Судебная практика перевод земель из одной категории в другую

О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую

За подробными консультациями обращайтесь к менеджерам по телефонам:
в Санкт-Петербурге:
+7 (812) 325-48-60
в Москве:
+7 (495) 223-27-69

Согласно ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.

Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

  1. земли сельскохозяйственного назначения;
  2. земли населенных пунктов;
  3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
  5. земли лесного фонда;
  6. земли водного фонда;
  7. земли запаса.

Важно учитывать, что понятие «целевое использование» не сводится только к категории земель, что подтверждается и судебной практикой (Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. N 6). Однако данное положение никаким образом не сказывается на порядке смены категории.

Важно понимать, что земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель. Согласно ч.2 ст.8 ЗК РФ, категория земель обязательно должна быть указана в актах органов исполнительной власти о предоставлении земельных участков, а также в договорах, сделках и иных документах, подтверждающих переход права на земельные участки.

Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства. Содержание ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, а также исчерпывающий перечень прилагаемых документов непосредственно установлены п. п. 3 и 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ. Описание содержания ходатайства о переводе находящихся в собственности РФ земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состав прилагаемых к нему документов утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 17 мая 2010 г. N 168.

Ходатайство о переводе может быть подано и органами государственной власти, органами местного самоуправления, но только с согласия правообладателя земельного участка. Без согласия правообладателей земельных участков подача ходатайства допускается только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей, либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Ограничения перевода земель или земельных участков из отдельной категории земель установлены самим Законом N 172-ФЗ (ст. ст. 7, 9 – 12). Кроме того, такие ограничения также предусмотрены иными федеральными законами (например, п. 1 ст. 99 ЗК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»).

Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным ч. 2 ст. 3 ФЗ N 172-ФЗ, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение 30 дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения (ч. 3 ст. 3 ФЗ N 172-ФЗ).

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается один из актов:

  • О переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Срок составления 3 месяца со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации;
  • Об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Срок составления 2 месяца со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
  1. основания изменения категории земель;
  2. границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера;
  3. категория земель, перевод из которой осуществляется;
  4. категория земель, перевод в которую осуществляется.

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.

Основание для отказа

  1. Установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
  2. Наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
  3. Установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Если категория земель не указана в документах кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Частью 21 ст. 34 Закона N 171-ФЗ также предусмотрено, что в случае если земельный участок образуется на основании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель или земельного участка, в отношении которых не установлен вид разрешенного использования, либо из земельного участка, который не отнесен к определенной категории земель, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории являются решениями об установлении вида разрешенного использования земельного участка или земельных участков и (или) об отнесении земельного участка или земельных участков к определенной категории земель. При этом принятие отдельного решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка и (или) об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.

Органом, управляющим и распоряжающимся земельными участками, находящимися в собственности РФ, является на федеральном уровне, прежде всего, Правительство РФ в соответствии со ст. 14 и др. ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Антон Биктимиров,
Юрисконсульт по частному и публичному праву
Объединенной Консалтинговой Группы.

Дата опубликования: 4 августа 2011 г.

Наро-Фоминский городской суд Московской области

Именем Российской Федерации

Наро-Фоминский городской суд , в составе председательствующего федерального судьи Федорченко Е.П., при секретаре судебного заседания Заварзиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2807/11 по заявлению Клениной ЛГ к Администрации Наро-Фоминского муниципального района о переводе земель из одной категории в другую, о признании права собственности на земельный участок 1480 кв.м., взыскании судебных расходов,

Кленина Л Г обратилась в суд с уточненным заявлением и просила суд изменить категорию с земель лесного фонда на земли населенных пунктов и признать право собственности на земельный участок площадью № кв.м., расположенный по адресу: р, компенсировать судебные расходы в сумме № рублей.

Истица и ее представитель в судебное заседание явились, на уточненных требованиях настаивали.

Представитель Администрации Наро-Фоминского муниципального района в судебное заседание явился, с иском не согласен.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района в судебное заседание явился, с заявлением не согласен.

Представитель ФГУ «Кадастровая палата» в судебное заседание не явился, извещался.

Представитель ТИЗ «Рубин» в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу, что заявление Клениной Л.Г. удовлетворению не подлежит. При этом суд исходит из следующего.

Кленина Л.Г. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: , р на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ серия РФ-ХХ I № , выданного на основании постановления Главы от ДД.ММ.ГГГГ № . В свидетельстве в разделе описание собственности указано: земельный участок с кадастровым номером № /зр на землях лесного фонда для индивидуального жилищного строительства.

В кадастровом паспорте земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ указано в пункте № земли лесного фонда.

ДД.ММ.ГГГГ Клениной Л.Г. Главе администрации было направлено обращение с просьбой отнести земельный участок к категории земель-«земли населенных пунктов». ДД.ММ.ГГГГ Клениной Л.Г. был дан ответ за № №

Смотрите так же:  Получить гражданство россии новорожденному

На основании части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: 1) земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации; 2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления; 4) земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. 2. Категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) государственном кадастре недвижимости; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В силу статьи 83 Земельного Кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам». Согласно статье 11 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ ) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае: 1) организации особо охраняемых природных территорий; 2) установления или изменения границы населенного пункта; 3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; 4) создания туристско-рекреационных особых экономических зон. На основании пункта 1 статьи 8 вышеуказанного закона «установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктовявляетсяпереводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либопереводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов». Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ ) было утверждено Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» п ри переводе земельного участка в составе земель лесного фонда, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке, в другую категорию в состав документации, указанной в пункте 2 настоящего Положения, включается выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений об этом земельном участке, представляемая заявителем в орган, указанный в пункте 3 настоящего Положения. В ходатайстве о переводе земельного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию кроме сведений, предусмотренных в пункте 5 настоящего Положения, указывается также кадастровый номер земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Кленина Л.Г. обратилась к и. о. Главы Наро-Фоминского муниципального района ФИО6 с заявлением отнести земельный участок № -зр с уточненной площадью № кв.м. к категории земель-земли населенных пунктов.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Клениной Л.Г. был дан ответ за № . В ответе указано, что в кадастровом паспорте земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и свидетельстве на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ серия РФ-ХХ I № земельный участок № /зр расположен за границами населенного пункта- у дер. , и категория земель в состав которых он входит установлена- «земли населенных пунктов».

Суд считает, при первичном предоставлении Клениной Л.Г. земельного участка в ДД.ММ.ГГГГ году, категория земель уже была установлена-земли лесного фонда. По-мнению суда ссылка заявителя на распоряжение Главы Администрации Московской от ДД.ММ.ГГГГ за № -р не состоятельна, т.к. в данном документе не указан конкретный кадастровый номер земельного участка, и установить, что именно земельный участок Клениной Л.Г. переведен из лесных земель в нелесные земли не представляется возможным. При этом суд обращает внимание истица, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в соответствии с действующим законодательством не Администрацией Наро-Фоминского муниципального района. Так же судя по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ , направленному на имя и.о. Главы Наро-Фоминского муниципального района ФИО6 речь шла об отнесении земельного участка к определенной категории, которая ранее уже была установлена, а не о переводе из одной категории в другую.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Судом не усматривает нарушений прав истицы действиями Администрации Наро-Фоминского муниципального района.

При отказе в удовлетворении требований о признании права собственности на земельный участок большей площадью № кв.м., суд принимает во внимание тот факт, что на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ серия № № № , выданного на основании постановления Главы от ДД.ММ.ГГГГ № за Клениной Л.Г. в собственность был закреплен земельный участок площадью № кв.м., что и является правоудостоверяющим и правоустанавливающим документами на земельный участок. Данные документы никем не оспаривались.

Суд считает, что право за истицей на земельный участок большей площади, чем ей был первоначально предоставлен в ДД.ММ.ГГГГ году, без имеющихся на то оснований, и в иных ранее не существовавших границах не может быть предоставлен.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку законные основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, соответственно в удовлетворении заявления о взыскании с ответчика судебных расходов истцу также надлежит отказать.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд

В удовлетворении заявления Клениной Л Г к Администрации Наро-Фоминского муниципального района о переводе земель из одной категории в другую, о признании права собственности на земельный участок № кв.м., взыскании судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение Серпуховского городского суда Московской области от 08 октября 2012 г. по делу N 2-2650/2012 (ключевые темы: перевод земель — земли сельскохозяйственного назначения — земли промышленности — срок ответа — категории земель)

Решение Серпуховского городского суда Московской области от 08 октября 2012 г. по делу N 2-2650/2012

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,

Представителей заявителя Шпагина А.В. по доверенности — Походяевой О.Н., ордеру — Ермакова С.В.,

Представителя заинтересованного лица Администрации сельского поселения «Липицкое» Серпуховского муниципального района Московской области по доверенности — Егоровой С.А.,

Представителя заинтересованного лица Администрации Серпуховского муниципального района Московской области по доверенности — Сегенюк С.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шпагина А.В. о признании незаконными действий Администрации сельского поселения «Липицкое» Серпуховского муниципального района,

Заявитель обратился в суд и просит признать незаконным отказ, выраженный в письме от 31.05.2012г. «номер» исх. Администрации сельского поселения Липецкое Серпуховского муниципального района Московской области в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером «номер», разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью «данные изъяты» расположенного по адресу: «адрес» из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, обязать Администрацию сельского поселения Липецкое Серпуховского муниципального района Московской направить в Правительство Московской области ходатайство о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности с кадастровым номером «номер», разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью «данные изъяты», расположенного по адресу: «адрес». Свои требования мотивирует тем, что заявителю принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером «номер» в районе «адрес». Указанный участок расположен в непосредственной близости (50 метров) к действующему полигону ТБО, в связи с чем данный участок никогда не использовался для нужд сельского хозяйства. На сегодняшний день участок находится в запущенном состоянии, непригоден для сельскохозяйственного производства, также участок невозможно использовать для индивидуального жилищного строительства. В силу изложенного заявитель желал изменить категорию принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, в связи с чем обратился в Администрацию сельского поселения Липецкое с соответствующим ходатайством. 31.05.2012 года Администрация сельского поселения Липецкое Серпуховского муниципального района отказала в переводе земельного участка из категории земель «для сельскохозяйственного назначения» в «земли промышленности». С указанным отказом заявитель не согласился, в связи с чем обратился в суд.

Смотрите так же:  Как встать на учет в военкомат документы

В судебное заседание заявитель Шпагин А.В. не явился о времени и месте слушания дела извещен надлежаще.

Интересы заявителя в судебном заседании представляла по доверенности Походяева О.Н., которая пояснила, что заявитель обратился в администрацию сельского поселения Липецкое Серпуховского муниципального района с ходатайством о переводе принадлежащего ему на праве собственности земельного участка из одной категории земель в другую, а именно: из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. К ходатайству были приложены документы, подтверждающие целесообразность перевода. Ходатайство заявителя Администрацией сельского поселения Липицкое было рассмотрено как обращение гражданина. В переводе земель из одной категории в другую заявителем получен отказ в виде ответа, без конкретизации указанной позиции и причин, что позволяет сделать вывод о необоснованности такого отказа. Заявителю был дан ответ не на поставленный вопрос, по существу было выражено субъективное мнение представителя органа местного самоуправления. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что данный вопрос не относится к компетенции Администрации сельского поселения Липицкое, в связи с чем именно Администрация сельского поселения незаконно высказалась о нецелесообразности перевода земельного участка из одной категории в другую. Полагает, что Администрация сельского поселения обязана направить указанное ходатайство в Правительство Московской области.

Представитель заявителя — адвокат Ермаков С.В. в судебном заседании также поддержал требования, пояснил, что в ответ на ходатайство о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию «земли промышленности» от Администрации сельского поселения Липецкое получено некое письмо, которое не является результатом рассмотрения ходатайства, оно не основано ни на одной норме права, то есть ответа на свое обращение заявитель фактически не получал.

Представитель заинтересованного лица — администрации Сельского поселения «Липецкое» Серпуховского муниципального района Московской области по доверенности Егорова С.А. в судебном заседании пояснила, что ответ на обращение заявителя администрацией был дан в установленные законом сроки. Участок находится вблизи полигона ТБО, входит в санитарную зону, в связи с чем было указано на нецелесообразность перевода земельного участка из одной категории земель в другую. Рассматривать данного рода ходатайства не входит в компетенцию сельского поселения, так как данные вопросы разрешаются Правительством соответствующего субъекта.

Представитель заинтересованного лица Администрации Серпуховского муниципального района Московской области по доверенности — Сегенюк С.В. в судебном заседании пояснила, что заявитель обратился с вопросом о переводе земель из одной категории в другую в Администрацию Серпуховского муниципального района, ему было рекомендовано обратиться в администрацию сельского поселения Липецкое, поскольку все вопросы, касающиеся земли, согласовываются с администрацией сельского поселения. Ходатайство о переводе земель из одной категории в другую пишет глава Администрации Серпуховского района, подает его в Правительство Московской области. Заявителю был дан ответ на обращение о переводе земельного участка в другую категорию.

Выслушав стороны, проверив письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к следующему:

Согласно кадастровой выписке земельный участок с кадастровым номером «номер» площадью «данные изъяты» принадлежит на праве собственности Шпагину А.В. (л.д.13-17)., на указанный участок заявителем получены свидетельства о государственной регистрации права собственности (л.д.18,19).

Как видно из материалов дела Шпагин А.В. 10.05.2012 года обратился к Главе Администрации сельского поселения Липецкое Серпуховского муниципального района Московской области с ходатайством о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером «номер», разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью «данные изъяты»., расположенного по адресу: «адрес», принадлежащего заявителю на праве собственности, из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, а именно: для использования под производственно-складской комплекс с автобазой (л.д. 11-12). Аналогичное ходатайство было подано Шпагиным А.В. 28.03.2012г. в Администрацию Серпуховского муниципального района.

26.04.2012 года заявителю и.о.зам.Главы администрации Серпуховского муниципального района — Помощником Главы района Шпагину А.В. дан ответ, в котором указано, что перевод земельного участка в земли промышленности может повлечь их обременение в использовании, в связи с чем заявителю предложено предоставить в Администрацию Серпуховского муниципального района согласование с администрацией сельского поселения Липицкое Серпуховского муниципального района Московской области целесообразности изменения категории земельного участка под земли промышленности, а также бизнес-план развития территории с учетом возможных санитарно-защитных зон, с учетом возможности обеспечения данного земельного участка объектами инфраструктуры. После предоставления вышеназванных документов Администрацией Серпуховского района заявление будет дополнительно рассмотрено (л.д. 73-74).

Из ответа Шпагину А.В. за подписью Главы сельского поселения «Липецкое» Серпуховского муниципального района Московской области от 31.05.2012г. «номер». следует, что, рассмотрев вопрос о выдаче ходатайства о переводе земельного участка площадью «данные изъяты». кадастровый номер «номер», расположенный в районе «адрес», администрация сельского поселения «Липецкое» Серпуховского муниципального района Московской области считает, что переводить земельный участок с кадастровым номером «номер» из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности нецелесообразно (л.д. 9).

Настоящее заявление подано Шпагиным А.В. в суд в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие):

? органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно пунктам «в» , «д» , «к» части 1 статьи 72 , частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает 7 категорий земель по целевому назначению, в том числе земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1 статьи 7), земли особо охраняемых территорий и объектов (подпункта 4 пункта 1 статьи 7).

Статья 8 указанного Кодекса устанавливает круг органов государственной власти, в компетенции которых находятся вопросы отнесения земель к категориям, а также их перевода из одной категории в другую.

Из содержания приведенной нормы следует, что критерием для разграничения полномочий является вид собственности на землю — федеральная, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная, частная, а также назначение земли.

В частности, согласно абзацу первому подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель, находящихся в частной собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Смотрите так же:  Трудовой кодекс рк 25 статья

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также — ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства ( часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ).

Решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель в силу положений подпункта 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии со статьей 3 Закона Московской области Правительство Московской области принимает правовые акты о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и данным Законом.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 9 статьи 13 Закона Московской области 2 ноября 2005 г. N 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области».

В соответствии со ст.2 ФЗ РФ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

В п.2 ст.3 указанного Закона приведен перечень сведений, которые должны быть указаны в ходатайстве, а в п.4 этой статьи указан перечень документов, которые должны быть приложены к такому ходатайству.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ (в ред. от 19.07.2011) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрен следующий Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую:

1. Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в соответствии с частями 1 и 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель из одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

Перечень документов, которые необходимо приложить к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, установлен частью 4 статьи 2 указанного Федерального закона, в соответствии с которой к ходатайству должно быть приложено в числе других документов согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

В соответствии со ст. 3 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ (в ред. от 17.02.2012) «О регулировании земельных отношений в Московской области» установлены Полномочия Правительства Московской области. Так к компетенции Правительства отнесено, в частности: принятие правовых актов по вопросам:

? 2) об отнесении земель или земельных участков в составе таких земель, государственная собственность на которые не разграничена, к категории земель сельскохозяйственного назначения, независимо от того, предоставлены или не предоставлены земельные участки гражданам, юридическим лицам;

3) о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и приведенным Законом.

Органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с вышеназванным законом к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов относится решение вопросов распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также принимают решения:

2.1) о переводе земель или земельных участков в составе таких земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом (статья 2 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ (в ред. от 17.02.2012) «О регулировании земельных отношений в Московской области»).

Из материалов дела усматривается, что заявитель Шпагин А.В. обратился в суд и оспаривает отказ Администрации сельского поселения Липецкое Серпуховского муниципального района Московской области о переводе земельного участка с кадастровым номером «номер» из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. Из вышеприведенных норм закона следует, что в компетенцию администрации сельского поселения Липецкое Серпуховского муниципального района Московской области не входит разрешение вопросов о переводе земельных участков, расположенных на территории сельского поселения Липецкое Серпуховского муниципального района Московской области, из одной категории в другую.

Также разрешение вопросов о переводе земельных участков, расположенных на территории сельского поселения Липецкое Серпуховского муниципального района Московской области, из одной категории в другую не указано в статье 36 Устава сельского поселения Липецкое Серпуховского муниципального района Московской области, которая определяет компетенцию администрации сельского поселения (л.д.109-111).

Указанный вопрос отнесен к компетенции Правительства Московской области.

Заявитель оспаривает ответ сельского поселения Липецкое Серпуховского муниципального района Московской области, полагая содержащийся в нем отказ незаконным. Указывает, что отказ администрации сельского поселения Липецкое Серпуховского муниципального района Московской области не соответствует ст. 4 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», а именно: отказ не содержит предусмотренного данной статьей основания для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Однако, как установлено судом, администрация сельского поселения Липецкое Серпуховского муниципального района Московской области не является органом, который может принимать решение по указанному вопросу.

Ответ на обращение заявителя Шпагина А.В. был дан органом местного самоуправления — администрацией сельского поселения Липецкое Серпуховского муниципального района Московской области в установленный законом срок. Само содержание данного ответа не может рассматриваться как незаконное действие (бездействие), подлежащее обжалованию в рамках Главы 25 ГПК РФ.

Шпагин А.В. просит обязать сельское поселение Липицкое Серпуховского муниципального района Московской области направить в Правительство Московской области ходатайство о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности с кадастровым номером «номер», разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью «данные изъяты»., расположенного по адресу: «адрес»

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Закон N 172-ФЗ) для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что ходатайство о переводе земель из одной категории в другую подается заинтересованным лицом, которым является заявитель, а не орган местного самоуправления, тем более тот, к компетенции которого не относится рассмотрение аналогичного рода ходатайство.

В связи с изложенным суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Заявление Шпагина А.В. о признании незаконным отказа Администрации сельского поселения «Липицкое» Серпуховского муниципального района Московской области в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером «номер», разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью «номер»., расположенного по адресу: «адрес» из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, выраженный в письме от 31.05.2012г. «номер», обязании направить в Правительство Московской области ходатайство о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности с кадастровым номером «номер», разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью «данные изъяты», расположенного по адресу: «адрес» — оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Author: admin