрадей» в журнале «Знамя», №5. В 1957 — 1958 гг. переносит тяжелое заболевание, приступы болезни Меньера, лечится в Боткинской больнице.

В 1961 г. издает первую книжку стихов «Огниво». Продолжает работать над «Колымскими рассказами» и «Очерками преступного мира». В 1964 г. издает книгу стихов «Шелест листьев». Год спустя завершает сборники рассказов колымского цикла «Левый берег» и «Артист лопаты».

В 1966 г. Шаламов разводится с О.С. Неклюдовой. Знакомится с И.П. Сиротинской, в ту пору сотрудницей Центрального государственного архива литературы и искусства.

В 1966 – 1967 гг. создает сборник рассказов «Воскрешение лиственницы». В 1967 г. издает книгу стихов «Дорога и судьба». В 1968 – 1971 гг. работает над автобиографической повестью «Четвертая Вологда». В 1970 — 1971 гг. – над «Вишерским антироманом».

В 1972 г. на Западе, в издательстве «Посев», были опубликованы «Колымские рассказы». Шаламов пишет письмо в «Литературную газету» с протестом против самовольных незаконных изданий, нарушающих авторскую волю и право. Многие коллеги-литераторы воспринимают это письмо как отказ от «Колымских рассказов» и порывают отношения с писателем.

В 1972 г. Шаламов издает книгу стихов «Московские облака». Принят в Союз писателей СССР. В 1973 – 1974 гг. работает над циклом «Перчатка, или КР-2» (заключительным циклом «Колымских рассказов»). В 1977 г. издает книгу стихов «Точка кипения». В связи с 70-летием представлен к ордену «Знак почета», но награды не получает.

В 1978 г. в Лондоне, в издательстве «Overseas Publications», выходит книга «Колымские рассказы» на русском языке. Издание осуществлено также вне воли автора. Здоровье Шаламова резко ухудшается. Начинает терять слух и зрение, учащаются приступы болезни Меньера с потерей координации движений. В 1979 г. с помощью друзей и Союза писателей направляется в пансионат для престарелых и инвалидов.

В 1980 г. получил известие о присвоении ему премии французского Пен-клуба, но премии так и не получил. В 1980 — 1981 гг. — переносит инсульт. В минуты подъема читает стихи навещавшему его любителю поэзии А.А. Морозову. Последний публикует их в Париже, в «Вестнике русского христианского движения».

14 января 1982 г. по заключению медкомиссии переводится в пансионат для психохроников. 17 января 1982 г. умирает от крупозного воспаления легких. Похоронен на Кунцевском кладбище г. Москвы.

Биография составлена И.П.Сиротинской, уточнения и дополнения – В.В. Есипов.

«Завещание Ленина»: весь ужас ГУЛАГа в 12 сериях

На канале «Россия» начинается показ фильма «Завещание Ленина». Он снят по «Колымским рассказам» Варлама Шаламова, который сам почти 20 лет провел в лагерях.

Те, кто снимал «Завещание» получили сразу несколько престижных премий. Среди них — «Золотой Орел», «Ника».

Сериал «Завещание Ленина» стал телевизионным событием сезона уже в июне 2007 года. Академики ТЭФИ назвали тогда его лучшим художественным телефильмом года. Показанный на телеканале «Россия», он стал первым фильмом, снятым по произведениям Варлама Шаламова.

Два года спустя, 12-серийная лента, которую называют приговором эпохе, снова в телеэфире.

«Это не то, что покаяние. Это осмысление того времени, в котором жили отцы и деды. Его не было. И я до сих пор не чувствую, что мы четко и зорко рассмотрели свою историю», — признаётся режиссёр фильма Николай Досталь.

Этот фильм, приуроченный к 100-летию писателя, снимали с предельной документальностью. Перед съемками создатели побывали в Музее ГУЛАГа, где изучали предметы нехитрого колымского быта. Лагерные бараки с нарами воссоздавали по рисункам заключенных. Достоверность получилась пугающей, признавался, сыгравший молодого Шаламова, актер Владимир Капустин.

«Пока ставили свет, я лежал и думал: вот так неделю — и не выдержу!» – вспоминает заслуженный артист России Владимир Капустин.

В основу телевизионной экранизации легли знаменитые шаламовские «Колымские рассказы», история трагической судьбы писателя и воспоминания тех, кто прошел через испытания сталинских лагерей.

В 1966 году сотрудница литературного архива Ирина Сиротинская, зная, что за Шаламовым ведется слежка, предложила спрятать все его литературное наследие.

Смотрите так же:  Рейтинг страховых компаний осаго 2019 в ярославле

— Можно я это возьму с собой?
— Рискните.

«Когда я к нему пришла, он посмотрел на меня как рентген, но совесть моя была чиста, я действительно хотела спасти. Ведь придут и конфискуют», — рассказывает Ирина Сиротинская, бывшая научная сотрудница Государственного архива, а ныне исследователь и публикатор наследия Шаламова.

Шаламова часто называют «Данте советского времени». Он прошел все круги сталинского ГУЛАГа и отстоял право называться Человеком. Об этом фильм «Завещание Ленина», который снова увидят зрители телеканала «Россия».

Я видел все: песок и снег,
Пургу и зной.
Что может вынесть человек –
Все пережито мной.

И кости мне ломал приклад,
Чужой сапог.
И я побился об заклад,
Что не поможет Бог.

Первую серию телефильма «Завещание Ленина» смотрите 1 декабря в 22.55 на канале «Россия».

Завещание Ленина — 3 серия

Фильм посвящается 100-летию со дня рождения Варлама Шаламова. Автор автобиографических «Колымских рассказов» Варлам Шаламов провел 17 лет в лагерях на Колыме, куда он попал за распространение письма Владимира Ленина съезду партии с критикой Сталина. Впоследствии именно это письмо и назвали «Завещание Ленина». Но сталинский режим карает молодого коммуниста, и он надолго оказывается в магаданском лагере..Фильм стал лауреатом премии «Золотой орёл» за 2007 год в номинации Лучший телевизионный сериал (более 10 серий). Кинокомпания Мак-Дос при участии Эталон-фильм

Год выпуска: 2007

Жанр: историческое кино, драма, биографии

Режиссер: Николай Досталь

В ролях: Александр Трофимов, Сергей Баталов, Роман Мадянов, Ирина Муравьева, Владимир Капустин, Александр Яценко, Валерий Золотухин, Владимир Конкин, Игорь Класс, Данила Козловский.

«Завещание Ленина» появилось из-за мистического совпадения

1. Сериал снят по мотивам «Колымских рассказов» Варлама Шаламова . В центре сюжета — судьба самого писателя, проведшего 17 лет в ГУЛАГе. Свой первый срок он получил в 1929 году за распространение «Завещания Ленина »*. Три года в лагерях на Урале . Потом, в 1937 году, — за антисоветскую пропаганду. На этот раз на Колыме . А в 1943 году третий срок — за то, что назвал Бунина классиком русской литературы.

Сын потомственного православного священника, интеллигентный юноша мечтал все эти годы лагерей только об одном: чтобы невзгоды и лишения не убили в нем человека. После освобождения писатель долго не мог вернуться в Москву . Работал на Колыме, в Калининградской области, в Подмосковье .

Когда в 1956* году он сумел-таки вернуться в столицу, это был уже тяжело больной одинокий человек.

Шаламов всегда был неугоден власти, которая видела в нем угрозу. Последние годы жизни он провел в доме престарелых и инвалидов Литфонда. Писал и здесь. И был явно не ко двору. Тяжелобольного, ослепшего и подхватившего простуду писателя в конце концов попытались сдать в психушку. Приехали санитары. Раздетого и беспомощного, температурящего Шаламова уложили на носилки, отправили в промерзшую «Скорую», а после оставили в холодном приемном покое на несколько часов. Через несколько дней писатель умер от воспаления легких.

2. Режиссер 12-серийного фильма Николай Досталь давно был впечатлен «Колымскими рассказами» Шаламова и мечтал их экранизировать. В конце концов его подтолкнул к съемкам почти мистический случай. Однажды он вышел на балкон собственного дома и понял: в здании напротив в свое время жил Варлам Шаламов. Режиссер воспринял это как знак судьбы.

За 17 лет лагерей Варлам Шаламов из 22-летнего юноши превратился едва ли не в старика. Поэтому в сериале его роль играют сразу три актера: детские годы — Марк Наассан, молодость — Владимир Капустин , зрелые годы — Игорь Класс. Владимир Капустин, кстати, до роли Шаламова был известен широкому зрителю в основном по детективным сериалам, так что здесь ему пришлось показать себя совершенно с другой стороны. Чтобы преемственность была убедительной, гримеры по нескольку часов накладывали актерам сложный грим.

3. В фильме засветились многие известные артисты — Ирина Муравьева , Сергей Баталов, Роман Мадянов, Ирина Розанова и др . Но это были роли не центрального плана, а скорее второго или даже эпизодические. Такова была установка режиссера: для главных ролей специально подбирались люди, за которыми у зрителя не потянулся бы длинный ассоциативный ряд.

* — Письмо Ленина к съезду компартии с критикой Сталина впоследствии получило название «Завещание Ленина».

«Завещание Ленина», вторник — четверг, вечер, Россия.

Фрагменты сериала «Завещание Ленина»

На канале «Россия» вновь показывают нашумевший сериал. Мы собрали интересные факты о фильме.

Завещание Ленина (телесериал)

Мак-Дос при участии Эталон-фильм

6 сдвоенных серий по 1 ч. 25 мин.

«Завеща́ние Ле́нина» — 12-серийный художественный телефильм, 2007 года.

Фильм посвящается 100-летию со дня рождения Варлама Шаламова. Автор автобиографических «Колымских рассказов» Варлам Шаламов провёл 17 лет в лагерях на Колыме, куда он попал за распространение письма Владимира Ильича Ленина съезду партии с критикой Сталина. Впоследствии именно это письмо и назвали «Завещанием Ленина». Сталинский режим карает молодого коммуниста, и он надолго оказывается в магаданском лагере.

Фильм снят по мотивам произведений Варлама Шаламова и рассказывает о его жизни и бесчеловечных условиях в колымских ИТЛ.

  • 2007 — приз «Золотой орёл» в номинации Лучший телевизионный сериал (более 10 серий)
  • «Завещание Ленина» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • «Вторые палачи, или Ложь в стержне» — переписка об одном из аспектов исторической достоверности сериала, опубликованная на страницах «Литературной газеты».
  • «Что завещал Ленин и что — Шаламов?» — заметки шаламоведа Валерия Есипова, цитируемого в сериале

Ожидаются похолодание и снег • Человек с аккордеоном • Шура и Просвирняк • Я в полном порядке • Облако-рай • Маленький гигант большого секса • Мелкий бес • Полицейские и воры • Гражданин начальник • Стилет • Штрафбат • Коля — перекати поле • Завещание Ленина • Петя по дороге в Царствие Небесное • Раскол

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Завещание Ленина (телесериал)» в других словарях:

Завещание Ленина — (телесериал) Письмо к съезду В. И. Ленина (к XIII съезду РКП(б), «Завещание» Ленина) Список значений слова или словосочетания со ссылка … Википедия

Штрафбат (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Штрафбат (значения). Штрафбат … Википедия

Раскол (телесериал, 2011) — У этого термина существуют и другие значения, см. Раскол. Раскол … Википедия

Гражданин начальник (телесериал) — Гражданин начальник Жанр детективный фильм криминальный фильм В главных ролях Юрий Степанов Егор Бероев Дмитрий Назаров Роман Мадянов Композитор Алексей Шелыгин … Википедия

Досталь, Владимир Николаевич — Владимир Николаевич Досталь (15 апреля 1942, Ашхабад) российский продюсер, советский режиссёр. Генеральный директор киностудии «Мосфильм» (1987 1998). Вице президент международной федерации ассоциаций кинопродюсеров. Член Союза… … Википедия

Досталь, Николай Николаевич — Николай Досталь Имя при рождении: Николай Николаевич Досталь Дата рождения: 21 мая 1946(1946 05 21) (66 лет) Место рождения: Москва, СССР … Википедия

Корниченко, Вячеслав Васильевич — Корниченко Вячеслав Васильевич Род деятельности: актер Дата рождения: 22 октября 1978(1978 10 22) (34 года) Место рождения … Википедия

Проект:Кино/Списки/Список телесериалов России — Список телесериалов России (выпущенных начиная с 1992 года). # А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т … Википедия

Баталов, Сергей Феликсович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Баталов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Баталов, Сергей. Сергей Баталов Имя при рождении: Сергей Феликсович Баталов Дата рождения: 19 апреля 1957( … Википедия

Список телесериалов России — (выпущенных начиная с 1992 года). # А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х … Википедия

Author: admin