Установление опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами

Процедуру установления «родственной опеки» над взрослыми недееспособными гражданами планируется упростить

Минтруд России разработал поправки в постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан». Соответствующий проект правительственного постановления 1 вынесен на общественное обсуждение.

Подготовленные изменения направлены на упрощение процедуры установления опеки в отношении совершеннолетних недееспособных граждан со стороны их близких родственников при условии их совместного проживания с момента рождения.

Так, в случае одобрения документа родители, бабушки, дедушки, братья и сестры (далее – близкие родственники), выразившие желание стать опекуном совершеннолетнего подопечного, при условии их совместного проживания с момента его рождения, должны будут представить в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:

  • заявление о назначении опекуном (на бумажном носителе либо в форме электронного документа);
  • документы, подтверждающие родство с совершеннолетним подопечным;
  • копию свидетельства о браке (если близкий родственник, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
  • письменное согласие совершеннолетних членов семьи близкого родственника с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с потенциальным опекуном, на совместное проживание с совершеннолетним подопечным.

Сейчас, по общему правилу, гражданин, желающий стать опекуном, помимо указанных документов, должен представить в орган опеки и попечительства справку с места работы или документ, подтверждающий доходы, медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования, документ о прохождении подготовки, автобиографию.

Предусмотрена ли законом постоянная регистрация опекуна по месту жительства недееспособного опекаемого? Узнайте из «Энциклопедии судебной практики. Правовые позиции судов» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Согласно поправкам, близкий родственник, выразивший желание стать опекуном, должен будет представить документы на общих основаниях только в случае, если он не проживал совместно с совершеннолетним подопечным, либо отсутствует письменное согласие совершеннолетних членов семьи близкого родственника на совместное проживание с совершеннолетним подопечным.

Кроме того, проектом предусмотрено проведение органом опеки и попечительства обследования условий жизни близкого родственника подопечного, в ходе которого определяется отсутствие обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном. Такое обследование планируется проводить в течение недели со дня представления необходимых документов, предоставив близким родственникам право при необходимости оспорить акт такого обследования в судебном порядке.

Одновременно предполагается уменьшить количество проводимых органами опеки и попечительства плановых проверок (в виде посещения совершеннолетнего подопечного) для опекунов – близких родственников: до одного раза в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя и одного раз в три года в течение последующих лет. По действующему порядку предусмотрено проведение проверки один раз в течение первого месяца после назначении опекуна, один раз в три месяца в течение первого года после назначения и раз в полгода в течение второго года и последующих лет.

Также проектом постановления исключается необходимость предоставления помесячных данных о величине доходов совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан в отчетах опекунов и попечителей о хранении, об использовании имущества подопечного и управлении этим имуществом. Опекунам – близким родственникам не надо будет представлять информацию о размерах пенсий, пособий и иных выплат совершеннолетних подопечных.

До 18 февраля проект постановления будет проходить общественное обсуждение. Ожидается, что реализация предлагаемых поправок позволит увеличить число совершеннолетних недееспособных граждан, в отношении которых устанавливается «родственная опека», и соответственно уменьшить число граждан данной категории, которые после достижения 18 лет направляются в психоневрологические интернаты.

Омская Губерния

Опека и попечительство над совершеннолетними недееспособными и ограниченными в дееспособности гражданами

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации гражданская дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Никто не может быть ограничен в дееспособности иначе, как по решению суда.

Признание гражданина недееспособным или не полностью дееспособным

Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун.
Гражданин, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, а также гражданин, который вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц, может быть ограничен судом в дееспособности. Над ним устанавливается попечительство. Такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.
При восстановлении способности гражданина, который был признан недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над гражданином опека, и в случае признания гражданина ограниченно дееспособным устанавливается попечительство.
Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами. Судья в порядке подготовки к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу.
Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства. Опекун или попечитель должен быть назначен органом опеки и попечительства в течение месяца с момента, когда данному органу стало известно о необходимости установления над гражданином опеки или попечительства.
В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 23 мая
2008 года № 56 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Омской области» с 1 января 2009 года Министерство труда и социального развития Омской области (далее – Министерство) наделяется полномочиями органа опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан.
Министерство в сфере опеки и попечительства осуществляет следующие функции:
1) выявляет и ведет учет совершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
2) обращается в суд с заявлением о признании совершеннолетнего гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании совершеннолетнего гражданина дееспособным, если отпали основания, в силу которых совершеннолетний гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
3) устанавливает опеку в отношении совершеннолетних недееспособных граждан или попечительство в отношении совершеннолетних граждан, ограниченных в дееспособности;
4) осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены совершеннолетние недееспособные или ограниченные в дееспособности граждане (далее – подопечные);
5) освобождает и отстраняет в соответствии с федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей в отношении подопечных;
6) выдает в соответствии с федеральным законом разрешения на совершение сделок с имуществом подопечных;
7) представляет законные интересы совершеннолетних недееспособных граждан, находящихся под опекой, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах) в случаях, предусмотренных федеральным законом;
8) оказывает содействие опекунам и попечителям подопечных, проверяет условия жизни подопечных, соблюдение опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечение сохранности их имущества, а также исполнение опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей подопечных, определяемых в соответствии с федеральным законом;
9) заключает договор доверительного управления имуществом подопечного в соответствии с федеральным законом;
10) запрашивает информацию о личности предполагаемого опекуна или попечителя в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях в соответствии с федеральным законом;
11) осуществляет иные полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечных, предусмотренные федеральными и областными законами;
12) в случаях, предусмотренных федеральным законом, определяет лицо, которому передается имущество совершеннолетнего гражданина, признанного безвестно отсутствующим;
13) заключает договоры доверительного управления имуществом совершеннолетнего гражданина, признанного безвестно отсутствующим;
14) до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего совершеннолетнего гражданина назначает управляющего его имуществом;
15) в течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, назначает ему помощника;
16) осуществляет контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей;
17) извещает находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

Министерство осуществляет свою деятельность, в том числе в сфере опеки и попечительства, непосредственно и через территориальные органы Министерства.

Министерство в сфере опеки и попечительства предоставляет следующие государственные услуги:

Принятие решения органом опеки и попечительства о возможности граждан быть опекунами (попечителями) совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

Государственная услуга предоставляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги «Принятие решения органом опеки и попечительства о возможности граждан быть опекунами (попечителями) совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан», утвержденным приказом Министерства от 14 мая 2013 года № 34-п.
Для предоставления государственной услуги заявитель подает в территориальный орган по месту жительства заявление на бумажном носителе либо в форме электронного документа по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 августа 2011 года № 891н (далее – заявление).
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, – иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров – копии пенсионного удостоверения);
2) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования заявителя, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
3) копию свидетельства о браке (если заявитель состоит в браке);
4) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с заявителем, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия заявителем решения о совместном проживании подопечного с семьей опекуна (попечителя));
5) документ о прохождении заявителем подготовки стать опекуном (попечителем) (при наличии);
6) автобиография.
Заявитель, имеющий заключение о возможности быть усыновителем, выданное в порядке, установленном Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года № 275, для решения вопроса о назначении его опекуном представляет в территориальный орган указанное заключение, заявление и документы, предусмотренные подпунктом 4 настоящего пункта.
Родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, дети и внуки, выразившие желание стать опекунами (попечителями) совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, с которыми указанные граждане постоянно совместно проживали не менее 10 лет на день подачи заявления, к заявлению прилагают:
1) документы, подтверждающие родство с совершеннолетним недееспособным или не полностью дееспособным гражданином;
2) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования заявителя, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
3) копию свидетельства о браке (если заявитель состоит в браке).
Заявитель при подаче заявления предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
Для предоставления государственной услуги территориальным органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрашиваются следующие документы:
1) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства заявителя, выдаваемые Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, управляющей компанией или товариществом собственников жилья;
2) справка об отсутствии у заявителя судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, выдаваемая Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области;
3) справка о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выдаваемая Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственной жилищной инспекцией Омской области;
4) справка, подтверждающая получение пенсии, выдаваемая Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области, — в отношении заявителя, являющегося пенсионером;
5) заключение органов опеки и попечительства об отсутствии фактов ненадлежащего обращения заявителя с совершеннолетним недееспособным или не полностью дееспособным гражданином в период до достижения им возраста 18 лет в случае, если опека или попечительство устанавливаются в связи с достижением совершеннолетия, выдаваемое органами местного самоуправления Омской области, — в отношении заявителей-близких родственников.
Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Выдача предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, расходование доходов подопечного

Государственная услуга предоставляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги «Выдача предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, расходование доходов подопечного», утвержденным приказом Министерства от 22 апреля 2014 года № 67-п.
Для предоставления государственной услуги заявителем представляется в территориальный орган Министерства по месту жительства заявление с приложением следующих документов:
1) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность подопечного;
2) копия документа, подтверждающего полномочия опекуна или попечителя;
3) при совершении сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего подопечному:
— документы на отчуждаемое (приобретаемое) недвижимое имущество, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», а именно:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
— документы, подтверждающие необходимость отчуждения недвижимого имущества, принадлежащего подопечному (необходимость оплаты дорогостоящего лечения, перемена места жительства, иные обстоятельства);
4) при совершении сделок с расходованием доходов подопечного:
— договоры об открытии на имя подопечного счетов;
— документы, подтверждающие доход подопечного, с указанием суммы дохода, даты получения и источника.

Назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты опекунам совершеннолетних недееспособных граждан

Государственная услуга предоставляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги «Назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты опекунам совершеннолетних недееспособных граждан», утвержденным приказом Министерства от 23 ноября 2017 года № 117-п.
Заявителями на получение государственной услуги являются опекуны совершеннолетних недееспособных граждан (далее — подопечные) при одновременном наличии следующих условий:
1) опекун не является лицом, обязанным в силу решения суда, вступившего в законную силу, содержать своего подопечного;
2) опекун не является получателем выплат, установленных областным законодательством для лиц, осуществляющих уход за подопечным;
3) опекун не достиг возраста 55 лет (женщины), 60 лет (мужчины);
4) опекун не состоит в трудовых отношениях;
5) опекун проживает совместно со своим подопечным;
6) подопечный не состоит на учете в органе исполнительной власти Омской области, уполномоченном в сфере социальной защиты населения, в числе граждан, нуждающихся в предоставлении стационарного социального обслуживания.
Для предоставления государственной услуги заявитель представляет в территориальный орган:
1) заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты
2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
3) выписку из домовой (поквартирной) книги, копию финансового лицевого счета по месту жительства заявителя и подопечного или иной документ, подтверждающий факт их совместного проживания;
4) трудовую книжку с отметкой об увольнении с последнего места работы (не представляется заявителем в случае, если трудовая деятельность им не осуществлялась).
Ежемесячная денежная выплата опекунам устанавливается в размере 5 700 рублей на каждого подопечного.

Назначение и выплата ежемесячного денежного вознаграждения за осуществление опеки опекунам, заключившим договор об осуществлении опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами

Государственная услуга предоставляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги «Назначение и выплата ежемесячного денежного вознаграждения за осуществление опеки опекунам, заключившим договор об осуществлении опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами», утвержденным приказом Министерства от 20 ноября 2015 года № 158-п.
Заявителями на получение государственной услуги являются граждане, заключившие договор об осуществлении опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами на возмездных условиях до дня вступления в силу пункта 4 статьи 1 Закона Омской области от 12 июля 2017 года № 1998-ОЗ «О внесении изменений в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».

Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами

Вопрос: какие организации являются органами опеки и попечительства в Краснодарском крае?

Ответ: управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в муниципальных образованиях Краснодарского края http://www.sznkuban.ru/reestrview3/ctl-4.html.

Вопрос: над кем устанавливается опека?

Ответ: опека устанавливается над гражданином, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, и признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством (ст. 29 ГК РФ).

Вопрос: над кем устанавливается попечительство?

Ответ: попечительство устанавливается над гражданином, который ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством (ст. 30 ГК РФ) вследствие:

пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, которое ставит семью гражданина в тяжелое материальное положение;

вследствие психического расстройства, когда гражданин может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц.

Вопрос: для чего устанавливаются опеки или попечительство?

Ответ: опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан (п. 1 ст. 31 ГК РФ).

Вопрос: кто и как имеет право признать гражданина недееспособным или не полностью дееспособным?

Дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами может быть возбуждено на основании заявления членов его семьи, органа опеки и попечительства, медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь.

Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами (ст. 281 ГПК РФ).

Судья в порядке подготовки к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу.

При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу (ст. 283 ГПК РФ).

Решение суда, которым гражданин ограничен в дееспособности, является основанием для назначения ему попечителя или опекуна органом опеки и попечительства (ст. 285 ГПК РФ).

Вопрос: кто может быть опекуном или попечителем?

Ответ: опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (п. 2 ст. 35 ГК РФ).

Вопрос: кто является опекуном или попечителем, если гражданин находится в медицинской организации или в психоневрологическом интернате?

Ответ: исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации (п. 4 ст. 35 ГК РФ).

Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, опекуны или попечители не назначаются.

Вопрос: является ли деятельность по опеке или попечительству оплачиваемой?

Ответ: обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно (п. 1 ст. 36 ГК РФ).

Вопрос: кто и как назначает опекуна или попечителя?

Ответ: опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства.

Органы опеки и попечительства принимают решение в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом (ст. 11 Закона № 48-ФЗ).

Перечень документов, предоставляемых гражданином, выразившим желание стать опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан».

Вопрос: каковы права и обязанности опекунов или попечителей?

Ответ: опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, обеспечивать их уход и лечение, защищать права и интересы.

Опекуны и попечители заботятся о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 36 ГК РФ).

Вопрос: каковы правовые взаимоотношения опекунов (попечителей) и подопечных?

Ответ: подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов или попечителей с их согласия.

Опекуны или попечители не вправе пользоваться имуществом подопечных в своих интересах (ст. 17 Федерального закона от 24 апреля 2008 года «Об опеке и попечительстве» (далее — Закона № 48-ФЗ)).

Опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов (ст. 18 Закона № 48-ФЗ).

Вопрос: вправе ли опекун или попечитель распоряжаться имуществом подопечного?

Ответ: опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, только в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Законом № 48-ФЗ.

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками (ст. 37 ГК РФ).

Вопрос: Какую ответственность несут опекун (попечитель) при недобросовестном исполнении своих обязанностей?

Ответ: В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем обязанностей, использовании полномочий в корыстных целях, оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности (п. 3 ст. 39 ГК РФ).

Вопрос: в каких случаях прекращаются опеки или попечительство?

1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;

2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;

3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей (ст. 29 Закона № 48-ФЗ);

4) в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства (ст. 40 ГК РФ).

Вопрос: в каких случаях устанавливается патронаж?

Ответ: над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.

Орган опеки и попечительства в муниципальном образовании, в течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, назначает ему помощника. Помощник назначается с письменного согласия, его, а также гражданина, над которым устанавливается патронаж.

Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, не может быть назначен его помощником.

Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с ним договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

Орган опеки и попечительства осуществляет контроль за исполнением помощником своих обязанностей и извещает находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора (ст. 41 ГК РФ).

Вопрос: в каких случаях прекращается патронаж?

Ответ: патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором (п. 1 ст. 41 ГК РФ).

Вопрос: как гражданин признается безвестно отсутствующим?

Ответ: гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК РФ).

Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом (п. 1 ст. 43 ГК РФ).

Опека над совершеннолетними недееспособными гражданами

1. Что такое опека над совершеннолетними гражданами?

Опека над совершеннолетними – это форма устройства, признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

2. Кто может быть признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным?

Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

3. Кто может быть опекуном недееспособного гражданина?

Преимущественное право быть опекунами или попечителями перед всеми другими лицами имеют близкие родственники совершеннолетнего подопечного: родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья, сестры, бабушки и дедушки.

У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель. Но, исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, орган опеки и попечительства может назначить ему нескольких опекунов или попечителей.

При необходимости, исходя из интересов подопечных, орган опеки и попечительства может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных.

4. Как осуществляется контроль за деятельностью опекунов?

В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов или попечителей орган опеки и попечительства по месту жительства совершеннолетних подопечных проводит плановые и внеплановые проверки:

а) условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина, соблюдения опекуном его прав и законных интересов, а также обеспечения сохранности его имущества;

б) выполнения опекуном или попечителем требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

Кроме того, в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24.04.2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекуны и доверительные управляющие ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, представляют отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

Отчет содержит сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, также в нем указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного. Отчет хранится в личном деле подопечного. Его форма утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 года № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан».

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 24.04.2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» совершеннолетние граждане, ограниченные судом в дееспособности, самостоятельно принимают меры по охране своих имущественных интересов.

5. Чтобы стать опекуном необходимо проходить какую-либо подготовку?

В отличие от кандидатов в опекуны несовершеннолетних граждан, опекунам совершеннолетних недееспособных граждан проходить обязательную специальную подготовку не нужно. Но, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 года № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

6. Выплачиваются ли опекунам денежные средства на содержание совершеннолетних недееспособных подопечных?

Нет, свои обязанности опекуны совершеннолетних недееспособных граждан осуществляют безвозмездно.

За дополнительной информацией по вопросам опеки и попечительства над совершеннолетними недееспособными и ограниченно дееспособными гражданами можно обратиться по адресу:г. Демидов, ул. Коммунистическая, д. 10 или по телефону: 4- 53-35.

Смотрите так же:  Входит ли в трудовой стаж училище

Author: admin