Требования для судей рф

Статья 3. Требования, предъявляемые к судье

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ в статью 3 настоящего Закона внесены изменения

Статья 3. Требования, предъявляемые к судье

О конституционно-правовом смысле положений пункта 1 статьи 3 настоящего Закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 19-П

1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации.

О конституционно-правовом смысле положений пункта 2 статьи 3 настоящего Закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 19-П

2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами.

3. Судья не вправе:

1) замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;

2) принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;

3) публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;

4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ в подпункт 5 пункта 3 статьи 3 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

5) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда (для мировых судей — председателя соответствующего районного суда, для председателей судов — президиумов соответствующих судов, а в случае отсутствия таких президиумов — президиумов вышестоящих судов). При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

О допустимости регистрации судьи, занимающегося научной деятельностью, в международных базах научного цитирования см. Заключение Комиссии Совета судей РФ от 2 марта 2018 г. N 13-КЭ

О возможности судьи, пребывающего в отставке, работать воспитателем семейной группы при муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении см. Заключение Совета судей РФ от 31 мая 2017 г. N 2-КЭ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ в подпункт 5.1 пункта 3 статьи 3 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5.1) открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети судьи также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;

6) быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц;

7) допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;

8) использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;

10) получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные судьей в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Судья, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

См. Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 1 декабря 2010 г. N С/КЭ-3 по вопросу о применении подпункта 11 пункта 3 статьи 3 настоящего Закона, утвержденное постановлением Президиума Совета судей РФ от 24 марта 2011 г. N 256

11) принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ в подпункт 12 пункта 3 статьи 3 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

12) выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ в подпункт 13 пункта 3 статьи 3 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

13) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Российской Федерации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 3 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ

4. Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин — 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, может быть назначен на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

На судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктами 1, 11 и 12 пункта 3 настоящей статьи.

Смотрите так же:  Доплата за раннюю постановку на учет по беременности 2019

В период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с настоящим пунктом, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 настоящего Закона, членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.

О разъяснении применения пункта 4 статьи 3 настоящего Закона см. Постановление Президиума Совета судей РФ от 27 июня 2016 г. N 518 «О

О привлечении судей, пребывающих в отставке, к работе в системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ см. постановление Совета судей РФ от 30 октября 1998 г

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Порядок подачи документов

Документы, подаваемые претендентами на должности судей

Порядок наделения судей полномочиями, требования к кандидатам на должность судьи, порядок их отбора

Статья 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в РФ»

1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации: 1) имеющий высшее юридическое образование; 2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям; 3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; 6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

2. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи: 1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет; 2) судьей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет; 3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет; 4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.

4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

5. В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы: 1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях; 2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.

В соответствии со ст. 4.1 Закона для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Отбор кандидатов на должность судьи (Статья 5 Закона)

1. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

2. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии. Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. (п. 2 введен Федеральным законом от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

3. Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются: подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия; анкета, содержащая биографические сведения о претенденте; подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия; подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные в настоящем пункте. (п. 3 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

4. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии. Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации. (п. 4 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

5. Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи — в течение всего времени пребывания его в качестве судьи. (п. 5 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

6. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным настоящим Законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.

Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются: 1) подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его заверенная копия; 2) анкета, содержащая биографические сведения о претенденте, в которой помимо других сведений указываются отсутствие обстоятельств, перечисленных в подпунктах 2 — 6 пункта 1 и пункте 5 статьи 4 настоящего Закона, препятствующих осуществлению кандидатом полномочий судьи, а также фамилия, имя, отчество, дата и место рождения каждого из членов его семьи; 3) подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование претендента, или его заверенная копия; 4) подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их заверенные копии; 5) документ, свидетельствующий об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи; 6) сведения о результатах квалификационного экзамена; 7) характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не по юридической специальности также с мест работы (службы) по юридической специальности за последние пять лет такой работы (службы). Характеристика должна быть выдана претенденту на должность судьи в течение семи дней со дня его обращения; 8) сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента по форме согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Закону. (п. 6 в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

7. Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования. (п. 7 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

8. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки указанных в пункте 6 настоящей статьи документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда. При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», ученой степени по юридической специальности, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел. В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения. (п. 8 в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

Смотрите так же:  Ст 27 федеральный закон 173-фз

9. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. В случае несогласия с решением квалификационной коллегии судей председатель суда в течение 20 дней после получения указанного решения возвращает его с мотивированным обоснованием причин своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при рассмотрении обжалуемого председателем решения квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи в течение 10 дней со дня получения указанного решения. (п. 9 в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

10. Квалификационная коллегия судей в случае выявления нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 настоящего Закона, после принятия решения о рекомендации соответствующего лица на должность судьи немедленно отменяет указанное решение и сообщает об этом: 1) Президенту Российской Федерации — при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи федерального суда; 2) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации — при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации или мирового судьи; 3) лицу, решение о рекомендации которого на должность судьи отменено. (п. 10 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

11. В случае, если выявлены нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 настоящего Закона, после внесения представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи председатель соответствующего суда немедленно отзывает указанное представление. (п. 11 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

Статья 6. Порядок наделения судей полномочиями

(в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

2. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. (в ред. Федеральных законов от 15.12.2001 N 169-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

4. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Указанное представление направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. (п. 4 в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 296-ФЗ)

5. Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда. (в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Судья федерального суда может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд. (абзац введен Федеральным законом от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

7. Исключен. — Федеральный закон от 15.12.2001 N 169-ФЗ. 7.1. В случае выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи. (п. 7.1 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

8. Не позднее чем за шесть месяцев до достижения судьей федерального суда предельного возраста пребывания в должности судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий — не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

(п. 8 введен Федеральным законом от 05.04.2005 N 33-ФЗ, в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 157-ФЗ)

Требования для судей рф

Квалификационные требования для мировых судей

Мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными законами.

Мировые судьи — судьи общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Основная цель возрождения института мировых судей — приближение правосудия к народу и доступность его для жителей города.

Управление Судебного департамента в г. Москве приглашает квалифицированных юристов на вакантные должности мировых судей города Москвы.

Собеседование с кандидатами в мировые судьи проводится в Управлении Судебного департамента в г. Москве по понедельникам и четвергам с 14 часов 15 минут до 17 часов по адресу: г. Москва, Новинский б-р, д.28/35, стр.1-а, контактные телефоны : 691-17-74, 690-69-65.

Закон г. Москвы от 31 мая 2000 г. №15 «О мировых судьях в городе Москве»

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировому судье

1. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

2. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Мировой судья не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 7. Порядок назначения на должность мировых судей

Мировые судьи назначаются на должность Московской городской Думой по представлению Председателя Московского городского суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей города Москвы.

Одновременно с представлением Председатель Московского городского суда вносит в Московскую городскую Думу проект постановления Московской городской Думы о назначении мировых судей.

Представление Председателя Московского городского суда и проект постановления Московской городской Думы о назначении мировых судей направляются Председателем Московской городской Думы в комиссию Московской городской Думы в соответствии с направлением ее деятельности для подготовки заключения о рекомендации кандидатов на назначение на должности мировых судей.

Смотрите так же:  Государственный инспектор труда требования

Проект постановления Московской городской Думы о назначении мировых судей рассматривается Московской городской Думой при наличии указанного заключения комиссии Московской городской Думы.

Московская городская Дума в месячный срок со дня внесения в Московскую городскую Думу указанного в настоящей статье проекта постановления назначает мирового судью на должность либо отклоняет представленную кандидатуру. При исчислении месячного срока время летнего и зимнего перерывов в работе Московской городской Думы не учитывается.

Кандидатура на должность мирового судьи, отклоненная Московской городской Думой, может быть представлена на рассмотрение Московской городской Думы повторно не ранее чем через год после отклонения этой кандидатуры Московской городской Думой.

Требования для судей рф

В этих целях Конституция РФ закрепляет общие и дополнитель­ные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей и порядку их назначения.

Требования к кандидатам на должность судьи:

Общие требования (ст. 119 Конституции РФ)

Дополнительные требования (установленные федеральными законами)

Судьями могут быть:

граждане Российской Федерации;

достигшие 25 лет;

имеющие высшее юридическое образо­вание и;

стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

Кандидат на должность судьи должен:

не иметь судимости или уголовного преследова­ния, даже если оно было прекращено по реабили­тирующим основаниям;

не иметь гражданства иностранного государст­ва либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное прожива­ние гражданина РФ на территории иностранного государства;

не состоять на учете в наркологическом или пси­хоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хрони­ческих и затяжных психических расстройств;

Дополнительные требования к судьям отдельных судов:

судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет;

судьей Верховного Суда РФ может быть гражда­нин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;

судьей верховного суда республики, краевого, об­ластного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитраж­ного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда мо­жет быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;

судьей арбитражного суда субъекта РФ, конститу­ционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспру­денции не менее 5 лет (т. е. соответствующий мини­мальным конституционным требованиям).

Для подтверждения отсутствия у претендента на должность су­дьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на кон­курсной основе.

Процесс назначения судьи состоит из нескольких этапов.

Лица, отвечающие требованиям, предъявляемым к судьям, должны по общему правилу сдать квалификационный экзамен в специально действующих экзаменационных комиссиях, которые относятся к органам судейского сообщества (за исключением судей Конституционного Суда РФ и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ).

Квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по при­ему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей РФ, и экзаменационной комиссией субъекта РФ по приему квалификационного экзаме­на на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает квалификационная коллегия су­дей субъекта РФ.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, которые не являются судьями, за исключением лиц, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или ученую степень доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист РФ». Результаты квалификационного экзаме­на действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назна­чения гражданина на должность судьи — в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

В настоящий момент сдача квалификационного экзамена не пред­усмотрена для судей Конституционного Суда РФ и судей уставного (конституционного) суда субъекта РФ (если законодательством субъ­екта РФ в отношении последнего не предусмотрено иное правило).

После сдачи экзамена кандидат на должность судьи должен обра­титься в квалификационную коллегию судей с заявлением о реко­мендации его на вакантную должность судьи.

Квалификационная коллегия судей организует проверку досто­верности документов и сведений о кандидате. При этом квалифи­кационная коллегия судей вправе обратиться в соответствующие органы с требованием о проверке достоверности документов и све­дений. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, пре­тендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений и с учетом результатов квалификационно­го экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на долж­ность судьи.

После рекомендации соответствующей квалификационной кол­легии судей наступает этап собственно назначения.

По общему правилу судьи федеральных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Специальный порядок назначения судей предусмотрен на судей высших судов — Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Судьи Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ назнача­ются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Судья судов субъектов назначается также в специальном порядке. Судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначают­ся представительным органом государственной власти субъекта РФ по представлению главы субъекта РФ.

Мировые судьи назначаются на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судеб­ного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ. 36

Ключевым требованием, предъявляемым к судьям, является ис­полнение своих обязанностей на профессиональной основе. Этот критерий выделен законодателем для того, чтобы отличать про­фессиональных судей (то есть лиц, осуществляющих судебную дея­тельность постоянно, в силу должностного положения) и представи­телей народа — присяжных и арбитражных заседателей (о которых упоминалось выше), которые могут привлекаться к осуществлению правосудия ситуативно, при наличии к тому оснований (например, для присяжных заседателей — при наличии ходатайства обвиняе­мого о рассмотрении уголовного дела коллегией из судьи и 12 при­сяжных заседателей).

Профессионализм судьи подтверждается наличием диплома о высшем юридическом образовании и результатами сдачи квали­фикационного экзамена. Законодательство предъявляет высокие профессиональные требования к кандидатам на должность судьи. Работа судьи является одной из наиболее сложных юридических профессий. Судья должен обладать глубокими теоретическими зна­ниями, владеть профессиональными компетенциями в области пра­воприменительной деятельности.

Вопрос о требованиях к уровню образования кандидатов на должность судьи является актуальной проблемой. На протяже­нии нескольких лет после вступления в силу ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» оставалась возможность занятия должно­сти судьи лицами, получившими высшее образование по програм­ме бакалавриата, т. к. согласно Закону «Об образовании в Россий­ской Федерации» получение диплома бакалавра является дипломом о высшем образовании. В настоящее время внесены изменения в За­кон о статусе судей, в соответствии с которыми судьей может стать гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование по спе­циальности «Юриспруденция» или высшее образование по направ­лению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «ма­гистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция».

Вне всякого сомнения судья должен обладать способностью не просто юридически правильно квалифицировать факты и об­стоятельства, а квалифицированно применять нормативные пра­вовые акты.

Кодекс судейской этики к судьям предъявляет требования ком­петентности, высокого профессионального уровня. Более того, су­дья должен поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, расширять профессиональные знания, совершенствовать практи­ческий опыт и личные качества, необходимые для надлежащего ис­полнения своих обязанностей.

В этих целях судья должен самосовершенствоваться путем из­учения судебной практики, руководящих рекомендаций Верховного Суда РФ, правовых позиций Конституционного Суда РФ научной литературы и др. источников. При этом он обязан систематически проходить переподготовку в государственной системе повышения квалификации. В настоящее время Закон о статусе судей предусма­тривает, что судья, впервые назначенный на должность, проходит обучение по программе профессиональной переподготовки, в том числе в форме стажировки в суде. И далее каждые три года судьи федеральных судов должны проходить повышение квалификации в образовательных организациях высшего образования. Такой ор­ганизацией является Российский государственный университет правосудия. Судьи федеральных судов общей юрисдикции и арби­тражных судов повышают свою квалификацию на факультете по­вышения квалификации и переподготовки судей, государственных гражданских служащих судов общей юрисдикции и Судебного де­партамента и на факультете повышения квалификации федераль­ных судей, рассматривающих экономические споры, и профессио­нальной переподготовки судей, впервые назначенных на должности федеральных судей.

Судья, впервые избранный на должность, приносит в торже­ственной обстановке присягу. Принесение судьей присяги являет­ся юридическим фактом, с которым связывается возникновение прав и обязанностей лица, наделяемого судейскими полномочия­ми: с момента принесения судьей присяги он считается вступив­шим в должность.

ФЗ «Об органах судейского сообще­ства в Российской Федерации» 37 устанавливает, что с момента принесения судьей присяги он становится членом судейского сообщества.

Текст присяги судей конституционных (уставных) судов субъ­ектов РФ определяется законами соответствующих субъектов РФ.

Так, например, в Республике Северная Осетия-Алания 38 закреплена следующая клятва для судьи, вступающего в должность судьи Конституционного Суда Республи­ки Северная Осетия-Алания:

«Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Консти­туционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Север­ная Осетия-Алания, ничему и никому более».

Символы судебной власти. В качестве символов судебной власти выступают Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ, судебная мантия, удостоверение судьи.

Author: admin