Требования к стажу по еткс

Требования к стажу по еткс

Должен знать: Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации; Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации; приказы, указания и распоряжения МПС России, железной дороги, методические, нормативные и другие руководящие материалы по безопасности движения поездов и охране труда, организацию движения поездов; техническо-распорядительные акты станций, порядок и сроки проведения ревизий и проверок, расследования крушений, аварий и случаев брака, порядок их учета и составления отчетности; устройства, нормы содержания и правила эксплуатации сооружений, основных технических средств транспорта и подвижного состава; правила погрузки и крепления грузов на подвижном составе; порядок оформления и ведения книги ревизорских указаний, основы трудового законодательства; правила и нормы по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии; Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте; основы экономики и управления производством; Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации; положение о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта.

Требования к квалификации по разрядам оплаты. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет.

11 разряд: при выполнении должностных обязанностей ревизора службы перевозок железной дороги на железных дорогах III группы;

12 разряд: при выполнении должностных обязанностей ревизора службы перевозок железной дороги на железных дорогах II группы;

13 разряд: при выполнении должностных обязанностей ревизора службы перевозок железной дороги на железных дорогах I группы.

Специалист по кадрам

Должностные обязанности. Осуществляет контроль за своевременным исполнением распоряжений, приказов и поручений начальника отдела кадров и руководителя предприятия. Ведет учет личного состава предприятия, его подразделений и установленную документацию по кадрам. Оформляет прием, перевод и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, приказами, положениями и инструкциями начальника отдела кадров и руководителя предприятия. При приеме на работу знакомит с положениями о дисциплине на железнодорожном транспорте и о рабочем времени и времени отдыха, ведет учет и выдачу служебных удостоверений. Направляет на инструктаж по технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной защите, правилам и нормам охраны труда. Формирует и ведет личные дела работников, вносит в них изменения, связанные с трудовой деятельностью. Участвует в разработке перспективных и годовых планов по труду и кадрам. Подготавливает необходимые материалы для квалификационной и аттестационной комиссий и представления рабочих и служащих к поощрениям и награждениям. Заполняет, учитывает и хранит трудовые книжки, производит подсчет трудового стажа. Выдает справки о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников для представления в другие учреждения. Ведет учет представления отпусков работникам, осуществляет контроль за составлением и соблюдением графиков очередных отпусков. Оформляет документы, необходимые для назначения пенсий работникам предприятия и их семьям. Изучает движение и причины текучести кадров, участвует в разработке мероприятий по их устранению. Ведет архив личных дел и подготавливает документы по истечении установленных сроков текущего хранения к сдаче на государственное хранение. Ведет строгий учет трудовых книжек и вкладышей. Производит регистрацию приема и выдачи трудовых книжек и вкладышей к ним. Заносит в трудовые книжки сведения о поощрениях. Осуществляет контроль за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях предприятия, отделения и управления железной дороги и соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка. Ведет учет нарушений трудовой дисциплины и контролирует своевременность принятия администрацией, общественными организациями и трудовыми коллективами соответствующих мер. Составляет установленную отчетность о работе с кадрами в билетное бюро для получения льготных проездных билетов, военно-учетное бюро для учета военнообязанных, в бюро занятости на вакантные места. Ведет учет прохождения медицинских осмотров по приказу МПС России и оформляет для этой цели надлежащие документы. Вводит в компьютер данные по личному составу предприятия.

Должен знать: Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации; структуру предприятия и его подразделений; постановления, распоряжения, приказы, инструкции и другие руководящие материалы и нормативные документы по учету личного состава, оформлению пенсий, ведению и хранению трудовых книжек и личных дел работников предприятий; действующее законодательство о приеме, переводе и увольнении работников; порядок учета движения кадров и составления отчетности о состоянии трудовой дисциплины; порядок установления наименований профессий рабочих и должностей служащих, определения общего и непрерывного стажа работы; работу компьютерной программы по оформлению личного состава предприятия; Кодекс законов о труде Российской Федерации; правила внутреннего трудового распорядка; основы организации труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, гражданской обороны и сохранение тайн.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

5-6 разряды (специалист по кадрам): среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы и индивидуальное обучение не менее 3 месяцев;

6-7 разряды (специалист по кадрам II категории): высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы и индивидуальное обучение не менее 3 месяцев или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по кадрам или в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 3 лет;

7-8 разряды (специалист по кадрам I категории): высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по кадрам II категории не менее 3 лет.

Техник по расшифровке лент скоростемеров

Должностные обязанности. Расшифровывает скоростемерные ленты по параметрам, установленным инструкциями и положениями. При необходимости производит расчеты величины погрешности скорости в зависимости от износа бандажа. Выявляет нарушения правил ведения поезда и управления тормозами, порядок проезда запрещающих сигналов, некачественные записи на ленте и определяет их причины. Передает на разбор ленты, на которых выявлены какие-либо нарушения. Контролирует наличие на ленте всех записей. Безотлагательно сообщает руководству о всех случаях некачественной записи на ленте для принятия мер к устранению неисправности. Ведет учет и анализ случаев неисправной работы приборов безопасности, локомотивных и путевых устройств автоматической локомотивной сигнализации. Заполняет журналы установленной формы и записывает в них результаты расшифровки лент. Обеспечивает правильное хранение расшифрованных лент. Составляет справки о расшифровке скоростемерных лент. Изучает и использует в работе передовой опыт по расшифровке скоростемерных лент.

Должен знать: Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации; Устав предприятия; приказы, указания, распоряжения и другие организационно-распорядительные документы, регламентирующие работу техника по расшифровке скоростемерных лент; Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкцию по Движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации по кругу обязанностей; инструкцию по эксплуатации тормозов; инструкцию по эксплуатации и ремонту локомотивных скоростемеров; основы правил тяговых расчетов; правила расчета погрешности скорости в зависимости от износа бандажей колесной пары; порядок записи на скоростемерной ленте параметров управления поездом; правила расшифровки параметров скоростемерных лент; расписание движения поездов; выписки из приказов о местах проверки автотормозов, допускаемых скоростях движения на участке; профиль пути обслуживаемого участка; устройство специальных столов, шаблонов, номограмм, линеек и других приспособлений; основы экономики и организации производства; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; положение о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

4 разряд (техник): среднее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;

5-6 разряды (техник II категории): среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника по расшифровке лент скоростемеров или в других должностях, замещаемых специалистами со средним техническим образованием, не менее 2 лет;

7-8 разряды (техник I категории): среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника по расшифровке лент скоростемеров II категории не менее 2 лет.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, дополненное (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (с изменениями и дополнениями)

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
4-е издание, дополненное
(утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37)

С изменениями и дополнениями от:

21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г., 31 мая, 20 июня 2002 г., 28 июля, 12 ноября 2003 г., 25 июля 2005 г., 7 ноября 2006 г., 17 сентября 2007 г., 29 апреля 2008 г., 14 марта 2011 г., 15 мая 2013 г., 12 февраля 2014 г., 27 марта 2018 г.

О Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) см. справку

См. Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 9 февраля 2004 г. N 9

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих является нормативным документом, разработанным Институтом труда и утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. В настоящее издание включены дополнения, внесенные постановлениями Минтруда России от 24 декабря 1998 г. N 52, от 22 февраля 1999 г. N 3, от 21 января 2000 г. N 7, от 4 августа 2000 г. N 57, 20 апреля 2001 г. N 35, от 31 мая 2002 г. и от 20 июня 2002 г. N 44. Справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Новый Квалификационный справочник призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников в современных условиях. Справочник содержит новые квалификационные характеристики должностей служащих, связанные с развитием рыночных отношений. Все ранее действовавшие квалификационные характеристики пересмотрены, в них внесены существенные изменения в связи с осуществляемыми в стране преобразованиями и с учетом практики применения характеристик.

В квалификационных характеристиках проведена унификация нормативов регламентации труда работников для обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. В Квалификационных характеристиках учтены новейшие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации.

Нормативные материалы приведены по состоянию на 10 октября 2002 г.

Глубокие социально-экономические преобразования российского общества в условиях перехода к рыночной экономике требуют коренных изменений в регулировании трудовых отношений, организации труда и регламентации трудовой деятельности работников.

Изменение технологического способа производства на базе широкого внедрения компьютерной техники и информатизации, возрастание роли науки и научно-технического прогресса как фактора экономического роста, усиление социальной ориентации производственной деятельности, осуществление приватизации, развитие предпринимательства, в том числе среднего и малого бизнеса, обусловили эволюцию отношений собственности и типов хозяйствования в направлении разнообразия и множественности их форм, взаимоотношений между работодателем и наемным работником, активизацию их участия в акционерном капитале и управлении, развитие коллективно-договорных отношений.

Программой социальных реформ в Российской Федерации предусматривается в сфере труда и трудовых отношений в качестве главных задач создание экономических и социальных условий для значительного повышения результативности труда, трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы, а также внедрение надежных механизмов соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности правовых гарантий, предоставляемых работникам наемного труда. Решение этих задач может быть достигнуто путем качественного совершенствования систем и методов руководства и управления персоналом, наиболее полного использования профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и повышения его эффективности, а также компетентности, дисциплины, требовательности. При этом для преодоления кризисных явлений, становления и эффективного функционирования рыночного механизма требуется максимальная мобилизация резервов экономического роста, приведение в действие организационно-экономических и социально-психологических факторов, соблюдение принципов правильного подбора, расстановки и использования кадров на основе установления и соблюдения квалификационных требований к ним, четкого распределения обязанностей работников, повышения уровня их профессионализма и ответственности каждого за порученное дело.

Настоящий Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений. Являясь нормативным документом, Квалификационный справочник обеспечивает преемственность с ранее действовавшим.

Применяемые до настоящего времени квалификационные характеристики должностей служащих в основном были разработаны и утверждены десять и более лет назад. Они отражали сложившиеся к тому времени организационно-технические и экономические условия, а следовательно, уровень профессионально-квалификационного, а также должностного разделения и организации труда. Задача разработчиков Справочника состояла не только в том, чтобы создать его на качественно новом уровне, ликвидировать выявленные в процессе применения недостатки и пробелы, но и дополнить характеристиками должностей, появившихся в новых условиях хозяйствования.

Огромные изменения, происшедшие за последнее десятилетие в экономических, социальных и организационно-технических отношениях, а также практике применения действующих нормативов организации труда, какими являются квалификационные характеристики должностей служащих, обусловили необходимость их пересмотра, дальнейшего совершенствования с учетом нового этапа развития общества, новых требований к работникам, их знаниями квалификации.

Настоящий Справочник дополнен новыми квалификационными характеристиками должностей работников, функции которых связаны со становлением и развитием рыночных экономических отношений. К ним, например, относятся квалификационные характеристики должностей аудитора, аукциониста, брокера, дилера, менеджера, оценщика, специалиста по маркетингу и др. Новые характеристики отражают современные требования, отвечают задачам проводимых в стране реформ.

Особого внимания требует характеристика должности менеджера. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, обладающих специальным образованием, часто полученным в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому. Менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью предприятия (высшее звено), его структурных подразделений (среднее звено) или обеспечивают выполнение определенной деятельности и сфере бизнеса (низовое звено).

Менеджерами высшего и среднего уровня применительно к действующей должностной структуре можно считать всех руководителей — директоров предприятий, учреждений и организаций и других линейных руководителей — начальников цехов и иных структурных подразделений, а также функциональных отделов.

Что касается менеджеров низового уровня, то в условиях развития коммерческой деятельности, малого и среднего предпринимательства возникла потребность в определении их места и функциональной роли как организаторов этой деятельности, обеспечивающих ее соответствие условиям внешней среды (экономическим, правовым, технологическим и другим требованиям).

Менеджеры соответствующего профиля осуществляют следующие основные функции: маркетинга, управления кадрами, материально-технического обеспечения, рекламно-информационного обслуживания и др.

Поскольку разница между уровнями менеджмента заключается в масштабе, пределах полномочий, ответственности, степени детализации выполняемых функций, то в Справочнике приводятся должностные характеристики менеджера (низового уровня без функциональной специализации), а также менеджера по персоналу и менеджера по рекламе. Именно эти функциональные направления деятельности особо нуждаются в работниках соответствующего уровня квалификации, в четком определении их роли и места и существующих структурах управления. При необходимости на основе базовой должностной характеристики менеджера могут быть разработаны квалификационные характеристики или должностные инструкции для менеджеров других конкретных наименований при условии, что функциональная направленность и содержание их деятельности соответствуют должности менеджера.

В условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль работников, осуществляющих оценочную деятельность на объектах, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. Установление стоимости объектов оценки необходимо при их приватизации, проведении бухгалтерского учета, коммерческом использовании, что требует определения балансовой, арендной, ликвидационной, страховой, заемной и других видов стоимости в зависимости от конкретных потребностей и поставленных целей. В связи с этим в Справочник включена базовая квалификационная характеристика должности оценщика. Учитывая требования жизни, данное издание Справочника дополнено утвержденной Минтрудом России квалификационной характеристикой должности оценщика интеллектуальной собственности.

Вместе с тем объективной необходимостью явился пересмотр действующих квалификационных характеристик традиционных должностей, внесение в них существенных изменений и дополнений в связи с происшедшими преобразованиями, а также с учетом практики применения этих характеристик. Во всех квалификационных характеристиках, как новых, так и пересмотренных, проведена регламентация трудовых функций различных категорий служащих в целях обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. При подборе персонала и определении требований к уровню квалификации работников следует учитывать изменения, внесенные федеральным законодательством. Так, по должностям, квалификационными характеристиками которых предусмотрено наличие высшего образования, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135). В соответствии с этим законом высшее профессиональное образование имеет три ступени: бакалавр, дипломированный специалист, магистр.

При приеме на работу и проведении аттестации следует исходить из того, что квалификация (степень) «бакалавр» присваивается выпускнику высшего учебного заведения после 4-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования; квалификация «дипломированный специалист» — после 5-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования; квалификация (степень) «магистр» присваивается после 6-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Включенные в Справочник квалификационные характеристики должностей служащих пересмотрены с учетом Конституции Российской Федерации, а также принятых за последние годы законодательных и нормативных правовых актов.

Каждая квалификационная характеристика является нормативным документом, определяющим трудовую функцию работника и регламентирующим ее содержание, способствующим обеспечению оптимальной технологии выполняемой работы, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, а также совершенствованию системы управления персоналом. В качестве нормативной базы квалификационные характеристики должностей служащих предназначены для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности, организационно-правовых форм и отраслей экономики независимо от их ведомственной подчиненности.

На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, при составлении которых уточняются обязанности, предусмотренные в характеристиках, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, технологии выполнения трудовых процессов. При этом важно, чтобы как в квалификационных характеристиках, так и в должностных инструкциях службы управления персоналом, организации труда и заработной платы, подготовки и повышения квалификации кадров обеспечивали точное соответствие наименования должностей Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

В настоящий Справочник включены квалификационные характеристики массовых должностей, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко используемых на практике. Квалификационные характеристики должностей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются министерствами (ведомствами) и утверждаются в установленном порядке.

Новым этапом развития и совершенствования всей правовой базы трудовых отношений явилось принятие и введение в действие с 1 февраля 2002 г. Трудового кодекса Российской Федерации, законодательно закрепившего права и обязанности как работников, так и работодателей. В Трудовом кодексе большое внимание уделено вопросам регламентации труда работников, которая означает установление и строгое соблюдение определенных правил, нормативов и стандартов, в соответствии с которыми осуществляется трудовая деятельность персонала.

Регламентация труда работников и ее составные элементы — наименования профессий и должностей, обусловленные выполняемой трудовой функцией, а также квалификационные характеристики и квалификационные справочники, — находятся в тесной связи с важнейшими направлениями правового регулирования труда — трудовыми отношениями, трудовым договором и заработной платой. Так, в ст. 15 Кодекса трудовые отношения определены как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В ст. 57 Трудового кодекса установлено, что одним из существенных, т.е. обязательных условий трудового договора, заключаемого между работодателем и работником, является наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям и профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, определяя содержание трудового договора, Кодекс устанавливает следующие три важных условия: во-первых, в договоре наименования должностей, специальностей, профессий должно указываться в соответствии с характеризующей их трудовой функцией, обусловленной соглашением сторон; во-вторых, наименования должностей, специальностей или профессий в случае, если федеральными законами выполнение работ по ним связано с предоставлением льгот либо наличием ограничений, должно соответствовать их наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках; и, в-третьих, данные квалификационные справочники должны утверждаться в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Планом подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Трудового кодекса (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 516-р, пункт 6), в частности, предусмотрено установить порядок утверждения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст. 1596).

Правильное применение в соответствии с квалификационными справочниками наименований должностей, специальностей и профессий, обусловленных трудовой функцией, обеспечивает работникам, имеющим право на установленные законодательством различные льготы, гарантии и компенсации, их получение в виде: дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня за работу во вредных условиях труда; льготного пенсионного обеспечения; бесплатной выдачи им специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и др.

Трудовой кодекс РФ (ст. 143) наряду с указанием о применении при тарификации Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) предусматривает применение и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее ЕКСДС). И если ЕТКС рабочих в течение многих лет используется на практике при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов, т.е. накоплен значительный опыт его применения, то Единый квалификационный справочник, регламентирующий трудовую деятельность руководителей, специалистов и других служащих, в настоящее время отсутствует.

Как свидетельствует практика, ныне назрела необходимость с учетом накопленного опыта и нового трудового законодательства пересмотреть действующие отраслевые тарифно-квалификационные характеристики и квалификационные справочники служащих, в особенности принятые много лет назад, создать Единый квалификационный справочник должностей служащих подобный ЕТКС рабочих. В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 — 2004 годы, в частности, предусматривается осуществить разработку национальной системы профессиональных стандартов, а также подготовить предложения с соответствующими обоснованиями о придании этому Квалификационному справочнику статуса, обязательного для применения в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (Бюллетень Минтруда России, 2002, N 2, с. 80).

При разработке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих важно обеспечить четкое и обоснованное установление общих принципов тарификации всех выполняемых работ, прежде всего по сложности, с учетом специфики управленческого труда и группировки этих работ, исходя из их функционального назначения в системе управления. Учитывая особенности организации труда служащих, обусловленные характером и содержанием выполняемых ими трудовых функций, в Квалификационном справочнике необходимо дать описание работ и определить требования к знаниям (образованию), умению и необходимому опыту (стажу) для работников, которые будут занимать соответствующие должности.

Подготовка Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих должна базироваться на принятом разделении их на три категории: руководители (осуществляют общее и функциональное руководство, принимают управленческие решения и организуют их выполнение, координируют деятельность структурных подразделений и исполнителей и др.), специалисты (заняты решением инженерно-технических, конструкторских, экономических, информационных, плановых, снабженческих и других задач) и технические исполнители (выполняют учетные, копировально-множительные работы, ведут первичную обработку и передачу информации, осуществляют табельный учет и т.д.).

Разработке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих могут способствовать научно-исследовательские работы, выполненные Институтом труда Минтруда России, а также в рамках его сотрудничества с научными организациями государств СНГ.

В настоящее время основным общеотраслевым нормативным документом, применение которого создает возможности установления единства в определении должностных обязанностей служащих и квалификационных требований к ним, является публикуемый Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, разработанный Институтом труда и утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37, с внесенными в него дополнениями. Наряду с данным Квалификационным справочником для работников бюджетной сферы, которая охватывает 15 миллионов человек, или каждого четвертого занятого работника в стране, применяются отраслевые тарифно-квалификационные характеристики (требования). К таким нормативным актам, определяющим должностные обязанности и другие требования к работникам, относятся тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования, работников здравоохранения, работников науки и научного обслуживания и др. В ряде отраслей экономики действуют квалификационные справочники руководителей и специалистов. Примером такого справочника может служить Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов атомных станций, утвержденный постановлением Минтруда России от 3 мая 2001 г. N 36 (Бюллетень Минтруда России, 2001, N 5).

Общеотраслевой Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, отраслевые справочники и тарифно-квалификационные характеристики, утвержденные Минтрудом России, могут составить надежную базу для разработки и принятия ЕКСДС и его выпусков, применение которых будет способствовать дальнейшему совершенствованию организации и повышению эффективности труда всех категорий служащих.

Главный редактор журнала
«Бюллетень Минтруда России»

ЕКСД — Зоотехник

ЕКСД 2018. Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Должностные обязанности. Ведет племенную работу и выращивает животных в закрепленной зоне обслуживания. Организует заготовку кормов для животных. Осуществляет кормление и уход за животными в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами и нормами. Ведет книги расходов кормов. Составляет рационы кормления животных. Анализирует проводимую работу и составляет отчеты о ней в установленном порядке. Проводит экспериментальные исследования в области животноводства. Участвует в работе семинаров и конференций.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормативные документы по вопросам животноводства, технологию животноводства, основы земельного законодательства, основы экономики, организации труда и управления, основы законодательства по охране окружающей среды, основы трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Зоотехник I категории — высшее профессиональное образование по специальности «Зоотехния» и стаж работы в должности зоотехника II категории не менее 3 лет.

Зоотехник II категории — высшее профессиональное образование по специальности «Зоотехния» и стаж работы в должности зоотехника не менее 3 лет.

Зоотехник — высшее профессиональное образование по специальности «Зоотехния» без предъявления требований к стажу работы

Вакансии для должности Зоотехник по общероссийской базе вакансий -> Найти

Профессиональный стандарт и трудовые отношения с работником

Главная > Консультации > правовое обеспечение > Профессиональный стандарт и трудовые отношения с работником

В связи с многочисленными вопросами, которые поступают от наших читателей, о введении профессиональных стандартов работников сферы образования (по различным должностям), связанными с трудовыми отношениями и наименованию должностей работников, рассмотрим в данной публикации типичные ошибки в толковании требований профстандартов.

Наименование должностей работников и профессиональные стандарты

Введение профессиональных стандартов на данный момент не отменяет действия Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника (ЕКС) — они продолжают применяться. Нельзя исключить ситуацию, когда квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации. В этом случае если применение профстандарта обязательно, то он и применяется (например, для должности специалиста по закупкам). Для некоторых должностей применяется либо квалификационный справочник, либо профессиональный стандарт.

Министерство образования и науки Российской Федерации в своём письме от 12.02.2016 № 09-ПГ-МОН-814 направило разъяснения о наименованиях некоторых должностей педагогических работников в связи с появлением профессиональных стандартов.

В соответствии со статьей 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 июля 2016 года) к требованиям, являющимся для работодателей обязательными при применении профессиональных стандартов, отнесены лишь требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования к квалификации установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, то, исходя из этого, обязательность применения профессиональных стандартов для определения конкретных должностных обязанностей работников, наименований их должностей в зависимости от реализуемых образовательных программ законодательством не установлена.

Из этого следует, что работодатели вправе при определении должностных обязанностей работников применять как профессиональные стандарты, так и Квалификационные справочники ЕКС, особенно в случаях, когда профстандарт содержит несколько возможных наименований должностей, с которыми связано предоставление льгот и преимуществ.

Если для какой-либо должности не обязательны ни профстандарт, ни квалификационный справочник, учреждение как работодатель самостоятельно определяет, каким документом пользоваться при указании наименования должности. В частности, учреждение вправе переименовать должность работника без изменения его трудовой функции.

Минтруд России опубликовал письмо от 04.04.2016 № 14–0/10/В-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов» (вместе с «Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов»). Однако с некоторыми позициями Минтруда относительно того, что профессиональные стандарты могут быть взяты за основу для определения должностных обязанностей работников, не соглашается Общероссийский Профсоюз образования. В Приложении к письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 № 122 высказана следующая позиция.

«Не воспользовавшись правом на представление соответствующих разъяснений, Минтруд России подготовил, между тем, письмо от 04.04.2016 № 14–0/10/В-2253 с информацией по вопросам применения профессиональных стандартов (далее — письмо).

Как следует из письма, при определении работодателем должностных обязанностей работников профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ. Таким образом, письмо фактически послужило для работодателей основанием для возможного применения профессиональных стандартов при определении должностных обязанностей работников. В связи с этим Профсоюз обращает внимание на следующее:

  • письмо было подготовлено до наделения Минтруда России правом давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов (ст. 195.3 ТК РФ вступила в силу с 1 июля 2016 г.);
  • противоречит действующей в настоящее время редакции ТК РФ, согласно которой профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ), а квалификация работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ).

Таким образом, перечень возможных должностных обязанностей работника не относится к понятию „квалификация“ и, следовательно, не входит в характеристику квалификации, то есть профессиональный стандарт. В связи с этим к настоящему времени отсутствуют правовые основания для применения профессионального стандарта при определении работодателем должностных обязанностей работников.

С учетом изложенного при определении должностных обязанностей педагогических работников целесообразно по-прежнему руководствоваться:

  • разделом „Квалификационные характеристики должностей работников образования“ Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (с учетом изменений);
  • разделом „Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования“ ЕКС, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н».

Трудовые отношения с работниками

Факт принятия профессионального стандарта вовсе не означает для работодателя необходимости пересмотра трудовых отношений с уже имеющимися работниками.

С целью установления соответствия уровня квалификации работника работодатель вправе проводить его аттестацию на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе. Только неудовлетворительный результат аттестации может служить причиной увольнения. Несоответствие работника профессиональному стандарту причиной увольнения быть не может. На это обратил внимание Минтруд России в уже указанном Письме от 04.04.2016 № 14–0/10/В-2253.

По рекомендации аттестационной комиссии лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в квалификационных справочниках или профстандартах, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ наименования в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в Квалификационных справочниках, либо профессиональных стандартах, если Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях (по профессиям, специальностям).

Если работодатель нарушает эти требования, ему может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ.

Если должность, предполагающая льготы или ограничения, будет указана в трудовом договоре без учета профстандарта или квалификационного справочника, то работодатель может быть привлечен к административной ответственности за ненадлежащее оформление трудового договора в соответствии с п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ (штраф от 50 до 100 тыс. руб. для учреждения и от 10 до 20 тыс. руб. для должностных лиц).

Неприменение профстандартов, если они являются обязательными для применения, является нарушением трудового законодательства. За это учреждение может быть оштрафовано на сумму от 30 до 50 тыс. руб., а его должностные лица — от 1 до 5 тыс. руб. (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Кроме того, в письме Минтруда РФ от 04.04.2016 № 14–0/10/В-2253 отдельно обратили внимание на следующий момент, который до сих пор многими руководителями образовательных организаций трактуется неправильно; руководители организаций уверяют педагогических работников, что при введении профессиональных стандартов с ними могут быть расторгнуты трудовые отношения.

Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)? В ТК РФ нет такого основания.

Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут. Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Что же в сухом остатке? Если не погружаться в требования нормативно-правовой базы, то, прочитав данную публикацию, следует понимать:

  • несоответствие работника профессиональному стандарту причиной увольнения быть не может;
  • вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников.
Смотрите так же:  Пояснительная записка для программы цдод

Author: urist