Учебное методическое пособие по курсу отечественная история

Год публикации: 2012

Библиографическая ссылка:: Борисова О.В. Отечественная история: пособие для самостоятельной работы студентов факультета культуры Чувашского государственного института культуры и искусств. — Чебоксары: ЧГИКИ, 2012. — 158 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Пособие по дисциплине «Отечественная история» нацелено на эффективную организацию самостоятельной работы студентов 1 курса факультета культуры, обучающихся по бакалавриату. Пособие включает следующие разделы: пояснительная записка (цель и задачи дисциплины, место дисциплины в структуре ООП, требования к результатам освоения курса, методические рекомендации по изучению курса), задания для самостоятельной работы по темам дисциплины, терминологический словарь, вопросы для подготовки к экзамену, учебно-методическое и информационное обеспечение. По каждой теме курса разработаны разные виды заданий, нацеленные на освоение всех уровней исторического знания, составлены в тестовой форме проверочные работы для самопроверки.

Методическое пособие

Отечественная история методические указания к семинарским занятиям для 1 курса 3173

Методические указания к семинарским занятиям по учебной дисциплине «Отечественная история» предназначены для студентов I курса факультета гуманитарного образования и студентов I курса факультета бизнеса специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Курс «Отечественная история» составлен на основе ГОС высшего профессионального образования второго поколения и является дисциплиной федерального компонента.

История отечества с древнейших времен до 1861 года . Ч. 1

История отечества с древнейших времен до 1861 года Часть 1
Методическое пособие для студентов I курса факультета гуманитарного образования по специальности «Филология»

Предмет изучения курса на семинарских занятиях — история Отечества с древнейших времен до 1861 года. В центре внимания — важнейшие проблемы социальной, экономической, политической и духовной жизни средневековой Руси и России Нового времени. Особое внимание уделяется культурному развитию Руси и России как одному из серьезных компонентов подготовки специалистов гуманитарного профиля.

В основу построения плана семинарских занятий заложены формационный, цивилизационный, культурологический подходы. Это позволяет более глубоко и всесторонне рассматривать разнообразные события, явления, процессы отечественной истории. Основной принцип структурирования исторического материала — проблемно-хронологический.

Учебные и методические материалы

Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «ОБЩАЯ ИСТОРИЯ» (для лиц, не имеющих базового образования).

Рабочая программа для аспирантов. Теоретические и методологические проблемы развития исторического знания в странах западной Европы и США в 60-е — 90-е годы ХХ века.

Программа кандидатского экзамена «История исторической науки».

Материалы к кандидатскому экзамену «История историографии» по историческим специальностям.

Методическое пособие «Как писать курсовую и дипломные работы».

Методические рекомендации «Правила библиографического описания литературы».

Хайрутдинова Д.Р. Программа курса «История Республики Татарстан».

Хайрутдинова Д.Р. Программа курса «Культура Татарстана».

История России. Учебное пособие. Выпуск 1.

История России. Учебное пособие. Выпуск 2.

История России.Учебное пособие. Выпуск 3.

История России. Учебное пособие. Выпуск 4.

История России. Учебное пособие. Выпуск 5.

Учебно-методическое пособие «Отечественная история» для студентов неисторических специальностей.

УМК «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки».

Тагиров И.Р. Учебное пособие «История и политика».

Телишев В.Ф. Учебно-методическое пособие «Историческое краеведение».

Федорова Н.А. Задачник по курсу «Применение математических методов в историческом исследовании».

Валиулина С.И. Учебно-методическое пособие «Полевая археологическая практика».

Титова Т.А., Козлов В.Е. Учебно-методическое пособие «Этнографическая практика».

Титова Т.А., Гущина Е.Г. УМК «Визуальная антропология».

Алмазова Н.С., Бикеева Н.Ю. Учебно-методическое пособие «История музеев мира».

Ситдиков А.Г. Учебное пособие «Введение в этногенез народов Поволжья и Приуралья».

Ситдиков А.Г. Учебное пособие «Стратиграфия. Хронология и топография Казанского Кремля».

Астафьев В.В. Учебно-методическое пособие «История исторической науки. Историография».

Рунг Э.В., Габелко О.Л. Учебно-методическое пособие «Древнегреческий язык».

Бикеева Н.Ю. Учебно-методическое пособие для студентов ОЗО «История средних веков».

Учебно-методическое пособие «Вспомогательные исторические дисциплины».

Сальникова А.А., Галиуллина Д.М. УМК «Источниковедение».

Калимонов И.К. Спецкурс «Основы научных исследований».

Шайдуллин Р.В., Валеев Р.К. УМК «История Татарстана».

Столярова Г.Р. Программа курса «Этнология».

Столярова Г.Р. Программа курса «Этнография народов Волго-Уралья».

Титова Т.А., Козлов В.Е. Учебно-методическое пособие «Полевая этнологическая практика».

Столярова Г.Р., Козлов В.Е. Учебно-методическое пособие «Семейно-брачные отношения в христианстве и исламе».

Каримова Л.К. УМК «Отечественная история».

Ибнеева Г.В. Программа дисциплины «История России XIX века».

Сальникова А.А., Галиуллина Д.М., Белоусов Р.М. Учебно-методическое пособие «Семинарские занятия по источниковедению».

Учебно-методическое пособие для студентов неисторических специальностей «История».

Юнусова М.Г. Учебно-методическое пособие «Соотношение науки и искусства в контексте истории западноевропейской культуры».

Учитель истории в социокультурном пространстве Евразии в конце ХХ — начале XXI века. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Казань. 25-26 марта 2016.

Отечественная история (14)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Утверждено на заседании

кафедры истории и политологии

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Учебно-методическое пособие

Отечественная история: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2009. – 63 с.

Рекомендовано кафедрой истории и политологии в качестве учебно-методического пособия для студентов очного и заочного отделений Ростовского государственного строительного университета.

д-р ист. наук, проф. П.Д. Тепун

канд. ист. наук, доц. Г.Г. Зинченко

Ответственный за выпуск:

д-р ист. наук, проф. П.Д. Тепун

строительный университет, 2009

Редактор Т.М. Климчук

Подписано в печать 28.08.2009 г. Формат 60х84 1/16.

Ризограф. Бумага белая. Уч.-изд. л. 6,5.

Тираж 100 экз. Заказ 68.

Редакционно-издательский центр Ростовского государственного

344022, Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162.

В системе современного социально-гуманитарного образования важную роль имеет историческая наука. В настоящий период возникла потребность в обновлении свода знаний об истории развития нашей страны и общества на основе нового восприятия прошлого и настоящего, исходя из современного понимания истории как единого процесса общецивилизационного развития, синтезирующего достижения отечественной и зарубежной теоретической и исторической мысли.

Учебно-методическое пособие соответствует программе курса «Отечественная история» Государственного образовательного стандарта профессионального образования и предназначено для студентов университета, изучающих отечественную историю в контексте мировой истории. Пособие построено таким образом, чтобы облегчить студентам изучение учебного курса в условиях отсутствия стабильных учебников.

Авторы стремились обратить внимание на те исторические процессы, в которых нашло отражение общее и особенное в историческом развитии России, специфика и последующий характер ее пути, наиболее ярко проявились ведущие тенденции социально-экономического прогресса. Составной частью пособия является региональный компонент анализируемых исторических процессов.

ТЕМА 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА

История как наука. Методы изучения истории. Особенности и функции исторического знания.

Развитие исторического знания в России.

Особенности исторического развития России.

Само понятие «история» (от греч. historia-рассказ о прошедшем) возникло в эпоху античности, примерно в I тыс. до н.э. Отцом исторического знания традиционно принято считать древнегреческого писателя – историка Геродота. Изначально именно они были основой мировоззрения, отражали закономерности окружающего мира и место в нём человека. Постепенно формировались взгляды на историю народов и государств как на постоянное циклическое чередование взаимосвязанных событий.

Слово «история» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, история как прошлое, череда прошедших событий. Во-вторых, история как наука. История является научной дисциплиной, занимающейся изучением прошлого. Объектом исторического знания выступает историческая действительность. Она состоит из событий, происшествий, необратима и неповторима. Таким образом, можно обозначить историческое знание как знание о прошлом. Предмет исторического знания – это то, что конкретно мы вкладываем в понятие прошлого, что нас интересует в нём, что мы хотим из него вынести – закономерности и результаты исторического процесса.

Смотрите так же:  Федеральный закон от 6 марта 2006 г n 35-фз о противодействии терроризму

Содержанием истории как отрасли научного знания служит исторический процесс, т.е. жизнь человечества в ее развитии и его результатах. История как область знаний является памятью народа о прошлой жизни и составляет основную часть национального самосознания. Знание истории способствует преемственности поколений, без чего народ, общество утрачивают поступательное развитие.

С тех пор как люди стали задумываться о прошлом, появилось различение священной (сакральной) и обыденной (профанной) истории. Примером сакральной истории может служить христианское богослужение, ежегодно в течение двенадцати месяцев повторяющее события земной жизни Христа. Исторические представления современного типа начинают складываться, когда появляется возможность фиксировать информацию о событиях, чтобы сохранить её для потомков, для истории.

Историческая память невозможна без знания о прошлом, которое должно дойти до потомков. Только с возникновением письменности появляется возможность отчётливого исторического знания. Атрибутом исторического сознания является хронология как способ упорядочивания прошлого. Хронология, устанавливая точные датировки прошлого, занимается определением относительного и абсолютного места событий в истории.

Исторические события становятся историческими фактами. Но не каждое событие есть исторический факт, а только такое, которому придаётся особое значение, например война, повлекшая за собой исчезновение государства или целой культуры, а может быть это какое-нибудь открытие, перевернувшее жизнь человечества. Историческим фактом принято считать достоверное знание о прошлом. Затем это знание должно быть встроено в существующую систему взглядов, то есть занять своё место в истории.

История – это знание о переменах, произошедших от прошлого к настоящему и к будущему. История – это жизнь наших предков во всём её разнообразии. Это судьбы людей, их печали и радости. История не просто рассказывает нам о прошлом, она позволяет увидеть себя на фоне предыдущих поколений, именно история придаёт смысл нашей жизни. Изучение истории помогает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, в изменении, оценивать явления общественной жизни по отношению к прошлому и соотносить с будущим развитием событий.

Для понимания истории необходимо оперировать не отдельными фактами, но их последовательностями, то есть процессами. Исторический процесс – это последовательность исторических фактов, отражающая развитие человеческой культуры.

Выделяются следующие основные методы исследования истории (метод – от греч. Method – путь к чему-либо, способ построения и обоснования какой-либо системы знаний):

1. Теологический метод рассматривает историю как проявление божественной воли, когда все исторические процессы совершаются по божьему предначертанию. Такой религиозно-фаталистический подход был характерен для историков прошлого, когда в большинстве стран религия занимала господствующее положение. И в современных условиях при наличии значительного числа верующих теологический метод имеет право на существование.

2. Субъективно-идеалистический метод исследования истории основан на абсолютизации активной роли субъекта-личности в различных областях деятельности. По представлениям субъективных идеалистов, исторический процесс совершается по воле выдающихся личностей, монархов, полководцев, мыслителей, дающих животворную идею. Бесспорно, роль личности в историческом процессе велика, но ее значение определяется так или иначе взаимодействием между личностью и обществом.

3. Диалектико-материалистический метод. Краеугольный камень диалектического материализма есть учение о материальной природе мира, то есть в основе исторического процесса лежат материальные факторы, а в основе человеческого бытия – общественное производство. Диалектический взгляд на мир опирается на общие законы, благодаря которым осуществляются процессы изменения природы и общества. Познание таких общих законов диалектики и их применение в общественной практике и есть использование диалектико-материалистического метода в историческом процессе, иначе называемое историческим материализмом. Исследователь, который хочет познать правду истории, будет учитывать и материальные и субъективные факторы.

Новое учебно-методическое пособие «Трудные вопросы отечественной истории»

Мы рады сообщить, что вышло в свет учебно-методическое пособие по трудным вопросам отечественной истории, подготовленное НБФ «Наследие» в рамках реализации проекта «Наследие моего Отечества», поддержанного Фондом президентских грантов в 2017—2018 гг.
Авторы: Д.М. Володихин, А.А. Музафаров, Г.А. Елисеев, О.И. Елисеева, под редакцией д.и.н. Д.М. Володихина.

Вот краткая аннотация книги:
Министерство образования Российской Федерации разработало перечень из 31 «трудного вопроса» по отечественной истории. Это вопросы, по которым в науке ведутся дискуссии. Предлагаемое учебно-методическое пособие в популярной форме предлагает ответы на вопросы из списка. Работая над ним, авторы руководствовались научной точностью, то есть использовали работы с «переднего края науки» и свидетельства из источников, прошедших многослойную критику специалистов, придерживались принципа почтительного отношения к деяниям наших предков, уважения к истории нашего Отечества. Книга дает «прозрачные» отсылки к историческим фактам, что обеспечивает преподавателю методические рекомендации к использованию материала в учебном процессе. В методических целях указана литература, рекомендуемая к ознакомлению по каждой теме. Пособие адресовано учащимся средних и высших учебных заведений, а также преподавателям истории.
Книга рекомендована Ученым советом исторического факультета Воронежского государственного университета для использования в образовательном процессе студентами ВУЗов, учащимися средних общеобразовательных учебных заведений, преподавателями истории.

Рецензенты пособия д.и.н. Лавров В.М. и д.и.н. Минаков А.Ю.

Организации, заинтересованные в получении издания, просим оставить заявку на почте [email protected]
Предусмотрена бесплатная рассылка первых пятидесяти заказов (адресов). Количество книг по одному адресу не более двух. Заказ количества книг, превышающего 2 шт. оформляется по запросу с предоставлением официального письма от организации с учетом оплаты почтовых расходов.

Рецензия д.и.н., главного научного сотрудника Института российской истории РАН, В.М. Лаврова на учебно-методическое пособие «Трудные вопросы отечественной истории» под редакцией д.и.н. Д.М. Володихина.



Многочисленные учебники истории, нередко являющие собой либо тематический заказ, либо идеологический проект, обрушили на читателей взаимоисключающие трактовки и выводы даже по основополагающим проблемам российской истории. Министерство образования России разработало перечень из более чем тридцати трудных вопросов по Отечественной истории, являющихся не просто дискуссионными в исторической науке, но и вызывающих политическое напряжение в сегодняшнем обществе. Выход в свет пособия, предлагающего ответы на эти вопросы, следует признать весьма актуальным и своевременным.

В авторском коллективе – известные историки, снискавшие авторитет в обществе, давно и плодотворно разрабатывающие основополагающие проблемы отечественной истории: Д.М. Володихин, Г.А. Елисеев, О.И. Елисеева и А.А. Музафаров. Авторы не объявляют свой труд образцом «объективной истории». Гносеологическим ключом для авторского коллектива является чувство сыновней любви к прошлому Отечества или, используя строки А.С. Пушкина, – «любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу». Именно на этой основе авторы приглашают читателя к спокойному и взвешенному обсуждению вопросов истории, демонстрируя стремление способствовать объединению всех, для кого история – это учитель жизни, кому интересно и дорого объективное знание прошлого нашей страны.

В хронологическом порядке авторы рассматривают вопросы из перечня, разработанного Министерством образования, начиная с образования Древнерусского государства и кончая распадом СССР. При этом главное внимание уделяется тем проблемам, которые получили серьезную научную разработку на основе изучения широкого круга исторических источников. Авторы сознательно ограничивают круг рассматриваемых вопросов, относящихся преимущественно к началу и второй половине ХХ века, которые остаются дискуссионными в российской историографии, поскольку их полноценное освещение требует дальнейшей серьезной работы исследователей и появления подлинно научных трудов.
При этом особо следует выделить вдумчивые и объективные разделы Д.М. Володихина (Роль Ивана IV Грозного в российской истории; Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток; Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы), О.И. Елисеевой (Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований) и Г.А. Елисеева (Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия Сталина). Принципиально важен вывод Д.М. Володихина: «Царь Петр I отнял у Церкви ее исключительное положение и низвел ее до состояния, в котором она функционировала как часть государственного аппарата, управляемая светским чиновником. Это ослабило Церковь, но и само государство лишилось мощной духовной опоры, что в конечном итоге стало одной из причин социального катаклизма 1917 года». Заслуживает внимания и другое историческое наблюдение Володихина: «Монарх в большинстве случаев готовился к деятельности у кормила власти с детства. Он получал не только особым образом заостренное образование, но и наставления от членов семьи, давно погруженных в дела большой политики, а также опыт от военной и административной работы. Со второй половины XVIII века на российском престоле не бывало людей необразованных или не подготовленных к трудам правителя. В отличие от наследственной монархии республиканская парламентарная система могла привести на высоту верховной власти человека случайного, не имеющего систематических знаний, злонамеренного демагога, слабовольную марионетку. В силу этого, Империей на протяжении полутора десятилетий никогда не управляли столь слабые по части способностей к государственной работе, сомнительные и даже прямо скандальные люди, как, например, североамериканские президенты Хейс и Гардинг».

Смотрите так же:  Как написать заявление в полицию о краже денег с банковской карты

Заслуживает высокой оценки способ подачи материала, выбранный авторами. Каждая глава содержит краткое обоснование темы и сжатый, но емкий обзор историографии, с указанием источников, на которые опираются сторонники различных взглядов по данному вопросу. Авторы предлагают читателю спокойное, взвешенное обсуждение проблемы, знакомят с имеющимися точками зрения в исторической науке, приводят свои аргументированные выводы, при этом используют работы «с переднего края науки», малоизвестные и новые исторические источники. Необходимо отметить разумно выбранный стиль изложения, позволяющий интересно и в доступной широкому читателю форме говорить о сложных проблемах, не упрощая их и не скатываясь к их примитивизации и вульгаризации. Несомненной заслугой авторского коллектива является сжатое по форме, но весьма рельефное панорамное освещение русской истории, насыщенное портретами реальных живых героев, духовных пастырей, государственных и общественных деятелей.

Представленное пособие является качественной, сбалансированной работой, удачным примером очищения наших исторических знаний от фальсификаций. Книга будит мысль, укрепляет национально-государственное самосознание. Она окажет большую помощь преподавателям и учащимся, будет интересна и полезна всем, кто интересуется Отечественной историей.

Рекомендацию Ученого совета исторического факультета Воронежского государственного университета можно посмотреть по ссылке:

Олег Девлетов — Курс отечественной истории

Описание книги «Курс отечественной истории»

Описание и краткое содержание «Курс отечественной истории» читать бесплатно онлайн.

Курс отечественной истории. Учебное пособие

А. Б. Оришев, д-р. ист. наук, проф.;

Л. Г. Берёзовая, д-р. ист. наук, проф.;

Е. В. Каменецкая, канд. ист. наук, проф.

Автор учебного пособия:

Девлетов Олег Усманович, д-р полит. наук, канд. ист. наук, проф. кафедры общегуманитарных дисциплин ГЭИТИ

История как наука и учебная дисциплина

Курс истории России для студентов имеет свои особенности. С одной стороны, он, казалось бы, во многом повторяет тот фактический материал, с которым все знакомы со школьных лет. К тому же многие события российской истории известны из художественной литературы, по другим произведениям культуры. Но изучение истории в вузе предполагает другой, более глубокий, уровень постижения материала, осмысления связей российской и всемирной истории.

История: ее предмет. Само слово «история» знакомо нам с раннего детства. Но лишь в школе мы узнаем об истории как о предмете изучения и исследования. История – это наука, которая изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить причины и следствия происходивших событий, понять и оценить ход исторического процесса.

Можно ли познать историю? Извлекают ли люди уроки из истории? Ответы на эти вопросы крупнейшие мыслители человечества давали разные, часто противоположные. Очевидно, полное, исчерпывающее познание прошлого невозможно. Можно лишь приблизиться к такому знанию. Что такое уроки истории? Не следует примитивно представлять их как зазубривание пройденного материала. Человечество, при всех зигзагах истории, продолжает наращивать свой нравственный уровень, постепенно осознавая бессмысленность насилия в решении сложнейших проблем своего существования.

Изучение прошлого возможно по трем направлениям: история событий, история людей и история идей. Школьный курс истории основное внимание уделяет истории событий. На страницах учебников описываются войны, революции, деятельность тех или иных правителей, т. е. прежде всего то, что связано с жизнью государства. История людей предполагает изучение прошлого через быт, духовную жизнь, психологию отдельных людей, слоев населения как представителей национальных, социальных, религиозных и политических групп.

Прошедшее можно рассматривать через призму идей, которые пытались реализовать те или иные общественно-политические течения. Например, руководители Французской революции в конце XVIII в. были воодушевлены идеями французских просветителей, идеалами «свободы, равенства и братства». Революционеры, пришедшие к власти в России в 1917 г., были уверены в реальности «Мировой социалистической революции», в возможности построения нового общества с новыми людьми, избавленными от всех пороков «проклятого прошлого». Поэтому советское общество, в частности, можно рассматривать как попытку создания новой, коммунистической цивилизации. Ее строительство опиралось на определенных этапах не только на насилие, но и на реальный энтузиазм части населения, верившей щедрым обещаниям руководства страны построить в скором будущем счастливое общество социальной справедливости.

Предмет истории обычно подразделяется по ряду параметров:

1 По времени изучения. В исторической науке утвердилось деление истории на древнюю, средних веков, новую и новейшую. Следует учитывать, что эти границы условны и проведены самими историками.

2. По изучаемым регионам и территориям, история Европы, история Азии, история России, история Москвы и т. п.

3. По тематическим признакам: история политическая, экономическая, военная, культуры, науки, история какой-либо научной проблемы (интеллигенции, Великой Отечественной войны, религии и т. п.).

Но при всех имеющихся возможностях изучения истории по различным направлениям и рубрикам она обладает некоторыми общими чертами и закономерностями. Прежде всего, как и все гуманитарные науки, история лишена возможности эксперимента. Законы физики, математики, других естественных наук можно и должно проверять на практике, в любой стране и в любое время.

Историю невозможно обратить вспять, переделать заново. Прошлое – та реальность, которая не знает сослагательного наклонения. Можно без конца спорить, что было бы с историей России в случае отсутствия Петра I, поражения большевиков в ходе Гражданской войны, отстранения Сталина от руководства в 20-е гг., но невозможно вернуться назад и смоделировать обсуждаемую ситуацию с учетом всех реальных факторов. Отсюда вытекает деление исторической науки на две основные части: факты и их объяснение, толкование.

Смотрите так же:  Жалоба на мастера на производстве

Термин «факт» обычно воспринимается в значении установленного события, истины. Здесь следует иметь в виду, что исторические факты в зависимости от их подлинности можно разделить на три группы:

1 Общепризнанные, абсолютные факты.

Например: «1 декабря 1934 г. в Смольном был убит руководитель ленинградской организации ВКП(б) С.М. Киров», «22 июня 1941 г. началась война между СССР и Германией».

2. Предполагаемые, гипотетические факты.

Например: «Александр I закончил свою жизнь в Сибири под именем старца Федора Кузьмича в 1864 г.», «Сталин был убит людьми Лаврентия Берии» и т. п. Таким образом, здесь речь идет о событиях, достоверность которых не доказана, но и сама возможность их полностью не опровергнута.

3. Ложные, не существовавшие факты. Подобные примеры можно без труда найти в массовой печати. Например: «Мать В.И. Ленина, Мария

Александровна, была фрейлиной при дворе Александра II и родила сына Александра от будущего императора Александра III». Подобное утверждение опровергается уже тем, что Мария Александровна Бланк никогда не была и не могла быть фрейлиной при императорском дворе. Это легко проверить по ежегодно издававшемуся «Придворному календарю».

Поэтому первое требование к историку-профессионалу и пожелание всем интересующимся историей – внимательное отношение к приводимым фактам, оценка исторических источников, использованных авторами публикаций.

Еще более сложным делом является толкование фактов. Даже историки-профессионалы могут по-разному оценить одни и те же факты. Это касается как отдельных личностей, так и крупных исторических событий, отдельных периодов, а также исторического прошлого отдельной страны или человечества в целом. Поэтому споры о Петре I – «Петр Великий», «Великий Петр был первый большевик», «Реформы Петра стали великим несчастьем для России, нарушив ее историческую традицию» – идут, по сути, уже около трехсот лет. Одни историки (С.С. Ольденбург) считают началом трагедии для России в XX в. события февраля 1917 г. Другие (П.Н. Милюков), приветствуя свержение царизма, указывают на то, что катастрофу породил октябрь 1917 г. Третьи (М.Н. Покровский) утверждали, что это событие (взятие власти большевиками и их союзниками) стало началом новой эры в истории человечества.

От чего зависит позиция ученого, читателя? Стоит запомнить понятие «дискурс». Оно включает образование, воспитание, уровень кругозора, политические взгляды и даже эмоциональный тип человека. Именно дискурс определяет позицию того или иного историка при оценке и толковании фактов. Поэтому человек, изучающий историю, должен помнить, что его точка зрения не является единственной и ее нельзя навязывать другим в виде бесспорной истины. Как гласит поговорка, «моя свобода махать кулаками кончается у носа моего оппонента». Конечно, речь не идет о терпимости по отношению к взглядам, оправдывающим в истории массовые убийства, угнетение и геноцид целых народов, национальную вражду и другие подобные явления.

Все сказанное не означает, что история как предмет представляет собой некий хаос, в котором беспорядочно смешаны факты и различные их оценки.

Прежде всего, позиция профессионального историка или человека, действительно желающего познать прошлое, отличается целостным восприятием изучаемого материала, пониманием многогранности причин и следствий происходивших событий.

Есть люди, которые видят в истории лишь соединение отдельных, почти не связанных между собой сюжетов. Зачастую для них история – это происки «темных сил», «шпионов», «масонов» и тому подобных персонажей, скрытых за кулисами явного действа, неведомых и таинственных кругов. В таком случае история превращается в набор детективных, занимательных и анекдотических рассказов.

Историки-профессионалы, при всем различии их концептуальных подходов, рассматривают исторический процесс как результат сложного, противоречивого взаимодействия и взаимовлияния различных политических, экономических сил, национальных, социальных, религиозных групп населения, а также отдельных «исторических личностей».

Библиографический список

Основная литература:

1. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред.

Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М.: Юнити-Дана, 2012.

2. История: Инновационный учебно-методический комплекс / Под ред. А.О. Чубарьяна. М., 2008.

3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник. М.: Проспект, 2008.

4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: Учебное пособие. М.: Проспект, 2008.

Дополнительная литература:

1. Археология: Учебник / Под ред. В.Л. Янина. М.: Моск. ун-т, 2006.

2. Верт Н. История Советского государства. 1900–1991: Учебное пособие / Пер. с фр. М.: ИНФРА-М, 2002.

3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: АСТ, 2007.

4. Гумилев Л. История Евразии. М., 2009.

5. Екатерина II Великая: Энциклопедия / Ред. М.Л. Вольпе. М.: АСТ, 2008.

6. Жукова Л.А., Кацва Л.А. История России в датах: Справочник. М.: Проспект, 2009.

7. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Екатерининские орлы. М.: Мысль, 1996.

8. Император Петр I Великий: Энциклопедия / Ред. М.Л. Вольпе. М.: АСТ, 2007.

9. Имя Россия. Исторический выбор 2008. М.: АСТ; Астрель, 2008.

10. История России с древнейших времен до начала XXI века: Атлас. М.: АСТ, 2008.

11. История России с древнейших времен до начала XXI века: Учебное пособие / А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозов и др.; под ред. А.Н. Сахарова. М: АСТ; Астрель; Хранитель, 2008.

12. Каппелер А. Россия – многонациональная империя. Возникновение, история, распад. М.: Прогресс; Традиция, 1997.

13. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 3 кн. М.: АСТ, 2009.

14. Клейн Л.С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы. СПб.: Евразия, 2009.

15. Ключевский В.О. Полный курс лекций по русской истории: В 3 кн. Минск: Харвест, 2007.

16. Кульков Е.Н., Мягков М.Ю., Ржевский О.А. Война 1941–1945. Факты и документы / Под ред. О.А. Ржевского. М.: ОЛМА, 2004.

17. Курс отечественной истории IX–XX веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе: Учебник для вузов / Под ред. Л.И. Ольштынского; 2-е изд., испр. и доп. М.: ИТРК, 2005.

18. Лавренов С.Я., Попов И.М. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. М.: АСТ; Астрель, 2005.

19. Октябрь 1917 года: взгляд из XXI века: Сборник материалов Всесоюзной научной конференции. М., 2007.

20. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России в схемах. Учебное пособие. М.: Проспект, 2009.

21. Отечественная история новейшего времени: 1985–2008: Учебник для вузов / А.Б. Безбородов и др. М.: РГГУ, 2009.

22. Россия. Хроника основных событий. IX–XX вв. М., 2002.

23. Россия в мировой истории: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.С. Порохни; 2-е изд., испр. и доп. М., 2003.

24. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987.

25. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.

26. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное пособие. М.: КДУ, 2008.

27. Скрынников Р.Г. 1612 год. М: АСТ; Хранитель, 2008.

28. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.: АСТ, 2005.

29. Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты. М.: Олимп; АСТ, 2001.

30. Шацилло В.К. Первая мировая война 1914–1918. Факты. Документы. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

31. Шевоцуков П.А. Гражданская война в России. 1918–1921 гг.: Учебное пособие. М., 1995.

32. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX–XX вв.: Учебное пособие. М., 1996.

33. Янин В.Л. У истоков новгородской государственности. Великий Новгород, 2001.

Author: admin