Статья 15.1 федеральный закон

Статья 15.1. Норма предоставления площади жилого помещения. Общая площадь жилого помещения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ статья 15.1 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

Статья 15.1. Норма предоставления площади жилого помещения. Общая площадь жилого помещения

1. Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

2. При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему и гражданину, уволенному с военной службы, реализующим в соответствии с пунктом 8 статьи 15 настоящего Федерального закона право на дополнительную общую площадь жилого помещения, жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, увеличивается в пределах от 15 квадратных метров до 25 квадратных метров.

3. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, — не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.

4. Норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом государственных жилищных сертификатов или предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется Правительством Российской Федерации.

См. комментарии к статье 15.1 настоящего Федерального закона

Статья 15.1. Норма предоставления площади жилого помещения. Общая площадь жилого помещения

(в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ)

1. Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

1.1. При предоставлении жилого помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти).

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 405-ФЗ)

Абз. 1 п. 2 ст. 15.1 признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 16.11.2017 N 29-П).

2. Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий — преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий — научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.

При наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации по нескольким основаниям увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 405-ФЗ)

3. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, — не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.

4. Норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом жилищной субсидии, норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом государственных жилищных сертификатов определяются Правительством Российской Федерации с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 405-ФЗ)

Статья 15.1 федеральный закон

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 15.1. закона N 214-ФЗ Об участии в долевом строительстве ..

Обращаем внимание: статья 15.1 закона N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве..» утратила силу на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ.

Статья 15.1. Обеспечение исполнения обязательств по договору поручительством банка

1. Исполнение обязательств застройщика по договору может обеспечиваться поручительством банка. В случае, если застройщик выбрал поручительство в качестве способа обеспечения своих обязательств, он обязан довести до сведения участников долевого строительства условия поручительства, а также сведения о поручителе. Исполнение обязательств застройщика по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору обеспечивается поручительством банка, удовлетворяющего следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, которая выдана Центральным банком Российской Федерации и в которой указано право выдачи банковских гарантий;

2) осуществление банковской деятельности не менее пяти лет;

3) наличие уставного капитала в размере не менее 200 миллионов рублей;

4) наличие собственных средств (капитала) в размере не менее одного миллиарда рублей;

5) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

6) отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации.

7) включение в реестр банков, состоящих на учете в системе страхования вкладов, и отсутствие запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

1.1. Информация о банках, которые соответствуют требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи, подлежит размещению на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. Договор поручительства заключается до государственной регистрации договора и должен предусматривать:

1) субсидиарную ответственность поручителя перед участником долевого строительства по обязательству застройщика по передаче жилого помещения по договору в размере цены договора, но не менее суммы, рассчитанной исходя из общей площади жилого помещения, подлежащего передаче участнику долевого строительства, и показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в субъектах Российской Федерации, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и (или) реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, и подлежит применению для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение, строительство жилых помещений за счет средств федерального бюджета, на дату заключения договора поручительства. Поручитель отвечает перед участником долевого строительства в том же объеме, что и застройщик, включая предусмотренные настоящим Федеральным законом и договором неустойки (штрафы, пени);

2) переход прав по договору поручительства к новому участнику долевого строительства в случае уступки прав требований по договору;

3) срок действия поручительства, который должен быть не менее чем на два года больше предусмотренного договором срока передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства;

4) согласие поручителя на возможные изменения обязательств по договору, в том числе на изменения, влекущие за собой увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя;

5) обязательство поручителя об уведомлении участника долевого строительства в случае досрочного прекращения поручительства в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи.

2.1. Несоответствие банка, являющегося поручителем, требованиям, указанным в части 1 настоящей статьи, является основанием для одностороннего отказа застройщика от исполнения договора поручительства.

2.2. Расторжение или досрочное прекращение договора поручительства не освобождает поручителя (сопоручителей) от обязанности исполнить свои обязательства по договору поручительства, наступившие до даты расторжения или досрочного прекращения договора поручительства.

Смотрите так же:  Образец заявления на сотрудников гибдд

3. В случае прекращения поручительства до истечения предусмотренного пунктом 3 части 2 настоящей статьи срока действия поручительства поручитель и застройщик обязаны уведомить об этом участника долевого строительства не позднее чем за один месяц до даты прекращения поручительства. При этом застройщик обязан заключить другой договор поручительства в течение пятнадцати дней с даты прекращения поручительства.

3.1. В случае прекращения поручительства до истечения предусмотренного пунктом 3 части 2 настоящей статьи срока действия поручительства поручитель обязан направить уведомление об этом в осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в течение семи рабочих дней с даты прекращения поручительства, а также в течение трех рабочих дней с даты прекращения поручительства в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

3.2. В случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации, с которой в соответствии с настоящей статьей застройщиком заключен договор поручительства, либо назначения в такой кредитной организации временной администрации застройщик в течение пятнадцати дней с даты отзыва лицензии или назначения временной администрации в зависимости от того, какое из событий наступило ранее, обязан заключить договор поручительства с другой кредитной организацией либо в соответствии со статьей 15.2 настоящего Федерального закона участвовать в обществе взаимного страхования или заключить договор страхования. Застройщик вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора поручительства в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации.

4. В случае нарушения поручителем обязанности, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, он несет субсидиарную ответственность перед участником долевого строительства по обязательству застройщика по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору.

Вернуться к оглавлению документа : закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

О применении положений закона N 214-ФЗ рекомендуем разъяснения Верховного Суда РФ:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 декабря 2016 года №442-ФЗ

О внесении изменения в статью 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Принят Государственной Думой 7 декабря 2016 года

Одобрен Советом Федерации 14 декабря 2016 года

Внести в подпункт «б» пункта 1 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, №31, ст. 3448; 2012, №31, ст. 4328; 2013, №14, ст. 1658; №52, ст. 6963; 2014, №30, ст. 4223) изменение, изложив его в следующей редакции:

«б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;».

Статья 15.1 федеральный закон

Нормативные акты:

Китайгородский пр., д.7, стр.2

Вопросы по сайту:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ,
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В
СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено

1 ноября 2012 года вступила в силу статья 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В ней раскрывается порядок ведения Единого реестра, главной особенностью которого является ограничение на территории Российской Федерации доступа к противоправной информации. В данной статье предусмотрены следующие основания для внесения сведений в Единый реестр:

  • 1. решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:
    • а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
    • б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
    • в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
    • г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
    • д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи;
    • е) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
  • 2. вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
  • 3. постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.
  • 1) Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (PDF)
  • 2) Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 «О единой автоматизированной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (PDF)
  • 3) Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) от 11 сентября 2013 года № 1022/368/666 «Об утверждении критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (PDF)
  • 4) Временный регламент исполнения государственной функции создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (PDF)
  • 5) Порядок взаимодействия оператора единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» с провайдером хостинга, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 11 февраля 2013 года № 170 (PDF)
  • 6) Рекомендации по ограничению доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». (PDF)

Практические аспекты реализации статьи 15.1 федерального закона «о статусе военнослужащих»

Трофимов Е.Н., начальник группы по ведению судебной работы юридической службы Приволжско-Уральского военного округа, соискатель института философии и права Уральского отделения РАН, подполковник юстиции.

Федеральным законом от 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон «О статусе военнослужащих» дополнен ст. 15.1, устанавливающей нормы предоставления площади жилого помещения.

Вопросам, связанным с реализацией ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», уделяется достаточно много внимания, в том числе на страницах научно-практического издания «Право в Вооруженных Силах». Краткий комментарий ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» приведен в статье доктора юридических наук, профессора А.В. Кудашкина «Новые изменения в порядок жилищного обеспечения военнослужащих носят антикоррупционный характер» . Безусловно, определение единой нормы предоставления площади жилого помещения для военнослужащих имеет большое значение, и, как правильно указал автор комментария к названной статье Закона, это должно способствовать противодействию коррупции в сфере жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.

Кудашкин А.В. Новые изменения в порядок жилищного обеспечения военнослужащих носят антикоррупционный характер // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 1.

Однако многие вопросы, связанные с обеспечением жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, остались открытыми, в том числе вопрос, кого из военнослужащих следует считать нуждающимся в жилых помещениях, так как не определена единая учетная норма площади жилого помещения (учетная норма). В последнее время данной проблеме уделяется достаточно много внимания, так как, по мнению большинства юристов, она требует скорейшего разрешения .

Смотрите так же:  Приказ 535 ростехнадзора

См., напр.: Гайдин Д.Ю. Об урегулировании порядка признания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 8.

Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Существует позиция, согласно которой при решении вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях следует исходить из учетной нормы площади жилого помещения, установленной соответствующим органом местного самоуправления . Данная позиция основана на выводах Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Определении N 6н-398/07 . При вынесении этого Определения Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации основывалась, по всей видимости, на положениях ч. 1 ст. 196 ГПК РФ, которые устанавливают, что при принятии решения суд определяет, какой закон должен быть применен по данному делу. При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 11 ГПК РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права). Учитывая то, что на момент разрешения спора отсутствовали нормы, устанавливающие нормы предоставления площади жилого помещения и учетные нормы, дающие военнослужащим право на признание нуждающимися в жилых помещений на федеральном уровне, Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации N 6н-398/07 можно считать вполне логичным.

Сторожева А.О. Признание военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий // Жилищное право. 2009. N 2.
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2008 г.

29 декабря 2006 г. Федеральным законом N 250-ФЗ ст. 50 ЖК РФ была дополнена ч. 6, которая установила, что федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы. Таким образом, появилось законное основание для определения иной учетной нормы применительно к военнослужащим, отличной от тех, которые устанавливаются местными органами самоуправления на основании ч. 5 ст. 50 ЖК РФ.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

С учетом того что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, вопросы, связанные с прохождением военной службы и обеспечением военнослужащих видами довольствия, в том числе квартирный, должны регулироваться законодательством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 5 апреля 2007 г. N 5-П отметил, что, отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу ст. 37 (ч. ч. 1 и 3) и ст. 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее ст. 71 (п. «м»), ст. 72 (п. «б» ч. 1) и ст. 114 (п. п. «д», «е» ч. 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.

Основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, следует указать, что, несмотря на то что в ч. 6 ст. 50 ЖК РФ применяется формулировка «могут быть установлены иные учетные нормы», речь должна идти все же не о праве государства, а о его обязанности установить учетные нормы применительно к военнослужащим — гражданам Российской Федерации, а также лицам, уволенным с военной службы, определяющей их право быть признанными в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2009 г. N ВКПИ 09-69 по заявлению Ильменейкиной А.П. п. 41 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, в части слов о том, что размер предоставляемого жилого помещения должен быть не менее установленной нормы общей (жилой) площади на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), но не более размера предоставления общей (жилой) площади на одного человека, установленного субъектами Российской Федерации, с учетом льгот, установленных законодательством, признан недействующим. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N КАС09-324 решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2009 г. оставлено без изменения.

Из анализа вышеприведенного решения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2009 г. N ВКПИ 09-69 и Определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N КАС 09-324 следует, что согласно ч. 6 ст. 50 ЖК РФ федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы. При этом и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, и Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходят к выводу, что такие нормы установлены со 2 декабря 2008 г. Федеральным законом от 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ в п. 1 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Обращает на себя внимание некая небрежность, допущенная, по мнению автора, в мотивировочных частях указанных судебных постановлений. Статья 50 ЖК РФ четко разделяет норму предоставления площади жилого помещения (также именуется в этой статье ЖК РФ нормой предоставления) и учетную норму площади жилого помещения (также именуется в этой статье ЖК РФ учетной нормой). Поэтому в ч. 6 ст. 50 ЖК РФ говорится исключительно об учетных нормах, а не о нормах предоставления.

Таким образом, вышеназванные судебные органы в резолютивной части постановления сделали безусловно правильный вывод, однако в мотивировочной части постановлений из-за ссылки на ч. 6 ст. 50 ЖК РФ возникла видимость, что судебные органы ставят знак равенства между нормой предоставления, установленной п. 1 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и учетной нормой. Представляется, что судебным органам достаточно было сослаться на ч. 3 ст. 49 ЖК РФ и ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а не применять норму, по существу, не подлежащую применению. Конечно, можно сказать, что судебные органы толковали ч. 6 ст. 50 ЖК РФ расширительно, понимая под учетными нормами все нормы площади жилого помещения, приведенные в данной статье ЖК РФ: и нормы предоставления, и учетные нормы. Но системный анализ норм, содержащихся в ст. 50 ЖК РФ, не позволяет таким образом толковать ч. 6 указанной статьи.

Как практик могу заметить, что указанная выше небрежность может вызвать обращения военнослужащих в суды в связи с отказами жилищных комиссий признать их нуждающимися в жилых помещениях в связи с обеспеченностью жилыми помещениями на одного человека меньше нормы предоставления, установленной ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Характерным же примером установления иной учетной нормы является норма, установленная Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 во исполнение ст. 53 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Смотрите так же:  Электронный авиабилет возврат

Уравнивание учетной нормы и нормы предоставления площади жилья может привести к появлению значительных проблем в системе жилищного обеспечения военнослужащих, так как зачастую строящееся или приобретаемое для военнослужащих жилье не соответствует нормам предоставления площади жилья: оно может быть площадью как более норм предоставления жилья, так и менее этих норм. В обоих случаях военнослужащему такое жилье может быть не предоставлено. В первом случае, когда площадь предоставляемого жилья будет более норм предоставления жилья, решением соответствующей жилищной комиссии может быть отказано в предоставлении его военнослужащему, так как у жилищной комиссии имеется обязанность в предоставлении жилья военнослужащему исходя из установленных норм и не более. Во втором же случае сам военнослужащий может не согласиться на получение жилого помещения, площадь которого составляет менее норм предоставления, установленных законодательством, и никто не сможет обязать военнослужащего довольствоваться тем жильем, которое не соответствует установленным нормам предоставления.

Более того, жилищная комиссия, по мнению автора, не вправе принять такое решение даже в случае наличия нотариально удостоверенного согласия военнослужащего и членов его семьи на получение жилого помещения менее установленных норм предоставления. Указанный вывод следует из ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, рассматриваемой в системной связи с ч. 1 ст. 50 ЖК РФ, в соответствии с которыми по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (а сама норма предоставления, как указывалось, представляет собой минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма).

Таким образом, может возникнуть ситуация, когда имеются готовые к заселению военнослужащих жилые помещения, но они будут пустовать ввиду того, что не отвечают по своей площади установленным нормам, что на практике зачастую и происходит.

В связи с вышесказанным, предпринимаются попытки разрешить сложившуюся ситуацию путем установления в Вооруженных Силах Российской Федерации порядка оплаты военнослужащими Вооруженных Сил жилья, предоставляемого им по договорам социального найма сверх установленных норм предоставления площади жилого помещения по их желанию. Имеется даже соответствующий проект приказа Министра обороны Российской Федерации (соответствие данного проекта приказа Министра обороны Российской Федерации действующему законодательству, прежде всего жилищному, не является предметом рассмотрения в данной статье).

Проект инструкции о порядке оплаты военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации жилья, предоставляемого им по договорам социального найма сверх установленных норм предоставления площади жилого помещения по их желанию, предусматривает, что в случаях, когда из-за конструктивных и технических параметров многоквартирных жилых домов военнослужащим не может быть предоставлено жилье в пределах установленных норм предоставления площади жилого помещения, с согласия военнослужащих им могут быть предоставлены жилые помещения, превышающие указанные нормы. При расчете норм предоставления площади жилого помещения военнослужащим и членам их семей с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, определяемой «вилочными» размерами, предлагается принимать во внимание верхнее значение этого размера. Предоставление жилых помещений военнослужащим сверх установленных норм предоставления площади жилого помещения предполагается производить с их согласия и только после оплаты ими за счет собственных средств излишков площади жилого помещения.

Видится, что предлагаемый порядок вполне может быть реализован и в какой-то части способен разрешить возникшую ситуацию, но с точки зрения социальной справедливости не выдерживает никакой критики. Так, вполне логично предположить, что чем больше членов семьи у военнослужащего, тем его материальное положение ниже, так как каждый из них требует дополнительных финансовых затрат (питание, одежда, затраты на обучение и т.д.), и наоборот, одинокий военнослужащий имеет больше возможностей создать определенные финансовые накопления, следовательно, такой военнослужащий имеет больше возможностей воспользоваться правом на получение жилого помещения сверх установленных норм на условиях и в порядке, которые предлагаются вышеуказанным проектом приказа Министра обороны Российской Федерации.

Статья 15.1 федеральный закон

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 24 марта 2015 года N 68

— Порядок и форму проведения в Рязанской области экзамена на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации для иностранных граждан согласно приложению N 1;

— перечень образовательных организаций, проводящих в Рязанской области экзамен на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации для иностранных граждан, согласно приложению N 2.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Рязанской области Е.И.Буняшину.

Губернатор Рязанской области
О.И.КОВАЛЕВ

Приложение N 1. ПОРЯДОК И ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ЭКЗАМЕНА НА ВЛАДЕНИЕ РУССКИМ ЯЗЫКОМ, ЗНАНИЕ ИСТОРИИ РОССИИ И ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Приложение N 1
к Постановлению
Правительства Рязанской области
от 24 марта 2015 года N 68

1. Настоящий Порядок определяет порядок и форму проведения экзамена на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и претендующих на получение патента, указанного в статье 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее соответственно — комплексный экзамен, иностранные граждане, патент), образовательными организациями на территории Рязанской области, включенными в перечень образовательных организаций, проводящих в Рязанской области экзамен на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации для иностранных граждан, утверждаемый Правительством Рязанской области (далее — уполномоченная организация).

2. Комплексный экзамен проводится в целях подтверждения владения иностранными гражданами русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации в соответствии с требованиями к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного комплексного экзамена, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации (далее — требования к минимальному уровню знаний).

3. Комплексный экзамен по русскому языку проводится в сочетании устной (в виде собеседования) и письменной (в виде тестирования) форм, по истории России и основам законодательства Российской Федерации — в письменной форме (в виде тестирования), в том числе с использованием компьютерных технологий.

Методическое обеспечение проведения комплексного экзамена и разработку тестовых заданий в соответствии с требованиями к минимальному уровню знаний обеспечивает Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования».

4. Для проведения комплексного экзамена уполномоченная организация создает комиссию по проведению комплексного экзамена.

Состав комиссии по проведению комплексного экзамена, возглавляемой председателем данной комиссии, формируется из числа педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, имеющих высшее образование по направлениям подготовки или специальностям «Филология» и (или) «Лингвистика» и (или) «Педагогическое образование» (с профилем подготовки «Русский язык»), «История» и (или) «Педагогическое образование» (с профилем подготовки «История»), «Юриспруденция».

Порядок работы комиссии по проведению комплексного экзамена, период на который она создается, определяются уполномоченной организацией.

5. С целью разрешения спорных вопросов, возникающих при оценивании результатов комплексного экзамена, уполномоченная организация создает конфликтную комиссию.

Состав конфликтной комиссии формируется из числа педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу и имеющих высшее образование по направлениям подготовки или специальностям «Филология», «Лингвистика», «История», «Юриспруденция», «Педагогическое образование» (с профилями подготовки «Русский язык», «История»), представителей заинтересованных органов государственной власти, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, общественных и иных объединений.

В конфликтную комиссию члены комиссии по проведению комплексного экзамена не включаются.

6. Расписание и продолжительность проведения комплексного экзамена определяется уполномоченной организацией.

7. Комплексный экзамен проводится в помещениях, оснащенных средствами осуществления записи на аудионосители и воспроизведения аудиозаписи.

8. Для каждого участника комплексного экзамена выделяется отдельное рабочее место.

9. Для участников комплексного экзамена с ограниченными возможностями здоровья место для проведения комплексного экзамена должно быть оборудовано с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

10. Для сдачи комплексного экзамена иностранные граждане подают в уполномоченную организацию заявление в письменной форме, представляют копию документа, удостоверяющего личность данного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (с предъявлением оригинала). Форма заявления по проведению комплексного экзамена утверждается уполномоченной организацией и размещается на официальном сайте уполномоченной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

11. Уполномоченная организация не позднее чем за неделю до проведения комплексного экзамена размещает информацию о дате проведения комплексного экзамена и демонстрационные варианты заданий по комплексному экзамену на своем информационном стенде и официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

До проведения комплексного экзамена уполномоченная организация предоставляет иностранному гражданину возможность:

— ознакомиться с порядком и формой проведения комплексного экзамена;

— получить консультации по вопросам проведения комплексного экзамена.

12. В день проведения комплексного экзамена, до начала его проведения, член комиссии по проведению комплексного экзамена проводит инструктаж иностранных граждан, а также информирует их о порядке и форме проведения комплексного экзамена, продолжительности комплексного экзамена, о времени и месте ознакомления с результатами сдачи комплексного экзамена.

13. Иностранному гражданину, успешно сдавшему комплексный экзамен, выдается документ о прохождении экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации, форма которого утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2015 года N 21 «Об утверждении формы документа о прохождении экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации».

14. Все материалы комплексного экзамена, включая письменные работы, записи устных ответов участников комплексного экзамена, ведомости и протоколы проведения комплексного экзамена, хранятся в уполномоченной организации в течение одного года с момента проведения комплексного экзамена.

Приложение N 2. ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРОВОДЯЩИХ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ЭКЗАМЕН НА ВЛАДЕНИЕ РУССКИМ ЯЗЫКОМ, ЗНАНИЕ ИСТОРИИ РОССИИ И ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Приложение N 2
к Постановлению
Правительства Рязанской области
от 24 марта 2015 года N 68

Author: Profi