Закон о защите прав животных

Подписан закон о защите животных

Президент подписал Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 19 декабря 2018 года и одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом регулируются отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

При этом предусматривается, что его положения не применяются к отношениям в области охраны и использования животного мира, отношениям в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, отношениям в области аквакультуры (рыбоводства), отношениям в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, отношениям в области содержания и использования сельскохозяйственных и лабораторных животных.

Федеральным законом определяются полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с животными, а также устанавливаются требования к содержанию и использованию животных, в том числе домашних и служебных животных, и требования к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельца.

Предусматривается, в частности, что животные должны быть защищены от жестокого обращения, запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, устанавливаются требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях, к приютам для животных и так далее.

Кроме того, Федеральным законом регулируются вопросы государственного надзора и общественного контроля в области обращения с животными, а также вводится ответственность за нарушение установленных Федеральным законом требований.

Статус материала

Опубликован в разделе: Документы

Дата публикации: 28 декабря 2018 года, 13:10

Обзор закона о защите животных – что грозит живодерам?

В России вступил в силу закон о защите животных от жестокого обращения. Поправки в Уголовный кодекс предусматривают ужесточение ответственности для живодеров.

Другие нововведения — Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на защиту животных от жестокости человека, принят Госдумой 18 февраля 2018 года. Актуальный текст документа можно скачать в конце статьи Последние новости и аналитика в статье takovzakon.ru.

Жестокое обращение с животными – определение

За разработку данного закона депутаты взялись после многочисленных петиций и митингов с призывами оградить животных от расправ. О необходимости ввести более жесткие санкции за такие преступления заявил и президент России Владимир Путин.

Особую остроту вопрос приобрел после резонансного случая в Хабаровске: две девушки убивали животных и выкладывали сцены расправ в интернет. По решению суда «живодерки из Хабаровска» сегодня отбывают срок в колонии. Общественность посчитала неоправданно мягким приговор за убийства животных – конкретно по этой статье девушки приговорены к обязательным работам, реальный срок лишения свободы они получили за другие вменяемые им преступления (разбой, оскорбление чувств верующих и унижение человеческого достоинства).

Проект закона об изменениях в статью 245 Уголовного кодекса РФ и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ был готов к ноябрю 2017 года, а 13 декабря депутаты Госдумы уже приняли закон о жестоком обращении с животными в окончательном чтении. В день опубликования, 20 декабря, новый закон вступил в силу.

Актуальная версия УК РФ трактует жестокое обращение с животными как совершенное по корыстным мотивам или из хулиганских побуждений действие:

  • с намерением причинить животному боль или страдание;
  • ставшее причиной его гибели или увечья.

Новый квалифицирующий признак, который содержит обновленная статья 245 УК РФ, – жестокое обращение с животными «в целях причинения ему боли и (или) страданий».

Насколько ужесточил наказание закон о защите животных?

В 2018 году виновный в издевательствах над животными может получить тюремный срок до трех лет. Такой приговор последует при наличии в уголовном деле отягчающих обстоятельств или в случае, если подсудимый ранее уже совершал аналогичные деяния.

В зависимости от характера преступления, степени его опасности для общества, личности обвиняемого суд может принять иное решение:

  • взыскать до 80 000 рублей штрафа либо полугодовой доход осужденного;
  • назначить обязательные или исправительные работы (до 360 часов и до одного года соответственно);
  • ограничить свободу до 12 месяцев;
  • заключить под стражу на полгода.

В Кодексе об административных правонарушениях РФ не предусмотрена ответственность за негуманное отношение к животным, но соответствующий пункт содержат некоторые региональные КоАП.

Максимальный срок по статье 245 УК РФ

Более жесткая санкция, вплоть до отбывания в колонии от трех до пяти лет (до внесения правок – до двух лет), последует при наличии таких признаков:

  • преступление совершено с подельниками;
  • свидетелем насилия стал малолетний или в ходе расправы преступники проявили особую жестокость (перенесены из другой части данной статьи УК РФ);
  • трансляция сцен истязания животного и демонстрация последствий преступления в СМИ, интернете и на других площадках;
  • массовый характер убийства животных.

Последние два пункта ввел новый закон о жестоком обращении с животными, в прежней версии УК РФ их не было.

Подобные преступления законодатели перевели в категорию средней тяжести по причине значительного ущерба, который они наносят общественной морали. Вместо дознавателей расследованием таких дел будут заниматься следователи органов внутренних дел – соответствующая поправка внесена в УПК РФ.

Альтернативные тюремному заключению санкции:

  • штраф от 100 000 до 300 000 рублей или в сумме дохода, полученного подсудимым за годовой или двухлетний период;
  • исправительные работы до двух лет (предыдущая версия УК РФ предусматривала обязательные работы до 480 часов);
  • принудительные работы до пяти лет (до внесения изменений – до двух лет).

Текст ст. 245 УК РФ с изменениями и с комментариями опубликован на портале правовой информации «Гарант».

Другие нововведения

Новый закон о защите животных в России также внес поправки в статью 258.1 УК РФ, регулирующую ответственность за незаконную добычу ценных диких животных: теперь публичная демонстрация уголовно наказуемого деяния повлечет за собой наказание в виде отбывания реального срока в колонии до пяти лет со штрафом до 2 млн рублей.

Закон об ответственном обращении с животными

В 2018 году Государственная дума рассмотрела еще один долгожданный законопроект (Проект № 458458-5), который включает требования по содержанию бездомных животных в приютах, диких – в питомниках; обязанности, которые должны выполнять владельцы домашних животных, правила выгула собак и другие требования. Это проект так называемого закона «Об ответственном обращении с животными». В 2018 году 18 декабря прошло второе и третье слушание документа. Закон принят.

Судьбу этого проекта законодатели не могут решить с 2010 года: после одобрения в марте 2011-го первой редакции закона последовал многолетний перерыв, работа возобновилась в 2016-м, но документ застрял в думских комитетах и вышел на второе чтение только в 2018 году.

Дело дошло до того, что недовольные бездействием властей зоозащитники объявили в ноябре 2017 года бессрочную голодовку у стен Госдумы.

Проект Федерального закона «об ответственном обращении с животными» ­– текст — закон об ответственном отношении к животным, принятый в третьем чтении (№ 458458-5)

Впрочем, один пункт данного проекта закона – запрет натравливать охотничьих собак на привязанную дичь (контактная притравка) – в 2017 году депутаты выделили в отдельный документ в виде поправок к закону об охоте. Решение по инициативе, одним из авторов которой стал спикер Госдумы Вячеслав Володин, было принято в короткие сроки – со дня регистрации в нижней палате (6 декабря) до одобрения в третьем чтении (21 декабря) прошло чуть более двух недель. Но на ужесточение закона об охоте не пошли сенаторы: Совет Федерации отклонил документ, предложив собрать согласительную комиссию для его доработки.

Права животных | ЗАЩИТИМ ЗАКОНОМ

Присоединяйтесь к нам!

6 015 записей предложить новость

Путин подписал закон о гуманном обращении с животными

Президент России Владимир Путин подписал закон об ответственном обращении с животными, соответствующий документ опубликован на интернет-портале правовой информации. Показать полностью…

Закон «Об ответственном обращении с животными» был внесен в Госдуму осенью 2010 года и принят в первом, концептуальном чтении в марте 2011 года. Осенью 2016 года президент России Владимир Путин обратил внимание на важность его принятия и дал соответствующее поручение правительству РФ.

Закон предусматривает меры по защите животных от жестокого обращения, а также по обеспечению безопасности и законных интересов граждан при взаимодействии с животными. Документ полностью запрещает умерщвление животных под каким бы то ни было предлогом, предусматривает создание специальных приютов, запрещает бои с участием животных. Также вводится запрет на избавление от животных без передачи их новому владельцу или помещения в приют, вводится запрет на содержание животных в барах, ресторанах, пропаганду жестокого обращения с животными.

Кроме того, вводится однозначный запрет на содержание диких животных в квартирах, частных домах, домовладениях, на садовых участках и так далее. Закон также вводится запрет контактных зоопарков, которые функционируют в торговых центрах, вводятся правила выгула, в том числе потенциально опасных пород собак: обязательно намордник, ободок, ошейник.

При этом закон вводит площадки, специально отведенные места для выгула собак, правила выгула животных, приюты и правила содержания животных. Согласно закону, также отлов животных должен сопровождаться видеофиксацией, размещением информации о животных, попавших в приюты. Вводится не только государственный надзор, в том числе ветеринарный, но и общественный контроль со стороны волонтеров и зоозащитников.

Призвать к ответственности губернатора Иркутской области за убийство спящего медведя требует Всероссийское общество охраны природы

По словам человека, который снимал на камеру расправу над животным, произошло все зимой, Показать полностью… в январе, когда охота на этих зверей запрещена. Скандальное видео с Сергеем Левченко появилось в Интернете несколько месяцев назад, но споры и возмущение до сих пор не утихают.

Видео «охоты», если можно так назвать убийство спящего в берлоге медведя, появилось еще 4 сентября. На кадрах улыбающийся губернатор Иркутской области Сергей Левченко и жертва — расстрелянный медведь. За несколько месяцев после появления этих кадров в Интернете на тему этой охоты высказались и сторонники губернатора-охотника, и его противники.

Смотрите так же:  Приказ по окончании спецоценки

Первые напирали на то, что съемка велась давным-давно и дело это прошлое — 2016 года. Да и участвовал Сергей Левченко как профессионал в отстреле медведя-шатуна. К защите губернатора был привлечен даже тот самый егерь, которому поручили организацию чиновничьей охоты. Ведь, по некоторым данным, это был подарок губернатору на день рождения.

«Медведь не лежал в берлоге. Мне охотники сказали, что Николай Васильевич, есть медведь, ходит по тайге. Мы боимся охотиться. Я говорю, не переживайте, и его добудем. У меня есть хорошие собаки. Что мы и сделали», — рассказывает егерь Николай Терещенко.

Впрочем, на видеокадрах помимо «хороших собак», как выражается егерь, хорошо видна и приличных размеров свита губернатора. На заднем плане даже мелькает ребенок — внук губернатора. Такой толпой на медведя-шатуна ходить смертельно опасно. Но на этой в кавычках «охоте» все иначе. То, что медведь впал в зимнюю спячку, хорошо видно по его берлоге. Вокруг никаких следов.

«Выстрел по медведю происходил прямо в чело берлоги, внутрь, без прицеливания даже. То есть видно, что медведь очень глубоко спит. Все, конечно, понятие относительное, но я бы в такой охоте участия постарался не принимать», — говорит охотовед Олег Пронин.

Меньше всего это напоминает охоту. Больше — безопасное для чиновника развлечение в виде убийства животного. Перед началом всего этого егерь дает губернатору подержать ружье и показывает, как его заряжать. Судя по кадрам, где Левченко не совсем умело обращается с оружием, он мало похож на охотника-профессионала.

Во время этой, так сказать, «охоты» переговариваются «охотники» между собой жестами, чтобы не разбудить медведя, который спал и вовсе не ходил по лесу, как уверяли потом егерь, пресс-служба губернатора, да и он сам на своей пресс-конференции в Иркутске два дня назад.

«Значит, это уже проверялось много раз, в том числе и правоохранительными органами, Следственным управлением. Значит, и хотя я скажу, что я таких сюжетов не видел ни разу, и не буду смотреть по большому счету», — заявил губернатор Иркутской области Сергей Левченко.

Мы же не просто посмотрели это видео, но и пообщались с человеком, который его снимал.

Артем Павлечко. Удивительно, но приглашение на ту охоту он, в качестве оператора, получил от того самого егеря, который обучал губернатора Левченко стрелять.

«В конце декабря 2016 года мне позвонил Николай Васильевич Терещенко, сказал, что намечается историческое событие, необходимо встретиться. Медведь спал в берлоге, шатуном он не был. Также очередная ложь заключается в том, что охота была якобы в конце ноября. Убийство же вот этого медведя, якобы шатуна, который спал в берлоге, было 5 января 2017 года. В это время охота запрещена. Это незаконно», — рассказал блогер Артем Павлечко.

На официальном сайте Службы по охране животного мира Иркутской области черным по белому написано: «Охота на бурого медведя разрешена с 1 августа по 30 ноября». Впрочем, эта кровожадная история с губернатором-охотником, убийством медведя не заканчивается. Все тот же Артем Павлечко по просьбе губернаторских друзей снял, видимо, для домашнего архива, не менее ужасную картину. Сергей Левченко приучает к подобной «охоте», как утверждает блогер, внука. Ружье в руках мальчишки направлено на обреченного кабана, предварительно загнанного в клетку.

По факту незаконной охоты на медведя, в которой подозревается губернатор Иркутской области Сергей Левченко, возбуждено уголовное дело.

В России появился закон о защите животных

Первая попытка издать рамочный закон об обращении с животными была предпринята в 1999 году, но документ был отклонен. Нынешний законопроект был внесен в парламент Минприроды еще весной 2011 года. Осенью 2016 года его отправили на доработку по требованию президента России Владимира Путина.

Второе чтение документа откладывалось около десяти раз и состоялось лишь 18 декабря 2018 года. Наиболее активно думский комитет по экологии и охране окружающей среды работал над документом в нынешнем году. «Более 100 совещаний провел наш комитет, 300 поправок, предложенных депутатами от всех фракций, было рассмотрено членами Совета Федерации и правительством», — отметил его председатель Владимир Бурматов.

По словам Бурматова, текст закона был согласован с 28 ведомствами.

Зампред Госдумы Ольга Тимофеева подчеркнула, что закон был принят благодаря настойчивости зоозащитного сообщества. «Этот закон мог бы еще долго лежать на полке», — отметила она.

Наиболее заметный всплеск общественного диалога по поводу зоозащитного закона произошел осенью 2017 года на волне протестов, вызванных делом «хабаровских живодерок» — компании девушек, мучивших до смерти десятки животных на камеру и выкладывавших ролики об этом в сети. В ноябре 2017 года группа активистов из «Альянса защитников животных» организовала голодовку у стен Госдумы в знак протеста против затягивания принятия закона.

Теперь по закону относиться к животным следует как к «существам, способным испытывать эмоции и физические страдания» (статья 4). Запрещается их произвольное умерщвление, если речь не идет о самозащите или об избавлении от мук, связанных с тяжелым смертельным заболеванием.

Вводится запрет на производство, показ и распространение фото- и видеоматериалов с жестоким обращением с животными везде, в том числе и в сети.

Вне закона объявляются бои между животными и другие развлечения, связанные с нанесением им повреждений и увечий.

Одновременно с этим государство примет меры, направленные на воспитание у жителей страны «нравственного и гуманного отношения к животным».

Россиянам впервые законодательно запретят бросать своих питомцев на улице. Пока конкретной ответственности за это предусмотрено не будет, но документ станет основой для внесения соответствующих норм в КоАП. Избавиться от животного легально можно будет только путем передачи другому лицу или приюту.

Точного числа закон не устанавливает. Вопрос будет решаться с каждым хозяином индивидуально, исходя из «возможности владельца обеспечить питомцам условия, соответствующие ветеринарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам». Кто будет решать этот вопрос — пока точно неизвестно.

Закон обязывает россиян убирать за питомцами во время прогулок. При этом сами эти прогулки могут проводиться только в отведенных для этого муниципалитетом местах. Сейчас таких почти нет. Правда, и наказание за нарушение этих требований пока не предусматривается.

Зоозащитники смогут получить официальный статус общественных инспекторов в области обращения с животными. Они получат соответствующие удостоверения и права: фиксировать правонарушения на фото и видео, заниматься просветительской деятельностью, осуществлять общественный контроль за приютами.

Однако в законе содержится расплывчатая формулировка о запрете общественникам создавать препятствия людям, госорганам и компаниям. Кроме того, зоозащитникам нельзя будет вмешиваться в работу со служебными животными, находящимися в распоряжении силовых ведомств.

Основные функции по непосредственному претворению в жизнь положений закона поручат должностным лицам органов госнадзора (кто именно это будет, пока не определено). Они получат массу полномочий, в том числе возможность прохода в организации, где содержатся животные, составления административных протоколов на нарушителей зоозащитного законодательства, а также право изымать животных у их владельцев.

Документ ввел понятие потенциально опасных собак — это представители «определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека». О каких именно породах идет речь в законе, не говорится. Конкретный список будет утвержден правительством страны.

Список диких животных, содержание которых жителям страны будет запрещено полностью, будет, как и в случае с опасными собаками, утвержден правительством России. Исключением станет использование таких представителей фауны в зоопарках, цирках, дельфинариях и океанариумах, а также в качестве служебных животных.

Одновременно закон легализует существование центров, подобных приюту «Чертог волка», где животные содержатся в полувольной, или искусственно воссозданной среде обитания, подразумевающей их дальнейший выпуск на волю.

Запрет будет распространяться на животных, приобретенных владельцами после 1 января 2020 года. Остальных разрешается оставить дома.

До наступления 2022 года все российские цирки, зоопарки, дельфинарии и океанариумы должны будут получить лицензию на осуществление своей деятельности.

Cодержание животных в контактных зоопарках, барах и ресторанах законом полностью запрещается. При этом само понятие «контактный зоопарк» в документе не указано, а есть формулировка об использовании животных, основной целью которого является «предоставление зрителям или посетителям физического контакта» с ними.

Однако в том же законе допускается организация мероприятий (шоу), «которые предусматривают физический контакт зрителей или посетителей с животными». С тем условием, что у этих животных будет укрытие, в котором они смогут спрятаться от людей в любой момент, когда им этого захочется.

Отдельно прописан запрет на «кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения». Исключение здесь могут сделать только для хищников в зоопарках и цирках.

Отлов беспризорных собак и кошек будет запрещено проводить на глазах у детей, если эти животные не представляют для последних непосредственной опасности. Кроме того, закон обязывает ловцов снимать на видео все свои действия и предоставлять эти записи для контроля.

Принятый Госдумой закон закрепляет практику ОСВВ — известной и давно используемой в ряде регионов программы, предусматривающей отлов, стерилизацию, вакцинацию и выпуск бездомных животных обратно на улицу. Подразумевается, что выпускаться будут только не опасные для окружающих особи, достаточно приспособленные для дворовой жизни.

Сторонники ОСВВ утверждают, что остающаяся на улице популяция собак не позволяет прийти на свое место другим стаям, что неизбежно произойдет при ее полном изъятии. Противники считают, что стерилизация не дает гарантии снижения агрессивности, а также говорят о невозможности взыскать с кого-либо компенсацию за вред, причиняемый дворовыми псами имуществу горожан и их домашним питомцам.

Согласно закону, приюты, где будут размещаться не имеющие хозяев животные, могут быть государственными, муниципальными и частными. На их администрацию будут распространяться все обязанности владельцев животных, в том числе запрет на их убийство без медицинских указаний.

Также прописан запрет на проведение медицинских и других опытов над приютским псами и кошками.

При необходимости усыпления питомца сама эта процедура может проводиться лишь ветеринаром «гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть».

В Российской кинологической федерации считают, что закон об ответственном отношении к животным необходим, однако нуждается в существенной доработке с привлечением профессионалов.

Смотрите так же:  Как рассчитать больничный стаж 4 года

«Текст, прошедший сегодня третье чтение в Госдуме, не выдерживает никакой критики с юридической точки зрения, — рассказал «Ленте.ру» президент РКФ Владимир Голубев. — В нем столько алогизмов и несостыковок, что применение его на практике вызовет правовой хаос. Собственно, по негативной реакции кинологической общественности уже сейчас видно, что закон воспринят людьми как атака на кровное собаководство».

Закон о защите прав животных

Федеральный Закон «О защите животных от жестокого обращения» крайне необходим российскому обществу для спасения не только животных, но и людей

Беспредельная безнаказанная жестокость к животным в России ударяет по благополучию и здоровью нашего общества и требует экстренного принятия Федерального Закона «О защите животных от жестокого обращения». Подробнее

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ*

Настоящий федеральный закон направлен на укрепление нравственности и гуманности общества, предотвращение страданий и гибели животных от жестокого обращения с ними.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем законе.

Животные — любые животные, обладающие нервной системой и оказывающиеся в сфере деятельности или воздействия человека. Жестокое обращение с животными — действия, повлекшие гибель или страдания (увечье, травму, лишение животного мест естественного обитания и так далее) животного.

Жестокое умерщвление животных — умерщвление животных без применения методов, устраняющих ощущение животными боли или страха.

Эвтаназия — гуманные методы умерщвления животного, исключающие его предсмертные страдания.

Статья 2. Правовое регулирование зашиты животных от жестокого обращения.

Правовое регулирование защиты животных от жестокого обращения осуществляется настоящим федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Область применения настоящего федерального закона.

1. Настоящий федеральный закон распространяет свое действие на следующую деятельность человека:
— животноводство, включая племенное животноводство, рыбоводство, пушное звероводство;
— обращение с животными на территориях государственных природных заповедников и на иных особо охраняемых природных территориях;
— охоту, охотничье хозяйство, рыболовство;
— содержание домашних животных, животных-компаньонов и племенная работа с ними;
— служебное собаководство;
— использование животных как транспортного средства или тягловой силы;
— использование животных в цирках, в зоопарках, на выставках и в других зрелищных мероприятиях;
— использование животных в спорте, в сфере отдыха и развлечения людей;
— использование животных в научно-исследовательских и учебных целях, в тестировании;
— использование животных в производстве, в том числе в производстве биологических препаратов;
— иную деятельность, где осуществляется воздействие на животных.

2. Настоящий федеральный закон распространяется на обращение с животными вне зависимости от права собственности на них и иных вещных прав на животных.

Статья 4. Основные принципы обращения с животными.

Обращение с животными основывается на следующих положениях и принципах:
— жестокое обращение с животными несовместимо с принципами нравственности и гуманности, причиняет моральный вред человеку;
— обеспечение условий жизни животного должно отвечать его биологическим, видовым и индивидуальным особенностям;
— человек обязан ограждать животных от страданий и гибели;
— право собственности и иные вещные права на животных в случае жестокого обращения с ними могут быть прекращены в соответствии с законом.

ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ.

Статья 5. Полномочия Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения.

К полномочиям Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения относятся:
— установление основ федеральной политики в части защиты животных от жестокого обращения;
— утверждение федеральных целевых программ, включающих мероприятия по защите животных от жестокого обращения;
— разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов о защите животных от жестокого обращения;
— определение в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка лицензирования деятельности, связанной с обращением с животными при их содержании, разведении и использовании;
— заключение и выполнение международных договоров Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения;
— разработка федеральных образовательных стандартов, направленных на воспитание нравственности и гуманности при обращении с животными;
— осуществление государственного регулирования, контроля и надзора в части защиты животных от жестокого обращения.

Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения.

К полномочиям субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения относятся:
— участие в определении государственной политики по защите животных от жестокого обращения;
— участие в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ, включающих мероприятия по защите животных от жестокого обращения;
— принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления по защите животных от жестокого обращения.

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в части защиты животных от жестокого обращения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

ГЛАВА III. ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ.

Статья 8. Права граждан и общественных объединений по защите животных от жестокого обращения.

1. Граждане, общественные объединения и другие некоммерческие организации имеют право осуществлять общественный контроль за соблюдением требований настоящего закона, соответствующих нормативных актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая посещение в установленном порядке мест содержания и использования животных.

2. Граждане и общественные объединения имеют право в установленном порядке давать предложения и принимать участие в выработке решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам защиты животных от жестокого обращения.

ГЛАВА IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ЖИВОТНЫМИ, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ЖЕСТОКОСТЬ.

Статья 9. Общие требования к обращению с животными.

1. При обращении с животными не допускается:
— использование инвентаря и иных приспособлений, травмирующих животных;
— принуждение животного к выполнению неестественных для него действий, приводящих к травмам; нанесение побоев, травм для побуждения животного к выполнению требований;
— использование животных в условиях чрезмерных физиологических нагрузок.

2. При проведении болезненных процедур обязательно применение обезболивающих препаратов.

3. Не допускается:
— разведение животных с выявленными генетическими изменениями, причиняющими им страдания;
— разведение животных с наследственно закрепленной повышенной агрессивностью;
— натравливание (понуждение к нападению) одних животных на других.

Статья 10. Обращение с животными при использовании их в научных экспериментах, в биологическом тестировании, в учебном процессе.

1. Использование животных в научном эксперименте, в биологическом тестировании, в учебном процессе допускается только в том случае, если отсутствует возможность замены их другими (альтернативными) методами и объектами.

2. Перечень альтернативных методов и объектов для использования вместо экспериментальных животных определяется заинтересованными ведомствами и утверждается в порядке установленном Правительством Российской Федерации.

3. Работа с экспериментальными животными может проводиться в организациях, имеющих специальное разрешение (лицензию) на проведение работы с животными.

4. Процедуры на экспериментальных животных, независимо от их целей и вида животного, при которых возможно нанесение животным травм или болевых раздражений, проводятся в условиях обезболивания.

5. Запрещается использование:
— девокализации животных (лишение возможности издавать звуки);
— травмирующих методов и приемов при взятии животных из клеток.

6. Запрещается проведение на животных демонстраций в учебных целях, если демонстрируемые явления могут быть показаны на неживых объектах, в том числе демонстрация рефлекторной деятельности организма.

7. Запрещается принуждение студентов выполнять процедуры, приводящие к смерти или к травмам животных, если это противоречит моральным или религиозным принципам студентов. В подобных случаях такие формы практической работы должны быть заменены другим заданием.

8. Эксперименты на животных, связанные с хирургическими и иными повреждающими воздействиями, не могут проводиться при участии или в присутствии учащихся школьного возраста.

9. Животные, использованные в экспериментах, демонстрациях должны быть обеспечены квалифицированным уходом. Нежизнеспособное экспериментальное животное умерщвляется методами эвтаназии до наступления у животного страданий. Методом эвтаназии для экспериментальных животных является передозировка анестетиков.

10. Уборка трупа животного может производиться только после того, как смерть будет констатирована лицом, ответственным за работу с животным.

Статья 11. Обращение с животными при использовании их в зрелищных мероприятиях, в спорте, при организации развлечений.

1. Использование животных в зрелищных мероприятиях, в спорте, при организации развлечений с целью извлечения прибыли допускается при наличии специального разрешения (лицензии) на такого рода деятельность.

2. Демонстрация животных на выставках, в зоопарках допускается при условии соблюдения зоогигиенических, ветеринарно-санитарных и иных норм и правил, установленных для содержания животных.

3. Обращение с животными при проведении спортивных, зрелищных мероприятий, телевизионных и кинофотосъемок должно исключать причинение животным травм, боли, увечий, их гибель.

4. При обучении животных (дрессировке) не допускается:
— нанесение животным побоев, запугивание, удаление клыков и когтей;
— принуждение животного к выполнению действий, травмирующих его.

5. Собственник (владелец) животных, использование которых в цирковых и других зрелищных и спортивных мероприятиях перестало быть возможным, обязан обеспечить указанным животным условия содержания в соответствии с требованиями настоящего закона.

6. Запрещаются спортивные, зрелищные мероприятия, включающие бои животных.

Статья 12. Обращение с животными в сельском хозяйстве, звероводстве, в рыбном хозяйстве, при получении продукции животного происхождения.

1. Общие требования по порядку содержания и использования сельскохозяйственных, пушных и иных продуктивных животных в соответствии с требованиями настоящего закона устанавливаются в порядке,определяемом Правительством Российской Федерации.

2. В технологии получения от животных продукции (дойка, стрижка, откорм и т.д.) не допускаются применение болезненных и травмирующих приемов.

3. При разведении животных с применением биотехнологических и генноинженерных методов не допускается изменение природы и внешнего вида животных, если такое изменение может привести к страданиям животного.

4. Не допускается переработка или использование не умерщвленных животных для приготовления пищи.

Статья 13. Обращение с дикими животными.

1. При выдаче лицензий на охоту, отлов и иные формы добычи диких животных должен учитываться способ добычи животных и его соответствие требованиям настоящего закона.

2. Технические средства, применяемые при охоте на диких животных, должны обеспечивать быструю гибель животного, исключающую его страдания.

3. При охоте или отлове запрещается использование транспортных и иных технических средств, применение которых приводит к массовой гибели животных.

4. Запрещается охота, отлов и иные формы добычи диких животных:
— имеющих детенышей, не способных к самостоятельному существованию;
— беременных самок млекопитающих;
— детенышей, не способных к самостоятельному существованию, в том числе морских млекопитающих;
— при переправе наземных животных через водоемы.

Смотрите так же:  Имущественный налоговый вычет за 2019 год документы

5. Запрещается проведение охоты в форме зрелищных мероприятий, построенных вокруг преследования, умерщвления, предсмертной агонии животного, использование при этом других животных для умерщвления животного.

6. Запрещается использование животных с причинением им страданий в качестве живой приманки при натаске, охоте, отлове и иных формах добычи диких животных.

Статья 14. Обращение с животными, не содержащимися человеком, но обитающими в условиях, полностью или частично создаваемых деятельностью человека; с безнадзорными, брошенными без попечения, бродячими и одичавшими домашними животными.

1. Регулирование численности животных, не содержащихся человеком, но обитающих в условиях, полностью или частично создаваемых деятельностью человека, проводится методами биостерилизации или биологическими методами, а при невозможности их использования — методами эвтаназии.

2. Отлов безнадзорных (потерявшихся, брошенных, оставленных без попечения и бродячих) животных производится в целях:
— возвращения владельцам;
— их переустройства;
— регулирования их численности методом биостерилизации.

3. Запрещается применять методы отлова, технические приспособления и препараты, травмирующие животных или опасные для их жизни и здоровья.

4. При возникновении или угрозе возникновения эпизоотий и в иных опасных ситуациях действия, необходимые для сокращения численности представляющих опасность животных, регулируются в особом порядке, устанавливаемом специально уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 15. Оказание ветеринарной помощи животным.

1. Собственник (владелец) животного обязан обеспечить оказание ветеринарной помощи животному.

2. Ветеринарные процедуры на животных, которые могут причинить им страдания, должны проводиться в условиях обезболивания.

3. Ветеринарное обслуживание должно включать услуги населению по эвтаназии животных или новорожденного приплода животных.

Статья 16. Умерщвление животных.

1. Умерщвление животных допускается:
а) для получения хозяйственно полезной продукции;
б) для прекращения страданий животного, если они не могут быть прекращены иным способом;
в) при необходимости умерщвления новорожденного приплода животных;
г) при регулировании численности диких животных и животных, не содержащихся человеком, но обитающих в условиях, полностью или частично создаваемых деятельностью человека;
д) при необходимости умерщвления отдельных животных, больных бешенством или иным особо опасным заболеванием, или являющихся носителями особо опасного заболевания;
е) при необходимой обороне от нападающего животного, если жизнь или здоровье людей находятся в опасности.

2. При умерщвлении животного должны соблюдаться следующие требования:
а) умерщвление проводится методами, исключающими предсмертные страдания животного;
б) запрещаются негуманные методы умерщвления животных, приводящие к гибели от удушья, электротока, болезненных инъекций, отравления ядами, курареподобных препаратов, перегрева и иные болезненные методы;
в) запрещается разделка неумерщвленного животного;
г) умерщвление страдающих животных проводится незамедлительно, если их страдания нельзя прекратить без умерщвления.

Статья 17. Содержание животных.

1. Условия содержания животного должны соответствовать его биологическим особенностям.

2. Условия содержания животного должны удовлетворять его естественные потребности в пище, воде, сне, движениях, контактах с человеком или себе подобными, в естественной активности и иные потребности.

3. Число животных, содержащихся в жилых помещениях, ограничивается возможностью обеспечения им условий содержания в соответствии с требованиями настоящего закона.

4. Место содержания животного должно быть оснащено и оборудовано таким образом, чтобы обеспечить животному необходимые пространство, температурно-влажностный режим, естественную освещенность, вентиляцию, возможность контакта животного с естественной для него средой.

5. Содержание диких животных в неволе допускается, если созданы условия, соответствующие их биологическим особенностям; содержание диких животных в неволе вне этих условий — в жилых помещениях, в детских учреждениях, на временных выставках, в транспортных средствах (в частности, в передвижных зооцирках) — не допускается.

6. Содержание диких животных в неволе допускается при наличии разрешения, выдаваемого в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

7. Содержание диких животных в неволе без специально выданного разрешения допускается в случае временного содержания спасенного пострадавшего животного, а также мелких диких животных, которые традиционно содержатся людьми в неволе и могут быть обеспечены условиями содержания в соответствии с требованиями настоящего закона.

8. Содержание животных в детских учреждениях допускается при условии обеспечения постоянного ухода за животными в соответствии с требованиями настоящего закона.

Статья 18. Транспортировка животных.

1. При транспортировке животных должны удовлетворяться их потребности в пище и воде, а также должна быть обеспечена защита от вредных для них внешних воздействий.

2. Транспортное средство, предназначенное для перевозки животных, должно быть специально оборудовано, чтобы исключить травмирование или гибель животного.

3. При погрузке и выгрузке животных должны использоваться устройства и приемы, предотвращающие травмирование или гибель животных.

4. Транспортировка животных разных видов производится раздельно, за исключением видов, естественно контактирующих друг с другом или являющихся нейтральными друг к другу.

Статья 19. Особенности права собственности и других вещных прав на животных.

1. Полномочия собственников животных и иных лиц, содержащих животных, ограничены необходимостью соблюдения норм и требований настоящего закона, нормативных и правовых актов Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации.

Собственник (владелец) животного при использовании своих прав обязан учитывать требования к обращению с животными, исключающие жестокость.

2. Право собственности и другие вещные права на животное в случае жестокого обращения с ним могут быть прекращены в административном порядке путем его возмездного изъятия или конфискации.

3. Сделки, совершенные лицом моложе 16 лет по приобретению или передаче прав на животных, могут быть признаны ничтожными, если таковые сделки совершены без согласия родителей указанного лица или лиц их замещающих.

4. Виды предпринимательской деятельности, связанной с использованием животных, подлежащие лицензированию, определяются Правительством Российской Федерации.

5. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица животным подлежит возмещению в полном объеме собственником(владельцем) животного.

Статья 20. Условия сделок, предметом которых являются животные.

1. Продажа животных с предварительным выставлением предлагаемых к продаже животных для показа покупателям допускается при соблюдении требований об обращении с животными настоящего закона.

2. Вручение животных в качестве призов и подарков допускается после предварительного согласования с будущим собственником.

Статья 21. Запрещение пропаганды жестокого обращения с животными.

1. Запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, призывы к жестокому обращению с животными.

2. Запрещается использование в развлекательных или коммерческих целях материалов, демонстрирующих жестокое обращение с животными.

Статья 22. Ответственность за жестокое обращение с животными.

Виновные в жестоком обращении с животными либо в пропаганде жестокого обращения с животными несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

ГЛАВА V. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ О ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ.

Статья 23. Действие в Российской Федерации международных договоров.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила в части защиты животных от жестокого обращения, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Статья 24. Введение в действие настоящего Федерального закона.

1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

2. Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим законом иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН

Россия до сих пор не имеет Федерального закона «О защите животных от жестокого обращения» (см. текст), аналогичного законам, принятым во всех цивилизованных странах мира.

Жестокость по отношению к животным и, как следствие, к людям, приобретает угрожающие для существования общества масштабы, потому что остаётся абсолютно безнаказанной в связи с пробелом в законодательстве.

Федеральный закон РФ «О защите животных от жестокого обращения» прошёл все чтения в Госдуме и получил одобрение Совета Федерации в 1999 г.

После сложения полномочий президента Ельцина, В.В.Путин, в числе своих первых действий на посту и.о. президента РФ, 3 января 2000 г. наложил вето на Закон с формулировкой «закон не имеет собственного предмета правого регулирования».

В 2004 г. — в новый срок президента Путина — 106 народных артисов России направили президенту открытое письмо о необходимости принятия Закона. Из администрации президента пришла форменная отписка.
Госдума планировала снять Закон с рассмотрения окончательно, но, в связи с протестом защитников прав животных, Закон был оставлен на редактирование.
21 марта 2008 по инициативе председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Натальи Комаровой закон снят с рассмотрения. Мотивы и причины:
1. якобы «закон не имеет собственного предмета правого регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем норм, касающихся вопросов, отнесенных в соответствии со статьями 71 и 72 Конституции РФ к ведению РФ или совместному ведению РФ и субъектов РФ, уже закреплена федеральными законами «О животном мире», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Законом РФ «О ветеринарии» и другими нормативно-правовыми актами». Комитет согласился с позицией президента восьмилетней давности и повторил в своем заключении приведенные в письме президента возражения.» Однако,
2. якобы «Животные не являются ни субъектами права, ни участниками общественных отношений, в связи с чем на них не может распространяться действие Закона.»
3. якобы «В письме президента указывается на то, что в законе содержится ряд внутренних противоречий.» Внутренние противоречия возникли в ходе внесения изменений в закон, когда изменения вносились бессвязно с общим содержанием закона.
4. За 8 лет работы согласительной комиссии по переработке Закона, по регламенту представляющей силы Госдумы, Совета Федерации и администрации президента, представители последней ни разу не явились на заседание, из чего председателем Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Натальей Комаровой был сделан вывод, что Закон настолько не устраивает президента, что тот ни разу не прислал своих представителей в рабочую группу.

5. 2 июля 2010 текст Федерального закона «О защите животных от жестокого обращения» был передан Премьер-министру Путину В.В. и Владимир Владимирович высказался в его поддержку. В 2011 текст был передан также Президенту РФ Медведеву Д.А., также обещавшего содействие его продвижению. Однако, текст закона, который появился в Рабочей группе Госдумы и перетерпел сотни правок, не соответствует тексту, переданному Президенту и Премьер-министру, мало того, закон поменял не только название, став ФЗ «Об ответственном обращении с животными» вместо «О защите животных от жестокого обращения», но и саму суть Закона, которая стала прямо противоположной цели — защите животных от жестокости.

Author: admin