Закон о банкротстве сельское

Признаки банкротства сельхозорганизаций могут быть изменены

Депутат Госдумы Олег Савченко предлагает смягчить признаки несостоятельности для сельскохозяйственных организаций. Разработанный им законопроект 1 зарегистрирован нижней палатой парламента. По мнению парламентария, минимальный совокупный размер долга, позволяющий кредиторам подавать в суд заявление о признании сельхозтоваропроизводителя банкротом, должен быть увеличен до 1 млн руб. Сегодня, напомним, этот показатель составляет 500 тыс. руб. (п. 5 ст. 177 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; далее – закон о банкротстве).

Кроме того, Олег Савченко считает нужным пересмотреть минимальный срок существования долга сельхозорганизации, который, как и сумма долга, является необходимым условием для инициирования дела о банкротстве. В соответствии с законопроектом кредиторы сельхозтоваропроизводителей смогут потребовать признания последних банкротами, только если требования по денежным обязательствам не исполнены должником в течение шести месяцев с даты, когда это должно было произойти. Этот срок в два раза больше, чем предусмотренный действующим законодательством (п. 6 ст. 177 закона о банкротстве).

Свою инициативу народный избранник поясняет тем, что большая часть регионов России относится к рискованным территориям ведения сельского хозяйства, поэтому сельскохозяйственные организации часто терпят убытки по не зависящим от них причинам (стихийные бедствия, засуха и т. п.). Частично эту проблему решают государственные субсидии, но механизм их получения сложен, а самое главное – требует большого количества времени для согласования всех формальных моментов. В результате на протяжении всего времени, в течение которого сельхозтоваропроизводитель ожидает окончательного решения по заявке на субсидию, его положение продолжает ухудшаться, и кредиторы подают заявления о признании его несостоятельным.

Предполагается, что одобрение предложенных автором документа мер даст сельскохозяйственным организациям дополнительную возможность для урегулирования возникших у них финансовых проблем, не доходя до процедуры финансового оздоровления или инициирования банкротства кредиторами. Подчеркивается, что законопроект носит антикризисный характер.

Документы по теме:

Читайте также:

Антикризисный план для аграриев, или Дальние поля всегда зеленее
Непростой 2014 год показал, что России необходимо стать менее зависимой от импорта и обеспечить внутренний рынок высококачественными товарами отечественного производства. О первых результатах импортозамещения в сфере сельского хозяйства, мерах поддержки для малых и средних сельхозпредприятий, а также о том, помогут ли мероприятия правительственного «антикризисного плана» отечественным сельхозпроизводителям, – в материале.

Правительство РФ проработает меры по повышению оперативности предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям
Также планируется создать федеральный телеканал, освещающий деятельность в сфере агропромышленного комплекса.

Некоторые регионы нашей страны могут получить статус особо значимых аграрных субъектов
Наличие данного статуса предполагает получение дополнительной государственной поддержки в виде закрепления минимальных закупочных цен, финансирования инженерной и социальной инфраструктуры и т. д.

Финансирование программы развития сельских территорий может быть сокращено
В случае одобрения поправок его общий объем составит 203,8 млрд руб. вместо запланированных 252,6 млрд руб.

1 С текстом законопроекта № 938561-6 «О внесении изменений в статью 177 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Ответственность контролирующих лиц должника при банкротстве

2017 год можно по праву назвать переломным моментом в истории развития института привлечения к субсидиарной ответственности. С 1 июля в закон о банкротстве добавлена отдельная глава, посвященная этому вопросу, а в декабре опубликовано постановление Пленума Верховного Суда от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве», в котором на основе новой главы закона предлагаются к введению новеллы, которые нельзя оценить иначе как революционные.

Во-первых, вводится новая презумпция для признания лица контролирующим, а именно: извлечение выгоды из незаконного или недобросовестного поведения должника. То есть, если лицо, не являясь директором (учредителем) предприятия, тем не менее извлекает выгоду из его деятельности, считается, что такое лицо является КДЛ, а значит, может быть привлечено к субсидиарной ответственности. Данная новелла направлена на пресечение крайне распространенной схемы ведения бизнеса через несколько взаимосвязанных юридических лиц, когда прибыль и ликвидное имущество аккумулируются на одном предприятии, а долги – на другом.

Во-вторых, впервые в России в гражданском праве вводится институт «сделки с судом»: если номинальный директор представит суду сведения о реальном бенефициаре, которые будут способствовать погашению требований кредиторов, то номинальный руководитель может быть полностью освобожден от ответственности.

В-третьих, пресечена распространенная схема ухода от погашения долгов, при которой после привлечения КДЛ к ответственности право требования к нему на основании решения собрания кредиторов продавалось с торгов по заниженной цене. По новым же правилам каждый кредитор, независимо от количества голосов, вправе потребовать взыскания долгов с КДЛ непосредственно в свою пользу и далее самостоятельно, независимо от собрания кредиторов, предпринимать меры по получению с КДЛ денежных средств.

В-четвертых, по старой редакции закона после завершения дела о банкротстве привлечение к субсидиарной ответственности было невозможно. Теперь же кредиторы вправе обращаться с соответствующим заявлением и после того, как дело о банкротстве было завершено и предприятие исключено из ЕГРЮЛ.

На первый взгляд может показаться, что новеллы закона носят чрезмерный характер. В особенности это касается презумпции о выгодоприобретателе как КДЛ. Получается, что факт контроля лица над деятельностью предприятия будет устанавливаться судом без конкретных доказательств, только лишь на основании того, что такое лицо получало выгоду. Безусловно, произвольное применение судами данного правила может быть чревато установлением предпосылок для бесконтрольного вмешательства государства в предпринимательскую деятельность.

Однако представляется, что оценка нововведений не должна быть такой полярной. Ведь если представить себя на месте кредитора, которому недобросовестный должник не возвращает крупный долг, то нововведения закона о банкротстве предстанут в ином свете.

Зачастую директорами (учредителями) предприятий являются номинальные лица, у которых нет никакого имущества и которые фактически действуют по указаниям некоего «теневого собственника». Доказать в суде, что именно это лицо на самом деле контролирует деятельность фирмы, крайне сложно, для этого требовалось найти существенный объем косвенных доказательств, разыскать свидетелей и т. д. У рядовых кредиторов зачастую в принципе нет возможностей по сбору такой доказательственной базы, а значит, и практически нет шансов на реальное получение своих долгов (по статистике, лишь в 2–3% делах о банкротстве кредиторы реально получают хоть какое-либо удовлетворение своих требований, в остальных случаях банкротство оканчивается списанием всех долгов).

Теперь же положение кредиторов существенно облегчается: им достаточно доказать, кто получал выгоду от деятельности должника. При этом не стоит забывать, что данная презумпция является опровержимой: то есть лицо, привлекаемое к ответственности, всегда может доказать обратное.

Если рассматривать новые правила с точки зрения развития российского правопорядка в целом, то данные изменения продолжают тенденцию усиления неформального подхода судов к рассмотрению дел, причины которой, как представляется, носят исторический характер.

После перехода к рыночной экономике судебные инстанции долгие годы следовали формальному соблюдению буквы закона. Однако со временем оказалось, что такой подход имеет и обратную сторону: недобросовестные участники гражданского оборота для получения необоснованных выгод стали активно пользоваться фиктивным документооборотом, когда на бумаге фиксируются несуществующие отношения.

Именно по этой причине суды со временем оказались вынуждены большее внимание уделять существу отношений, экономической целесообразности, деловой цели, разумности поведения сторон и т. д., а представляемые доказательства оценивать менее формально. Новые изменения в закон о банкротстве, по сути, представляют собой продолжение указанной тенденции.

Таким образом, если и искать виновных в излишнем ужесточении правил о привлечении к субсидиарной ответственности, то будет справедливо предположить, что причина таких изменений отчасти в самом предпринимательском сообществе.

Представляется, что новые правила будут способствовать повышению эффективности проведения банкротных процедур, а значит, и улучшению экономического климата в стране. Но не стоит забывать, что это возможно исключительно при условии разумного, взвешенного и ответственного подхода судов к применению новых правовых норм.

Смотрите так же:  Кому полагается пособие при рождении ребенка

Дата создания материала: 23-04-2018. История изменений

сельское поселение

Новокузнецкий муниципальный район

БАНКРОТСТВО

О некоторых вопросах, связанных с представлением интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в отношении гражданина.

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 154-ФЗ) в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) внесены изменения, регулирующие порядок осуществления процедуры банкротства в отношении гражданина-должника, которые вступают в силу с 1 октября 2015 г.

ФНС России обращает внимание на следующие вопросы и особенности рассмотрения дела о банкротстве гражданина (параграф 1.1 главы X Закона о банкротстве), в том числе индивидуального предпринимателя (параграф 2 главы X Закона о банкротстве).

Дело о банкротстве гражданина рассматривается арбитражным судом (статья 213.2 Закона о банкротстве).

Дело о банкротстве индивидуального предпринимателя рассматривается по правилам рассмотрения дела о банкротстве гражданина с учетом особенностей, установленных Законом о банкротстве (статья 214.1 Закона о банкротстве).

При рассмотрении дела о банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства не применяются правила, предусмотренные параграфами 1.1 и 2 главы X Закона о банкротстве.

При рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются следующие процедуры (статья 213.2 Закона о банкротстве):

реструктуризация долгов гражданина;

реализация имущества гражданина;

Заявление гражданина, конкурсного кредитора, уполномоченного органа о признании гражданина банкротом принимается арбитражным судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве (пункт 2 статьи 213.3 Закона о банкротстве). При этом гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок (пункт 2 статьи 213.4 Закона о банкротстве).

Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может превышать три года. При этом в случае утверждения арбитражным судом плана реструктуризации долгов без одобрения собрания кредиторов срок реализации указанного плана не может превышать двух лет (пункт 2 статьи 213.14 Закона о банкротстве).

В случае признания гражданина банкротом арбитражным судом может быть вынесено определение о временном ограничении права на выезд гражданина из Российской Федерации (пункт 3 статьи 213.24 Закона о банкротстве).

Заявление об оспаривании сделки должника-гражданина по основаниям, предусмотренным статьей 61.2 или 61.3 Закона о банкротстве, может быть подано, уполномоченным органом, если размер его кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, составляет более десяти процентов общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, не считая размера требований кредитора, в отношении которого сделка оспаривается, и его заинтересованных лиц (пункт 1 статьи 213.32 Закона о банкротстве).

По итогам рассмотрения дела о банкротстве гражданина может не применяться правило об освобождении должника от обязательств. Условия, при которых не допускается освобождение гражданина от обязательств, установлены пунктами 4-6 статьи 213.28 Закона о банкротстве.

За совершение противоправных действий при банкротстве и в преддверии банкротства гражданина действующим законодательством предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность. Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника», Законом № 154-ФЗ внесены соответствующие изменения в статьи 195-197 Уголовного кодекса Российской Федерации, 14.12-14.13 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Межрайонная ИФНС России №13 по Кемеровской области

Закон о банкротстве

Развитие рыночной экономики и, как следствие, рост конкуренции на внутренних и на внешних рынках предъявили новые требования к правовой базе функционирования социально — экономической системы Российской Федерации. Формирование нового правового поля в экономике и бизнесе было непосредственно связано с развитием законодательства о банкротстве, т. к. с началом проведения рыночных реформ, изменения основ хозяйственных отношений выявили две острейшие проблемы:

  • во-первых, возникла необходимость банкротства нерентабельных хозяйств с менеджментом, работающим методами начала 20 века (в лучшем случае)
  • во-вторых, появилась необходимость смены собственника на многих предприятиях, т.е. передачи (перераспределения) активов в более умелые и грамотные руки инвесторов

В результате для страны важнейшей задачей стало принятие законов, координирующих деятельность предприятий в условиях рынка. Одним из таких законов стал закон о банкротстве, о котором и будет далее рассказано в этой статье.

Основные параметры законодательства по банкротству в России

К настоящему времени на территории Российской Федерации принято уже три федеральных закона о несостоятельности (банкротстве), что говорит об их безусловной значимости для хозяйствующих субъектов. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» отменил действие Федерального закона от 08.01.1998 № 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», который, в свою очередь, был принят вслед за Федеральным законом от 19.11.1992 №392 1ФЗ.

Данный Закон состоит из 233 статей, сгруппированных в 12 глав, и является специальным законом. В соответствии с ГК РФ он устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства, а также иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Действующий закон под несостоятельностью (банкротством) должника понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Т.е. для определения признаков банкротства юридического лица, как общее правило, он использует принцип неплатежеспособности.

Так, по смыслу этого Закона основными признаками банкротства (краткое содержание) выступают:

  • для гражданина – неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и(или) обязанности не исполнены им в течение 3- х месяцев с момента наступления даты их исполнения, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества (сумма обязательств в совокупности должна составлять не менее 100 МРОТ согласно Федеральному закону от 08.01.1998 и 500 000 рублей согласно статье 6 Федерального закона от 26.10.2002 г.

  • для юридического лица – неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и(или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (сумма обязательств в совокупности должна составлять не менее 500 МРОТ согласно Федеральному закону от 08.01.1998 и 100000 рублей согласно ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002. Согласно законодательству о банкротстве к обязательным платежам относятся платежи в виде налогов, штрафов, пошлин.

Содержание процедуры банкротства

Закон про банкротство от 2002 года изменил состав процедур (механизмов) банкротства. Большее внимание уделяется процедурам, касающимся восстановления платежеспособности должника.

В соответствии со статьей 27 новое в законе о банкротстве — это, что помимо досудебной санации, определены следующие процедуры, вводимые арбитражным судом для должника – юридического лица:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Для гражданина – должника, физического лица, определены следующие процедуры:

  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

В соответствии с Законом о банкротстве от 2002 года, при рассмотрении в суде дела о банкротстве предприятия ключевым вопросом является выбор наиболее приемлемой по экономическим соображениям процедуры с учетом всех возможностей оздоровления должника. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в арбитражном суде в срок, не превышающий 7 месяцев с даты поступления заявления.

Порядок применения процедур можно описать следующим образом:

  1. Если, несмотря на старания опекунов или кредиторов должника, дело дошло до суда, то, приняв заявление кредиторов, в течение 15 дней арбитражный суд в соответствии с новым законом вводит процедуру наблюдения, которая может длиться не более 7 месяцев (ст. 51 Федерального закона от 26.10.2002).
Смотрите так же:  Комментарии статья 201 ук рф

Этот срок значительно превышает срок, установленный Федеральным законом от 08.01.1998, который составлял всего 3 месяца и мог быть продлен до пяти месяцев.

Утвержденный в период наблюдения арбитражный управляющий (временный управляющий) готовит предприятие к первому собранию кредиторов предприятия должника. Первое собрание должно состояться не позднее, чем за 10 дней до даты окончания наблюдения. Все последующие процедуры процесса банкротства вводятся на основании решения собрания кредиторов и затем утверждаются арбитражным судом.

  1. Финансовое оздоровление. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем два года и осуществляется в соответствии с планом финансового оздоровления предприятия. Суть этой процедуры заключается в максимальном достижении удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. План финансового оздоровления готовится учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника, утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в котором предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности, установленной статьей 134 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002.

Порядок удовлетворения требований кредиторов выглядит следующим образом:

  • в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации (начисления процентов, пеней и штрафов), соответствующих повременных платежей, а также компенсации морального вреда;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

При этом в законе приведена следующая схема удовлетворения требований залоговых кредиторов «…требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед другими кредиторами, за исключениями обязательств первой и второй очереди, права требований которых возникли до заключения соответствующего договора залога».

  1. срок процедуры «внешнее управление» продлен с 12 до 18 месяцев. Продление сроков реорганизационных процедур банкротства говорит об ориентировании закона о несостоятельности на санацию отечественных предприятий с учетом интересов всех заинтересованных сторон, что, безусловно, является неоспоримым плюсом этого закона.
  2. Мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Оно может быть заключено, если должник и кредитор так или иначе договорились друг с другом, и они уверены в том, что договоренность будет выполнена. Мировое соглашение заключают друг с другом обе стороны.

Заключенное в ходе производства по делу о банкротстве гражданина мировое соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения. В случае возникновения разногласий между финансовым управляющим, гражданином и кредиторами по вопросу согласования мирового соглашения, то они рассматриваются арбитражным судом в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Заключение мирового соглашения предусматривает прекращение исполнение плана реструктуризации долгов гражданина, а также действие моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Физическим лицам необходимо строго помнить, что за фиктивное банкротство Законом предусмотрена уголовная ответственность. Эта часть предусмотрена для того, чтобы не допустить роста потока «фиктивных или преднамеренных банкротств», если лица будут пытаться избежать законных выплат по своим долгам.

За сокрытие имеющегося имущества, а также преднамеренное банкротство грозит уголовная ответственность — до 6 лет лишения свободы. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс РФ вступили в силу с 1 июля 2015 года.

Закон РФ о банкротстве — правовые последствия для должников – банкротов

Банкротство подразумевает ограничение целого ряда прав граждан: начиная от лишения права на предпринимательство, заканчивая временным ограничением права на выезд из страны. С поиском работы тоже будут проблемы — банкроту нельзя занимать управленческие позиции.

Кроме того, банкротство отражается в кредитной истории. В течение 5 лет невозможно будет даже просто обратиться за займом, но и по истечении этого срока ни один банк, скорее всего, кредит не выдаст. А имущество банкрота будет выставлено на торги».

Кроме этого, после признания банкротом, физические лица не смогут в течение 3 лет занимать любые руководящие должности в организациях.

Также, лицо, признанное банкротом, до даты прекращения производства по делу о банкротстве не может выезжать за границу. А объявить себя банкротом еще раз он сможет только через 5 лет, даже если сразу после объявления банкротом накопил множество новых долгов.

Банкротство сельскохозяйственных организаций

Сельское хозяйство и связанная с ним перерабатывающая промышленность, составляют фундаментальные основы экономики большинства стран мира. В России традиционно сельскохозяйственная отрасль обладала приоритетом и даже в советскую эпоху всеобщей индустриализации именно те, кто трудился на земле, пользовались существенной государственной поддержкой.

С переходом российской экономики на принципы работы свободного рынка сельскохозяйственная отрасль столкнулась кроме традиционных для нее рисков земледелия, еще и с конкуренцией со стороны импортных сельхозпродуктов. Это в немалой степени обусловило то, что не всякое сельхозпредприятие было готово к такому режиму работы и многим пришлось уйти с рынка, либо через процедуру ликвидации сельхозпредприятия, либо через процесс банкротства.

В этой статье будет рассказано о том, что служит основными причинами банкротства сельхозпредприятий в России, для чего проводится банкротство сельхозкомпаний, как выглядит этот процесс и какие существуют особенности банкротства сельскохозяйственных организаций.

Причины банкротства сельскохозяйственных организаций в России

В условиях импортозамещения сельское хозяйство в России нуждается в стабильном развитии, так как это стратегически значимая отрасль, отвечающая за продовольственную безопасность государства. Вступление Российского государства во Всемирную торговую организацию, создание Таможенного союза и Евразийского сообщества обязывает сельскохозяйственных товаропроизводителей конкурировать на мировом продовольственном рынке.

Это основной риск, с которым сталкиваются отечественные производители сельскохозяйственной продукции. Кроме этого, проблемными вопросами сельского хозяйства остаются большая убыточность, закредитованность, слабый приток инвестиций в отрасль и недостаточность государственной поддержки, особенно для тех районов, которые относятся к зонам высоко рискованного земледелия (Нечерноземье, Сибирь, Дальний Восток).

Также к основным причинам, по которым происходит банкротство сельскохозяйственных предприятий, особенно небольших предприятий и частных фермерских хозяйств, относится и постепенная монополизация отдельных секторов рынка. Это связано в первую очередь с приходом на сельхозрынок крупных компаний и агрохолдингов, которые имеют в своем распоряжении десятки, сотни тысяч гектаров земель, мощные перерабатывающие комплексы, базы хранения, сети сбыта.

Естественно, что в таких условиях множество небольших компаний и фермеров вынуждены просто прекращать работу. У мелких сельхозпроизводителей и частных хозяйств практически нет реальных шансов победить в ценовой и технологической конкуренции с агрохолдингами.
Правовые основы банкротства компаний сельхозпроизводителей

Для того чтобы полностью понимать суть процесса банкротства компаний, работающих в сельском хозяйстве, не обойтись без ознакомления, хотя бы в общем виде, на какой правовой базе производится банкротство сельхозпредприятий.

В первую очередь необходимо обратить внимание на положения основного закона, регламентирующего процесс банкротства юридических и физических лиц. Это ФЗ № 127 от 2002 года « О несостоятельности (банкротстве)». В нем, в частности, имеется базовое определение того, кто такой сельхозпроизводитель.

Под сельскохозяйственными организациями в соответствии с п. 1 ст. 177 Федерального закона от 16 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых, являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее, чем 50% общей суммы дохода. Что касается сельскохозяйственных товаропроизводителей, то ими могут быть как юридические, так и физические лица, вовлечённые в процесс производства сельскохозяйственной продукции, удельный вес которой составляет более 50 % общего объема производимой продукции.

Выручка же рыболовецких артелей (колхозов) от реализации или произведенной, переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов, составляет не менее чем 70 % от общей суммы выручки.

Смотрите так же:  Савеловский приставы

Таким образом, ФЗ № 127 установлены критерии, по которым можно определить правовой статус той или иной сельскохозяйственной организации и уже на основании этого рассматривать конкретные формы определения признаков банкротства и проведения всего процесса о признании несостоятельности компании.

Кроме этого закона, существует еще ряд нормативных правовых актов, так или иначе формирующих правовое поле, на котором основывается процесс банкротства сельхозпроизводителей.

В частности, в этот перечень могут войти такие законодательные акты, как:

  1. Федеральный закон от 09.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»;
  2. Введение специального налогового режима для сельскохозяйственных организаций («Единый сельскохозяйственный налог», введен во вторую часть Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 11.11.2003 г. № 147-ФЗ);
  3. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ;

Кроме этих нормативных актов, также при рассмотрении процессов банкротства сельхозпредприятий следует учитывать и нормы Гражданского Кодекса РФ, Арбитражного процессуального Кодекса РФ.

Основные особенности процесса банкротства сельскохозяйственных организаций

В общем смысле, технический процесс прохождения банкротства компанией сельхозпроизводителя или частного предпринимателя мало отличается от стандартных форм и методов.

Но следует обратить внимание на некоторые особенности, связанные с реализацией конкретных этапов прохождения процесса банкротства:

  1. Одна из особенностей банкротства должников, относимых к числу сельскохозяйственных организаций, касается продажи принадлежащих им объектов недвижимости при проведении процедуры конкурсного производства. Суть специального правила для таких случаев состоит в том, что сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности, наделяются преимущественным правом на приобретение указанных объектов недвижимого имущества. Благодаря данному правилу во многих случаях банкротства сельскохозяйственных организаций удается сохранить производство на территории предприятия-банкрота. Это происходит при продаже остаточного имущества или соседнему, финансово устойчивому предприятию, или нескольким фермерским хозяйствам, пожелавшим выкупить это имущество и землю для расширения своей деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 177 Закона о банкротстве, земельные участки в случае признания сельскохозяйственной организации банкротом могут переходить к другим лицам в той мере, в какой их оборот допустим земельным законодательством. Как правило, земельные участки, принадлежащие сельскохозяйственным организациям, относятся к категории земель сельскохозяйственного значения.

В этой связи при применении вышеуказанной статьи закона необходимо учитывать положения ст. 27 Земельного кодекса РФ (136-ФЗ), которая устанавливает ограничения ликвидности (оборота на рынке) земельных участков, а также нормы Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (101-ФЗ)

  1. Также необходимо отметить еще одну особенность, с которой связано банкротство сельскохозяйственных организаций. К таким неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям могут применяться определенные досудебные процедуры. Федеральным законом № 83-ФЗ (от 09.07.2002 г.) «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» определены правовые основания и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. В этих целях предусмотрено создание межведомственных (федеральной, территориальной или муниципальной) комиссий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В соответствии со ст. 13 указанного закона, должник — сельскохозяйственный товаропроизводитель может обратиться в территориальную комиссию с заявлением о включении его в состав участников программы финансового оздоровления, приложив к заявлению план улучшения финансового состояния и другие необходимые документы.

  1. Следует обратить особое внимание на проблемы банкротства (несостоятельности) индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере сельского хозяйства. Это относится к тем, кто имеет регистрацию либо как ИП, либо как фермерское, охотничье хозяйство или ЛПХ (личное подсобное хозяйство). В соответствии со статьей 204 «Закона о банкротстве» к заявлению индивидуального предпринимателя может быть приложен план погашения его долгов. При отсутствии возражений кредиторов арбитражный суд может утвердить план погашения долгов, что является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве на срок не более чем 3 месяца. В случае, если в результате выполнения должником плана погашения долгов требования кредиторов погашены в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.
  2. Еще одна особенность связана с продажей имущества банкрота или конфискации его судебными приставами в счет уплаты долгов перед кредиторами. В подобных случаях, к гражданину – главе крестьянского (фермерского) хозяйства, применяется специальная норма «Закона о банкротстве» (п. 3 ст. 221). Согласно этой нормы — «Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включаются в конкурсную массу». Т.е. не подлежат отчуждению, конфискации, наложению ареста.

В качестве итога

Следует отметить, что при осуществлении процедуры банкротства компаний и физических лиц, которые могут быть отнесены к категории сельхозпроизводителей, имеет льготный режим. Однако такие льготы при банкротстве, пока что мало решают основную задачу тех, кто пришел работать на поля и на фермы — как обеспечить рентабельность сельскохозяйственного бизнеса в столь непростых условиях, особенно если отсутствует ощутимая поддержка со стороны государства.

Разъяснение отдельных положений Федерального закона, регулирующие процедуру банкротства физических лиц

С 1 октября 2015 года вступили в силу положения Федерального закона от 29 июня 2015 года N 154-ФЗ, регулирующие процедуру банкротства физических лиц.

Начать процедуру банкротства может любой гражданин, который задолжал официальным организациям (и это документально подтверждено договором) более 500 тысяч рублей и не платит по кредиту более трёх месяцев. Инициировать процедуру признания банкротом могут также и кредиторы (например, банк, выдавший кредит) и даже налоговая служба. В любом случае, первый шаг – подача заявления в суд о признании банкротом.

Гражданин вправе подать в суд заявление о признании его банкротом и в случае предвидения банкротства. То есть при наличии обстоятельств, которые свидетельствуют, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок), и при наличии признаков неплатежеспособности.

В случае неподачи заявления гражданин может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 14.13 КоАП, в виде штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Кроме того за неправомерные действия при банкротстве предусмотрена уголовная ответственность по ст.ст. 195,196,197 Уголовного Кодекса РФ.

Дела о банкротстве граждан рассматриваются арбитражным судом по месту жительства гражданина.

При рассмотрении дела о банкротстве применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.

С даты вынесения судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

Если реструктуризировать долг невозможно, суд принимает решение признать гражданина банкротом, что влечет реализацию имущества.

Процедура реализации имущества устанавливается на срок не более чем на шесть месяцев. Суд вправе вынести в отношении гражданина-банкрота определение об ограничении его права на выезд из Российской Федерации.

Сведения о банкротстве гражданина подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и не публикуются в официальном издании.

Участие финансового управляющего в деле о банкротстве является обязательным и оплачивается за счет средств гражданина или конкурсного кредитора. При этом закон устанавливает фиксированную сумму оплаты в размере 10 тысяч рублей, а также 2% от суммы выручки от реализации имущества гражданина, которые уплачиваются после расчетов с кредиторами. Гражданин обязан предоставить по требованию финансового управляющего любые сведения о составе своего имущества, месте его нахождения, составе своих обязательств, кредиторах, иные сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.

Закон устанавливает, что с момента признания судом заявления о банкротстве гражданина обоснованным, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей.

После завершения процедуры банкротства требования кредиторов, не удовлетворенные за счет имущества гражданина, считаются погашенными, за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом. Таким образом, завершение процедуры банкротства освобождает гражданина от всех обязательств, которые рассматривались в ходе такой процедуры.

Процедура банкротства может осуществляться не чаще раз в пять лет.

Author: admin