Требования к электронным ресурсам

Требования к электронным ресурсам

Дидактические требования к?электронным образовательным ресурсам

Как отмечает Н.Ф.Талызина, внедрение технических средств обучения — не самоцель. Их применение оправдано только в?том случае, если это приводит к?повышению эффективности учебного процесса хотя бы по одному из таких критериев, как качество обучения, затраты времени и сил преподавателем и учащимися, финансовые расходы. Качество обучения — главный критерий эффективности учебного процесса.

Рисунок 1.6 Пример учебно-методического комплекса, разработанного с?помощью SunRav BookOffice

Главными целями обучения в?высшей школе (как традиционного, так и с?использованием ЭОР) являются развитие, формирование широкого круга представлений, знаний, умений и компетенций студентов. Для успешного достижения этих целей процесс обучения основывается на следующих принципах: целенаправленности; научности, систематичности и последовательности; сознательности и активности учащихся; наглядности; прочности; доступности; учет в?обучении индивидуальных и возрастных особенностей школьника; коллективный характер обучения; выбор оптимальных форм, средств и методов.

Электронные образовательные ресурсы должны отвечать не только стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к?учебным изданиям (например, к?таким как учебники, учебные и методические пособия), но и ряду специфических требований. Дидактические требования отражают необходимые условия и закономерности процесса обучения [46]. Рассмотрим кратко традиционные дидактические требования к?ЭОР.

1. ? Требование научности обучения означает необходимость учета последних научных достижений, а также обеспечения достаточной глубины, корректности и научной достоверности изложения содержания учебного материала, предоставляемого образовательными ресурсами.

2. ? Требование доступности обучения, осуществляемого посредством образовательных ресурсов, означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, необходим учет специфики базового образования и комплексного характера изучаемых проблем.

3. ?Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда студент сталкивается с?учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Необходимо отметить, что уровень выполнимости данного дидактического требования с?помощью электронных образовательных ресурсов может быть значительно выше, чем при использовании традиционных учебников и пособий.

4. ?Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение студентами. В?случае ЭОР данное дидактическое требование реализуется на более высоком уровне, обеспечивая полисенсорность обучения с?включением в?учебно-познавательный процесс практически всех каналов восприятия информации человеком.

5. ? Требование обеспечения сознательности обучения предполагает обеспечение средствами образовательного ресурса самостоятельных действий студентов по извлечению информации при четком понимании конечных целей и задач учебно-познавательной деятельности.

6. ?Требование систематичности и последовательности обучения пользователями образовательного ресурса означает обеспечение последовательного усвоения определенной системы знаний в?изучаемой предметной области. Необходимо, чтобы знания, умения, навыки и компетенции формировались в?определенной системе, в?строго логическом порядке и находили применение в?практической жизнедеятельности. При этом существенное значение имеет не только логика изучения дисциплины, но, в?первую очередь, логика деятельности. Для этого необходимо:

-? предъявлять учебный материал в?систематизированном и структурированном виде;

-? учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при организации каждой порции учебной информации;

— ?учитывать межпредметные связи изучаемого материала, соответствующие особенностям вида деятельности;

— ?тщательно продумывать последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий, аргументировать каждый шаг по отношению к?студенту;

-? строить процесс получения знаний в?последовательности, определяемой логикой обучения, в?свою очередь определяемой логикой будущей (текущей) профессиональной деятельности студента;

— ?обеспечивать связь информации, предъявляемой образовательным ресурсом, с?практикой путем увязывания содержания и методики обучения с?личным опытом студентов, подбором примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.

7. ? Требование прочности усвоения знаний: для прочного усвоения учебного материала наибольшее значение имеет глубокое осмысление этого материала.

Анализ научно-педагогической литературы [46-48] позволил, кроме традиционных дидактических требований к?образовательным ресурсам, выделить и специфические дидактические требования, обусловленные использованием преимуществ современных информационных и телекоммуникационных технологий в?создании и функционировании ЭОР.

8. ? Требование адаптивности подразумевает приспособляемость ЭОР к?индивидуальным возможностям студентов, т.е. адаптацию процесса обучения к?уровню их знаний и умений, психологическим особенностям. Различают три уровня адаптации ЭОР. Первым уровнем адаптации считается возможность выбора студентом наиболее подходящего для него индивидуального темпа изучения материала. Второй уровень адаптации подразумевает диагностику состояния обучающегося, на основании результатов которой предлагаются содержание и методика обучения. Третий уровень адаптации базируется на подходе, который не предполагает классификации возможных пользователей и заключается в?том, что авторы ЭОР стремятся разработать как можно больше вариантов использования для как можно более широкого контингента возможных обучающихся.

9. ? Требование интерактивности обучения означает, что в?процессе обучения должно иметь место взаимодействие обучающегося с?ЭОР. Электронные образовательные ресурсы должны обеспечивать интерактивный диалог и суггестивную обратную связь. Важной составной частью организации диалога является реакция ЭОР на действия пользователя. Суггестивная обратная связь позволяет осуществлять контроль и корректировать действия студента, выдавать рекомендации по дальнейшей работе, осуществлять постоянный доступ к?справочной и разъясняющей информации. При контроле с?диагностикой ошибок по результатам учебной работы суггестивная обратная связь выдает результаты анализа работы с?рекомендациями по повышению уровня знаний.

10. ? Требование реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации, предъявляемой ЭОР. Требование предполагает анализ возможностей современных средств отображения информации (технические возможности средств отображения информации — компьютеров, мультимедиа проекторов, средств виртуальной реальности и возможностей современного программного обеспечения) по сравнению с?качеством представления учебной информации в?электронных образовательных ресурсах.

11. ?Требование развития интеллектуального потенциала студента при работе с?ЭОР предполагает формирование разнообразных стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного, рефлексивного, теоретического), умения принимать рациональные или вариативные решения в?сложных ситуациях, умений по обработке информации (на основе использования систем обработки данных, информационно-поисковых систем, баз данных и пр.).

12. ? Требование обеспечения полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения означает, что ЭОР должны предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического процесса в?пределах одного сеанса работы с?информационно-коммуникационными технологиями (что реализуется ЭОР, комплексно поддерживающими сразу несколько дидактических функций).

METHODIKS.UCOZ.RU

Основные требования, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам (ЭОР)

Основные требования, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам (ЭОР)

Отличие ЭОР от цифрового ресурса? Электронный образовательный ресурс нельзя распечатать без потери качества. ЭОР – это мультимедийный ресурс.

Отбираю ресурсы в папку на компьютере. Нужно проверить – соответствуют ли они требованиям к ЭОР.

Требования к ЭОР (см. схему ниже):

— Дидактические

  • Полноценное обучение предмету: электронные учебники. Контроль – по какой-то теме (т.е. по части предмета).
  • Принцип научности. Соблюдать современные методы познания, принятые в области. В математике, информатике – моделирование. Нужно реализовывать эти методы.
  • Доступности обучения. Доступность сложности и глубины материала. Можно площадь вычислить при помощи интеграла, а можно по формуле. Нужно смотреть возраст, для которого предназначен ресурс. + у разных авторов разные определение à должно соответствовать тому, что давал сам ученикам; иначе нужно оговорить.
  • Принцип проблемности обучения. Хорошо, когда ЭОР позволяет поставить перед ребятами проблему, которую необходимо решить. Математический конструктор позволяет это сделать.
  • Принцип наглядности обучения. Использовать 3D-редакторы. Forex-программы для экономистов.
  • Принцип сознательности обучения. Ребенок должен иметь возможность выбрать темп обучения, способ восприятия информации и т.д.
  • Систематичность и последовательность обучения. Понятия д.б. изложены последовательно: не изучать умножение, пока не изучено сложение.
  • Валидность контрольно-измерительных образовательных материалов. Это соответствие проверяемого материала изученному.
  • Надежность. Выставленные баллы должны соответствовать показанным результатам.
Смотрите так же:  Договор на ремонт оргтехники это работы или услуги

Специфические дидактические требования к ЭОР:

  • адаптивность – приспособляемость программного средства к индивидуальным особенностям учащегося. Например, когда обучающийся может выбрать свой темп обучения; содержание д. соответствовать индивидуальным параметрам обучающегося, которые он хочет реализовать – хочет слушает, хочет смотреть, хочет параллельно и слушать, и смотреть; ЭОР готов приспособиться к каждому учащемуся.
  • интерактивное обучение – когда в ЭОР реализованы диалог и обратная связь.
  • развитие интеллектуального потенциала. ЭОР дает доп. знания, развивает дополнительно мышление и т.д.
  • полнота и непрерывность дидактического цикла обучения с программным средством – включает объяснение материала, отработку и контроль.

— Методические

  • учет потребностей конкретной дисциплины. Мат. конструктор – не имеет смысла использовать этот ресурс на информатике. Можно – по теме моделирование, если класс физико-математического профиля. Если гуманитарного профиля – лучше составить модель какого-то события.
  • использование современных методов обработки информации.
  • д.б. реализована когнитивная иерархическая структура, если говорим о понятиях дисциплины. В конце многих книг приводятся цепочки понятий в той последовательности, в которой их следует излагать.
  • д. присутствовать возможность выполнения контрольно-тренировочных действий. Д.б. реализована деятельность, связанная с выполнение практических заданий, по реализации контроля и самоконтроля обучающимся.

— Психологические – учет психических процессов.

  • восприятие (зрительное и слуховое – это основа обучения).
  • внимание. ЭОР д. концентрировать на себе внимание.
  • мышление. Теоретически-понятийное – если говорим о базах знаний, о информационно-поисковых системах; практически-наглядное, наглядно-действенное.
  • память. Д. активизировать память – например, на соответствие объектов. Теоретический материал + практические задания. Тесты, контрольные работы.
  • воображение. Создание моделей, эксперименты.
  • слова понятийного аппарата, которыми владеет учащийся (тезаурус). Изложение материала д. соответствовать возрастным характеристикам и тому, что было изучено. Нельзя оперировать непонятными словами, длинными фразами в младшей школе.
  • развитие образного и логического мышления. Связано с представлением и поиском материала.

— Эргономические

  • гуманное отношение к обучаемому;
  • дружественный интерфейс – возможность использования подсказок, методические указания (если выполнили неправильно – перейдите к предыдущей лекции и т.д.).
  • возможность выбора темпа, последовательности обучения;
  • д. удовлетворять гигиеническим и санитарным нормам. Это также связано с ограничением времени работы на компьютере. Учебная деятельность – 15-30 минут на уроке.

— К документации

  • Описание требований к системе;
  • Методические рекомендации по использованию ЭОР: примеры заданий, для какого возраста и т.д.

— Эстетические

  • соответствие эстетического оформления функциональному назначению. Для электронного учебника – слева д.б. иерархическая структура содержания; представление материала – возможность убрать лишние инструменты.

Упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов учебной среды. Элементы д.б. хорошего качества. Черный фон стараться не использовать. Для фона лучше брать пастельные тона. Изображений лишних не добавлять – если изображение не имеет отношения к материалу. Расположение информации д.б. по всему полю (одну строчку расположить на весь слайд). Не надо текст на слайдах размещать – лишь основные моменты. На защите – тоже не надо. Иначе будет очень много вопросов.

Мы говорили про веб-конференции и вебинары.

Вебинар. Можно говорить не на аудиторию, а сидя перед камерой. Могут видеть одновременно большое количество участников вебинара. М. демонстрировать различные материалы – презентацию, программное обеспечение. Смысл в том, что есть взаимно обратная связь. Можно задавать вопросы. Один человек ведет.

Требования к электронным ресурсам

Библиографическая ссылка на статью:
Векслер В.А. Эргономические требования к электронным образовательным ресурсам // Психология, социология и педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/05/4949 (дата обращения: 01.10.2018).

Эргономика это наука, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы. Сферой деятельности эргономики стала выработка и применение теории, принципов и методов для обеспечения благополучия человека и полной оптимизации общей производительности системы.

Сегодня эргономика состоит из нескольких разделов:

1. Микроэкономика. Исследуются и проектируются коммуникационные системы «человек-машина». В частности, к данному разделу отнесено проектирование интерфейсов программных продуктов.

2. Мидиэргономика. Исследуются и проектируются коммуникационные системы «человек-коллектив», «коллектив-организация», «коллектив-машина». Основная цель данного раздела, это изучение производственных взаимоотношений на уровне рабочих мест. В частности, проектирование структур организации и помещений, гигиена и безопасность трудовой деятельности.

3. Макроэргономика. Исследуется и проектируется система в целом, подвержены учеты все возникающие факторы: технические, социальные, организационные. Задача данного раздела это всесторонняя оптимизация деятельности.

Эргономика исследует систему «человек-машина» как эргатическую систему (систему взаимодействия человека с внешней реальностью). Поэтому с эргономических позиций процесс обучение с помощью электронных образовательных ресурсов (как компонента объекта «машина») следует рассмотреть как систему «педагог-обучающийся-компьютер», т.е. педагог должен полноценно организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся посредством компьютера, используя электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

Эргономика рассматривает следующие виды совместимости среды «человек-машина»:

1. Антропометрическая совместимость – учет размеров тела человека, возможности обзора им внешнего пространства, положение оператора при работе с машиной.

2. Сенсомоторная совместимость – учет скорости моторных операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей.

3. Психофизическая совместимость – учет реакций человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.

4. Энергетическая совместимость – учет силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления.

Эргономические требования к ЭОР строятся, учитывая в первую очередь возрастные различия обучаемых, устанавливают требования к изображению и подаче информации, режимам работы с ней, и по должны обеспечить повышение учебной мотивации к обучению

Основным эргономическим требованием становится задача обеспечение в высшей степени гуманного отношения к ученику, а значит, организация дружественного интерфейса, обеспечение возможностей использования учащимся всех необходимых в процессе взаимодействия с интерфейсом системы подсказок и методических указаний. Так же сюда мы можем отнести соответствие цветового колорита, упорядоченность и выразительность элементов интерфейса. К требованиям отнесем соблюдение принципов адаптивности (приспособления к индивидуальным особенностям) и интерактивности (соблюдение режима двусторонней связи).

Эргономические требования очень тесно связаны с двумя группами требований: требования здоровьесберегающего характера и эстетическими требованиями. Говоря о первой группе, отметим, что ЭОР должны разрабатываться таким образом, чтобы их использование не противоречило санитарным нормам работы с вычислительной техникой. Вторая группа связана с тем, что необходимо установить соответствие эстетического оформления функциональному назначению; определить порядок, выразительность графических объектов учебно-познавательной среды; определить отсутствие орфографических, пуктационных ошибок и неэтичных компонентов. Эстетические свойства должны характеризовать способность программного продукта через чувственно воспринимаемые образы удовлетворить потребность в эстетическом идеале. Должны присутствовать: информационная выразительность, рациональность форм, целостность композиции.

Смотрите так же:  Приказ о выходе на работу в ночное время

Выделим ряд эргономических рекомендаций при создании ЭОР:

1. Информация на экране должна быть структурирована.

2. Периодически должна варьировался яркость и громкость.

3. Содержание визуального учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным для понимания.

4. Обязательно присутствие итоговых обобщающих схем.

5. Использование пиктограмм и других специальных символов обеспечивают четкую спецификацию компонентов ЭОР.

6. Объекты сложной структуры целесообразно иллюстрировать с помощью объемных моделей.

7. Объекты и процессы, основные параметры которых изменяются с течением времени, необходимо иллюстрировать анимационным видеорядом.

8. Не следует отображать текст на темном фоне. от этого устают глаза).

9. Отображение текста должно обеспечить возможность его комфортного просмотра, желательно расположить смысловой блок на одном экране и по возможности избегать работу с полосами прокруток, особенно с горизонтальной прокруткой.

10. Должны присутствовать средства масштабирования контента.

11. Общий заголовок должен центрирваться отностительно вертикальной оси экрана.

12. При длительной работе повышению производительности способствует зеленый цвет. Индиго и фиолетовый цвет снижают производительность.

13. Частота дыхания и пульса увеличиваются при пурпурном, красном, оранжевом и желтом цветах; при воздействии зеленого, индиго и фиолетового они замедляются.

14. К цветовым сочетаниям активирующим восприятие информации относятся «желто-красный», «бело-синий», «черный на оранжевом», «красно-желто-зеленый», «бело-красный» и «красно-бело-синий».

15. Для создания фона рекомендуется использовать холодные цвета (синий, фиолетовый, цвет морской волны), так как они визуально создают ощущение стабильности.

16. Теплые цвета (красный, оранжевый) необходимо использовать при отображении объектов переднего плана.

17. Темные объекты «отяжелеют» восприятие, поэтому их следует располагать в нижней части экрана.

Резюмируя, следует отметить, что при разработке ЭОР по дизайн-эргономическим аспектам рекомендуется принять во внимание технический регламент «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (утвержден Правительством РФ от 07.04.2009, № 307), санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования» (САНПИН, 2.4.7.1166-02), ГОСТ Р ИСО 14915-1-2010 и ГОСТ Р ИСО 14915-2-2013 «Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов».

Системные требования

Электронные образовательные ресурсы (электронные приложения) Издательского центра «Академия» поставляются на CD- или DVD-дисках.

Предлагаемые варианты ЭОР являются локальной версией и предназначены для индивидуального использования на персональном компьютере. Подключение к локальной компьютерной сети не требуется.

Минимальные требования к компьютеру для работы с ЭОР:

  • операционная система — Windows 7/Vista/XP/2000;
  • процессор — Pentium 4 с частотой 1,5 ГГц, либо Athlon XP 1500+ и выше;
  • оперативная память не менее 512 Мб;
  • наличие DVD-привода;
  • не менее 150 Мб свободного места на жестком диске;
  • наличие звуковой карты.

На компьютере должно быть установлено следующее программное обеспечение:

Перечисленное программное обеспечение свободно распространяется и может быть официально бесплатно загружено с сайтов производителей.

Оренбургский государственный университет

Страница не найдена

Запрашиваемая страница не найдена

460018 , г. Оренбург,

просп. Победы, д. 13

Официальный сайт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет».

© ОГУ, 1999–2019. При использовании материалов сайта гиперссылка обязательна!

Организация работы с электронными ресурсами в процессе обучения

4.5. От электронных образовательных ресурсов к информационно-образовательным средам

Современные образовательные процессы не могут проходить без включения в обучение широкого спектра информационных ресурсов, без развития умений обработки и представления различной информации в электронном виде. Создание и использование в учебном процессе ЭОР требует наличия возможностей обеспечения административной и информационной поддержки учебного процесса. Другими словами, широкое использование ЭОР влечет за собой необходимость сбора, обработки и предоставления различным категориям пользователей (обучающиеся, преподаватели, сотрудники, родители и др.) разнообразной информации, которая формируется специальными функциональными системами. К основным функциональным системами образовательного учреждения следует отнести следующие:

  • Электронная библиотека (хранение, каталогизация и обеспечение доступа к различным ресурсам в электронном виде);
  • Административная подсистема (авторизация пользователей и разделение их по категориям, протоколирование действий, реализация набора функций по организации и документированию результатов учебного процесса, контроль работоспособности всех программных компонент и обеспечение надежности их работы);
  • Кадровая подсистема (база данных персонального учета пользователей всех категорий);
  • Информационная подсистема (информирование пользователей о событиях, происходящих в учебном заведении).

Выше перечислены только основные системы, каждая из которых может детализироваться на более мелкие подсистемы. В совокупности все функциональные системы объединяются в информационно-образовательную среду (ИОС) учебного заведения. В настоящее время идет процесс интеграции ИОС учебных заведений в региональные или специализированные (например, на базе учебно-методических объединений или консорциумов учебных заведений) ИОС. В перспективе можно говорить о ИОС государственного или межгосударственного масштабов.

На современном уровне развития ИОС следует рассматривать в рамках решения задач совершенствования дидактической теории и практики применительно к резко изменяющимся социально-экономическим условиям. ИОС должна реализовывать модель педагогического процесса, в которой в полной мере используются дидактические возможности инновационных технологий, позволяющие эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу преподавателей и учащихся, а также интегрировать различные формы и стратегии освоения знаний по учебной дисциплине, направленные на развитие целенаправленной и самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Выше была представлена функциональная структура программного обеспечения ИОС, однако в состав среды можно включить помимо программно-информационных функциональных систем и иные компоненты (рис. 4.11). При любом рассмотрении ИОС ее центральным элементом остается электронная библиотека ЭОР, без которой ИОС в целом теряет свою главную образовательную функцию.

ЭОР и формируемая на их базе ИОС имеют большой потенциал для повышения качества обучения. ИОС — это педагогическая система нового уровня, поэтому вполне справедливо следующее определение : информационно-образовательная среда — это педагогическая система плюс ее обеспечение (т.е. подсистемы: техническая, управленческая, нормативно-правовая и ряд других), важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.

Практическое внедрение методов организации обучения с использованием основных дидактических функций ИОС влечет за собой использование среды в качестве:

  • средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки обучающихся, организующего оперативную консультационную помощь, реализующего возможности программно-методического обеспечения компьютерной и телекоммуникационной техники в целях формирования культуры учебной деятельности в учебных заведениях;
  • инструмента познания за счет формирования навыков исследовательской деятельности путем моделирования работы научных лабораторий, организации совместных учебных и исследовательских работ обучающихся и преподавателей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки результатов экспериментальной деятельности;
  • средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников, начиная от коллеги по совместному проекту, путем оперативного обмена информацией, идеями, планами по совместным проектам, темам и т.д., и кончая использованием удаленных баз данных через Интернет;
  • средства развития личности за счет реализации возможностей повышения гуманитарного развития обучающихся и формирования навыков культуры общения;
  • эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.
Смотрите так же:  Субсидия славянск

Анализ достоинств и недостатков существующих ИОС, дидактических традиций системы образования, а также современного состояния информационных технологий и средств телекоммуникаций, позволяет сформулировать базовые принципы, на которых должны строится ИОС учебного заведения, независимо от уровня или профиля образования:

  • многокомпонентность — ИОС представляет собой многокомпонентную среду, включающую в себя учебно-методические материалы, программное обеспечение, систему контроля знаний, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида, включая графику, видео и пр., взаимосвязанные между собой;
  • интегральность — информационное наполнение ИОС (контент) должно включать в себя всю необходимую совокупность базовых знаний в областях науки и техники с выходом на мировые ресурсы, определяемых профилями подготовки специалистов, учитывать междисциплинарные связи, информационно-справочную базу дополнительных учебных материалов, детализирующих и углубляющих знания;
  • распределенность — информационное наполнение ИОС (контент) интегрирует в себе материалы, распределенные по различным хранилищам информации (серверам) с учетом требований и ограничений современных технических средств и экономической эффективности;
  • адаптивность — ИОС органично интегрироваться в существующую систему образования, не нарушать ее структуры и принципов построения и обеспечивать возможность модифицировать программно-функциональную реализацию в соответствии с меняющимися потребностями общества и условиями ее функционирования.

Как говорилось выше, пользователи ИОС делятся на несколько категорий с различными функциональными возможностями. Перечень основных категорий с указанием предоставляемых им возможностей поясняет табл. 4.1.

Все категории пользователей, кроме посетителей, должны быть зарегистрированы в ИОС и проходить авторизацию при работе с ней. Посетители строго говоря не являются зарегистрированными пользователями и представляют собой любого члена общества, пожелавшего получить информацию о данном учебном заведении. Поскольку для этой аудитории приходится формировать значительный объем информации, известной остальным категориям, то эта аудитория в табл. 4.1 отнесена к отдельной категории пользователей, хотя и условно.

В рамках ИОС работа с ЭОР тесно интегрирована с другими видами ресурсов среды. Доступ к ЭОР определяется образовательной программой обучающегося, его академическими результатами, календарными планами и т.д. Работа преподавателя с учебными ресурсами среды начинается с анализа результатов работы по изучению соответствующих тематических блоков обучающимися. С этой целью преподаватель должен обращаться к ресурсам организационно-административной подсистемы среды, содержащим сведения об учащихся, а также к ресурсам подсистемы контроля знаний, обеспечивающей контроль за качеством изучения учебного материала. ИОС обеспечивает индивидуальный подход, согласно которому преподаватель может разработать для каждого учащегося (иди для кого-то индивидуально) частные задания на подготовку к работе с ЭОР, обеспечивающие педагогические контроль и измерения. На этом же этапе преподавателем определяется время, отводимое на выполнение заданий и начало их работы с подсистемой контроля знаний ИОС.

В заключение надо подчеркнуть, что главным источником знаний в ИОС являются ЭОР. Однако эффективное их использование и индивидуальный подход к обучаемым обеспечивается всей совокупностью функциональных подсистем ИОС. Использование ЭОР вне ИОС возможно, но при таком подходе существенно снижает эффективность учебного процесса, а работа преподавателей и администрации учебного заведения усложняется. Центральное место в любой ИОС составляет именно педагогическая система, а реализация ИОС обеспечивает взаимосвязь главной целей функции – образовательной, со множеством обеспечивающих подсистем, чем и достигается качественно новый уровень организации учебного процесса.

Контрольные вопросы для самоподготовки

  1. Перечислите основные составляющие информационно-образовательного пространства.
  2. Перечислите основные категории пользователей ИОС.
  3. Что такое технология Wi-Fi?
  4. Что такое педагогический дизайн?
  5. Назовите основные этапы педагогического дизайна.
  6. Дайте краткую характеристику модели «ADDIE».
  7. На каких уровнях проводится интеграция разработки ЭОР и педагогического дизайна?
  8. Какие традиционные критерии оценки ЭОР существуют?
  9. Какие инновационные критерии оценки ЭОР Вы знаете?
  10. Какие формы взаимодействия обучаемого с ЭОР существуют?
  11. Что такое жизненный цикл ЭОР?
  12. Перечислите стадии жизненного цикла ЭОР.
  13. В чем суть циклической модели жизненного цикла ЭОР?
  14. Что такое методология RAD и когда она применима?
  15. Назовите основные функциональные подсистемы ИОС.

В завершение изучения данного курса необходимо подчеркнуть, что он направлен на расширение кругозора и общей эрудиции преподавательского состава и, в этом смысле, предваряет другие учебные курсы по освоению технологии создания ЭОР с использованием различных инструментальных средств. Выбор готового ЭОР или методов и средств для создания нового определяется спецификой конкретной дисциплины, подходом авторского коллектива, финансовыми возможностями и еще многими факторами, однако есть совокупность базовых принципов и компетенций, которые инвариантны к особенностям конкретного проекта и именно на их освоение и ориентирован настоящий курс.

Информатизация образования – это многоаспектный процесс, и только учет всего многообразия этих аспектов позволяет создавать ЭОР, соответствующие современным требованиям и запросам системы образования. На протяжении длительного времени в создании ЭОР превалировал технологический подход, при котором программной реализации отдавался безусловный приоритет. Отдавая должное именно этому аспекту, на сегодняшний день можно утверждать, что только сбалансированное решение всех задач, рассматриваемых настоящим курсом, может гарантировать успешность проекта в целом.

Одобрены требования к электронным образовательным ресурсам

Контакты для СМИ

Наталья Рыкова
PR-Директор

6 мая 2011 г. были одобрены требования к электронным образовательным ресурсам.

В зале коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации 6 мая 2011 г. прошло совещание по вопросу согласования требований к электронным образовательным ресурсам (ЭОР).

Подготовленные рабочей группой требования представил начальник отдела развития информационных технологий в образовании IBS В. Слышкин.

В обсуждении приняли активное участие представители ИТ-бизнеса, в т.ч.: Д. Аветисян («Мультимедиа Технологии»), О. Белайчук («Виртуальная лаборатория»), А. Жмурко («Пингвин Софтвер»), В. Теренин («Кирилл и Мефодий»), А. Яшуков (Microsoft). В заседании также приняли участие: С. Авдеева (НФПК), Д. Беневоленский (Минобрнауки), Л. Гордон (ИПИ РАН), П. Гудков (Минобрнауки, АП КИТ), Е. Дрыганова (Минобрнауки), Н. Ивкина (Академия «АйТи»), Э. Кнеллер («ИстраСофт»), Г. Колпачев («Роснано»), Т. Крупа («1С»), Д. Мамонтов («Компетентум»), М. Морокин (Минздравсоцразвития), А. Муранов (ЦО №1811 «Измайлово»), А. Осин («РМЦ»), Д. Постельник (Autodesk), С. Приходько («Роснано»), В. Семиров (Издательство «Просвещение»), Е. Соколовская («Новый диск»), А. Степанов («СофтЛайн»), Д. Стрыгин («Новый диск»), В. Старых («Информика), М. Шумилов («Крафтвэй»).

По итогам совещания приняты решения (см. протокол заседания):

  • Одобрить представленные требования к электронным образовательным ресурсам (ЭОР);
  • Сформировать рабочую группу по совершенствованию требований к ЭОР;
  • Разместить требования к ЭОР для общественного обсуждения на сайтах в сети Интернет.

Author: admin