Требования к люлькам для подъема людей

Требования к люлькам для подъема людей

Требования к люлькам (Охрана труда за рубежом)

Люльки, или подвесные платформы, прикрепляются к кранам и используются для высотных работ. Люльки задействуют в случаях, когда не представляется возможным работать на более безопасных лестницах и лесах. Раздел 29 Свода федеральных постановлений США (29 CFR), часть 1926.550(g) регламентирует применение люлек, и на основании данного регламента Федеральное агентство по охране труда и здоровья США (OSHA) дает соответствующие рекомендации.

Требования к конструкции люльки

Проект конструкции люльки должен разрабатываться квалифицированным специалистом – инженером. Согласно требованиям OSHA, люлька должна выдерживать вес, в пять раз превышающий установленную грузоподъемность, плюс собственный вес, что должно быть четко обозначено на самой люльке. Люлька должна быть со всех сторон огорожена поручнем средней высоты, установленным во избежание случайного выпадения из нее людей и инструментов. Входные ворота люльки должны открываться внутрь, и быть оснащены безопасными затворами, не позволяющими воротам случайно раскрыться.

Ограничения по нагрузке

Груз, поднимаемый в люльке, не должен превышать максимально установленную грузоподъемность, указанную на люльке. Канаты, поддерживающие люльку, должны превышать установленную грузоподъемность, как минимум, в семь раз. Согласно требованиям OSHA, инструменты и материалы, поднимаемые в люльке, должны быть закреплены и уложены равномерно по полу во избежание переворачивания люльки. Все рабочие, поднимаемые в люльке, должны быть специально обучены работе в люльке.

Снаряжение

Крепления, звенья и цепи – это снаряжение, при помощи которого люлька прикрепляется к стреле крана, предотвращающее падение или переворачивание люльки. Требования OSHA говорят о том, что весь груз, поднимаемый в люльке, должен быть распределен равномерно, чтобы не допустить перегруза одного из креплений. При подъеме люльки необходимо должным образом закреплять всю систему снаряжения.

Проверка

Перед началом работы, необходимо уложить в люльку весь предполагаемый груз и поднять на необходимую для работы высоту, для проверки устойчивости люльки. Необходимо проверить всю систему управления и защитные устройства – как на люльке, так и на кране – чтобы убедиться в работоспособности оборудования. После того, как рабочие войдут в люльку, но перед полным подъемом, необходимо поднять люльку на небольшую высоту и убедиться, что груз распределен равномерно, канаты не перекручены, все снаряжение закреплено и кран неподвижен.

Работодатели несут ответственность за проведение обучения новых рабочих технике безопасности во время работы на люльке, а также за проведение регулярных собраний рабочих и повторное ознакомление их с требованиями OSHA.

Личная безопасность рабочего

Во время подъема и спуска рабочие не должны перевешиваться через перила люльки. Перед тем, как войти в люльку или выйти из нее необходимо удостовериться, что люлька полностью остановила ход. Рабочие должны носить индивидуальный страховочные пояса на случай падения, а также ни в коем случае не снимать каски.

требования по технике безопасности к люльке строительной для манипулятора

Люльки строительные производятся строго в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Госгортехнадзора СССР, «Правилами устройства электроустановок» Министерства энергетики и электрификации СССР, ГОСТ 24258-88, ГОСТ 15.001-88* по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.

Люльки строительные для манипулятора производятся в климатическом исполнении У по ГОСТ 15150-69.

По всему периметру люльки должны быть ограждения.

Высота ограждения люльки строительной должна быть не менее 1,20 м.

Высота бортового ограждения по всему периметру люльки строительной должна быть не менее 0,15 м.

Пол люльки строительной строительной должен быть сплошным.

Ресурс работы люльки строительной должен быть не менее 1800 машино-ч.

грузоподъемность люльки строительной для манипулятора должна быть не менее 200 кг

высота подъема (наибольшая) на длину вылета стрелы крана-манипулятора

Для проверки соответствия люльки строительной требованиям стандарта безопасности должны проводиться приемо-сдаточные и типовые испытания.

проверку на соответствие конструкторской документации;

проверку качества сварных швов;

проверку качества лакокрасочных покрытий;

испытания проводят под нагрузкой, превышающей грузоподъемность люлек на 50 %

Геометрические размеры люлек проверяют рулеткой, металлической линейкой или другими инструментами, обеспечивающими точность измерения до 1 мм.

Качество покраски лакокрасочного покрытия люльки строительной определяют визуально.

Люльки строительные перевозят и хранят в соответствии с техническим паспортом изготовителя.
Если в люльке строительной отсутствует пульт управления, переговорное устройство, а водитель крана-манипулятора не видит рабочих люльки, то назначают сигнальщика, который будет дублировать команды рабочих люльки.

Работы, выполняемые с применением люльки строительной, относятся к работам повышенной опасности, при выполнении которых могут иметь место следующие опасные и вредные производственные факторы:
движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, перемещаемые грузы, разрушающиеся конструкции;
шум и вибрация, повышенная или пониженная температура воздуха, плохая видимость;
недостаточная освещенность рабочего места и рабочей зоны;
повышенная или пониженная подвижность, влажность и ионизация воздуха;
расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
При наличии трещин и деформаций металлоконструкции люльки строительной, неисправности люльки и её ограждений, при течи масла из гидросистемы люлька строительная к работе не допускается.
Работа строительной люльки в зоне ЛЭП на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 42 В осуществляются только по наряду-допуску.
Кран-манипулятор с люлькой строительной может перевернуться, если будет осуществляться подъем людей при не выставленных опорах (аутригерах). Нужно строго следить за условиями, в которых работают машины, оборудованные крановыми установками. при выдвижении стрелы крана-манипулятора необходимо выставить горизонт и выставить все четыре гидравлические опоры (аутригеры) на полный размер выдвижения опор.

Грузы, пакеты с выпадающими элементами, материалы в стесненной таре, допускающей расплескивание, загружать в строительную люльку не разрешается.
Инструменты и мелкие детали необходимо укладывать в индивидуальные сумки, а мелкоштучные и сыпучие грузы в инвентарную тару. Предельная нагрузка с учетом людей, инструмента и материалов для всей люльки должна быть не более 200кг.
Работать в строительной люльке можно только стоя на полу.

Перегибаться через поручень, стоять на ограждении и пользоваться различными подставками для увеличения высоты запрещается.
Производить из люльки работы, вызывающие дополнительные нагрузки на стрелу (натяжение тросов и проводов, при работе отбойным молотком и т.д.), запрещается.

Подъем предметов массой до 20 кг, если люлька недогружена, может выполняться только при помощи веревки, когда один рабочий находится в люльке, другой — на земле, при соблюдении правил техники безопасности.
Необходимо следить, чтобы руки, инструмент или одежда не попадали в зазоры между стрелой и люлькой, чтобы зазор между люлькой и объектом, около которого находится или перемещается люлька, а также от головы рабочего до верхнего препятствия был не менее 0,5 м.
Во время работы при поднятой стреле крана-манипулятора водитель обязан постоянно находиться на месте управления стрелой и непрерывно наблюдать за состоянием люльки строительной и рабочими в люльке.

перед началом работы необходимо проверить исправность ограждений и механизмов строительной люльки.

Проверить смазку передач в поворотном редукторе, наличие масла в гидроцилиндре.

Осмотреть саму металлоконструкцию и соединение элементов.
Проверить исправность аутригеров крана-манипулятора.

Водителю крана-манипулятора запрещается допускать до работы в люльке рабочих, не имеющих документов о допуске их к работе; производить резкие движения с людьми, находящимися в люльке; передавать управление лицам, не имеющим удостоверения; отлучатся с рабочего места, если люлька на высоте; заниматься ремонтом и обслуживанием, если люди на высоте.

Водитель крана-манипулятора обязан опустить люльку с людьми и прекратить работу строительной люльки
при приближении грозы и сильном ветре, при недостаточной освещенности места работы строительной люльки, сильном снегопаде или тумане, при температуре воздуха ниже допустимой (минусовой), указанной в паспорте подъемника.
Рабочим, находящимся в строительной люльке запрещается садиться, становиться на периллы или перевешиваться через них; сбрасывать с люльки находящейся на высоте какие либо предметы; работать с боковой нагрузкой на люльку, боковое усилие не должно превышать 40 кг.

Количество рабочих люльки определяется из расчета 0,5 м кв на одного человека, при этом масса людей, материала и инструмента, не должна превышать грузоподъемность строительной люльки.
Люлька строительная может находиться только в горизонтальном положении.

Допускается отклонение от горизонтали не более 5°. Для этого в строительной люльке применяется дополнительный гидроцилиндр.

Строительная люлька регистрируется в территориальном органе Ростехнадзора.

Разрешение на работу строительной люльки выдается в порядке, установленном Ростехнадзором.

Разрешено применение строительной люльки при температуре окружающей среды не ниже -25°С.

Люльки строительные предназначены для механизированного подъема рабочих, строительных материалов и инструмента непосредственно к рабочему месту.
С люльки строительной производятся отделочные и ремонтные работы, а также разделка швов и герметизация стыков, остекление.
Люлька строительная состоит из каркаса, поворотного редуктора, амортизатора, гидроцилиндров.

Смотрите так же:  Самовольная постройка иск

Как эксплуатировать люльки для подъема и перемещения людей

Маргарита Елагина, кандидат технических наук, заместитель директора Центра дополнительного профессионального образования ВГЛТА

Поднимать и транспортировать людей с помощью подъемных средств можно только в люльках, предназначенных для этих целей.

Требования к люлькам

Для безопасного перемещения людей в люльке соблюдают следующие правила:

  • люльки запрещено использовать при ветре, скорость которого превышает 10 м/с, плохой видимости (при сильном дожде, снеге, тумане), обледенении, а также в любых других условиях, которые могут поставить под угрозу безопасность людей;
  • поднимают и транспортируют людей в люльках только под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных средств;
  • если есть риск столкновения подъемного средства с люлькой с другими соседними машинами, их работу прекращают;
  • вероятность случайных движений люльки предотвращают с помощью оттяжных канатов или других способов стабилизации;
  • люльки, стропы, крюки, предохранительные защелки и другие несущие элементы проверяют перед каждым использованием;
  • если люльку нужно переместить через люк или проем, разрабатывают дополнительные меры безопасности, предотвращающие запутывание стропов и канатов, а также снижающие риск зажатия и ударов;
  • крановщик должен видеть люльку с людьми во время всей операции транспортировки, а также зоны начала подъема и опускания люльки. При перемещении люльки с людьми крановщику запрещено совмещать движения крана (например, поднимать и одновременно перемещать вправо);
  • между крановщиком и людьми в люльке должна быть постоянная двусторонняя радио- или телефонная связь. Эксплуатирующая организация распорядительным актом устанавливает порядок обмена сигналами между людьми в люльке и крановщиком;
  • зоны начала подъема и опускания люльки должны быть свободны от любых посторонних предметов;
  • после захвата люльки спредером страховочные цепи люльки закрепляют крюками за скобы спредера;
  • люди, которых нужно переместить, должны получить под подпись инструкции о том, где стоять, за что держаться, как пользоваться предохранительными поясами и как покидать люльку;
  • предохранительные пояса лиц, находящихся в люльке, должны быть постоянно закреплены за соответствующие точки крепления в люльке. Длина фала страховочного устройства должна быть такой, чтобы человек в любом случае оставался в пределах люльки;
  • травмированных лиц (например, после аварии или инцидента) перемещают в лежачем положении на жестких носилках, надежно прикрепленных к люльке, и в сопровождении двух человек;
  • находящимся в люльке запрещено вставать на поручни или ограждения люльки и выполнять из такого положения какую-либо работу. Запрещается использовать подставки в люльке для увеличения зоны работы по высоте;
  • во время перемещения люльки находящиеся в ней инструменты и материалы должны быть надежно закреплены;
  • при использовании люльки над водным пространством ее оснащают спасательными кругами. Персонал, находящийся в такой люльке, должен быть в спасательных жилетах;
  • если люльку используют при работах, предусматривающих возможность ее контакта с обслуживаемой поверхностью оборудования (сооружения), ее оснащают устройствами для снижения динамических нагрузок при контакте с обслуживаемой поверхностью.

Это указано в пункте 245 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533 (далее – ФНП).

Внимание: при работе подъемника связь между персоналом в люльке и машинистом подъемника поддерживают непрерывно:

  • при подъеме люльки до 10 метров – голосом;
  • более 10 метров – знаковой сигнализацией (приложение № 9 к ФНП);
  • более 22 метров – радио- или телефонной связью.

Для обеспечения безопасности стропы, на которые подвешивают люльку, не должны использоваться для других целей и иметь запас по грузоподъемности:

  • для цепных стропов – не менее 8;
  • для канатных стропов – не менее 10;
  • для коушей (скоб, колец), служащих для подвешивания люльки на крюк, – не менее чем 10.

Концы канатных строп крепят при помощи заплетенных коушей или коушей с зажимами. Нельзя использовать обжимные втулки.

Длину используемых для подъема люльки строп устанавливают в соответствии с разработанными схемами строповки.

Для подъема и перемещения люльки можно использовать только автоматические спредеры с блокировкой раскрытия поворотных замков. Применение механических спредеров и рам с ручным разворотом замков не допускается.

Требования к работникам

Для управления подъемным средством и его обслуживания эксплуатирующая организация назначает распорядительным актом машинистов подъемников, крановщиков, их помощников, стропальщиков, слесарей, электромонтеров, рабочих люльки и наладчиков.

В качестве рабочих люльки можно допускать сотрудников других организаций. При этом они должны:

  • соответствовать требованиям, предъявленным в руководстве по эксплуатации подъемника;
  • пройти инструктаж специалиста, ответственного за безопасное производство работ.

Внимание
Работники при работе на высоте в подвесных люльках обязательно должны использовать страховочную систему безопасности (п. 84 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. № 155н ).

Перед началом работ с использованием подъемных средств следует под подпись ознакомить с планом производства работ (ППР) и технологической картой (ТК) следующих работников:

  • специалистов, ответственных за безопасное производство работ с применением ПС;
  • крановщиков;
  • машинистов подъемников;
  • рабочих люльки;
  • стропальщиков.

Требования к процессу подъема и транспортировки людей

Поднимать и транспортировать людей с помощью подъемных средств, не предназначенных для этого, можно в следующих случаях:

  • при монтаже, строительстве и возведении уникальных объектов, когда недоступны иные способы доставки рабочих в зону выполнения работ;
  • при монтаже и обслуживании отдельно стоящих установок нефтегазодобычи;
  • на предприятиях и доках, выполняющих работы по возведению и ремонту корпусов судов;
  • на нефтяных и газовых платформах, установленных в открытом море, для смены персонала при вахтовом методе обслуживания платформ;
  • при перемещении персонала для крепления и раскрепления контейнеров и грузов;
  • при проведении диагностики и ремонта металлоконструкций ПС, когда применение других средств подмащивания невозможно;
  • при аварийной транспортировке людей, которые не в состоянии передвигаться.

При этом люлька должна отвечать следующим требованиям (п. 242 ФНП ):

  • иметь твердое, исключающее скольжение дно, выдерживающее нагрузку, не менее чем вдвое превышающую паспортную грузоподъемность люльки;
  • иметь жесткие перила ограждения высотой не менее 1100 мм по всему периметру пола люльки. Ограждение должно выдерживать горизонтальную нагрузку не менее половины паспортной грузоподъемности люльки. Конструкция ограждения между перилами и полом должна исключать случайное выскальзывание персонала при раскачивании люльки во время транспортировки;
  • подвешиваться на крюк ПС с помощью специального кольца, которое в рабочем положении должно быть неразъемным; допускается перемещение люльки контейнерными кранами с установленными на них спредерами;
  • исключать возможность опрокидывания, когда транспортируемый персонал занимает положение у одной из сторон люльки.

Проверка состояния люлек

Все люльки, находящиеся в эксплуатации, регулярно:

  • проверяют;
  • проводят их техническое обслуживание;
  • при необходимости ремонтируют.

Проверка состояния люлек включает несколько процедур. Все они приведены в таблице.

Требования к крановым подъемникам, лебедкам и люлькам для подъема людей — Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов

Раздел 8
ТРЕБОВАНИЯ K КРАНОВЫМ ПОДЪЕМНИКАМ, ЛЕБЕДКАМ И ЛЮЛЬКАМ ДЛЯ ПОДЪЕМА ЛЮДЕЙ

9.1. K крановым подъемникам, лебедкам и люлькам для подъема людей применяются требования, изложенные в разделах 1, 3-6 и 10-13 настоящих Правил, c изменениями и дополнениями, предусмотренными в настоящем разделе.
9.2. Крановые подъемники и методы их испытания должны соответствовать требованиям ГОСТ 13556.
9.3. Ha внутренней поверхности кабины кранового подъемника и возле шахтной двери должны быть установлены таблички c правилами эксплуатации подъемника.
9.4. Лебедки c ручным приводом должны быть снабжены безопасными рукоятками, конструкция которых допускает подъем или опускание только путем непрерывного воздействия на рукоятку, при этом скорость опускания не должна превышать 0,33 м/с.
9.5. Лебедки с электрическим приводом должны быть снабжены тормозом нормально закрытого типа, автоматически замыкающимся при выключении привода. Коэффициент запаса торможения должен быть не менее 2.
9.6. Связь вала электродвигателя c валом барабана должна осуществляться c помощью зубчатой или червячной передачи.
Использовать для этой цели ременные и фрикционные передачи, фрикционные и кулачковые муфты не допускается.
9.7. Лебедки должны быть укреплены на фундаменте или снабжены балластом для обеспечения их устойчивости при двойной рабочей нагрузке.
9.8. Способ подвешивания люльки для подъема людей должен исключать возможность ее опрокидывания. Люльки должны быть снабжены ограждением высотой не менее 1,2 м и оборудованы скобами для крепления карабинов предохранительных поясов работников и фалов для инструмента. Устройство дверок в ограждении не разрешается. При подвешивании люлек к крюку последний оборудуется предохранительным замком для предотвращения падения люльки.
9.9. B тех случаях, когда возможно задевание люльки за выступающие части здания или сооружения, а также когда скорость движения люльки превышает 0,33 м/с, должны быть установлены жесткие или гибкие направляющие и приняты меры для защиты поднимающихся людей от возможного их задевания за выступающие части здания, сооружения.
9.10. У лебедок c электрическим приводом со скоростью подъема и опускания более 0.ЗЗ м/с должна быть обеспечена плавная остановка люльки.
9.11. Стационарно установленные лебедки c электрическим приводом должны быть оборудованы концевым выключателем, отключающим электродвигатель при подходе люльки к верхнему рабочему положению.
9.12. Управление электрической лебедкой, установленной стационарно, должно производиться из люльки путем непрерывного нажатия на кнопку аппарата управления. При прекращении нажатия на кнопку лебедка должна останавливаться.
9.13. Расчет канатов и блоков должен производиться по условиям группы классификации M8.
9.14. Лебедки после установки, перед вводом в эксплуатацию, а также периодически через каждые 12 месяцев должны подвергаться полному техничеркому освидетельствованию.
9.15. Статические испытания лебедок проводятся нагрузкой, превышающей их тяговое усилие при подъеме на 50 %, а динамические — на 10 %.
9.16. При техническом освидетельствовании кранового подъемника необходимо проводить:
— визуальный контроль;
— испытания на холостом ходу;
— испытания при перемещении подъемника вручную (если это предусмотрено конструкцией подъемника) ;
— статические испытания;
— динамические испытания;
— испытания на срабатывание ловителей.
9.17. Статические испытания крановых подъемников проводятся нагрузкой, превышающей их номинальную грузоподъемность на 100 %, а динамические — на 10 %.

Смотрите так же:  Исковое заявление к собственнику нежилого помещения

Требования к люлькам для подъема людей

Коллеги, добрый день!

Такая ситуация: подрядчики работают с люльки, подвешенной на крюк автомобильного крана. Кран наш, машинист также наш, заключен договор строительного подряда.
Согласно п. 239 ФНП:
239. Подъем и транспортировка людей с применением ПС, в паспорте которых отсутствует разрешение на транспортировку людей, разрешены в следующих случаях:
а) при монтаже, строительстве и возведении уникальных объектов, когда иные способы доставки рабочих в зону выполнения работ не могут быть применены;
б) при монтаже и обслуживании отдельно стоящих буровых и иных установок нефтегазодобычи;
в) на предприятиях и доках, выполняющих работы по возведению и ремонту корпусов судов;
г) на нефтяных и газовых платформах, установленных в открытом море, для смены персонала при вахтовом методе обслуживания платформ;
д) при перемещении персонала для крепления и раскрепления контейнеров и грузов;
е) при проведении диагностирования и ремонта металлоконструкций ПС, когда применение других средств подмащивания невозможно;
ж) при аварийной транспортировке людей, которые не в состоянии передвигаться.

Ни под один из вышеуказанных пунктов мы не подходим, но автоподъемника у нас нет, а работать нужно. С целью минимизации рисков, подрядчик выполнил ППР (где учел требования правил по ОТ при работе на высоте, при работе 2-х ПС и т.д.). Естественно данный ППР с РТН не согласовывали (ППР на подъем и транспортировку людей с применением ПС должны быть разработаны с обязательным условием выполнения требований промышленной безопасности, изложенных в настоящих ФНП, и согласованы Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, кроме случаев аварийной транспортировки людей.), нет смысла.

У подрядчиков имеется люлька (самодельная), паспорт на нее, соответствующие испытания.

Вопросы:
1. Нашему машинисту изначально выдает наряд начальник АТЦ. Какой порядок взаимодействия между нашим машинистом и подрядной организации в дальнейшем? На случай внештатных ситуаций (люлька падает, например), как максимально обезопасить нашего работника?
2. Как понимать данный пункт:
«125. Эксплуатирующая организация должна обеспечить выполнение следующих требований промышленной безопасности:
определить порядок выделения и направления самоходных ПС на объекты согласно заявкам сторонних организаций. При этом ответственность за обеспечение требований промышленной безопасности при работе ПС несет организация, выделившая ПС для работ«
Почему мы должны нести ответственность за обеспечение требование ПБ?!
3. Есть ли еще какие-то требования к люльке? Должно ли быть какое-то разрешение РТН? В ФНП больше требований не увидел.

Требования к люлькам для подъема людей

Погрузчик — Электропогрузчик Штилль свыше 4 кВт. Корзина (люлька) по типу вот (сертифицированная)

в ФНП по ПС залезла потому, что Ingenio ссылается на этот пункт ПБ:

Цитата:
245. Для безопасного перемещения людей в люльке должно соблюдаться следующее:
л) люди, которых необходимо переместить, получили четкие инструкции (под роспись) о том, где стоять, за что держаться, как пользоваться предохранительными поясами и как покидать люльку, когда она приземляется;
м) страховочные пояса людей, находящихся в люльке, должны быть постоянно закреплены за соответствующие точки крепления в люльке. Длина фала страховочного устройства должна быть такой, чтобы человек в любом случае оставался в пределах люльки;

«3. Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие подъемные сооружения (далее — ПС, когда речь идет о подъемных сооружениях, перечисленных в настоящем пункте) и оборудование, используемое совместно с ПС:
.
м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемых для подъема и перемещения людей;

Но, в итоге, спасибо вам всем за замечания, потому что они помогли мне все систематизировать и в итоге вывода такой:

1. Именно моя люлька (корзина) не относится к пункту «м», т.к не в данном случае погрузчик не относится к ПС и отсутствует ОПО?
2. Обучение на «Рабочих люльки» не нужно, т.к эта профессия отсутствует в Приказе Ростехнадзора от 29.12.2006 N 1154, по которым обучение проводится исключительно в УЦ при участии инспектора Ростехнадзора?
3. Обучать рабочих, работающих в люльке, «Работам на высоте» не нужно, т.к при условии наличия ограждения высотой более 1,1 м под правила работ на высоте мы не подпадаем, даже если захотим подстраховать работника и заставим его использовать страховочный пояс?

И если совсем коротко, покупаем люльку (сертифицированную), проводим инструктаж и отправляем электромехаников обслуживать трубопровод? без обучений и прочего?

О применении грузоподъемных кранов для подъема людей

Актуальность вопроса о применении грузоподъемных кранов для подъема людей неоднократно подтверждалась многообразием, нестандартностью ситуаций при выполнении строительных работ, ремонте коммунальных, транспортных и электрокоммуникаций, аварийных работах, когда применение специализированных средств либо невозможно, либо они отсутствуют на момент их острой востребованности.
В связи с этим в мировой практике исследуются и вводятся в нормативную базу положения о правилах и нормах подъема или опускания людей грузоподъемными кранами общего назначения. В частности, такие правила изложены в международном стандарте ISO 12480-1 «Краны грузоподъемные. Безопасное использование. Часть 1: Общие положения».
Научно-техническая ассоциация «Подъемные сооружения» разработала проект национального ДСТУ ISO 12480-1:2006, гармонизированного с международным стандартом, в котором изложены положения о подъеме людей грузоподъемными кранами, снабженными специальными устройствами — кабинами или люльками, в которых поднимают рабочий персонал с необходимыми инструментами и материалами для выполнения работ на высоте.

В России, несмотря на требования Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-14-382), допускающих подъем людей кранами только мостового типа в специально спроектированной и изготовленной кабине, активно ведутся работы по созданию и эксплуатации устройств для подъема людей кранами других типов. Так, в институте ВНИИПТМАШ совместно с ЗАО «СТЭК» для решения этой задачи в 2000 г. были разработаны и согласованы с Госгортехнадзором России Технические условия 24-56327 ТУ. Они распространяются на устройства для подъема людей кранами в кабинах, навешиваемых на крюк портальных, мостовых или гусеничных кранов, в судостроительной и судоремонтной промышленности, морских и речных портах.
А как решается вопрос о применении грузоподъемных кранов для подъема людей в Украине? Вопрос, несомненно, сложный, для его решения необходимо: обязательно предотвратить малейшую возможность возникновения опасных (аварийных) ситуаций при подъеме людей; разрешить, при соблюдении определенных требований, подъем людей грузоподъемными кранами общего назначения для выполнения неотложных, важных, спасательных и др. операций.
Украинские Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (НПАОП 0.00-1.01-07) разрешают подъем людей грузоподъемными кранами при условии использования для этого специальных люлек и разработки проекта, устанавливающего порядок производства работ и меры по обеспечению безопасного выполнения этих работ. Указанный проект производства работ (ППР) подлежит в установленном порядке экспертизе по вопросам охраны труда (п. 7.5.28 НПАОП).
Специальные люльки для подъема людей должны быть изготовлены в соответствии с требованиями ТУ У 29.2—22959884-000—2004 «Люльки для подъема работников грузоподъемными кранами. Технические условия».
Грузоподъемность крана должна быть ограничена с учетом требований по выбору канатов, предназначенных для подъема людей, и более жестких требований к нагрузке при статических испытаниях.
В соответствии с разделом 4.6 «Канаты» НПАОП 0.00-1.01-07 для автомобильных стреловых самоходных кранов не устанавливается группа классификации крана выше А4 с предельной группой классификации механизма М5, а для кранов грузоподъемностью до 16 т включительно принимается группа классификации А3 с предельной группой классификации механизма М4. Коэффициент использования канатов Zр при этом составляет: для М4 — 4,00, для М5 — 4,50. Вместе с тем при расчете канатов, предназначенных для подъема людей, коэффициент использования канатов следует принимать как для группы классификации М8, т. е. Zр = 9,00.
Таким образом, для подъема людей пришлось бы применять канаты в 2—2,5 раза большего сечения, чем при выполнении работ общего назначения. Это, в свою очередь, вызвало бы необходимость изменения конструкции барабанов, блоков и уравнительных блоков, т.е. значительного увеличения их диаметров (табл. 1).
Возможность использования крана для подъема людей в люльках (кабинах) определяется требованием раздела 4.22 «Дополнительные требования безопасности к крановым подъемникам, лебедкам и люлькам для подъема людей» НПАОП 0.00-1.01-07, п. 4.22.19 которого гласит: «Статические испытания крановых подъемников проводятся нагрузкой, превышающей их номинальную грузоподъемность на 100%», т. е.

Смотрите так же:  Судебная практика дду

Рл. исп = 2Рл. макс, (1)

где Рл. исп — нагрузка статического испытания крана с люлькой;
Рл. макс — максимально допустимое значение массы люльки с грузом и людьми.
С учетом указанных условий, принимая во внимание разовый характер работ для подъема людей, предлагается, не изменяя диаметр каната, блоков и барабанов, ограничивать грузоподъемность крана значением:

Рл. макс ? Рпacп где Zр (М8) — минимальный коэффициент использования канатов для группы классификации механизмов М8;
Zр (Мі) — минимальный коэффициент использования канатов для группы классификации механизмов, соответствующей указанному в паспорте крана;
Рпacп — паспортное значение грузоподъемности крана для данной грузовысотной характеристики;
Рл. макс — максимально допускаемая грузоподъемность крана для подъема людей для данного значения Рпacп.
Обозначим отношение

коэффициентом Kлi. Тогда требование (2) принимает вид:

Рл. макс ? Рпacп · Kлi . (3)
В табл. 2 приведены значения коэффициента Kлi для групп классификации механизмов от M1 до М8.
С учетом того, что грузоподъемный кран общего назначения испытывается статической нагрузкой, равной 1,25Рпacп, значение Рл. макс должно удовлетворять условию:

2Рл. макс= Рл. макс ? Рпacп · 1,25. (4)

Отсюда Рл. макс ? Рпacп · 0,625. (5)

Таким образом, для удовлетворения требований как по канатам, так и по статическим испытаниям требование к максимально допустимому значению массы люльки с грузом и людьми имеет следующий вид:

Рпacп · Kлi ? Рл. макс ? Рпacп · 0,625. (6)

Как видно, этому обобщенному требованию удовлетворяют все краны с группой классификации механизмов от М1 до М6 включительно, у которых значение коэффициента Kлi составляет от 0,35 до 0,625 (см. табл. 2).

Например, для крана с группой классификации механизмов М3:
Рпacп · 0,39 ? Рл. макс ? Рпacп · 0,625,
для крана с группой классификации механизмов М6:
Рпacп · 0,625 ? Рл. макс ? Рпacп · 0,625.
Для кранов с группой классификации механизмов М7 и М8 требование (6) не выполняется, поэтому в этих случаях необходимо дополнительно ограничивать значение Рл. макс, используя в формуле (3) значение Kлi, равное не 0,79 или 1,00, как показано в таблице 2, а 0,625. В этом случае все вышеуказанные условия для использования крана для подъема людей будут выполнены.
Полученные результаты дают возможность практического использования грузоподъемных кранов общего назначения для подъема людей в люльках (кабинах) при выполнении вышеуказанных требований.
С целью организации создания национальной нормативной базы по использованию кранов общего назначения для подъема людей необходимо, чтобы предприятия-изготовители и предприятия, использующие краны, были ознакомлены с положениями проекта ДСТУ ISO 12480-1:2006 «Краны грузоподъемные. Безопасное использование — Часть 1: Общие положения».
ДСТУ ISO 12480-1:2006 (проект)
Приложение С
(обязательное)

С. 1. Общие данные
Подъем или спуск людей краном может проводиться только в исключительных случаях, когда отсутствует возможность их перемещения при помощи менее опасных средств.
Перемещение людей должно проводиться в люльках соответствующей конструкции, оснащенных соответствующими средствами, которые делают невозможным выпадение людей, инструмента или материалов. Должны быть в наличии средства, устраняющие кручение (закручивание) люльки (используя, например, шарнирную связь или многоразовую запасовку канатов) и их опрокидывание. В люльках должна быть четкая постоянная маркировка, с указанием грузоподъемности, которую они могут безопасно перемещать. Люльки должны быть осмотрены перед использованием для определения их технического состояния. Результаты осмотра должны быть зарегистрированы.
Кран не может выполнять ни одного движения, если человек находится на крюке, грузе, стреле, в люльке или другом средстве для подъема, закрепленном вдоль оси нагрузки крана или стрелы, до выполнения каждого специфического требования, приведенного в пп. С. 2, С. 3.

С. 2. Оборудование крана
Кран должен быть оснащен:
а) ограничителем подъема;
б) автоматическими тормозами, обеспечивающими его остановку при выключении органов управления;
в) силовым спуском груза. Нужно учитывать, что подъем и спуск людей разрешается только на кранах, имеющих блокировку режима свободного падения.
Для выполнения работ ниже уровня земли должен быть в наличии ограничитель подъема/спуска.

С. 3. Специальные процедуры
При подъеме людей необходимо выполнять специальные процедуры:

а) лицо, ответственное за общее выполнение работ, должно выбирать наименее опасный способ выполнения необходимой работы или доступа в зону. Для этого оно должно иметь полномочия. Лицо, отвечающее за выполнение работ, должно выдать исполнителю документ с описанием порядка и срока выполнения работ. Документ после утверждения уполномоченным лицом должен храниться у ответственного лица;
б) для каждого случая подъема людей лицо, отвечающее за выполнение работ, должно определить каждый пункт требований, начиная с пункта в) до пункта т), приведенных ниже;
в) при использовании крана для подъема людей его должны ежедневно осматривать в соответствии с требованиями п. 8.2.3.2 ДСТУ 12480 в этой части;
г) подъем и удерживание люльки с людьми в подвешенном состоянии должны проводиться под контролем специально выделенного работника;
д) уточнение процедур входа и выхода из люльки, определение мест посадки и высадки людей должно быть обсуждено в присутствии крановщика, стропальщика, людей, которых поднимают, а также лица, ответственного за выполнение работ;
е) крановщик и стропальщик должны провести испытательный подъем массы, эквивалентной той, которая должна быть поднята в люльке, и проверку соответствия ее опорной части;
ё) между крановщиком, стропальщиком и работниками, которых поднимают, должна поддерживаться связь;
ж) при выполнении сварочных работ с люльки держатели электродов не должны иметь контактов с металлическими частями люльки;
з) люди, которых поднимают или удерживают в подвешенном состоянии, должны применять страховочный канат с талрепами, которые закрепляются в определенных местах к люльке;
и) при посадке людей в люльку крановщик должен находиться возле органов управления;
й) движение люльки во время подъема людей должно осуществляться медленно, осторожно, без резких рывков на кране. Скорость подъема или спуска не должна превышать 30 м/мин (0,5 м/с);
к) мобильные краны не должны двигаться, когда в люльке находятся люди;
л) люди, которых перемещают в люльке в подвешенном состоянии, должны оставаться в постоянном поле зрения или быть на связи с крановщиком или стропальщиком;
м) краны с аутригерами должны иметь выдвижные и заблокированные опоры;
н) общая масса груза, который поднимается вместе с людьми при запланированных условиях использования, не должна превышать 50% от расчетной грузоподъемности крана, которая должна составлять не менее 1000 кг;
о) подвижные люльки должны использоваться для перемещения только людей, инструмента и достаточного количества материалов, необходимых для выполнения работ. Ими нельзя пользоваться для перемещения насыпных материалов;
п) при подъеме, спуске или удерживании в подвешенном состоянии люльки все люди должны находиться внутри ее. Они не должны находиться на верхнем поручне, работать с него или с подножки висячей люльки;
р) при невозможности спуска люльки ее необходимо прикрепить к конструкции крана и удерживать до выхода или входа людей;
с) люльки не должны использоваться, когда сила ветра превышает 7 м/с (25 км/ч) или во время осадков, при других неблагоприятных погодных условиях, которые могут влиять на безопасность людей;
т) после установки люльки все тормоза и фиксаторы на кране должны быть налажены до начала выполнения какой-либо работы.

С. 4. Проектирование и изготовление люльки
Для подъема/спуска людей должна использоваться люлька, спроектированная или изготовленная в соответствии с такими требованиями:
а) проектирование люльки должно проводиться специалистом соответствующей квалификации;
б) вместимость люльки должна быть ограничена вместимостью для подъема не более трех человек;
в) люльки и захватные устройства должны иметь минимальный расчетный запас прочности 5;
г) на люльке должна быть табличка с указанием массы нетто, максимального количества людей и массы, на подъем которой она рассчитана;
д) боковые стенки люльки должны иметь специальное ограждение (сетку из проволоки или аналогичную сплошную защиту высотой не менее 1 м);
е) внутри люльки должен быть поручень для предупреждения выставления рук за пределы габаритов люльки;
ё) при установлении двери для входа/выхода она должна открываться только внутрь. Дверь должна быть обеспечена устройством, которое мешало бы ее случайному открытию;
ж) люлька должна иметь крышу, которая не мешала бы осмотру крановщика или того лица, которое находится внутри ее, в случае возникновения опасной ситуации над головой;
з) люлька должна иметь яркую окраску и маркировку;
и) люлька должна крепиться к крану при помощи только таких средств, как карабин, крюк (с защелкой или захватным или клиновым устройством). Клиновое и разъемное оборудование должно иметь захватку на свободном конце грузового каната;
й) система подвешивания должна обеспечивать стабилизацию наклона люльки с учетом перемещения на ней людей;
к) острые края элементов люльки должны быть закруглены;
л) сварные швы должны быть проверены работником соответствующей квалификации;
м) сварочные работы должны выполняться сварщиком, имеющим сертификат.

В. ЛАЗДИН, канд. техн. наук, ответственный секретарь Технического комитета по стандартизации «Краны, подъемные устройства и соответствующее оборудование» (Одесса)

Author: admin