Возврат излишне уплаченной суммы с ндс

Оглавление:

ООО регулярно оплачивает услуги иностранных компаний и вместе с основным платежом перечисляет НДС. Периодически по техническим (и прочим) причинам банк отклоняет основной платёж, но перечисляет платёж по НДС. На следующий день платежа курс изменяется, соответственно, изменяется и сумма НДС, поэтому, как правило, принимается решение перечислить правильную сумму НДС повторно (уже скорректированную на новый курс) и таким образом появилась переплата НДС. Заявление на возврат излишне уплаченного организацией НДС подано сразу после повторной уплаты налога (оформлено заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога — Приложение N 8 к приказу ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected]). Налоговым органом какое-либо решение по принятому заявлению еще не вынесено. Каков порядок возврата таких излишне перечисленных сумм? Достаточно ли написания указанного заявления и в какой срок оно может быть подано? Должно ли заявление сопровождаться дополнительным письмом? Должны ли эти суммы быть включены в квартальную декларацию по НДС перед тем, как сдать заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Сумма излишне уплаченного НДС подлежит возврату по письменному заявлению налогового агента в течение 1 месяца со дня получения налоговым органом такого заявления, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по соответствующему налоговому периоду.
Заявление может быть подано налоговым агентом в течение 3 лет с момента излишней уплаты налога.

Обоснование вывода:
Российские организации, приобретающие на территории РФ услуги у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, признаются налоговыми агентами по НДС, в обязанности которых входит исчисление, удержание у налогоплательщика и уплата этого налога в бюджет (п. 1 ст. 24, п.п. 1, 2 ст. 161 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 174 НК РФ уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранной компании — продавцу услуг, местом реализации которых признается территория РФ. При этом обслуживающий банк не вправе принимать от налогового агента поручение на перевод денежных средств исполнителю без одновременного представления в этот же банк поручения на уплату НДС.
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, включая право на возврат сумм излишне уплаченного налога в порядке, установленном ст. 78 НК РФ (пп. 5 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 22, п. 2 ст. 24, п. 14 ст. 78 НК РФ, п. 34 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Указанное право обеспечивается соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ). Для этих целей приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/[email protected] создан информационный ресурс результатов работы по зачетам и возвратам и утверждены Методические рекомендации по его ведению (далее — Методические рекомендации).
Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика (налогового агента) в течение 1 месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (далее — заявление). Заявление может быть подано налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 7 ст. 78 НК РФ). Форма заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога утверждена приказом ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected]
Представление налоговым агентом каких-либо дополнительных документов (в том числе писем), сопровождающих заявление, положениями ст. 78 НК РФ не предусмотрено.
На принятие решения о возврате переплаты налоговому органу отведено 10 дней со дня получения заявления или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8 ст. 78 НК РФ). Совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам может быть проведена по предложению налогового органа или налогоплательщика на основании п. 3 ст. 78 НК РФ в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога. Отметим, этим же пунктом установлена обязанность налогового органа сообщать налогоплательщику (налоговому агенту) о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
О принятом решении о возврате сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении возврата налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику (налоговому агенту) в течение 5 дней со дня его принятия (п. 9 ст. 78 НК РФ).
Вместе с тем для реализации налоговым агентом (как и налогоплательщиком) права на возврат налоговой переплаты необходимо выявление самого факта излишней уплаты налога и определение его размера. В свою очередь, ст. 78 НК РФ, регулируя порядок возврата (зачета) суммы излишне уплаченного налога, не устанавливает процедуру и основания признания соответствующих сумм в качестве излишне уплаченных (определение ВС РФ от 30.04.2013 N 78-КГ13-5, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.02.2015 N Ф07-162/15 по делу N А56-20333/2014, Арбитражного суда Московского округа от 13.10.2014 N Ф05-9927/14 по делу N А40-68955/2013, Апелляционное определение СК по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 09.11.2015 по делу N 33а-20293/2015).
Очевидно, что в рассматриваемом случае организация, повторно перечислившая в качестве налогового агента сумму НДС, знает о возникшей переплате и ее размере.
Однако для возврата переплаченных сумм необходимо отсутствие расхождений по заявленной к возврату сумме с данными учета налоговых органов. Факт излишней уплаты налога должен быть подтвержден отделом камеральных (либо выездных) проверок. В ином случае копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения. И лишь после урегулирования разногласий по суммам переплаты и представления налогоплательщиком в налоговый орган нового заявления о возврате излишне уплаченных налоговых платежей будет осуществлен их возврат (пункты 1.2, 3.2, 3.2.1, 3.2.2 Методических рекомендаций). Отметим, в Методических рекомендациях нет прямых упоминаний о налоговых агентах, но с учетом п. 14 ст. 78 НК РФ считаем, что указанный выше порядок применим и к ним.
Кроме того, операции по возврату (зачету) излишне уплаченных сумм налога отражаются в карточке «РСБ» (информационный ресурс «Расчеты с бюджетом» местного уровня), имеющей единую форму как для налогоплательщика, так и для налогового агента. При этом для лица, одновременно являющегося как налогоплательщиком, так и налоговым агентом, открываются несколько карточек «РСБ» с указанием соответствующего значения статуса плательщика и КБК, относящегося к конкретному налогу, сбору (п. 2 раздела 1 Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня (далее — Порядок), утвержденных Приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/[email protected]). Проведение операций по начислению, поступлению платежей, зачету или возврату налога влияет на сальдо расчетов налогоплательщика (налогового агента) с бюджетом, рассчитываемого после каждой даты проведения соответствующей операции (раздел VIII, п. 1 раздела IX Порядка). Вместе с тем положительное сальдо, образовавшееся в карточке «РСБ» налогового агента после перечисления денежных сумм в качестве НДС, еще не говорит о возникновении переплаты (письмо ФНС России от 01.07.2015 N ЗН-4-1/[email protected]).
Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11074/05, излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды. Как правило, наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений, отраженных в карточке «РСБ». Эта позиция активно используется судами и на сегодняшний день (постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.07.2016 N Ф07-5415/16 по делу N А56-68274/2015, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.07.2016 N Ф03-3108/16 по делу N А51-25456/2015, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.06.2016 N Ф08-3889/16 по делу N А32-26697/2015, Арбитражного суда Уральского округа от 17.06.2016 N Ф09-6580/16 по делу N А60-47181/2015, Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 N Ф06-7052/16 по делу N А06-2745/2015, Арбитражного суда Московского округа от 24.11.2015 N Ф05-15952/15 по делу NА40-75821/2014, ФАС Западно-Сибирского округа от 18.07.2014 N Ф04-6554/14 по делу N А03-23878/2013).
В п. 3.1.1 Методических рекомендаций также говорится, что излишне уплаченная сумма рассчитывается программными средствами по каждому КБК на основании данных деклараций, данных налоговых проверок, данных ввода расчетных документов и данных по зачетам и возвратам.
Как видим, до момента представления налоговым агентом налоговой декларации по НДС по итогам налогового периода (либо уточненной налоговой декларации) и проведения ее камеральной проверки у налогового органа нет возможности выявить (подтвердить) факт излишней уплаты налога (ст. 88, п. 5 ст. 174 НК РФ). Обращаем внимание, что в декларации должна быть указана верная сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, т.е. фактически исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика (п. 1 ст. 80, п. 2 ст. 161 НК РФ).
Учитывая изложенное, возврат налоговому агенту сумм излишне уплаченного налога возможен не ранее представления налоговым агентом декларации по НДС за соответствующий период и окончания камеральной проверки этой декларации. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогового агента в течение 1 месяца со дня получения налоговым органом такого заявления, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ. Данная позиция подтверждается п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 и разъяснениями в письме Минфина России от 09.11.2016 N 03-02-08/65564.

Смотрите так же:  Мурманск вск осаго

К сведению:
Об ином порядке возврата денежных средств, перечисленных организаций в бюджет сверх удержанного у налогоплательщика налога, можно говорить только в случае квалификации их в качестве ошибочно перечисленных сумм. Ведь в соответствии со ст. 78 НК РФ с заявлением о возврате излишне уплаченного налога могут обратиться либо налогоплательщик, либо налоговый агент (смотрите, например, постановление ФАС Центрального округа от 09.04.2012 N Ф10-387/12 по делу N А23-2072/2011). Если исходить из того, что излишне уплаченные организацией суммы, предварительно не удержанные у налогоплательщика — иностранного продавца, не являются налогом, то при их перечислении организация не являлась налоговым агентом. Соответственно, в отношении таких сумм, не являющихся налоговым платежом, правила, установленные НК РФ (включая сроки возврата), не могут быть применимы. В таком случае возврат ошибочно перечисленных денежных средств может быть произведен в соответствии с правилами главы 60 ГК РФ как неосновательное обогащение. Косвенно такое мнение подтверждается постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 N 09АП-25592/12.
В то же время положения Главы 21 НК РФ (в отличие, например, от п. 9 ст. 226 НК РФ) не содержат запрета на уплату налоговым агентом НДС, предварительно не удержанного у налогоплательщика (т.е. за счет собственных средств). Что позволяет относить уплаченные таким образом суммы к налоговому платежу. Подобный вывод можно сделать из постановления Президиума ВАС РФ от 18.05.2010 N 16907/09. Смотрите также постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 N 09АП-11403/14.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Ведение налоговым органом карточек расчетов с бюджетом налогоплательщиков;
— Энциклопедия решений. Порядок зачета (возврата) налоговым органом излишне уплаченных сумм налога (пеней, штрафов) по заявлению налогоплательщика;
— Энциклопедия решений. Сверка расчетов с налоговым органом;
— Энциклопедия судебной практики. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа (ст. 78 пп. 1-7, 14 НК).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

30 декабря 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Статья 78 НК РФ. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа

Можно ли вернуть сумму излишне уплаченного налога, если он был уплачен в 4 квартале, при том что организация ликвидировалась в конце 4-го квартала?

Из Налогового Кодекса с комментариями 2016 г. следует, что у налогоплательщика есть три года, чтобы подать заявление о возврате излишне уплаченного налога с момента обнаружения ситуации (п 7 ст. 78 НК РФ). Но, если организация ликвидирована, возвращать переплату по сути некому и некуда – самого налогоплательщика уже не существует. Поэтому все мероприятия по возврату излишне уплаченного налога необходимо провести с тем расчетом, чтобы сумма переплаты могла поступить на расчетный счет организации перед тем, как она будет ликвидирована. Успеет или нет данная организация вернуть на свой счет переплаченные средства, зависит от того как быстро будет обнаружена ошибка. Так как в нашем случае организация уже находится в стадии ликвидации на момент обнаружения просчета, то чем раньше будет написано и передано в налоговый орган соответствующее заявление о возврате, тем лучше. По ст. 78 НК РФ после получения заявления, налоговый орган за 10 дней выносит свое решение, затем, если оно положительно, направляет поручение в орган Федерального казначейства, который уже перечисляет сумму на расчётный счет компании. По закону общий срок осуществления всех этих операций не может длится более одного месяца со дня подачи заявления организацией. Перед ликвидацией организация обязательно проходит налоговую проверку. Скорее всего в ходе такой проверки и будет выяснено, что ликвидируемая компания переплатила некоторую сумму в бюджет за определенный квартал. Если при этом у фирмы нет долгов перед налоговой, то эта переплата подлежит возвращению в течение месяца со дня обнаружения. То есть сумму излишне уплаченного в 4 квартале налога можно вернуть в том случае, если соответствующее заявление будет подано не позднее чем за месяц до фактической ликвидации организации.

Возможен ли возврат переплаты по налогу на прибыль, если прошло больше трех лет с его уплаты?

Рассмотрим ст 78 нк рф с комментариями 2016 г. По этой статье заявить о возврате переплаченного налога плательщик может в течение трех лет с его уплаты. Иное может быть указано в законодательстве. Как быть организации, пропустившей этот трехлетний срок? Здесь всё будет зависеть от причин пропуска. В любом случае добиться чего-либо в такой ситуации можно только через суд. Конституционный суд РФ признаёт допустимым обращение с иском о возврате переплаченного налога при пропуске сроков. При этом будут действовать общие сроки исковой давности. Исчисляться срок давности начнёт с того дня, когда фирма узнала или должна была понять, что нарушено её право. Чтобы осуществить возврат переплаты по налогу на прибыль при пропуске трехлетнего срока обращения за этой переплатой, организации потребуется доказать, что срок был пропущен по существенной причине. А именно, что фирма узнала об этом после уплаты налога. Судя по судебной практике, доказать такое не просто, но возможно. Например, если фирма узнала об излишней уплате из акта сверки, то она может настаивать в суде, чтобы трехлетний срок начинал исчисляться с момента сверки. Или она узнала о налоговой ошибке от аудиторов, и тогда может считать отправной точкой дату выдачи аудиторского заключения. Если организация пропустила срок возврата переплаты, это не значит что она навсегда лишается права использовать свои средства. Даже если суд не поможет перенести срок возврата, переплаченные деньги можно зачесть в счёт будущих недоимок по налогам, или в счёт штрафов и пеней. Правда для этого важно всё равно подать заявление о возврате, несмотря на то, что три года уже прошли. Инспекция в возврате откажет, но будет зафиксирован факт переплаты. То, что ст 78 НК РФ ограничивает срок подачи заявления о зачёте или возврате переплаченного налога 3 годами, указывает лишь на то, что плательщик по прошествии трех лет больше не может сам решить — вернуть свои деньги или зачесть в счёт других налогов. Налоговая инспекция может самостоятельно погашать недоимки по другим налогам или штрафы из суммы этой переплаты. Итак, по нормам налогового права с комментариями 2016 года возврат переплаты по прошествии трех лет возможен, если доказать в суде иное исчисление этого срока (которое расходится с представлениями налоговой службы). Зачесть же переплату в счёт недоимок или штрафов налоговая инспекция обязана в любом случае — срок здесь не имеет значения. Если налоговый орган этого не сделает, и несмотря на наличие излишне заплаченных сумм будет взыскивать налог равный или меньший по размеру, то суд может обязать инспекцию засчитать переплату.

Может ли заявление о зачёте излишнего налога быть представлено в произвольной форме?

Ст 78 НК РФ в новой редакции допускает зачёт переплаченного налога в счёт будущих платежей. Делается это по решению Налоговой службы и по заявлению налогоплательщика. По новым правилам оно может быть как письменным, так и электронным. Если заявление передаётся в электронной форме, то на нём обязательно должна стоять электронная подпись. Таковы нормы п 4 ст 78 НК РФ в новой редакции. ФНС России в приказе от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected] разработала форму такого заявления. Но при этом в Налоговом кодексе нигде не содержится указания, что заявление о зачёте переплаты должно подаваться в форме, разработанной ФНС. Значит, произвольная форма заполнения такого заявления тоже допустима. Ст 78 НК РФ содержит случаи отказа в зачёте или возврате переплаченного налога. Такого основания для отказа, как подача заявления не по форме ФНС, там нет. Поэтому отказать в зачёте денег в счёт будущих платежей из-за формы документа Налоговая служба не вправе.

Смотрите так же:  Что такое договор переуступки при покупке квартиры

Было ваше – стало наше: как вернуть налоговую переплату из бюджета

Вернуть нельзя оставить

Порядок возврата и зачета излишне уплаченной суммы налога регламентируется положениями статьи 78 НК РФ. Излишне уплаченный налог подлежит зачету либо возврату. Налоговый орган обязан сообщить о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Обнаруженная переплата может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогам, либо в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам (п.1 ст. 78 НК РФ). В первом случае инспекция может самостоятельно зачесть налог, во втором – требуется соответствующее заявление налогоплательщика. Заявление подается по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90.

Минфин РФ в письме № 03-02-07/1-260 от 25.07.2011 пояснил, что зачет налога в счет будущих платежей налогоплательщика производится только с его согласия. При отсутствии у налогоплательщика недоимки, налоговики не вправе самостоятельно проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам.

Фискалы исходят из того, что налоги зачитываются только в рамках одного уровня. То есть переплата по федеральному налогу зачитывается в счет недоимки по другому федеральному налогу. Переплаченный местный налог не может зачитываться в счет погашения долга, скажем, по НДС. Данная позиция была закреплена еще Минфином РФ в письме от 30.12.2011 № 03-07-11/362. Здесь был рассмотрен вопрос о возможности зачета суммы излишне уплаченного НДС в счет погашения недоимки по налогу на имущество организаций. Минфин указал, что НДС является федеральным налогом, а налог на имущество организаций – региональным. Сумма переплаченного НДС не может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогу на имущество организаций. Но плательщик вправе подать в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченной суммы НДС.

В Письме Минфина от 25.03.2016 № 03-02-07/1/19163 также отмечается, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов производится по федеральным налогам, а также по пеням, начисленным по федеральным налогам.

Наряду с зачетом плательщик может заявить о возврате переплаты. Заявить о возврате нужно по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 г. № ММВ-7-8/90. Налог подлежит возврату по письменному заявлению в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п.6 ст. 78 НК РФ). Решение о возврате принимается в течение 10 дней со дня получения заявления. О принятом решении плательщик извещается в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

При этом закон содержит ряд ограничений на возврат налога. Первое ограничение – пропуск срока на возврат. Заявление о зачете или о возврате может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п.7 ст. 78 НК РФ).

Второе ограничение заключается в наличии у плательщика недоимки по налогам. Возврат плательщику переплаты при наличии у него недоимки по налогам, пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (п.6 ст. 78 НК РФ).

Между тем, в некоторых случаях отказать в возврате переплаченной суммы налоговики могут и по основаниям, прямо не указанным в НК РФ.

Шпаргалка от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Излишне уплаченный налог подлежит зачету либо возврату. Налоговый орган обязан сообщить о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

2. Переплата может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогам, либо в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам. В первом случае инспекция может самостоятельно зачесть налог, во втором – требуется заявление налогоплательщика.

3. При отсутствии у налогоплательщика недоимки, налоговики не вправе самостоятельно проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам.

4. Налоги зачитываются только в рамках одного уровня. То есть переплата по федеральному налогу зачитывается в счет недоимки по другому федеральному налогу. Переплаченный местный налог не может зачитываться в счет погашения долга, скажем, по НДС.

5. Плательщик может заявить о возврате переплаты. Налог подлежит возврату по письменному заявлению в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Решение о возврате принимается в течение 10 дней со дня получения заявления. О принятом решении плательщик извещается в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

6. Закон содержит ограничения на возврат налога: пропуск срока (3 года со дня уплаты указанной суммы) и наличие у плательщика недоимки по налогам (возврат при наличии недоимки производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки).

7. Самая частая причина для отказа в возврате переплаты – пропуск срока. Это касается возврата налога через налоговую инспекцию. Возвратить налог через суд можно в течение трех лет с момента, когда плательщик узнал о переплате.

8. Компании, находящиеся в стадии банкротства или ликвидации, должны успеть заявить о возврате и получить переплату на расчетный счет до завершения всех ликвидационных процедур.

Кто не успел, тот опоздал

Пропуск законного срока является самой частой причиной для отказа в возврате переплаты. Как мы уже говорили, заявить о возврате переплаты можно в течение трех лет с момента его уплаты. Это касается возврата налога через налоговую инспекцию.

Возвратить же налог через суд можно в течение трех лет с момента, когда плательщик узнал о переплате.

Но налоговики рассчитывают данный срок одинаково для всех случаев. То есть, именно с момента перечисления налога в бюджет. С их точки зрения получается, что в момент уплаты налогоплательщик уже точно знает о том, что переплачивает налог и что ему предстоит пройти ряд инстанций для его возврата. Логика более чем странная.

На ошибочность данной позиции было обращено внимание еще в Постановлении ВАС РФ от 13.04.2010 № 17372/09.

Судьи пояснили, что пропуск трехлетнего срока не препятствует налогоплательщику обратиться в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня, когда он узнал об этом факте.

Моментом, когда налогоплательщик узнал о факте переплаты, не может считаться момент уплаты налога или подачи уточненной декларации.

Таким моментом является, например, день получения плательщиком акта совместной сверки расчетов с налоговой инспекцией. Из акта становится понятно, имеется ли у плательщика недоимка, или же напротив – переплата по налогу.

Именно с момента получения акта сверки и следует отсчитывать начало течения трехлетнего срока.

Кому я должен – всем прощаю

Проблемы с возвратом переплаты могут возникнуть и у компании, находящейся в стадии банкротства или ликвидации. Главное здесь – успеть заявить о возврате и получить переплату на расчетный счет до завершения всех ликвидационных процедур. В противном случае налог так и останется в бюджете, а переплату попросту спишут.

Налоговики исходят из того, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату исключительно налогоплательщику ликвидируемой организации до момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи о ее ликвидации.

Заявить о возврате может как сама организация, так и конкурсный управляющий, к которому переходят полномочия по управлению делами юрлица.

Если ликвидатор этого не сделает, налог нельзя будет вернуть даже в рамках банкротства, несмотря на то, что закон предусматривает распределение имущества компании, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами (п. 1 ст. 58 Федерального закона 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Дело в том, что п. 4 ст. 49 НК РФ прямо устанавливает специальное правило о возврате излишне уплаченных налогов налогоплательщику-организации. Следовательно, после ликвидации юрлица учредители не смогут возвратить переплату.

Переплату также нельзя и уступить другому лицу в порядке статьи 382 ГК РФ. Такой точки зрения придерживаются и арбитражные суды (например, АС Дальневосточного округа в Постановлении от 01.08.2014 № Ф03-3110/2014).

Таким образом, исключение юрлица из ЕГРЮЛ лишает возможности возврата переплаты налога, но отнюдь не прекращает обязанности по уплате налогов (письмо ФНС России от 27.11.2013 № СА-4-14/21159).

Неужели тебя не вернуть никогда (переплата НДФЛ)

Массу вопросов вызывает возможность зачета/возврата из бюджета сумм излишне уплаченного НДФЛ. В настоящее время налоговики обосновывают отказы в возврате налога ссылками на то, что налоговый агент в принципе не может переплатить НДФЛ.

НДФЛ удерживается с доходов работников в фиксированной сумме – 13% от заработка. При этом уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Закон позволяет вернуть налог только работникам и только в том случае, если он был переплачен в бюджет за их счет. То есть, в случае излишнего удержания налога у сотрудника (ст. 231 НК РФ).

Перечисленная же компанией в бюджет сумма, превышающая сумму фактически удержанного налога, не является НДФЛ, если излишнего удержания у работников не было. Перечисление указанной суммы производится неправомерно. И она не подлежит возврату налоговому агенту.

Такими же доводами руководствуются и арбитражные суды. Одно из последних таких дел рассмотрел АС Московского округа в Постановлении от 29.11.2016 по делу № А40-3052/2016. Суд указал, что агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). Агенты не платят НДФЛ за счет собственных денежных средств. В противном случае перечисленная в бюджет из своих средств сумма не будет считаться НДФЛ.

Не возникнет у налогового агента и переплаты по этому налогу. Иными словами, переплаченная за счет агента сумма не может быть ни зачтена в счет будущих платежей по НДФЛ, ни возвращена налоговому агенту в качестве данного налога.

Смотрите так же:  Заявление на смену руководителя в банк

Однако вернуть переплаченную сумму все же можно. О том, как это сделать, рассказала ФНС РФ в письме от 04.07. 2011 № ЕД-4-3/10764. Ведомство отметило, что налоговый агент не может требовать возврата переплаченной суммы НДФЛ. Агенту следует обратиться в налоговый орган с заявлением, в котором он должен потребовать возвратить на свой расчетный счет сумму, не являющуюся НДФЛ и ошибочно перечисленную в бюджет.

При этом налоговики должны будут осуществить по заявлению налогового агента совместную сверку расчетов по налогам и представить справку о состоянии расчетов указанного лица. Данная справка и акт и будут являться основанием для возврата переплаты.

Подать заявление о возврате излишне уплаченного налога можно в течение трех лет с момента его переплаты

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.12.13 № А33-3594/2013

Суть спора. Общество реализовало нефтепродукты сельскохозяйственным товаропроизводителям по государственным регулируемым ценам. А при расчете НДС ошибочно исчислило облагаемую базу исходя из рыночных цен реализации горюче-смазочных материалов. Чтобы вернуть из бюджета переплаченные средства, оно представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию, а также подало заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога.

Отказ инспекции в возмещении сумм налога на добавленную стоимость и возврате излишне уплаченного налога и послужил основанием для обращения общества с иском в суд.

Решение суда. Арбитры в данном споре заняли сторону организации. И вот почему.

Согласно пункту 1 статьи 176 НК РФ, если по итогам налогового периода (квартала) сумма вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. Сделать это нельзя только при условии, что налоговая декларация была подана им по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Таким образом, организация имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты в случае, если налоговая декларация с заявленной суммой налога к возмещению подана в пределах трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

В данном случае срок для реализации возможности возмещения сумм налога на добавленную стоимость по налоговой декларации за II квартал 2009 года истек 1 июля 2012 года. Уточненная налоговая декларация представлена в инспекцию 28 июня 2012 года. То есть обществом соблюден срок, установленный пунктом 2 статьи 173 НК РФ, для реализации своего права на возмещение налога на добавленную стоимость.

Примечание «ДК». На практике могут встречаться различные ситуации. Бывает, что налогоплательщик представил уточненную декларацию в пределах трехлетнего срока, а затем ему вновь пришлось внести в нее изменения, подав еще одну «уточненку», но уже за пределами трехлетнего периода.

Однако в случае отражения в налоговой декларации, представленной за пределами трехлетнего срока, налоговых вычетов в той же сумме, что и в уточненной налоговой декларации, сданной в пределах трехлетнего срока (то есть налоговые вычеты, отраженные в обеих уточненных налоговых декларациях, не изменились), срок в целях применения пункта 2 статьи 173 НК РФ считается соблюденным.

Опубликовано в журнале «Документы и комментарии» № 2, январь 2014 г.

НДС и возвраты денег покупателям.

При расторжении договора или изменений его условий аванс (частичная оплата) может быть возвращен покупателю. В этом случае сумма НДС, начисленная с аванса (частичной оплаты) и уплаченная в бюджет, принимается к вычету (абз. 2 п. 5 ст. 171 НК РФ).

Вычет производится в полном объеме после возврата аванса (частичной оплаты), но не позже чем через год (п. 4 ст. 172 НК РФ). Для этого организация-продавец должна отразить в учете все корректировки, связанные с возвратом. Затем нужно зарегистрировать счет-фактуру, выписанный на ранее полученный аванс (частичную оплату), в книге покупок с пометкой «Возврат аванса». Срок регистрации такого счета-фактуры в книге покупок также ограничен одним годом (с момента возврата аванса (частичной оплаты)). Это следует из положений пункта 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914. Подтвердить право на вычет можно с помощью документов, свидетельствующих о расторжении (изменении условий) договора и возврате денежных средств покупателю (заказчику).

Иногда при изменении условий договора сумма аванса (частичной оплаты) превышает новую стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав). Например, если покупатель отказывается от части товара или приобретает товар, который облагается НДС по меньшей ставке, чем было предусмотрено первоначальным договором. Если неотработанную часть аванса (частичной оплаты) поставщик не засчитывает в оплату будущих поставок, он должен вернуть ее покупателю (ст. 487 ГК РФ). При этом к вычету можно предъявить сумму НДС, начисленную к уплате в бюджет с суммы превышения аванса (частичной оплаты) над новой договорной стоимостью товаров. Такой вывод следует из положений абзаца 2 пункта 5 статьи 171 Налогового кодекса РФ.

Н.А. Комова
заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России (БСС Главбух)

Возврат излишне уплаченной суммы с ндс

Налогообложение. Бюджетный учет. Отраслевые инструкции. Учетная политика.

Банкротство или ликвидация юрлица с долгами

Наиболее безопасный и единственный надежный и законный способ прекращения деятельности

Широкий спектр услуг по бухгалтерскому, налоговому и юридическому сопровождению коммерческих организаций и государственных учреждений.

В данном разделе вы можете ознакомиться с опытом судебной практики КГ «Аюдар».

Консультации наших аудиторов и экспертов по самым актуальным юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

Данные юридические статьи подскажут, как правильно зарегистрировать предприятие, выбрать оптимальную систему налогообложения, оформить трудовые отношения, защищать интересы предприятия в суде.

Информационно-справочная система

19 декабря в Москве в здании Московского молодежного центра «Планета КВН» про.

24 декабря 2018 г.

5 октября в Москве в легендарном здании-книжке на Новом Арбате прошел очередной Делов.

16 октября 2018 г.

С 17 по 22 сентября в городе Алушта прошла IX Всероссийская финансово-бухгалтерская конфе.

3 октября 2018 г.

«…выражаем Вам благодарность за многолетнее плодотворное сотрудничество. Ваши сотрудники всегда качественно, быстро и четко дают ответы на наши вопросы…»

ЗАО «Хайнц-Георгиевск» Иван Сидоров

«Мы с вами выиграли два суда. Всегда приятно с вами работать. У вас очень хорошие, приятные сотрудники. Благодарность коллективу консалтинговой группы «Аюдар» за квалифицированную и оперативную работу.»

ООО «Лайнер» Юлова Татьяна Ивановна

© 1996 – 2019 Консалтинговая группа «Аюдар» | Карта сайта

Возврат сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость НДС как неосновательного обогащения

Налоговая инспекция при проведении выездной проверки отказала организации в вычете налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, составленным с неверной ставкой налога, в частности, в ситуациях, когда перевозчик предъявлял ставку налога в размере 18%, в то время как операция подпадала под ставку 0%. Организация также не смогла отстоять свое право на вычет по НДС в арбитражном суде. Вправе ли организация потребовать от своего контрагента возврата им сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость как неосновательного обогащения?

Если операция подпадает под ставку 0 процентов, а контрагент указал в счете-фактуре НДС по ставке 18 процентов, то вычет у покупателя НДС по такому счету-фактуре неправомерен. На это неоднократно указывали контролирующие органы и арбитражные суды (Письма Минфина России от 25.07.2008 N 03-07-08/187, ФНС России от 13.01.2006 N ММ-6-03/[email protected], Постановления Президиума ВАС РФ от 20.06.2006 N 14588/05, ФАС Московского округа от 14.01.2010 N КА-А40/14952-09, от 07.09.2009 N КГ-А40/8344-09-П-Б, от 30.07.2009 N КА-А40/6439-09, ФАС Поволжского округа от 09.02.2010 по делу N А49-6023/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 16.11.2009 по делу N А32-18766/2008-19/225).

В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

До недавнего времени в решениях арбитражных судов не было единого мнения в части квалификации в качестве неосновательного обогащения сумм НДС, полученных продавцом товаров (работ, услуг) при применении неверной ставки налога и перечислении указанной суммы в бюджет.

Например, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2005 N Ф08-6009/2005 содержится вывод, согласно которому уплаченные исполнителю суммы в виде налога на добавленную стоимость за оказанные услуги представляют собой неосновательное обогащение данной организации. Последующее перечисление полностью полученной суммы в доход бюджета не влияет на квалификацию возникших между сторонами гражданско-правовых отношений по договору возмездного оказания услуг. Следовательно, заказчик вправе взыскать с исполнителя как неосновательное обогащение сумму излишне уплаченного налога на добавленную стоимость.

По мнению суда, изложенному в Постановлении ФАС Московского округа от 21.10.2008 N КГ-А40/7510-08, предъявление НДС своему контрагенту не является неосновательным обогащением, поскольку сторонами были выполнены обязательства, согласованные в договоре.

Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 09.04.2009 N 16318/08, руководствуясь п. 3 ст. 1103 ГК РФ, указал, что, поскольку особых правил о возврате излишне уплаченных сумм по договору об оказании услуг законодательство не предусматривает и из существа спорных правоотношений невозможность применения правил о неосновательном обогащении не вытекает, к данным правоотношениям следует применять ст. 1102 ГК РФ. Следовательно, спорный НДС, рассчитанный контрагентом и уплаченный налогоплательщиком по ставке, не предусмотренной законом, является излишне (ошибочно) уплаченным, а потому подлежит возврату контрагентом.

Таким образом, Президиум ВАС РФ признал, что предъявление НДС по неправильной ставке (18 процентов вместо 0 процентов) является неосновательным обогащением.

Таким образом, организация вправе обратиться в суд с иском о возврате ей сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость как неосновательного обогащения.

Author: admin