Заявление об уплате ндс

Оглавление:

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Российская организация купила товар у организации, которая зарегистрирована в государстве — участнике Таможенного союза Евразийского экономического союза. Налоговая декларация по НДС была сдана вовремя. Сумма НДС пока не уплачена. В какой срок российская организация должна подать налоговую декларацию по косвенным налогам? В какой срок необходимо подать заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов? Какая ответственность установлена за пропуск срока подачи налоговой декларации? Каков предельный срок подачи налоговой декларации по косвенным налогам и заявления об уплате косвенных налогов в целях получения права на вычет сумм НДС, перечисленных в бюджет?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При ввозе товаров из стран — участниц ЕАЭС импортер обязан подать Декларацию по косвенным налогам в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов необходимо подавать одновременно с налоговой декларацией по косвенным налогам даже в том случае, если данные налоги по каким-либо причинам не были перечислены в бюджет в установленный срок. В таком случае сотрудник налогового органа формирует Уведомление об отказе в проставлении отметки на заявлении. После уплаты НДС организация-импортер может подать новое Заявление, при этом ранее поданное отзывается.
За пропуск установленного срока подачи Декларации к организации могут быть применены меры ответственности в виде штрафов, установленных НК РФ и КоАП. В то же время для получения права на вычет сумм НДС, перечисленных в бюджет, необходимо подать Декларацию и Заявление об уплате косвенных налогов. Предельный срок подачи таких документов не установлен, однако для целей принятия сумм НДС к вычету указанные документы должны быть поданы не позднее 3-х лет с даты ввоза товаров.

Обоснование вывода:
При осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств — участников Таможенного союза ЕАЭС необходимо руководствоваться:
— Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее — Договор);
— Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, далее — Протокол) (Астана, 29 мая 2014 г.);
— Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (далее — Протокол об обмене информацией) (Санкт-Петербург, 11.12.2009);
— Налоговым кодексом РФ. При этом приоритет имеют нормы Договора и Протоколов (ст. 7 НК РФ).
При ввозе товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена уплата косвенных налогов, в частности НДС, осуществляется налогоплательщиком-импортером. То есть при ввозе товаров на территорию РФ из стран — участниц Договора российский покупатель (организация или индивидуальный предприниматель) — собственник товара должен уплатить НДС. При этом налог уплачивается в особом порядке. Так, в силу п. 19 Протокола НДС уплачивается импортером не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
В этот же срок в соответствии с п. 20 Протокола необходимо представить в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам по форме, утвержденной приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н (далее — Декларация).
Одновременно с Декларацией налогоплательщики представляют в налоговые органы документы, предусмотренные п. 20 Протокола (п. 4 и 6 Порядка заполнения декларации, письмо Минфина России от 22.07.2010 N 03-07-15/101):
— заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика (далее — Заявление);
— выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства-члена;
— транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
— счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена. Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена либо товары приобретаются у налогоплательщика государства, не являющегося членом Союза, то вместо счета-фактуры в налоговый орган представляется иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров;
— договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена с территории другого государства-члена.
Указанные документы подаются для целей принятия НДС, перечисленного в соответствии с п. 19 Протокола НДС, к вычету (исходя из п. 26 Протокола, ст.ст. 171 и 172 НК РФ), а также для целей подтверждения организацией-экспортером права на нулевую ставку НДС (в силу п. 3 Протокола).

Последствия неуплаты НДС при ввозе

Однако в рассматриваемой ситуации при ввозе товаров с территории страны — участницы ЕАЭС российской организацией НДС не был перечислен в бюджет.
Пунктом 22 Протокола предусмотрено, что в случаях неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, уплаты таких налогов в более поздний срок по сравнению с установленным п. 19 Протокола налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размерах, установленных законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства-члена (п. 3 Приказа ФНС России от 08.04.2015 N ММВ-7-15/[email protected]).
В случае, когда российская организация не уплатила в срок сумму НДС при ввозе товаров из страны — участницы ЕАЭС, налоговый орган может взыскать эту сумму принудительно в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ (п. 2 ст. 45 НК РФ). Кроме этого, с налогоплательщика могут быть взысканы пени за несвоевременную уплату НДС в соответствии с положениями ст. 75 НК РФ в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Что касается предъявления суммы НДС к вычету, взысканной налоговым органом (либо уплаченной организацией самостоятельно, но позднее срока, установленного п. 19 Протокола), отметим, что суммы косвенных налогов, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию РФ с территории стран — участниц ЕАЭС, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством РФ (в силу п. 26 Протокола).
В соответствии с положениями ст.ст. 171 и 172 НК РФ налогоплательщики имеют право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную согласно ст. 166 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, на суммы налога, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, после принятия на учет ввезенных товаров при наличии документов, подтверждающих уплату указанных сумм, и при использовании данных товаров для осуществления операций, облагаемых НДС. То есть принятие суммы НДС к вычету по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, без фактической уплаты налога в бюджет действующее законодательство не предусматривает (постановление АС Западно-Сибирского округа от 26.06.2015 N Ф04-20132/15).
Минфин России в своих разъяснениях отмечает, что право на вычет соответствующих сумм НДС возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором НДС по товарам уплачен и отражен в соответствующих налоговой декларации и заявлении о ввозе товаров (письма от 26.01.2012 N 03-07-14/10, от 20.07.2011 N 03-07-13/01-26).
Отметим, что в письмах от 02.07.2015 N 03-07-13/1/38180, от 17.08.2011 N 03-07-13/01-36 Минфин России придерживается позиции, что право на вычет НДС, уплаченного при ввозе товаров, подтверждается не только документами, свидетельствующими о фактической уплате НДС в бюджет, но и наличием отметки на Заявлении, свидетельствующей об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога. Суды с такой позицией чиновников не соглашаются и указывают на тот факт, что ни международные акты таможенного союза (впоследствии ЕАЭС), устанавливающие порядок взимания косвенных налогов, ни положения главы 21 НК РФ не связывают право налогоплательщика на заявленные вычеты с отметкой, проставляемой на Заявлении (постановления ФАС Центрального округа от 14.02.2012 N Ф10-5390/11, Московского округа от 25.07.2011 N КА-А41/7408-11). В то же время в соответствии с п. 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС (утверждена Постановлением N 1137), при ввозе на территорию РФ с территории страны — участницы ЕАЭС товаров, в отношении которых взимание НДС осуществляется налоговыми органами, в книге покупок регистрируются заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС и указываются реквизиты документов, подтверждающих фактическую уплату НДС.
Во избежание налоговых рисков организация может предъявить сумму НДС, перечисленную в бюджет при ввозе товаров из страны — участницы ЕАЭС, не ранее того периода, в котором проставлена отметка налогового органа об уплате НДС.
При этом в соответствии с п. 1.1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты в виде сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ (п. 2 ст. 171 НК РФ), могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет ввезенных налогоплательщиком товаров*(1).

Смотрите так же:  Как прописать человека в свой дом в самп

О Декларации о косвенных налогах и Заявлении о ввозе товара и уплате налогов

Исходя из п. 20 Протокола импортер обязан представить Декларацию в установленный срок — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, независимо от уплаты им сумм косвенных налогов.
К российской организации за непредставление налоговой декларации по косвенным налогам могут быть применены меры ответственности, установленные законодательством РФ (п. 22 Протокола).
Так, согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Кроме того, нарушение установленного срока представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере от трехсот до пятисот рублей.
При этом, по нашему мнению, даже в случае неперечисления НДС в бюджет при ввозе товара, одновременно с Декларацией необходимо подавать Заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов.
При этом, в соответствии с п. 6 Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (приложение 2 к Протоколу об обмене информацией) в течение десяти рабочих дней со дня поступления Заявления и документов, предусмотренных п. 20 Протокола, должностное лицо налогового органа, принявшего Заявление, должно его рассмотреть и подтвердить факт уплаты косвенных налогов (освобождения либо иного способа уплаты) либо мотивированно отказать в соответствующем подтверждении.
Так, в соответствии с п. 8.1.6 приказа ФНС от 08.04.2015 N ММВ-7-15/[email protected] «Об утверждении Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса «ЕАЭС — обмен» (далее — Методические рекомендации) в случае отказа в подтверждении уплаты косвенных налогов (освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость и (или) акцизами) должностное лицо, проводившее проверку, формирует и распечатывает уведомление об отказе в проставлении отметки (далее — Уведомление).
В дальнейшем, после перечисления соответствующей суммы НДС в бюджет, организация-импортер может подать новое заявление. Ранее поданное Заявление подлежит отзыву. Так, в соответствии с п. 8.2.4 Методических рекомендаций должностное лицо отдела, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок, осуществляет отзыв заявления, в частности если:
— установлено, что налогоплательщиком представлено новое заявление взамен ранее проверенного заявления, в том числе при возврате товаров;
— получена информация от налогоплательщика о необходимости отзыва заявления.
В соответствии с пп. 3 п. 8.6 Методических рекомендаций «в случае выявления факта непредставления заявления российским импортером и неисполнения им своих обязательств, предусмотренных протоколом о порядке взимания налогов, должностное лицо отдела, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок, принимает исчерпывающие меры по исполнению пункта 22 протокола о порядке взимания налогов»*(2).

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Налоговые вычеты по НДС при ввозе товаров с территории Таможенного союза (ЕАЭС);
— Энциклопедия решений. НДС при ввозе товаров с территории государств — участников Таможенного союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия);
— Энциклопедия решений. Взыскание налоговым органом недоимки, пеней, штрафов и процентов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Обращаем внимание, что организация-продавец не сможет подтвердить свое право на применение нулевой ставки НДС без подачи российской организацией Заявления и перечисления суммы НДС в бюджет. Так, согласно п. 5 Протокола документы, предусмотренные п. 4 Протокола (подтверждающие правомерность применения нулевой ставки НДС), представляются экспортером в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.
При непредставлении этих документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате экспортером в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства-члена, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства-члена, с территории которого экспортированы товары.
*(2) Отметим, что налоговым законодательством РФ не установлена ответственность за непредставление (несвоевременное представление) Заявления. По нашему мнению, в случае непредставления организацией-импортером Заявления вместе с Декларацией налоговый орган может применить ст. 126 НК РФ «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля», пунктом 1 которой установлен штраф в размере 200 рублей за каждый документ.

Заявление об уплате ндс

Сервис позволяет получить информацию о поступлении электронной копии Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – Заявление) из налоговых органов страны импортёра (заявителя) в налоговые органы страны-экспортёра Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Информация предоставляется как по Заявлениям российских импортёров (их получение налоговыми органами других государств-членов ЕАЭС), так и по Заявлениям импортёров из этих государств, полученных налоговыми органами Российской Федерации.

Для получения информации необходимо заполнить поисковые реквизиты Заявления.

Реквизит «Дата отметки о регистрации заявления в налоговом органе» заполняется в формате ДД.ММ.ГГГГ или выбирается из календаря.

Заявления, полученные в налоговых органах страны-экспортёра, в ответе на запрос имеют статус «Принято в стране Продавца успешно».

Структура «Номера отметки о регистрации заявления в налоговом органе» РФ с 2012 года: 16-значный цифровой код вида ННННДДММГГГГХХХХ, где НННН – код налогового органа, ДДММГГГГ – дата регистрации заявления (день, месяц, год), ХХХХ – порядковый номер.

Ввоз товаров из Белоруссии и Казахстана-2017: полное руководство для бухгалтера

Таможенный союз

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции государств — членов Союза, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, на территории действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной.

Иными словами, страны объединены в единую таможенную территорию Таможенного Союза.

В рамках Таможенного Союза функционирует внутренний рынок товаров, осуществляется единое таможенное регулирование, осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного) (ст. 25 договора о ЕАЭС).

Обложение НДС товаров из Белоруссии и Казахстана

Вместе с тем, обложение НДС при перемещении товаров, работ и услуг между территориями государств-участников договора не исчезло, но преобразовано в другую форму.

Это касается НДС при ввозе товаров из Белоруссии. По правилам приложения №18 к договору о ЕАЭС суммы НДС, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары.

Импортный НДС уплачивается налогоплательщиком и администрируется налоговым органом одного государства: того, на территорию которого импортирован товар. Это позволяет его встроить в единую цепочку уплаты НДС до конечного потребителя. А налогоплательщику реализовать свои праве на применение налоговых вычетов, в том числе по НДС, уплаченному при импорте товаров с территории других государств-участников договора о ЕАЭС. При этом приоритетом при исчислении НДС обладает не внутреннее налоговое законодательство государств-участников ЕАЭС, а сам договор о ЕАЭС.

Плательщиком НДС при вывозе товаров из Белоруссии в Россию признается российский импортер. При этом, не имеет значение место постановки на учет поставщика товаров и вид договора. Например, приведенное правило действует:

  • Если Белорусский поставщик поставляет товары Российскому, и право собственности на товар переходит к Российскому покупателю на территории Белоруссии, или на территории России;
  • Если Белорусский поставщик реализует товары через комиссионера, агента, или поверенного Российскому покупателю;
  • Если Белорусский поставщик реализует товары Российскому, а отгрузка совершается из Казахстана в Россию;
  • Если товары импортируются по договору российского покупателя с иностранным поставщиком (государства не участника ЕАЭС), а отгрузка производится с территории Белоруссии в Россию.
Смотрите так же:  Вернуть ошибочно уплаченный налог

Во всех перечисленных случаях, по правилам пункта 13 Приложения №18 к договору о ЕАЭС, плательщиком НДС при импорте в Россию неизменно будет собственник товара-российский импортер, и взимание НДС вправе осуществить только Российский налоговый орган.

Итак, при ввозе товаров из Белоруссии российский импортер обязан уплатить ввозной НДС, причем независимо от того, на территории какой страны они были произведены (об этом свидетельствует письмо Минфина РФ от 08.09.2010 № 03-07-08/260). Исключений ни для кого не делается: в данном случае налогоплательщики платят НДС независимо от выбранной системы налогообложения.

Однако существует перечень товаров, освобожденных от импортного НДС. Прежде всего, это список, приведенный в статье 150 НК РФ и изданном в соответствии с ней постановлении Правительства РФ от 30.04.2009 № 372. Применяется и освобождение по ст. 149 НК РФ.

Уплата НДС и подача налоговой декларации при импорте между государствами ЕАЭС взаимосвязаны и имеют особенности.

Сроки, ставки, цены

При определении стоимости товаров договор о ЕАЭС использует сходный со статьей 40 НК РФ подход по определению цены – для налогообложения используется цена указанная сторонами в договоре, пока не доказано иное, считается, что цена является рыночной.

Важно помнить! Российские налоговые органы отработали процедуры доказывания занижения цены в сделках, в том числе через недобросовестных контрагентов, эффективно устанавливают факты взаимозависимости между участниками сделок и могут определить налоговую базу по НДС как рыночную стоимость товара и доначислить организации-импортеру НДС, пени и штраф.

Импорт товаров из Белоруссии в Россию облагается НДС по общим правилам для импорта товаров между странами-участниками договора о ЕАЭС, учитывая правила договора о законодательстве «земли» импортера.

Суммы НДС при импорте товаров исчисляются импортером по налоговым ставкам НДС, установленным в государстве, куда осуществлен импорт.

При поставках товаров из Белоруссии в Россию российский импортер для исчисления НДС применяет налоговые ставки, установленные статьей 164 НК: 10 и 18 %. Пониженная 10-процентная ставка предусмотрена для товаров, входящих в специальные перечни, устанавливаемые Правительством РФ. В частности, для продтоваров и детской продукции такие перечни утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908. Ввозная продукция, для которой льгот не установлено, облагается по ставке 18%.

На практике нередки ситуации, когда НДС при импорте из указанных республик уплачивается в одном квартале, а отметку налоговиков на заявлении импортер получает в следующем. По мнению чиновников, в этом случае НДС берется к вычету только после того, как будет проставлена соответствующая отметка (письмо Минфина РФ от 02 июля 2015 г. № 03-07-13/1/38180).

Однако судьи в таких ситуациях часто принимают сторону налогоплательщиков, заявляющих вычет в периоде фактической уплаты НДС в бюджет, без ожидания отметки контролеров (постановление ФАС Московского округа от 25.07.2011 № КА-А41/7408–11). Однако если вам спорить с налоговой не хочется, то целесообразнее все же отметки дождаться.

Что нужно знать бухгалтеру о декларациях

Налоговый кодекс РФ устанавливает обязанность налогоплательщиков НДС предоставить налоговую декларацию за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. И уплатить сумму НДС — за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

В договоре о ЕАЭС –и сроки уплаты и подачи налоговой декларации исчисляются совершенно по иному:

  • Уплата НДС при импорте – не позже 20-го числа, месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров к учету.
  • Подача декларации – аналогично уплате — не позже 20-го числа, месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров к учету.

Уплатить НДС необходимо до подачи налоговой декларации, поскольку выписка об уплате должны быть приложена к налоговой декларации.

Интересно! За неуплату, неполную уплату сумм НДС при импорте товаров, или несвоевременную уплату, в договоре о ЕАЭС не установлена ответственность, аналогичная штрафу за неуплату налога по статье 122 НК РФ. В то же время, при уплате НДС по импорту с просрочкой, налогоплательщик обязан уплатить пени. При выявлении просрочек налоговым органом, он вправе взыскать недоимку и пени.

Особенности оформления документов

Форма декларации утверждена приказом Минфина РФ от 07.07.2010 № 69н. Она заполняется за месяц, в котором ввезенные ТМЦ были отражены в учете. При этом если факт импорта отсутствовал, то декларацию по ставке 0% составлять нет необходимости — это следует из пункта 1 порядка заполнения декларации, утвержденного приказом Минфина РФ от 07.07.2010 № 69н.

Направляется данная декларация в инспекцию не позднее 20 числа месяца, следующего за тем, в котором активы были отражены в учете. Если в компании за прошлый год числится 100 и менее работников, декларацию можно сдать в бумажном варианте. Следует помнить, что обязательная электронная форма предусмотрена только для обычных (квартальных) деклараций по НДС. Об этом говорят и сами налоговики (письмо УФНС РФ по г. Москве от 11 марта 2014 года № 16–15/021948).

В случае ввоза безакцизных товаров данные отражаются только на титульном листе и в разделе 1, а сумма импортного налога, которая будет уплачена в бюджет, указывается в строке 030 раздела 1.

Документация, подтверждающая импорт

1. Выписки из банка в качестве подтверждения уплаты ввозного НДС (естественно, если налоговики приняли решение о зачете переплаты, то она будет не нужна). Если же говорить о том, как с этим моментом дело обстоит на практике, то банковской выписке налоговики предпочитают копии платежек с банковской отметкой и печатью.

2. Договора поставки импортных товаров, заключенного с белорусским контрагентом. Если же ТМЦ поставлялись через посредника, необходимо приложить соответствующий посреднический договор, а также информационное сообщение со сведениями о поставщике.

3. Транспортных и сопроводительных бумаг.

5. Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Оно сдается в бумажном варианте (в 4 экземплярах), а также в электронном виде (его формат утвержден приказом ФНС РФ от 19.11.2014 № ММВ-7-6/[email protected]).

Заявление о ввозе при импорте из Республики Беларусь

Инспекторы рассматривают заявление в течение 10 рабочих дней. Что касается экземпляров, то один из них остается у контролеров, а остальные возвращаются компании-импортеру с проставленной отметкой об уплате налога. Из них один документ останется у самой компании, а 2 других передаются белорусскому поставщику, чтобы он смог подтвердить нулевую ставку по экспорту на своей территории.

Заявление о ввозе товаров в электронной форме

Организация импортировала товар из страны – участницы ЕАЭС. Налоговый орган отказал в приеме Заявления о ввозе товара в электронной форме в связи с непредставлением документов. Если заявление о ввозе и уплате косвенных налогов предоставляется в электронном виде, то как предоставляются подтверждающие документы? Что делать, если отказали в приеме заявления?

При осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств – участников Таможенного союза ЕАЭС необходимо руководствоваться:
– Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее – Договор);
– Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, далее – Протокол) (Астана, 29 мая 2014 г.);
– Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (далее – Протокол об обмене информацией) (Санкт-Петербург, 11.12.2009);
– Налоговым кодексом РФ. При этом приоритет имеют нормы Договора и Протоколов (ст. 7 НК РФ).
Согласно п. 13 Протокола взимание НДС при импорте товаров с территории государства – члена ЕАЭС осуществляется налоговым органом по месту учета импортера. То есть при ввозе товаров на территорию РФ из стран – участниц Договора российский покупатель (организация или индивидуальный предприниматель) – собственник товара должен уплатить НДС. При этом налог уплачивается в особом порядке. Так, в силу п. 19 Протокола НДС уплачивается импортером не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

В этот же срок в соответствии с п. 20 Протокола необходимо представить в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам. Одновременно с Декларацией налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы документы, предусмотренные п. 20 Порядка, в частности:
– заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо только в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика (далее – Заявление);
– документы, предусмотренные с выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства-члена;
– транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
– счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена. Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена либо товары приобретаются у налогоплательщика государства, не являющегося членом Союза, то вместо счета-фактуры в налоговый орган представляется иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров;
– договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена с территории другого государства-члена.

Смотрите так же:  Договор на услуги по демонтажу оборудования

При необходимости представляются и другие документы, предусмотренные п. 20 Порядка. Документы (кроме заявления) могут быть представлены в копиях, заверенных в порядке, установленном законодательством государства – члена.

Отметим, что ни Протоколом, ни иными нормативными документами не предусмотрена подача подтверждающих документов в электронном виде. Исключение сделано только для Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Дело в том, что Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов является для налоговых органов документом, подтверждающим факт уплаты НДС импортером (письмо Минфина России от 26.02.2016 N 03-07-13/1/10931). Также этот документ (или сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств) необходим экспортеру для подтверждения обоснованности применения им нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов (в силу п. 3 Протокола).

Исходя из положений Приказа ФНС России от 08.04.2015 N ММВ-7-15/[email protected] “Об утверждении Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса “ЕАЭС – обмен” (далее – Приказ N ММВ-7-15/[email protected]) возможность представления Заявления в электронном виде предоставлена налогоплательщикам в первую очередь для целей информационного обмена между налоговыми органами стран-участниц ЕАЭС (смотрите также письмо ФНС России от 16.09.2015 N ОА-4-17/[email protected]).

Кроме этого, Заявление в электронной форме с отметкой налогового органа об уплате НДС служит для налогоплательщика основанием для принятия уплаченного налога к вычету. Напомним, что на основании положений п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе на территорию РФ товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, облагаемых НДС, после принятия их на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров. Минфин России в своих разъяснениях отмечает, что право на вычет соответствующих сумм НДС возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором НДС по товарам уплачен и отражен в соответствующих налоговой декларации и Заявлении (письма от 26.01.2012 N 03-07-14/10, от 17.08.2011 N 03-07-13/01-36, от 20.07.2011 N 03-07-13/01-26).

Таким образом, налогоплательщик, осуществивший ввоз товара с территории государства-участника ЕАЭС, должен представить Декларацию по косвенным налогам, приложив к ней документы, перечисленные в п. 20 Протокола. При этом не предусмотрена возможность представить указанные документы в электронном виде (за исключением Заявления).
В то же время ни в Протоколе, ни в Протоколе об обмене информацией не указано, что при подаче Заявления в электронном виде налогоплательщик должен представить одновременно документы, подтверждающие ввоз товара и уплату косвенных налогов (в бумажном или электронном виде).
Исходя из положений Приказа N ММВ-7-15/[email protected] должностное лицо налогового органа, в который поступило Заявление в электронном виде по ТКС, осуществляет контроль правильности заполнения Заявления в соответствии с пп. в) п. 8.1.3 Приказа N ММВ-7-15/[email protected] и при отсутствии замечаний регистрирует Заявление и направляет его в отдел, ответственный за проведение камеральных налоговых проверок.

Отметим, что при успешном прохождении указанного контроля налогоплательщику (его представителю) незамедлительно формируется квитанция о приеме, подтверждающая, что заявление было успешно принято налоговым органом и зарегистрировано в ПК “СЭОД”. В противном случае формируется уведомление об отказе в приеме, с указанием причин отказа.
Исходя из п. 8.1.5 Приказа N ММВ-7-15/[email protected] камеральная проверка Заявления осуществляется в соответствии с требованиями Договора, протокола о порядке взимания налогов, правил заполнения заявления (приложение N 2 к протоколу об обмене информацией).

При этом при проверке используются и учитываются, в частности:
– данные налоговых деклараций по косвенным налогам;
– сведения о поступлении (уплате) косвенных налогов;
– представленные документы и их комплектность.

При этом в случае, если отсутствует налоговая декларация по косвенным налогам за налоговый период, к которому относится Заявление, то отметка о подтверждении уплаты косвенных налогов (освобождения от налогообложения) на Заявлении не проставляется.

При представлении заявления в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика налоговый орган направляет налогоплательщику в электронном виде документ, подтверждающий факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств), либо документ с мотивированным отказом (абз. 3 п. 6 Правил заполнения заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Приложение 2 к Протоколу об обмене информацией)).

Таким образом, исходя из положений Приказа N ММВ-7-15/[email protected] налоговый орган не может отказать в приеме Заявления в электронном виде (при отсутствии ошибок, указанных в пп. “в” п. 8.1.3 Приказа N ММВ-7-15/[email protected]), однако может отказать в проставлении отметки о подтверждении уплаты косвенных налогов (освобождения от налогообложения) по Заявлению в случае отсутствия в налоговом органе Декларации и подтверждающих документов.

Ответ подготовил: Ткач Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Как написать заявление по косвенным налогам в 2018 году?

Заявление по косвенным налогам в 2018 году можно оформить в электронном виде или на бумаге в строго регламентированной форме. Узнайте из нашего материала о нюансах его составления.

Заявление по косвенным налогам: понятие и назначение

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее — заявление) — это один из главных документов:

  • оформляемых импортерами товаров из стран ЕАЭС;
  • удостоверяющих факт ввоза товаров в РФ с территории государства — участника ЕАЭС и уплаты косвенных налогов;
  • предоставляемых налоговикам одновременно с декларацией о косвенных налогах и иными сопутствующими документами;

Сколько государств в настоящее время входят в ЕАЭС, узнайте из материала.

Основное назначение заявления — подтверждение факта уплаты косвенных налогов и обмен этими сведениями с налоговиками той страны, с территории которой ввезен товар.

В какой бюджет зачисляются косвенные налоги, рассказываем здесь.

Структура заявления

В составе заявления 3 раздела и 1 приложение:

  • в раздел 1 сведения заносит покупатель или посредник (если по законодательству государства, на территорию которого ввозится товар, эти лица уплачивают косвенные налоги);
  • раздел 2 предназначен для проставления отметки о регистрации заявления в налоговом органе;
  • раздел 3 заполняется не всегда и не всеми — только в определенных случаях, перечисленных в п. 4 Правил заполнения заявления по косвенным налогам (приложение № 2 к Протоколу об обмене информацией от 11.12.2009);
  • приложение оформляется в том случае, если число участников поставки более трех.

Заполняйте разнообразные налоговые заявления с помощью материалов нашего сайта:

Алгоритм заполнения заявления

При оформлении заявления используйте следующий алгоритм:

  • Скачайте форму заявления с нашего сайта.

  • По каждому договору поставки заполните отдельное заявление.
  • Информацию о ввезенных по разным накладным однотипных товарах отразите в разных строках табличной части раздела 1.
  • Воспользуйтесь подсказками при заполнении отдельных граф раздела 1:

  • Раздел 2 не заполняйте (это обязанность налоговиков), но обязательно включите его в состав документа.
  • Раздел 3 заполните только в том случае, если товар реализован покупателю через комиссионера (поверенного или агента) или если реализация товаров не облагается косвенными налогами по законодательству страны-продавца, так как местом реализации таких товаров не признается территория страны-продавца.

С построчным заполнением налоговых и иных отчетов помогут разобраться публикации:

Как избежать ошибок при оформлении и представлении заявления?

Чтобы избежать ошибок, связанных с оформлением и представлением заявления:

  • перед его отправкой контролерам проверьте отсутствие расхождений в сведениях, указанных в заявлении и декларации по косвенным налогам (в том числе в сумме подлежащего уплате НДС);
  • сверьте данные бумажного варианта заявления и его электронной формы — они должны быть полностью идентичны;
  • уплатите в полном объеме и своевременно сумму НДС, иначе факт уплаты не будет подтвержден налоговиками;
  • проконтролируйте правильность расчета налоговой базы, использованной для исчисления косвенных налогов, чтобы избежать недоплаты.

Ошибки в заявлении могут повлечь отказ от контролеров регистрации заявления и, как следствие, негативные налоговые последствия для продавца и покупателя (невозможность принятия к вычету импортного НДС и подтверждения нулевой ставки налога).

На нашем сайте вы найдете полезную информацию о видах ошибок и методах их исправления:

Как распределяются экземпляры заявления?

От импортера потребуется (п. 1 Правил заполнения заявления — приложение № 2 к Протоколу об обмене информацией между налоговыми органами стран — участниц ЕАЭС от 11.12.2009):

  • 4 бумажных экземпляра заявления + заявление в электронном виде; или
  • подписанное ЭЦП электронное заявление.

Для чего применяется ЭЦП, полученная в Федеральном казначействе, узнайте из публикации.

Распределение бумажных вариантов заявления:

  • 1 — забирают налоговики;
  • 1 — импортер оставляет у себя;
  • 2 — импортер отправляет своему контрагенту (для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС).

О способах представления контролерам разнообразных отчетов узнайте из материалов:

Если вы ввезли товары из Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении, оформите заявление о косвенных налогах. Оно удостоверяет факт ввоза товаров из ЕАЭС и уплаты косвенных налогов.

В документе 3 раздела и приложение. Раздел 2 предназначен для проставления отметок налоговым органом, а в остальных импортер отражает сведения о покупателе, поставщике, товарах и т. д.

Заявление представляется налоговикам вместе с декларацией и иными документами.

Author: admin