Требования обязательности общего образования

Письмо Министерства просвещения РФ от 2 ноября 2018 г. № ТС-459/07 “О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”

В соответствии с законодательством Российской Федерации начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет. Предельный возраст получения образования не ограничен.

Вместе с тем обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и(или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

В соответствии с частью 13 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам», обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами, умственной отсталости) выдается свидетельство об обучении.

Свидетельство об обучении не является документом об уровне образования, поскольку обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не усваивают в процессе получения образования уровни общего образования, установленные федеральными государственными образовательными стандартами начального, основного и среднего общего образования, и не проходят государственной итоговой аттестации.

В то же время свидетельство об обучении дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 292, или обучение в 10-12 классах (группах) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей в части трудового обучения в соответствии с пунктом 30 приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

По итогам профессиональной подготовки выпускникам присваиваются квалификационные разряды. Учащимся, не получившим квалификационного разряда, выдается свидетельство об обучении и характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.

Вместе с тем в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч. 3 ст. 5 Закона об образовании).

При этом федеральными государственными образовательными стандартами общего образования не установлен предельный возраст получения общего образования.

Таким образом, лицо в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получившее свидетельство об обучении и(или) профессиональное обучение, вправе продолжить обучение по программам основного общего и среднего общего образования независимо от возраста.

Класс, в который будет зачислен обучающийся, определяется на основании результатов его аттестации по предметам.

Получение образования может быть организовано в очной, очно-заочной и заочной формах с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации также возможно экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Для обеспечения права лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе в возрасте старше 18 лет, изъявивших желание реализовать свое право на получение общего образования, в субъекте может быть определена конкретная образовательная организация либо необходимые специальные условия могут быть созданы в любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам основного общего и среднего общего образования.

В связи с изложенным, рекомендуем органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, регламентировать порядок организации получения лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе достигшими возраста 18 лет, общего образования.

Обзор документа

Минпросвещения рекомендовало регионам определить порядок получения общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в т. ч. достигшими 18 лет, и указало:

— требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному гражданину сохраняет силу до достижения им 18 лет;

— свидетельство об обучении, которое получают граждане с ОВЗ, не является документом об уровне образования, но дает право на профподготовку по рекомендованным специальностям или на обучение в 10-12 классах с углубленным изучением предметов и областей в части трудового обучения;

— выпускники по итогам профподготовки получают квалификационные разряды;

— учащиеся без разрядов получают свидетельство об обучении и характеристику с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно;

— граждане, имеющие свидетельство об обучении и (или) профобучении, вправе продолжить обучение по программам основного и среднего общего образования независимо от возраста.

Образование можно получить в очной, очно-заочной и заочной формах с применением электронного обучения и дистанционных технологий. Пройти аттестацию можно экстерном бесплатно.

Для граждан с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в т. ч. в возрасте старше 18 лет, желающих получить общее образование, в регионе может быть определена конкретная образовательная организация либо в любой образовательной организации могут быть созданы специальные условия.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Требования обязательности общего образования

Согласно ч. 5 ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Согласно ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными. Причем для освоения программы среднего общего образования обязательно предварительное освоение программ начального общего, и, затем, основного общего образования.

При этом требование об обязательности среднего общего образования сохраняет силу до достижения возраста 18 лет, тогда как требование о получение начального общего и основного общего образования не ограничено достижением указанного возраста.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:

Смотрите так же:  Страховка на пхукете

1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральные государственные образовательные стандарты

Навигационное меню

Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования

Общее образование реализуется по следующим уровням:

  • дошкольное образование
  • начальное общее образование
  • основное общее образование
  • среднее общее образование.

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.

Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

По уровням общего образования реализуются основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Основные образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне этих организаций, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с учетом его мнения.

Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила обеспечивают прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только из-за отсутствия в ней свободных мест. В этом случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве обращаются в другую общеобразовательную организацию, непосредственно в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, или в департамент образования, науки, молодежной политики Новгородской области.

К компетенции образовательной организации относится приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Установление обязательного уровня общего образования в РФ

Одной из основных гарантий реализации конституционного права на образование является установление на конституционном уровне обязательного уровня общего образования. В соответствии с ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, «основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования». Аналогичная норма закреплена и в п. 3 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», согласно которому «основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными».

В конституционном праве выделяют два вида обязанностей: одни носят императивный, повелительный характер (прямой запрет) другие — косвенный характер. Л.Д. Воеводин отмечает, что так же, как и конституционные права, конституционные обязанности имеют прямое действие, но механизм их реализации и привлечения к ответственности в случае неисполнения, должен быть закреплен в текущем законодательстве.

Традиционное понимание конституционной обязанности как установленной государством меры общественно необходимого поведения обязанного лица и конституционно закрепленных и охраняемых правовой ответственностью требований применительно к обязанности получить общее образование имеет ряд особенностей:

1. Обязанным лицом выступает не субъект конституционного права на образование, обучающийся, а его родители (законные представители). Возложение данной обязанности на родителей означает запрет для родителей препятствовать детям в приобретении образования названного уровня, а также всемерно содействовать его получению. Таким образом, фактически, субъект конституционного права на образование не совпадает с субъектом соответствующей конституционной обязанности.

2. Нестрогая формулировка. Термин «обеспечивают» вместо «обязаны» прямого юридического смысла в плане обязательности совершения определенных действий не содержит. В связи с этим, объем ответственности за нарушение данной конституционной обязанности весьма незначителен, что не способствует снижению уровня детской безграмотности в России и общему повышению образовательного уровня граждан.

3. Ограниченный срок реализации: требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет.

4. Возможность реализовать данную конституционную обязанность в негосударственном общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Подобную ситуацию невозможно спроектировать на выполнение иных конституционных обязанностей в негосударственном секторе. Так, например, нельзя реализовать конституционную обязанность по прохождению военной службе — в «частной армии» или заплатить установленные законом налоги и сборы на расчетный счет негосударственной организации. Вышесказанное позволяет сделать вывод о «делегировании» негосударственному общеобразовательному учреждению государственных функций по организации получения обязательного уровня образования, закрепленного на конституционном уровне, в целях повышения образовательного уровня страны в целом.

Смотрите так же:  Покупка дома с земельным участком за материнский капитал

В настоящее время обязательный уровень образования установлен в рамках основного общего образования (9 классов). Ряд субъектов Российской Федерации (г. Москва, Республика Алтай и др.) на уровне регионального законодательства приняли решение повысить уровень обязательного образования на территории данного субъекта федерации до полного (среднего) общего образования. В связи с подобным решением возникает вопрос: не происходит ли нарушение конституционных норм в части возложения дополнительных обязанностей на родителей обучающихся (или лиц их заменяющих) в отдельно взятом регионе, что создает неравенство прав граждан на территории России.

Конституционный Суд РФ рассмотрел вопрос о правомерности введения субъектом Российской Федерации вышеуказанной нормы и пришел к выводу, что подобные положения не противоречат Конституции РФ только в том случае, если возлагаемой на родителей ответственности за реализацию права детей на получение среднего (полного) общего образования корреспондируют принятые на себя субъектом РФ обязанности по обеспечению таких условий. Свое решение Суд мотивировал тем, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем развития государственной поддержки детства и установления гарантий социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). Устанавливая, что родители обязаны обеспечить получение детьми среднего (полного) общего образования, норма Конституции Республики Алтай, в соответствии с целями социального государства, дополнительно гарантирует более широкие возможности для несовершеннолетних, которые бы хотели продолжить свое обучение. Республика Алтай принимает на себя обязательства по финансированию и материально-техническому обеспечению права на образование в указанном объеме и возлагает на родителей несовершеннолетних содействие в его реализации и защите. Такое регулирование не нарушает установленное Конституцией РФ разграничение предметов ведения и полномочий, поскольку защита прав и свобод граждан, а также общие вопросы образования находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

В настоящее время Министерство образования и науки РФ работает над проектом федерального закона, позволяющего установить обязательность всех трех ступеней общего образования, для чего предлагается переименовать ступени общего образования. В результате такого преобразования путем введения промежуточной ступени «базовое общее образование» (5-9 классы) и упразднения ступени среднего (полного) общего образования, установленный Конституцией РФ обязательный уровень основного общего образования будет приходиться на последний 11 класс.

За невыполнение указанной конституционной обязанности предусмотрен ряд мер юридической ответственности. Субъектами данной ответственности также выступают родители (законные представители) детей, препятствующие детям в получении общего образования, и/или не обеспечивающих получение ими данного вида образования.

Ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) устанавливает административную ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по обучению, содержанию и воспитанию несовершеннолетних, а также по защите их прав и интересов в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда. За неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего установлена уголовная ответственность в ст. 156 Уголовного кодекса РФ. Однако гораздо более действенным негативным последствием для человека, не получившего обязательный уровень образования является, на наш взгляд, невозможность продолжить образование в высшем учебном заведении.

Тем временем, следует отметить, что объем ответственности за нарушение данной конституционной обязанности несоизмерим с масштабами и степенью проработки механизма привлечение к ответственности за нарушение иных конституционных обязанностей: обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ) и сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ), а также обязанности гражданина РФ защищать Отечество и нести военную службу (ст. 59 Конституции РФ). Вышесказанное позволяет сделать вывод о неоправданном занижении значения данного вида конституционной ответственности для развития системы образования, для повышения образовательного уровня граждан страны, для укрепления национальной безопасности и целостности России.

Обязательность общего образования

Вопрос-ответ по теме

Все ли уровни образования, указанные в ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», являются обязательными для обучающихся?

Согласно ч. 4 ст. 43 Конституции Российской Федерации обязательность основного общего образования гарантируется в части обеспечения предоставления не только со стороны государства, но и со стороны родителей.

В качестве гарантии получения (бесплатного) основного общего, среднего общего образования государство реализует соответствующие условия его предоставления на уровне государственных или муниципальных образовательных учреждений.

Согласно ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Требование обязательности получения среднего общего образования реализовывается при условии желания обучающегося продолжить образование на уровнях, требующих подтверждения об освоении соответствующей программы предыдущего уровня. Реализовать такое право обучающийся может не только в общеобразовательных организациях, но и в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, которые также вправе реализовывать общеобразовательные программы.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

Является ли среднее полное образование обязательным?

Может ли ребёнок не учится после получения основного общего образования(5-9) и не получать среднее полное образование(10-11), если этого он сам не хочет?

В законе «Об образовании» происходили поправки, поэтому неясно.

Например в федеральном законе «Об образовании» N 273-ФЗ от 29.12.2012 в статье 66, пункте 5 написано:

«Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.»

Вот как понять фразу » конкретному обучающемуся » .

Кто является конкретным обучающемуся?

Так обязан ли ребёнок получать среднее общее образования, если он этого не хочет?

Ответы юристов (8)

Здравствуйте. В соответствии с ФЗ Об образовании по общему правилу обязательно такое образование.

5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Но в соответствии с п. 6 данной статьи допускается, что несовершеннолетний может не продолжать обучение в школе, если ему исполнилось 15 лет.

6. По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

Смотрите так же:  Образец приказ об увеличении заработной платы сотрудникам

Но это касается тех моментов, когда ребёнок не закончил 9 классов. Если окончил их, далее уже совместно с родителями может выбрать дальнейшую форму обучения.

Есть вопрос к юристу?

«Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.» Вот как понять фразу » конкретному обучающемуся » . Кто является конкретным обучающемуся?
Игнат

Это означает, что он не может оставить образовательное учреждение, не получив указанное образование до 18 лет. А по достижении 18 лет, если даже не получил это образование, может покинуть школу и не учиться дальше.

Согласно ч.4 ст.43 Конституции РФ Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Согласно ст.10 ФЗ об образовании 4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Согласно .5 ст.66 ФЗ об образовании Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Это означает, что если обучающийся не получил среднее общее образование до достижении 18 лет, то получать его он уже не обязан.

Полагаю, в данном случае нужно основываться на положения конституции, где указано, что обязательно основное общее образование, то есть образование 9 классов.

Это значит, к конкретному ученику, в данном случае к Вашему ребёнку можно это положение применить.

Так обязан ли ребёнок получать среднее общее образования, если он этого не хочет?
Игнат

обязан в той или иной форме. Хотя насильно его конечно никто в ОУ не запихнёт.

Начальное общее образование, основное общее
образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями
образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной
программы начального общего и (или) основного общего образования, не
допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
Требование обязательности среднего общего образования применительно к
конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста
восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено
обучающимся ранее.

Да, среднее общее образование является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ, это исходит из п. 5 ст. 66 ФЗ «Об образовании» (та же статья которую вы привели, но другое предложение)

5.
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Указанное вами предложение

«Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.»
Игнат

относится к лицам которые не сдали ГИА, об этом же говорит и Письмо Минобрнауки РФ от 24.04.2014 № НТ-443/08 О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования

Так обязан ли ребёнок получать среднее общее образования, если он этого не хочет?
Игнат

В действующей редакции Закона «Об образовании в Российской Федерации» данные положения изложены в следующей редакции:

5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

6. По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

Т.е. по общему правилу получение среднего общего образования является обязательным, до достижения ребенком 18 лет.

А исключения из этой нормы изложены п.6. Т.е. оставить школу до 18 лет без получения среднего общего образования возможно с разрешения комисси по делам несовершеннолетних, рай (гор) ОНО и с согласия родителей.

Просто так обучающийся не может оставить школу, должен учиться в 10-11 классах.

В соответствии с п. 5 ст. 66 ФЗ «Об образовании в РФ» начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

В соответствии со статьей 68 ФЗ «Об образовании в РФ»:

п. 2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

п. 3. Получение среднего профессионального образования на базе основного
общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

В соответствии с п.3 ст. 5 ФЗ «Об образовании в РФ» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

На основании вышеизложенного, Ваш ребенок может по окончании 9-го класса при успешном прохождении итоговой аттестации покинуть школу и поступить в учреждение профессионального образования на бесплатной и общедоступной основе.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Author: admin