Требования летной годности

Приказ Минтранса РФ от 16 мая 2003 г. N 132 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минтранса РФ от 16 мая 2003 г. N 132
«Об утверждении Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации»

С изменениями и дополнениями от:

16 июля 2003 г., 3 июля 2008 г., 29 ноября 2016 г.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса РФ от 3 июля 2008 г. N 96 в преамбулу настоящего приказа внесены изменения

В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации».

2. Установить, что настоящие Федеральные авиационные правила вводятся в действие с 30 марта 2004 года.

Информация об изменениях:

Первый заместитель Министра

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 июня 2003 г.

Регистрационный N 4653

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса РФ от 3 июля 2008 г. N 96 в настоящие Федеральные авиационные правила внесены изменения

Федеральные авиационные правила
«Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации»
(утв. приказом Минтранса РФ от 16 мая 2003 г. N 132)

С изменениями и дополнениями от:

3 июля 2008 г., 29 ноября 2016 г.

Настоящие Правила вводятся в действие с 30 марта 2004 г.

О Федеральных авиационных правилах см. справку

I. Общие положения

1. Экземпляр гражданского воздушного судна (далее — экземпляр ВС) допускается к эксплуатации только при наличии сертификата летной годности.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 29 ноября 2016 г. N 365 в пункт 2 внесены изменения

2. Для целей настоящих Федеральных авиационных правил (далее — Правила) используются следующие термины и определения:

заявитель — юридическое или физическое лицо, подавшее заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган на получение сертификата летной годности или продление срока его действия;

сертификат летной годности — документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом для подтверждения соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям (приложение N 1 к настоящим Правилам) (далее — сертификат летной годности);

инспекционный контроль летной годности экземпляра ВС — контрольная оценка экземпляра ВС, осуществляемая с целью установления его соответствия требованиям, предъявляемым к летной годности.

3. Настоящие Правила распространяются на экземпляры ВС, имеющих сертификат типа (аттестат о годности к эксплуатации) и подлежащих регистрации или зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации. Правила содержат технические требования к летной годности экземпляра ВС и процедуры, обеспечивающие сертификацию экземпляра ВС и оформление сертификата летной годности..

Информация об изменениях:

Правила обязательны для юридических и физических лиц при допуске к эксплуатации и поддержании летной годности экземпляров ВС.

5. Правила не отменяют действие документов, допускающих экземпляры ВС к полетам в гражданской авиации и выданных до даты введения в действие настоящих Правил. После окончания действия ранее выданного документа держатель документа проходит процедуры, установленные настоящими Правилами.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

II. Правила проведения сертификации экземпляра ВС

8. Заявитель подает заявку на сертификацию экземпляра ВС (приложение N 2 к настоящим Правилам) в уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган.

Заявитель отвечает за достоверность представленных в заявке сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Заявка должна быть подана в сроки, предварительно согласованные с уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом, но не позднее, чем за 35 календарных дней до даты окончания действия сертификата летной годности (даты начала эксплуатации) экземпляра ВС.

9. Уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган в двухнедельный срок уведомляет заявителя о принятии к рассмотрению или мотивированном отказе в принятии заявки на сертификацию экземпляра ВС (в случае, если не в полном объеме представлена документация или ее качество не позволяет провести оценку соответствия экземпляра ВС установленным требованиям).

10. При положительном решении уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган привлекает в установленном порядке научную или иную организацию для выполнения работ по оценке соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям (далее — привлекаемая организация).

11. Заявитель предъявляет экземпляр ВС привлекаемой организации для проведения работ по оценке соответствия экземпляра ВС установленным требованиям.

Экземпляр ВС и его документация, а также материалы заявителя (акты, справки, отчет о контрольном полете и др.), подтверждающие соответствие летной годности экземпляра ВС установленным требованиям, должны быть подготовлены для выполнения программы проведения работ по оценке соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям (далее — программа).

12. Программа разрабатывается привлекаемой организацией и согласовывается с уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом.

13. По результатам выполнения программы привлекаемая организация оформляет заключение по оценке соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям согласно приложению N 3 к настоящим Правилам (далее — заключение).

Привлекаемая организация при положительных выводах указанного заключения формирует комплексное заключение согласно приложению N 4 к настоящим Правилам. Указанные документы передаются заявителю и в уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган.

Уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган принимает решение о выдаче заявителю сертификата летной годности экземпляра ВС согласно приложению N 5 к настоящим Правилам.

14. В случае признания летной годности экземпляра ВС несоответствующей установленным требованиям уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган выдает заявителю решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин и второй экземпляр заключения.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Сертификат летной годности выдается (продлевается) на период действующих сроков службы (ресурсов) экземпляра ВС, но не более чем на два года. Продление сертификата летной годности производится в порядке первоначального получения сертификата летной годности в соответствии с настоящими Правилами.

16. В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации»** сертификация экземпляра ВС осуществляется на возмездной основе.

17. Заявитель (держатель сертификата летной годности), осуществивший изменения конструкции экземпляра ВС, его компонентов или эксплуатационной документации, извещает уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган об этих изменениях и предъявляет экземпляр ВС для оценки соответствия согласно Правилам.

18. Уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган приостанавливает действие сертификата летной годности в случае выявления несоответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям.

19. Заявитель (держатель сертификата летной годности) своевременно выполняет процедуры регистрации экземпляра ВС, предоставляет возможность проведения инспекционного контроля летной годности экземпляра ВС и обеспечивает поддержание летной годности экземпляра ВС путем:

а) технического обслуживания и ремонта экземпляра ВС в соответствии с эксплуатационной документацией, учета и устранения отказов, неисправностей и повреждений, возникающих при эксплуатации экземпляра ВС;

б) своевременного выполнения требований нормативных документов, касающихся поддержания летной годности.

20. Заявитель (держатель) сертификата летной годности незамедлительно информирует уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган, выдавший сертификат летной годности, об инцидентах и авиационных происшествиях.

III. Инспекционный контроль летной годности экземпляра ВС

21. Инспекционный контроль летной годности экземпляра ВС организует и проводит уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган, выдавший сертификат летной годности, при необходимости привлекая к работе по инспекционному контролю привлекаемую организацию.

22. Инспекционный контроль летной годности экземпляра ВС осуществляется по программе, утвержденной в установленном порядке (далее — программа инспекционного контроля).

Плановый инспекционный контроль летной годности экземпляра ВС проводится не чаще одного раза в год.

При наличии информации о нарушении правил по эксплуатации и поддержания летной годности экземпляра ВС проводится внеочередной инспекционный контроль летной годности экземпляра ВС.

В пределах срока действия сертификата летной годности на основании результатов инспекционного контроля летной годности экземпляра ВС решением уполномоченного органа в области гражданской авиации или его территориального органа действие сертификата может приостанавливаться и возобновляться.

Смотрите так же:  Если не явился в мировой суд

23. По результатам инспекционного контроля летной годности ВС составляется Акт инспекционного контроля летной годности экземпляра ВС согласно приложению N 6 к настоящим Правилам.

Информация об изменениях:

IV. Информационное обеспечение сертификации экземпляра ВС

25. Накопление, учет и контроль сведений о сертификации экземпляра ВС, результатов инспекционного контроля и другой информации осуществляются уполномоченным органом в области гражданской авиации с применением информационных компьютерных технологий. Упомянутые сведения, результаты и другая информация в электронном виде представляются в уполномоченный орган в области гражданской авиации привлекаемой организацией и заявителем.

26. Привлекаемая организация готовит и передает в электронном виде в уполномоченный орган в области гражданской авиации следующую информацию:

программу (программу инспекционного контроля);

документы, содержащие основные результаты выполнения программы (программы инспекционного контроля);

заключение, а в случае инспекционного контроля — акт инспекционного контроля летной годности экземпляра ВС;

27. Заявитель (эксплуатант) ежеквартально (на дату начала квартала) передает уполномоченному органу в области гражданской авиации в электронном виде по установленной форме информацию о ресурсном состоянии экземпляров ВС, имеющих сертификат летной годности.

* Зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2001 г., регистрационный N 2812.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса РФ от 3 июля 2008 г. N 96 в настоящее приложение внесены изменения

Приложение N 1
к Правилам (п.6)
(с изменениями от 3 июля 2008 г.)

Общие технические требования к летной годности экземпляра воздушного судна

Информация об изменениях:

2. Экземпляр ВС и его документация должны соответствовать следующим требованиям:

судовые документы соответствуют требованиям воздушного законодательства Российской Федерации;

действующая эксплуатационная документация содержит все изменения и дополнения, которые внесены в установленном порядке;

пономерная документация содержит все необходимые записи;

экземпляр ВС имеет остаток ресурса и срока службы не менее срока действия выдаваемого сертификата летной годности. Каждый компонент ВС с ограниченным ресурсом и (или) сроком службы имеет остаток ресурса и (или) срока службы;

на экземпляре ВС и всех его компонентах в соответствии с эксплуатационной документацией выполнен полный комплекс технического обслуживания и ремонта в организациях по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, сертифицированных в установленном воздушным законодательством Российской Федерации порядке, и устранены все неисправности и их последствия;

на экземпляре ВС и всех его компонентах выполнены все работы (разовые осмотры, проверки и доработки), предусмотренные нормативными актами уполномоченного органа в области гражданской авиации;

сохранены основные летные характеристики экземпляра ВС, то есть их соответствие характеристикам, указанным в руководстве по летной эксплуатации, что подтверждено материалами контрольного полета, предусмотренного эксплуатационной документацией;

основные летные характеристики экземпляра ВС по данным средств объективного контроля соответствуют характеристикам, указанным в руководстве по летной эксплуатации;

для полета в заявленных условиях навигации экземпляр ВС укомплектован соответствующим оборудованием и обеспечен соответствующей эксплуатационной документацией;

трафареты и надписи, нанесенные на экземпляр ВС, соответствуют эксплуатационной документации;

на экземпляре ВС и каждом его компоненте отсутствуют изменения конструкции, которые не предусмотрены действующей эксплуатационной документацией и (или) нормативными актами уполномоченного органа в области гражданской авиации, и не согласованы с разработчиком ВС;

экземпляр ВС и каждый его компонент полностью укомплектованы согласно перечню в пономерной документации.

3. Для определения степени соответствия экземпляра ВС установленным требованиям могут использоваться (отдельно или в комбинации):

предусмотренные его эксплуатационной документацией методы, методики и технические средства, используемые для получения объективной оценки и летной годности экземпляра ВС, введенные в действие установленным порядком;

контрольный полет и контрольное руление;

экспертиза материалов заявителя (акты, справки, отчет о контрольном полете и др.), которые подтверждают соответствие летной годности экземпляра ВС установленным требованиям;

осмотр экземпляра ВС;

данные средств объективного контроля, полученные в полете по назначению воздушного судна.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса РФ от 3 июля 2008 г. N 96 в настоящее приложение внесены изменения

См. данную форму в редакторе MS-Word

Приложение N 2
к Правилам (п.8)
(с изменениями от 3 июля 2008 г.)

Заявка
на сертификацию экземпляра воздушного судна

Получение летной годности (СЛГ)


Летная годность любого летательного аппарата определяется тем, способен ли этот аппарат совершать безопасный полет при любых установленных для него ожидаемых эксплуатационных условий, соответствует ли он установленным требованиям федеральных авиационных правил (ФАП).

Для определения летной годности существуют — нормы летной годности (НЛГ), установленные государственные требования для летательных аппаратов (военные летательные аппараты имеют свои НЛГ).

Т.е. обеспечение безопасности полета – это такое состояние воздушного судна, при котором связанные с использованием воздушного судна риски, снижены минимально, причем, эти риски могут контролироваться.

Все воздушные судна, которые выполняют полеты на территории Российской Федерации, должны быть зарегистрированы и иметь при этом СЕРТИФИКАТ летной годности.

Получение такого СЕРТИФИКАТА (СЛГ) – процедура достаточно трудоемкая, кропотливая и длительная.

Поэтому владельцы любых воздушных судов могут обратиться к нам за помощью, в компанию «ФИНАМ аэро».

Нормы летной годности

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия . Главный редактор Г.П. Свищев . 1994 .

Смотреть что такое «Нормы летной годности» в других словарях:

Нормы Летной Годности — требования по обеспечению безопасности полетов к летным характеристикам, устойчивости и управляемости самолета (прочности конструкции, систем и агрегатов, противопожарной защите и т.д.). Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Нормы летной годности — правила, содержащие требования к конструкции, параметрам и летным качествам воздушного судна и его компонентам, направленные на обеспечение безопасности полетов. Источник: ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ… … Официальная терминология

нормы летной годности — 3.17 нормы летной годности: Часть авиационных правил, которая содержит требования к конструкции, параметрам и летным качествам воздушных судов и их компонентов, направленные на обеспечение безопасности полетов [4]. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 54080-2010: Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Информационно-аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов. Общие требования — Терминология ГОСТ Р 54080 2010: Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Информационно аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов. Общие требования оригинал документа: 3.1… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

нормы — 27 нормы: Нормативный документ, регламентирующий допускаемые значения величин на параметры средств связи Источник: ОСТ 45.185 2001: Отраслевая система стандартизации. Термины и определения 3. Нормы технологического проектирования. Линии… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

взлёт — взлёт — разбег самолёта до скорости отрыва и этап полёта до момента достижения скорости, высоты и конфигурации самолёта, необходимых для начала полёта по маршруту. Для пассажирских самолётов Нормы лётной годности гражданских самолётов СССР… … Энциклопедия «Авиация»

взлёт — взлёт — разбег самолёта до скорости отрыва и этап полёта до момента достижения скорости, высоты и конфигурации самолёта, необходимых для начала полёта по маршруту. Для пассажирских самолётов Нормы лётной годности гражданских самолётов СССР… … Энциклопедия «Авиация»

заход на посадку — заход на посадку — этап полёта, включающий предпосадочное маневрирование в районе аэродрома и постепенное изменение конфигурации самолёта от полётной к посадочной. В соответствии с действовавшими в СССР Нормами лётной годности З. на п.… … Энциклопедия «Авиация»

заход на посадку — заход на посадку — этап полёта, включающий предпосадочное маневрирование в районе аэродрома и постепенное изменение конфигурации самолёта от полётной к посадочной. В соответствии с действовавшими в СССР Нормами лётной годности З. на п.… … Энциклопедия «Авиация»

Вертолёт — Bell 205 … Википедия

Статья 35. Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и требования в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 254-ФЗ)

1. Летная годность гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта — состояние гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, при котором они соответствуют типовой конструкции и способны обеспечивать их безопасную эксплуатацию.

2. Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и требования в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации (далее — требования к летной годности и к охране окружающей среды) определяются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и физическими лицами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке и эксплуатации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов.

Смотрите так же:  Приказ о тематической проверке по речевому развитию

Воздушный кодекс РФ устанавливает правовой базис использования воздушного пространства нашего государства и деятельности в области авиации. Регламентирует задачи по обеспечению потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках (максимально безупречное качество услуг), в авиаработах, в обороне и безопасности государства, в охране его интересов, безопасности полётов воздушного транспорта, в авиационной и экологической безопасности. Регулирует порядок расследования авиационных происшествий и инцидентов (определение причин ЧП, принятие мер по его предотвращению в будущем). Занимается такими вопросами, как авиационный персонал, международные полёты воздушных судов, ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя и др.

Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации. Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Воздушный кодекс РФ был принят 19.02.1997 г.(19 марта 1997 года N 60-ФЗ)

Летная годность

Летная годность (ЛГ) является характеристикой ВС, которая обеспечивается предусмотренными и реализованными в его конструкции и летно-технических параметрах принципами и позволяет осуществлять безопасный полет в ожидаемых условиях и при установленных методах эксплуатации.

Ожидаемые условия эксплуатации содержат область расчетных условий, определенных нормами летной годности, а также эксплуатационные ограничения и рекомендуемые режимы полета, установленные для данного типа самолета во время его сертификации.

Нормы летной годности (НЛГ) — это свод требований, выполнение которых обеспечивает заданный уровень безопасности полетов.

Обязательным условием допуска ВС к эксплуатации является соответствие его действующим НЛГ. Минимальные требования, выполнение которых необходимо для допуска ВС к эксплуатации, сформулированы в Приложениях к Чикагской конвенции ICAO 1947 г. — Приложении 6 «Эксплуатация воздушных кораблей», Приложении 8 «Летная годность ВС» и Приложении 10 «Авиационная электросвязь».

Исторически сложилось так, что первыми полноценными нормативными документами стали нормы прочности самолетов начала 1920-х годов. Целью этих норм было определение нагрузок на самолет для всех условий эксплуатации его на земле и в полете. В дальнейшем встал вопрос о создании комплексных норм, которые охватывали бы требования к летным характеристикам, конструкции и прочности самолета, двигателей и всех видов оснащения. Такие нормы для гражданских летательных аппаратов были созданы перед Второй мировой войной в Англии (BCAR), а со временем — в Европе (JAR) и США (FAR).

Создание отечественных норм летной годности начинается в послевоенные годы в связи с бурным развитием Аэрофлота. Первые нормы для гражданских самолетов (НЛГС) были введены в 1967 г. В 1971 г. введены в действие нормы НЛГС-1, а в 1975 г. выданы сертификаты летной годности для самолетов Ил-86, Як-42, Ан-28 по действующим нормам НЛГС-2.

В рамках деятельности Постоянной комиссии по гражданской авиации стран — членов СЭВ на основе Норм летной годности 1984 г. были созданы Единые нормы летной годности гражданских транспортных самолетов стран — членов СЭВ (ЕНЛГС), которые введены в действие в 1985 г. Они распространяются на гражданские дозвуковые самолеты с количеством основных газотурбинных двигателей не менее двух и предназначены для перевозки пассажиров или пассажиров, почты и груза одновременно.

В ЕНЛГС установлены требования к летной годности самолетов, их двигателей и оборудования, которые служили основой взаимного признания государствами — членами СЭВ сертификатов летной годности, объема контрольных проверок летной годности самолетов, двигателей и оборудования, которые выпускаются и эксплуатируются соответствующими странами.

Тем не менее в настоящее время еще не созданы единые международные нормы летной годности. В США и большинстве стран мира действуют нормы FAR-25 с некоторыми национальными дополнениями, а в Великобритании — BCAR (JAR-25). Сравнительный анализ НЛГС-3, FAR и JAR показывает, что уровни безопасности, которые они устанавливают, практически эквивалентны. Относительно отдельных требований существует определенная разница между названными НЛГ. Наиболее существенным является отличие НЛГС-3 от FAR и JAR в отношении структуры расположения и нумерации требований, что затрудняет их понимание за границей.

С 1990 г. в Украине и России начата работа по сближению НЛГ к Нормам США и Западной Европы по структуре и содержанию требований с учетом обеспечения конкурентоспособности отечественных летательных аппаратов. Действующие Нормы летной годности самолетов транспортной категории являются частью 25 Авиационных правил (АП-25). Они учитывают требования НЛГС-3, построены по структуре, принятой для FAR-25, и содержат Поправки к FAR-25. Нумерация частей АП-25 аналогична нумерации соответствующих частей FAR. Правила АП-25 действуют в России, Украине, Узбекистане и некоторых других странах СНГ.

Нормы летной годности устанавливают требования к функциональным системам ВС, которые вытекают из анализа их влияния на безопасность полета:

функциональные системы должны быть практически безотказными, поскольку отказы приводят к аварийным или катастрофическим ситуациям, а их резервирование должно обеспечивать продолжение безопасного полета после двух последовательных отказов;

конструктивно функциональная система ВС должна быть выполнена так, чтобы экипаж мог своевременно обнаружить отказ, предотвратить его отрицательные последствия и осуществлять полет с отказавшим элементом или системой;

функциональная система должна быть простой в управлении, иметь возможность перехода в любой режим работы, предусмотренный инструкцией по летной эксплуатации, и оснащаться сигнализацией и средствами контроля ее работоспособности;

средства контроля работоспособности функциональной системы или ее элементов, встроенные в конструкцию ВС, не должны снижать безотказность в работе функциональной системы и ее составляющих;

конструкция функциональной системы вместе с элементами ее контроля и управления может снижать до минимума возможность допущения ошибок как в процессе летной эксплуатации, так и во время технического обслуживания.

Не менее важен комплексный подход к анализу взаимовлияния работы всех функциональных систем воздушного судна в ожидаемых условиях эксплуатации, т. е. к летным характеристикам, устойчивости и управляемости воздушного судна. Требованиями этого направления являются: номенклатура скоростей; обеспечение взлета, полета по маршруту, посадки и захода на посадку; продольная и боковая устойчивость и управляемость; обеспечение безопасности во время полетов на больших углах атаки и в случае возникновения особых ситуаций.

Требования НЛГС к летным характеристикам в значительной степени определяют пределы применения самолета как по посадочным характеристикам, так и по диапазонам допустимых скоростей и высот полета. Это позволяет формулировать конкретные требования к летательному аппарату и его эксплуатационной документации. В частности, требования к прочности устанавливают нагрузку на воздушное судно и его основные части, особые случаи нагружения, жесткость конструкции, температурную прочность, условия усталостной прочности.

Таким образом, НЛГ, кроме требований, которые определяют основные принципы летной годности, содержат значительный объем конкретных требований к летным характеристикам, к двигателям и другим функциональным системам и оборудованию. Они сформулированы на основе опыта создания, испытаний и эксплуатации летательных аппаратов.

Относительно конструктивных особенностей ВС (его систем и агрегатов) НЛГ устанавливают требования к системам управления, шасси и тормозным устройствам, гидравлическим и пневматическим системам, пассажирской кабине и грузовым отсекам, герметической кабине, системе кондиционирования воздуха, бортовым средствам регистрации полетной информации, аварийно- спасательному оборудованию, защите самолета от молнии, эксплуатационной технологичности, материалам и технологии изготовления. Аналогичные требования относятся к силовым установкам — конструктивным элементам двигателя, его системам и агрегатам, воздухозаборным системам и выхлопным устройствам, противопожарной защите силовой установки, к системам управления и регулирования, топливной, смазочной, охладительной системам и др.

Требования НЛГ распространяются на бортовое оборудование, установленное на самолете для определения его местоположения в полете, обеспечения самолетовождения, управления воздушным движением, обеспечения внешней и внутренней связью и электроэнергией, а также для контроля за работой силовой установки.

Бортовое оборудование самолета должно быть сконструировано, изготовлено и установлено так, чтобы удовлетворялись следующие требования:

в ожидаемых условиях полета оборудование должно выполнять все функции для осуществления полета согласно Руководству по летной эксплуатации (РЛЭ);

необходимые функции оборудования должны обеспечиваться в условиях внешних влияний (перегрузки, вибрации, температуры и др.), которые могут возникнуть на самолете во время его эксплуатации;

в случае отказов функциональных систем, при которых может возникнуть особая ситуация, следует предусматривать средства контроля и индикации их состояния;

для проверки исправности оборудования в его конструкции необходимо предусматривать средства контроля работоспособности;

Функциональные системы, которые потребляют, генерируют, превращают или распределяют электроэнергию, не должны создавать в процессе их одновременной работы такие электромагнитные препятствия, которые приводили бы к нарушению работоспособности или возникновению особых ситуаций.

Компоновка кабины должна обеспечивать удобное размещение всех членов экипажа с учетом антропометрических требований, а также возможность эффективного выполнения функциональных обязанностей на режимах полета, предусмотренных РЛЭ.

Смотрите так же:  Льготы для мужчин

В результате анализа структуры парка ВС, который находится в реестре Государственной администрации гражданской авиации, можно сделать вывод, что одной из основных проблем поддержания их летной годности является наличие не возобновляемого, стареющего парка самолетов и вертолетов, которые не отвечают новым международным требованиям.

Безопасность полетов и проблема стареющего парка воздушных судов

Дадим общую оценку ситуации, которая касается поддержания летной годности ВС и их модернизации.

Экономическая ситуация в Украине и других странах СНГ, а также структурные изменения в промышленности и на транспорте привели к отрицательным последствиям в развитии гражданской авиации, которыми являются:

резкое снижение объемов перевозок; изменения в структуре спроса на авиационные перевозки, в частности, свертывание перевозок внутри страны;

наличие стареющего парка ВС, который недоиспользуется;

снижение внимания авиакомпаний к безопасности полетов;

общее снижение уровня безопасности полетов;

прогрессирующее несоответствие стареющего парка ВС международным требованиям, которые постоянно изменяются.

Такие большие авиационные государства, как США и Россия, разработали национальные программы, которые определяют стратегию регулирования состава и состояния парка ВС. В 1999 г. ФАС России подготовила документ «Система поддержания летной годности гражданских воздушных судов России». Главная цель системы — обеспечение максимально эффективного использования существующего парка стареющих ВС гражданской авиации с сохранением заданного уровня безопасности полетов. Аналогичная система в 1980-х годах разработана в США. Целью этих систем является:

упорядочение и системный анализ проблем, касающихся ресурсов и технологий реализации главной цели — эффективного использования ВС при обеспечении заданного уровня безопасности полетов;

создание и развитие национальной системы поддержания летной годности ВС гражданской авиации;

формирование стратегии вывода из эксплуатации стареющих ВС и пополнение парка новыми;

создание системы мониторинга технического состояния парка ВС по типам и экземплярам, а также уровня подготовленности персонала;

разработка системы финансового и материального обеспечения мероприятий по поддержанию летной годности и безопасности полетов.

Разработка национальных программ базируется на предшествующем опыте и на таких нормативных документах ICAO, как Doc 9642-AN/341 «Пособие по сохранению ЛГ», Doc 8335-AN/879 «Пособие по процедурам эксплуатационной инспекции, сертификации и постоянного надзора», Приложение 8 к Конвенции о международной ГА «Летная годность ВС», дополнение к Приложению 8 и др., а также на нормативных документах других государств (JAR-OPS, JAR-M, JAR-66, JAR-145, FAR/JAR-1, FAR-39, FAR-43, FAR/JAR-143, FAR-147 и др.).

Российская программа предусматривала разработку ряда документов (Федеральных авиационных правил — ФАП), которые составляют нормативную базу системы поддержания ЛГ: ФАП-1 «Термины и определения»; ФАП-11 «Процедуры разработки и внесения изменений в федеральные авиационные правила»; ФАП-39 «Директивы по летной годности»; ФАП-43 «Общие правила технической эксплуатации и ремонта»; ФАП-65 «Правила подготовки и аттестации специалистов по технической эксплуатации и ремонту авиатехники»; ФАП-ЭКС «Правила эксплуатации»; ФАП- 143 «Правила подготовки и аттестации наземных инструкторов»; ФАП-145 «Организации по техническому обслуживанию и ремонту гражданской авиатехники. Требования, правила сертификации».

Приведенные ниже критерии, отображающие текущее состояние парка ВС гражданской авиации, носят стохастический характер. Они представлены как показатели технического состояния типа ВС, тем не менее их легко можно сформулировать в стоимостном выражении.

Приведенные показатели можно использовать как критерии эффективности выполнения задач (мероприятий) относительно обеспечения летной годности ВС в процессе эксплуатации и безопасности полетов.

Требования летной годности

Сведения об ОПЛГ ГВС

Список сертификационных центров аккредитованных Росавиацией для проведения работ по оценке соответствия ЭВС и ЕЭВС АОН требованиям ФАП на 09.01.2018

Приказ Минтранса РФ от 16 мая 2003 г. N 132 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации».

Приказ Минтранса РФ от 17 апреля 2003 г. N 118 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения»

Текущие документы

Письмо Росавиации от 19.02.2018 № Исх-3902/03 «О предоставлении информации в Росавиацию о потребности авиакомпаний в оснащении ВС аппаратурой АПДД»

Письмо Росавиации от 18.01.2018 №Исх-864/03 » Об использовании результатов исследований ФАУ «Авиационный регистр Российской Федерации» с целью разработки дополнительных профилактических мероприятий в рамках системы управления безопасностью полетов и организации работ по поддержанию летной годности воздушных судов»

Приказ Минтранса России от 07.07.2011 №181 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации» (ред. от 13.01.2017)»

Приказ Минтранса РФ от 18 ноября 2011 г. N 287 «Об утверждении порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения»

Приказ Минтранса России от 25.09.2015 № 285 «Об утверждении федеральных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов»

Методические рекомендации по рассмотрению заявления и прилагаемых к нему документов на получение сертификата и оценке соответствия Руководства по деятельности требованиям, изложенным в Федеральных авиационных правилах «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил», утверждённых приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 285

Методические рекомендации по подготовке организаций гражданской авиации к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период (утверждены приказом Росавиации от 29.10. 2015 № 689)

Федеральный закон Российской Федерации от 14.03.2009 № 31-Ф3 «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними»

Приказ Минтранса РФ от 18.06.2003 № 147 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения»

Письмо Росавиации от 16.02.2017 № исх.–3298/2 «Об организации контроля подготовки организаций гражданской авиации к выполнению и обеспечению полетов в весенне-летний период 2017года»

Письмо ЗС МТУ Росавиации от 02.03.2017 № 11.13-46 «О подготовке Организаций по ТО АТ, подразделений ПЛГ ПАО «Авиакомпания «Сибирь», ООО «Глобус» ЗС МТУ Росавиации к работе в весеннее-летний период 2017 года»

Письмо Росавиации от 12.01.2017 № 03.01-37 « О принятии к исполнению Рекомендаций по защите самолетов от наземного обледенения в аэропортах России в осенне-зимнем сезоне 2016-2017, утвержденных заместителем руководителя Росавиации 29.11.2016

Письмо Росавиации от 31.08.2017 №Исх-19735/03 «О соответствии организаций по ТО ВС требованиям ФАП-285»

Письмо Росавиации от 31.08.2017 №Исх-19736/03 «О соответствии организаций по ТО ВС требованиям ФАП-285»

Письмо УПЛГ ВС Росавиации от 23.08.2017 №Исх-19122/03 «Об уточнении и дополнении регламента ТО и ТУ самолета ТВС-2МС»

Образцы заполнения заявлений (представлений) для оформления и выдачи свидетельств инженерно-технического персонала по ФАП-32

Требования к лётной годности и охране окружающей среды могут исключить из ФАП

Требования к лётной годности и охране окружающей среды могут исключить из федеральных авиационных правил. Уведомление о начале разработки соответствующего законопроекта опубликовано на официальном портале нормативных правовых актов.

Штрафы за нарушения в воздухе и на воде вырастут в десять раз

Автор инициативы — Минтранс России. Изменения предлагается внести в статью 35 Воздушного кодекса РФ.

Сейчас требования к лётной годности и охране окружающей среды определяются федеральными авиационными правилами (ФАП). Они не содержат нормативных предписаний, то есть не нуждаются в регистрации в Минюсте. В то же время ФАП является нормативным актом, который необходимо регистрировать в Министерстве юстиции РФ, подчёркивают авторы инициативы.

Законопроектом предлагается определить, что требования к лётной годности и охране окружающей среды должны содержаться не в федеральных авиационных правилах, а в ведомственном акте Минтранса России. Этот документ будет согласовываться с Минпромторгом РФ.

Предполагается, что данный законопроект вступит в силу в октябре 2019 года.

Интересное за неделю

Популярно в соцсетях

«Парламентская газета» — официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты — Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах ГТК «Россия», «Аэрофлот», а также региональных авиакомпаний.

Сайт «Парламентской газеты» — это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.

В рубрике «Деловая экспертиза» могут публиковаться материалы на правах рекламы

Author: urist