Теория организации учебное пособие третьякова

Елена Третьякова: Теория организации (для бакалавров). Учебное пособие

Аннотация к книге «Теория организации (для бакалавров). Учебное пособие»

Обобщен материал учебной и специальной литературы, посвященный организационному аспекту управленческой деятельности. В пособии подчеркивается универсальность законов и принципов организации для различных систем, даются простые для восприятия определения основных категорий организационной науки, приводятся разнообразные примеры, способствующие пониманию основ организационной деятельности. Рассмотрены нормативные основы и обобщенный опыт по организационному проектированию и оценке эффективности организационных решений.
Соответствует ФГОС ВПО третьего поколения.
Для студентов бакалавриата, магистрантов и аспирантов, обучающихся по направлению «Менеджмент», преподавателей и специалистов-практиков.
3-е издание, стереотипное.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

attachments_04-10-2012_16-21-48 (1) / Третьякова Теория организации

УДК 330(075.8) ББК 65.050я73 Т66

Н.И. Корнев, проф. кафедры мировой экономики Челябинского государствен­ ного университета, д-р экон. наук, А.А. Усова, доц. кафедры менеджмента Уральского социально-экономического

института Академии труда и социальных отношений, канд. экон. наук

Т66 Теория организации : учебное пособие / Е.П. Третьякова. — М. :

КНОРУС, 2009. — 224 с.

Обобщен материал учебной и специальной литературы, посвященный организационному аспекту управленческой деятельности. В пособии под­ черкивается универсальность законов и принципов организации для раз­ личных систем, даются простые для восприятия определения основных категорий организационной науки, приводятся разнообразные примеры, способствующие пониманию основ организационной деятельности. Рас­ смотрены нормативные основы и обобщенный опыт по организационному проектированию и оценке эффективности организационных решений.

Для студентов вузов и аспирантов , обучающихся по специальности «Менеджмент организации», преподавателей , а также для специалистовпрактиков.

УДК 330(075.8) ББК 65.050я73

© Третьякова Е.П., 2009

© ЗАО «КноРус», 2009

Введение в теорию организации.

Предмет и метод теории организации.

Место теории организации в системе научных знаний.

Организация как си сте м а .

Понятие системы и классификация систем.

Системные свойства организации.

Организация и управление.

Организация как процесс .

Понятие, структура и типология процессов.

Понятие и виды процессов самоорганизации. .

Этапы и условия протекания процессов самоорганизации .

Основополагающие законы организации.

Законы организации второго уровня.

Закон единства анализа и синтеза.

Применение законов организации.

6.1. Общая характеристика социальных систем.

Классификация социальных организаций.

Специфические законы социальной организации .

Структура системы и ее элем енты .

Классификация межкомпонентных связей.

7.2. Типология структур по конфигурации

и пространственной ориентации.

7.3. Классификация структур по сферам функционирования.

Классификация структур по типу департаментализации.

Новые типы организаций.

Классификация принципов организации.

Универсальные принципы организации .

Сущность и этапы организационного проектирования.

9.2. Сущность и факторы проектирования

Элементы проектирования организационной структуры. .

Методы и стадии проектирования организационной структуры.

Оценка эффективности организационной структуры.

Глава 10. Корпоративная и организационная культура.

Организационная культура: ее^значение,

структура и содержание.

10.2. Типы корпоративной культуры.

Управление корпоративной культурой.

Итоговый тест для контроля знаний .

В современном менеджменте большое значение придается форми­ рованию и совершенствованию организационных технологий. Теорети­ ческие исследования и накопленный управленческий опыт показали, что знания организационных технологий и навыки их применения являются важнейшим ресурсом менеджера, позволяя получить жела­ емый результат с наименьшими затратами.

Сущность любой организационной технологии в самом общем виде сводится к подбору совокупности подходящих друг другу элемен­ тов, созданию цз них целостной системы с определенной структурой и использованию ее для получения желаемого результата. Чем выше получаемый результат, тем выше уровень организованности системы. Организации, руководство которых активно занимается поиском новых организационных приемов и совершенствованием организаци­ онных технологий, получают конкурентное преимущество как по ас­ сортименту, качеству выпускаемой продукции, так и по цене.

Иллюстрацией целесообразности применения организационных технологий может служить опыт японской компания National Bicycle Industrial Со, которая является дочерней фирмой компании «Мацу­ сита». Фирма предлагает более 11 млн разновидностей своих 18 моде­ лей гоночных, дорожных и горных велосипедов. В магазине велоси­ педов заказчика обмеривают по специальной схеме, записывают выбранную покупателем модель, цвет, размер. Заводской компьютер создает потребительский проект, промышленные роботы изготавли­ вают изделие, а квалифицированные рабочие доводят его до необ­ ходимых параметров. Благодаря искусному сочетанию хорошо обучен­ ных работников, компьютерам и высокой степени роботизации производства цена таких изготовленных по индивидуальному заказу велосипедов мало отличается от цены стандартных моделей.

Однако получаемый результат далеко не всегда соответствует желаемому. Это зависит от уровня знаний и практического опыта раз­ работчиков. Организационные задачи достаточно разнообразны и реша­ ются на разных уровнях фирмы, что определяет выбор соответству-

ющих приемов и способов. Однако все они строятся на единой теорети­ ческой основе, рассмотрению которой посвящено это учебное пособие.

Повышенный интерес к организационной деятельности в послед­ нее время вызвал большое многообразие учебной литературы. Неко­ торые издания освещают основы организации узко, утилитарно, при­ менительно только к коммерческим организациям, не раскрывают универсальный характер законов и принципов организации. Другие издания очень интересны для специалистов, но написаны сложным для студентов языком, что не позволяет им сформировать крепкую сис­ тему знаний. Кроме того, авторы учебных пособий часто увлекаются рассмотрением правовых основ создания и управления коммерчески­ ми организациями, что искажает представление студентов о сущности организационной деятельности.

Автор настоящего учебного пособия разделяет мнение ряда ве­ дущих ученых о том, что теория организации является всеобщей нау­ кой, создает основополагающие представления о порядке и формах, построении структур и процессов. Кроме того, теория организации яв­ ляется базой для построения комплекса управленческих наук, а также вооружает необходимыми фундаментальными знаниями для решения практических организационных задач.

Изложение основ организации в книге ведется простым, доступ­ ным для понимания неспециалистов языком, приводятся яркие при­ меры действия законов и использования принципов организации, про­ водится мысль об универсальности законов и принципов организации. Большой раздел посвящен рассмотрению различных структур соци­ ально-экономических систем, а также организационному проекти­ рованию, где обобщается многообразный материал специальной лите­ ратуры, нормативных изданий и периодических источников. В книге рассматриваются существующие подходы к оценке эффективности организационных решений, приводятся образцы документов, разраба­ тываемых при проектировании организационной структуры управления. Все это определяет не только теоретическое, но и практическое значе­ ние учебного пособия и позволяет надеяться, что оно поможет студен­ там овладеть знаниями основ организации и использовать их для фор­ мирования навыков организационной деятельности.

Пособие содержит системное изложение основ теории организа­ ции и соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта Российской Федерации по курсу «Теория организации». В конце каждой главы приводятся вопросы для самоконтроля, размыш­ ления или группового обсуждения, а также список рекомендуемой литературы. В конце пособия представлен тест для контроля качества освоения материала.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Предмет и метод теории организации

Понятия «организация», «организовать» относятся к числу веду­ щих категорий организационной науки. Слово «организация» произо­ шло от латинского слова organizo , что означает в переводе «придаю стройный вид, устраиваю». В настоящее время понятием «организа­ ция» обычно обозначают какую-либо компанию, фирму, а термин «организовать» чаще всего означает «сгруппировать людей для какойнибудь цели, координировать и регулировать их действия в духе целе­ сообразного единства». Однако если отбросить сложившиеся стереоти­ пы, мы осознаем, что понятие «организация» намного шире и относится не только к человеческой деятельности, но также к явлениям живой и неживой природы.

Смотрите так же:  Кваша адвокат

Как писал наш великий соотечественник, основоположник орга­ низационной науки, А.А. Богданов: «Природа — великий первый орга­ низатор, и сам человек — лишь одно из ее организованных произве­ дений». А.А. Богданов считал организованным не только живой, но и неорганический мир, утверждая, что полная неорганизованность — :)то понятие без смысла.

Существует три основных представления понятия «организация»:

1) организация в статике;

2) организация в динамике;

3) интеллектуальная организация.

Организация в статике — это упорядоченное состояние элемен­ тов целого.

Иначе, организация в статике —это некоторое целостное образова­ ние, имеющее определенное предназначение. Примерами организации мстатике могут быть машины, механизмы, структура атомов и моле­ кул, строение живых организмов, коммерческие и некоммерческие организации.

Организация в динамике — это процесс по упорядочению элемен­ тов в целесообразное единство.

Иными словами, организация в динамике — это разнообразные процессы по упорядочению элементов, формированию и поддержанию целостности создаваемых или функционирующих объектов.

Примерами организационных процессов в человеческой деятельно­ сти являются процессы создания и управления фирмой, производст­ венные процессы, процессы создания новых видов продукции и освоения новых рынков, процессы управления, проведения выборов, воспита­ ния, обучения, стимулирования работников, осуществления трудовой деятельности, творчества и т.д. Природными процессами являются образование новых звезд, возникновение и эволюция жизни на Земле, биохимические и биофизические процессы, протекающие в живых организмах, и т.д.

В реальности организации в статике и динамике непосредствен­ но связаны между собой. Причём считается, что организация как про­ цесс — первична, а организация как система — вторична, поскольку всегда является результатом того или иного процесса организации. С другой стороны, целостное единство не остается неизменным, оно функционирует, а процесс его функционирования и есть организация в динамике. Таким образом, взаимосвязь между организацией в статике

и динамике можно отобразить, перефразируя известную китайскую монаду: «Нет процесса, в котором бы не присутствовала система, и нет системы, в которой не присутствовал бы какой-либо процесс».

Интеллектуальная организация — это модель, представление об устройстве процесса или системы.

Действительно, наблюдения, впечатления индивидуума, их накопле­ ние и систематизация формируют его представление о происходящем. Посредством интеллектуальной организации человек воспринимает

и постигает сущность происходящего, сравнивает разнообразные явле­ ния и события, формирует свое отношение к окружающему миру и ре­ ализует определенную модель поведения. Специфической формой про­ явления интеллектуальной организации на уровне отдельной личности являются убеждения человека. Интеллектуальной организацией мож­ но также назвать любую программу действий, проект, которые дают представление о будущем устройстве и механизме функционирования объекта, методику исследования и т.д.

Объектом изучения теории организации являются способы орга­ низации материала.

Предметом исследования теории организации являются органи­ зационные отношения, т.е. связи, взаимодействия между целостными

образованиями и их структурными составляющими, а также процес­ сы организующей и дезорганизующей направленности. Организаци­ онные отношения, как и организация, имеют статические и динами­ ческие проявления. Проявлениями статических организационных отношений являются пропорции, структуры, формы, классификации, состав, системы. Проявлениями динамических организационных от­ ношений являются программы, графики, процедуры, исполнение, меха­ низм, процессы, расписания. Примеры организационных отношений не только разнообразны, но и встречаются повсеместно. В частности, проявлениями организационных отношений в социальной системе, т.е. в коллективе людей, являются симпатия, привязанность, внушение, уважение, страх.

Метод теории организации —это набор теоретико-познаватель­ ных и логических принципов, а также инструментария для исследова­ ния системы организационных отношений.

Методы теории организации можно разделить на две группы:

Общенаучными методами являются системный, комплексный, исторический подходы, а также статистический, абстрактно-аналити­ ческий методы, моделирование.

Системный подход — это образ мышления, согласно которому объект можно рассматривать как систему. Это означает, что объект со­ стоит из ряда связанных между собой частей, элементов, которые обес­ печивают в целом его определенные свойства, функции, а следователь­ но, и поведение. При этом объект рассматривается как часть более крупной системы, а общая цель его развития согласуется с целями раз­ вития этой крупной системы.

Таким образом, сущность системного подхода сводится к тому, что деятельность любой части системы оказывает некоторое влияние на деятельность всех других ее частей. Для управленческой практики это означает, что при принятии управленческого решения необходимо отталкиваться от основной цели фирмы и подчинять ее достижению деятельность всех подразделений и работников фирмы.

Системный подход не является новым для человечества, его исто­ рические корни так же глубоки, как корни цивилизации. Еще перво­ бытный человек, выбирая место для постройки жилища, подсознатель­ но мыслил системно. Жилище должно располагаться недалеко от воды, источников тепла и энергии, быть защищено от нападения врагов и ди­ ких животных и т.д.

Теория организации учебное пособие третьякова

Управление организацией предполагает понимание и формирование полной картины ее функционирования, бизнес-модели, включающей все структурные подразделения, на базе аналитической информации. Систематическое, а не периодическое использование такой информации, отражающей все аспекты деятельности организации для принятия управленческих решений, позволяет снижать уровень финансовых рисков. Структурные подразделения организации, а также различные направления бизнеса часто функционируют несогласованно (по функциям, продуктам, территориальному или иному признаку), что сказывается на эффективности деятельности всей организации. Эффективность развития бизнеса и достижение поставленных в организации целей во многом зависят от хорошо налаженного исполнительного механизма, связывающего результаты деятельности структурных подразделений с требованиями руководства. Важная составляющая такого механизма — контроль и анализ деятельности подразделений, а также отчетность и ответственность их руководителей за результаты работы. Для эффективной работы подразделения организации важно четко и ясно определить функциональные обязанности и полномочия, а также взаимоотношения с другими структурными подразделениями. Все это обуславливает актуальность выбранной темы. Объектом данного реферата является организационные структуры Предметом данного реферата является сущность и характеристика организации. Целью данного реферата служит анализ сущности и характеристики организации и системы. Для реализации данной цели были сформулированы следующие задачи: 1. Ознакомиться с сущностью и характеристикой организации 2.Рассмотреть внешние и внутренние переменные организации 3. Рассмотреть менеджмент структурного подразделения 4. Проанализировать планирование как одно из главных направлений в системе организации и ее управления. Данный реферат состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка используемой литературы.

В заключении данного реферата можно отметить следующее. Организация – форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры, система, призванная выполнять заданные функции. Внутренняя среда состоит из целей, людей, технологии, структуры, капитала и культуры. Внешнюю среду организации можно разделить на: среду прямого воздействия: поставщики (ресурсов — цена, сроки, качество, ритмичность поставок и т.п.; капитала – условия займа, сроки, страховые услуги и т.п.); потребители (путем спроса на товары и услуги); конкуренты (наступательные и оборонительные стратегии); законы и государственные органы (правовой статус, налоги, сертификация, стандартизация и т.п.). Среда косвенного воздействия: развитие экономики; политическая ситуация; НТП; международные связи; уровень социального развития и т.п. Теория организации — это не просто академическая дисциплина, это наука об основных закономерностях, регламентирующих весь процесс жизнедеятельности организаций. При этом организация в данной науке не абстрактное понятие, а реально существующий объект окружающей нас действительности. Иными словами — это не теоретические исследования, основанные на лабораторных опытах, а то, что должен знать и понимать любой уважающий себя руководитель. Термин «Организация» (в общем смысле) означает строение, объединение, то есть крепкое, планомерное устройство чего-либо. С точки зрения экономической литературы, организация — это создание целесообразно устроенного целого. В настоящее время выделяются 3 основных значения термина «организация», закрепившиеся в экономической литературе: • Внутренняя упорядоченность, взаимодействие частей целого, их полная согласованность, то есть организация, как состояние; • Совокупность процессов, действий, способствующих образованию, укреплению и совершенствованию связей между отдельными частями одного целого. Организация здесь выступает как деятельность; • Объединение людей, совместно выполняющих комплекс программных задач, либо стремящихся к одной цели, действующих в соответствии с определенными условиями и предписанными процедурами. Тут организация выступает в роли социально-экономической системы, что нас преимущественно и интересует. Как видно из списка выше, сущность организации неоднородна, что делает изучение теории организаций еще сложнее и интереснее. Теория организации призвана ответить на следующие вопросы: • Зачем вообще нужны организации; • Как создаются организации, как они развиваются и совершенствуются; • Какие закономерности лежат в основе функционирования и развития организаций; • Как можно повысить эффективность работы организации; Под воздействием каких факторов оказывается член организации, вливаясь в данную организацию, и как данные факторы влияют на него. Как наука, теория организация ставит перед руководителем конкретные цели, ведь мало усвоить знания, необходимо уметь их применять. Соответственно, руководитель должен уметь после изучения курса теории организации следующее: • Применять методы научной организации труда и эффективного проектирования, использовать в своей работе навыки рационализации управленческого труда. • Владеть методами прогнозирования развития социально-экономических процессов в масштабе собственной организации, а также уметь оценить текущее состояние данных процессов. К основным элементам организации относятся: Цель — любая организация создается и функционирует ради достижения конкретной цели (нескольких целей). Независимо от того, сколько целей ставит перед собой организация, должна быть выраженная глобальная стратегическая цель — Миссия. Ради осуществления своей миссии организация может ставить и выполнять дополнительные цели. Миссия фиксируется в уставе организации и не является коммерческой тайной. Структура — данное понятие в контексте работы организации означает логическое отношение различных уровней управления между собой и функциональными подразделениями. Отношения между уровнями управления и функциональными подразделениями должны быть построены в такой форме, которая позволит наиболее эффективно достигать поставленных целей. Технология — не что иное, как способ преобразования ресурсов в готовый продукт, независимо от того, какие ресурсы используются и какие конечные продукты получает организация. Персонал — общая совокупность человеческих ресурсов организации. Чаще всего именно персонал является самым дорогостоящим и важным ресурсом организации. Кроме того, работа с персоналом не ограничивается стандартным набором действий и инструкций, следовательно каждый руководитель должен постоянно совершенствовать свои навыки, как управленческие, так и коммуникативные. Культура — также немаловажный элемент организации. Представляет собой совокупность общепринятых и постоянно поддерживаемых в организации нравственно-этических, идеологических норм, принципов. Финансы — данный элемент подразумевает собой все денежные средства и денежные отношения, которые принадлежат организации. Конечно, элементов организации гораздо больше и состав их гораздо сложнее, но в целом, объединенные в вышеприведенные группы, они дают представления о направленности более мелких элементов. Таким образом, с помощью теории организации каждый руководитель (любого уровня) получает необходимые теоретические знания, основанные на реально существующих отношениях, исследованиях, законах экономики и психологии, а также учится применять полученные знания в зависимости от ситуации, что очень важно, так как быстрая адаптация к меняющимся условиям ключ к успешной деятельности на любом рынке.

Смотрите так же:  Страховка в беларуси на авто

1. Антонов В., Серебрякова Г. Теоретические основы управления организацией.//Маркетинг-2012-№5 (126).-С.106-123. 2. Антонов В., Серебрякова г. Организационные изменения.//Маркетинг.-2013-№3.-С.111-125. 3. Антонов В., Серебрякова Г. Процесс управления// Маркетинг.-2013.-№2(129).-С.113-126. 4. Антонов В., Серебрякова Г. Теоретические основы управления организацией// Маркетинг.-2012.-№5(126).-С.106-124. 5. Антонов В., Серебрякова Г. Цели, функции и мотивация управления организацией.-2012.-№6(127).-С.109-123. 6. Антонакис Дж., Худжберг Р. Следуя новой концепции: три шага к новым обязательствам.//Маркетинг.-2012.-№6.-С.66-70. 7. Бондаренко В.В., Юдина В.А., Алехина О.Ф. Менеджмент организации. Введение в специальность: учебное пособие.-М.: КНОРУС, 2014.-232с. 8. Друкер П.Ф., Макьярелло Д.А. Менеджмент/пер.с англ.-М.: Вильямс, 2010.-704с. 9. Дзюба С.А. Эффективность системы управления//Менеджмент в России и за рубежом.-2010.-№4.-С.3-10. 10. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Цель предприятия и стратегия ее достижения// Менеджмент в России и за рубежом.-2011.-№3.-С.25-32. 11. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник. –изд. 13-е, доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 347с. 12. Логинова Е.Ю., Пронина О.Д. Искусство управления в малом бизнесе. – М.: Издательство-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.-296с. 13. Лапыгин Ю.Н. Теория менеджмента: учеб.пособие.-М.: Рид Групп, 2011.-336с. 14. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.-3-е изд.: Пер.с англ.-М.: ООО «И.Д. Вильямс:2012.-672с. 15. Печиборщ Н.И. Способ управления организационным развитием// Менеджмент в России и за рубежом.-2011.-№6.-С.42-55. 16. Семиков В.Л. Организационное поведение: учебное пособие. – М.: Рид Групп, 2012. – 496с. 17. Третьякова Е.П. Теория организации: учебное пособие.-М.:КНОРУС,2012.-224с.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНАМ. 1. Третьякова Е. П. Теория организации: Учебное пособие

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Третьякова Е. П. Теория организации: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2009. – 224 с.

2. Парахина В. Н., Федоренко Т. М. Теория организации: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2009. – 296 с.

3. Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. – М.: Инфра-М, 2008. – 864 с.

4. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2008. – 248 с.

5. Веснин В. Р. Теория организации: Учебник. – М.: Проспект, 2008. – 272 с.

6. Латфуллин Г. Р. Теория организации: учебник. – СПб.: Питер, 2008. 2008. – 464 с.

7. Петухова С. В., Шеметов П. В. Теория организации: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2008. – 282 с.

8. Кабкова Е. Н. Шпаргалка по теории организации: Ответы на экзаменационные билеты. – М.: Аллель, 2009. – 64 с.

9. Веснин В. Р. Теория организации в схемах: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2008. – 128 с.

10. Скрынченко Б. А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2008. – 288 с.

11. Алабугин А. А., Алабугина Р. А., Бондаренко Р. Н. Теория организации: Учебное пособие для практических занятий. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2007. – 32 с.

12. Акимова Т. А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 367 с.

Смотрите так же:  Договор купли-продажи транспортного средства номерного агрегата прицепа

13. Теория организации: Антология / Сост. В. Л. Семикова. – М.: Академический проект Гаудеамус, 2005. – 960 с.

14. Семёнов Ю. Г. Организационная культура: Учебное пособие. – М.: Логос, Университетская книга, 2006. – 256 с.

15. Кочарян Е. С. Организационное поведение: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2007. – 128 с.

16. Дак Дж. Д. Монстр перемен: причины успеха и провала организационных преобразований. – М.: Альпина Бизнес Бук, 2007. – 320 с.

17. Иванникова Н. Н., Лурье Д. А. Организационная культура: Учебное пособие. – М.: Окей-книга, 2009. – 124 с.

18. Широкова Г. В. Жизненный цикл организации: Концепции и российская практика. – СПб.: ИД СПбГУ, Высшая школа менеджмента, 2008. – 480 с.

19. Иванов М. А., Шустерман Д. М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 380 с.

20. Фёдорова Н. Н. Организационная структура управления предприятием: Учебное пособие. – М.: Велби, 2003. – 256 с.

21. Шапиро С. А. Организационные коммуникации в целях эффективной работы компаний: Учебно-практическое пособие. – М.: РОСБУХ, Гросс Медиа, 2007. – 336 с.

22. Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учебное пособие. – М.: Логос, 2006. – 224 с.

23. Кравченко К. А. Методология организационного проектирования систем управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 4. СС. 65-75.

1. Объект, предмет и метод теории организации.

2. Функции теории организации.

3. Место теории организации в системе научных знаний.

4. Становление теории организации в доисторическую эпоху.

5. Становление теории организации в древнегреческую эпоху.

6. Становление теории организации в эпоху Возрождения и эпоху раннего капитализма.

7. Современный этап становления теории организации.

8. Развитие теории организации в России в XIX и XX столетиях.

9. Тенденции современного развития теории организации как науки.

10. Понятие организации, определения организации и их анализ.

11. Организация как процесс, как система взаимоотношений, как социум.

12. Определение сущности организации.

13. Роль организаций в жизни современного общества.

14. Организация как система (определения).

15. Системные связи в организации.

16. Системные свойства организации.

17. Внутренняя среда организации («ромашка»).

18. Внешняя микросреда организации.

19. Внешняя макросреда организации.

20. Жизненный цикл организации – товарный подход.

21. Жизненный цикл организации – управленческий подход.

22. Результаты взаимодействия внутренней и внешней сред организации.

23. Виды адаптации организации к изменениям окружающей среды.

24. Характерные компоненты социальной организации.

25. Уровни, на которых может быть произведена типология социальных организаций.

26. Типология социальных организаций на уровне отдельных социальных образований.

27. Типология социальных организаций по целевым установкам.

28. Понятие хозяйственной организации, её характерные признаки.

29. Основные организационно-правовые формы хозяйственных организаций.

30. Типология хозяйственных организаций по формам собственности.

31. Типология хозяйственных организаций по принадлежности к секторам экономики. Вертикально интегрированные организации.

32. Понятие органа государственной или муниципальной власти как организации.

33. Основные типы организаций федеральной и муниципальной власти.

34. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Казённые предприятия.

35. Государственные корпорации и организации с участием государства.

36. Государственные и муниципальные учреждения.

37. Типология основных организационных систем.

38. Механистические и органические организационные системы – сравнение основных характеристик.

39. Традиционные организационные системы – линейные структуры.

40. Традиционные организационные системы – функциональные структуры.

41. Традиционные организационные системы – линейно-функциональные структуры.

42. Дивизиональная продуктовая организационная структура.

43. Дивизиональная территориальная организационная структура.

44. Матричная организационная структура.

45. Корпоративные и индивидуалистические организационные системы – сравнение основных характеристик.

46. Сущность управления в организации.

47. Управление во внутренней среде организации: миссия, философия и цель.

48. Управление во внутренней среде организации: персонал, бизнес-процессы и стратегии.

49. Управление во внутренней среде организации: организационная структура, организационная культура и организационные системы.

50. Управление во внешней среде организации.

51. Субъекты и объекты организаторской деятельности.

52. Понятие законов организации.

53. Общие законы организации: закон синергии, закон самосохранения, закон развития.

54. Общие законы организации: закон соответствия разнообразия управляющей системы, закон приоритета целого, закон учёта системы потребностей.

55. Частные законы организации.

56. Специфические законы организации: закон информированности-упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности.

57. Специфические законы организации: закон дифференциации и универсализации функций, закон своеобразия, закон социальной гармонии, закон оптимальной загрузки.

58. Понятие принципов организации.

59. Общие принципы организации.

60. Частные принципы организации.

61. Ситуационные принципы организации.

62. Принципы статической и динамической организации (дать в сравнении).

63. Принципы рационализации.

64. Понятие коммуникации и коммуникационного процесса в организации. Основные виды коммуникаций.

65. Подходы к коммуникациям. Классическая схема коммуникации.

66. Основные виды помех и искажений в процессах коммуникации.

67. Основные типы коммуникаций.

68. Формы и методы коммуникаций в организации.

69. Эффективность организационных коммуникаций.

70. Основные понятия организационной культуры.

71. Основные принципы организационной культуры.

72. Основные функции организационной культуры.

73. Специальные функции организационной культуры.

74. Механизмы организационной культуры.

75. Основные понятия информационных технологий организационной культуры.

76. Роль в организационной культуре текстовых, графических и табличных процессоров.

77. Роль в организационной культуре систем управления базами данных, подготовки презентаций, статистической обработки данных.

78. Роль в организационной культуре финансовых, производственных и диалоговых программ и гипертекстовых технологий.

79. Роль в организационной культуре сетевых информационных технологий и систем автоматизированного поиска информации.

80. Роль в организационной культуре электронной почты, телеконференций и распределённой обработки данных.

81. Понятие предприятия как производственной организации.

82. Цели, задачи и система управления производственным предприятием.

83. Технологии управления предприятием.

84. Понятие организационного проектирования и проектирования организационных систем.

85. Подходы к проектированию организаций.

86. Метод аналогий и экспертный метод проектирования организаций.

87. Метод структурирования целей и метод организационного моделирования проектирования организаций.

88. Этап диагностики и этап собственно проектирования организаций.

89. Этап внедрения и этап анализа эффективности при проектировании организаций.

90. Подходы к оценке эффективности организации.

91. Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций.

92. Направления развития организационно-управленческой мысли: открытость организации, системы менеджмента качества.

93. Направления развития организационно-управленческой мысли: ключевой стратегический ресурс, трансконтинентальные, транснациональные и трансрегиональные потоки.

94. Направления развития организационно-управленческой мысли: лидеры экономического развития, роль государственных и муниципальных органов власти.

95. Направления развития организационно-управленческой мысли: взаимоотношения Природы и Человека, цели общественного развития.

96. Современные тенденции развития организаций в связи с людьми.

97. Современные тенденции развития систем управления.

98. Организации будущего: ориентация на предвидение, перекрещивающиеся функции.

99. Организации будущего: глобальные, сетевые, основанные на информационных технологиях.

100. Организации будущего: ориентированные на акционеров, гибкие, адаптивные и обучающиеся, движимые клиентом.

101. Организации будущего: инновационные, ускоряющие выход продукции, инновационные и предпринимательские.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Author: admin