Требования к освещению залов

Освещение в ресторане: общие правила и требования к организации освещения.

Посещая заведение общественного питания, человек хочет не только отведать изысканные блюда, но и получить максимум удовольствия. Одни люди посещают рестораны, чтобы расслабиться и встретиться с друзьями, другие – для того чтобы повеселиться и получить заряд энергии. Дизайн заведения играет очень важную роль в восприятии ресторана в целом. Далеко не последнее место по значению в оформлении заведения занимает его световое оформление.

Свет – удивительное явление. Благодаря правильно подобранному световому оформлению можно оказывать влияние на посетителей, свет может останавливать и направлять человека, вдохновлять и угнетать его, менять настроение, и даже гипнотизировать.

Учеными доказано, что световые эффекты являются самыми сильными, именно свет является самым мощным средством привлечения внимания посетителя к определенному объекту или зоне. С помощью дополнительного светового оформления даже самое обычное помещение может превратиться в настоящий дворец.

Учитывая тот факт, что каждый человек психологически, на уровне подсознания, стремиться к свету, можно создать необходимую атмосферу в ресторане и контролировать движение посетителей по залу.

Задачи искусственного освещения в оформлении ресторана

В дневное время важную роль в восприятии ресторана играет естественное освещение, контролировать которое возможно при помощи окон и дополнительных аксессуаров в виде штор и занавесок. В вечернее время власть переходит к искусственному свету, который выполняет свои собственные функции в дизайне заведения.

— Создание оптимальной видимости в помещении.

— Создание определенной световой среды и реализация основного замысла в интерьере ресторана (при помощи источников искусственного света можно менять атмосферу в зале, достигается такой эффект при помощи использования потолочных светильников с системой диммирования).

— Управление потоками посетителей.

— Создание специальных световых эффектов (многие рестораны оснащаются специальными зонами для выступлений артистов и проведения представлений, световое оформление сцены требует профессионального подхода и использования специального светового оборудования, которое делает данную зону центром внимания для посетителей).

— Наиболее эффективное представление посетителям определенных зон в ресторане (в данном случае следует иметь в виду и размещение столов – источники дополнительного освещения следует располагать непосредственно над местами рассадки посетителей).

Факторы, которые необходимо учитывать при организации освещения в ресторане

Основным принципом освещения в ресторане является создание единства интерьера. При создании светового оформления зала следует учитывать несколько важных моментов.

— Световое оформление должно обеспечивать общую освещенность помещения, которая достигается в результате действия прямых и отражаемых лучей света.

— Равномерное распределение световых потоков обеспечивается за счет специального расположения светильников. Контролировать направление световых лучей можно при помощи изменения месторасположения их источников.

— Свет является источником цветопередачи. Каждый цвет имеет свои собственные функции и по-разному влияет на настроение посетителей. Именно поэтому к выбору оттенков световых лучей надо относиться очень серьезно. Неправильные оттенки световых лучей могут стать причиной скучной и даже угнетающей атмосферы в ресторане.

— Каждая поверхность по-разному отражает свет. При подборе освещения в интерьере зала необходимо учитывать этот момент. Имейте в виду, например, что некоторые плоскости могут стать слишком блестящими при неправильном освещении. Этот фактор окажет негативное влияние на восприятие ресторана – неожиданные и ненужные блики станут настоящими раздражителями для некоторых посетителей, которые так и не оценят по достоинству ни кухню вашего ресторана, ни его интерьер.

— Свет создает специальную световую среду, которая привлекает посетителей, управляет их настроением и побуждает к повторному посещению заведения.

Классификация искусственного освещения

Принципы организации искусственного освещения зависят от функциональности помещения и его объемно-пространственного решения. В зависимости от расположения источников света и свето-распределению, различают три вида систем освещения:

— общие системы освещения (освещение всего помещения в целом; в данном случае возможно два варианта распределения света – равномерным потоком во всем помещении и локализованным, выделяющим определенные предметы или области в зале);

— местные системы освещения (такие системы используются в основном для освещения рабочих поверхностей);

— комбинированное освещение (на практике чаще всего используется именно комбинированная система освещения, соединяющая в себе местные и общие принципы освещения).

Общие требования к организации освещения в ресторане

При выборе источников искусственного освещения следует учитывать несколько важных правил.

В первую очередь обратите внимание на то, насколько гармонируют выбранные модели светильников с общим стилем и цветом интерьера ресторана. Все светильники должны взаимодействовать друг с другом и создавать единую композицию. В настоящее время в основном используется три вида искусственного освещения:

Для создания идеального интерьера специалисты рекомендуют использовать все виды освещения.

Разработка проекта освещения является неотъемлемой частью создания общего дизайна любого заведения общественного питания. Очень важно серьезно отнестись к процессу оснащения зала источниками света. Помочь в данном вопросе вам могут профессионалы, к которым вы можете обратиться на сайте Академии Ресторанного Бизнеса. Специалисты дадут вам ценные рекомендации, а на страницах сайта вы узнаете множество дополнительной информации.

Основные требования к освещению спортивных залов

К освещению спортивных залов для школ и образовательных учреждений предъявляются дополнительные требования по применению осветительного оборудования с повышенной механической прочностью. Большая высота потолков, требует применение светильников, обладающих высокой световой отдачей и высокой энергоэффективностью. Все эти задачи решаются с помощью использования светодиодных светильников. Они имеют более высокую световую отдачу (до 150 Лм/Вт), малое энергопотребление в 2,5-3 раза меньше, чем у люминесцентных ламп, большой срок службы светодиодных ламп до 10 лет, отсутствие технического обслуживания и периодической замены пусковой аппаратуры, как при обслуживании люминесцентных ламп; устойчивость к ударам и вибрациям, небольшой коэффициент пульсации для исключения стробоскопического эффекта, отсутствие вредных веществ (паров ртути), в отличии от люминесцентных ламп.

Наши светильники отвечают требованиям законодательства РФ к осветительным приборам для школ и образовательных учреждений:

Основные требования к освещению спортивных залов:

Уровень освещенности: 200 лк на уровне пола.

Коэффициент пульсации: не более 10%;

Индекс цветопередачи Ra: не менее 80

Показателем дискомфорта (Мт) освещения для пола не должен превышать 40 единиц

Освещение в залах: магазинов, спортивных и общественных учреждений

Освещение в зале большой площади требует особого подхода. Так, один из важнейших документов в этом вопросе СНиП 23-05-95 разделяет эти помещения на три группы.

Например, читальные и учебные залы относят к первой группе, выставочные и торговые залы — ко второй, спортивные, актовые и концертные залы — к третьей. И если подсветка залов первой группы обычно разрабатывается специализированными проектными организациями, то с освещением помещений второй и третьей группы могут столкнуться и не профессионалы.

Для каждой из этих групп существуют свои нормы и правила о которых мы и поговорим в нашей статье.

Залы второй группы

К залам второй группы относится достаточно много помещений, но мы в нашей статье рассмотрим их освещение на примере наиболее показательного. Освещение торгового зала — это целый комплекс мероприятий, который включает в себя не только подбор светильников, схем освещения, выделения определенных зон, но и цветовое оформление стен, подбор цветовой температуры освещения и многое, многое другое. Об основных правилах подбора правильного освещения мы и поговорим в нашей статье.

  • Прежде всего, остановимся на требованиях по питанию электрической сети. Согласно СНиП торговый зал должен иметь общее освещение, а светильники должны располагаться преимущественно вдоль проходов. Кроме того, магазин должен иметь отдельную линию питания светильников над кассами, как на видео.
  • Если площадь торгового зала превышает отметку в 180м2, то он должен дополнительно оснащаться эвакуационным освещением. Оно должно давать достаточную освещенность для безлопастного выхода человека из зала, а также включать в себя указатели «Выход» над всеми точками эвакуации из торгового зала. Дополнительно эти выходы можно указывать стрелками.
Смотрите так же:  Как сдать статистическую отчетность

  • Кроме того, над кассами обязательно должно быть аварийное освещение. Его цель обеспечить достаточную видимость для сохранения денежных средств во время перебоев с электроснабжением. Его вполне можно создать и своими руками из уже существующей сети за счет применения специальных аварийных светильников с встроенными элементами питания.
  • Это все касается искусственного освещения, но помимо него каждый торговый зал должен иметь естественное освещение. Согласно нормам СНиП, КЕО в торговых залах должно быть 2. Но тут есть маленькая деталь. Допускается снижать этот норматив от 60 до 30% при совмещенном освещении.

  • В дальнейшем мы будем рассматривать преимущественно общую подсветку, как основное освещение торговых залов. И начнем наш разговор с норм освещенности. Они зависят от типа товаров представленного в данном зале.
  • Так, для залов с продовольственной продукцией нормой является освещенность не ниже 400лк. Для залов с посудой, игрушками, спортивными товарами, мебелью, канцелярскими принадлежностями эта норма в два раза ниже и составляет всего 200лк. Для залов с одеждой, парфюмерией, радиоэлектроникой и тому подобным норма составляет 300лк. Эта же норма действует для демонстрационных залов.

Обратите внимание! Данные нормы являются минимальными. Международные же компании самостоятельно разрабатывают себе нормы освещения основываясь на собственной аналитике. Например, магазины Metro добиваются освещенности в 1000лк, в магазинах Tesco этот показатель не ниже 750лк. Собственные стандарты имеют и другие торговые сети.

Он является производной от яркости отдельного светильника, угла падения света и его влияния на общем фоне. Для торговых залов этот критерий должен составлять не более 40, а для залов с канцелярией, игрушками и тому подобным не более 60.

И тут в силу вступает интерьер освещения зала. Ведь добиться объемной подсветки можно только за счет отраженного света или дополнительного бокового источника света.

Залы третьей группы

К залам третьей группы относят концертные, выставочные, театральные залы, кинотеатры, вестибюли и многое другое. Описывать каждый из них мы не будем. В нашей статье мы рассмотрим лишь требования к двум достаточно сильно отличающимся – спортивным и актовым залам.

Спортивные залы

Расчет освещения спортивных залов имеет свои особенности. Прежде всего, они связаны с назначением помещения и требованиями, предъявляемыми по защите осветительной сети. Кроме того, для таких помещений обязательно наличие эвакуационного освещения. Но давайте обо всем по порядку.

  • Спортивные залы должны иметь хорошую систему естественного освещения. Это может быть, как боковое, так и верхнее попадание света — в сумме оно должно обеспечивать КЕО не ниже 3.
  • Что касается норм искусственного освещения, то они не очень высоки. Минимальная освещенность должна составлять всего 200лк. Это не очень много, но есть одно но.
  • Дело в том, что данная норма касается освещения пола. Но кроме освещения пола расчет освещения спортивного зала должен учитывать еще и вертикальную освещенность на уровне не менее 2 метров на продольной оси помещения. Этот показатель должен составлять не менее 75лк.

Обратите внимание! Для залов бассейнов норма минимальной освещенности составляет и вовсе всего 150лк. При этом никаких требований по вертикальной освещенности в этом случае не предъявляется.

  • Следующим очень важным параметром для спортивных залов является равномерность освещения. Она не нормируется, но СНиП приводит варианты расположения светильников. При этом четко оговаривается, что не мене 10% светового потока светильников должно быть направлено в верхнюю полусферу.
  • Следующим важным параметром является показатель дискомфорта. Для спортивных залов он должен быть не более 25, что значительно ниже, чем у тех же торговых помещений. Это позволяет применять светильники большей номинальной мощности и уменьшить их количество.
  • Что касается коэффициента пульсации, то освещение спортивного зала должно обеспечивать этот показатель не более 15%. Как видите, он несколько выше, чем у торговых залов, но как мы уже отмечали, для современного LED освещения это не является проблемой.

  • Что касается цилиндрической освещённости, индекса цветопередачи и температуры света, то здесь не предъявляется особых требований. Единственное, что можно отметить, исходя из практики, что рекомендуется применять светильники с холодным белым цветом выше 4000К.
  • А вот новинкой в требованиях конкретно для спортивных залов является требование по защите светильников от механического воздействия. Это и понятно, учитывая варианты попадания спортивных снарядов по лампам. Но защита требует не просто установки защитного каленого стекла в светильниках, но и установки дополнительных металлических решеток. Цена от таких требований не должна сильно возрасти, а вот надежность увеличится существенно.

Подсветку актовых залов сразу можно разделить на три составляющие. Это подсветка самого зала, освещение сцены актового зала и эвакуационных путей.

И если требования к аварийному освещению не отличается от других подобных помещений, то первые два вида мы попробуем разобрать более подробно.

  • Начнем наш разговор с зала. Для данного типа помещения норм по естественному освещению не предусмотрено, поэтому это вполне может быть полностью закрытая комната. Если же это не так, то должны предусматриваться системы изоляции солнечного потока.
  • Нормы искусственного освещения составляют 200лк, что в общем то не очень много. Причем нормируемой поверхностью является пол.
  • Что касается равномерности освещения, то здесь так же не предъявляется особых требований. Но, тем не менее, исходя из опыта эксплуатации, обычно пространство стараются сделать максимально равномерно освещенным.

  • Освещение зала должно иметь цилиндрическую освещенность не ниже 75лк. Это значит, что в отделке помещения следует применять светоотражающие материалы, а само освещение делать более объемным.
  • Показатель дискомфорта в освещении актовых залов должен быть не менее 90. Это очень высокий показатель, который позволяет применять меньшее количество светильников большей номинальной мощности.

Обратите внимание! Мы много говорим про показатель дискомфорта, но это показатель нормируется лишь для тех зданий, у которых длина помещения не выше двойной высоты установки осветительных приборов.

  • Что касается эстрады актовых залов, то здесь есть только один параметр – это минимальная освещенность. Он должен составлять не менее 300лк. Причем в вертикальной плоскости на высоте 1,5 метра от пола.

  • Остальные параметры для актовых залов не являются обязательными и полностью отданы на откуп дизайнерам. Но здесь все равно следует соблюдать разумные пределы. Это касается и температуры света и индекса цветопередачи. Особенно последний параметр важен для сцены.


Освещение спортивных залов, актовых и торговых во многом отличается. Это же касается и других больших по площади помещений. Поэтому нельзя все их создавать по однотипному проекту. Везде есть свои нюансы, которые следует учитывать, нормы же СНиП акцентируют наше внимание только на наиболее важных из них.

Освещение конференц-залов

Освещение в конференц-зале должно создавать благоприятные условия для максимального проявления его функциональности. Главной задачей является обеспечение отличной видимости и адекватного восприятия предоставляемой информации с любого места в помещении.

Сложности с выбором светильников?

Подготовим полный расчет стоимости, необходимого оборудования и 3D визуализацию для освещения вашего объекта. Это БЕСПЛАТНО — еще до покупки и заключения договора, вы сможете оценить:
«Сколько это будет стоить?», «Как это будет выглядеть?», «Сколько будет наматывать счетчик?».

Предназначение конференц-зала не ограничено деловыми мероприятиями, переговорами и совещаниями. В помещении могут проходить научные конференции, модные презентации, творческие вечера — любые события, связанные с коммуникациями между людьми. Поэтому современный конференц-зал предполагает избыточное мультимедийное оснащение для широкого спектра услуг. Как правило, присутствует аудио-видео оборудование, системы дистанционного управления и коммутации, системы отображения информации и звукоусиления и др.

Весь комплекс оборудования должен быть легко управляем без сопровождения оператором или с оператором при необходимости. Чтобы усилия, приложенные организатором события, обеспечили ожидаемый результат, важно создать полноценное искусственное освещение, в том числе постановочное.

Смотрите так же:  Advanced systemcare 8.3 pro лицензия

Задачи дизайна освещения

Итак, освещение конференц-залов должно быть ориентировано на его многофункциональность и быть динамичным, настраиваемым, то есть обеспечивать необходимую атмосферу для разных сценариев использования зала. Дизайнер по свету к практичности обязательно добавит эффектность света, чтобы повысить престижность конференц-зала, сделать его привлекательным для потенциальных заказчиков. В его задачи входит:

  • разработка проекта эффективной системы освещения с учетом параметров помещения и целевой аудитории;
  • выбор современного энергосберегающего и безопасного светотехнического оборудования;
  • разработка нескольких сценариев освещения для разных режимов работы зала;
  • разработка концепции светового дизайна зала.

Способы решения задач дизайна освещения

Освещение конференц-залов состоит из общего рассеянного света, акцентного света, направленного на стол заседаний и экран, подсветки по периметру зала, производящей контровый свет, вызывающий сияние объекта, за которым находится подсветка. Включение и выключение света может быть поэтапным, позоновым, частичным. В большом зале освещение выделяет функциональные зоны, например, разные секторы зала, периферию, трибуну заказчика, место презентации и рабочую зону оператора. Возможна подсветка каждого зрительского места в зале.

Мощность общего освещения рассчитывается с учетом площади и конфигурации помещения, особенностей отделочных материалов: обивки мебели, поверхностей пола, стен. Важно учитывать отражающую способность этих поверхностей, чтобы не создавать блики и не ослеплять зрителей. Подсветка должна быть организована по тому же принципу: способствовать более качественной видимости, а не ее снижению.

В основе проекта должны быть заложены СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», согласно которым уровень освещенности конференц-залов должен быть более 300 лк. Можно ориентироваться на европейские нормы с аналогичным показателем — 500 лк. Но, поскольку в современных конференц-залах практически всегда присутствует видеоаппаратура и проводятся видео-конференции, то освещенность конференц-зала может превышать нормы и ориентироваться на 700 лк. Для успешных коммуникаций между людьми важно обеспечить благоприятность восприятия образа собеседника или выступающего, поэтому рекомендованная цветовая температура, при которой лица выглядят естественно при искусственном освещении, находится в пределах 3000-3800 К.

В качестве декоративного света часто применяется цветная светодиодная подсветка, установленная по периметру зала или в отдельных его местах. С ее помощью удается буквально преображать помещение, моделировать его и визуально изменять объем.

Нормы электрического освещения спортивных сооружений

Дата введения 1974-01-01

РАЗРАБОТАНЫ Всесоюзным научно-исследовательским светотехническим институтом — ВНИСИ (инженер Царьков В.М.) с участием ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений (инженер Шварц И.И.).

;ВНЕСЕНЫ Всесоюзным научно-исследовательским светотехническим институтом (ВНИСИ)и Управлением спортивных сиоружений Комитета по физической культуре и спорту при СМ СССР

УТВЕРЖДЕНЫ Приказом Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР 12 октября 1973 г. N 945

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие нормы распространяются на проектирование, устройство и эксплуатацию осветительных установок открытых и крытых спортивных сооружений.

2. При проектировании, устройстве и эксплуатации осветительных установок спортивных сооружений, помимо требований настоящих норм, должны соблюдаться требования главы СНиП II-А.9-71 «Искусственное освещение»и «Правил устройства электроустановок» (ПУЭ).

3. Нормы электрического освещения спортивных сооружений распространяются на осветительные установки, предназначенные непосредственно для учебно-тренировочной работы и соревнований; нормы на прочие осветительные установки (освещение территории, охранное освещение, освещение вспомогательных помещений и т.п.) должны выполнять в соответствии с требованиями главы СНиП II-А.9-71 и СН-407-70.

4. Осветительные установки действующих спортивных сооружений должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящих норм в сроки, определяемые местными Исполкомами Советов депутатов трудящихся по согласованию с городскими комитетами по физической культуре и спорту.

5. Электрическое освещение спортивных сооружений подразделяется на рабочееи аварийное.

Рабочее освещение устраивается для проведения нормальной учебно-тренировочной работыи соревнований в темное время суток.

Аварийное освещение должно устраиваться в тех случаях, когда оно необходимо:

а) для эвакуации людей из помещений при аварийном отключении рабочего освещения;

б) для предотвращения несчастных случаев среди занимающихся в связи с отключением рабочего освещения в бассейнах, на велотреках и трамплинах для прыжков на лыжах.

II. НОРМЫ ОСВЕЩЕННОСТИ

6. Освещенность основных помещений крытых спортивных сооружений должна приниматься не ниже величин, приведенных в табл.1.

НОРМЫ ОСВЕЩЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ КРЫТЫХ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ

* Применение люминесцентных ламп не рекомендуется.

1. В спортивных залах и бассейнах со стационарными местами для зрителей (при их количестве не более 800), предназначенных для проведения соревнований общегородских и более высокого масштаба, уровень освещенности следует повышать на одну ступень (Приложение 1).

2. Уровень минимальной горизонтальной освещенности в бассейнах со стационарными трибунами вместимостью более 800 зрителей должен быть 400 лк.

3. Уровень минимальной горизонтальной освещенности в спортивных залах со стационарными трибунами вместимостью более 800 зрителей должен быть не менее 500 лк. При соревнованиях по боксу в таких залах освещенность ринга должна быть не менее 1000 лк.

7. Освещенность открытых спортивных сооружений должна приниматься не ниже величин, приведенных в табл.2.

НОРМЫ ОСВЕЩЕННОСТИ ОТКРЫТЫХ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ

8. Для спортивных сооружений союзного и республиканского значения нормы освещенности могут быть повышены по указанию Комитета по физической культуреи спорту при Совете Министров СССР.

9. При использовании для освещения крытых спортивных сооружений ламп накаливания (в случаях невозможности или технической нецелесообразности применения газоразрядных ламп) допускается снижать освещенность на одну ступень по шкале значений освещенности (приложение 1).

10. Управление освещением комплексов открытых спортивных сооружений должно быть централизованным, при этом следует предусматривать раздельное управление освещением групп площадок и отдельных полей.

11. Спортивные ядра с трибунами вместимостью менее 500 зрителей по требованиям к их освещению приравниваются к тренировочным футбольным полям и местам для занятий легкой атлетикой.

12. Освещенность универсальных спортивных сооружений должна удовлетворять требованиям по всем видам спорта, для которых предназначено сооружение.

13. Уровень средней горизонтальной освещенности на поверхности льда катков для массового катания следует принимать не менее 10 лк при коэффициенте неравномерности 0,1.

При использовании для устройства катков и лыжных трасс для массового катания освещаемых территорий в микрорайонах, садах, парках, не предназначенных для спортивных сооружений, создание специальных осветительных установок необязательно.

14. Уровни средней освещенности трибун спортивных сооружений следует принимать:в крытых вооружениях — 50 лк; на открытых сооружениях не менее 10% уровня освещенности, предусмотренной для соответствующего вида спорта и вместимости трибун сооружения (эта величина принимается с учетом освещенности на трибунах, создаваемой установкой освещения спортивной площадки, поля, арены).

Осветительные приборы для трибун должны иметь отдельное включение.

15. Коэффициент неравномерности освещения открытых сооружений для спортивных игри трамплинов для прыжков на лыжах должен быть не менее 0,33.

16. При подводном освещении бассейнов мощность осветительной установки следует принимать исходя из величины светового потока, вводимого в толщу воды от прожекторов подводного освещения, для открытых бассейнов — 200 лм, для крытых бассейнов — 300 лм на 1 м водной поверхности.

17. В случае необходимости устройства на спортивных сооружениях осветительных установок, обеспечивающих передачи цветного телевидения, предусматривать проектирование таких установок с предварительным согласованиемс Государственным Комитетом Совета Министров СССР по телевидению и радиовещаниюи утверждением Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.

III. АВАРИЙНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

18. Аварийное освещение в спортивных сооружениях должно устраиваться:

а) в проходных помещениях и на лестницах, служащих для эвакуации людей из помещений, где может одновременно находиться более 50 чел.;

б) в помещениях, где может находиться одновременно более 100 человек;

в) в бассейнах, на велотреках и на трамплинах для прыжков на лыжах, а также на трибунах открытых сооружений, имеющих более 20 рядов.

19. Выходы из помещений, указанных в п.18 «б», должны быть отмечены световыми указателями.

20. Аварийное освещение для эвакуации должно обеспечивать освещенность не менее 0,5 лк на полу по линии основных проводов и ступеней лестниц; аварийное освещение ванны бассейна, полотна велотрека, горы разгона и горы приземления трамплина для прыжков на лыжах — не менее 5 лк на их поверхности.

21. При устройстве аварийного освещения люминесцентными лампами:

а) в каждом светильнике аварийного освещения к сети аварийного освещения должно быть подключено не менее двух ламп;

Смотрите так же:  Претензия на поставку продуктов питания образец

б) напряжение на лампах в аварийном режиме не должно быть менее 90% его номинального значения;

в) температура окружающей среды должна быть не ниже +10 °C.

22. Применение ламп типа ДРЛ, ДРИ и ксеноновых для аварийного освещения не допускается.

23. Светильники аварийного освещения должны быть присоединены к сети, независимой от сети рабочего освещения, начиная от щита низкого напряжения подстанции, или при наличии только одного ввода в здание, начиная от этого ввода.

Допускается питание аварийного освещения от сети рабочего освещения при условии автоматического переключения его (на сеть, независимую от рабочей сети) только при аварийных режимах.

Примечание: В крытых спортивных сооружениях с количеством постоянных мест для зрителей свыше 800 питание аварийного освещения должно выполняться в соответствиис требованиями главы УП-2 ПЭУ «Электрооборудование зрелищных предприятий».

24. К сети аварийного освещения запрещается подключать какие-либо токоприемники, кроме светильников аварийного освещения.

25. Управление аварийным освещением в основных помещениях, лестницах и коридорах рекомендуется выполнять централизованно со щитков аварийного освещения.

IV. ОГРАНИЧЕНИЕ ОСЛЕПЛЕННОСТИ

26. Для ограничения слепящего действия светильников при освещении спортивных залов показатель ослепленности не должен превышать величины 60.

Показатель ослепленности — критерий оценки слепящего действия, создаваемого осветительной установкой, определяется по формуле

,

где — показатель ослепленности;

— видимость объекта наблюдения при экранировании блеских источников света;

— видимость объекта наблюдения при наличии блеских источников в поле зрения.

27. При освещении залов для спортивных игр предпочтительной является система верхне-бокового света, выполняемая в виде светящихся полос, панелей или состыкованных светильников, расположенных над боковыми линиями спортивной площадки. Следует предусматривать меры, исключающие повреждение светильников от ударов мяча.

28. При верхне-боковом освещении спортивных залов светильниками прямого света концентрированного светораспределения:

а) не допускается расположение светильников на торцевых стенах зала или на потолке около этих стен;

б) оптическая ось светильника не должна иметь наклон более 40° от вертикали.

29. При освещении помещений спортивных залов светильниками или потолочными панелями не менее 10% суммарного светового потока осветительных приборов должно быть направлено в верхнюю полусферу.

Это требование необязательно при освещении потолочными панелями, если площадь последних составляет не менее 30% площади потолка.

30. При применении светильников прямого света для освещения ванн крытых плавательных бассейнов их выходные отверстия должны быть перекрыты светорассеивающим материалом.

31. При применении для освещения помещений спортивных залов газоразрядных ламп, питаемых переменным током промышленной частоты (50 Гц), следует ограничивать глубину пульсации освещенности.

Коэффициент пульсации освещенности * не должен превышать 20%. Здесь , и — максимальное и среднее значения освещенности в люксах за период ее колебания.**

* Формула соответствует оригиналу. — примечание изготовителя базы данных.

** Текст соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

32. При применении газоразрядных ламп для уменьшения стробоскопического эффекта смежные светильники должны подключаться к разным фазам трехфазной сети.

33. Люминесцентные лампы в установках спортивного освещения должны быть белого цвета.

34. В стрелковых тирах источники света и светящиеся части светильников, освещающие огневые зоны и мишенные установки, должны быть экранированы от глаз стреляющих и наблюдателей.

35. Не рекомендуется применять люминесцентные лампы для создания освещенностей менее 100 лк (освещение стрелковых галерей и огневых зон тиров, открытых спортивных сооружений и т.п.).

36. Для открытых плоскостных сооружений, предназначенных для спортивных игр (кроме городков и настольного тенниса), следует предусматривать верхне-боковое освещение.

Допускается применение верхнего освещения при высоте подвеса светильников над игровой площадкой не менее:

12 м для волейбола и тенниса;

8 м для бадминтона, баскетбола и ручного мяча 7:7;

На площадках для городков и настольного тенниса следует предусматривать верхнее освещение «городов» и поверхности стола при высоте подвеса светильников не менее 3 м.

37. При верхне-боковом освещении открытых спортивных сооружений осветительные приборы должны устанавливаться на высоте не менее 10 м. При этом угол между поверхностью сооружения и перпендикулярном, опущенным из оптического центра осветительного прибора на продольную ось сооружения, должен быть не менее 27°.

38. При верхнем освещении открытых спортивных сооружений должны применяться светильники с защитным углом не менее 30°.

39. При верхне-боковом освещении легкоатлетических, беговых и конькобежных дорожек, трасс лыжных гонок, а также велотреков и трамплинов для прыжков на лыжах светильниками концентрированного светораспределения оптические оси светильников должны иметь наклон в сторону движения спортсменов. Осевые лучи осветительных приборов не должны попадать на трибуны для зрителей.

V. КОЭФФИЦИЕНТ ЗАПАСА

40. При проектировании электрического освещения спортивных сооружений следует вводить коэффициент запаса, учитывающий снижение освещенности в процессе эксплуатации осветительной установки (загрязнение светильников, старение лампи т.д.).

41. Коэффициент запаса для крытых спортивных сооружений следует принимать:

42. Коэффициент запаса для открытых спортивных сооружений следует принимать:

43. Чистку осветительных приборов следует производить:

а) в помещениях — не реже одного раза в 3 месяца;

б) в открытых установках — не реже двух раз в год.

VI. ОСВЕЩЕНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПОМЕЩЕНИЙИ ТЕРРИТОРИЙ СТАДИОНОВ

44. Освещенность вспомогательных помещений (вестибюли, гардеробы, раздевальные, душевые, административные помещения и т.п.) должна приниматься в соответствиис нормами для аналогичных помещений, приведенными в главе СНиП II-А.9-71 «Искусственное освещение. Нормы проектирования» (См. приложение 2).

45. Для территорий стадионов регламентируется наименьшая средняя освещенность, которая должна приниматься в соответствии с «Указаниями по проектированию освещения территорий учреждений культурно-бытового обслуживания населения, наружного архитектурного освещения и освещения витрин» СН 407-70 (См. приложение 3).

Освещение тренажерных залов и фитнес-клубов

Ученые доказали, что самочувствие и мотивация посетителей тренажерных залов и фитнес центров напрямую зависит от качества освещения этих объектов. Недостаточная освещенность и множественные тени приводят к повышенной утомляемости, а высокий коэффициент пульсации светильников отрицательно воздействует на глазные нервы.

С другой стороны, хорошо подобранное и качественно выполненное освещение создает тренажерным залам и фитнес клубам неповторимый облик, который повышает имидж заведения. К этому стоит добавить и подсознательное формирование мотивирующих факторов, заставляющих посетителей возвращаться в зал снова и снова.

Требования к освещению тренажерных залов

Нормативные требования к световым характеристикам тренажерных залов и фитнес клубов пока не разработаны, поэтому проектировщики и светотехники ориентируются на нормы и требования к освещению спортивных объектов общего назначения:

норма освещенности на уровне пола составляет величину 300-400 люкс;

цветовая температура применяемых светильников близка к естественному, нейтральному свету;

нормативами предписывается обязательное наличие эвакуационного и аварийного освещения;

требования к низкому коэффициенту пульсации применяемых источников света связано с большими физическими нагрузками.

Требования к цветовой температуре светильников могут отличаться, так как современные исследования американских специалистов по фитнесу выявили стимулирующее воздействие холодного белого света на посетителей тренажерных залов.

Формы организации освещения

В многофункциональных тренажерных залах и фитнес клубах важно обеспечить сочетание общего освещения, гарантирующего необходимые нормы, с акцентной подсветкой отдельных зон. Данное требование диктуется необходимостью избежать резких теневых участков, которые могут создавать отдельные тренажеры.

Из большого модельного ряда светодиодных светильников, подходящих для тренажерных залов, выделим самые перспективные источники света:

для формирования общего освещения зала наиболее подходят линейные системы заливающего света с матовыми рассеивателями и диаграммой направленности больше 120°;

более изысканную картину заливающего света позволяют создать встраиваемые светильники DownLight с широким углом раскрытия луча;

использование трековых систем для подсветки локальных зон дает возможность полностью устранить теневые участки и создает уникальную, запоминающуюся световую картину всего тренажерного зала или фитнес центра;

для создания аварийного и эвакуационного освещения хорошо подходят светодиодные светильники с аварийным блоком, которые не требуют подведения отдельных линий бесперебойного питания. Такая особенность этих источников света обеспечивается встроенными аккумуляторами.

Большой выбор цветовых температур позволяет подобрать оптимальный LED светильник для каждой решаемой задачи, а низкий коэффициент пульсации является свойством всех светодиодных источников света.

Купить светодиодные светильники всех перечисленных видов можно прямо на сайте нашего интернет магазина. Прямая линия консультаций со специалистом дополнительно поможет сделать правильный выбор, а также предоставит информацию по скидкам и оптовым ценам на приобретаемую продукцию.

Author: admin