Сколько налог на прибыль в беларуси

Сколько налог на прибыль в беларуси

10.3. Налог на прибыль

Налог на прибыль – важнейший элемент налоговой системы, который занимает ведущее место среди прямых налогов, служа значительным источником пополнения государственной казны.

Плательщиками налога на прибыль являются организации, независимо от форм собственности, осуществляющие хозяйственно-предпринимательскую деятельность и отвечающие пяти требованиям. Они должны:

1) на основе Положения об организации (или иного нормативного акта), хотя бы примерного;

2) иметь расчетный (текущий) или иной счет в банковской системе;

3) вести обособленный бухгалтерский счет;

4) отвечать и требовать по суду;

5) иметь прибыль и право ею распоряжаться.

Объектом налогообложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 35 НК, начисленные белорусскими организациями.

Составными элементами валовой прибыли являются:

1) прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств, нематериальных активов) определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемыми при налогообложении;

2) прибыль (убыток) от реализации основных средств, нематериальных активов определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от реализации основных средств, нематериальных активов, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемые из выручки, и остаточной стоимостью основных средств, нематериальных активов, а также затратами по реализации основных средств, нематериальных активов.

3) внереализационные доходы, под которыми понимаются доходы, полученные плательщиком при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав. Перечень внереализационных доходов и расходов определен ст. 128 и 129 НК, соответственно.

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (далее в настоящей главе – затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)), представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.

Ст. 131 НК определяет затраты, не учитываемые при налогообложении. При этом перечень данных затрат не является исключительным, т.к. в соответствии с п. 1.26 данной статьи при налогообложении не учитываются иные затраты, не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, не учитываемые при налогообложении в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 140 НК установлен ряд так называемых льгот, хотя законодатель их так не называет. Данная статья перечисляет отдельные виды прибыли (или ее часть), которые освобождаются от налогообложения:

— прибыль организаций (в размере не более 10 процентов валовой прибыли), переданная зарегистрированным на территории Республики Беларусь бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта, религиозным организациям, а также общественным объединениям «Белорусское общество инвалидов», «Белорусское общество глухих», «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников», «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам», Белорусскому общественному объединению ветеранов, Белорусскому общественному объединению стомированных, унитарным предприятиям, собственниками имущества которых являются эти объединения, или использованная на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права;

— прибыль организаций от изготовления протезно-ортопедических изделий (в том числе стоматологических протезов), средств реабилитации и обслуживания инвалидов;

— прибыль организаций уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев;

— прибыль организаций, использующих труд инвалидов, если численность инвалидов в них составляет не менее 50 процентов от списочной численности работников в среднем за налоговый период, кроме прибыли, полученной от торговой, торгово-закупочной и посреднической деятельности, с учетом средней численности работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей, а также средней численности лиц, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам (в том числе договорам подряда);

— прибыль организаций от реализации производимой ими продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства и рыбоводства;

— прибыль организаций, полученная от производства продуктов детского питания;

— прибыль, полученная страховыми организациями в результате инвестирования средств страховых резервов по договорам добровольного страхования, относящегося к страхованию жизни, направляемая на увеличение накоплений на лицевых счетах застрахованных лиц;

— прибыль организаций от оказываемых гостиницами услуг, от оказываемых физкультурно-оздоровительными, туристическими, туристско-гостиничными и горнолыжными комплексами, домами охотников и (или) рыболовов, мотелями, кемпингами услуг по размещению туристов – в течение трех лет с начала осуществления этой деятельности на туристических объектах по перечню таких объектов, утвержденному Президентом Республики Беларусь;

— прибыль, полученная от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса, – в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов;

— прибыль от реализации произведенных легковых автомобилей и автокомпонентов собственного производства – в течение трех лет с 1-го числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу соглашения об условиях производства легковых автомобилей, заключенного в установленном порядке с Министерством промышленности Республики Беларусь;

— прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются инновационными в соответствии с перечнем, определенным Советом Министров Республики Беларусь;

— прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются высокотехнологичными в соответствии с перечнем, определяемым Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, в случае, если доля выручки, полученная от реализации таких товаров, составляет более 50 процентов общей суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая доходы от предоставления в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества;

— прибыль организаций культуры, полученная от осуществления культурной деятельности;

— прибыль учреждений образования от приносящей доходы деятельности;

— прибыль организаций в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Налоговая база налога на прибыль определяется как денежное выражение валовой прибыли, которая подлежит налогообложению.

Ставка налога на прибыль устанавливается в размере 24 процента, если иное не определено настоящей статьей.

Организации, осуществляющие производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 процентов, уплачивают налог на прибыль по ставке 10%.

Основанием для применения указанными организациями ставки налога на прибыль в размере 10 процентов является заключение об отнесении производимой техники к лазерно-оптической, выдаваемое Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь.

По ставке 5 процентов уплачивают налог на прибыль члены научно-технологической ассоциации, созданной в соответствии с законодательством Белорусским государственным университетом, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке.

Основная ставка понижается на 50 процентов при налогообложении прибыли, полученной от реализации:

— высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (кроме торговой и торгово-закупочной деятельности) организациями, включенными в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь. Средства, высвобождаемые в результате уменьшения ставки налога на прибыль, направляются указанными организациями на финансирование технического переоснащения;

— долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части.

Ставка налога на прибыль по дивидендам устанавливается в размере 12 процентов.

Налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год.

Налоговым периодом налога на прибыль с дивидендов, начисленных белорусскими организациями, признается календарный месяц.

Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль по итогам истекшего налогового периода представляется плательщиком в налоговые органы не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения.

Плательщики исчисляют суммы налога на прибыль по одному из следующих методов:

— исходя из результатов деятельности плательщика за налоговый период, непосредственно предшествовавший текущему налоговому периоду;

— исходя из суммы налога на прибыль, предполагаемой по итогам текущего налогового периода, которая должна составлять не менее 80 процентов фактической суммы налога на прибыль по итогам текущего налогового периода.

Плательщики производят уплату:

— сумм налога на прибыль, подлежащих уплате текущими платежами, – не позднее 22 марта, 22 июня, 22 сентября и 22 декабря текущего налогового периода, а начиная с налогового периода 2012 года – не позднее 22 апреля, 22 июля и 22 октября текущего налогового периода, 22 января года, следующего за истекшим налоговым периодом;

Смотрите так же:  Исковое заявление о задолженности алиментов

— суммы налога на прибыль по итогам истекшего налогового периода, – не позднее 22 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Впервые в налоговом законодательстве (ст. 144 НК) установлены специальные положения об условиях расчета налога на прибыль при применении налогового законодательства иностранного государства, а также способы устранения двойного налогообложения.

Налоги в Беларуси

Налоговая система Белорусской Республики была сформирована на классических принципах налогообложения.

Налоговый Кодекс БР включает в себя 2 части: общую и особенную. Первая часть была принята и утверждена 19 декабря 2002 года. В ней прописывается, что налоговое законодательство включает в себя законодательные акты Налогового Кодекса и международных переговоров, а также акты Президента и органов государственной и местной власти.

В общей части Налогового Кодекса прописываются основные термины и понятия относительно налогообложения в Беларуси.

Об уровне жизни в Беларуси подробнее здесь.

Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь введена в действие 1 января 2004 г.

Спустя 7 лет после утверждения общей части правительством была утверждена особенная часть Налогового Кодекса, которая включается в себя описание всех налогов и сборов в Республике Беларусь. Особенная часть была принята 29 декабря 2009 года.

Классификация налогов в Беларуси:

Республиканские налоги

Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики.

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг.

Ставка НДС в Беларуссии

  • 20% — общая ставка, применяемая при реализации товаров.
  • 10% — ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.

Вернуться к оглавлению

Налог на прибыль

Общая ставка налога на прибыль равна 18%. Но есть ряд исключений, когда ставка уменьшается.

Перечень ситуаций, способствующих уменьшению оплачиваемого налога на прибыль:

  1. Производство высокотехнологических товаров – 12%.
  2. Дивиденды – 12%.
  3. Производство лазерной и оптической техники – 10%.

Налог на доходы оплачивается раз в году предприятиями и организациями, которые в ходе ведения своей деятельности получают прибыль. Декларация подаётся в налоговую инспекцию до 22.01, а оплата должна произойти до 22.03 каждого года.

Налог на прибыль в Белоруссии в сравнении с другими странами

Подоходный налог с физлиц

Подоходный налог оплачивается гражданами с ежемесячной зарплаты. Налог формирует почти 10% государственного бюджета Белорусской Республики.

Кроме этого, если у человека имеются вклады в финансовых учреждениях или банках, то он обязан платить налог на депозит. Размер налогового взноса равен 13% от дохода, полученного от депозита.

Расчёт налоговой ставки зависит от вида деятельности человека. Так если резидент РБ получает дивиденды, то он обязан выплачивать 13%. Доход от предпринимательской, адвокатской или нотариальной деятельности облагается сбором в размере 16%. Единая ставка подоходного налога для физических лиц на все остальные виды деятельности – 13%.

Подоходный налог обязаны выплачивать также лица, сдающие в аренду квартиры и дома с целью получения дохода.

Короткий видеоролик о налогах в Беларуси

Размер ставки за сдачу квартиры зависит от области и города.

Таблица: размер налога за сдачу квартир

Налоги, взимаемые с физических лиц

Вычеты подоходного налога

Стандартным налоговым вычетом называется сумма, на которую уменьшается подоходный налог. Вычеты – это льготы на подоходный налог, воспользоваться которыми могут такие граждане РБ, как:

  1. Резиденты РБ с ежемесячным окладом ниже установленного предела (563 белорусских рублей). Возврат подоходного налога составляет 93 белорусских рублей.
  2. Родитель, воспитывающий ребёнка до 18 лет в одиночку. Вычет – 52 белорусских рублей.
  3. Родители, на иждивении которых находится больше 2 детей. Возвращается 52 белорусских рублей.

Вернуться к оглавлению

Налоговый сбор на недвижимость

Налог на недвижимость оплачивается всеми гражданами Белорусской Республики, которые имеют личное недвижимое имущество, то есть недвижимость и жилье в этой стране. Он выплачивается как физическими лицами, так и юридическими.

Объекты, подлежащие налогообложению:

  1. Квартиры.
  2. Комнаты в собственности.
  3. Гаражи.
  4. Места для парковки машин.

Даже если человек является не полным собственником одного из вышеуказанных объектов, а владеет лишь долей, то он также обязан оплачивать данный вид налога.

Кто обязан платить налог на недвижимость в Республики Беларусь

Согласно закону, человек имеет право выбирать, за какую недвижимость он будет платить налог. Для этого необходимо написать заявление в налоговую инспекцию. Если заявление человек не напишет, то облагаться сбором будет та недвижимость, которая первой появилась в собственности у резидента БР.

От уплаты налога освобождаются:

  1. Многодетные семьи (больше 3 детей).
  2. Ветераны ВОВ.
  3. Люди пенсионного возраста.
  4. Нетрудоспособные резиденты РБ.
  5. Особы с 1 и 2 группами инвалидности.

Недвижимость, которая находится в сельской местности налоговыми платежами, не облагается.

Налог на недвижимость обязаны платить все лица, которые используют недвижимость для предпринимательской деятельности.

Налоговая ставка равна 0,1 процента от полной стоимости недвижимости. Уплата сбора осуществляется через банк, почту или налоговую инспекцию до 15 ноября каждого года.

В Белорусской Республике также имеется налог на прибыль от продажи недвижимости, но здесь есть свои нюансы. Чтобы их лучше понять, нужно рассмотреть ситуацию на примере. В этой стране налога на наследство нет, поэтому даже если человек получил квартиру или дом в наследство, то ему ничего платить не придётся.

Доля налогов на недвижимость в общей массе налоговых поступлений составляет 5%

Если он эту квартиру или дом (или какую-нибудь другую недвижимость) захочет продать в первый раз, то он также не уплачивает никаких налогов. Но если резидент РБ продаёт второй объект недвижимость на протяжении 5 лет, то он обязан выплатить государству подоходный налог с его продажи. Размер налога равен 13 процентам от суммы разницы между ценой приобретения недвижимости и её продажи.

Например: человеку достался в наследство дом (или он сам его купил) за 50 000 долларов, а продал он его за 60 000 долларов, это означает, что 13% от 10 000 долларов человек оплачивает в госбюджет.

Узнайте, как получить паспорт Беларуси, здесь.

Земельный налог

Земельный налог оплачивается владельцами земельных участков в Белорусской Республике.

Таблица: налоговые ставки земельного налога

Налог на прибыль в Беларуси

Прибыль предприятий в республике Беларусь облагается обязательным налогом. Для этого служат три системы налогообложения:

  • Общая система налогообложения (ОСН) — налог на прибыль вычисляется исходя из финансовых результатов. В этом заключается одно из ее главных преимуществ (если отсутствует прибыль — нет необходимости платить). НДС платится по ставке 20% от оборота по реализации (услуг, товаров).
  • Упрощенная система налогообложения (УСН) — налог взимается по установленным ставкам в фиксированном процентном соотношении (либо 8% от валовой выручки, либо 6% от выручки (валовой) + НДС, либо 15% от валового дохода).
  • Единый налог (ЕН). Фиксированная налоговая ставка определяется для каждого региона, по видам хозяйственной деятельности.

Порядок расчета налога на прибыль для ОСН

Согласно п.1 ст.126 НК Республики Беларусь, объект налогообложения — это валовая прибыль, дивиденды и доходы (средства приравненные к ним).

В первую очередь нужно определить налоговую базу и затем умножить ее на налоговую ставку. Прибыль учитывается с начала налогового периода, нарастающим итогом. После этого расчет обнуляется.

Далее, нужно определиться с налоговой ставкой (основная — 18%), но по ст.142 НК Республики Беларусь, она может меняться в зависимости рода деятельности предприятия (от 5 до 18%). Формула расчета налога на прибыль такова :

Величина налога = Налоговая ставка * Налоговая база

Внереализационные доходы

Согласно ст 128 НК Беларуси, внереализационные доходы — это доходы, которые получают предприниматели в процессе своей хозяйственной деятельности. Они отражаются в том периоде, когда действительно возникли и определяются финансовыми и налоговыми документами. Внереализационные доходы также учитываются в налоговой базе.

Новшества 2014 года

В 2014г. введен инвестиционный вычет (вместо амортизационной премии). К затратам относятся таковые: на научные, исследовательские, конструкторские и др.работы, а также обязательные платежи, которые взимаются в пользу некоммерческих организаций, страховые взносы, которые предписаны законодательством.

Курсовые разницы, которые являются доходом учредителей (акционеров) , возникающие при переоценке задолженности дебиторов (не резидентов) и по дивидендам от них, облагаются налогом по ставке 12 %.

Льготы по налогу на прибыль

Налог не платят предприятия, получающие прибыль от реализации имущественных прав научно-технической деятельности, реализации животноводческой продукции, получатели спонсорской помощи (не более 10% валовой прибыли) для реконструкции и строительства учреждений социального обслуживания, Белорусского детского фонда и Белорусского хосписа.

Размеры штрафов

За неуплату налогов, пошлин на организацию может налагаться штраф (20% от суммы недоплаты, но не меньше чем 10 базовых величин, для ИП – те же 20%, но не меньше 2 базовых величин.

Смотрите так же:  Транспортный налог по псковской области

Расчет налога на прибыль по ОСН за два простых шага

Как самостоятельно рассчитать налог на прибыль

В Республике Беларусь для юридических лиц действует общеустановленная система налогообложения (ОСН) и особые режимы налогообложения: упрощенная система налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Общеустановленная система налогообложения (ОСН) предполагает:

ведение бухгалтерского учета и отчетности (статья 2 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчётности»);

налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами.

В данной статье рассмотрен налог на прибыль как основной элемент общеустановленной системы налогообложения и способ его расчет за два простых шага.

Стоит отметить, что главное преимущество общей системы налогообложения: налог на прибыль – это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации. И если нет прибыли – нет и оснований для уплаты налога.

Объектом обложения налогом на прибыль признаются (п. 1 ст. 126 Налогового Кодекса Республики Беларусь):

дивиденды и приравненные к ним доходы.

Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 14 Налогового Кодекса Республики Беларусь.

Порядок расчета налога

Для того чтобы рассчитать налог на прибыль за налоговый период, необходимо сделать всего два шага:

определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и

умножить её на соответствующую налоговую ставку.

Размер налога = Ставка налога * Налоговая база

Шаг 1. Определяем налоговую базу

Налоговой базой по налогу на прибыль признается денежное выражение прибыли организации. При этом по прибыли, облагаемой по разным ставкам, налоговая база рассчитывается раздельно.

Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, который соответствует одному календарному году, то есть с 1 января по 31 декабря текущего года, а затем расчет налоговой базы начинается с нуля.

Схема расчета налогооблагаемой базы следующая:

Прибыль (убыток) от реализации = Сумма доходов от реализации – сумма произведенных расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации – налоги, исчисляемые из выручки

Прибыль (убыток) от внереализационных операций = Сумма внереализационных доходов – сумма внереализационных расходов

Итого, налоговая база = Прибыль (убыток) от реализации + Прибыль (убыток) от внереализационных расходов – Убытки, подлежащие переносу

Шаг 2. Определяем налоговую ставку

После того, как мы рассчитали налогоблагаемую базу, самое время перейти к определению налоговой ставки.

Размер ставки налога на прибыль, которую следует применять для расчета налога, различается в зависимости от вида осуществляемой деятельности (ст. 142 Налогового Кодекса Республики Беларусь)

Налоговая база

Налоговая ставка, %

Прибыль организаций, если иное не установлено ст. 142 НК (основная ставка по налогу на прибыль)

Прибыль организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50%

Прибыль организаций — членов научно-технологической ассоциации, созданной соответствии с законодательством Белорусским государственным университетом, в части выручки от реализации информационных технологий услуг по их разработке

Прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, за исключением случая, установленного подпунктом 1.13-3 пункта 1 статьи 140 НК

Прибыль, полученная от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части

Прибыль по дивидендам, указанным в ст. 126 и подп. 3.1 п. 3 ст. 128 НК, а также по доходам учредителей (участников, акционеров) в виде курсовых разниц, возникающих при переоценке дебиторской задолженности по расчетам с иностранными организациями по причитающимся от них дивидендам

Прибыль научно-технологических парков, центров трансфера технологий и резидентов научно-технологических парков (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента

Теперь, зная размер налогооблагаемой базы и уровень налоговой ставки, легко рассчитать сумму налога на прибыль.

Размер налога = Ставка налога * Налоговая база

Налог на прибыль

Налог на прибыль — один из широко распространенных прямых налогов. Его сумма зависит от размера прибыли.

Чтобы получить представление о налоге на прибыль, следует определить само понятие прибыли. Обычно она рассчитывается как разность между доходом от деятельности компании и суммой установленных издержек и вычетов.

Под прибылью принято понимать:

  • прибыль от основного вида деятельности. В данном случае, обычно, рассматривается разница между выручкой от реализации, за вычетом налогов и сборов из выручки, и затратами по производству и реализации товаров, работ, услуг или имущественных прав;
  • прибыль от реализации основных средств предприятия, нематериальных активов – рассчитывается как разница между выручкой от реализации указанных активов, за минусом налогов и сборов из выручки, и остаточной стоимостью реализованного имущества и затратами на их реализацию;
  • внереализационная прибыль, т.е. прибыль не связанная с основной деятельностью организации.

Для расчета налога прибыль, полученная в натуральном выражении, переводится в денежную форму. Сумма прибыли рассчитывается вычитанием из общей суммы дохода от вида деятельности связанных с этой деятельностью издержек.

В категорию таких издержек попадают:

  • затраты на производство продукции, работ, услуг или имущественных прав – состоят из стоимостей использованных в процессе производства материальных и человеческих ресурсов, и других расходов на производство, отраженных в бухгалтерском учете.
  • затраты на реализацию готовой продукции, работ, услуг и имущественных прав — расходы связанные со сбытом продукции, расходы на гарантийное обслуживание, потери от брака и пр.

Согласно законодательству налогооблагаемой базой при исчислении налога на прибыль являются валовая прибыль, дивиденды и доходы, приравненные к ним согласно п. 1 ст. 35 Налогового кодекса.

Налог на прибыль уплачивается организациями, применяющими общую систему налогообложения, занимающимися экономической деятельностью, вне зависимости от формы собственности.

Кроме того, эти предприятия должны:

  • вести хозяйственную деятельность самостоятельно;
  • быть самостоятельными юридически;
  • вести в организации обособленный бухгалтерский учет;
  • иметь собственный счет в банке;
  • иметь право самостоятельно распоряжаться полученной прибылью.

В законодательстве существует ряд условий полностью или частично освобождающих от налога на прибыль. Так от налога освобождается:

  • прибыль, полученная от производства средств реабилитации и обслуживания инвалидов;
  • прибыль от производства и реализации продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства, пчеловодства, детского питания;
  • прибыль органов уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев;
  • прибыль предприятий, не менее 50% в численности сотрудников которых составляют инвалиды (кроме торговой и посреднической деятельности);
  • прибыль организаций (в размере не более 10% от общей суммы), переданная зарегистрированным в республике общественным объединениям инвалидов и ветеранов, а также организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта финансируемым из бюджета, религиозным организациям;
  • прибыль страховых организаций, направляемая на увеличение накоплений на лицевых счетах застрахованных лиц по договорам добровольного страхования жизни;
  • прибыль от туристического, гостиничного, физкультурного и оздоровительного бизнеса производимого на объектах входящих в утвержденный Президентом перечень, в течение трех лет с момента открытия этих объектов;
  • прибыль, полученная на объектах придорожного сервиса, в течение пяти лет с даты их открытия;
  • прибыль от производства и реализации легковых автомобилей и комплектующих к ним, в течение трех лет, в порядке, установленном Минпромом Республики Беларусь;
  • прибыль от производства и реализации инновационных товаров согласно перечню Совмина Республики Беларусь;
  • прибыль от производства и реализации высокотехнологичных товаров, согласно утвержденному Совмином перечню, если доля выручки от реализации таких товаров составляет более половины от общей суммы выручки;
  • прибыль от осуществления культурной деятельности организациями культуры;
  • прибыль учреждений образования;
  • иная прибыль в случаях, определенных Президентом Республики Беларусь.

В настоящий момент ставка налога на прибыль в Республике Беларусь составляет 18%. В некоторых, определенных законодательством случаях, она может быть снижена. А именно:

  • налог на прибыль в размере 12% уплачивают производители высокотехнологичных товаров, работ и услуг, включенные в перечень, утвержденный Президентом. Суммы, сэкономленные в результате снижения ставки налога на прибыль, должны быть израсходованы организациями на техническое переоснащение;
  • на дивиденды установлена ставка налога на прибыль в размере 12%;
  • производство лазерно-оптической техники, при условии, что доля такой продукции составляет не менее половины стоимости объема производства, облагается налогом по ставке 10%.
  • 5-ти процентный налог на прибыль платят члены созданной Белорусским государственным университетом научно-технологической ассоциации, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке.

Для налога на прибыль налоговым периодом является календарный год. На дивиденды, получаемые от белорусских организаций, налоговый период составляет календарный месяц.

Применяется два метода расчета суммы налога на прибыль:

  • по результатам деятельности за истекший налоговый период. Подача декларации должна быть произведена в следующем периоде не позднее 22 января, оплата — до 22 марта;
  • исходя из размера предполагаемой в текущем налоговом периоде прибыли, но не менее 80 процентов от итоговой суммы налога на прибыль по итогам текущего налогового периода. В таком случае налог уплачивается ежеквартально, с подачей уточненной декларации по фактической прибыли и доплатой (если это следует из расчета) причитающейся суммы. Сроки оплаты — 22 число последнего месяца квартала в текущем периоде, и 22 марта — по уточненным итогам года.
Смотрите так же:  Как возместить пособие при рождении ребенка из фсс 2019

Во избежание двойного налогообложения, суммы налога на прибыль уплаченные согласно законодательству иностранного государства с доходов полученных в этом государстве зачитываются белорусской организации при уплате налога на прибыль в Республике Беларусь в размерах и порядке, установленных в статье 144 Налогового кодекса.

С 2015 года отменена пониженная на 50 процентов ставка налога на прибыль из прибыли, полученной от реализации долей в уставном фонде белорусских организаций.

Сравниваем налоги в Беларуси и других странах мира. Что важнее: размер ставок или их количество?

Министерство финансов взялось за корректировку Налогового кодекса и налоговой системы в целом. По задумке, она должна стать более простой, понятной и удобной. А в перспективе даже не исключается снижение ставок подоходного налога и налога на прибыль. Но, учитывая интересы людей и бизнеса, важно не оголить бюджет государства. Ведь за налоговыми отчислениями, сборами и пошлинами стоят наши медицина, образование, зарплаты бюджетникам и пенсии, безопасность, новые дороги, жилье. О том, как найти баланс в этом вопросе, рассуждает доктор экономических наук, профессор Елена Киреева.

— Елена Федоровна, в любой стране налоги могут либо тормозить, либо стимулировать развитие экономики и бизнеса. А что у нас? Как бы вы оценили уровень налоговой нагрузки в стране?

— Сегодня налоговая нагрузка к ВВП без отчислений в Фонд соцзащиты составляет примерно 25 процентов. Проще говоря, государство “забирает” в бюджет у предприятий, физлиц четверть заработанных доходов. Много это или мало? Для сравнения скажу, что еще 10 лет назад эта цифра была 35 процентов. С 2008 по 2012 год в стране вдвое сократили количество налогов. Если сравнивать с другими странами, то меньше, чем у нас, налоговая нагрузка в США, Японии, Китае. В то же время в Германии, Франции, Дании, Швеции она значительно выше.

В этих 25 процентах и подоходный налог, и налог на прибыль, на имущество, акцизы. Но самые большие поступления в бюджет от НДС — более 30 процентов. Кроме собственно налоговых платежей предприятия еще производят отчисления в Фонд соцзащиты. Они составляют сегодня 34 процента от заработной платы, но граждане перечисляют только один процент. Остальное берет на себя наниматель.

— И как раз эти платежи существенно увеличивают фискальную нагрузку на субъекты хозяйствования?

— Именно. И проблема не в том, что эти взносы большие, а в том, что сложно их снизить. Потому что эти деньги формируют базу для финансирования социальных проектов, выплаты пенсий, пособий и так далее. Если же социальные выплаты переложить с плеч нанимателя на работника, то нам с вами придется расставаться с половиной зарплаты (подоходный плюс 34 процента взносов в Фонд соцзащиты). Психологически люди к этому не готовы.

Кроме того, существует еще такой показатель как уровень централизации финансовых ресурсов. В Беларуси он составляет чуть более 40 процентов от ВВП. То есть 40 процентов от стоимости всех произведенных товаров и услуг перераспределяется через бюджет. По сравнению с другими странами здесь мы в крепких середняках. Например, в Западной Европе эти суммы еще выше, чем в Беларуси. А у наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу этот показатель в среднем 30 процентов. Но в России и Казахстане совсем другая структура экономики. Они могут позволить себе более низкие ставки, имея подушку безопасности в виде нефтедолларов и пополняя бюджеты за счет природной ренты, которая не влияет на субъекты хозяйствования.

Тут важно понимать одну закономерность. Социально ориентированное государство априори не может иметь низкого уровня централизации доходов бюджета. Иначе придется делать платными медицину, образование, сокращать декретные отпуска, детские пособия, господдержку на строительство жилья и многое другое из социального пакета.

— Есть ли прямая связь между деловой активностью, темпами экономического роста и уровнем налоговой нагрузки?

— Безусловно. Инвестор быстрее придет в ту страну, где проще налоговая система. Но не только налоги могут “разогревать” либо сдерживать экономику. Есть и другие факторы для успешного бизнеса. Например, уровень безопасности в стране, гарантии прав собственности, отсутствие административных барьеров, льготные позиции на экспортно-импортные операции и так далее. Например, в Мексике одна из самых низких налоговых нагрузок в мире. Но там очень высока коррупция, сильная наркомафия, что, конечно, отталкивает бизнес.

К тому же налоги — это такая вещь, что эффект от тех или иных мер приходит не сразу. Если сегодня мы снижаем ставку налога на прибыль, завтра ничего не произойдет. Потому что экономические субъекты должны сначала эту прибыль сформировать. Рассчитывать, что за снижением налоговой нагрузки последует экономический взрыв, не стоит.


— Среди экспертов “гуляет” такое мнение, что для эффективного и справедливого налогообложения достаточно, мол, всего трех налогов: с розничных продаж, акцизов и единого подоходного налога с физлиц в 10 процентов. Ваше отношение к столь радикальному предложению?

— Любая идея имеет право на существование. При такой системе исключается НДС, у которого сегодня много критиков. Это один из самых сложных налогов, и не только в нашей системе. Но все наши торговые партнеры по ЕАЭС используют НДС. Если мы применяем другой механизм, то обрываем эту цепочку, что в свою очередь усложнит внешнеторговую деятельность. Не изобрело человечество еще ничего такого, что позволило бы всем находиться в

равных условиях и соблюсти социальную справедливость. Например, у нас есть такой вид деятельности как игорный бизнес. Это не промышленность, не сельское хозяйство. Нельзя для него предложить один вариант: налог на прибыль, подоходный налог либо еще что-то. Земля, имущество — это блага, которыми кто-то пользуется, получает от этого доход, значит, должен платить налоги.

Другое дело что надо стремиться к совершенствованию, упрощению администрирования налогообложения. Как только мы устанавливаем много льгот, различные шкалы, ставки, налоговая система становится непростой и недешевой в обслуживании.

— А что делать с подоходным налогом? Представители бизнес-ассоциации считают несправедливым, когда людей, которые работают за 300—400 рублей в месяц, облагают по той же ставке, как и тех, кто зарабатывает по несколько тысяч долларов.

— У нас была прогрессивная шкала налогообложения. Она очень тяжело администрируется. К тому же чем больше ставки, тем больше человек будет стремиться скрыть свои доходы, уйти “в тень”. А это криминал и уж точно отсутствие социальной справедливости. Поэтому переход на плоскую шкалу (что сделали практически все страны, которые вступали на рыночный путь) позволил уменьшить долю теневой экономики. Кроме того, в нашей стране нет ярко выраженного расслоения общества по доходам и нет такого количества миллиардеров, как в России, США или Китае. Стало быть, не имеет смысла устанавливать разные ставки подоходного. А для большей справедливости можно применять, допустим, высокие акцизы на предметы роскоши. Либо коррелировать ставки налога на недвижимость.


— К слову, Минфин не исключает возможности снижения после 2020 года ставки подоходного налога до 10 процентов.

— Сама по себе ставка еще ничего не показывает. У нас есть две вещи: ставка и база. Например, сегодня действуют определенные налоговые вычеты: социальные, имущественные. Можно сделать ставку 6 процентов и все убрать. И будем собирать ту же сумму, но уже без льгот. Свою роль играет и

демографический фактор. При 20-миллионном населении и ставке подоходного в 10 процентов сумма налогов будет больше, чем при 10-миллионном и 13-процентной ставке. Кстати, в нашей стране подоходный налог один из самых низких в мире.

Повторюсь, дело не только в размере ставок и количестве платежей. Хотя в складывающейся ситуации оправданным видится снижение ставок прямых налогов при одновременном усилении роли косвенных. Такая тенденция полностью совпадает с европейской налоговой политикой. В последние десять лет в Европе растут ставки НДС и снижаются ставки корпоративных налогов.

Однако не менее важно дальнейшее упрощение налогового администрирования. Есть определенные расходы, которые требуют тщательной проработки. Это может быть оптимизация управленческого аппарата (на отдельных предприятиях управленческие штаты излишне раздуты), пересмотр действующего пакета налоговых льгот и порядка их предоставления, снижение расходов на те отрасли, которые сами должны развиваться, либерализация налоговых наказаний, декриминализация бизнеса. И, конечно же, надо менять сознание людей, повышать налоговую культуру.

Author: admin