Требования к уроку музыки в школе

Статья «Современный урок музыки»

Столичный учебный центр
г. Москва

Современный урок музыки в общеобразовательной школе.

Основные задачи современных уроков музыки в общеобразовательной школе — привить школьникам интерес и любовь к музыкальному искусству, сформировать у них эстетические критерии музыкальной культуры, научить слушать, слышать и исполнять музыкальные произведения различных жанров. Выполнить эти задачи при том, что на урок музыки в школе отводится лишь 1 час в неделю очень не просто. Поэтому музыкальное воспитание детей включает в себя не только уроки музыки в школе, но также и все формы внеурочной деятельности по музыкальному воспитанию. При этом, какие бы успехи ни радовали нас в различных формах внеклассного и внешкольного музыкального воспитания, каких бы вершин не достигали отдельные детские исполнительские коллективы, фундаментом массовой музыкальной культуры остаётся общеобразовательная школа. Музыкальное воспитание как средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры чувств, нравственности — такой подход характерен для современной музыкальной педагогики. Поэтому необходимо создавать условия для повышения музыкальной культуры детей. Музыкальное воспитание не требует особой одарённости, достаточно « средних способностей» нормального человека. Школьный урок музыки является частью целостного образовательного процесса. Это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленной деятельности и общения определённого состава учителей и учащихся, которая включает содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения. Я ориентирую его содержание на федеральные госстандарты школьного музыкального образования и реализую на основе программ, которые определяют путь и способы освоения содержания. Школьный урок содержит обязательные требования к уровню подготовки учащихся, это означает, что урок не должен стать только фактом встречи ребёнка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребёнке. Причём изменения, которые предусмотрены образовательным стандартом и учебной программой.

Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг ЧЕЛОВЕКА, раскрытия его индивидуальности, неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности. Современный урок есть поиск и открытие истины в совместной деятельности детей и учителя. Современный урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

В числе приоритетных средств реализации содержания школьного образования признаются такие, которые позволяют непосредственно вовлечь самого ребёнка в процесс открытия новых граней своей жизнедеятельности, способствуют пониманию множественности проявлений мира. Такие средства основываются на взаимодействии учителя и учащихся.

В уроке музыки особенности гуманитарно-деятельностного подхода проявляются во всех основных элементах его педагогической конструкции цели, методах, приёмах, структуре.

Моя цель, как учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в учащихся. Поэтому процесс обучения направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. Изменения, происходящие в ребёнке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном творчестве. Формирование каждого из компонентов музыкальной культуры ученика является предметом моей педагогической деятельности как учителя музыки. Обеспечить достижение этой цели мне помогает непосредственное вовлечение учащихся в процесс музыкальной деятельности. Ребёнок и музыка как субъект и объект в музыкальной деятельности находятся в непосредственном контакте. Ребёнок является источником движения и «создателем» самого процесса, а музыка выступает как источник содержания и условие существования его музыкальной деятельности.

Структура музыкальной деятельности ребёнка содержит следующие элементы: цель- средства- процесс- результат. Это условие является для меня ориентиром, позволяющим организовывать музыкальную деятельность учащихся как продуктивную. Это прежде всего активность учащихся на уроке. Когда я прописываю цель урока, то определяю направление своей деятельности и деятельности учащихся на уроке, это обуславливает требования к их деятельности и помогает проектировать результат. Результатом достижения цели должны стать изменения, происходящие в компонентах музыкальной культуры учащихся.

— В музыкальном опыте это потребности, интересы, пристрастия, установки.

— В музыкальной грамотности это переживания, представления, чувства, мыслительные операции ( вычленение, сравнение, анализ, обобщение и т.д.), т.е. то, что помогает воспринимать, исполнять, размышлять о музыке.

— В музыкальном творчестве это чувственно-практические и предметные операции и действия.

В педагогической теории и практике образования разработаны дидактические приёмы, способствующие формированию ученической цели в уроке, которые я применяю:

Проблемный вопрос вызывает интеллектуальные затруднения у учащихся, т.к. ответ на него не содержится ни в прежних знаниях ученика, ни в предъявляемой учителем информации. Он содержит в себе проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие, целенаправленный мыслительный прцесс. Нужно чётко видеть различия между сложным вопросом и проблемным вопросом. На сложный вопрос дети не смогут ответить, т.к. им трудно даже осознать суть такого вопроса. Проблемный вопрос должен быть сложен на столько, чтобы вызвать затруднения у учащихся, и в тоже время быть посильным для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка проблемного вопроса логически должна быть связана с прежними знаниями учащихся. Ответ находится путём соотношения имеющихся знаний с новой информацией через сравнение, сопоставление, обобщение, вычленение и т.д. Вот возможные варианты проблемных вопросов:

• Если музыкальные звуки живут повсюду, как определить где находится Родина музыки?

• Музыка состоит из звуков, можно ли увидеть музыку?

• Можно ли определить границы между музыкой разных народов?

Учебное задание направлено на поиск путей, способов получения результата. Их цель пробудить у детей потребность научиться, освоить, совершенствовать. Результатом должно стать не изменение в музыкальном материале, а изменения в способах работы с этим материалом.

Например урок в 6-ом классе- направлен на освоение исполнительских средств выразительности, тема «Франц Шуберт. Баллада». Прослушивание произведений «Лесной царь» и «Форель». После прослушивания сравнить как в музыке изображён стремительный бег коня и спокойное течение воды.

Проблемное задание направлено к тому, чтобы найти неизвестное, которое находится в самом условии задания. В проблемном задании описывается условие, есть указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий. В силу этого проблемное задание получает ограниченное поле поиска, но доступно для решения всеми учащимися.

Например урок в 5-ом классе «Роль литературного слова в вокальной музыке»-задание: спой песню без слов, т.е. есть конкретная песня, как же её спеть выбросив слова? Уч-ся приходят к выводу что можно спеть на слог, распевая гласную, получается не песня а напев или вокализ. Цель учителя -побудить уч-ся к поиску роли смысловой нагрузки литературного слова в музыке. Ученическая цель — пропеть вокализ.

Творческие задания активизируют творческое мышление уч-ся.

Например: — предложи идею памятника к музыкальной басне И.А. Крылова «Квартет».

-Каким способом без помощи голоса человек может исполнить песню?

На своих уроках я использую следующие основные формы музыкальной деятельности:

— творческая деятельность, исполнительство;

— общественно-полезная деятельность, выражающаяся в сознательной и активной пропаганде музыкального искусства. Методы и приёмы, используемые мной на уроках, тщательно отобраны. Так, методы «наблюдения за музыкой», «размышления о музыке», «сопереживания» применяются мной на уроке в основном во время слушания музыки и исполнительской деятельности. Методы «междисциплинарного взаимодействия», «забегание вперёд и возвращение к пройденному» определяют логику разворачивания программного материала на уроке и используются во время познавательной деятельности учащихся. Метод «пластическое интонирование»- направлен на освоение способов «активного слушания». Особенностью данного метода является целостное восприятие музыкальной ткани через моторику своего тела.

-восходящая и нисходящая мелодия- поднимающиеся и опускающиеся руки.

-кульминационные точки-руки вытянуты над головой.

-завершение музыкального развития — руки, отдыхающие горизонтально на коленях, голова опущена вниз. Методы контроля и самоконтроля, применяемые мной на уроке , это «Музыкальная викторина», тестовые задания, «угадай мелодию». Методы, которые я применяю на уроке имеют в своём содержании такие приёмы, которые помогают детям включиться в освоение коллективных форм музыкальной деятельности (хоровое и ансамблевое пение, игра на инструментах). Например «музыкальные листочки» — шуршаще-ритмический аккомпанемент; «повторяющийся ритм»-разные способы воспроизведения ритма; «музыкальные шаги»- повторить шагом ритмическую формулу; «музыкальное приветствие»-сопровождение текста соответствующими музыкальными движениями. Все методы и методические приёмы находятся в тесной взаимосвязи с программой. Опыт работы по программе показал , что применение этих методов помогает учителю последовательно приближаться к главной цели занятий музыкой в школе- формированию музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой части всей их духовной культуры.

И.В. Мануковская__________________ учитель музыки МОУ СОШ №5

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения

Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования [1].

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:

“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.

Смотрите так же:  Договор купли-продажи дома за материнский капитал образец

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего[2].

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время-сбережение и здоровье-сбережение;
  • в центре внимания урока – дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Принципы педагогической техники на уроках:

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи) [3].

Основные типы уроков.

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками[4].

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Методы и формы современного урока:

  • метод проектов;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии (интеграция);
  • портфолио.

Метод проектов хорошо прижился в начальной школе. Это подтверждает учебный план этого года – 16 часов проектов с 1 по 4 класс.

Проектов прошло много: долгосрочные и краткосрочные, коллективные и индивидуальные, предметные и межпредметные.

Перечислю лишь некоторые:

  • 1 “А” кл. – “Числа в пословицах, поговорках, загадках”;
  • 1 “Б” кл. – “Самая красивая буква”;
  • 1-4 кл. – “Осенняя мастерская;
  • 1 “А” кл. – “В синем море– океане”;
  • 1 “Б” кл. – “Сказочная птица”;
  • 1-е кл. – “Кормушка своими руками”;
  • 1– е кл. – “Путешествие от А до Я” итогом стал утренник “Прощание с Азбукой”;
  • 2 “Б” кл. – “Снежинка”, “Животные леса”;
  • 2 “В” кл. – “Родословная моей семьи”;
  • 3 “А” кл. – Акулы “, “Молнии” ,“Песец”;
  • на городском фестивале “Книга собирает друзей” нашу школу представлял 4 “А” кл. с проектом “Великий Г.Х.Андерсен”;
  • 4 “Б” кл. на окружной НПК “Эврика” представили проект “Сказку читать – ума набирать”.

Подведение итогов проектной деятельности, по традиции, проходит в рамках “Недели науки и творчества” на открытом мероприятии “Фестиваль школьных проектов”.

Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • создание презентаций к урокам;
  • работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;
  • использование готовых обучающих программ;
  • разработка и использование собственных авторских программ.
  • создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
  • создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
  • создание текстовых работ;
  • обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Личное пространство на учебно-методическом портале “Началка семинфо” имеют все учителя прошедшие курсы по ИКТ, ведут свой сайт, где отражают КТП, задания по предметам разного характера, отражают значимые события класса.

“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это? Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. (Приложение 1)

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Структура технологической карты включает:

  • название темы;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • основные понятия темы;
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Создание технологической карты позволяет учителю:

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.

Преимущества технологической карты:

  • использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
  • освобождается время для творчества учителя;
  • обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • обеспечивается повышение качества образования.
Смотрите так же:  Нотариус в москве профсоюзная

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической
  • деятельности [5].

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). (Приложение 2)

  • реализацию учителем целей урока;
  • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • осуществление оценивания и контроля.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
  • урок , содержащий разные виды деятельности.
  • урок , на котором ученику должно быть комфортно.
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
  • современный урок развивает у детей креативное мышление.
  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке [7].

Методическая разработка по музыке на тему:
Современный урок музыки: контекст требований ФГОС и результат обучения

Современный урок музыки

Предварительный просмотр:

Шпаковский Ю.О.,преподаватель по классу кларнета

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 «Музыка»

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

«Современный урок музыки: контекст требований ФГОС и результат обучения»

Шпаковский Юрий Олегович

преподаватель по классу кларнета

Работая в системе государственного образования каждый учитель должен соотносить свою работу с «требованиями заказчика», которым в данном случае является государство. Сегодня такой заказ есть – это «Федеральный государственный образовательный стандарт» – сокращенно ФГОС .

На сегодняшний день принципы работы по ФГОСам — один из наиболее важных вопросов современной музыкальной педагогики.

В наше время в педагогике большое внимание уделяется личности ребенка, задача учителя — предоставить ему возможность саморазвития, способствовать формированию высококультурной, развитию у учащихся умений слушать друг друга. Излагать свои мысли. Критически оценивать свои ответы и ответы товарищей, работать в коллективе; создавать условия для обучения постановке целей и достижению их. .. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, поколения ориентированы на результат в этом отличительная черта от старых стандартов критерий которых было важно процесс и содержание урока.

Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, существенный для настоящего времени, он обязательно закладывает основу для будущего.

Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: «Давно уже пора сменить цель образования — не просто давать практические навыки, а учить учиться». Новый стандарт отвечает современным требованиям. Ученик центральная фигура, роль учителя — выстроить вместе с учеником, зная его возможности, его стартовый уровень, зону ближайшего развития, учебно-познавательную деятельность.

Основные моменты, которые следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку музыки в соответствии с требованиями ФГОС:

Современный урок — это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

1. Психологический настрой «Все в твоих руках».
Необходимо создать на своем уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время, сделать учеников успешными в этой жизни.

2. Цели и задачи.

— Четко определить и сформулировать для себя тему урока;

— обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем для развития;

-развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений;

-выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

3. Системно-деятельностный подход.

Для получения высоких результатов в образовании в программе разработаны универсальные учебные действия (УУД): личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Работа на уроке должна вестись так, чтобы ученик не принимал в готовом виде знания, а прикладывал усилие к поиску нового, проявлял свои знания и умения в различных видах художественно-творческой деятельности, владел приёмами анализа, сравнения и обобщения музыкальных произведений.

4. Информационно-коммуникационные технологии.

Вовлекать учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей, стимулировать познавательный интерес, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, и развивать самостоятельную деятельность школьников.

5. Эффективный метод.

На уроках учащиеся выявляют функции музыки в жизни общества, в своей жизни, ассоциативные связи с разными видами искусства в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, осваивают процесс организации досуга и самообразования.

6. Организационно-деятельностные игры.

На уроках активно используются игровые ситуации, изобразительная деятельность, эмоциональное восприятие музыки, коллективные творческие работы, музицирование, инсценирование песен, написание детьми рассказов, стихов, синквейна по пройденному материалу, создание газет по материалам творческих заданий.

  1. Подготовка учителя к уроку.

Алгоритм действия учителя при подготовке к уроку:

  1. Учёт особенностей учащихся класса:
  • уровень учащихся;
  • отношение учащихся к предмету;
  • темп работы учащихся;
  • сформированность ЗУН;
  • отношение к разным видам учебной деятельности;
  • отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;
  • общая дисциплина учащихся.
  1. Учёт индивидуальных особенностей:
  • тип нервной системы;
  • коммуникативность;
  • эмоциональность;
  • управление восприятием нового материала учащихся;
  • умение преодолеть плохое настроение;
  • уверенность в своих знаниях, умениях;
  • умение импровизировать;
  • умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
  1. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:
  1. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
  2. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.
  3. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу.
  4. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.
  5. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.
  6. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН.
  7. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.
  1. Быть собранным, чётко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.
  2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
  3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечёткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
  4. Задания и инструктаж давать чётко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
  5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания – сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
  6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
  7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.
  8. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!
  9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.

10.Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомлённость.

Успех в большой степени зависит от умения учителя грамотно выстроить, наполнить содержанием все структурные компоненты урока. Главное – побудить детей думать, размышлять, сомневаться, делать выводы.

Результаты обучения: предметные, личностные, метопредметные; ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки; учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя, оценка промежуточных результатов обучения.

Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность.

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011

3. «Примерные программы основного общего образования. Стандарты второго поколения», М., 2010.

4. Затямина Т. А. Современный урок: учебно- методическое пособие. — Издательство «Глобус», Москва, 2008г.

5. Пазиненко С. М. Развитие творческих способностей. /-Харьков. Вид. «Основа», 2007.

6. Пащенко Н.В. Воспитание личности насущная проблема современности. / / Образование.- 2009. — № 1.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация заседания МО иностранного языка МОАУ СОШ №26 г Благовещенска «Структура и содержание современного урока в свете требований ФГОС второго поколения».

Смотрите так же:  Ликвидация компаний в ульяновске

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В условиях обновления российского образования школа как важный социальны.

В статье представлены некоторые примеры организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы в свете требований ФГОС к результатам обучения.

Рассмотрение современного урока технологии с точки зрения требований ФГОС, методологические аспекты уроков. Примеры разработок 3 уроков технологии в начальной школе.

Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об.

Для жизни и деятельности человека важно не наличие у него накопленных впрок знаний, так как информация очень быстро устаревает. Важно использовать сразу имеющуюся информацию и знания. Важно уметь пров.

Федеральные государственные образовательные стандарты

Методические рекомендации
по преподаванию учебного предмета «Музыка»
в 5-х классах общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в 2012 — 2013 учебном году

Цели общего музыкального образования. Содержание изучения музыки на ступени основного общего образования представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО), изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
  • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
  • развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).

Содержание изучения музыки на ступени основного общего образования представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО), изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
  • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
  • развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).

Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему задач личностного, познавательного, коммуникативного развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьника, обеспечение их интенсивного интеллектуально – творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально – творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного опыта становится основой для успешного усвоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.

Организация учебного процесса по музыке. Предмет «Музыка» рекомендуется изучать в 5-х классах в объеме 35 часов (1 час в неделю)[1].

Преподавание предмета в 5-классах, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, ведется по учебникам, содержание которых соответствует требованиям ФГОС ООО. Список данных учебников представлен в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год[2]. Характеристика учебников по музыке, соответствующих требованиям ФГОС ООО представлена в Приложении № 1.

Основными методическими принципами организации и реализации современного урока музыки являются:

  • принцип деятельности, который заключается в том, что ученик в процессе обучения является активным субъектом учебно-познавательной, учебно-практической, творческой деятельности деятельности;
  • принцип увлеченности, согласно которому в основе уроков музыки лежит эмоциональное восприятие музыки, что предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно – образного музицирования;
  • принцип триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя, который ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой;
  • принцип тождества, контраста, сходства и различия, который реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка;
  • принцип интонационности, который регулирует процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным;
  • принцип диалога культур, который предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других народностей, на ее основе сопоставление и выявление общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур.

Особенности современного урока музыки.

Современный урок музыки интегрирует традиционный подход к преподаванию музыки (когда школьники осваивают музыкальные произведения как уже сложившиеся явления, которые надо пережить, изучить и запомнить) – с современной методикой, предполагающей погружение школьников в процесс воссоздания того или иного музыкального произведения, что ставит их в позицию творца. В этом процессе ученик получает возможность прикоснуться к тайнам творчества композитора-исполнителя-слушателя.

Реализация системно-деятельностного подхода предполагает, что на уроке музыки первый план выходит опыт творческой деятельности, который возможно реализовать через следующие виды деятельности учащихся на уроке:

  • слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей; сравнение исполнительских трактовок, выявление связей музыки с другими видами искусства, историей, жизнью;
  • пение: хоровое, ансамблевое и сольное пение: одноголосное и двухголосное исполнение образцов классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения; вокализация основных тем инструментальных произведений, поиски вариантов их исполнительских трактовок;
  • инструментальное музицирование: расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах; инструментальная импровизация, создание композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений;
  • музыкально-пластическое движение: обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными;
  • драматизация музыкальных произведений: создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; поиск вариантов сценического воплощения музыкального произведения (разыгрывание песен, музыкальные импровизации-инсценировки сказок, драматизация произведений программной музыки).

Особенностью современного урока музыки является возможность организация разных форм музыкально-творческой деятельности школьников. Ученики класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки, им предоставляется свобода самоопределения в видах и формах музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных индивидуальных, парных коллективных формах работы

Новые подходы к проведению урока музыки ориентируют учителя на использование современных педагогических технологий и нетрадиционных форм проведения урока: ИКТ, игровые технологии, развивающие интегрированные технологии, театральные технологии, диспуты, дискуссии, дебаты, исследовательская деятельность, проектная деятельность, комплексные занятия, занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-экскурсии и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей, обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). В данном случае возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.

Следует обратить внимание, что наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется ак­тивно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные запо­ведники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино-концертных залов.

Реализация регионального содержания.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации[3]. При этом следует отметить, что объем реализации регионального содержания по ФГОС ООО нормативно-правовыми документами не регламентируется и определяется учебным заведением самостоятельно.

В Приметной программе по музыке не предусмотрен резерв времени для изучения регионального содержания по предмету. В сборнике «Региональный компонент государственного стандарта общего образования»[4] предмет «Музыка» также не представлен. Следовательно, реализация данного содержания по предмету не является обязательной. Учитель может включать региональное содержание на уроке по своему выбору, увязывая его с темами уроков.

Контроль и оценивание по предмету. Изучение музыки в современной школе направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Все виды результатов конкретизируются в образовательной программе образовательного учреждения.

Достижение личностных и метапредметных результатов идет через формирование у учащихся универсальных учебных действий в ходе изучения предмета «Музыка».

Суть контроля по предмету – диагностика успешности музыкального развития школьников. Контроль по музыке должен опираться на дифференциацию и индивидуализацию обучения музыке, учет психологических особенностей развития учащихся данной возрастной группы, особенностей социокультурного окружения ребенка.

Контрольно-оценочная деятельность по музыке в 5 классе может быть различна по форме: устная, письменная, в виде тестового контроля, а также предполагать выполнение школьниками проектов и исследовательских работ по предмету. Критерием контрольно-оценочной деятельности по музыке является определение результативности музыкальной деятельности школьников: степень развития эмоционального восприятия учащимися музыкальных произведений различных стилей и жанров; степень сформированности осознанного отношения у школьников к явлениям музыкального искусства (основные категории и понятия, специфика языка, понимание терминологии); степень развития индивидуально-оценочных суждений о содержании музыкальных сочинений, об их нравственных ценностях, о современности звучания шедевров музыкальной классики; степень развития у школьников музыкальности, творческих способов деятельности, навыков коммуникативной культуры, потребности общения с музыкой.

В данном письме ограничимся рекомендациями по видам и количеству итоговых контрольных работ по предмету.

Author: admin