Закон о защите прав потребителя консультант плюс

Оглавление:

Защита прав потребителей

Подборка наиболее важных документов по запросу Защита прав потребителей (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Защита прав потребителей

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Защита прав потребителей

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Защита прав потребителей

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Закон «О защите прав потребителей»

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I
«О защите прав потребителей»

С изменениями и дополнениями от:

2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня, 23 ноября 2009 г., 27 июня, 18 июля 2011 г., 25 июня, 28 июля 2012 г., 2 июля, 21 декабря 2013 г., 5 мая 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 1 мая 2017 г., 18 апреля, 4 июня, 29 июля 2018 г.

См. Стратегию государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 г., утвержденную распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2017 г. N 1837-р

См. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 17 октября 2018 г.

См. Обзор судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 27 сентября 2017 г.

О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17

По отдельным вопросам применения настоящего Закона см. разъяснения, утвержденные приказом ГАК РФ от 20 мая 1998 г. N 160, разъяснения ГКАП РФ от марта 1996 г.

См. комментарии к настоящему Закону

См. Энциклопедии и другие комментарии к преамбуле настоящего Закона

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 250-ФЗ

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

изготовитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

Информация об изменениях:

недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);

уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее — уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) — организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;

импортер — организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации;

владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (далее — владелец агрегатора) — организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 настоящего Закона и Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Общество защиты прав потребителей

Подборка наиболее важных документов по запросу Общество защиты прав потребителей (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Общество защиты прав потребителей

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Общество защиты прав потребителей

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Наш консультант: с какой целью принят закон о защите прав потребителей

Трения между людьми, изготавливающими товарную продукцию, реализаторами и пользующимися работами, услугами, продуктами, возникали всегда.

Посредником между ними стоит регулировщик этих отношений — закон о защите прав потребителей, а консультант с завидной регулярностью предоставляет информацию о возникших изменениях в нём.

Навигация по статье

Представление о законе

При общении граждан по любым вопросам жизнедеятельности могут возникать разногласия.

  • производить продукцию
  • предоставлять услуги
  • продавать товар

С другой стороны быть:

  • покупателями товаров
  • потребителями услуг

Часто возникают сложные отношения между сторонами, никто не застрахован от человеческого фактора, разрешить конфликтную ситуацию помогает закон о защите прав потребителей,консультант плюс своевременным советом дает возможность избегать многих лишних хлопот и будущих забот.

На основании этих правовых положений происходит регулировка деловых связей между гражданами:

  • потребителями, покупающими продукцию или пользующимися, чьей то работой только для себя и своих близких, исключена предпринимательская деятельность
  • изготовителями, выполняющими производство товаров и предоставляющими их на торговые площадки
  • исполнителями, выполняющими ряд работ или услуг по договорам

Существуют различные законодательные нормы, в которых товары представленные потребителям должны им соответствовать, услуги выполнены качественно, иначе придется ответить уполномоченным представителям перед потребителями за нарушения, в ходе своей безответственной деятельности.

Способы и характер получения помощи

Практика свидетельствует, что не все граждане имеют навыки отстаивать результативно возможности возвращения плохого товара, потребовать переделать некачественную ремонтную работу или возместить финансово произведенный ущерб, хотя это обещали выполнить в договорных обязательствах предприниматели.

В неразрешенном конфликте становится значимой помощью закон о защите прав потребителей.

Консультант онлайн стоит на страже от обмана для своих клиентов, предоставляя нужные рекомендации круглосуточно.

Так как приобретение товарной продукции происходит каждый день в виде:

  • продуктов
  • одежды
  • обиходных предметов
  • технических устройств

Часто жители обращаются в организации, чтобы:

  • выполнить ремонт квартир или оборудования
  • сделать прическу, маникюр
  • произвести уборку дома
  • перевезти вещи

В каждой отдельной ситуации происходит своего характера конфликт:

  • реализатор воспользовался уловкой, чтобы обмануть потребителя и получить выгоду
  • бригада строителей недобросовестно отнеслась к строительству
  • сантехник некачественно провел монтаж дорогостоящего оборудования

Перед консультантами встает вопрос о выборе способа в достижении положительного результата, в зависимости от проблемы, возможно, понадобится помощь для:

  • возвращения денег за продукцию
  • обмена товара на его аналог
  • требования в снижении первой цены
  • исправления ошибок в ремонте или установке механизмов

Юридическая помощь

Чтобы не допустить правовых казусов люди часто пользуются советами онлайн юристов, форма общения с ними происходит на сайте.

В специальном окне, можно описать возникшую ситуацию, получить быстрый ответ от специалиста для оптимального разрешения вопроса.

Юристы при необходимости дают правовые рекомендации и с помощью телефонной связи.

Иногда полезно узнать как себя вести в споре между покупателем и продавцом возле торгового прилавка, с помощью юриста выбирают линию грамотного поведения и ход дальнейших поступков. Консультации содержат широкий круг вопросов, касающихся потребительской защиты.

К ним принадлежат:

  • как обменять бракованный или качественный товар
  • условия возвращения средств за приобретенную продукцию
  • в каком порядке можно предъявить претензию
  • оформление заявлений для защиты в соответствующих учреждениях
  • нюансы судебных разбирательств

При нарушении своих обязанностей со стороны магазинов, банков, страховых компаний от специалистов можно услышать, какие возможности получить компенсации за неправомерные проступки. Законодательством предусмотрено при рассмотрении конфликта назначать штрафные санкции в пользу потребителя, если ему причинён ущерб.

Смотрите так же:  Договор субаренды автомобиля у юридического лица образец

Правомерность закона заключена в защите обеих сторон, так как не всегда правы потребители, а стремление к недобросовестному обогащению присуща не только продавцам.

Преимущества поддержки

Широкое распространение консультации в чатовом режиме получили благодаря бесплатной помощи, её скорости. В независимости от формы связи со специалистом юрист подробно, не торопясь, разъяснит способы в разрешении проблемы, предоставит образцы бланков для оформления претензий.

Подробнее о законе можно посмотреть на видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Обзор статьи 18 закона «О защите прав потребителей» – возврат товара

Отношения между продавцом товаров и потребителем регулируются Гражданским кодексом РФ и рядом других нормативных актов, но самый важный документ в этой сфере— это Закон РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей». Очень часто конфликтные ситуации возникают в связи с недостатками товара. Правовому регулированию этих вопросов посвящена статья 18 закона «О защите прав потребителей» в 2018-2019 гг.

Рассмотрим содержание ст. 18 ЗОЗПП по пунктам, с учетом комментариев и сложившейся судебной практики. Расскажем подробнее, что в случае обнаружения недостатка в товаре рекомендует предпринять закон «О защите прав потребителей».

Статья 18 пункт 1: права потребителя при выявлении недостатков

Когда покупатель обнаруживает дефекты в приобретенном товаре, он может выбрать один из нескольких вариантов действий. Здесь надо сразу оговориться, что это право возникает у него, только если продавец заранее не сообщил о наличии недостатков, а потребитель на них не согласился. Покупая товар, заведомо зная, что у него есть дефекты, которые оговорены в момент покупки, в дальнейшем нельзя ссылаться на эти недостатки.

Как может повести себя потребитель, если товар некачественный:

  1. требовать замены на идентичный товар (той же марки, модели, производителя) или на аналогичный (другой марки и т. д.) с перерасчетом стоимости;
  2. требовать уменьшения цены, соразмерного обнаруженному дефекту;
  3. требовать немедленного устранения дефектов (без взимания платы) либо возмещения расходов на ремонт, если недостаток устранен покупателем, сторонним лицом;
  4. отказаться от договора купли-продажи. При этом покупатель вправе потребовать возврата денег, а продавец — возврата товара, который осуществляется за его счет;
  5. потребитель правомочен взыскать с продавца убытки, которые понес из-за получения некачественного товара. В том числе проценты по займу, если покупка совершалась в кредит.

Принято считать, что основная установка п 1. ст. 18 закона «О защите прав потребителей» — возврат товара. Однако, как следует из приведенного выше содержания статьи, это верно лишь отчасти.

Пленум ВС РФ в п. 38 Постановления № 17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что требование выбирает потребитель. Он может сделать выбор только в пользу одного варианта действий. То есть нельзя одновременно потребовать замены и ремонта товара.

В отдельную группу выделены технически сложные товары — в их отношении порядок возврата и отказа от договора происходит несколько иначе. Список таких вещей определен постановлением Правительства от 10.11.2011 № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров».

Если обнаружены недостатки, то покупатель может в течение 15 дней после получения товара:

  • отказаться от исполнения договора купли-продажи,
  • требовать возврата денег,
  • заявить о замене на аналог.

Когда 15-дневный срок истек, то подобные требования можно предъявлять только в особых случаях, а именно:

  1. Когда обнаружен существенный дефект.
  2. Если продавец нарушил срок для устранения недостатка.
  3. Если товар из-за его дефекта нельзя использовать больше 30 дней в год (требуется неоднократный ремонт, при множественности недостатков или возобновлении проблемы).

П. 13 указанного выше Постановления № 17 дает определение существенности дефекта. Он должен подпадать под один из критериев:

  • неустранимый;
  • устранимый, но с несоразмерными денежными затратами;
  • устранимый, но с несоразмерными временными затратами;
  • выявляемый неоднократно;
  • возобновляемый после устранения.

Порядок заявления требований и экспертизы

Пункты 2 и 3 статьи 18 ЗОЗПП предусматривают, что свои требования покупатель вправе предъявлять:

  • продавцу;
  • уполномоченной организации либо ИП;
  • изготовителю, уполномоченной компании или ИП, импортеру — чтобы потребовать замены товара и денег за уже произведенный ремонт либо его бесплатное проведение.

Вместо требований покупатель обладает правом вернуть изготовителю или импортеру бракованный товар и требовать возврата оплаты. У потребителя есть право выбора: вернуть некачественный товар продавцу, изготовителю или импортеру, на что указал Верховный суд РФ в п. 2 «Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг», утвержденного Президиумом 17.10.2018.

То лицо, к которому потребитель обратился с претензией, обязано принять вещь с дефектом. При необходимости проводится проверка качества — с привлечением независимых экспертов, в которой может участвовать покупатель. Ему также предоставляется право при несогласии с результатами оспаривать их в суде. Если относительно причины дефектов складывает спорная ситуация, то продавец или заменяющее его лицо оплачивают эту экспертизу.

Закон устанавливает сроки, в пределах которых определен допустимый период для проведения экспертизы, ремонта, удовлетворения требований заявителя. Данные об этом содержатся в статьях 20-22 ЗОЗПП:

  • максимальный срок устранения недостатков – 45 дней, но может быть сокращен или увеличен соглашением сторон. Когда письменного соглашения нет, про долгий ремонт можно говорить, если его проведение превысило 45 суток. Напомним, это основание для отказа от договора в отношении технически сложных товаров.
  • 7 дней – столько отводится на стандартную замену. Но при необходимости провести дополнительную проверку качества этот период увеличивается до 20 дней, когда товар отсутствует – до 1 месяца, для жителей труднодоступных районов – срок устанавливается минимально возможным для исполнения.
  • период удовлетворения всех прочих требований покупателя — 10 дней.

Если экспертное исследование установило, что дефект возник не по вине продавца либо изготовителя, потребитель возмещает им стоимость экспертизы, хранения, транспортировки.

Когда продуктивного диалога с продавцом не получается, все требования нужно фиксировать в письменном виде, то есть в виде претензии. Если дело движется к судебному разбирательству, она понадобится в любом случае. Образец претензии на возврат товара по статье 18 закона о защите потребительских прав можно скачать здесь.

Особые положения статьи 18

Интересен п. 5 ст. 18 ЗОЗПП, который гласит, что если покупатель не может предъявить кассовый, товарный чек или иное документальное подтверждение покупки, то это еще не выступает основанием отказать в его притязаниях. На то, как доказать, что покупка состоялась, проливает свет судебная практика. Может быть использован гарантийный талон с отметкой продавца, паспорт или заменяющий его документ для технически сложных изделий. Также факт покупки можно подтвердить свидетельскими показаниями.

В п. 6 установлено общее правило о том, что продавец (его «заместители») несут ответственность за недостатки товара, не имеющего гарантийного срока, если покупатель докажет, что дефект возник до передачи ему товара или по причинам, которые уже действовали на тот момент. Если предмет имеет гарантийный срок, то доказывать причину и момент возникновения недостатка должен уже не покупатель, а продавец.

П. 7 облегчает участь потребителя, указывая, что доставка крупногабаритных предметов и тех, что весят свыше 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврат их покупателю, производятся продавцом и за его счет. Или покупателем, которому продавец затем возмещает связанные с этим затраты.

Таково содержание ст. 18 закона «О защите прав потребителей». Последняя редакция в 2018-2019 гг. изменений не получила. По данным правовых систем «Консультант-Плюс», «Гарант», статья актуальна в первоначальной редакции закона № 234-ФЗ от 25.10.2007. Получит ли она правки в следующем году, говорить пока рано.

Консультантплюс

Законопроект об увеличении суммы задолженности, подлежащей взысканию на работе у должника, с 25 000 до 100 000 рублей.

Законопроектом предлагается повысить с двадцати пяти тысяч рублей до ста тысяч рублей сумму задолженности, при которой исполнительный документ может направляться для удержания денежных средств в организацию или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи.

Как отмечают разработчики законопроекта, постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника составляют значительную часть процессуальных документов, выносимых и направляемых судебными приставами-исполнителями, в связи с чем у них значительно повышается нагрузка, при этом трудозатраты по указанной категории исполнительных производств с размером взыскиваемой суммы менее ста тысяч рублей представляются неоправданными.

Проект Федерального закона N 519890-7 «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (текст ко второму чтению).

Пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах.

К числу наиболее важных и заметных поправок, внесенных данным Законом, можно отнести следующие:

— в кодексах, а также в некоторых федеральных законах термин «подведомственность» заменен термином «компетенция» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов (также разрешены отдельные спорные проблемы, связанные с определением надлежащего суда для рассмотрения некоторых категорий дел);

— термин «место нахождения», использующийся в т.ч. при подаче иска, заявления в суд, заменен термином «адрес»;

— уточнена компетенция мирового судьи при рассмотрении гражданских дел (в т.ч. к его компетенции при рассмотрении дел в первой инстанции отнесены дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей);

— увеличены размеры судебных штрафов, налагаемых арбитражным судом;

уточнены особенности рассмотрения судом общей юрисдикции, арбитражным судом дел в порядке упрощенного производства, а также арбитражным судом дел приказного производства, апелляционных жалоб на определения арбитражного суда первой инстанции;

— пересмотрен порядок подачи кассационных жалобы, представления в Судебную коллегию Верховного Суда РФ, заявления о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

— скорректированы требования к лицам, которые могут быть представителями в суде по гражданскому делу;

— установлен порядок разрешения вопроса о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенного при рассмотрении дела в соответствующем суде;

— уточнены положения ГПК РФ, касающиеся восстановления процессуальных сроков, судебных извещений и вызовов, скорректированы перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению, порядок оставления искового заявления без движения, а также введена новая глава, регулирующая примирительные процедуры и мировое соглашение;

— установлены порядок рассмотрения апелляционных жалобы, представления, поступивших в суд апелляционной инстанции после рассмотрения дела, срок подачи кассационных жалобы, представления, порядок принятия кассационных жалобы, представления к производству суда, оставления их без движения, обжалования определений суда кассационной инстанции об оставлении кассационных жалобы, представления без движения и о возвращении кассационных жалобы, представления, а также порядок рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции;

Смотрите так же:  Нотариус в г.Щербинка

— в ГПК РФ включен новый параграф «Производство в судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации»;

в Кодексе административного судопроизводства РФ закреплен порядок рассмотрения и разрешения судами дел о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено, и о признании информационных материалов экстремистскими;

предусмотрены особенности кассационного производства, связанные с пересмотром вступивших в законную силу судебного приказа, судебного акта по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, определения, которым не оканчивается производство по административному делу.

Федеральный закон вступает в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, определяемого в соответствии с Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ.

Депутаты предлагают законодательно закрепить гарантированное трудоустройство молодым специалистам.

Согласно законопроекту, организации, имеющие в своем составе более 250 работников, обязаны выделять на основании соответствующего регионального правового акта квоту в размере 2 процентов от общей численности работников для трудоустройства выпускников очной формы обучения средних профессиональных и высших образовательных организаций в возрасте до 25 лет, для которых работа в соответствии с полученной специальностью и квалификацией в данной организации будет первой в их трудовой деятельности.

Вступление в силу законопроекта предполагается с 1 января 2019 года.

Органы занятости будут контролировать соблюдение организациями требования законодательства по трудоустройству молодых специалистов

Согласно законопроекту, за органами занятости закрепляется обязанность по содействию трудоустройству молодых специалистов — выпускников высших образовательных и средних профессиональных образовательных организаций в возрасте от 18 до 25 лет, а также по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением гарантии по их трудоустройству организациями в счет установленной для них квоты, с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов.

Вступление в силу законопроекта предусматривается с 1 января 2019 года.

В первом чтении принят законопроект о введении на территориях 4 субъектов РФ налога на доходы самозанятых лиц.

Согласно законопроекту, начиная с 1 января 2019 года в городе Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан будет проводиться эксперимент по введению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Применять специальный налоговый режим будут вправе физические лица, в том числе ИП, местом ведения деятельности которых является территория соответствующего субъекта РФ и получающие доходы от деятельности, при которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников.

Определен ряд ограничений для применения спецрежима (реализация подакцизных товаров, посредническая деятельность, кроме курьерской доставки, деятельность, приносящая доход свыше 2,4 миллиона рублей в год и др.).

Налоговым периодом определен календарный месяц. Ставки — 4 процента, если реализация осуществляется физлицам, и 6 процентов, если реализация осуществляется ИП и ЮЛ.

Уплата налога должна производиться не позднее 25 числа следующего месяца.

Налоговая декларация по данному налогу не представляется.

Верховным Судом РФ обобщена практика рассмотрения судами дел в области защиты прав потребителей.

Субъектами разрешаемых судами споров являются граждане, имеющие намерение заказать или приобрести либо заказывающие, приобретающие или использующие товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и хозяйствующие субъекты (организации независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели), выступающие в качестве продавцов, изготовителей, исполнителей или импортеров на потребительском рынке.

В целях формирования единой практики применения законодательства в сфере защиты прав потребителей Верховным Судом РФ выработаны, в частности, следующие правовые позиции:

— в пределах гарантийного срока потребитель вправе по своему выбору обратиться с требованием о возврате товара ненадлежащего качества к изготовителю, продавцу или импортеру, на которых лежит обязанность разъяснить потребителю порядок возврата и приемки такого товара у потребителя;

— к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению судом в целях разрешения вопроса об ответственности импортера за нарушение прав потребителя, является установление того, предпринимались ли потребителем действия по возврату товара ненадлежащего качества импортеру для выполнения последним обязанности по проведению экспертизы товара и добровольному удовлетворению требований потребителя. Ответственность импортера в виде уплаты штрафа на основании п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей наступает в случае уклонения от добровольного исполнения требований потребителя;

— выявление производственных недостатков в автомобиле в течение 15-дневного срока со дня его передачи покупателю является основанием для расторжения договора купли-продажи независимо от того, устранимы они или нет;

— если существенный недостаток товара выявлен по истечении двух лет со дня его передачи потребителю и к этому моменту истек гарантийный срок, требование о расторжении договора купли-продажи может быть заявлено потребителем только к изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру). При этом потребитель обязан доказать, что выявленный недостаток является существенным и что он возник до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента;

— в случае обнаружения в течение гарантийного срока недостатков проданного потребителю товара доказать наличие оснований для освобождения от ответственности обязан продавец (изготовитель, импортер и т.д.) данного товара;

— сумма неустойки и штрафа, подлежащих уплате покупателю в случае возврата им изготовителю автомобиля ненадлежащего качества, подлежит исчислению с учетом стоимости дополнительного оборудования, установленного на данный автомобиль изготовителем по заказу потребителя;

— в случае непредоставления потребителю необходимой информации по оформлению документов по договору о реализации туристского продукта, повлекшего отказ в выдаче туристической визы, туроператор несет ответственность за оказание услуги ненадлежащего качества;

— в случае досрочного погашения задолженности по кредитному договору потребитель вправе отказаться от предварительно оплаченных, но фактически не оказанных дополнительных банковских услуг.

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018)

Работникам, имеющим трех и более малолетних детей, предоставлено право выбора времени отпуска.

Трудовой кодекс РФ дополнен статьей 262.2, согласно которой работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.

Начало действия документа — 22.10.2018.

Россия и Суринам заключили соглашение о безвизовом режиме.

Республика Суринам — государство на северо-востоке Южной Америки. Граничит с республикой Гайана на западе, Французской Гвианой на востоке, Бразилией на юге и омывается водами Атлантического океана на севере.

Граждане РФ смогут въезжать, следовать транзитом и пребывать на территории Суринама без виз до 90 календарных дней.

При этом граждане, намеревающиеся пребывать или проживать в Суринаме более 90 дней либо осуществлять трудовую или коммерческую деятельность на его территории, должны получить визу.

Соглашение вступает в силу по истечении 60 дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении сторонами необходимых внутригосударственных процедур.

(Заключено в Нью-Йорке 26.09.2018).

Высшее образование вне зависимости от числа отсрочек от призыва на военную службу.

Конституционный Суд РФ предоставил гражданам возможность завершить высшее образование вне зависимости от числа отсрочек от призыва на военную службу, которыми гражданин может последовательно воспользоваться.

Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения, устанавливая систему отсрочек от призыва на военную службу для граждан, обучающихся по очной форме обучения, обусловливают предоставление отсрочки от призыва на военную службу гражданам, которые не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение в образовательные организации или научные организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, тем, воспользовались ли такие граждане отсрочкой от призыва на военную службу при обучении в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, и лишают возможности получить отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры тех из них, кто освоил образовательные программы среднего общего образования в пределах сроков его получения, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, но вынужден был воспользоваться соответствующей отсрочкой для завершения обучения в общеобразовательной организации и прохождения итоговой аттестации, завершающей освоение образовательных программ среднего общего образования.

Конституционный Суд РФ, в частности, отметил следующее.

Как следует из подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в случае если первая отсрочка была предоставлена гражданину, достигшему совершеннолетия в период обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, на время освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, то повторно он может воспользоваться правом на отсрочку в период обучения в образовательной организации или научной организации по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата на время освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата; если первая отсрочка была предоставлена гражданину в связи с обучением по программам бакалавриата на время их освоения, но не свыше сроков получения высшего образования по этим образовательным программам, то повторно он вправе воспользоваться отсрочкой для обучения по очной форме обучения в образовательной или научной организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если он не имеет диплома специалиста или диплома магистра и поступил на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата.

Соответственно, граждане, которые относятся к одной и той же категории, а именно реализовавшие право на получение среднего общего образования в соответствии с установленным порядком (т.е. с учетом возрастного критерия для поступления в общеобразовательную организацию и сроков освоения соответствующих образовательных программ общего образования), оказываются в неравных условиях с точки зрения возможности получения высшего образования по программам магистратуры, если до завершения обучения в общеобразовательной организации и освоения образовательной программы среднего общего образования одни из них достигли восемнадцатилетнего возраста, в связи с чем были вынуждены воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу, а другие этого возраста не достигли и потому в такой отсрочке не нуждались.

Отсутствие у граждан, получивших отсрочку от призыва на военную службу, предусмотренную абзацем вторым подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в связи с достижением ими восемнадцатилетнего возраста до окончания освоения образовательной программы среднего общего образования в общеобразовательной организации в пределах сроков, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, возможности получить повторную отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры — притом что такая возможность предоставлена гражданам одной с ними категории в сфере реализации права на высшее образование — не имеет объективного и разумного оправдания, ставит граждан, относящихся к этой категории, при реализации данного права в неравное положение применительно к исполнению воинской обязанности, что не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений прав и свобод.

Смотрите так же:  Заместители прокурора одесской области

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, принимая при этом во внимание, что настоящее Постановление само по себе не может расцениваться как ориентирующее на использование в качестве правового средства его исполнения отмены отсрочки от призыва на военную службу в связи с получением высшего образования по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры.

Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, правоприменительные органы не должны учитывать факт предоставления отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с абзацем вторым подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» гражданину, обучающемуся по очной форме обучения в образовательной организации или научной организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если он не имеет диплома специалиста или диплома магистра и поступил на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата.

Субъектный состав дел о защите прав потребителей

Секция: Гражданский процесс; арбитражный процесс

XII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Субъектный состав дел о защите прав потребителей

Аннотация. В данной статье рассмотрена система субъектов в области защиты прав потребителей. Проанализированы их полномочия и выявлена проблематика их применения. Внесены предложения о наделении субъектов определенных полномочий с целью изменения практики их реализации.

Ключевые слова: субъекты по делам о защите прав потребителей; полномочия субъектов по делам о защите прав потребителей; система субъектов в области защиты прав потребителей.

В настоящее время широкое распространение получили потребительские правоотношения, динамично развивается предприни­мательская деятельность. В частности, это выражается в том, что все новые и новые субъекты вовлекаются в сферу регулирования законодательства в области защиты прав потребителей.

Сторонами данных отношений согласно ст. 38 ГПК РФ выступают потребитель (истец) и его контрагенты (ответчик) — продавец, исполнитель, изготовитель, уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель, импортер. Истец — сторона гражданского процесса, обратившаяся в суд для возбуждения дела, права которой нарушены в области защиты прав потребителей. Ответчик — сторона гражданского процесса, предположительно, по мнению истца, нарушившая его право и привлекаемая судом к ответственности. Исходя из анализа положений Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель представлен как слабая сторона правоотношений, поскольку не обладает соответствующими знаниями (о товарах, работах, услугах, их особенностях в использовании и так далее). Контрагент потребителя является в данных отношениях сильной стороной, которая не всегда действует в соответствии с нормами закона, рассчитывая на неосведомлённость покупателя в данной сфере. Определяя потребителя как незащищенную сторону, законодатель установил несколько способов защиты его прав:

1. подача искового заявления в суд потребителем самостоятельно;

2. подача искового заявления в суд иными лицами, выступающими в защиту одного потребителя, либо неопределенного круга потребителей. Потребитель может обратиться для оказания помощи по защите своих прав:

· в органы исполнительной власти.

Согласно ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» органы исполнительной власти имеют право осуществлять контроль и надзор за исполнением требований законодательства о защите прав потребителей, уведомлять об итогах проверок соответствующие органы с целью решения вопроса о привлечении нарушителя к ответственности. Кроме этого, они могут обратиться в суд с исковым заявлением в пользу неопределенного круга лиц, права которых были нарушены контрагентом. Как известно, в структуру таких органов входит Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор. К сожалению, обладая вышеуказанными полномо­чиями, на деле он не старается их применить. При привлечении его к участию в судебном заседании в большинстве случаев, представителем Роспотребнадзора всего лишь заявляется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Кроме уклонения от участия в рассмотрении дела судом, наблюдается и отсутствие желания осуществлять защиту прав потребителей при их обращении, на которые в основном даются указания, куда было перенаправлено их обращение или рекомендации по обращению в суд.

· в органы исполнительной власти субъектов РФ.

Им предоставлены полномочия по вопросу выдачи и оформле­ния лицензий индивидуальным предпринимателям, организациям, продающим товары, выполняющим работы и предоставляющим услуги в субъекте РФ. Они ведут реестры таких лицензий, что позволяет осуществлять контроль деятельности контрагентов для недопущения совершения нарушений прав потребителей указанными субъектами. Так же они имеют право обратиться в суд с исковым заявлением о признании лицензий, выданных ими юридическим лицам и предпринимателям недействительными [1, ст. 42] Кроме вышеука­занного, они обладают правом разработки программ, которые должны обеспечивать безопасность продуктов питания, реализуемых потребителям, а также соблюдение требований, предусмотренных государственными стандартами, к качеству пищевой продукции на территории соответствующего субъекта. Данное правомочие эффективно для обеспечения качества товаров, услуг, работ.

· к прокурору РФ [2, ст. 45].

Прокурор осуществляет надзор за исполнением всеми органами и организациями законодательства в области защиты прав потребителей. Прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

· в органы местного самоуправления.

На территории муниципального образования специалист органа местного самоуправления имеет право консультировать потребителей по вопросу защиты их прав, рассматривать их жалобы. Кроме этого, органы местного самоуправления имеют право обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту неопределенного круга лиц, осу­ществлять мероприятия по защите прав потребителей в соответствии со ст. 46 ГПК РФ. Полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей установлены статьей 44 Закона «О защите прав потребителей». Проблема состоит в том, что деятельность органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей не отнесена Законом к их обязанности, а устанавливает лишь их правомочия в данной сфере. Кроме этого, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что защита прав потребителей не отнесена к вопросам местного значения. Именно поэтому затрудняется реализация органами местного самоуправления соответствующих прав, установленных Законом «О защите прав потребителей». Полагаем необходимым внести изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и наделить органы местного самоуправления правом на проведение самостоятельных проверок соблюдения прав потребителей и составление актов о выявленных нарушениях с последующей передачей информации в компетентные надзорные органы или самостоятельного привлечения к ответственности.

· в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы).

Они могут обращаться в суды с заявлением в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей). Кроме этого, могут участвовать в разработке обязательных требований к товарам, а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров, а также соответствия потребительских свойств товаров заявленной продавцами (изготовителями) информации о них; осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потреби­телей и направлять в соответствующие органы информацию о фактах нарушений прав. В Законе РФ «О защите прав потребителей» указаны права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), но не раскрывается механизм и порядок их осуществления, что может негативно повлиять на реализацию закрепленных прав и в итоге на эффективность функционирования всего механизма защиты прав потребителей. В связи с этим, предлагаем внести дополнения в статью 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», и наделить правом издания методических рекомендаций общественными объеди­нениями потребителей.

Истец — сторона гражданского процесса, обратившаяся в суд, права которой нарушены в области защиты прав потребителей. Истцом является потребитель. Согласно Закона РФ «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, желающий заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или исполь­зующий товары для личных, семейных, домашних и иных нужд, не предназначенных для осуществления предпринимательской деятель­ности. Это означает, что, обратившись к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, гражданин уже признается потребителем. Неисполнение продавцом указанных требований считается нарушением законодательства о защите прав потребителей. Необходимо отметить, что согласно данному Закону, потребитель не имеет какие-либо возрастные ограничения. Не является потребителем гражданин, который использует приобретенные товары в деятельности, которую он осуществляет самостоятельно на свой риск с целью систе­матического извлечения прибыли. Цели, для которых приобретается товар должны быть исключительно личные (бытовые). Под потребителем понимается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар, но и гражданин, пользующийся им, но не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве. Потребитель занимает главное место в системе субъектов отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей. Это обусловлено направленностью законодательства о защите прав потребителей — охраной прав и законных интересов потребителя.

Ответчик — сторона гражданского процесса, нарушившая право истца (потребителя). Ответчиком могут выступать продавец, исполнитель, изготовитель, уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индиви­дуальный предприниматель, импортер. Так, нередко потребитель, приобретая тот или иной товар, затрудняется с выбором, к кому конкретно из своих контрагентов предъявлять требования в случае нарушения его прав. Определения «продавец, изготовитель, исполнитель, импортер» содержатся в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N2300-1. Необходимо отметить, что такой субъект как импортер появился в преамбуле Закона недавно — с 2006 года, что свидетельствует о том, что система субъектов отношений по данной категории дел не стоит на месте и находится в динамике.

Произведенный анализ законодательства о защите прав потребителей показал, что оно распространяет свое действие на определенный круг лиц. Система субъектов по данной категории дел находится в состоянии постоянной динамики, возникают новые отношения, подпадающие под действие Закона РФ «О защите прав потребителей», следовательно, происходит увеличение субъектного состава. Появляются дополнительные разъяснения в отношении ранее не урегулированных вопросов в этой области, меняется содержание самого закона, тем самым совершенствуется система охраны прав потребителей и повышается эффективность ее работы. Таким образом, определяются возможные дальнейшие тенденции развития системы субъектов.

Author: admin