Требования удовлетворяющие частные цели

1. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА

1.1. Основные цели и задачи закупочной логистики

В цепи поставок каждая организация покупает материальные ресурсы (МР) у предыдущих поставщиков, добавляет к ним ценность и продает их следующим потребителям. Таким образом, МР все дальше перемещаются по цепи поставок, и каждая закупка становится своего рода толчком для продолжения этого перемещения. Таким образом, снабжение предприятий различными видами МР является механизмом, который фактически запускает материальные потоки (МП) в движение по цепи поставок.

Закупочная логистика – это деятельность по управлению МП в процессе снабжения предприятия МР: сырьем, материалами, комплектующими, товарами. Она занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением МР и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное хранения МР и др.

Закупки – это функция, отвечающая за приобретение всех материалов, необходимых организации. Обычно термин «закупки» относят к фактической покупке, а «снабжение» имеет более широкое значение.

Снабжение как функция может включать различные типы приобретений (закупку, аренду и т.д.), а также связанные с этим работы: выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков.

В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками.

В более узком смысле снабжение – важная функция менеджмента на предприятии, так как:

1) от цены и качества МР, своевременности их поставок зависит эффективность производственного процесса (отсутствие брака, сбоев, простоев, низкая себестоимость), качество ГП и, в конечном итоге, качество обслуживания потребителей;

2) на снабжение приходится значительная доля общих расходов предприятия (до 60%), поэтому даже небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды.

Таким образом, эффективная организация снабжения является основой для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия.

Общая цель закупочной логистики – создание надежной поставки материалов в организацию с максимально возможной экономической эффективностью.

Основу экономической эффективности составляет поиск и закупка необходимых материалов необходимого качества по минимальным ценам.

Общая цель закупочной логистики декомпозируется на следующие частные цели:

· создание надежного и беспрерывного МП в организацию;

· тесное взаимодействие с подразделениями, использующими эти материалы, развитие взаимоотношений и понимание их запросов;

· поиск подходящих поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений;

· закупка необходимых материалов и гарантия того, что они имеют приемлемое качество, доставляются вовремя и туда, куда необходимо, а также удовлетворяют другим требованиям;

· обеспечение хорошей цены и условий поставок;

· создание и поддержание требуемых запасов, проведение подходящей политики запасов и т.д.;

· быстрое перемещение материалов через цепи поставок, экспедирование доставок в случае необходимости, постоянное отслеживание текущих условий, в том числе ожидаемого роста цен, возникновения дефицита, разработки новых продуктов и т.д.

Основные задачи закупочной логистики

1. Информационные:
1) определение потребности в МР;
2) исследование рынков закупок;
3) определение продуктов и услуг, которые лучше приобрести на стороне – задача «сделать или купить»;
4) поиск, оценка и выявление лучших поставщиков, цен, способов доставки продуктов и услуг – задача выбора поставщика.

1) организация и осуществление закупок: согласование цены и заключение договора на поставку; выбор метода закупок; определение требуемых складских площадей; подача заказов; документальное оформление поставок; организация платежей; организация доставки к месту хранения; экспедирование; составление графика поставок, согласованного со всеми поставщиками; организация приемки и размещения товаров на складе и т.д.;
2) контроль поставок: соблюдение сроков закупки, соблюдение требований по объему поставок и качеству МР, пункту назначения и др.;
3) подготовка бюджета закупок.

3. Задачи интеграции и координации закупок с производством, сбытом, складированием, транспортированием, а также с поставщиками:

1) тесное взаимодействие с подразделениями, использующими МР, развитие взаимоотношений, понимание их запросов;

2) обсуждение ассортимента, объемов, сроков, цены, требований по качеству, упаковке, таре и других параметров поставок с заинтересованными сторонами (конструкторами, технологами, производственниками, специалистами по УЗ, складскими работниками, транспортниками и др.);

3) согласование деятельности подразделений предприятия, участвующих в продвижении МП от поставщика к месту его непосредственного использования на предприятии;

4) анализ отношений с поставщиками, отбор поставщиков для организации долгосрочного сотрудничества, соблюдение правил работы с поставщиками и т.п.

Цели менеджмента в туриндустрии

Главная > Реферат >Физкультура и спорт

Первый Украинский морской институт

По дисциплине: «Туризм»

На тему: «Цели менеджмента в туриндустрии»

Выполнила :студентка ГР-1110

Факультета: «Гостинично – ресторанное дело»

Проверила : Кулик В.В

Происходящие исторические перемены коснулись и человека, и его деятельности. В сфере экономики поворот от административно-командной системы к системе рыночных отношений потребовал от человека овладения многими знаниями в различных областях науки и техники. А существование рыночных преобразований невозможно без приобретения знаний в области науки и искусства менеджмента.

Возникнув в конце 19 века, менеджмент обрел особую популярность в 30-е годы прошлого столетия. Уже тогда деятельность по управлению выделилась в особую профессию, а область знаний – в самостоятельную дисциплину. По мере становления и развития менеджмента профессиональный слой менеджеров превратился в весьма влиятельную общественную силу. Когда появились корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим и информационным потенциалом, сопоставимым по мощности с государством, роль менеджеров возросла еще больше.

В странах с рыночной экономикой крупнейшие промышленные объединения и банки составляют основу не только экономической, но и политической силы государства. В экономической зависимости от мощных корпораций находятся правительства стран и власти регионов. Крупные корпорации имеют свои предприятия по всему миру, они устанавливают правила распределения материальных благ, оказания услуг, владеют огромным информационным потенциалом. Решения менеджеров, как и решения крупных государственных деятелей, могут оказывать влияние на судьбы миллионов людей, государств и регионов. Кроме того, в развитых странах Запада большое влияние на экономику и жизнь людей имеет малый бизнес, к которому относятся предприятия сферы туризма. Они максимально удовлетворяют потребности населения, создают рабочие места, являются площадкой для испытания и внедрения технических и организационных нововведений. Устойчивость малых предприятий и их выживание в конкурентной борьбе зависят от эффективного менеджмента.

Целью данной работы является исследование основных функций и целей менеджмента и их значимость в туристском бизнесе. Также, будет рассмотрено на примере целей крупной туристской организации и влияние их достижения на успешность предприятия.

1.Понятие и сущность менеджмента

Термин «менеджмент» (управление) появился в США, но в настоящее время стал известен практически каждому образованному человеку во всем мире. В общедоступном понимании менеджмент – это управление туристской организацией в условиях рынка 1 т.е. умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Чтобы стать менеджером, необходимо обязательно занимать управленческую должность и (что очень важно) осознавать профессиональную принадлежность к менеджменту, обладать обширными знаниями в этой области, придерживаться норм корпоративного поведения.

Менеджмент выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Современное производство основано на применении новейших технологий в соединении с высоким уровнем профессионализма работников. Будучи специалистом высокого уровня, менеджер обеспечивает связь и единство всего производственного процесса и оказывает влияние на эффективность производства. Менеджмент объединяет под своим началом работу многих специалистов: экономистов, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др. Поэтому часто под менеджментом понимают вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленности, торговле, строительстве, банковской деятельности, индустрии гостеприимства и др.) и в любой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.).

Когда мы говорим, что какое-то предприятие функционирует, то имеем в виду, что люди на этом предприятии совершают определенные действия. Большинство людей планирует свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организуют ресурсы, необходимые для выполнения этого плана. По мере продвижения мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Следовательно, для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно получить в итоге, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. А это и есть функции управления.

Функции закрепляются за конкретными подразделениями предприятия, которые их осуществляют (отделы, службы, бюро, отделения). Подразделения представляют собой организованные группы людей, чья деятельность осознанно направляется для достижения общей цели предприятия, т.е. управляется. В этом случае можно говорить об управлении внутри предприятия или о менеджменте, обеспечивающем производство, о менеджменте как организационной деятельности.

Организация может рассматриваться как объект управления, поскольку ее управляет не только собственный управленческий аппарат, но и вышестоящие органы управления, как своей страны, так и международные. Во всех этих случаях возможно применение термина «менеджмент».

Менеджмент может трактоваться как наиболее рациональная организация людей в целях удовлетворения потребностей работников, при которой их способности могли бы раскрыться наилучшим образам, что помогло бы повышению эффективности производства.

Управление туристским предприятием, как и любым другим, это сложный и многогранный процесс, в основе которого лежат наука и искусство.

2.Цели менеджмента в туриндустрии

Существует несколько трактовок понятия «цель». Во-первых, цель – это желаемый результат деятельности. Во-вторых, цель – это осознанный образ будущих результатов. В-третьих, цель – это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работая вместе. Цель направляет и регулирует человеческую деятельность.

Общим во всех этих понятиях является направленность целей на достижение конкретных результатов, характеризующих перспективное состояние внутренней среды хозяйствующего субъекта. К конечным результатам может привести лишь деятельность внутренней среды хозяйствующего субъекта, состоящей из субъекта управления – системы управления – и объекта управления – управляемой системы.

Хозяйственные цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.

Типичными результативно-хозяйственными целями могут быть стремление к доходу, увеличение оборота, снижение расходов или стремление к имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния, обеспечивающего возможность ее выгодной продажи).

Цели деятельности организации должны отвечать SMART – принципу, т.е. должны быть:

согласованными ( agreeable, accordant);

определенными во времени (timebounded).

Для того, чтобы повысить эффективность организации, цель должна быть реальной и достижимой. Постановка недостижимой цели ведет к двум нежелательным последствиям: затратам ресурсов и отсутствие у работников стремления к успеху. Достижение поставленной цели люди связывают со своими надеждами на лучшую личную перспективу, удовлетворение потребностей и благополучие. В результате потери личной заинтересованности в труде снижается эффективность всего производства.

Смотрите так же:  Размер пособия при рождении ребенка в коми

Все поставленные цели должны быть конкретными и измеримыми в определенных единицах измерения – количественных или качественных, например увеличение объема реализации туристских услуг на 5% за квартал или увеличение коэффициента загрузки гостиницы на 9% за год. В противном случае сложно будет оценить достижение поставленных целей.

Ориентация целей во времени означает, что для каждой цели устанавливается временной горизонт планирования.

Взаимоподдерживаемость целей заключается в том, что действия и решения, принимаемые для достижения одной цели, не только не должны мешать, но и при возможности должны способствовать достижению других целей. Поэтому очень важны правильная формулировка цели, обеспечение ее ресурсами, а работников – материальными стимулами их выполнения.

На основании стратегического плана руководители разрабатывают краткосрочные планы, называемые тактикой. Результаты тактики видны по мере выполнения конкретных действий.

Цели, как показано в ряде работ по стратегическому менеджменту, разделяются на общие (глобальные), разработанные для организации в целом, и частные.

Общие цели отвечают следующим требованиям: отражают концепцию развития фирмы; разрабатываются на длительную перспективу; определяют основные направления программ развития организации; ранжируются по принципу приоритетности.

Частные (специфические) цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении организации и выражаются в количественных и качественных показателях (объем реализации услуг, издержки, норма прибыли). В непроизводственной сфере, куда относятся также предприятия туриндустрии, выделяют четыре наиболее важные специфические цели:

маркетинг (уровень продаж, диверсификация услуг, система сбыта, организация рекламы и связей с общественностью);

инвестиции в развитие фирмы (техника, компьютеризация, технологический уровень);

производство (издержки, качество услуг, экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная продукция);

финансы (структура и источники финансирования, денежные потоки, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения).

Перечисленные цели, как правило, важны для всех подразделений фирмы. Но каждая компания имеет различные структурные подразделения (управленческие, производственные, коммерческие и др.), которые также не могут функционировать без поставленной цели и по сравнению с общими и частными целями имеют специфические задачи. Например, для отдела маркетинга специфической целью может служить увеличение объемов продаж на определенную величину, увеличение рыночной доли компании, увеличение рыночной доли компании, увеличение коэффициента действенности рекламы.

Таким образом, представление о значении организации или турпредприятии образует фундамент для установления целей организации в целом, её подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, нововведения, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия.

Как правило, турпредприятия ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Кроме экономических перед ними стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.

Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Задачи организации делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами (например, задача рабочего в цехе) и информацией.

Помимо регулярно повторяющихся, традиционных проблем туристские предприятия должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т. д. Классификация целей позволяет конкретизировать задачу и использовать соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей.

Критерии целей могут быть следующими:

иерархия (могут подразделятся по уровню, по сроку действия (перспективные, текущие), по охвату проблемы и масштабу действий (тактические, стратегические));

среда (внутренняя и внешняя);

измеримость (количественная и качественная);

повторяемость (постоянная и разовая);

приоритетность (особо приоритетная и прочие);

содержание (производственное, экономическое, социальное);

структурные (финансовые, маркетинговые, кадровые и др.).

3.Достижение целей менеджмента

Помимо общих целей менеджмента можно обозначить конкретные цели для организаций разного рода деятельности. Организации бывают коммерческими и некоммерческими. Туристские предприятия относятся
к коммерческим организациям, для которых главной целью так или иначе является получение прибыли.

Цели менеджмента для коммерческих организаций:

получение максимальной прибыли за текущий период времени или за время рыночного цикла товара, необходимого объёма прибыли;

завоевание большей доли рынка;

максимизация цены акций.

Принципы построения туристской фирмы определяются ее целями и стратегией. Цель – это желаемое состояние фирмы в будущем. Как только определены цели, вырабатываются руководящие направления действий, т.е. политика фирмы. Основная задача политики состоит в четком определении стратегических концепций, с помощью которых принимаются решения, соответствующие краткосрочным и долгосрочным целям туристской фирмы.

В зависимости от юридического статуса и соответствующей фирмы определенного туристского предприятия, от специфики его деятельности, а также от состояния рынка благ и услуг и рынка труда, от наличия и объемов государственной помощи, от особого менталитета предпринимателей цели туристского предприятия делятся на три класса:

1. Экономические цели. Ими могут быть максимизация прибыли в длительной перспективе, определение новых сегментов клиентуры, улучшение сбыта, рационализация продукта и системы распределения, предупреждение устаревания некоторых продуктов и услуг, укрепление рыночных позиций по отношению к конкурентам.

2. Фирменные цели. Включают, во-первых, повышение престижа и улучшение имиджа фирмы, страны, региона или определенной местности. В ряде случаев руководители предприятий ставят перед собой задачу остаться любой ценой независимыми, сохранить контроль за своим делом. Добиваясь расширения клиентуры и устойчивость дохода, они ищут способы сохранения стабильной ситуации на рынке.

3. Социальные цели. Рассматриваются с точки зрения развития продукта (услуг), которые подходят для слоев населения с более низким доходом. В современном туристском потоке в России социальный туризм занимает незначительное место.

Чаще всего цели туристского менеджмента предполагают:

повысить надежность и рентабельность сети туристских транспортных парков;

улучшить оснащение туристских баз;

повысить рентабельность функционирования в «мертвые сезоны»;

повысить процент занятых мест;

проводить гибкую политику цен в различные сезоны;

обеспечить оптимальное соотношение между ценами и результатами;

привлекать клиентов, предоставляя разнообразные услуги;

постоянно адаптировать предложение к изменениям потребностей туристов;

поощрять сотрудничество между организациями, занимающимися туризмом;

интенсивно и действенно развивать сферу рекламы.

Разумеется, можно попытаться ориентироваться не только на некоторые из перечисленных целей, но и на всю их совокупность, строя для себя соответствующую модель.

Главной функцией такой модели будет удовлетворение потребностей людей в рациональном использовании всех имеющихся ресурсов и обеспечение гармонии с окружающей средой.

Процесс менеджмента по целям состоит из четырех этапов.

1. Определяется круг полномочий и обязанностей всех руководителей предприятия;

2. Осуществляется разработка целей менеджмента в рамках установленных обязанностей;

3. Составляются реальные планы достижения поставленных целей;

4. Производится контроль, измерение, оценка работы и полученных каждым руководителем результатов.

Менеджеры не только составляют планы, но и организуют их выполнение путём формирования структур, процессов и методов, с помощью которых организуется совместный и эффективный труд.

Достижение целей любой организации зависит от трех факторов:

каким образом данная структура функционирует.

Стратегия – это средство достижения целей, широкая концепция того, как должны быть использованы ресурсы для максимального достижения целей.

Достижение целей также требует решения ряда проблем:

стратегических. Сюда относят выбор продукции и услуг, которые следует производить и выбор рынков и потребителей, которым можно продавать этот туристский продукт;

административных. Сюда относят организацию фирмы, распределение полномочий и ответственности между руководителями, определение объема и последовательности работ, установление направлений потоков информации и отчетности;

оперативных. Текущее планирование производственных операций, формирование цен, осуществление рекламных проектов, исследовательских работ.

Задача фирмы состоит в достижении целей, для решения которых она была создана. Однако под влиянием быстрого изменения потребительского спроса научно-технического прогресса и других факторов характер целей и задач их достижения могут меняться. Поэтому система управления должна быть гибкой. Для этого фирме нужно располагать информацией о внутреннем состоянии дел и о конкурентах, четко и быстро решать различные вопросы. Быстрая реакция на изменение внутренних и внешних условий обеспечивается передачей права принятия решений на места, где совершаются действия. Гибкость необходима и в вопросах стратегии. В случае устаревания продукции, изменений технологий, изменения социальных и правовых ограничений фирма должна быстро и четко реагировать – совершенствовать номенклатуру, менять рынки и т.п.
Гибкость стратегии предъявляет большие требования к организационной структуре. Производственная система должна обеспечивать минимальный конфликт между текущим производством и внедрением новых видов продукции.

Термин «менеджмент» ( management ) прочно вошёл в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное русское слово «управление», когда речь идёт о руководстве деятельностью рыночных субъектов (хозяйствовании). Такая деятельность в равной мере присуща и крупнейшим корпорациям с сотнями тысяч работников, и отдельным лицам, например организаторам концертов, продавцам в системе сетевой торговли и т.п. В её рамках определяются направления и масштабы работы, осуществляются её планирование, контроль, руководство людьми, их стимулирование и проч.

В данной курсовой работе были рассмотрены одни из основных понятий менеджмента, а именно функции и цели менеджмента. Эти два понятия помогают управленцу ответить на вопросы как нужно организовать дело, что нужно получить в итоге и как мотивировать и проконтролировать выполнение поставленных задач.

Так, например, менеджеры высокого уровня большую часть своего рабочего времени тратят на осуществление функций планирования и контроля, в то время, как менеджеры более низкого уровня (линейные) заняты больше побором кадров и организацией их труда. Однако на всех уровнях они в определенной мере используют все четыре функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Цели же формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в развитии организации. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели. Как правило, туристские предприятия ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных под влиянием быстрого изменения потребительского спроса, научно-технического прогресса и других факторов внешней среды.

Смотрите так же:  Как оформить увольнение по собственному желанию в трудовой

Кроме того, характер целей и задач их достижения могут меняться. Поэтому система управления должна быть гибкой. Для этого фирме нужно располагать информацией о внутреннем состоянии дел и о конкурентах, четко и быстро решать различные вопросы. Быстрая реакция на изменение внутренних и внешних условий обеспечивается передачей права принятия решений на места, где совершаются действия, что создает весомое преимущество.

В конце второй части курсовой работы проводится параллель между теоретической частью и информацией о работе крупного туроператора, а именно, что является стратегическими целями проекта, какие методы используются при их достижении и насколько успешно функционирует данное предприятие.

1. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учеб. Пособие – М: Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с.

2. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник – М: Новое издание, 2004. – 409 с.

3. Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг – М: 2004 — 416 с.

4. Веснин В.Р. Менеджмент. Учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. – 412 с.

5. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник для вузов – 4 –е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити – Дана, 2004. – 396 с.

6. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. — СПб., Питер.-2000.

7. Журнал «Горячая линия: Туризм» № 3, 2008. (рейтинг туроператоров по выездному туризму);

Проблема целеполагания

Вернуться назад на Целеполагание

Педагогическая деятельность учителя в основе своей носит плановый характер и поэтому требует от него умения четко и ясно ставить и формулировать цели этой деятельности. Казалось бы, что сказанное очевидно. Однако практика показывает, что это не всегда так. В абстрактно — теоретическом плане необходимость всестороннего продумывания целей обучения, воспитания признается практически любым учителем. Однако, как только дело доходит до постановки системы педагогических целей в связи с конкретным учебно-воспитательным процессом, ситуация меняется коренным образом. Чтобы подтвердить сказанное, приведем данные микроисследования по данному вопросу.

Летом 1994 г. группе учителей физики (23 чел), занимавшихся на курсах повышения квалификации при Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования, было дано задание написать план одного урока по заданной теме. При анализе планов выяснилось, что 12 человек (52,2%) записали в них одну цель обучающего характера, одну воспитательного, одну развивающего. 9 человек (39,1%) сформулировали только одну основную дидактическую цель, непосредственно связанную с темой урока. 2 человека (9,7%) вообще не сформулировали никакой цели для своего урока, ограничившись записью темы, тезисов содержания учебного материала и домашнего задания.

Далее, тем же учителям были заданы вопросы: «Следует ли, и почему, в планах уроков записывать цели, которые ставит перед собой учитель?», «Какие направления и в каком объеме следует продумывать учителю, планируя конкретный урок физики?»

На первый вопрос 4 человека (17,4%) ответило, что в поурочных планах обязательно должны быть отражены планируемые учителем и образовательные, и воспитательные, и развивающие цели. Мотивировка сводилась к тому, что все эти цели так или иначе учителем все равно ставятся, а письменное их выражение дисциплинирует учителя и позволяет лучше осознать главные линии его собственного поведения на уроке. Развернутого ответа на второй вопрос никто из этих учителей не дал, все они ограничились лишь указанием трех видов целей.

10 человек (43,5%) ответили, что основную дидактическую цель урока писать в планах необходимо.

Остальные же цели (воспитательные, развивающие) если и пишутся в планах, то только потому, что так того требует администрация школы. 6 человек из этих 10-и высказались за то, что без письменного отражения на бумаге учитель все-таки должен продумывать, как он будет осуществлять на уроке развитие и воспитание учащихся.

Ответы 9 человек (39,1%) свелись к тому, что требование писать какие бы то ни было цели в поурочных планах является формализмом и не несет никакого смысла, поскольку «цель урока итак отражается в названии его темы». Один человек из них четко высказался в том плане, что на каждом уроке должны решаться специфические для него задачи. На уроках физики, например, надо хорошо учить физике и, планируя урок, думать о том, как лучше это сделать, а не о том как, например, воспитывать у школьников отвращение к алкоголю или курению.

Как видно, не все учителя одинаково относятся к проблеме целеполагания. Среди них есть такие, кто серьезно не задумывается над этой проблемой, кто подходит к ней формально, кто отказывается воспринимать.

В 1996 г. в одной из школ г. Барнаула, в которой долгое время на учителей не оказывалось жесткого административного давления в плане «бумаготворчества», нам удалось познакомиться с поурочными планами 27 учителей, преподающих разные предметы. Оказалось, что примерно в 40% этих планов вообще отсутствовала фиксация каких-либо целей и в таком же количестве планов была обозначена только одна основная дидактическая цель, нередко фактически дублирующая тему урока, либо отражающая ее часть. В остальных планах в той или иной степени отражались несколько дидактических, воспитательных, развивающих целей.

Беседа со студентами физического факультета, приступающими к изучению цикла методических дисциплин, показала, что подавляющее большинство из них даже не предполагает, что учитель в поурочных планах должен отражать какие-то цели. Естественно, приведенные данные носят локальный характер и не позволяют делать далеко идущих выводов. Но обозначить существование самой проблемы целеполагания они позволяют.

Добавим здесь, что в унисон с приведенными выше данными и как-то объясняя их, звучат размышления В.П. Зинченко о целях и ценностях образования. Цитируя Г.Н. Прозументову, В.П. Зинченко пишет: «. безличностное, директивное и догматическое целеобразование обусловило появление в педагогике феномена нигилизма цели: педагоги игнорируют цель как необходимый и значимый компонент их собственной деятельности и не видят ни практического, ни личностного смысла в целеобразовании». И далее продолжает: «Цели образования — дело тонкое. Они модифицируются по мере их достижения. Если они неадекватны, то не помогает даже «железная воля». Цели либо принимаются, либо нет. Даже когда они принимаются учителем, школой, это не значит, что они будут достигнуты. В это «уравнение» входит еще ученик, который их либо принимает, либо тихо уходит от них заниматься своим делом. Если личностно ориентированное обучение не звук пустой, то целеполагание в образовании — это совместный акт учителя и учащихся».

Не останавливаясь более на состоянии дел в практике работы школы, рассмотрим как названная проблема представляется в дидактической и методической литературе. В дальнейшем, говоря о целях, будем исходить из того, что «цель (как научное понятие) — это осознанное представление конечного результата определенной деятельности». На значимость проблемы целеполагания в теории и практике педагогики указывают многие авторы.

Например, Г.И. Хозяинов, проводя анализ системы организации учебно-познавательной деятельности учащихся в контексте педагогического мастерства преподавателя, отмечает, что «организация учебно познавательной деятельности планируется в соответствии с заданной целью. . С учетом цели планируется деятельность и преподавателя, и обучаемого; принимаются во внимание возможности и направления ее достижения в соответствии с особенностями содержания организационных форм обучения, методов обучения, средств обучения и методов педагогического воздействия; выявляются и определенным образом ориентируются целью существующие связи между компонентами. Целью определяется конкретное назначение формируемой системы, она позволяет создать идеальную модель, на которую сориентировано функционирование системы».

В.И. Гинецинский, рассматривая знание о целях и ценностях как фактор регуляции педагогического воздействия, пишет: «Человеческая деятельность целесообразна. Однако масштабы и формы этой целесообразности различны и меняются в соответствии с характером самой деятельности. Педагогическая деятельность, воспитание характеризуются особой формой целеустремленности. Характер педагогического идеала определяет вектор преобразования действительности. Для педагогической аксиологии принципиально важной является задача выяснения того, каким образом знания о ценностях разных уровней должны быть и могут быть представлены в структуре педагогического воздействия, чтобы они оказали реальный формирующий эффект в конкретных обстоятельствах. К числу необходимых условий достижения воспитательного эффекта следует отнести определенную меру согласованности, конгруэнтности систем их ценностных ориентаций. Несогласованность систем ценностных ориентаций субъекта и объекта педагогического воздействия выступает как фактор, препятствующий (блокирующий) достижение воспитательной цели».

Ю.Н. Кулюткин в связи с проблемами психологии обучения взрослых также полагает, что «от правильной постановки конкретных целей обучения во многом зависит и выбор адекватных способов деятельности учителя. Поэтому не удивительно, что в настоящее время проблема целеполагания привлекает к себе внимание социологов, психологов, педагогов, методистов. Проблема эта очень остро стоит и в практической деятельности учителя».

«Конкретизация учебно-воспитательных задач на каждом отдельном этапе работы с детьми — важнейший элемент педагогического мастерства педагога, — отмечает В.М. Коротов. Опытный учитель, — продолжает он, — готовясь к уроку, любому другому занятию, ясно себе представляет, какие знания он впервые сообщит ученикам; какие новые понятия раскроет им и какие будет последовательно развивать; что из ранее усвоенного надо повторить, чтобы закрепить в памяти учащихся. Причем, чем конкретнее и точнее будут определены эти задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, тем эффективнее будут результаты учебно-воспитательной работы, тем в большей степени педагог выступает в качестве организатора учебно-воспитательного процесса».

Как отдельную поднимают проблему цели в педагогике И.Т. Ильина, О.П. Морозова, а в методике преподавания физики И.Л. Беленок, А.Ю. Саар.

Наиболее общие педагогические цели являются краеугольным камнем учебных программ и разрабатываемых образовательных стандартов.

Примером может служить фрагмент проекта Российского стандарта школьного физического образования: «Стандарт физического образования основывается на современных и прогнозируемых требованиях государства к общему образованию граждан, а также на важнейших достижениях научно-методической мысли во многих странах.

Общими целями, стоящими перед курсом физики, являются формирование и развитие у ученика научных знаний и умений, необходимых для понимания явлений и процессов, происходящих в природе, технике, быту, и для продолжения образования.

• знание основ современных физических теорий (научных фактов, понятий, теоретических моделей, законов), составляющих ядро содержания физического образования;
• овладение языком физики и умением его использовать для анализа научной информации и изложения основных физических идей в устной и письменной формах;
• формирование умений систематизировать наблюдения явлений природы и техники, планировать и проводить экспериментальные исследования;
• приобретение элементарных практических умений пользоваться измерительными приборами и приспособлениями в результате самостоятельного выполнения широкого круга опытов, экспериментов, исследовательских работ».

Педагогические цели являются неотъемлемой частью планов учителя. Так, в пособии по методике и технике урока в школе Н.М. Яковлев и А.М. Сохор пишут: «Целесообразно указывать в плане урока следующее. 1. Цель урока (идеи, понятия, закономерности, умения, навыки, подлежащие формированию или совершенствованию на уроке; воспитывающие и развивающие задачи урока). Опорные знания в изучаемом материале».

Б.И. Стрелец И А.П. Шаблыкин в методических рекомендациях к работам спецпрактикума по методике преподавания физики также указывают, что «при планировании урока учитель, прежде всего, указывает тему занятия, дидактические и воспитательные цели, стоящие перед уроком, этапы урока. Каждый этап и каждый момент урока решает небольшую задачу и преследует одну определенную цель. Совокупность всех небольших целей обычно приводит к достижению цели, стоящей перед уроком физики в целом».

В одной из книг библиотеки директора школы также читаем: «План урока является рабочим документом учителя и должен быть максимально краток, но в то же время содержать весь материал, который необходим для проведения урока. В плане четко формулируется тема урока, определяющая его содержание, конкретные воспитательные и дидактические цели; там могут быть сформулированы вопросы, которые учитель поставит перед учащимися, план его рассказа (объяснения, лекции), задания для самостоятельной работы и др. . «. Правда, справедливости ради, следует отметить, что дальше приводятся указания, несколько не согласующиеся с позиции целеполагания с отмеченными выше: «В плане практического занятия на местности (например, по начальному курсу физической географии, природоведению и др.) определяется его тема, указывается место проведения, излагается содержание заданий учащимся, формулируются вопросы для обобщающей беседы учителя или тема контрольно-обобщающей работы.

В планах проведения лабораторных занятий (по физике, химии, биологии и т.д.), а также в планах практических занятий в учебных мастерских, на учебно-опытных участках, по домоводству нет необходимости подробно излагать весь ход намеченного учителем процесса работы. Надо лишь указать тему занятия, план сообщения теоретического материала, необходимого для осмысленного и правильного выполнения задания, а после этого сослаться на номера инструкционных карт или заданий из учебников и пособий, по которым будет проводиться практическая работа учащихся, определить ее последовательность и характер подведения итогов».

Нет рекомендаций или указаний формулировать какие-либо цели в тематических планах: «Раскрыть содержание программного материала помогает тематическое планирование. В тематическом плане материал темы или небольшого раздела программы распределяется по урокам, для каждого из которых определяются темы, виды практических работ, выполняемых на уроке, материал, подлежащий повторению. Наряду с обычными уроками, в тематическом плане фиксируются экскурсии, лабораторные занятия, практикумы, обобщающе-повторительные уроки, контрольные работы по данной теме. Совокупность и последовательность работы, предусмотренные в тематическом плане, и определяют методическую систему изучения данной темы программы».

В другом пособии встречаем в целом несколько иные, но в плане целеполагания схожие установки: «В календарных тематических планах следует указать:

1. Порядковый номер учебной темы и порядковый номер урока в данной теме;
2. Наименование темы урока;
3. Ориентировочно дата проведения урока (с точностью до 2-3 дней);
4. Домашнее задание, проверяемое на уроке;
5. Изучаемые на данном уроке параграфы учебника;
6. Номера упражнений и задач с указанием авторов и названия пособий, выполняемые в ходе урока;
7. Дополнительная научная и научно-популярная литература по изучаемому вопросу;
8. Методическая литература;
9. Самостоятельная работа учащихся, планируемая на данном уроке;
10. Домашнее задание школьникам;
11. Рекомендуемая ученикам дополнительная литература по теме урока;
12. Примечание».

Говоря о педагогических целях, с самого начала следует определиться с терминологией. В педагогической литературе термин «цель» часто отождествляется с термином «задача». Например, Г.Д. Кириллова, выделяя цель урока, как один из его главных компонентов, пишет: «Функционирование дидактической системы подчинено цели урока, которая реализуется через систему познавательных задач». Здесь следует обратить внимание на два обстоятельства.

Первое: познавательные задачи выступают в качестве подсистемы системы целей и могут быть названы частными целями.

Второе: при планировании урока частные цели сводятся к познавательным задачам. На связь понятий «задача» и «цель» указывает и Э. Стоунс: «. цели обучения по своему характеру более конкретны и часто связаны только с одним уроком. Для того, чтобы различать весьма общие и более конкретные цели, в последнем случае обычно используется слово «задача».

Как видно, здесь иерархия отношений между целью и задачей меняется на противоположную.

К сказанному можно было бы добавить пример, когда авторы одного из пособий для учителей, приводя конкретные разработки уроков, вообще не пользуются понятиями «цель», «задача». Но, в то же время, раскрывая содержание урока, фактически формулируют его цели, чем отождествляют понятия «цель» и «содержание».

Чтобы в дальнейшем было меньше путаницы в области терминологической синонимии по отношению к целеполагающей деятельности учителя, имеет смысл пользоваться только термином «цель».

Что касается второго из отмеченных выше обстоятельств, произвольного или непроизвольного, проявляющегося в явном или неявном виде, сужения области целеполагания, оно носит весьма распространенный характер. Вот только несколько примеров.

Все цели в отмеченном выше пособии носят только конкретный частно методический характер. Аналогичные примеры приведены и в ряде других работ. И даже работы, не имеющие конкретно предметной направленности, нередко страдают узостью взгляда на проблему целеполагания.

Например, в одной из них читаем: «Великолепно, например, планирует свои уроки учительница физики школы №127 Ленинграда Т.Г. Гридасова. Составляя план будущего урока, она четко определяет его цели, перечисляет оборудование, которое предполагает использовать, фиксирует намеченный план и, наконец, обязательно более или менее подробно определяет ход урока. При записи хода урока учительница делит тетрадь или большой лист пополам: в одной половине отмечаются действия учителя, а в другой — учеников. Приведем фрагмент одного из ее планов.

План урока по теме «Закон сохранения импульса» Цель урока: формирование у учащихся знаний о свойствах сохранения импульса».

В.Н. Максимова, рассматривая проблему поурочного планирования с позиции межпредметных связей, приводит в качестве образца пример плана урока химии, который начинается с формулировки его цели и задач:

«Основная цель урока: на основе связей с курсом физики раскрыть зависимость физико-химических свойств элементов главной подгруппы V группы от строения их атомов. Задачи урока: образовательная — изучить особенности строения атомов, физико-химические свойства элементов мышьяка, сурьмы, висмута и на основе применения физических понятий (твердость, хрупкость, электропроводность и др.) углубить понимание сущности физических свойств всех элементов подгруппы азота; развивающая — развитие умений применять знания по физике при изучении физических свойств химических элементов; развитие умений сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и др.; воспитывающая — формирование мировоззренческих представлений о связи внешних и внутренних сторон в природе».

Л.Т. Охитина в книге, посвященной психологическим основам урока, справедливо замечает: «Учитель приходит на урок нередко с единственной целью добиться от учащихся усвоения ими определенных программных вопросов. Отсутствие дальней мотивации, бесперспективность в работе учителя неблагоприятно сказываются на учащихся. Такая работа приносит больше вреда, чем пользы». И далее: «Нельзя согласиться с формулой: «Нет плохих учеников, но есть плохие учителя», но можно и должно ставить вопрос: «Все ли возможности использовал учитель для развития личности каждого своего ученика».

Сразу же после этого она приводит план анализа урока, который начинается с его психологической цели, раскрывающейся через три позиции:

1. Место и значение данного урока в перспективном плане учителя, проектирующего развитие учащихся в пределах изучения своего предмета. Формулировка цели.
2. В какой мере учтены в целевой установке урока конечная задача перспективного плана, психологические задачи изучения раздела и темы, характер изучаемого на уроке материала и результаты, достигнутые в предшествующей работе.
3. В какой мере отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методические приемы, используемые на уроке, и весь стиль урока в целом отвечают поставленной психологической цели».

Вероятно, заданные позиции вряд ли помогут учителю при анализе урока выяснить, действительно ли он использовал «все возможности для развития личности ученика».

Отмечая важность проблемы целеполагания в деятельности учителя, мы полностью разделяем позицию В.П. Беспалько: «Педагогическая технология, — пишет он, — характеризуется в отношении целеобразования принципом диагностичной целенаправленности, который означает не более того, как необходимость для существования реальной педагогической технологии такой постановки целей обучения и воспитания, которая бы допускала объективный и однозначный контроль степени достижения цели».

Цель обучения (воспитания) поставлена диагностично, если:

а) дано настолько точное и определенное описание формируемого личностного качества, что его можно безошибочно отдифференцировать от любых других качеств личности;
б) имеется способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его сформированности;
в) возможно измерение интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля;
г) существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

На нынешнем этапе развития средней и высшей школы названным требованиям не удовлетворяют ни общая (основная) цель соответствующих педагогических систем, ни частные цели изучения отдельных предметов.

Представление об идеале, или глобальной цели, как общественно-государственном заказе на формирование всесторонне и гармонично развитой личности является предельно нечетким и не удовлетворяет ни одному из перечисленных выше требований к диагностичной постановке цели в педагогической системе».

Аналогичную мысль высказывает и В.И. Загвязинский: «Педагогические цели образования конкретно состоят, во-первых, в том, чтобы обеспечить овладение системой фундаментальных и прикладных знаний и соответствующих способов деятельности, и, во-вторых, в том, чтобы обеспечить на этой основе общее и специальное развитие. Второй аспект целей пока менее четко выражен в программах, недостаточно обеспечивается регламентированными способами деятельности».

К проблемам понимания, классификации педагогических целей, построению их систем, в литературе можно встретить разные подходы.

Примером может служить подход, разрабатываемый И.К. Шалаевым. В его авторском курсе «Программно-целевая психология управления» дается концептуальная структура профессиональных качеств, процесса и конечных результатов управленческого труда. Реализация требований психологии и педагогики в концентрированном виде наблюдается в процессе построения дерева целей овладения программно-целевой психологией управления. При построение дерева целей на основе логики мотивационного программно-целевого управления формируется генеральная цель — овладеть теоретической и технологической базой повышения эффективности управленческого труда; в результате системного анализа устанавливаются ведущие препятствующие факторы; далее следует определение всего поля проблем и формулируются ведущие цели и подцели, осуществляется их иерархизация в логике «Хочу — Могу — Делаю — Получаю».

Не повторяя основных позиций, изложенных в названной книге, остановимся лишь на одной мысли: «Функция любой классификации — помочь разобраться в чем-то сложном. . учителям и другим работникам просвещения следует оценивать системы целей образования с точки зрения их полезности. Если такая система не отвечает требованиям практики, ее меняют на другую, а если необходимо, то разрабатывают собственную систему». И далее высказывание Блейка: «Я должен или создать систему, или стать рабом системы, созданной другим».

Стратегическое управление
Риск менеджмент
Инновационный менеджмент
Управление качеством
Человеческие ресурсы

Назад | | Вверх

Author: admin