Требования предъявляемые к психологическим исследованиям

Основные требования к методам психологии

Психология как наука имеет определённые предмет и методы изучения психических явлений. Знание методов и умения с их помощью изучать возрастные и индивидуальные особенности психического развития личности — путь к более глубокому познанию психологических особенностей личности и использования этих знаний в практической деятельности.

Психология выдвигает к методам исследования психических явлений определенные требования:
— Психические явления нужно изучать в их развитии, взаимосвязи и взаимозависимости;
— Метод психологического исследования должно быть адекватным предметом исследования, раскрывать существенные, а не случайные, второстепенные особенности исследуемого психологического процесса, состояния или свойства.

Основным принципом психологического исследования является его объективность. Методами, которые обеспечивают объективность раскрытия исследуемого психического явления, есть наблюдение, экспериментальное исследование, анализ продуктов деятельности (учебной, трудовой, спортивной), беседа, интервью и др. Метод самонаблюдение, особенно интроспективная его форма, не может быть единственным и вероятным способом изучения особенностей психических процессов, состояний и свойств личности. Самонаблюдение легко поддается субъективном толкованию психических явлений, особенно тогда, когда исследуемая лицо малоразвитых и не способно к самонаблюдению. Проверить же описания психических переживаний, которые исследуются самонаблюдение, обычно невозможно. Впрочем, при исследовании объективными методами самонаблюдения может использоваться в форме словесного отчета подопытного о том, что и как он переживает во время самонаблюдение психического процесса или состояния. При самонаблюдении личность одновременно предстает как субъект и как объект исследования, что делает невозможным успешность исследования. Лучшей формой самонаблюдения является ретроспективное наблюдение, основополагающим в отношении которого есть упоминания о ходе исследуемого психического явления после того, как оно произошло. Человек может в такой способ описать, что он чувствовал в состоянии радости, горечи, страха, как он запоминал или рассуждал, решая задачи.

Last update 06:37:44 AM GMT

Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям

Валидность буквально означает «полноценный», «пригодный», «соответствующий». Характеристика психодиагностической методики как валидной свидетельствует о ее соответствии и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для которого она предназначена.

Надежность методики характеризует возможность получения с ее помощью устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или измеряемого психологического свойства).

Точность методики отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Точность психологической методики в определенном смысле можно сравнивать с точностью технических измерительных инструментов. Микрометр, например, более точный инструмент, чем линейка.

Однозначность методики характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется.

Требования, предъявляемые к организации психологических исследований

— подбор и апробация методов и методик, принимая во внимание все многообразие внешних и внутренних факторов, влияющих на протекание подлежащей исследованию психической деятельности;

— составление логической и хронологической схем исследования;

— выбор контингента испытуемых, определение количественных параметров выборки и необходимого числа измерений;

— план обработки и интерпретации данных.

2. Место проведения исследования:

должно обеспечивать изоляцию от внешних помех (или учет влияния таких помех), комфорт и рабочую обстановку.

3. Техническое оснащение:

должно соответствовать решаемым задачам, ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

4. Подбор испытуемых:

должен обеспечить их качественную однородность.

5. Исследователь неизбежно влияет на ход исследования на всех его этапах (от планирования до формулировки выводов).

Это необходимо учитывать и стремиться к максимальной объективности. Действенными средствами ее повышения могут быть: проведение системных, многократных, повторных проб; параллельные

исследования общего объекта разными исследователями и сравнение полученных результатов; профессиональная рефлексия, а также использование технических средств для регистрации изученных явлений.

6. Инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Она должна быть четкой, краткой, понятной, активизирующей те психологические явления, которые выбраны для изучения.

7. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным). Это позволяет рассматривать изучаемое явление не изолированно, а в контексте целостного проявления индивидуальности, во взаимосвязях, которые определяют специфику изучаемых компонентов.

8. Обработка результатов — количественный и качественный анализ и синтез полученных данных, где качественный анализ занимает ведущее место в формулировке выводов и составлении рекомендаций.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Требования, предъявляемые к организации психологического исследования;

Этапы психологического исследования

1. Планирование исследования включает подбор и апробацию методов и методик. Разностороннее и многоуровневое рассмотрение вопросов должно учитывать все многообразие факторов (внешних и внутренних), влияющих на протекание и эффективность подлежащей исследованию психической деятельности. Планирование — это также составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план математической обработки и описания всего исследования и т.д.

Смотрите так же:  Материнский капитал когда можно подавать документы

2. Место проведения исследования Должно обеспечивать изоляцию от внешних помех (по меньшей мере эти влияния необходимо учитывать), отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.

3. Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

4. Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную однородность.

5. Исследователь (или экспериментатор) неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах, от планирования до выводов и рекомендаций.

6. Инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Инструкция должна быть четкой, краткой, однозначной.

7. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).

8. Обработка результатов исследования — это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.

Основным принципом построения психологического исследования является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов. Важно не только, сколько и какие задачи выполнил испытуемый, главное — как он работал. Каков характер ошибок?

Основные методологические принципы,которые необходимо соблюдать при любом методе:

Требования к методам психологии

Психология как наука имеет свои предмет и методы изучения закономерностей, механизмов и психических фактов. Знание методов и умение с их помощью изучать особенности психического развития человека — путь к познанию его психологических особенностей для использования этих знаний в практической деятельности.

Системный подход — это способ теоретического и практического исследования в психологии, предусматривающий, что каждый психический процесс, явление или состояние человека — предмет изучения — рассматривается как система.

При этом условия рассмотрения каждого предмета исследования отвечают требованиям диалектики и конкретизируются положением о взаимоотношениях и взаимозависимости всех психических явлений. Все психические явления соотносятся между собой.

Но учесть и осмыслить все отношения в целостной системе психики и ее связи со средой практически невозможно. Поэтому системный подход предлагает при исследовании психических явлений ограничиться некоторыми из всех возможных отношений, имеющих существенное значение для достижения цели исследования.

Так, системный подход к понятию «действие» и его природному проявлению — операционной стороне деятельности — это фиксированное отношение функций, которые оно выполняет. Их три: исполнительная, ориентировочная и контрольная.

Вместе с тем, каждая функция должна иметь свойства — меньшие элементы целостности. Возьмем, например, ориентировочные свойства действия. Они осуществляют:
1) семантический анализ текста задания или задачи для идентификации предметов — известного и неизвестного, которые составляют условие действия;
2) нахождение отношений между известными и неизвестными элементами задачи;
3) осознание структуры задачи;
4) поиск аналогов решения задачи или выполнения задания;
5) перестройку созданной структуры задачи и т. д. Следовательно, системный подход дает возможность находить неизвестные элементы в системе, открывать новые свойства целостных систем, которыми являются психические явления.

Требования к методам исследования. Психология предъявляет к методам исследования психических явлений такие требования:
• психические явления необходимо изучать в их развитии,взаимосвязи и взаимозависимости;
• метод психологического исследования должен быть адекватным предмету исследования, раскрывать существенные, а не случайные, не второстепенные особенности исследуемого психологического процесса, состояния или свойства.

Главным принципом психологического исследования является его объективность.

К методам, обеспечивающим объективность раскрытия исследуемого психического явления, относятся: самонаблюдение, наблюдение, экспериментальное исследование, анализ продуктов деятельности (учебной, трудовой, спортивной), беседа, интервью и другие.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Сложность и своеобразие психических явлений требует от исследователя знания основных принципов и методов их изучения.

Теоретические установки, которыми руководствуется исследователь при изучении каких-либо предметов и явлений, называются принципами.

Методы — это приемы, и средства, применяемые учеными для исследования предметов и явлений с целью получения новых знаний о их свойствах, закономерностях и механизмах их возникновения и существования.

Учение о принципах и методах организации и осуществления исследовательской и практической деятельности, которыми руководствуются ученые называют методологией.

Термин «методология» происходит от древнегреческого слова «методос», что значит «путь», «дорога». Методология дает возможность ученому и практику найти более правильный путь для того, чтобы получить нужные результаты в исследовательской и практической деятельности.

Методы психологии, первоначально разработанные в научных исследованиях, переходят затем к психологу-практику и служат целям диагностики, развития и коррекции, психопрофилактики и т.п.

Методы, применяемые в психологии, — это приемы и способы, которые дают возможность получить новые факты для научного понимания закономерностей психической деятельности и механизмов функционирования интересующих исследователя психических явлений.

Для того чтобы получаемые с помощью методов, сведения были достоверными, необходимо соблюдать требования валидности и надежности.

Валидность — это такое качество метода, которое свидетельствует о его соответствии тому, для изучения чего первоначально он и был создан.

Смотрите так же:  Федеральный закон о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов

Надежность — свидетельство того, что при многократном применении метода будут получаться сопоставимые результаты.

Для научного исследования психических явлений широко применяются следующие методы: наблюдение, опрос, тестирование и эксперимент.

Наблюдение представляет собой такой способ изучения психики, когда исследователь непосредственно воспринимает поведение и деятельность личности, не вмешиваясь в их протекание.

Наблюдение — внешне самый простой метод, но на самом деле требующий серьезной профессиональной подготовки и знаний. Суть этого метода в том, чтобы, наблюдая и фиксируя (с помощью обычной записи или любых технических средств) особенности поведения, увидеть за ними проявления той или иной психологической характеристики в реальном поведении. Другой задачей наблюдения является выделение особенностей поведения и деятельности, психических проявлений, которые еще не нашли удовлетворительного описания в науке.

Особенностью научного наблюдения является его преднамеренность, целенаправленность (осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью), избирательность (наблюдаются не все, а определенные особенности поведения и деятельности), планомерность (проведение в соответствии с определенным планом) и систематичность. Существенное значение имеет как можно более полная фиксация наблюдаемого.

Наблюдение может быть внешним и внутренним.

Внешнее наблюдение проводится за другими людьми, когда исследователь может без особых затруднений собрать данные о психической деятельности человека, следя за его поведением в естественных условиях со стороны. Если же человек замечает, что за ним наблюдают, то он начинает вести себя скованно и неестественно. Такое наблюдение является мало эффективным и нерезультативным.

Для того, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не могли догадаться об этом, применяется так называемое включенное наблюдение. С этой целью исследователь, осуществляющий такое наблюдение, становится членом группы и занимается такой же деятельностью, как и они, или ведет одинаковый с ними образ жизни. В этом случае открываются такие стороны поведения и психики людей которые имеют сугубо интимный характер.

Одним из своеобразных методов психологического исследования является опрос. Он применяется с целью получения предварительных данных о психических явлениях, имеющих место как у отдельных лиц, так и у групп людей. Опрос может быть устным и письменным.

Устный опрос осуществляется в форме беседы и с отдельным человеком или с группой людей. Для того, чтобы беседа дала нужные результаты, исследователь должен овладеть искусством собеседования. Беседа должна быть заранее спланирована и подготовлена, продуманы способы и средства, помогающие понять психическое состояние собеседника.

Письменный опрос проводится чаще всего при помощи анкет. К нему прибегают в тех случаях, когда необходимо изучить психические явления у большого количества людей. Недостатком этого вида опроса является отсутствие прямого контакта с обследуемыми, а также невысокая достоверность ответов, так как невозможно убедиться, насколько откровенно отвечает опрашиваемый человек на поставленные вопросы.

В современной психологии широкое применение находит метод — тестов. Тесты имеют преимущество диагностический характер. Они дают возможность объективно установить наличие или отсутствие психических свойств и качеств у субъекта и дать им количественную и качественную характеристику.

Тесты применяются для изучения уровня развития психических процессов, способностей, наличия знаний и умений, проявления черт характера и свойств темперамента.

Тесты представляют собой набор стандартизированных, выверенных испытаний, результаты которых определенным образом интерпретируются.

В зависимости от того, какие свойства личности изучаются, применяется и соответствующий набор тестов.

Так, например, для изучения способностей и наличия знаний, навыков и умений применяются тесты-задания, по результатам выполнения которых судят об уровне развития перцептивных, мнемических, интеллектуальных и других качеств личности и о степени ее готовности выполнить ту или иную деятельность. При изучении психических свойств личности используются тесты-опросники, отвечая на которые испытуемые обнаруживают присущие им особенности темперамента и характера.

Наиболее важное значение в психологических исследованиях имеет эксперимент. Применяя этот метод, исследовать сам создает условия, при которых начинает проявляться интересующее его психическое явление. Кроме того в ходе эксперимента он может вносить коррективы и изменения в создаваемую им ситуацию, варьировать и неоднократно повторять его для получения надежных данных.

Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях.

Лабораторный эксперимент дает возможность получить точно фиксируемые данные, так как при его проведении широко применяется специальная аппаратура. Отрицательным моментом этого вида эксперимента является то, что он проводится в искусственных лабораторных условиях и вызывает неестественное поведение испытуемых.

В естественном эксперименте этот недостаток устраняется, так как здесь исследование проводится в привычной обстановке в процессе выполнения какой-либо деятельности, которой занимается обычно испытуемый. Естественный эксперимент применяется во всех отраслях психологии. Но особенно широкое применение он получил в педагогической психологии.

Наиболее результативным является комплексное исследование, проведенное не одним, а несколькими методами.

Сначала проводится наблюдение или опрос с целью сбора первоначальной предварительной информации, на основе которой выдвигается гипотеза о возможном наличии интересующего исследователя психического явления. Затем, чтобы убедиться в правильности гипотезы, применяется тестирование, которое дает возможность установить степень выраженности психического явления и дать ему количественную и качественную характеристику.

Смотрите так же:  Приказ мвд n 1105

Результаты исследования тщательно анализируются, сравниваются и обобщаются, и на основе количественной и качественной оценки делаются выводы теоретического и практического характера. Достоверность выводов во многом зависит от методов обработки полученных данных посредством математического анализа и технических средств, применяемых в науке.

Требования,предъявляемые к организации психологического исследования

1. Планирование исследования включает подбор и апробацию методов и методик. Разностороннее и многоуровневое рассмотрение вопросов должно учитывать все многообразие факторов (внешних и внутренних), влияющих на протекание и эффективность подлежащей исследованию психической деятельности. Планирование — это также составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план математической обработки и описания всего исследования и т.д.

Рис. И.4. Взаимосвязь методологии, методов и методик исследований

ЭТАПЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Рис. II.5. Этапы психологического исследования

2. Место проведения исследования Должно обеспечивать изоляцию от внешних помех (по меньшей мере эти влияния необходимо учитывать), отвечать санитарно-гигиеническим и ин-женерно-психологическим требовани-ям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.

3- Техническое оснащение иссле-

дования должно соответствовать ре-

шаемым задачам, всему ходу исследо-

вания и уровню анализа получаемых

4. Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную однородность.

5. Исследователь (или экспериментатор) неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах, от планирования до выводов и рекомендаций.

6. Инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Инструкция должна быть четкой, краткой, однозначной.

7. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).

8. Обработка результатов исследования — это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.

Основным принципом построения психологического исследования является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов. Важно не только, сколько и какие задачи выполнил испытуемый, главное — как он работал. Каков характер ошибок?

Основные методологические принципы,которые необходимо соблюдать при любом методе:

метод должен исходить из диалектико-материалистического представления о предмете науки, отражать его специфику;

научный метод психологии должен быть объективным;

соблюдение генетического (эволюционного) принципа;

необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий.

В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву): 1

1 Ананьев Б.Г. О методах современной психологии. В кн.: Психологические методы. Л., 1976. С. 23-35.

I группа — организационные методы.Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

IIгруппа — эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

IIIгруппа — методы обработки данных, включающие: количестенный (статистический) икачественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа — интерпретационные методы,включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов ит.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Наблюдение(см.) обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. Для научного наблюдения характерны не простая фиксация факта, а переход от его описания к объяснению. Для такого наблюдения необходим четкий план.

Запись может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, когда изучается личность в целом, выборочная — где фиксируются лишь отдельные проявления психической деятельности.

Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение (см.).

Однако главным методом психологического исследования является эксперимент (см.). Перечислим его достоинства:

исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых;

исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов;

в экспериментальном исследовании обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны, каковы ответные реакции);

эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов.

В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений эксперимент делится на:

констатирующий, в котором выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества, и

обучающий (формирующий) (см.), который предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характер.

Ограниченность констатирующего эксперимента (невозможность проследить процесс приобретения

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Author: admin