Судимость кандидата в президенты

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Статья 2. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации

1. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы.

2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах Президента Российской Федерации.

4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

5. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.

5.1. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ)

5.2. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:

1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий шести лет до дня голосования.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 196-ФЗ)

(п. 5.2 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

6. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока.

Статья 4. Федеральный избирательный округ

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Статья 5. Назначение выборов Президента Российской Федерации

1. Проведение выборов Президента Российской Федерации в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, является обязательным.

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 196-ФЗ)

3. Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

4. В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

5. Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит досрочные выборы Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, выборы Президента Российской Федерации назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 4 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

6. В случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 настоящей статьи, сроки осуществления избирательных действий, установленные настоящим Федеральным законом, сокращаются на одну четверть. При этом сроки в днях умножаются на три четвертых и округляются в сторону ближайшего целого числа; если после умножения получается число, дробная часть которого составляет половину целого числа, то оно округляется в большую сторону.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

7. Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента Российской Федерации, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

8. Если в период, когда указанные в пунктах 2 — 5 настоящей статьи органы должны принять решение о назначении выборов Президента Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения.

Статья 6. Право выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации

1. Кандидаты на должность Президента Российской Федерации (далее — кандидаты) могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Федеральный закон «О политических партиях») принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов (далее — политические партии), а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не имеющий права быть избранным Президентом Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента Российской Федерации и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента Российской Федерации в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий.

Статья 7. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации избирательными комиссиями

1. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

3. Нормативные акты и иные решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также решения других избирательных комиссий, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, органов местного самоуправления, кандидатов, политических партий и иных общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

4. При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (далее — ГАС «Выборы»). Порядок использования ГАС «Выборы» определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (далее — Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»).

(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

Статья 8. Право на предвыборную агитацию

1. Граждане Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Под предвыборной агитацией в настоящем Федеральном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов).

Смотрите так же:  Договор евроазиатский союз

(в ред. Федерального закона от 12.07.2006 N 107-ФЗ)

3. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, политическим партиям, иным общественным объединениям свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

4. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Статья 9. Финансирование выборов Президента Российской Федерации

1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.

Статья 10. Гласность при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации

1. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляются открыто и гласно.

2. Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, касающиеся подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, обеспечения избирательных прав граждан, официально опубликовываются (публикуются) в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях. Другие решения названных органов, а также решения иных избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в указанных периодических печатных изданиях либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

Статья 11. Участие в выборах Президента Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

1. Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, выдвижению, регистрации и избранию того или иного кандидата, не допускается.

2. Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации устанавливается международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Конституционный суд разъяснил условие участия в выборах

Конституционный суд подтвердил запрет на участие в выборах кандидатам с судимостью. В инстанции напомнили, что ранее уже суд принимал аналогичное решение — в 2013 году КС определил, что
осужденные по тяжким статьям не могут баллотироваться в течение 10 лет после снятия судимости.

Этот вопрос касается и оппозиционера Алексея Навального. Именно тяжким преступлением считается хищение или растрата в особо крупном размере, в которых политика признали виновным по делу «Кировлеса».

Уголовное дело против Алексея Навального по факту хищения продукции госпредприятия «Кировлес» завели в 2011 году. По данным следствия, через своего знакомого Петра Офицерова и принадлежащую ему «Вятскую лесную компанию» Навальный незаконно получил от госорганизации продукции на 16 млн руб. В июле 2013 года Ленинский районный суд Кирова признал Навального и Офицерова виновными и приговорил их к пяти и четырем годам заключения соответственно. В октябре реальный срок Навальному суд заменил на условный.

Позже это решение он обжаловал в Европейском суде по правам человека. В феврале 2016-го ЕСПЧ постановил, что права Навального и Офицерова были нарушены и обязал Россию выплатить им компенсацию в €86 тыс. 16 ноября 2016 года Российский верховный суд отменил приговор Навальному. Однако после повторного рассмотрения дела «Кировлеса» оппозиционера снова приговорили к точно тому же наказанию. Политик повторно обратился с жалобой в Страсбургский суд.

У Алексея Навального есть условная судимость по еще одному делу — «Ив Роше». Но эти статьи не относятся ни к тяжким, ни к особо тяжким. В штабе политика считают, что 10-летнее ограничение на избирательное право к оппозиционеру не относится, так как приговор по «Кировлесу» еще обжалуется и не вступил в силу.

Глава избирательного штаба оппозиционера Леонид Волков по-прежнему настаивает, что по Конституции у политика есть право выдвигаться на пост президента России: «У нас есть ФЗ-67 о выборах, который имеет отношение к местным, муниципальным выборам и так далее. И есть совершенно отдельный закон о выборах президента Российской Федерации. Это не связанные между собой вещи и разные виды законодательства. Кроме того, в отношении главы государства есть норма Конституции, которая говорит о том, что им может быть гражданин, которому исполнилось 35 лет, который не находится в местах лишения свободы и так далее. То, что Конституционный суд запрещает баллотироваться гражданам с непогашенной судимостью по тяжкой статье на местных или каких-то еще выборах, — это известный факт, который вытекает из упомянутого закона. В Конституции же этот вопрос никак не регулируется, так что он не имеет никакого отношения к правоотношениям, касающихся президентских выборов».

Однако с таким мнением не согласен исполнительный директор Российского общественного института избирательного права Александр Игнатов. Он уверен, что эта норма распространяется и на президентские выборы: «В постановлении 2013 года суд как раз признал пожизненное лишение пассивного избирательного права неконституционным и обязал установить срок ограничения. Вот из этого и получился период в десять лет после снятия или погашения судимости при совершении тяжких преступлений. Эта норма действует на всех уровнях выборов, соответственно, она практически в одинаковой редакции записана и в законе об основных гарантиях избирательных прав граждан, и в законе о выборах президента».

Ранее Центризбирком отмечал, что Алексей Навальный, снова сможет избираться только после 2028 года. Политик с этим не согласен.

ЦИК: люди с неснятой судимостью за тяжкие преступления не могут выдвигаться в президенты

МОСКВА, 15 ноября. /ТАСС/. Председатель ЦИК РФ Элла Памфилова на заседании комиссии в среду напомнила, какие ограничения закон накладывает на кандидатов, имеющих судимости. По ее словам, это разъяснение необходимо в связи с участившимися запросами в ЦИК от судимых потенциальных кандидатов на президентский пост.

«До официальной избирательной кампании президентской осталось еще больше месяца. Несмотря на это (это, наверное, естественный процесс), некая избирательная лихорадка набирает обороты», — сказала Памфилова.

По ее словам, увеличилось число обращений в ЦИК со стороны граждан, которые были осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления, а сейчас хотели бы участвовать в выборах президента.

«Естественно, в каждом конкретном случае мы официально индивидуально всем этим заявителям ответим», — отметила глава ЦИК. Пока комиссия обнародует разъяснение нормы закона, чтобы заявления участников избирательного процесса не могли быть неправильно интерпретированы.

Памфилова напомнила, что в 2012 году федеральным законом было установлено, что не имеют права быть избранными лица, осужденные когда-либо за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Затем Конституционный суд РФ счел эти ограничения чрезмерными и посчитал, что основания для ограничения пассивного избирательного права есть, но они не должны быть бессрочными.

Таким образом, по ныне действующему законодательству не имеют права быть избранными граждане РФ, приговоренные «к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость», сказала Памфилова. Также ограничения распространяются на приговоренных к лишению свободы за совершение тяжких преступлений лиц, судимость которых снята или погашена, до истечения 10 лет со дня ее снятия или погашения. Для осужденных за преступление особой тяжести срок со дня снятия или погашения судимости установлен больший — 15 лет.

Мировая практика

Как сообщила глава ЦИК, аналогичные выводы содержатся в пяти решениях Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), принятых по искам граждан Бельгии, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Австрии, Литвы, Италии.

«Если ЕСПЧ не будет руководствоваться двойными стандартами, как это иногда бывает, он должен принять аналогичные решения в отношении любого попадающего под действие этих решений кандидата из России на какую-либо выборную должность в органах государственной власти и местного самоуправления, который выдвигается до истечения 10-15 лет с момента погашения или снятия судимости по тяжким или особо тяжким преступлениям, в том числе преступлениям экстремистской направленности», — подчеркнула Памфилова.

Экстремизм и пропаганда нацизма

Кроме того, по закону не имеют права быть избранными осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления.

Аналогично ограничены в правах лица, подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях, в частности статьей 20.3 «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций» и статьей 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов». В данных случаях граждане не имеют права быть избранными, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Памфилова напомнила, что все кандидаты должны указывать в заявлении о согласии баллотироваться информацию о наличии судимостей, дате их снятия или погашения.

Около 250 кандидатов на выборах разного уровня, среди которых были представители всех парламентских партий, за 3,5 года не были допущены до выборов из-за неснятых или непогашенных судимостей, сообщила глава ЦИК.

«За 3,5 года действия этой нормы около 250 кандидатов не были допущены на выборы, так как на день голосования не прошло 10 или 15 лет с момента снятия или погашения тяжких или особо тяжких судимостей соответственно. Или имелись судебные решения по их экстремистской деятельности», — сказала Памфилова.

По словам главы Центризбиркома, среди этих 250 человек есть представители всех парламентских партий и ряда крупных непарламентских партий. При этом кандидаты, получившие отказ в регистрации в связи с отсутствием у них пассивного избирательного права, обжаловали отказы в суды различных инстанций, но получали отказ, подчеркнула она.

Памфилова добавила, что среди этих кандидатов есть те, кого неоднократно избирали на выборные должности до принятия ограничительной правовой нормы.

Избиркомы не должны толковать приговоры

Избирательные комиссии не должны интерпретировать приговоры судимых кандидатов, рассуждая, были ли они несправедливыми или политически мотивированными, заявила председатель ЦИК.

«Когда идут разного рода интерпретации или такого рода утверждения: «Приговор был несправедливым, понятно, что это политический». Коллеги, мы в нашей системе избирательных комиссий не вправе — это не наша компетенция — обсуждать, с чем был связан приговор, справедлив ли он, какая подоплека за ним стоит. Это не наша функция», — сказала Памфилова.

Она отметила, что если сам осужденный не согласен с приговором, он вправе обжаловать его.

«Это не наша компетенция — устанавливать, хорош приговор или плох приговор. Наша задача — в соответствии постановлением Конституционного суда, с нормами закона действовать четко, внятно и понятно», — заключила глава Центризбиркома.

Кто может и кто не может участвовать в выборах президента РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 декабря 2017 года Центральная избирательная комиссия РФ начнет регистрацию кандидатов в президенты РФ. Прием документов от претендентов на высший пост в стране будет продолжаться до 18:00 31 января 2018 года.

Выборы главы государства состоятся 18 марта 2018 года.

Общие принципы избирательного права

Выборы президента РФ проводятся тайным голосованием на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Их проведение регулируется конституцией РФ, федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года и «О выборах президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года, а также другими правовыми актами.

Избирательное право гарантировано независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и социального положения, принадлежности к общественным объединениям и др. Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принуждать граждан голосовать за кого-либо из кандидатов, а также препятствовать свободному волеизъявлению избирателей.

Кто имеет право голосовать

Принимать участие в выборах главы государства может любой гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, дееспособный и не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда.

По данным на 1 июля 2017 года, Центризбирком зарегистрировал в России и за ее пределами 111 млн 425 тыс. 443 избирателя. На выборах 4 марта 2012 года в списки для голосования были включены 109 млн 860 тыс. 331 человек. Из них в выборах приняли участие 71 млн 780 тыс. 800 граждан, явка составила 65,34%.

Смотрите так же:  Египет пенсия

Кто может стать кандидатом

Согласно избирательному законодательству, президентом РФ может быть избран гражданин России в возрасте не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Действующий президент не может быть переизбран на третий срок подряд. Кроме того, глава государства, досрочно прекративший полномочия по собственному желанию или по состоянию здоровья, не может участвовать в выборах, назначенных в связи с его отставкой.

На пост президента не могут быть избраны лица, имеющие иностранное гражданство, вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории другого государства, а также граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Кроме того, в законе особо отмечается, что на пост президента не могут быть избраны ранее судимые граждане, которые:

  • имеют неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого (особо тяжкого) преступления;
  • были осуждены к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которых снята или погашена менее чем за 10 лет до начала избирательной кампании;
  • были осуждены к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которых снята или погашена менее чем за 15 лет до начала избирательной кампании;
  • имеют неснятую и непогашенную судимость за преступления экстремистской направленности;
  • находятся под административным наказанием за демонстрацию или распространение экстремистской символики, причем срок наказания истекает после проведения выборов главы государства;
  • приговорены судом к лишению права занимать государственные должности на срок, дата окончания которого приходится на период после проведения выборов президента.

Закон запрещает также баллотироваться лицам, чьи выступления или агитация за шесть последних лет, предшествующих выборам, были признаны экстремистскими.

Условием регистрации кандидатов является требование о закрытии ими счетов или прекращении хранения денежных средств и иных ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами России.

Статья 33. Условия выдвижения кандидатов

Статья 33. Условия выдвижения кандидатов

1. О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

2. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

2 1 . В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата.

3. Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.

4. При выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

5. Документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.

6. Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 2, 2 1 и 3 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 2 1 настоящей статьи, в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за десять и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией.

7. Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией.

8. Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.

9. Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах – не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации – не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления – не менее 20 дней.

1–2. Комментируемый Федеральный закон устанавливает, что завершением процедуры выдвижения и началом участия кандидата, в том числе в составе списка кандидатов, в избирательной кампании, является момент уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата (списка кандидатов). Порядок уведомления устанавливается законом. Таким уведомлением может быть непосредственно подача в комиссию заявления кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу либо решения избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов. Законом может быть предусмотрена подача такого документа, как уведомление о выдвижении в письменной форме 1 , как правило, в виде заявления кандидата или избирательного объединения, подаваемого в соответствующую избирательную комиссию, в котором говорится о том, что гражданин намерен участвовать в выборах в качестве кандидата (в случае самовыдвижения) или о том, где и когда состоялось выдвижение, т.е. принято решение избирательным объединением о выдвижении кандидата, списка кандидатов. Целесообразно в данном заявлении (уведомлении) указать весь перечень документов представляемых в избирательную комиссию с указанием количества листов каждого документа.

Уведомительный характер выдвижения кандидата означает, что кандидат, для того, чтобы считаться выдвинутым, не нуждается в получении одобрения, разрешения или иного действия со стороны избирательной комиссии. Однако, поскольку кандидат (в том числе в составе списка кандидатов) считается выдвинутым и приобретает права и обязанности кандидата после уведомления соответствующей комиссии о выдвижении (поступления в избирательную комиссию предусмотренного пунктом 2 комментируемой статьи заявления кандидата, в том числе выдвинутого в составе списка кандидатов) о согласии баллотироваться, этот юридический факт подтверждается комиссией путем выдачи справки, расписки, копии акта либо иного документа, свидетельствующего о фактах передачи и получения представляемых документов.

Избирательная комиссия обязана принять все документы от кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в том виде и в том объеме, в котором эти документы представляются. Отказ комиссии в приеме документов при уведомлении о выдвижении кандидата, списка кандидатов незаконен и может быть обжалован заинтересованными лицами (кандидатом, избирательным объединением) в вышестоящую комиссию либо в суд.

________________
1 См., например: пункт 1 главы 14 Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2006 года № 402 // СЗ РФ. 2006. № 17. Ч. II. Ст. 1821.

ЦИК России подтверждает прием документов от политических партий или от кандидатов на должность Президента Российской Федерации справкой с подробным перечнем всех принятых документов, с указанием времени и даты приема документов. Справка подписывается членом ЦИК России ответственным за прием документов и уполномоченным лицом политической партии. Справка регистрируется в соответствии с установленным порядком ведения делопроизводства.

При представлении избирательным объединением в избирательную комиссию для заверения списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, кандидат (каждый кандидат из такого списка кандидатов) считается выдвинутым с момента представления заявления о согласии баллотироваться в соответствующую избирательную комиссию, правомочную заверить этот список, если иное не предусмотрено законом.

Необходимость представления на этапе выдвижения заявления кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу исключает возможность выдвижения без ведома кандидата. Давая согласие на выдвижение, кандидат лично подтверждает свое осознанное и ответственное отношение к участию в избирательной кампании в качестве кандидата на депутатский мандат (выборную должность). Заявление о согласии баллотироваться подается в письменной форме и адресуется в соответствии с законом избирательной комиссии либо (если кандидат выдвинут избирательным объединением) избирательному объединению. Комментируемый Федеральный закон не устанавливает требование собственноручного написания заявления кандидата, поэтому заявления могут быть изготовлены с использованием оргтехники (компьютера), но непременным условием является личная, собственноручная подпись кандидата.

В целях более полного информирования избирателей о личности кандидата в заявлении указывается достаточно большой перечень сведений биографического характера: кроме фамилии, имени, отчества, даты рождения указываются сведения об образовании, основном месте работы, службы, о занимаемой должности, роде занятий. Следует отметить, что в случае, когда кандидат работает в двух и более местах, указывается одно место работы, как правило, то, где находится его трудовая книжка. Род занятий предполагает деятельность, не связанную с определенным местом работы или конкретной должностью, например, писатель, художник, предприниматель, домохозяйка, пенсионер (подпункт 57 статьи 2 комментируемого Федерального закона). В целях обеспечения возможности проведения проверки достоверности сведений, предоставляемых кандидатом, в заявлении должны быть указаны его место рождения, полный адрес места жительства с указанием не только субъекта Российской Федерации, где проживает кандидат, а конкретно улицы, номера дома, а также вид, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (подпункт 16 статьи 2 комментируемого Федерального закона), наименование или код органа, выдавшего указанный документ, и дата его выдачи. В соответствии с пунктом 1 1 статьи 38 комментируемого Федерального закона в случае если по каким-либо причинам в заявлении кандидата о согласии баллотироваться, в том числе кандидата в списке кандидатов, указаны неточные биографические сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 33 комментируемого Федерального закона, либо часть этих сведений отсутствует (за исключением сведений о неснятой или непогашенной судимости, предусмотренных пунктом 2 1 статьи 33), то кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе не позднее чем за один день до дня рассмотрения комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) представить уточненные сведения о кандидате или, в том числе по сообщению избирательной комиссии, дополнить сведения о кандидате (в произвольной письменной форме). При этом документ, в котором указаны неточные сведения биографического характера (или часть этих сведений отсутствует) не может быть признан избирательной комиссией не представленным (отсутствующим). Вместе с тем, с учетом положений пункта 1 1 , подпункта «в 2 » пункта 24, подпункта «и» пункта 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона (в редакции Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ) если недостающие сведения о кандидате не будут восполнены по указанию избирательной комиссии в указанный срок, кандидату будет отказано в регистрации (в том числе в составе списка кандидатов).

Смотрите так же:  Образец заявления о принудительном лечении

Новеллой комментируемого Федерального закона является требование о том, что кандидат, являющийся депутатом, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, должен указать в заявлении о согласии баллотироваться депутатом какого представительного органа он является. Это положение актуально не только для более полного портрета кандидата, поскольку демонстрирует его уже состоявшуюся электоральную поддержку, но и дает возможность более полного контроля за ограничением на совмещение депутатских обязанностей в представительных органах разного уровня, предусмотренных законодательством, в частности Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Помимо вышеуказанных сведений в заявлении о согласии баллотироваться кандидат вправе указать либо свою принадлежность к политической партии и статус в ней, либо принадлежность (членство, участие в составе учредителей или участников) не более чем к одному зарегистрированному в установленном законом порядке за один год до дня голосования общественному объединению и свой статус в этом общественном объединении. Необходимо отметить, что указание данных сведений является не обязанностью кандидата, а его правом 1 . Сведения о принадлежности к общественному объединению и о занимаемых должностях в партийных либо иных общественных структурах должны быть подтверждены документом (справкой, копией решения уполномоченного органа о назначении на должность и т.д.), заверенным постоянно действующим руководящим органом общественного объединения. Представляется возможным и целесообразным, чтобы подобного рода документы на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления заверялись постоянно действующими органами региональных и местных отделений общественных организаций (политических партий), для чего постоянно действующий орган политической партии или иного общественного объединения должен своим решением наделить их этим правом.

______________________
1 Примечательно, что в 2003 году на выборах депутатов Государственной Думы четвертого созыва доля кандидатов, баллотирующихся в составе списков кандидатов, указавших свою партийную принадлежность, составляла: ЛДПР – 100 процентов, Аграрная партия России – 92 процента, СПС – 91,1 процента, Российская демократическая партия «ЯБЛОКО» – 87,6 процента, Народная партия Российской Федерации – 80,5 процента, КПРФ – 80,1 процента, «Единая Россия» – 77,8 процента, избирательный блок «Партия Возрождения России – Российская партия «ЖИЗНИ» – 75,4 процента, избирательный блок «Родина» (народно-патриотический союз) – 48,1 процента.

Одновременно с согласием баллотироваться в своем заявлении кандидат дает обязательство прекратить в случае избрания деятельность, не совместимую со статусом депутата или замещением иной выборной должности (пункт 9 статьи 4 комментируемого Федерального закона).

2 1 . Задачу более полного информирования избирателей о личности кандидата выполняет законодательное требование об указании в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведений о неснятой и непогашенной судимости кандидата (подпункт 58 статьи 2 комментируемого Федерального закона). Требование комментируемого Федерального закона о предоставлении кандидатом сведений о судимости (непогашенной и неснятой), касаясь юридически значимых фактов его биографии, дает избирателю более полную информацию для последующего осознанного выбора 1 .

Согласно подпункту «е» пункта 24, подпункта «б» пункта 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона сокрытие сведений, предусмотренных в соответствии с пунктом 2 1 комментируемой статьи, служит основанием для принятия соответствующей комиссией решения об отказе в регистрации кандидата (исключении кандидата из списка кандидатов) 2 . С учетом положений пункта 3 1 статьи 4 комментируемого Федерального закона (см. комментарий) сокрытие гражданином сведений о наличии у него гражданства иностранного государства также влечет для него, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, неблагоприятные последствия в случае, если факт наличия такого гражданства будет выявлен. О выявленных фактах недостоверности иных сведений, указанных кандидатами о себе, избирательная комиссия доводит до сведения избирателей (пункт 8 комментируемой статьи), однако эта недостоверность не может служить основанием для отказа в регистрации кандидата, исключения кандидата из списка кандидатов.

____________________
1 Судимость за отдельные виды преступлений влечет лишение гражданина пассивного избирательного права (см. комментарий к пункту 32 статьи 4 комментируемого Федерального закона).
2 См., например: определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 марта 2006 года № 1-Г06-9.

3–4. При уведомлении избирательной комиссии о выдвижении кандидата, списка кандидатов одновременно с представлением в нее заявления (заявлений) кандидата (кандидатов в составе списка кандидатов) о согласии баллотироваться должны быть также представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, каждого кандидата из списка кандидатов и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной), о вкладах в банках, ценных бумагах. При этом необходимо отметить, что законы субъектов Российской Федерации не вправе менять форму сведений об имуществе и доходах, а должны воспроизвести в своих текстах приложение к комментируемому Федеральному закону. Сведения об имуществе и доходах представляются в СМИ в обязательном порядке для более полного информирования избирателей о кандидатах. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и (или) не имеет имущества на момент представления сведений в комиссию, это не освобождает кандидата от представления сведений о размере и об источниках доходов, имуществе в общем порядке по установленной форме в приложении к комментируемому Федеральному закону, где кандидат указывает об отсутствии у него имущества и доходов. Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» (пункт 7 статьи 34, подпункт 3 пункта 11 статьи 35) предусмотрена необходимость представления сведений о доходах и имуществе супруга кандидата на должность Президента Российской Федерации. При выборах депутатов представительных органов местного самоуправления по избирательным округам, образованным исходя из средней нормы представительства в пять или менее тысяч избирателей, требования пункта 3 комментируемой статьи не применяются, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрена обязанность кандидата по предоставлению сведений о доходах и имуществе.

5. Важной нормой комментируемого Федерального закона является положение, предписывающее кандидату, выдвинутому по избирательному округу (за исключением случая выдвижения в составе списка кандидатов), уведомлять комиссию о выдвижении, представлять в комиссию заявление о согласии баллотироваться, сведения об имуществе и доходах и другие документы лично. В практике проведения выборов ранее встречались случаи, когда кандидат не только не появлялся в избирательной комиссии лично, но и вообще проводил всю избирательную кампанию, включая предвыборную агитации, через доверенных лиц, сам, находясь в розыске по подозрению в совершении уголовного преступления. Избиратели не должны быть лишены права на непосредственное общение с тем, кто претендует на представительство от их имени в выборных органах государственной власти или местного самоуправления, в противном случае это извращает суть идеи представительства. Гражданско-правовой институт доверенности, на основе которого действовали представители такого «невидимого кандидата», не может по своей частноправовой природе восполнить публичные государственно-правовые полномочия, осуществляемые во время избирательной кампании. Указанные документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях болезни кандидата либо нахождения его в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых с условием, что подпись кандидата будет заверена руководителями указанных учреждений, а также будет представлено подтверждение факта болезни либо нахождения в следственном изоляторе. Перечень условий, когда кандидат вправе действовать через уполномоченных лиц, не является исчерпывающим, однако вносить в него изменения и дополнения можно только федеральными законами, т.е. субъекты Российской Федерации должны ограничиться вышеуказанными условиями. Вместе с тем Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» не предусмотрел иных случаев, когда кандидат представляет документы не лично, кроме случаев, перечисленных в комментируемом пункте. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» также не содержит каких-либо дополнений по этому вопросу, поскольку не предусматривает непосредственное выдвижение кандидатов.

6. При получении документов все полученные сведения по всем кандидатам, в том числе из списка кандидатов, избирательная комиссия обязана направить для проверки в соответствующие государственные органы и учреждения, в частности в МВД России. Принципу равенства прав кандидатов отвечает такой порядок деятельности избирательной комиссии, когда запросы направляются в отношении всех кандидатов. Соответствующие органы обязаны проверить достоверность направленных к ним сведений и в десятидневный срок сообщить о результатах проверки избирательной комиссии. Полученная информация о недостоверности сведений, представленных в соответствии с пунктом 2 1 комментируемой статьи 33, служит основанием для принятия соответствующей комиссией решения об отказе в регистрации кандидата, исключении кандидата из списка кандидатов (подпункт «е» пункта 24, подпункт «б» пункта 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона). Недостоверность сведений о доходах и имуществе, других сведений биографического характера не является основанием для отказа в регистрации кандидата, сведения о такой недостоверности указываются в соответствии с пунктом 8 комментируемой статьи.

7. В целях обеспечения гарантий по информационному обеспечению информирования избирателей избирательные комиссии, организующие выборы, доводят до них сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в том числе через СМИ. Это положение комментируемого Федерального закона устранило некоторую неопределенность, существовавшую ранее, прежнее законодательство предусматривало представление разного рода сведений о кандидатах, но не содержало требования об их опубликовании, доведении до сведения избирателей, и на этой основе некоторые избирательные комиссии, расценивали подобные сведения как конфиденциальную информацию о личной жизни кандидата как гражданина, в том числе о судимости (неснятой и непогашенной), об имуществе и доходах. Сведения о кандидатах должны доводиться до сведения избирателей, как через СМИ, так и посредством размещения в информационных плакатах, которые должны находиться в помещениях для голосования, а также могут размещаться в иных местах, удобных для ознакомления с их содержанием. Объем сведений, подлежащих опубликованию, устанавливается избирательной комиссией, организующей выборы, и должен содержать всю информацию, представленную кандидатами, за исключением подробных юридических адресов нахождения их имущества, а также банковских учреждений и номеров личных счетов, на которых содержатся денежные средства кандидатов.

8. В случае выявления фактов недостоверности представленных кандидатами сведений избирательные комиссии также обязаны довести эти факты до сведения избирателей через СМИ и в информационных плакатах, размещенных в помещениях для голосования (подпункт «е» пункта 3 статьи 61 комментируемого Федерального закона).

9. Законом не может быть сокращен по сравнению с установленным в комментируемом пункте сроком период для выдвижения кандидатов, списков кандидатов и сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов. Началом этого периода является день, когда закон позволяет кандидату уведомить избирательную комиссию о самовыдвижении, а избирательному объединению принять решение уполномоченным органом о выдвижении кандидата (списка кандидатов). Например, согласно части 3 статьи 36 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политических партий осуществляется не ранее чем через 10 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. При этом необходимо иметь в виду, что процедуры по созыву съезда политических партий, конференций, региональных отделений и общих собраний (конференций) местных и иных отделений не могут рассматриваться составляющей частью процедуры выдвижения кандидатов. Комментируемый пункт адресован законодателю, который обязан предусмотреть в конкретном законе о выборах «точку отсчета» для начала периода выдвижения кандидатов, списков кандидатов (например, день официального опубликования решения о назначении выборов или опубликование схемы избирательных округов), а также последний день для представления избирательных документов для регистрации кандидатов, списков кандидатов, при этом период между двумя установленными датами не может быть менее 40 дней (при досрочных выборах – не менее 30 дней) при выборах в федеральные органы государства; не менее 30 дней – при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации; не менее 20 дней – при выборах в органы местного самоуправления.

Author: admin