Требования к кемпингам

СПРАВОЧНИК КЕМПИНГОВ РОССИИ И СНГ

поиск и подбор кемпингов по параметрам

Что такое кемпинг и как правильно сделать выбор

Дома на колесах, являясь транспортными средствами, одновременно обладают всеми атрибутами домов, хоть и мобильных. Обычные дома располагаются на земле. Дома на колесах также нуждаются, пусть и во временных, стоянках на земле для обеспечения полноценного отдыха и проживания своих владельцев. Для целей временного размещения на своей территории домов на колесах служат кемпинги и кемпстоянки.

Кемпинги — территории комплексного туристического назначения. Это коммерческая рекреационная форма использования земли, распространенная во многих странах. В кемпингах минимально объектов недвижимости и капитальных строений. Расположенные на природных участках, как правило, вблизи естественных или исторических достопримечательностей, кемпинги ориентированы на предоставление услуг активного отдыха на природе или познавательного — в случае близкого культурного окружения. Если в гостиницах гостям сдаются номера, то в кемпингах — участки территории для временных стоянок палаток, автомобилей с палатками, автодомов или караванов. Объектами размещения в кемпингах можно считать сдаваемые под проживание бунгало, караваны, мобильные дома. Последние, хоть и могут иметь колеса, но, в отличие от караванов, транспортным средством не являются.

Мобильные дома, как и караваны, приобретаются для сезонного временного проживания или отдыха на природе, в экологически чистых условиях. Их владельцы не решают при этом вопросов приобретения земли, а предпочитают платить сезонную арендную плату за пользование участками территории в кемпингах.

У караванов как транспортных средств больше возможностей, чем у мобильных домов, менять свою временную прописку. За сезон или отпуск можно сменить не один кемпинг. В последнем случае это выглядит как путешествие. Поэтому от каравана можно получить двоякое впечатление. С одной стороны, прицепленный к автомобилю-тягачу, мигрирующий от одной временной стоянки к другой, караван — средство путешествия. С другой, стоящий на одном месте в кемпинге весь сезон (часто и не один), прикрытый защитными фартуками, навесами, караван — сродни бунгало или мобильным домам.

Отношения автодомов и кемпингов — самые временные. Автодома целенаправленно приобретаются скорее для автопутешествий, чем для продолжительных стоянок в кемпингах. Для автодома стоянка в кемпинге часто — лишь место ночевок и выполнения бытового обслуживания (слив, залив воды, чистка биотуалета). Такая транзитная потребность в стоянке породила форму предложений для туристического транспорта, называемую как кемпстоянки (Stellplatz, нем.).

В сравнении с кемпингами, кемпстоянки — лишь парковки с зоной для осуществления бытового обслуживания домов на колесах (часто автоматы, оплачиваемые монетами или жетонами). Они могут располагаться как в природной зоне, так и в городской черте. Кемпстоянки могут быть платными (значительно дешевле кемпингов) и бесплатными. Преимуществом перед кемпингами часто бывает их более близкое расположение к природным или культурным достопримечательностям. Останавливаются на кемпстоянках, как правило, только автодома и автомобили с караванами.

Когда кемпинг — это целый мир. Территорию кемпинга функционально можно разделить на части. Главное — это зона размещения, представляющая разбитую на участки основную часть территории. Часть этой зоны часто занимают сдаваемые бунгало и мобильные дома. Вместе с постоянными клиентами — караванами, встающими на весь сезон, они образуют самую обустроенную часть кемпинга. Другие участки, переходящие от постояльца к постояльцу, свободны для любого вида стоянки: с палаткой, автодомом или караваном. Иногда политика кемпинга — отводить для домов на колесах отдельные участки.

Необходимой частью инфраструктуры кемпинга является бытовая зона, которая может быть разного уровня обустроенности, но обязана обеспечивать санитарный минимум. Бытовая зона может включать сауну, прачечную, кухню. А иногда могут быть лишь туалеты, умывальники и душ, и горячая вода по жетонам.

Остальная часть территории кемпинга, за исключением площади, занимаемой адмистративным зданием и ресепшн, должна служить обеспечению досуга и отдыха туристов. Здесь так же, как и в бытовой зоне можно встретить разного уровня инфраструктуру и сервис. Кемпинги, как и отели, имеют разную категорию звезд (от одного до пяти). Обустроенность кемпинга, уровень и качество инфраструктуры и сервиса выражаются в его звездности. Кемпинги могут быть с бассейном, теннисными кортами, мини-гольфом, рестораном и маркетом, а могут держать лишь бар и иметь неспециализированные открытые площадки для активных игр.

Однако, не только качество инфраструктуры, уровень туристических и бытовых услуг, определяют привлекательность кемпинга для туристов. Не менее важным является его расположение относительно достопримечательностей, природных или культурных, естественное качество самой территории, ее озеленение и удаленность от индустриальных зон. Бывает, что предпочтение остается за малозвездными кемпингами, а не пятизвездными, богатыми на услуги, но расположенными, к примеру, вблизи трассы.

Часть инфраструктуры кемпингов специально связана с караванингом. Это, прежде всего, электрическая разводка, осуществленная по участкам, принимающим автодома и караваны. Специальные щитки с розетками подняты на опорах над землей. К ним присоединяются типовые кабели для электро подключения домов на колесах. В особо обустроенных кемпингах по участкам произведена и подводка воды. Та же опора с розетками наверху, внизу может иметь и водяной кран. От крана напрямую подключают сантехнику домов на колесах (если такое предусмотрено конструктивно) или периодически наполняют их баки чистой воды. Но такая масштабная подводка воды бывает редко. Обычно участков, куда подведены электричество и вода, совсем немного и их используют под караваны, стоящие в кемпинге весь сезон. Как правило, водяных кранов на всей территории кемпинга всего несколько, откуда можно залить воду в баки.

Бывает, что кран для залива воды, вообще, один и находится в специальной сантехнической зоне, предназначенной для осуществления всего комплекса бытового обслуживания домов на колесах: слива отработанной воды, залива чистой, чистки биотуалета. Такие зоны также бывают разного уровня обустроенности. Хорошо, когда на катушке или просто свернутый, имеется общественный шланг для залива воды. Но чаще приходится пользоваться своим шлангом.

Идеально, когда для слива отработанной воды предусмотрена площадка с центробежным наклоном. Тогда, как не поставишь на площадку свой дом на колесах, вода из кранов отработанной воды сольется в коллектор в центре. Чаще, когда дом на колесах приходится прицельно располагать над коллектором, чтобы сливные краны находились бы точно над ним. Иногда для слива воды применяют следующее приспособление: толстый гибкий шланг, одним концом связанный с коллектором, другим концом надевают на сливные краны.

Для чистки биотуалетов предусмотрены специальные широкие унитазы (обычные использовать запрещено из-за большой вероятности засора). Но и такие унитазы бывают не всегда (особенно на кемпстоянках). Тогда биотуалет как и отработанную воду сливают также в коллектор.

Основные требования пожарной безопасности в гостиничных комплексах, кемпингах, мотелях

При эксплуатации гостиниц, кемпингов, мотелей необходимо соблюдать требования пожарной безопасности.

1. В гостинице, кемпинге, мотеле должна быть разработана инструкция о мерах пожарной безопасности.

2. . В номерах гостиниц, кемпингов, мотелей и общежитий должны быть вывешены планы эвакуации на случай пожара.

3. Все прибывающие в I гостиницу, кемпинг, мотель, общежитие граждане должны быть ознакомлены (под роспись)

4. В гостиницах, кемпингах, мотелях и общежитиях, предназначенных для проживания иностранных граждан, памятки о мерах пожарной безопасности должны | выполняться на нескольких языках.

5. Во всех помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

6. В гостинице, кемпинг, мотеле распорядительным документом должен быть установлен соответствующий противопожарный режим, в том числе:

определены и оборудованы места для курения;

определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

установлен порядок уборки горючих отходов и пыли;

определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара;

определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

7. Курение в не отведенных для этих целей местах запрещено.

8. Правила применения на территории организаций открытого огня, проезда транспорта, допустимость курения и проведения временных пожароопасных работ устанавливаются общеобъектовыми инструкциями о мерах пожарной безопасности.

9. В зданиях и сооружениях гостиниц при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

10. Все работники гостиницы кемпинга, мотеля должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.

Смотрите так же:  Приказ об утверждении нормы расхода топлива образец

11. Руководитель гостиницы, кемпинга, мотеля имеет право назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ в силу действующих нормативных правовых актов и иных актов должны выполнять соответствующие правила пожарной безопасности, либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ.

12. В гостиницах с пребыванием 50 и более человек в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников, в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководитель гостиницы, кемпинга, мотеля ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся в гостинице.

13. Обслуживающий персонал зданий для проживания людей (гостиницы, кемпинги, мотели, общежития) должен быть обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала. Кроме этого, указанные здания высотой 5 и более этажей должны быть обеспечены индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета одно устройство на каждые 30 человек, находящихся на этаже здания. Индивидуальные спасательные устройства должны храниться в доступном для каждого человека на этаже месте, имеющем соответствующее обозначение указательным знаком пожарной безопасности. Каждое индивидуальное спасательное устройство должно быть снабжено биркой с указанием двух ближайших помещений, оборудованных приспособлениями для крепления устройств.

14. В гостиницах с пребыванием 50 и более человек на случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонари. Количество фонарей определяется руководителем, исходя из особенностей объекта, наличия дежурного персонала, количества людей в здании, но не менее одного на каждого работника дежурного персонала.

15. Территория гостиницы, кемпинга, мотеля в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, а также участки, прилегающие к иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т. п.

16. Противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т. п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

17. Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).

18. Гостиницы с пребыванием 50 и более человек необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов.

19. В зданиях, сооружениях гостиниц, кемпинга, мотеля запрещается:

хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов;

использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;

размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и т. п.;

устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток;

снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;

производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);

загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы;

устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов;

остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам;

устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;

устанавливать дополнительные двери или изменять направление открывания дверей (в отступлении от проекта) из номеров в общий коридор (на площадку лестничной клетки), если это препятствует свободной эвакуации людей или ухудшает условия эвакуации из соседних номеров;

устраивать в производственных и складских помещениях антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих и трудногорючих материалов и листового металла.

20. Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений гостиниц, кемпинга, мотеля должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям (проводит организация, имеющая соответствующую лицензию с составлением отчетных документов по результатам испытаний).

21. Двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок. На дверях указанных помещений должна быть информация о месте хранения ключей. Окна чердаков, технических этажей и подвалов должны быть остеклены и постоянно закрыты. Приямки у оконных проемов подвальных и цокольных этажей зданий (сооружений) гостиниц, кемпинга, мотеля должны быть очищены от мусора и других предметов. Металлические решетки, защищающие указанные приямки, должны быть открывающимися, а запоры на окнах открываться изнутри без ключа.

22. В зданиях с витражами высотой более 1 этажа не допускается нарушение конструкций дымонепроницаемых негорючих диафрагм, установленных в витражах на уровне каждого этажа.

23. Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания.

24. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

25. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;

устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости);

фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;

остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;

заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг.

26. Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов в помещениях с
массовым пребыванием людей должны надежно крепиться к полу.

27. При эксплуатации действующих электроустановок запрещается:

использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;

пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями;

обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;

применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;

размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.

28. Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.

29. Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом специальных положений. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.

30. В номерах гостиниц, кемпинга, мотеля запрещается устраивать различного рода производственные и складские помещения, в которых применяются и хранятся взрывоопасные, взрывопожароопасные и пожароопасные вещества и материалы, а также изменять функциональное назначение указанных номеров, в том числе при сдаче их в аренду.

31. Запрещается в гостиницах, кемпингах, мотелях размещение и эксплуатация газобаллонных установок.

Смотрите так же:  Пособие по охране окружающей среды при производстве

32. В помещениях для проживания людей (гостиницы, кемпинги, мотели) запрещается пользоваться электронагревательными приборами (в том числе кипятильниками, электрочайниками, электроутюгами, электроплитками), не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара.

33. Обслуживающий персонал гостиниц, кемпингов, мотелей, должен быть обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала.

34. Кроме этого, гостиницы, кемпинги, мотели высотой 5 и более этажей должны быть обеспечены индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета одно устройство на каждые 30 человек, находящихся на этаже здания. Индивидуальные спасательные устройства должны храниться в доступном для каждого человека на этаже месте, имеющем соответствующее обозначение указательным знаком пожарной безопасности. Каждое индивидуальное спасательное устройство должно быть снабжено биркой с указанием двух ближайших помещений, оборудованных приспособлениями для крепления устройства.

При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.):

незамедлительно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.

Требования к кемпингам

Популярность отдыха на природе неуклонно растет. И наиболее комфортным местом в таких условиях становится кемпинг — это место где останавливаются автотуристы, его можно назвать летним лагерем. Кемпинги классифицируют, как и гостиничные номера.

Казалось бы, на основании чего можно оценить комфортность летнего лагеря под открытым небом? Давайте рассмотрим основные критерии классификации и требования к месту отдыха.

Основа оценки кемпинга – сколько места предоставляется для одного автомобиля. Из этого рассчитывается и цена за пребывание в лагере.
Далее учитывается уровень безопасности. Сюда входит охранная деятельность на территории кемпинга и противопожарные услуги. Разные факторы, такие как:
Есть или нет питьевая вода. Насколько развита реклама данного кемпинга. Есть ли душ и туалет. Количество электрических розеток. Вывоз мусора с территории. Понятно, что наличие условий комфорта, таких как оборудование своего места, туристические столики и тому подобное зависит от самих отдыхающих. Ведь туристическое оборудованеи также важно для хороших условий. А вот наличие внешних условий целиком зависит от принимающей стороны.

Однако стоит отметить, что такой набор критерий весьма условен. Теперь перейдем к основному – рассмотрим кемпинги исходя из их «звездности».
Кемпинг одной звезды
Территория для одного автомобиля не меньше 80 квадратных метров.
Обслуживающий персонал.
Обязательно наличие туалета, душевых кабинок.
Наличие электрических розеток.
Могут быть кухня и игровая площадка.
Кемпинг двух звезд
Ко всему выше перечисленному добавляется круглосуточно работающий обслуживающий персонал.
Количество розеток распределено на 20% мест.
Должна быть канализационная система.


Кемпинг трех звезд
Добавляем то, что не менее 15% мест имеют площадь в размере 100 квадратных метров.
40% мест подключаются к электричеству.
Кухня, место для просмотра телевидения обязательно находятся в закрытом домике.
Кемпинг четырех звезд
Ко всему добавляется кухня с микроволновой печью
Обязательна площадка для игр.
60% мест подключаются к электричеству.
25% мест имеют площадь в размере 100 квадратных метров.
Кемпинг пяти звезд
На территории располагается ресторан, в котором могут продавать спиртные напитки.
50% мест имеют площадь в размере 100 квадратных метров.

В Европе кемпинги расположены во многих местах. Пользуйтесь этим удобным видом отдыха.

Актуальные вопросы организации деятельности кемпингов на территории РФ

Чахова Дарья Александровна, аспирантка, факультет «Высшая школа гостинично-туристической и спортивной индустрии», Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Российская Федерация располагает большим многообразием уникальных рекреационных и природных ресурсов, большой территорией, разветвленной сетью транспортных магистралей, обеспечивающих связь с зарубежными странами, что создает предпосылки для организации деятельности объектов придорожного сервиса и развития такого вида туризма, как караванинг.

Рынок объектов дорожного сервиса

Рынок объектов придорожного сервиса получил активное развитие только в начале нынешнего десятилетия. Придорожная инфраструктура стала сферой услуг, которая привлекла к себе большое внимание как бизнес сообщества, так и государства. Причиной этому явились высокие темпы автомобилизации страны, строительство и масштабная реконструкция автомобильных дорог, а также повышение требований пользователей дорог к качеству предоставляемых услуг.

К объектам дорожного сервиса относятся здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств) [2].

Исследования показывают, что объекты дорожного сервиса на территории Российской Федерации развиваются хаотично. Большая концентрация объектов создается на тех участках, где имеет место большая норма прибыли. К ним, чаще всего, относятся участки вблизи больших городов. Остальная территория не подвергается освоению, остается без внимания, что в свою очередь существенно тормозит развитие автомобильного туризма и караванинга, не способствует развитию депрессивных районов многих регионов Российской Федерации.

Количество объектов дорожного сервиса, которые располагались на дорогах общего пользования федерального значения, по состоянию на 2013 г . составило порядка 13000 единиц. Их них 25% не соответствует санитарным и строительным нормам, установленным на территории Российской Федерации. Основная часть объектов дорожного сервиса представлена автозаправочными станциями и предприятиями быстрого питания [1]. Средства размещения не имеют высокой доли в общей структуре объектов придорожного сервиса Российской Федерации.

Придать процессу развития объектов придорожного системный характер призвана принятая Минтрансом РФ в конце 2013 г . «Концепция развития объектов дорожного сервиса в Российской Федерации», целью которой является создание условий для комплексного и качественного развития придорожной инфраструктуры.

Объекты придорожной инфраструктуры можно разделить на две категории: специализированного и универсального назначения. Так, например, автозаправочные станции, точки розничной торговли нацелены на обслуживание любого участника дорожного движения согласно своему универсальному предназначению, в том числе и автотуристов, и жителей ближайших территорий. Но имеются объекты, такие как мотели, сувенирные лавки, которые рассчитаны только на спрос со стороны туристов и не используются местным населением. К таким объектам относятся кемпинги, являющиеся специализированным средством размещения, основными потребителями услуг которых являются туристы, путешествующие с использованием дома на колесах — караванеры.

Дом на колесах представляет собой транспортное средство, которое на борту оборудовано кухонной зоной, туалетной группой, спальными местами, обеденной группой. Эксплуатация его во время совершения поездок предполагает обеспеченность туристов всем необходимым для комфортного проживания. Но как транспортное средство дом на колесах имеет ограниченный ресурс в виде газа, воды, заряда электричества. Восполнить его возможно на базе кемпинга, который располагает определенным оборудованием, предназначенным для обслуживания домов на колесах.

Весь процесс упорядочивания сферы услуг объектов дорожного сервиса с начала 2000-х годов по настоящее время не предусматривает пересмотра подхода к определению кемпинга, который устоялся в 80-х г г. XX в. Проблемой является отсутствие принципиального определения услуг кемпинга и системы классификации кемпингов как комплексов предоставления этих услуг.

В период становления автомобильного туризма на территории СССР, связанного с началом деятельности завода «АвтоВАЗ», кемпинг представлял собой палаточный городок, обсуживающий туристов, путешествующих на легковом транспорте. Кемпинг не был предусмотрен для обслуживания домов на колесах. Стандартами, принятыми в сфере строительства и проектирования кемпингов, предусматривалось наличие парковки, СТО, открытой кухни [3], т.е. удобств универсального характера. Дома на колесах использовались крайне редко, т.к. ввоз иностранной техники был ограничен, а отрасль караваностроения отсутствовала.

Определение особенностей продукта кемпинга

После обострения политической и экономической ситуации в стране в 90-х г г. ХХ в . темпы развития кемпинговой инфраструктуры резко снизились. Территории в границах полосы отвода автомобильных дорог заняли предприятия, которые не были специализированы на обслуживании пользователей дорог. К ним относились склады, торговые и технические помещения. Это стало возможным ввиду неоднозначной ситуации в области дорожного хозяйства, где полномочия в сфере надзора за деятельностью объектов дорожного сервиса не были четко определены и дел е гированы.

Ситуация могла бы измениться после принятия Концепци и развития объектов дорожного сервиса в Российской Федерации. Но необходимый понятийный аппарат кемпинг-индустрии в содержании документа не был уточнен. Кемпинги в Концепции отнесены к общему понятию объектов дорожного сервиса, поэтому остается большая вероятность, что при ее реализации кемпингам будет уделена второстепенная роль, и рынок средств размещений не сможет удовлетворить спрос со стороны туристов, путешествующих в домах на колесах и имеющих специфические требования, связанные с обслуживанием домов на колесах.

В связи с этим основной задачей остается определение особенностей продукта кемпинга, что даст основу для их дальнейшего развития и позволит обеспечить высокие экономические показатели деятельности.

Продукт кемпинга имеет комплексную природу и состоит из двух дополняющих друг друга составляющих: материальной и сервисной. И та, и другая составляющие вносят большой вклад в конечное качество продукта. Для продукта кемпинга особое значение имеет техническое и функциональное качество . От состояния материальной составляющей продукта кемпинга зависит техническое качество средства размещения — это качество парковочного места, инфраструктуры и прочих материальных атрибутов услуг кемпинга. Функциональное качество — это качество процесса услуги, или качество обслуживания.

Смотрите так же:  Могут отобрать дом за алименты

В процессе поиска услуг продукт кемпинга подвергается сложной оценке, которую ввиду сложности состава продукта кемпинга невозможно представить в виде однозначной и простой схемы. Продукт кемпинга караванер в процессе выбора рассматривает как совокупность свойств (атрибутов). Выбор средства размещения определяется в зависимости от того, какие свойства для потребителя имеют более высокую ценность. А ценность, в свою очередь, зависит от того, насколько турист удовлетворяет свою потребность при покупке услуги.

Для определения структуры продукта кемпинга и выявления потребностей караванеров, возможно использование мультиатрибутивной маркетинговой модели. Ее основными постулатами в сфере кемпинг-индустрии являются следующие утверждения:

— выбор туриста направлен не на товар, а на результат услуги, которую он ожидает получить;

— удовлетворить одну и ту же потребность могут разные услуги кемпинга. Для удовлетворения определенной потребности у туриста существует возможность выбора среди различных услуг. Если базовой функцией является удовлетворение потребности в ночлеге, то у караванера есть большое количество альтернатив: гостиница, размещение у друзей, аренда квартиры или дома и т.д. Только анализ возможного использования различных услуг позволяет определить их диапазон, который может приобрести потребитель для осуществления конкретной функции ;

— сущность продукта кемпинга заключается в совокупности атрибутов, характеризующих его. У каждой услуги существует базовая функциональная ценность — ядерная услуга, к которой можно добавлять дополнительные. Так, базовой функцией питча (парковочное место для дома на колесах) в кемпинге является временная стоянка, а дополнительная полезность может заключаться в комфортном отдыхе и развлечениях [4] . Мультиатрибутивная модель услуг кемпинга имеет многоуровневую иерархическую структуру. Уровни структуры предлагают удовлетворение различных групп потребностей, что определяет их особенность и необходимость .

Родовой продукт — это базисная версия услуги, включающая основные характеристики, которые предлагаются различными кемпингами на одном рынке. Базисными услугами кемпинга являются регистрации приезда и отъезда, пользование санитарным модулем и зоной обслуживания домов на колесах, предоставление доступа к столбикам с электричеством у каждого питча, беспроводная линия Интернет.

Ожидаемый продукт представляет собой ту версию услуги, которая удовлетворяет определенный минимум требований и ожиданий туриста относительно продукта кемпинга. При аренде питча постоялец ожидает получить чистую территорию, удобные коммуникации, работающее освещение, относительную тишину.

На уровне расширенного продукта услуга приобретает качественно новые характеристики, которые могу т принципиально отличить ее от других аналогов. Они выражаются чаще всего в дополнительных услугах. Это позволяет приобрести конкурентное преимущество и повысить лояльность гостей кемпинга. Услуги могут быть как инструментальными, так и эмоциональными. В кемпинге, например, это бесплатный жетон для прачечной, оборудованное место отдыха у питча. Однако то, что является ожидаемым товаром на одном рынке, может быть дополнительным на другом.

Потенциальный уровень продукта предполагает будущие возможные модификации и трансформации продукта кемпинга. Путем совершенствования туристам предлагается формат услуги, который вызывает у потребителей чувство восхищения.

Мультиатрибутивный взгляд на продукт кемпинга является чрезвычайно важным, т.к. он создает теоретическую и практическую основу для сегментации, базирующейся на выгодах, позиционирования, а также для формирования соответствующей продуктовой политики и разработки концепции продукта.

Родовой продукт представляет услугу размещения, без которой нельзя представить полноценного пребывания в кемпингах. Основная задача кемпинга – предоставление услуг по обслуживанию систем жизнеобеспечения дома на колесах и восстановление сил туристов. Концепция кемпинга предполагает наличие следующих базовых услуг:

— услуги аренды оборудованного питча;

— услуги санитарного модуля;

— услуги оборудованных площадок или помещений для приготовления пищи.

Полнота и качество обслуживания в кемпингах зависит также от широты ассортимента предлагаемых дополнительных услуг, которые отвечают условиям позиционирования продукта кемпинга и помогают отличить его от конкурентов. Дополнительные услуги приобретают все большее значение в формировании рыночной привлекательности кемпинга.

Для дифференциации дополнительных услуг наиболее важным и определяющим критерием является цель визита гостей, т.к. она отражает стратегическое позиционирование предприятия и определяет целевой сегмент потребителей. Кемпинги могут быть разделены в соответствии с основной целью приезда караванеров на три основные категории: отдых, транзит и бизнес ( см. рис. ). От их причастности к той или иной категории изменяется номенклатура дополнительных услуг.

Источник: с оставлено автором .

Рис. Виды кемпингов по критерию « цель пребывания »

Проблемой современной кемпинг-индустрии на территории Российской Федерации является не только устаревший подход к определению функционального назначения кемпингов, но и отсутствие системы категорирования кемпингов.

Во многих зарубежных странах и Российской Федерации для определения категории средства размещения используются символы звезд. Категория от одной до пяти звезд присваиваются в результате проведения регламентированной процедуры оценки. В Российской Федерации классификация осуществляется в отношении средств размещений, состоящих из номеров (комнат), оборудованных в той или иной степени, согласно Приказа Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

Следовательно, этот документ не включает требований к кемпингам и определения процедуры присваивания таким средствам размещения «звезд», т.к. кемпинг, в первую очередь, предоставляет в аренду парковочные места (питчи) для домов на колесах, а не гостиничные номера для проживания, что было указано в мультиатрибутивной модели продукта кемпинга. Данный аспект является существенным для дальнейшего развития кемпинг-индустрии и создает трудности иностранным туристам, привыкшим ориентироваться на звездную систему при выборе кемпингов.

Для повышения загрузки многие кемпинги на территории России используют различные наименования, которые обращают внимание туристов на выгоды, которые он может получить. Такие названия, как «Экокемпинг», «Кемпинг европейского уровня» или «Уюткемпинг» по замыслу предполагают более высокое качество услуг. Но такие категории, как название кемпинга, не являются обоснованным индикатором и в большей степени способны вызвать несоответствие ожиданий и действительности.

В Германии разработаны требования к кемпингам как средствам размещения. Эти требования предъявлены к кемпингу уровня 5 звезд, при этом экспертная группа, отталкиваясь от этих требований, присваивает от одной до пяти звезд по разработанной системе категорирования. Согласно классификации автомобильной ассоциации Германии «ADAC» [5], первым показателем уровня кемпинга является количество метров, предназначенных для парковки одного дома на колесах. Санитарное состояние кемпинга – второй по значимости показатель .

Деятельность на территории Российской Федерации в условиях отсутствия категоризации формирует у потребителя в целом негативный имидж данного сектора и создает таким образом серьезные препятствия для формирования цивилизованных рыночных процессов, служит сдерживающим фактором для развития отрасли. Кроме того, в связи с отсутствием официальной системы категоризации данного сегмента средств размещения, турфирмы, а также маркетинговые компании устанавливают свои стандарты качества услуг, что находит отражение в информации для потребителя.

Создание более гибкого и сложного механизма категоризации кемпингов необходимо для всех игроков на рынке:

— караванерам для ориентации и выбора наиболее подходящего предложения вследствие более объективной информации, содержащейся на вывесках средств размещений, информации, размещенной в различных информационных источниках, отвечающей реальным ожиданиям туристов;

— туроператорам, турагентствам и владельцам кемпингов для проведения эффективной ценовой политики и позиционирования средства размещения на рынке услуг. Для кемпингов в отличие от традиционных гостиниц, главными конкурентными преимуществами являются такие ключевые компетенции, как расположение на автомобильных дорогах, индивидуальный, персонифицированный подход к клиентам (обслуживание не наемными рабочими, а владельцами кемпингов);

— система классификации позволит инвесторам учесть все необходимые требования, нормы на этапе строительства для успешного обеспечения уровня комфорта и качества средствам размещения для получения планируемой категории звездности.

Развитие кемпинг-индустрии на территории Российской Федерации невозможно без анализа потребностей основных потребителей услуг – караванеров, а также определения функциональных требований к кемпингам, в первую очередь, как материально-технической базе для удовлетворения потребностей караванеров.

Кроме того, необходима разработка классификации, в которой будут учтены все основные аспекты деятельности кемпинга, которые влияют на качество обслуживания караванеров. К ним относятся требования к службе приема и размещения, требования к местам размещения туристов и санитарным условиям. Категорирование кемпингов в РФ возможно только путем создания новой классификации.

Разработка системы категоризации кемпингов позволит установить требования к организации и оснащению кемпинга на территории РФ, которые бы обеспечивали комфортное пребывание караванеров на его территории, а также обслуживание и функционирование домов на колесах, что будет способствовать скорейшему развитию кемпинг-индустрии в целом.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Опубликовано в журнале


Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Включен в Перечень ВАК
Импакт-фактор РИНЦ: 0,509

Author: admin