Учебное пособие основы медицинских знаний айзман

Учебное пособие основы медицинских знаний айзман

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие

Кол-во страниц: 224

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие

Безопасность платежа
гарантирует

Учебное пособие содержит правила оказания первой помощи в различных ситуациях, основы микробиологии, иммунологии, профилактики и лечения инфекционных заболеваний, принципы формирования здоровья (гигиена, рациональный режим дня и питания, самоконтроль при физических нагрузках) и др. В книгу включены вопросы и тестовые задания для контроля знаний, словарь понятий и терминов.
Пособие соответствует государственному образовательному стандарту учебной дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Рекомендовано студентам педагогических, гуманитарных и технических вузов для подготовки к зачету и экзамену, преподавателям сузов, учителям и учащимся общеобразовательных школ, а также широкому кругу читателей, заинтересованных в укреплении своего здоровья.

Основы мед знаний и ЗОЖ

Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Рекомендовано Региональным центром Сибирского Федерального округа по развитию преподавания безопасности жизнедеятельности в качестве учебного пособия для студентов педагогических специальностей высших и средних учебных заведений

CИБИРСКОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСК • 2010

ББК 51.1я73-1+51.1я75-5 А11

Рекомендовано Региональным центром Сибирского Федерального округа по развитию преподавания безопасности жизнедеятельности

в качестве учебного пособия для студентов педагогических специальностей высших и средних учебных заведений

Кандидат биологических наук, доцент Н. Ф. Лысова

Главный научный сотрудник научно-методического отдела коррекционно-развивающего обучения Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат биологических наук, доцент Г. Н. Жарова

А11 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. — 214 с. — (Университетская серия).

Учебное пособие содержит правила оказания первой помощи в различных ситуациях, основы микробиологии, иммунологии, профилактики и лечения инфекционных заболеваний, принципы формирования здоровья (гигиена, рациональный режим дня и питания, самоконтроль при физических нагрузках) и др. В книгу включены вопросы и тестовые задания для контроля знаний, словарь понятий и терминов.

Пособие соответствует государственному образовательному стандарту учебной дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Рекомендовано студентам педагогических, гуманитарных и технических вузов для подготовки к зачету и экзамену, преподавателям сузов, учителям и учащимся общеобразовательных школ, атакжеширокомукругучитателей, заинтересованных в укреплении своего здоровья.

УДК 61(075.8) ББК 51.1я73-1+51.1я75-5

© Айзман Р. И., Рубанович В. Б., Суботялов М. А., 2010

© Сибирское университетское издательство, 2010

Тема 1. Здоровье и факторы его формирования.

Вопросы, задания, тесты .

Тема 2. Здоровый образ жизни и его составляющие .

Вопросы, задания, тесты .

Тема 3. Первая медицинская помощь

при кровотечениях и травматическом шоке.

Вопросы, задания, тесты .

Тема 4. Первая медицинская помощь при отравлениях.

Вопросы, задания, тесты .

Тема 5. Первая медицинская помощь при ранениях.

Вопросы, задания, тесты .

Тема 6. Первая медицинская помощь при закрытых повреждениях.

Вопросы, задания, тесты .

Тема 7. Детский травматизм. Профилактика.

Вопросы, задания, тесты .

Тема 8. Реанимация. Неотложная помощь в критических ситуациях.

Вопросы, задания, тесты .

Тема 9. Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии.

Профилактика и лечение инфекционных заболеваний.

Вопросы, задания, тесты .

Ответы к тестам .

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

ЗДОРОВЬЕ И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

Понятие «здоровье». Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Такое определение зафиксировано в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и определяет основные компоненты здоровья.

Внастоящеевремябольшинствоученыхвыделяетдвакритерияоценкиздоровья: социальный — мера трудоспособности, социальной активности, деятельного отношения человека к миру; личностный — стратегия жизни человека, степень господства человека над собой и над обстоятельствами жизни. Более подробный перечень признаков, определяющих здоровье, включает:

нормальную реакцию организма на внешнее воздействие;

динамическое равновесие организма с факторами внешней среды;

полноценное выполнение основных социальных функций, участие в общественно полезном труде;

адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям существования;

отсутствие признаков заболеваний или каких-либо нарушений;

гармоничное развития физических и духовных сил организма.

Помимо общепризнанных компонентов здоровья: физического, психического, социального, следуеттакжеучитыватьмногиедругиекомпоненты, втомчисле сексуальный, эмоциональный, биоэнергетический, информационный. Исключи- тельноважноезначениедляоценкиздоровьяимеютморально-волевыеиценност- но-мотивационные характеристики, а также такой свойственный лишь человеку личностно-психологический компонент, как внушение и самовнушение.

С точки зрения количественной характеристики здоровье можно определить как целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генома в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлятьегобиологическиеисоциальныефункции. Какпонятиединамическое здоровье следует рассматривать в трех аспектах — индивидуальном, возрастном и историческом.

Индивидуальный аспект здоровья тесно связан с количественным подходом

к его оценке и понятием нормы, которую можно рассматривать как эволюционно сложившийся оптимальный диапазон колебаний показателей, характеризующих структурно-функциональное состояние организма, егооргановисистем, врамках которого сохраняется данное качество.

Возрастной аспект здоровья определяется тем, что для каждого этапа развития человека характерны свои специфические особенности отношений с внешней (физическая адаптация) и социальной (социальная адаптация) средами. Это обусловлено особенностями развертывания самой генетической программы человека во времени и характером требований, предъявляемых социумом человеку в каждом возрастном периоде его развития. То есть речь идет о том, что для каждого возрастного этапа должны существовать свои критерии здоровья, определяемые свойственной этому возрасту морфофункциональной организацией.

Определяя здоровье в историческом аспекте, следует учитывать, что становление человеческой цивилизации (развитие производства и производственных отношений, культуры, религииит. д.) ведетктому, чтоменяетсявовременисамаобстановка, в которой живет человек. Это касается условий окружающей природы, а также места и роли человека в социуме. Тенденции к комфорту, рост качества и ритма жизни, высокие социальные притязания, — все это становится причиной того, что человек для поддержания жизни все меньше использует свои функциональные резервы и все больше — достижения своего разума в виде идеальных, нематериальных средств. Передаваясь из поколения в поколение, это может вести

к снижению функционального резерва и резерва адаптации человека.

Поскольку человек есть часть биосферы, его здоровье нельзя рассматривать изолированно от тех естественных процессов, которые происходят во вселенной, в биосфере Земли. Исходя из целостного (холистического, или комплексного) подхода, выделяют следующие уровни индивидуального здоровья:

соматический — отражает текущее состояние органов и систем человеческого организма, степень их развития, функциональные возможности, включает генетический, биохимический, метаболический, морфологический и функциональный подуровни;

психический — характеризует состояние психической сферы человека, включает эмоциональный, интеллектуальный и личностный подуровни;

социально-духовный(нравственный) — выражаеткомплексхарактеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.

Основу соматического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа опосредована базовыми потребностями (питание, движение, дыхание, познание окружающего мира, сексуальное удовлетворение и т. д.), доминирующими у человека на различных этапах онтогенеза. К соматическому здоровью относятся морфологические и функциональные

резервы клеток, тканей, органов и систем органов и организма в целом, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.

Психическое здоровье основывается на общем душевном комфорте, обеспечивающем адекватную регуляцию поведения. Это состояние зависит от возможностей удовлетворения биологических и социальных потребностей человека. Правильноеформированиеиудовлетворениебазовыхпотребностейсоставляетоснову нормального психического здоровья человека.

Нравственное здоровье человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. В основе системы лежат общечеловеческие принципы морали и нравственности, в значительной мере определяющие духовность человека.

В упрощенном и в то же время обобщенном виде целостную модель индивидуального здоровья человека следует представлять как единство соматического, психического (бессознательного и сознательного) и нравственного начал, оказывающих взаимное влияние друг на друга.

Поскольку организм как система и единое целое живет и взаимодействует со средой, на него действуют социальные и экологические факторы. Изменения в социальной и (или) экологической среде влияют на физическое и психическое здоровье. В то же время и сам организм влияет на социальную и экологическую среду. Таким образом устанавливается динамическое равновесие, баланс между комплексом эндогенных (воздействующих изнутри) и экзогенных (воздействующих извне) факторов. Следовательно, коррекция каких-либо отклонений в здоровье обязательно должна быть направлена не только на устранение отдельных симптомов, но на весь комплекс факторов, влияющих на организм, а также на все компоненты, формирующие индивидуальное здоровье.

Наряду с индивидуальным здоровьем существует понятие общественного (популяционного) здоровья, или здоровья населения, определяемое как здоровье возрастно-половых, социальных, профессиональных и других групп населения, проживающих на определенной территории, в различных странах, регионах. Общественное здоровье есть результат социально опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни группы населения. Вопросами общественного здоровьязанимаетсямедицинскаяидемографическаястатистика. Оцениваетсяпопуляционное здоровье по основным демографическим показателям: рождаемости, общей и младенческой смертности, продолжительности жизни, заболеваемости.

Гомеостаз. Здоровье обеспечивает, поддерживает определенный уровень жизнедеятельности (работоспособности, биологической и социальной активности) человека в каждый период жизни и создает запас для старости, когда меняется характер метаболических процессов в организме, снижаются его адаптивные возможности и нарушаются механизмы регуляции.

При определении сущности индивидуального здоровья нельзя не учитывать субъективные ощущения человека при том или ином состоянии. При хорошем состоянии здоровья человек, как правило, чувствует себя комфортно, он не задумы-

вается, «не ощущает» своих внутренних органов и физиологических систем тела. Это достигается гармоничностью функционирования организма, которая возможна в том случае, если организм, несмотря на разнообразные внешние воздействия (порой экстремальные), сохраняет постоянство, устойчивость своей внутренней среды.

Постоянство внутренней среды (гомеостаз) — необходимое условие свободной жизни организма, условие для различных проявлений человеческой деятельности. Гомеостаз следует считать биологической основой (субстратом) здоровья. В зависимости от степени стабильности внутренней среды человек по-разному реализует свои биологические и социальные функции. Поскольку степень стабильности параметров гомеостаза (консервативной части системы) изменяется в определенном диапазоне на протяжении жизни и в каждый конкретный период времени под влиянием факторов внешней среды, степень комфортности самочувствия также меняется, вплоть до дискомфорта.

Наряду с законами постоянства внутренней среды организма существует закон отклонения гомеостаза как условие развития. Это дает возможность гомеостатическим системам увеличивать свою мощность по мере развития для того, чтобы их деятельность могла обеспечить потребности роста и развития. Увеличение мощности гомеостатических систем и есть развитие, переход на новые уровни здоровья.

Стационарность, устойчивость, гомеостаза обеспечивается на основе двух фундаментальных биологических качеств — адаптации и саморегуляции. Совместное действие адаптационных и саморегуляционных механизмов поддерживает постоянство внутренней среды, увеличивает мощность гомеостатических систем, осуществляет связь с внешней средой.

Норма здоровья. Долгое время норма рассматривалась как среднестатистическая величина, полученная в состоянии покоя организма без учета его индивидуальных особенностей. Например, в медицине общеприняты следующие среднестатистические нормы покоя: кровяное давление 110–130/70–80 мм рт. ст.; частота сердечных сокращений — 60–80 уд./мин; концентрация Nа + в плазме крови — 130–140 ммоль/л и т. д.

В настоящее время все более широкое распространение у специалистов находит комплексный подход к пониманию нормы. Согласно такому подходу норму следует понимать как величину индивидуальную, а показатели нормы необходимо интерпретировать в соответствии с конкретными условиями жизни индивида, атакжеегоконституциональнымиособенностями, т. е. наследственноформирующимися чертами, признаками, определяющими тип физического развития, высшей нервной деятельности, темперамент и т. д.

Например в возрасте 7 лет у 85 % девочек более высокие показатели «школьной зрелости», т. е. уровень психофункционального развития, необходимый для обучения в школе без перенапряжения, чем у большинства мальчиков того же возраста, проживающих в том же регионе. В то же время на Крайнем Севере у детей 7 лет показатели «школьной зрелости» достоверно ниже, чем у детей средней полосы Западной Сибири.

Таким образом, следует говорить о возрастно-половой, региональной, индивидуальной норме — оптимуме функционирования организма, обеспечивающем его гомеостаз с учетом возраста, пола, биологического (конституционального) типа, климатогеографической зоны проживания, экологических факторов среды.

Кроме нормы покоя, которую оценивают в состоянии физиологического покоя организма при оптимальных условиях, в физиологии и медицине все более широко применяются нагрузочные пробы, позволяющие определить степень реактивности организма и его систем (норму реагирования) и их резервные возможности. Если в состоянии покоя благодаря компенсации со стороны других систем и включению «резервных мощностей» нарушения могут не диагностироваться, то в условиях повышенных требований к организму, созданных нагрузкой, проявляются гомеостатические сдвиги, свидетельствующие о снижении резервных возможностей той системы, по отношению к которой использована нагрузка.

По величине сдвига и длительности его сохранения можно судить о степени снижения резервов организма, т. е. снижении уровня здоровья. Например, содержание сахара в крови натощак в состоянии предболезни (диабета) обычно соответствует среднестатистической норме покоя, однако после применения сахарной нагрузки концентрация глюкозы в крови повышается в большей степени и на более продолжительный период времени, чем у здоровых людей.

Внастоящеевремяразработаныразличныефункциональныенагрузки, позволяющие оценить состояние практически всех вегетативных систем, нейроэндокринных механизмов, а также нервно-психическое состояние. Поэтому нагрузочные пробы являются очень важным диагностическим тестом уровня здоровья.

При количественной характеристике здоровья все показатели должны быть сопоставлены с индивидуальной нормой покоя и нормой реакции.

Взаимосвязь здоровья и болезни. Впервыеколичественныйподходкопределению здоровья использовал еще Авиценна в Х веке. Он различал шесть переходных состояний — от полного здоровья до полной болезни.

Установлениеабсолютноздоровыхлицнаоснованииколичественногоподхода к определению здоровья оказалось малоуспешным. В результате появился термин«практическоездоровье», т. е. относительное, неабсолютное. Всвою очередь невозможность разделить всех людей на практически здоровых и больных стала причиной выделения промежуточного состояния, названного «предболезнь». Предболезнь как неполное здоровье может длиться очень долго и при определенных условиях переходить как в болезнь, так и в здоровье.

Внастоящеевремясозданомножествоклассификацийпереходныхсостояний здоровья. Согласно одной из наиболее конкретных следует различать:

полную утрату функций,

Задача специалистов заключается в том, чтобы перевести человека в более высокую степень здоровья. Причем преимущественное значение в реализации такой задачи должно принадлежать мобилизации возможностей самого организма, любые же вмешательства должны в той или иной степени действовать именно этим путем — стимулировать защитно-приспособительные механизмы. Сам же исход борьбы организма за переход в более высокое состояние зависит от того, насколько, с одной стороны, нарушен гомеостаз, а с другой — каким резервом саморегуляции обладает организм, в каком допустимом диапазоне возможностей могут эффективно работать его механизмы адаптации. Количественный подход к здоровью не только оставляет больному (при любом уровне здоровья) и специалисту (врачу, валеологу, специалисту лечебной физкультуры и др.) надежду на полную реабилитацию, но и показывает стратегию такой реабилитации — посредством нагрузочных воздействий на различные функциональные системы.

Введение количественных критериев уровня здоровья позволяет говорить и об уровне болезни. Между обоими уровнями существует отрицательная зависимость. Еще более определенно высказывался в этом отношении известный российский клиницист и основатель научной школы И. В. Давыдовский (1887–1968). Он утверждал, что между здоровьем и болезнью располагается целая гамма промежуточных состояний, указывающих на особые формы приспособления, близкие то к здоровью, то к заболеванию, и все же не являющиеся ни тем, ни другим.

Смотрите так же:  Заявление на открытие еще одной торговой точки

Причины низкого уровня здоровья населения. Выделяют четыре группы причин, обусловливающих ухудшение всех демографических показателей:

нездоровый образ жизни,

психоэмоциональное напряжение и стресс,

неблагополучная экологическая обстановка в стране,

несоблюдение санитарно-гигиенических норм на рабочих местах и в быту.

Нездоровый образ жизни включает:

вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем);

дефицит физической активности (гипокинезия);

низкая мотивация на здоровье.

Разработка и обоснование физиологических норм питания проводится на уровне ВОЗ и ученых различных стран, разрабатывающих национальные нормы питания. Нормы питания представляют собой рекомендуемые величины потреб-

Роман Айзман — Основы медицинских знаний

Описание книги «Основы медицинских знаний»

Описание и краткое содержание «Основы медицинских знаний» читать бесплатно онлайн.

Айзман Р.И., Омельченко И.В.

Основы медицинских знаний

Любой человек может внезапно оказаться в ситуации, когда от него будут зависеть жизнь и здоровье свое или другого человека. Это возможно при травмах, отравлениях, а также при остро развивающихся состояниях терапевтического профиля, что особенно актуально при заболеваниях сердца и сосудов, смертность от которых высока во всем мире.

Диапазон острых заболеваний и несчастных случаев в разных возрастных группах велик, и необходимость оказания неотложной помощи еще до прибытия квалифицированных специалистов может возникнуть в любое время и в любом месте. В экстремальной ситуации спасает не только профессионализм, но и время. Известно правило «золотого часа» – время, когда здоровье попавшего в критическое положение человека балансирует на грани жизни и смерти и когда пострадавшему можно и нужно оказать наиболее действенную помощь, что позволяет значительно снизить возможность развития у него опасного состояния.

Правило «золотого часа» состоит в том, что при несвоевременном оказании первой медицинской помощи через час после травмы погибает около 30%, через 3 ч – 60% и через 6 ч – 90% пострадавших.

Любые действия на месте происшествия должны быть в первую очередь направлены на спасение жизни пострадавшего, поскольку потеря драгоценных минут и секунд «золотого часа» может привести к смерти из-за несогласованных, неквалифицированных, а порой и взаимоисключающих действий свидетелей происшествия. Отсюда возрастает значение обучения населения, в частности студентов, правилам оказания первой медицинской помощи при различных неотложных состояниях, в том числе и тех, которые возникают при обострениях соматических заболеваний.

В современных условиях совершенно недостаточно соблюдать санитарно-гигиенические нормы поведения и иметь навыки санитарной культуры. Неотложная помощь – это прежде всего само– и взаимопомощь при появлении первых же симптомов угрожающих состояний. Однако вовремя ее оказать можно только при соответствующей подготовке и овладении основами медицинских знаний, тем более что беда может случиться на расстоянии десятков километров от ближайшего населенного пункта, где нет необходимых условий для оказания медицинской помощи либо возникают трудности с вызовом врача.

В настоящее время в силу многих причин значительно возросло количество детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, участились случаи детского травматизма. Данное пособие по оказанию первой помощи поможет людям, не имеющим специального медицинского образования, овладеть определенным объемом знаний, достаточным для оказания неотложной помощи не только взрослым, но и детям на месте возникновения экстремальной для здоровья и жизни ситуации.

Часть I. Первая медицинская помощь при травмах и отравлениях

Тема 1. Неотложные состояния и первая медицинская помощь при них

Неотложные состояния – это состояния, представляющие угрозу для жизни больного или пострадавшего и требующие проведения неотложных (в пределах минут – часов, а не дней) лечебных и эвакуационных мероприятий.

В зависимости от содержания мероприятий неотложная помощь может оказываться в объеме:

• доврачебной медицинской помощи;

• врачебной неотложной помощи.

Первая медицинская помощь (ПМП) необходима при травмах, отравлениях. Травматизм – главная причина смерти людей трудоспособного возраста. Нередко получают травмы дети. Кроме того, в любом возрасте могут возникнуть острые заболевания внутренних органов, при которых нужно оказать помощь немедленно во избежание тяжелых осложнений или летального исхода.

Первая и доврачебная медицинская помощь – это комплекс экстренных мероприятий, проводимых пострадавшему или больному человеку на месте происшествия до прибытия медицинских работников и в период доставки его в лечебное учреждение. Это ряд срочных мер, направленных на спасение жизни пострадавшего или больного человека, облегчение его страданий и предупреждение возможных осложнений. Первая помощь – это прежде всего помощь самому себе (т.е. самопомощь) или кому-то (взаимопомощь), и оказывают ее люди, не имеющие, как правило, медицинского образования.

Основными задачами ПМП являются:

• немедленное прекращение воздействия внешних поражающих факторов (электрический ток, высокая или низкая температура окружающего воздуха) и удаление пострадавшего из неблагоприятных условий, в которые он попал (извлечение из воды, из-под завала, удаление из горящего или загазованного помещения);

• определение тяжести состояния пострадавшего или больного человека;

• при наличии нескольких или большого количества пострадавших – проведение простейшей медицинской сортировки (распределение пострадавших на группы нуждающихся в однородных лечебно-профилактических мероприятиях), особенно если ограничены медицинские силы и средства;

• проведение эвакотранспортной сортировки, которая обеспечивает порядок направления пострадавших в лечебные учреждения, находящиеся за пределами данного этапа медицинской эвакуации, с указанием, куда, в какую очередь, какими транспортными средствами и в каком положении должна быть проведена эвакуация. В первую очередь эвакуируют в положении лежа пострадавших тяжелых и средней степени тяжести. Пострадавшие с нетяжелыми повреждениями и находящиеся в удовлетворительном состоянии выходят из очага самостоятельно, но если есть возможность, их вывозят автотранспортом с оборудованными для сидения местами. Пострадавших с крайне тяжелыми травмами в связи с тяжестью состояния, нетранспортабельностью и нередко – бесперспективностью лечения эвакуируют в последнюю очередь. При наличии одинаковых повреждений у взрослых и детей в первую очередь эвакуируют детей;

• организация скорейшей доставки пострадавшего (пострадавших) в лечебное учреждение. Доставка должна быть не только быстрой, но и правильной, т.е. в положении, наиболее безопасном для него, а также в соответствии с характером заболевания или видом травмы;

• оказание неотложной помощи для спасения жизни; для этого проводится временная остановка кровотечения, искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание), непрямой массаж сердца;

• предупреждение возможных осложнений; к мероприятиям этой группы относятся транспортная иммобилизация (профилактика болевого шока и дополнительных травм), обезболивание (профилактика болевого шока), наложение стерильной повязки (профилактика вторичного инфицирования раны);

• облегчение страданий; этому способствуют те же меры, которые применяются для предупреждения возможных осложнений и для спасения жизни.

К общим принципам (правилам) оказания ПМП относятся следующие:

• спасая жизнь другому человеку, надо обеспечить собственную безопасность: место, где оказывается помощь, может быть опасным (загрязнение отравляющими веществами, наличие нависающих конструкций, не исключается также криминальная конфликтная ситуация и т.д.);

• при оказании ПМП необходимо по возможности избегать непосредственного контакта с кровью, слюной, рвотными массами и другими выделениями пострадавшего, так как он может быть инфицирован или болен (ВИЧ, гепатит, туберкулез и т.д.);

• при наличии кровотечения надо его остановить, при асфиксии – восстановить проходимость дыхательных путей;

• в случае подозрения на травму позвоночника не следует перемещать пострадавшего без крайней необходимости;

• для предотвращения шока или для уменьшения интенсивности его проявлений необходимо дать внутрь, а если есть возможность, то ввести внутримышечно противоболевое средство, используя при этом одноразовый шприц. В качестве противоболевого средства можно дать принять внутрь алкоголь – водку, этиловый спирт, коньяк (алкоголь противопоказан детям и пострадавшим с тяжелой черепно-мозговой травмой);

• в случае необходимости параллельно с оказанием ПМП надо вызвать скорую помощь;

• не оставлять пострадавшего без внимания, постоянно контролировать его состояние, продолжать поддерживать, а при необходимости – корректировать функции его организма, т.е. следует вести непрерывное наблюдение за пострадавшим или внезапно заболевшим человеком до прибытия медицинских работников и отправки его в лечебное учреждение;

• перед началом оказания ПМП, если пострадавший в сознании, рекомендуется получить на это его разрешение;

• все действия оказывающего помощь должны быть обдуманными, целесообразными, быстрыми, но спокойными;

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

1 Б А К А Л А В Р И А Т Р. И. Айзман, И. В. Омельченко ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям КНОРУС МОСКВА 2016

2 УДК 61(075.8) ББК 53.5я73 А36 Рецензенты: В. П. Шевченко, руководитель отделения анестезиологии и реаниматологии ФГБУ ННИИТО, д-р мед. наук, проф., Е. М. Трофимович, гл. науч. сотр. ФГУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, д-р мед. наук А36 Айзман Р.И. Основы медицинских знаний : учебное пособие / Р. И. Айзман, И. В. Омельченко. М. : КНОРУС, с. (Бакалавриат). ISBN Рассмотрены правила оказания первой помощи в различных ситуациях, основы микробиологии, иммунологии, профилактики и лечения инфекционных заболеваний, принципы формирования здоровья (гигиена, рациональный режим дня и питания, самоконтроль при физических нагрузках) и др. Содержит вопросы и тестовые задания для контроля знаний, словарь понятий и терминов. Соответствует ФГОС ВО 3+. Для студентов педагогических, гуманитарных и технических вузов для подготовки к зачету и экзамену, преподавателей техникумов и колледжей, учителей и учащихся общеобразовательных школ, а также широкого круга читателей, заинтересованных в укреплении своего здоровья. УДК 61(075.8) ББК 53.5я73 Айзман Роман Иделевич Омельченко Ирина Владимировна Основы медицинских знаний Сертификат соответствия РОСС RU. АЕ51. Н от Изд Формат 60 90/16. Гарнитура «NewtonC». Печать офсетная. Усл. печ. л. 15,5. Уч.-изд. л. 9,90. Тираж 100 экз. Заказ 763. ООО «Издательство «КноРус» , г. Москва, ул. Кедрова, д. 14, корп. 2. Тел.: Отпечатано в «УЛЬЯНОВСКОМ ДОМЕ ПЕЧАТИ», филиал ОАО «Первая Образцовая типография» , г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14. ISBN Айзман Р.И., Омельченко И.В., 2016 ООО «Издательство «КноРус», 2016

3 Содержание Предисловие Часть I. Первая медицинская помощь при травмах и отравлениях Тема 1. Неотложные состояния и первая медицинская помощь при них Вопросы для самоконтроля Тест Тема 2. Основы лекарственной помощи Вопросы для самоконтроля Тест Тема 3. Травматизм и его профилактика. Травматический шок Травма. Травматизм Травматический шок. Общее понятие, симптомы, неотложные мероприятия. Предостережение от возможных ошибок ПМП Вопросы для самоконтроля Тест Тема 4. Закрытые повреждения Ушиб Растяжение и разрыв связки Вывих Перелом Травматический токсикоз (синдром длительного сдавливания) Вопросы для самоконтроля Тест Тема 5. Транспортная иммобилизация. Общее понятие, правила, средства Вопросы для самоконтроля Тест Тема 6. Открытые повреждения. Раны Общие сведения Классификация ран Понятие «раневая инфекция» Общее понятие об асептике и антисептике Вопросы для самоконтроля Тест

4 4 Содержание Тема 7. Особенности оказания помощи при некоторых видах повреждений Повреждения головы и головного мозга Повреждения грудной клетки Повреждения живота Переломы позвоночника Переломы костей таза Вопросы для самоконтроля Тест Тема 8. Кровотечение Оказание первой помощи при некоторых видах кровотечений Вопросы для самоконтроля Тест Тема 9. Действие на организм низких температур Вопросы для самоконтроля Тест Тема 10. Ожоги Вопросы для самоконтроля Тест Тема 11. Электротравма и поражение молнией Вопросы для самоконтроля Тест Тема 12. Утопление Вопросы для самоконтроля Тест Тема 13. Острые отравления Отравление угарным газом Пищевая токсикоинфекция Отравление грибами Отравления растениями Ботулизм Отравление лекарственными веществами Отравление наркотическими веществами Отравление алкоголем Отравление метиловым спиртом Отравление уксусной кислотой Отравление фосфорорганическими соединениями Отравление ядом перепончатокрылых насекомых Отравление змеиным ядом Вопросы для самоконтроля Тест

5 Содержание 5 Тема 14. Десмургия Вопросы для самоконтроля Тест Тема 15. Основы реанимации Вопросы для самоконтроля Тест Часть II. Первая медицинская помощь при острых заболеваниях внутренних органов Тема 16. неотложные состояния при заболеваниях сердечнососудистой системы Ишемическая болезнь сердца (ИБС) Острая сердечная недостаточность (сердечная астма и отек легких) Острая сосудистая недостаточность Острая сердечно-сосудистая недостаточность при физическом перенапряжении Гипертонический криз Инсульт Мигрень Вопросы для самоконтроля Тест Тема 17. Тепловой и солнечный удар Вопросы для самоконтроля Тест Тема 18. неотложные состояния при заболеваниях органов дыхания Бронхиальная астма Астматический бронхит Острая пневмония Вопросы для самоконтроля Тест Тема 19. неотложные состояния при заболеваниях органов пищеварения Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки Острый холецистит. Печеночная колика Острый панкреатит Понос (диарея) Синдром острого живота Вопросы для самоконтроля Тест

6 6 Содержание Тема 20. Сахарный диабет Гипогликемическая кома Диабетическая кома Вопросы для самоконтроля Тест Тема 21. неотложные состояния при заболеваниях мочевыделительных органов Острый цистит Почечная колика Острый нефрит Почечная эклампсия Уремия. Уремическая кома Вопросы для самоконтроля Тест Тема 22. неотложные состояния при туберкулезе Кровохарканье и легочное кровотечение Спонтанный пневмоторакс Кишечное кровотечение. Прободение кишечной язвы Вопросы для самоконтроля Тест Задачи-головоломки Ситуационные задачи Вопросы и задания для устного блицопроса Словарь терминов Список литературы Рабочая программа учебной дисциплины «Основы медицинских знаний» Пояснительная записка Вопросы к экзамену Темы для рефератов (примерный перечень) Темы для курсовых и дипломных работ (примерный перечень)

7 Предисловие Любой человек может внезапно оказаться в ситуации, когда от него будут зависеть жизнь и здоровье свое или другого человека. Это возможно при травмах, отравлениях, а также при остро развивающихся состояниях терапевтического профиля, что особенно актуально при заболеваниях сердца и сосудов, смертность от которых высока во всем мире. Диапазон острых заболеваний и несчастных случаев в разных возрастных группах велик, и необходимость оказания неотложной помощи еще до прибытия квалифицированных специалистов может возникнуть в любое время и в любом месте. В экстремальной ситуации спасает не только профессионализм, но и время. Известно правило «золотого часа» время, когда здоровье попавшего в критическое положение человека балансирует на грани жизни и смерти и когда пострадавшему можно и нужно оказать наиболее действенную помощь, что позволяет значительно снизить возможность развития у него опасного состояния. Правило «золотого часа» состоит в том, что при несвоевременном оказании первой медицинской помощи через час после травмы погибает около 30%, через 3 ч 60% и через 6 ч 90% пострадавших. Любые действия на месте происшествия должны быть в первую очередь направлены на спасение жизни пострадавшего, поскольку потеря драгоценных минут и секунд «золотого часа» может привести к смерти из-за несогласованных, неквалифицированных, а порой и взаимоисключающих действий свидетелей происшествия. Отсюда возрастает значение обучения населения, в частности студентов, правилам оказания первой медицинской помощи при различных неотложных состояниях, в том числе и тех, которые возникают при обострениях соматических заболеваний. В современных условиях совершенно недостаточно соблюдать санитарно-гигиенические нормы поведения и иметь навыки санитарной культуры. Неотложная помощь это прежде всего само- и взаимопомощь при появлении первых же симптомов угрожающих состояний. Однако вовремя ее оказать можно только при соответствующей подготовке и овладении основами медицинских знаний, тем более что беда может случиться на расстоянии десятков километров от ближайшего населенного пункта, где нет необходимых условий для оказания медицинской помощи либо возникают трудности с вызовом врача.

Смотрите так же:  Заявление и анкета для поступления

8 8 Предисловие В настоящее время в силу многих причин значительно возросло количество детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, участились случаи детского травматизма. Данное пособие по оказанию первой помощи поможет людям, не имеющим специального медицинского образования, овладеть определенным объемом знаний, достаточным для оказания неотложной помощи не только взрослым, но и детям на месте возникновения экстремальной для здоровья и жизни ситуации.

9 Часть I Первая медицинская помощь при травмах и отравлениях Тема 1. Неотложные состояния и первая медицинская помощь при них Неотложные состояния это состояния, представляющие угрозу для жизни больного или пострадавшего и требующие проведения неотложных (в пределах минут часов, а не дней) лечебных и эвакуационных мероприятий. В зависимости от содержания мероприятий неотложная помощь может оказываться в объеме: первой помощи; доврачебной медицинской помощи; врачебной неотложной помощи. Первая медицинская помощь (ПМП) необходима при травмах, отравлениях. Травматизм главная причина смерти людей трудоспособного возраста. Нередко получают травмы дети. Кроме того, в любом возрасте могут возникнуть острые заболевания внутренних органов, при которых нужно оказать помощь немедленно во избежание тяжелых осложнений или летального исхода. Первая и доврачебная медицинская помощь это комплекс экстренных мероприятий, проводимых пострадавшему или больному человеку на месте происшествия до прибытия медицинских работников и в период доставки его в лечебное учреждение. Это ряд срочных мер, направленных на спасение жизни пострадавшего или больного человека, облегчение его страданий и предупреждение возможных осложнений. Первая помощь это прежде всего помощь самому себе (т.е. самопомощь) или кому-то (взаимопомощь), и оказывают ее люди, не имеющие, как правило, медицинского образования. Основными задачами ПМП являются: немедленное прекращение воздействия внешних поражающих факторов (электрический ток, высокая или низкая температу-

10 10 Часть I. Первая медицинская помощь при травмах и отравлениях ра окружающего воздуха) и удаление пострадавшего из неблагоприятных условий, в которые он попал (извлечение из воды, из-под завала, удаление из горящего или загазованного помещения); определение тяжести состояния пострадавшего или больного че- ловека; при наличии нескольких или большого количества пострадав- ших проведение простейшей медицинской сортировки (распределение пострадавших на группы нуждающихся в однородных лечебно-профилактических мероприятиях), особенно если ограничены медицинские силы и средства; проведение эвакотранспортной сортировки, которая обеспе- чивает порядок направления пострадавших в лечебные учреждения, находящиеся за пределами данного этапа медицинской эвакуации, с указанием, куда, в какую очередь, какими транспортными средствами и в каком положении должна быть проведена эвакуация. В первую очередь эвакуируют в положении лежа пострадавших тяжелых и средней степени тяжести. Пострадавшие с нетяжелыми повреждениями и находящиеся в удовлетворительном состоянии выходят из очага самостоятельно, но если есть возможность, их вывозят автотранспортом с оборудованными для сидения местами. Пострадавших с крайне тяжелыми травмами в связи с тяжестью состояния, нетранспортабельностью и нередко бесперспективностью лечения эвакуируют в последнюю очередь. При наличии одинаковых повреждений у взрослых и детей в первую очередь эвакуируют детей; организация скорейшей доставки пострадавшего (пострадав- ших) в лечебное учреждение. Доставка должна быть не только быстрой, но и правильной, т.е. в положении, наиболее безопасном для него, а также в соответствии с характером заболевания или видом травмы; оказание неотложной помощи для спасения жизни; для этого проводится временная остановка кровотечения, искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание), непрямой массаж сердца; предупреждение возможных осложнений; к мероприятиям этой группы относятся транспортная иммобилизация (профилактика болевого шока и дополнительных травм), обезболивание (профилактика болевого шока), наложение стерильной повязки (профилактика вторичного инфицирования раны);

11 Тема 1. Неотложные состояния и первая медицинская помощь при них 11 облегчение страданий; этому способствуют те же меры, которые применяются для предупреждения возможных осложнений и для спасения жизни. К общим принципам (правилам) оказания ПМП относятся следующие: спасая жизнь другому человеку, надо обеспечить собственную безопасность: место, где оказывается помощь, может быть опасным (загрязнение отравляющими веществами, наличие нависающих конструкций, не исключается также криминальная конфликтная ситуация и т.д.); при оказании ПМП необходимо по возможности избегать непосредственного контакта с кровью, слюной, рвотными массами и другими выделениями пострадавшего, так как он может быть инфицирован или болен (ВИЧ, гепатит, туберкулез и т.д.); при наличии кровотечения надо его остановить, при асфиксии восстановить проходимость дыхательных путей; в случае подозрения на травму позвоночника не следует перемещать пострадавшего без крайней необходимости; для предотвращения шока или для уменьшения интенсивности его проявлений необходимо дать внутрь, а если есть возможность, то ввести внутримышечно противоболевое средство, используя при этом одноразовый шприц. В качестве противоболевого средства можно дать принять внутрь алкоголь водку, этиловый спирт, коньяк (алкоголь противопоказан детям и пострадавшим с тяжелой черепно-мозговой травмой); в случае необходимости параллельно с оказанием ПМП надо вызвать скорую помощь; не оставлять пострадавшего без внимания, постоянно контролировать его состояние, продолжать поддерживать, а при необходимости корректировать функции его организма, т.е. следует вести непрерывное наблюдение за пострадавшим или внезапно заболевшим человеком до прибытия медицинских работников и отправки его в лечебное учреждение; перед началом оказания ПМП, если пострадавший в сознании, рекомендуется получить на это его разрешение; все действия оказывающего помощь должны быть обдуманными, целесообразными, быстрыми, но спокойными; прежде всего необходимо оценить обстановку и принять меры к прекращению воздействия факторов, угрожающих жизни и здоровью пострадавшего;

12 12 Часть I. Первая медицинская помощь при травмах и отравлениях следует быстро и правильно оценить состояние пострадавшего или больного человека; необходимо по возможности выяснить обстоятельства, при ко- торых произошла травма или возникло внезапное заболевание, а также время и место травмы. Это особенно важно, если пострадавший находится в бессознательном состоянии. Оказывающий помощь должен знать: основы работы в экстремальных условиях. Любая экстремальная ситуация, в особенности масштабная, сопровождающаяся большим количеством погибших и пострадавших, оказывает на людей огромное психоэмоциональное воздействие, которому подвержены не только непосредственные участники события, но и те, кто должен оказывать им помощь, т.е. спасатели. Причины: наличие постоянной угрозы их собственной жизни и здоровью изза возможных обрушений сооружений, конструкций, взрывов, выброса пламени, отравляющих веществ и др.; вид погибших и страдающих людей; необходимость контактировать с родственниками погибших и пострадавших, что увеличивает эмоциональную напряженность и способствует ее накоплению; необходимость быстро принимать решения в условиях постоянно меняющейся обстановки; высокая ответственность за правильность принимаемых решений и действий, осознание цены ошибки и т.д.; симптомы нарушения работы жизненно важных органов и си- стем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной; правила, методы, приемы оказания первой помощи в зависимости от возникшей ситуации (при кровотечениях, ранениях, остановке сердца и прекращении дыхания, при механических, ожоговых и других повреждениях, при утоплении, отравлениях и т.д.); способы транспортировки пострадавших и больных в зависимо- сти от вида травмы и внезапно возникшего острого заболевания. Оказывающий помощь должен уметь: правильно оценить состояние пострадавшего или больного; правильно определить вид травмы или острого заболевания, так как от этого будет зависеть необходимость и характер оказания помощи; оценить необходимость вызова скорой помощи; определить вид необходимой первой помощи; квалифицированно провести комплекс реанимационных меро- приятий и проконтролировать их эффективность;

13 Тема 1. Неотложные состояния и первая медицинская помощь при них 13 остановить кровотечение любым способом, в том числе и с ис- пользованием кровоостанавливающего жгута; наложить транспортную шину; умело использовать подручные средства, а если их нет, применить прием аутоиммобилизации (фиксации травмированной части тела к здоровой: нога к ноге, рука к туловищу); оказать первую помощь при поражении электрическим или природным (молния) током, отравлении газом, при утоплении, тепловом и солнечном ударе и т.д.; применить по показаниям средства из аптечки скорой помощи; наложить асептическую повязку; при ранении грудной клетки наложить герметизирующую (окклюзионную) повязку с помощью индивидуального перевязочного пакета, а при его отсутствии можно использовать мягкий пластиковый пакет, клеенку или другой воздухонепроницаемый материал. Как было сказано в начале темы, первая и доврачебная помощь требуется при возникновении неотложных состояний, т.е. таких, при которых она должна быть оказана незамедлительно, в противном случае ситуация может закончиться тяжелым осложнением или летальным исходом. В то же время неправильное поведение или умышленные ошибки при оказании первой помощи могут явиться поводом для судебного преследования. Роль первой помощи возрастает при крупных чрезвычайных ситуациях техногенного характера (ЧСТ), стихийных бедствиях, террористических актах и других происшествиях, а также в военное время. Это объясняется большим количеством пострадавших, наличием множественных смешанных повреждений, значительным разрывом между моментом поражения и временем фактического оказания помощи врачом. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое ПМП? 2. Что относится к мероприятиям по спасению жизни? 3. Какие мероприятия предупреждают развитие тяжелых осложнений травмы? 4. В чем состоят основные правила оказания ПМП? 5. Что такое медицинская сортировка? Зачем необходимы знания о ней в мирное время? 6. Что такое эвакотранспортная сортировка и для чего она нужна?

14 14 Часть I. Первая медицинская помощь при травмах и отравлениях Тест 1. Закончите фразу. Первую медицинскую помощь чаще всего оказывают люди, которые не имеют. 2. К мероприятиям, направленным на спасение жизни, относятся: а) устранение асфиксии (восстановление дыхания); б) наложение стерильной повязки; в) временная остановка кровотечения; г) освобождение пострадавших из-под завалов, из горящих строений; д) непрямой массаж сердца; е) обильное питье. 3. К мероприятиям ПМП, направленным на предупреждение осложнений, относятся: а) искусственная вентиляция легких; б) транспортная иммобилизация; в) наложение тугой повязки; г) обезболивание. 4. При оказании ПМП рекомендуется: а) избегать непосредственного контакта с выделениями пострадавшего; б) работать в стерильных перчатках; в) получить разрешение пострадавшего, если он в сознании, на оказание ему помощи; г) игнорировать свою безопасность. 5. Установите соответствие между комплексами мероприятий ПМП и их видами: 1) спасение жизни; 2) предупреждение возможных осложнений; 3) облегчение страданий. а) транспортная иммобилизация; б) временная остановка кровотечения; в) обезболивание; г) непрямой массаж сердца; д) наложение тугой повязки; е) наложение стерильной повязки; ж) переливание крови; з) эвакотранспортная сортировка; и) борьба с асфиксией. 6. К мероприятиям ПМП, направленным на спасение жизни, не относятся: а) непрямой массаж сердца; б) медицинская сортировка;

15 Тема 2. Основы лекарственной помощи 15 в) наложение жгута; г) профилактика инфицирования раны; д) борьба с асфиксией. 7. Составьте фразу из фрагментов: а) при возникновении ЧС, когда возможен ; б) моментом поражения и временем ; в) роль ПМП значительно ; г) значительный разрыв между ; д) возрастает в военное время и ; е) фактического оказания помощи врачом. 8. Вставьте пропущенные слова или аббревиатуры. Одной из основных задач оказания является жизни пострадавшего и предупреждение возникновения у него возможных. 9. Вставьте два первых слова в предложение. обеспечивает порядок направления пострадавших в лечебные учреждения после оказания им ПМП с указанием, куда, в какую очередь, каким транспортом и в каком положении должна быть проведена эвакуация. 10. Составьте фразу из фрагментов: а) вредных средств и действий, поэтому возникает ; б) серьезных и нередко множественных повреждений приводят ; в) методам оказания этой помощи ; г) к суетливости во время оказания первой медицинской ; д) необходимость обучения студентов правилам и ; е) тяжелое состояние пострадавших, наличие ; ж) помощи, применению взаимоисключающих, а иногда и. Тема 2. Основы лекарственной помощи Лекарство (лекарственное средство) вещество природного или синтетического происхождения либо смесь таких веществ, которые применяются для профилактики, диагностики и лечения заболевания. Лекарства можно вводить в организм через пищеварительный тракт (энтерально) или минуя его (парентерально). К энтеральному пути относится введение лекарств: через рот (перорально), через прямую кишку (ректально), непосредственно в желудок с помощью зонда, а также под язык, хотя оно идет не в желудочно-

16 16 Часть I. Первая медицинская помощь при травмах и отравлениях кишечный тракт, а всасывается в кровеносные сосуды, расположенные под языком. К парентеральному пути введения лекарств относятся наружный (нанесение на кожу или слизистую оболочку), ингаляционный (путем вдыхания), инъекционный (с помощью уколов: инъекций, т.е. впрыскиваний небольшого количества жидкого лекарства, или вливаний, т.е. введения большого объема лекарства, и др.). Введение лекарств через рот естественный, удобный, безболезненный, простой способ, не требующий стерилизации лекарства, специальных знаний, умения и инструментов. Прием под язык используется для оказания неотложной помощи при стенокардии или подозрении на инфаркт миокарда. Ректальный способ введения обеспечивает более быстрое всасывание и более сильное действие лекарства, которое, всасываясь сразу в кровь, минует печень и не оказывает на нее отрицательного влияния. Недостатками энтерального пути введения лекарств являются возможность разрушения их в желудке, а затем и в печени; неблагоприятное действие некоторых веществ на слизистую оболочку желудка, кишечника и печень; трудности применения лекарств через рот в раннем детском возрасте, у больных с челюстно-лицевыми повреждениями, в бессознательном состоянии, при неукротимой рвоте, нарушении акта глотания, непроходимости пищевода и т.д. Такой путь непригоден для оказания неотложной помощи, так как лекарства начинают действовать обычно через мин, а то и больше после их проглатывания. Этот недостаток может оказаться достоинством: например, при отравлении медикаментами, принятыми внутрь, немедленное промывание желудка может спасти человека. Недостаток ректального пути введения состоит в том, что перед каждой лекарственной клизмой надо обязательно делать очистительную. В домашних условиях иногда прибегают к ингаляционному (путем вдыхания), достаточно эффективному способу введения лекарственных веществ. Достоинствами парентерального пути введения лекарств являются быстрота воздействия, что используется при оказании неотложной помощи; точность дозировки; отсутствие отрицательного влияния на желудок, кишечник и печень и ответного влияния этих органов на лекарство. К недостаткам введения лекарств с помощью инъекций относятся болезненность, необходимость иметь стерильный медицинский инструментарий и владеть специальными навыками постановки уколов.

17 Тема 2. Основы лекарственной помощи 17 Инъекции могут осложниться образованием инфильтрата, воздушной или жировой эмболией, анафилактическим шоком и т.д.; в исключительных случаях возможна смерть. Наружное применение лекарства это нанесение его на кожу и слизистые оболочки, введение в ухо, нос, глаза. Детям лекарства лучше давать энтерально: они часто имеют сладковатый вкус, что облегчает прием. Таблетки и драже перед употреблением надо измельчить в порошок. Запивать лекарства рекомендуется чистой или подслащенной водой; необходимо строго следить за дозировкой, которая зависит от возраста и массы тела ребенка; при проявлении аллергии надо прекратить прием препарата и сказать об этом врачу. Основная масса лекарств выводится почками, а также через легкие, с секретом потовых, сальных, слюнных и молочных желез. Хранить лекарства необходимо в специально отведенном месте, недоступном для детей, в соответствии с указанными на этикетках условиями хранения (например, в холодильнике). Периодически аптечку надо пересматривать и средства с истекшим сроком годности выбрасывать. Не рекомендуется хранить лекарства для наружного и внутреннего применения на одной полочке, тем более рядом. Лекарства оказывают на организм следующие виды воздействия: местное эффект, который вещество оказывает непосредственно на месте его применения до всасывания в кровь: например, йод обладает прижигающим действием; общее действие, которое начинается с момента всасывания вещества или введения его в кровь и последующего распространения по организму: например, наркоз наступает после внутривенного или ингаляционного введения препарата, вызывающего потерю сознания и болевой чувствительности, что позволяет сделать человеку операцию; главное основное действие, желательное с лечебной точки зрения: например, антибиотики вызывают гибель возбудителей заболевания, что останавливает воспалительный процесс; побочное дополнительное, но нежелательное с лечебной точки зрения действие лекарства, возникающее в результате его отрицательного влияния на другие органы и системы: например, появление болей в желудке после приема лекарства от головной боли (головная же боль прекращается); прямое действие, направленное непосредственно на какойлибо орган: например, прием нитроглицерина вызывает расши-

Смотрите так же:  Иск о выплате пособия по уходу за ребенком

18 18 Часть I. Первая медицинская помощь при травмах и отравлениях рение кровеносных сосудов, питающих сердечную мышцу, в результате чего прекращаются боли в сердце; косвенное дополнительное положительное лечебное действие лекарства: например, валидол, снимая боли в сердце, дополнительно уменьшает тошноту и оказывает седативный эффект; обратимое такое действие, когда после прекращения приема лекарства орган, подвергшийся его влиянию, полностью восстанавливается: например, просыпаясь после хирургической операции, организм полностью освобождается от действия средства, вызвавшего наркоз; необратимое при необратимом действии лекарства ткань, на которую оно оказало влияние, не способна восстановиться: например, попадание под кожу 10%-ного раствора хлористого кальция вызывает омертвение тканей в этом месте и отторжение их с образованием рубца; прижигание бородавки нитратом сереб ра вызывает ее отторжение; рефлекторное примером такого действия является усиление деятельности сердечно-сосудистой системы при вдыхании паров нашатырного спирта, применяемого при обмороке: раздражение чувствительных нервных окончаний парами нашатырного спирта передается по рефлекторной дуге сердечно-сосудистой системе, в результате чего ее работа усиливается; этиотропное действие, направленное на устранение причины заболевания: например, антибиотики задерживают рост и размножение возбудителей, вызывающих воспалительный процесс; симптоматическое действие, направленное не на основную причину, вызвавшую заболевание, а на отдельные его признаки: например, снотворные средства нормализуют сон, но не излечивают основное заболевание, которое вызвало его нарушение; тератогенное токсическое действие лекарства на плод, вызывающее рождение детей с физическими недостатками и нарушениями психики. При повторном введении в организм лекарственного вещества могут возникнуть следующие эффекты: кумуляция накопление и усиление действия лекарственного вещества при повторном его введении. Одна из причин кумуляции замедленное выведение лекарства. Например, некоторые сердечные препараты, накапливаясь в организме при длительном применении, могут вызвать его отравление;

19 Тема 2. Основы лекарственной помощи 19 привыкание уменьшение желаемого эффекта от применения прежних доз лекарства, что приводит к приему более высоких доз этого средства. Дальнейшее увеличение дозировки может вызвать отравление; пристрастие нарастающее и непреодолимое желание повторять прием лекарства, вызывающего эйфорию, т.е. неоправданное реальной действительностью благодушное, повышеннорадостное настроение; лекарственная идиосинкразия высокая чувствительность отдельных людей к некоторым лекарственным веществам. Симптомы: сыпь, отеки, кожный зуд, спазм гладкой мускулатуры бронхов. Это частное проявление аллергии. Аллергия это повышенная чувствительность организма к чуждым для него веществам растительного, животного или синтетического происхождения аллергенам. Формирование аллергии проходит две фазы: скрытую фазу повышенной чувствительности на повторное введение аллергена и фазу видимых аллергических реакций. Наиболее опасен из них анафилактический шок, развитие которого возможно и в ответ на первое введение лекарства. При поступлении в организм двух и более лекарств могут появиться следующие феномены. Синергизм взаимное усиление действия лекарств при их сочетанном применении (например, введение морфина усиливает действие эфира при даче наркоза). Антагонизм ослабление действия одних лекарственных веществ другими при их сочетанном применении. Антагонизм бывает следу ю- щих видов: а) физиологический, который основан на введении лекарств, оказывающих на организм противоположное действие (эфир угнетает ЦНС, а кофеин возбуждает ее); б) физико-химический, основанный на всасывании ядов поверхностным слоем поглотителя (например, активированный уголь применяется при отравлениях для адсорбции ядов); в) химический, или антидотизм: он основан на химической нейтрализации применяемых веществ (например, кислоты являются антидотами противоядиями щелочей, и наоборот). Действие лекарств на человека определяется: а) химическим строением препарата; б) его физико-химическими свойствами;

20 20 Часть I. Первая медицинская помощь при травмах и отравлениях в) дозой вводимого лекарства; г) способом введения; д) полом; е) возрастом; ж) весом тела; з) состоянием организма в момент приема лекарства. Перед применением лекарства необходимо убедиться в его пригодности. Признаками непригодности лекарственных веществ являются истекший срок использования, изменение цвета и консистенции, помутнение, появление неприятного запаха, плесени, хлопьев, склеивание таблеток и порошков, измельчение таблеток, наличие трещин или сколов на стеклянной таре, стертость этикетки. В настоящее время для инъекций широко применяются шприцы и иглы одноразового использования. Их преимущества состоят в том, что и шприц, и игла находятся в специальной упаковке, стерильны и готовы к применению. Использование таких инструментов это возможность быстро оказать неотложную помощь и эффективный способ предупреждения заражения кровяными инфекциями. Разновидностью одноразовых шприцев является шприц-тюбик шприц объемом 1,0 мл, готовый к применению. Он предназначен для внутримышечного введения антидотов и других лекарственных средств при оказании неотложной медицинской помощи на месте происшествия. Шприц-тюбик может содержать 0,1%-ный раствор атропина сульфата; 1 2%-ный раствор промедола; 1%-ный раствор лобелина гидрохлорида; 1%-ный раствор димедрола; 5%-ный раствор эфедрина гидрохлорида и т.д. При проведении инъекций больному может стать плохо, он может бояться уколов, потерять сознание и т.д. Поэтому положение больного должно быть удобным и устойчивым: при подкожной инъекции пациент должен сидеть или лежать, а при внутримышечной лежать на животе или на противоположном боку. При проведении инъекций могут возникнуть осложнения: образование инфильтрата уплотнения на месте инъекции; формирование гнойника; воздушная эмболия при неполном вытеснении воздуха из шприца; внесение инфекции в кровь при несоблюдении асептики. Возможны технические погрешности: образование кровоподтека на месте инъекции при проколе сосуда; облом иглы в тканях, что требует обращения к хирургу для ее извлечения; искривление иглы, ее расстерилизация и т.д.

21 Тема 2. Основы лекарственной помощи 21 Уплотнение на месте инъекции может образоваться при постановке инъекций в одно и то же место, при внесении инфекции в место укола. Инфильтрат может самостоятельно полностью рассосаться, при неполном его рассасывании нагноиться или инкапсулироваться. В последнем случае необходима дополнительная терапия, не исключено удаление образования хирургическим путем. Для лечения инфильтрата рекомендуется прикладывать к нему теплую грелку, полуспиртовой или водочный компресс, наносить йодную сетку. Для профилактики образования уплотнения следует постоянно менять места уколов, производить их со строгим соблюдением правил асептики (см. стр. 49, п. 6.4), после инъекции делать легкий массаж этой области, возможно профилактическое применение согревающих компрессов, йодной сетки и местного тепла. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы признаки непригодности лекарств? 2. Каковы пути введения в организм лекарственных веществ? 3. Каковы достоинства и недостатки энтерального приема лекарств? 4. Что такое ингаляции? Каковы достоинства ингаляционного способа лечения? 5. Каковы недостатки ингаляционного способа лечения? 6. Каковы достоинства и недостатки введения лекарств в ткани? 7. Что такое инфильтрат, каковы причины его возникновения и профилактика? 8. Какие виды действия лекарственных веществ на организм вам известны? 9. Какие состояния возможны при повторном введении в организм одного и того же лекарства? 10. Какие реакции возможны при сочетанном введении в организм двух и более лекарств? 11. Каковы пути выведения из организма лекарственных веществ? Тест 1. Основными симптомами анафилактического шока являются: а) бледность кожи и слизистых оболочек; б) падение артериального давления и нитевидный пульс; в) тошнота и рвота; г) одышка и надсадный кашель.

22 22 Часть I. Первая медицинская помощь при травмах и отравлениях 2. Укажите недостаток приема лекарств внутрь, который может оказаться достоинством: а) замедленное действие; б) влияние на печень; в) раздражение слизистой оболочки желудка; г) разрушение лекарства желудочным соком. 3. При повторном применении одного и того же лекарства может возникнуть: а) синергизм; б) антагонизм; в) привыкание; г) повышение температуры тела. 4. Ингаляционный способ применения лекарств это: а) втирание в кожу; б) введение в желудок с помощью зонда; в) вдыхание летучих паров; г) помещение лекарства под язык. 5. Преимущество инъекций заключается в: а) использовании специального инструментария; б) быстроте наступления лечебного эффекта; в) отсутствии осложнений от лечения; г) простоте и удобстве этого способа. 6. Главным действием лекарства называется: а) нежелательное с точки зрения лечения; б) быстрое выведение из организма; в) токсичное влияние на печень; г) желательный лечебный эффект. 7. При внутримышечном или внутривенном введении антибиотика могут возникнуть: а) симптомы «острого живота»; б) анафилактический шок; в) приступ бронхиальной астмы; г) тошнота. 8. Признаками непригодности быстро портящихся лекарств являются: а) изменение цвета; б) помутнение; в) ухудшение вкуса; г) появление неприятного запаха.

23 Тема 2. Основы лекарственной помощи Инфильтрат может образоваться вследствие: а) использования нестерильных инструментов; б) неправильного выбора места для инъекции; в) подкожного введения раствора высокой концентрации; г) неоднократной постановки инъекций в одно и то же место. 10. Для лечения инфильтрата можно применить: а) полуспиртовой компресс; б) теплую грелку; в) банки; г) пузырь со льдом; д) йодную сетку. 11. Инъекции не рекомендуется делать в положении больного: а) на животе; б) стоя; в) на боку; г) сидя. 12. К парентеральному пути введения лекарств относятся: а) через прямую кишку; б) инъекционный; в) введение в желудок с помощью зонда; г) ингаляционный; д) через рот; е) под язык. 13. Закончите фразу. Действие лекарственного вещества, с которым связаны пороки эмбрионального развития и врожденные уродства, называется. 14. При сочетанном применении двух или нескольких лекарств возможны: а) кумуляция; б) антагонизм; в) пристрастие; г) аллергия; д) синергизм. 15. Вставьте начальное слово. действие развивается после всасывания лекарства в кровь. 16. К осложнениям инъекций относятся: а) образование инфильтрата; б) кровотечение; в) анафилактический шок; г) пневмоторакс; д) болевой шок.

24 Список литературы 1. Айзман Л. К., Мельникова М. М., Косованова Л. В. Первая медицинская помощь : метод. рекомендации для студентов педагогических институтов (университетов). Новосибирск : Изд-во НГПУ, Артюнина Г. П., Игнатькова С. А. Основы медицинских знаний : учеб. пособие для высшей школы. М. : Академический проект, Берлянд А. С. Первая помощь в несчастных случаях и при внезапных заболеваниях. М. : Медгиз, Бубнов В. Г., Бубнова Н. В. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани : учеб. пособие для 9 11-х классов общеобразовательных учреждений и преподавателей курса ОБЖ. М. : АСТ-ЛТД, Буянов В. М. Первая медицинская помощь. М. : Медицина, Домашний доктор для женщин (советы американских врачей) : пер. с англ. Лондон : PWP, Корнилов Н. В., Грязнухин Э. Г. Медицинская помощь при несчастных случаях и стихийных бедствиях. СПб., Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. М. : Профиздат, Корнилов Н. В., Грязнухин Э. Г. Медицинская помощь при несчастных случаях и стихийных бедствиях. СПб., Кретова И. Г., Ильичёва Т. С., Прокопов В. Г., Вартанян К. О. Основы медицинских знаний : учеб. пособие. Самара : Самарский университет, Лечение без лекарств : домашние средства : пер. с англ. М., Медико-педагогические аспекты безопасности жизнедеятельности : сборник учебно-методических материалов. Новосибирск : Изд-во СО РАМН, Медицина катастроф : учеб. пособие / под ред. В. Н. Рябочкина, Г. И. Назаренко. М. : ИНИ ЛТД, Медицина катастроф : учеб. пособие для студентов средних медицинских учебных заведений. Кемерово, Медицинская помощь при катастрофах / под ред. Х. А. Муслатова. М. : Медицина, Николаев Л. А. Доврачебная помощь при заболеваниях и отравлениях и уход за больными : учеб. пособие для студентов университетов и педагогических институтов. Минск : Вышэйшая школа, Организация медицинской помощи пострадавшим с механическими травмами в мирное и военное время / под ред. К. М. Лисицина, П. Г. Брюсова. Томск : Изд-во Томского ун-та, Организация экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях / под ред. В. В. Мешкова. М. : Медикас, Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи : учеб. пособие / под общ. ред. Р. И. Айзмана, С. Г. Кривощёкова,

25 238 Список литературы И. В. Омельченко. 2-е изд., испр. и доп. Новосибирск : Сибирское университетское изд-во, Особенности патологии поражения, диагностики и оказания экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях и других катастрофах (частные вопросы медицины катастроф) / под ред. Г. А. Рябова. М. : РАМН, Первая медицинская помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях : учеб. пособие для спасателей / под ред. проф. В. Г. Апанасенко. СПб. : ГУАП, Практикум для медицинских сестер гражданской обороны : учеб. пособие / под ред. И. В. Новикова. Свердловск : Изд-во Урал. ин-та, Рожинский М. М., Катковский Г. Б. Оказание доврачебной помощи. М. : Медицина, Симоненко В. Б., Урюпов О. Ю. Неотложная помощь при лекарственных и производственных отравлениях. М. : Защита, Служба медицины катастроф Новосибирской области : информационнометод. сборник. Новосибирск : СибНПЦ МК, Служба экстренной медицинской помощи в условиях крупного города / под ред. В. М. Рябочкина, Р. А. Камчатнова. М. : Медикас, Справочник по оказанию скорой и неотложной помощи. Т. 1, 2. Ростов н/д : Феникс, Тарасов А. Н., Гордиенко Е. А. Неотложная доврачебная помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях. Л. : Медицина, Тонкова-Ямпольская Р. В., Черток Т. Я., Алферова И. Н. Основы медицинских знаний : учеб. пособие для учащихся педучилищ. М. : Просвещение, Энциклопедия экстренной медицинской помощи. 200 критических ситуаций. Серия «Будьте здоровы». М. : КРОН-Пресс, 1999.

Author: admin