Сибирский приказ создан

Сибирский приказ создан

9 (С) I 63. 3 (2РОС) 4

Образование, структура и штаты Сибирского приказа XVII века.

Московский педагогический государственный университет.

The formation, structure and staff

of the Siberian office in the XVII — th century.

The Moscow pedagogical state university.

История Сибирского приказа является частью проблемы государственного строя России в XVII веке, который характеризуется как сословно — представительная монархия, постепенно переходящая к абсолютизму. Сибирский приказ до настоящего времени не являлся предметом специального изучения. Историками дореволюционного периода были затронуты лишь отдельные вопросы о деятельности и делопроизводстве приказа. ( Оглоблин Н. И. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592 — 1768 гг.). — М., 1891.). В советское время некоторый материал о Сибирском приказе, эпизодически затрагивающий его структуру, штаты, время создания был дан в ряде работ советских историков. ( Александров В. И. Управление Сибирью в XVII веке ..// История Сибири с древнейших времен до наших дней. — Л., 1968. — Т.2; Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII века и ее роль в формировании абсолютизма. — М., 1987.)

Таким образом, очевидно, что один из наиболее важных и значимых органов центральной власти в XVII веке нуждается в глубоком и внимательном изучении. Рассмотрение причин и процесса образования, структуры и штатов Сибирского приказа — главная цель нашего исследования. Настоящая работа опирается на анализ достаточно широкого круга источников. Среди них можно выделить воеводские наказы и наказные памяти, приходо — расходные книги, именные указы, а также некоторые другие документы приказного делопроизводства.

В XVII веке Сибирь как новый край Российского государства управлялся Посольским приказом, а с 1599 г. и до 1637 г. Сибирью ведал приказ Казанского Дворца, в управлении которого с самого начала находилось и Поволжье. Активное освоение и необходимость более оперативного и эффективного управления

“восточным краем России” поставили задачу образования нового приказа. Этот приказ был создан на базе приказа Казанского Дворца в 1637 г. Упомянутая дата традиционно считается среди исследователей временем основания Сибирского приказа и наиболее ранним упоминанием о нем в документах той эпохи.

Однако, нами было установлено, что Сибирский приказ существовал в составе приказа Казанского Дворца как зависимое учереждение уже с 1615 г., а в 1637 г. стал самостоятельным, что было вызвано необходимостью дальнейшего и более углубленного процесса политического, административного, хозяйственного и военного развития Сибири. (РГАДА. — СП. — Кн. II, Л. 142.)

Отличительной чертой возникновения Сибирского приказа является его выделение из состава другого, уже существующего приказа. Этот процесс образования кардинально отличается от принципов образования приказов XVI века, которые создавались на основе Казны, Дворца или Боярской Думы.

Главной особенностью Сибирского приказа являлось сочетание территориального и отраслевого принципов деятельности в его структуре. Вместе с наличием 5 столов (Тобольский, Томский, Мангазейский, Ленский, Енисейский), которые ведали определенными территориями (РГАДА. — СП. — Стб. 932.), существовали отдельные отраслевые структуры приказа (Денежный и Купецкий столы, Соболиная Казна). Расширение и усложнения поля их деятельности вело к развитию внутренней структуры данных отделов приказа, так к 80-м гг. XVII века в составе Соболиной Казны появляются Казенная, Купецкая, Разборная, Расценная, Скорняцкая палаты.

Штат Сибирского приказа включал приказных судей, дьяков и подьячих. Первоначально большинство судей (Б. М. Лыков, Н.И. Одоевский, А. Н. Трубецкой) и дьяков (Н. Шипулин, Т. Васильев) пришло в новый приказ из приказа Казанского Дворца, что еще раз подтверждает генетические корни Сибирского приказа. (Богоявленский С.К. Приказные судьи XVII века. — М., 1946. — С.271, 281, 301.).

В первые десятилетия во главе приказа стояли судьи, которые были сведущи в дипломатических делах. Это было связано с тем, что Сибирский приказ обладал правом проводить самостоятельную внешнюю политику в отношениях с Китаем и Монголией. В 40 — 60 — ые гг. XVII века приказ возглавили кн. Н.И. Одоевский и кн. А. Н. Трубецкой, названный исследователями русско-китайских отношений — “творцом восточной политики”.

Первыми помошниками приказных судей были приказные дьяки, которые являлись специалистами во всех делах приказа и обладали значительной самостоятельностью в принимаемых решениях. Число дьяков, одновременно находившихся в приказе, на протяжении всего века колебалось от 1 до 3 человек. Дьяческий контингент Сибирского приказа обладал рядом осбенностей, которые отличали его от дьяков других приказов. Так при смене судьи в приказе изменялся и дьяческий состав, что говорит о существовании своеобразных “административных команд”, которые работали с одним определенным судьей приказа. Другой осбенностью дьяков в Сибирском приказе была их приказная служба в самой Сибири. Эта служба давала возможность изучить подведомственную им территорию и одновременно являлась условием, необходимым для получения дьяческого чина.

Низшее звено приказной администрации составляли подьячие. Они делились на “старых, середних и молодших”. Их обязанностью было составление всей документации для приказных судей и дьяков. Общее число подьячих было незначительно: в 1656 году — 17 чел., в 1688 году — 29 чел. Они целиком находились на денежном обеспечении от государства и могли считаться зарождающейся бюрократией.

Одновременно в штате Сибирского приказа присутствовало значительное число выборных московских людей (представители гостиной сотни, купцы из Ветошного, Скорнячного и Мехового торговых рядов). Они ведали всеми вопросами, связанными с разбором, оценкой и реализацией ясака, поступавшего из Сибири. Их присутствие в штате приказа объясняется требованием специальной подготовки для работы с мехами, которой не было у приказных подьячих, а также желанием правительства сократить расходы на содержание приказа.

В заключении отметим, что в образовании Сибирского приказа ярко отразилась специфика, свойственная, как приказам появившимся в XVII веке, так и всей приказной системе в целом в данный период: возникновение новых приказов на базе уже существующих за счет усложнения их первоначальных функций, сочетание территориального и отраслевого принципов управления, пополнение штатами за счет других приказов с учетом опыта предыдущей приказной деятельности.

9 (С) I 63. 3 (2РОС) 4

Образование, структура и штаты

Сибирского приказа XVII века.

Московский педагогический государственный университет.

В настоящей работе рассматриваются некоторые аспекты истории Сибирского приказа — одного из наиболее важных и значимых органов центрального управления России в XVII веке. Прослежены содержание и особенности процесса образования приказа, формирование его структуры и штатов. Многочисленные источники свидетельствуют, что Сибирский приказ представлял собой новую ступень развития приказной системы, сочетающую традиционные и новые принципы в формировании и развитии приказной системы в XVII веке.

9 (С) I 63. 3 (2РОС) 4

The formation, structure and staff

of the Siberian office in the XVII — th century.

The Moscow pedagogical state university

In this article you can find the discription of some pages from the history of the Siberian Prikas (office) — one of the most important and considerable central administration offices in the XVII — th century Russia. It is a very important to follow up all peculiarities of its formation, structure and staff. A lot of documents witness, that Siberian office was a new stage in the development of the office s system in which combiningtraditional and new principles in the progress of this system.

ОТЗЫВ НА ТЕЗИСЫ

“ОБРАЗОВАНИЕ, СТРУКТУРА И ШТАТЫ

СИБИРСКОГО ПРИКАЗА XVII ВЕКА.”

Работа Тихоненка И. Ю. посвящена актуальной теме — истории Сибирского приказа, которая до настоящего времени не являлась предметом специального исследования. Хотя Сибирский приказ был одним из наиболее доходных территориально — ведомственных учереждений в стране. В центре внимания автора образование приказа, выделение его из структуры Казанского Дворца, штаты, источники их комплектования и обеспечения.

Тихоненок И. Ю. впервые показал структурные подразделения Сибирского приказа, отметив среди них ряд территориальных столов, Денежный и Купецкий столы, Соболиную Казну. Кроме того он выяснил точную дату появления структур Сибирского приказа в рамках Казанского Дворца и определил своеобразие образования приказа в веке — генетическую связь 2-х приказов.

Показ структуры и выводы автора являются новыми для иториографии Сибирского приказа. Считаю, что тезисы содержат новизну и могут быть опубликованы.

научный руководитель: Леонтьева Г. А.

ОТЗЫВ НА ТЕЗИСЫ

“ОБРАЗОВАНИЕ, СТРУКТУРА И ШТАТЫ

СИБИРСКОГО ПРИКАЗА XVII ВЕКА.”

Работа Тихоненка И. Ю. посвящена актуальной теме — истории Сибирского приказа, которая до настоящего времени не являлась предметом специального исследования. Хотя Сибирский приказ был одним из наиболее доходных территориально — ведомственных учереждений в стране. В центре внимания автора образование приказа, выделение его из структуры Казанского Дворца, штаты, источники их комплектования и обеспечения.

Тихоненок И. Ю. впервые показал структурные подразделения Сибирского приказа, отметив среди них ряд территориальных столов, Денежный и Купецкий столы, Соболиную Казну. Кроме того он выяснил точную дату появления структур Сибирского приказа в рамках Казанского Дворца и определил своеобразие образования приказа в веке — генетическую связь 2-х приказов.

Показ структуры и выводы автора являются новыми для иториографии Сибирского приказа. Считаю, что тезисы содержат новизну и могут быть опубликованы.

научный руководитель: Леонтьева Г. А.

ОТЗЫВ НА ТЕЗИСЫ

“ОБРАЗОВАНИЕ, СТРУКТУРА И ШТАТЫ

СИБИРСКОГО ПРИКАЗА XVII ВЕКА.”

Работа Тихоненка И. Ю. посвящена актуальной теме — истории Сибирского приказа, которая до настоящего времени не являлась предметом специального исследования. Хотя Сибирский приказ был одним из наиболее доходных территориально — ведомственных учереждений в стране. В центре внимания автора образование приказа, выделение его из структуры Казанского Дворца, штаты, источники их комплектования и обеспечения.

Смотрите так же:  Как оформить банки для сыпучих продуктов

Тихоненок И. Ю. впервые показал структурные подразделения Сибирского приказа, отметив среди них ряд территориальных столов, Денежный и Купецкий столы, Соболиную Казну. Кроме того он выяснил точную дату появления структур Сибирского приказа в рамках Казанского Дворца и определил своеобразие образования приказа в веке — генетическую связь 2-х приказов.

Показ структуры и выводы автора являются новыми для иториографии Сибирского приказа. Считаю, что тезисы содержат новизну и могут быть опубликованы.

Сибирский приказ

Сиби́рский прика́з — центральное правительственное учреждение в России 17—18 вв.

Сибирский приказ выделился в 1637 году из приказа Казанского дворца. Ведал на территории всей Сибири административными, судебными, военными, финансовыми вопросами, торговлей, ямскими, горнорудными и другими предприятиями, а частично и сношениями с сопредельными странами. В XVII веке возглавлялся боярами, иногда окольничими. При проведении первой областной реформы (по указу от 18 декабря 1708 года) Сибирский приказ был преобразован в Московскую канцелярию Сибирской губернии и с 1710 года фактически перестал существовать. Его функции были сосредоточены в руках сибирского губернатора и губернской канцелярии (в Тобольске). В связи со снижением доходов, поступавших в казну из Сибири, правительство в 1730 году вновь учредило Сибирский приказ, подчинив его Сенату. Вновь созданный Сибирский приказ ведал только административными, финансовыми, торговыми и таможенными вопросами. По указу от 15 декабря 1763 года Сибирский приказ был упразднён окончательно.

Находился в ведении того же боярина, который заведовал и Казанским приказом, и двух дьяков. В нём ведалось Сибирское царство, таким же порядком, как в Казанском приказе, ведались царства Казанское и Астраханское. Через Сибирский приказ производилась ссылка преступников в Сибирь и верстанье по сибирским службам; в Сибирский же приказ высылалась собираемая с сибирских ясачных людей соболья казна и другие меха, или мягкая казна, и для оценки этой казны в Сибирском приказе постоянно находился голова, избираемый из московских гостей, из торговых людей на год, а с ним товарищи — целовальники. Соболиная и вообще мягкая сибирская казна составляла собственно царский товар и шла на потребности двора и в разные раздачи, а в случае остатка за расходами продавалась торговым людям . [1]

Сибирский приказ

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Сибирский приказ» в других словарях:

Сибирский приказ — орган управления, центральное правительственное учреждение в России XVII XVIII веков с областной компетенцией. С 1599 года по 1637 год сибирскими делами ведал Приказ Казанского Дворца, ведавшего восточными окраинами государства. С момента… … Википедия

СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ — центральное правительственное учреждение в России XVII XVIII вв. Ведал на территории всей Сибири административными, судебными, военными, финансовыми вопросами, торговлей, ямскими, горнорудными и другими предприятиями, а частично и сношениями с… … Юридический словарь

СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ — центральное государственное учреждение в 1637 1710, 1730 63 для управления Сибирью. Имел и некоторые внешнеполитические функции по сношениям с пограничными государствами … Большой Энциклопедический словарь

Сибирский приказ — центральное государственное учреждение в 1637 1710, 1730 63 для управления Сибирью. Имел и некоторые внешнеполитические функции по сношениям с пограничными государствами. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский… … Политология. Словарь.

Сибирский приказ — в России центральное гос ное учреждение, созданное в 1637 г. для управления Сибирью (до этого сибирские дела находились в ведении Казанского дворца и частично Посольского приказа). Наряду с Посольским приказом С.п. ведал также сношениями России с … Энциклопедия права

Сибирский приказ — центральное государственное учреждение в 1637 1710, 1730 63 для управления Сибирью. Имел и некоторые внешнеполитические функции по сношениям с пограничными государствами. * * * СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ, центральное правительственное… … Энциклопедический словарь

СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ — известен с 1637 г. Осуществлял управление Сибирью, назначал и смещал воевод, служилых людей, ему подчинялись размещенные по сибирским городам стрельцы и другие ратные люди. Приказ заведовал сбором ясака с нерусских народов, денег, хлеба и соли с… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Сибирский приказ — см. Приказы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ — центр. правительств. учреждение в России 17 18 вв. с областной компетенцией. В 17 в. возглавлялось боярами, иногда окольничими. С. п. выделился в 1637 из приказа Казанского дворца, ведавшего вост. окраинами гос ва. В управление С. п. была… … Советская историческая энциклопедия

сибирский приказ — центральное правительственное учреждение в России XVII XVIII вв. Ведал на территории всей Сибири административными, судебными, военными, финансовыми вопросами, торговлей, ямскими, горнорудными и другими предприятиями, а частично и сношениями с… … Большой юридический словарь

сибирский приказ

— в России центральное гос-ное учреждение, созданное в 1637 г. для управления Сибирью (до этого сибирские дела находились в ведении Казанского дворца и частично Посольского приказа). Наряду с Посольским приказом С.п. ведал также сношениями России с Китаем, Монголией и среднеазиатскими ханствами. Из Посольского приказа в С.п. неоднократно передавались дела русских посольств в Китае. В 1681-1684 гг. вопросы сношений с Китаем и Монголией не входили в компетенцию Посольского приказа и были полностью сосредоточены в С.п. Кроме снаряжения посольств в Китай, выдачи им грамот и наказов и обеспечения их во время проезда через сибирскую землю, С.п. контролировал деятельность местной администрации по пограничным вопросам с Китаем и Монголией. В начале XVIII в. С.п. был упразднен, но в 1730 г. восстановлен и действовал до 1763 г. Однако в этот период его функции уже существенно изменились и не имели внешнеполитического характера (см.: Советская историческая энциклопедия. Т. 12. — М., 1969; Дипломатический словарь. Т. III. — М., 1986).

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое «сибирский приказ» в других словарях:

Сибирский приказ — орган управления, центральное правительственное учреждение в России XVII XVIII веков с областной компетенцией. С 1599 года по 1637 год сибирскими делами ведал Приказ Казанского Дворца, ведавшего восточными окраинами государства. С момента… … Википедия

СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ — центральное правительственное учреждение в России XVII XVIII вв. Ведал на территории всей Сибири административными, судебными, военными, финансовыми вопросами, торговлей, ямскими, горнорудными и другими предприятиями, а частично и сношениями с… … Юридический словарь

СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ — центральное государственное учреждение в 1637 1710, 1730 63 для управления Сибирью. Имел и некоторые внешнеполитические функции по сношениям с пограничными государствами … Большой Энциклопедический словарь

Сибирский приказ — центральное государственное учреждение в 1637 1710, 1730 63 для управления Сибирью. Имел и некоторые внешнеполитические функции по сношениям с пограничными государствами. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский… … Политология. Словарь.

Сибирский приказ — в России центральное гос ное учреждение, созданное в 1637 г. для управления Сибирью (до этого сибирские дела находились в ведении Казанского дворца и частично Посольского приказа). Наряду с Посольским приказом С.п. ведал также сношениями России с … Энциклопедия права

Сибирский приказ — центральное государственное учреждение в 1637 1710, 1730 63 для управления Сибирью. Имел и некоторые внешнеполитические функции по сношениям с пограничными государствами. * * * СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ, центральное правительственное… … Энциклопедический словарь

СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ — известен с 1637 г. Осуществлял управление Сибирью, назначал и смещал воевод, служилых людей, ему подчинялись размещенные по сибирским городам стрельцы и другие ратные люди. Приказ заведовал сбором ясака с нерусских народов, денег, хлеба и соли с… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Сибирский приказ — центральное правительственное учреждение в России 17 18 вв. Выделился в 1637 из приказа Казанского дворца. Ведал на территории всей Сибири административными, судебными, военными, финансовыми вопросами, торговлей, ямскими, горнорудными и… … Большая советская энциклопедия

Сибирский приказ — см. Приказы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ — центр. правительств. учреждение в России 17 18 вв. с областной компетенцией. В 17 в. возглавлялось боярами, иногда окольничими. С. п. выделился в 1637 из приказа Казанского дворца, ведавшего вост. окраинами гос ва. В управление С. п. была… … Советская историческая энциклопедия

Сибирский приказ // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

«Сибирский приказ. » в энциклопедии:

«Сибирский приказ. » в новостях:

СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ (1637-1763), центральный государственный орган, ведавший управлением Сибири.

В 1590-х гг., после основания 1-х русских поселений, территория Сибири подчинялась Посольскому приказу, и дела вели дьяки Андрей Щелкалов, Василий Щелкалов (в 1593—94) и Иван Вахромеев (1596—99). В 1599 центральное управление Сибирью перешло в ведомство Приказа Казанского дворца . Территория сибирской «украины» Московского царства увеличивалась, управление ею усложнялось. В 1620-е гг. назрела необходимость создать специальный центральный орган по делам этой территории, так в 1627—29 возник временный Приказ сибирских дел. Указом от 19 февраля 1637 был образован новый центральный государственный орган — Сибирский приказ, с 1 апреля приступивший к работе.

Смотрите так же:  Полномочия общественных объединений в сфере государственного управления

Вначале Сибирский приказ располагался в Кремле, а с 1670 в Новом гостином дворе (Китай-го­род), в бывшей таможне, где и находился до ликвидации (1760-е гг.). Возглавлял Сибирский приказ судья, в состав приказа входили дьяки, 1-й был товарищем судьи, 2-й руководил работой канцелярии, а также подьячие: в 1646—47 — 21 человек, в 1669 — 26, в 1675 — 32 человек. До конца века их количество колебалось от 32 в 1681 до 34 в 1697.

В январе 1706 года «начальным лицом» Сибирского приказа назначен князь М. П. Гагарин. После учреждения губерний М. П. Гагарин стал губернатором Сибирской губернии, и продолжал руководить Сибирским приказом.

Структура Сибирского приказа

Структура Сибирского приказа строилась в основном по территориальному принципу, в 1699 он состоял из Тобольского, Томского, Ленского и Мангазейского столов. Кроме столов, в состав приказа входили палаты, занимающиеся хранением и реализа­цией продуктов натуральных ясачных сборов:

  • Расценочная — прием и оценка пушнины и других товаров;
  • Купецкая — надзор за государевыми купцами, торговавшими казенными товарами в России, Западной Европе, Китае, на Ближнем Востоке;
  • Казенная — контроль над казной приказа.

В палаты избирались представители «гостей» и торговых людей «гостиной сотни», выполнявшие обязанности целовальников. Их работа считалась казенной службой и не оплачивалась. Кроме них, в состав палат входили скорняки, обрабатывавшие меха. Деятельность Сибирского приказа охватывала всю Сибирь, от Уральских гор до Тихого океана, и все разряды населения: русских служилых и посадских людей, вольных «промышленных людей», крестьян, ссыльных, а также коренное нерусское население.

Павел Иванович Ягужинский

Теперь руководство Сибирским приказом осуществлялось коллегиально: в его состав входили 2 советника, 5 асессоров, прокурор, камерир. Канцелярскими делами занимались протоколист, архивариус, актуариус, регистратор, канцелярские служители. При приказе существовала контора Соболиной казны — купчина, ларечный, целовальники и другие, избиравшиеся из купечества . В Сибири действовало финансово-контрольное отделение приказа — «Канцелярия ревизии счетов Сибирской губернии». Деятельность приказа сузили по сравнению с XVII в. Прямое управление Сибирью осуществляли Сенат, Кабинет Его Императорского Величества, коллегии и сибирский губернатор. Из компетенции Сибирского приказа изъяли дипломатические сношения, руководство горным делом, управление металлургическими заводами и другими мануфактура ми а его административные, фискальные и судебные полномочия были сокращены. Так, приказ имел право перемещать, назначать или смещать воевод, но уже под контролем и при участии Сената. Военные дела в приказе решались совместно с Военной коллегией и губернатором, вопросы внешней торговли и погранично-таможенной службы — с Коммерц-коллегией, Коллегией иностранных дел и губернатором.

Ликвидация Сибирского приказа

Сибирские губернаторы не раз обращались к властям с предложением о сокращении полномочий Сибирского приказа или его упразднении. В 1741 этот вопрос поставил И.А. Шипов , в начале 1760-х гг. проект его ликвидации составил Ф.И. Соймонов. По указу от 15 декабря 1763 Сибирский приказ ликвидирован.

Лит.: Акишин М. О. Российский абсолютизм и управление Сибири XVIII в.: Структура и состав государственного аппарата. М.; Новосибирск, 1999; Демидова Н.Ф. Сибирский приказ // Власть в Сибири: XVI — начало XX в. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск, 2005.

Управление Сибирью в XVII-XVIII вв

Государственное управление Сибирью в XVII

После присоединения Сибири к России постепенно сложилась система управления Сибирью.

В XVI в. Сибирь как новый край подчинялась Посольскому приказу. В 1599 г. управление Сибирью передали Приказу Казанского дворца, который управляли Приказу Казанского дворца, который управлял восточной частью России (бывшие Казанское и Астраханское ханство). Вскоре быстрое расширение территории России на восток потребовало создания отдельного органа управления Сибирью.

В феврале 1637 г. по указу царя Михаила Федоровича был образован специальный центральный орган управления – Сибирский приказ, который существовал с 1637 по 1708 и с 1730 по 1763 гг. Во главе его, как правило, стояли представители знатных боярских родов, приближенных к царю. В XVII в. Сибирский приказ последовательно возглавляли: князь Б. М. Лыков (1637-1643), князь Н. И. Одоевский (1643-1646), князь А. Н. Трубецкой (1646-1662), боярин Р. М. Стрешнев (1663-1680), князь И. Б. Репнин (1680 – 1697), думный дьяк А. А. Виниус (1697 – 1703).

Сибирский приказ занимался решением вопросов административного управления Сибирью (назначение и смещение воевод, контроль за ними, судебные функции и т. п.), снабжения Сибири, ее обороны, налогообложения Сибири, ее обороны, налогообложения Сибири, контроля сибирских таможен, приема, хранения и торговли пушниной, дипломатических отношений с Китаем, Джунгарией и казахскими ордами.

Сибирский приказ состоял из территориальных разрядных столов и палат. Через территориальные разрядные столы осуществлялось непосредственное управление сибирскими территориями. В конце XVII в. в Сибирском приказе было четыре территориальных разрядных стола – Тобольский, Томский, Енисейский и Ленский. Палаты занимались финансовыми делами и пушниной. В Сибирском приказе было три палаты – расценная, купецкая и казенная. Первая палата занималась приемом и оценкой пушнины и других видов ясака, поступавших из Сибири, вторая – подбором купцов для торговли казенной пушниной и контролем за ними, а третья – вела все финансовые дела Сибирского приказа. Во главе столов и палат стояли дьяки, которым подчинялись подьячие.

Территория Сибири, как и вся Россия, для удобства управления была поделена на уезды. Вскоре большая территория потребовала ввести в Сибири дополнительную административную структуру над уездами. С этой целью в конце XVI в. был образован Тобольский разряд, объединивший все сибирские уезды. Тобольский воевода стал главным сибирским воеводой, которому подчинялись воеводы других сибирских острогов.

Тобольский воевода осуществлял общее руководство обороной и снабжением Сибири. Ему принадлежало старшинство в решении внешнеполитических и внешнеторговых вопросов. На этот пост, как правило, назначали знатных людей, близких к царю, но попавших в немилость по каким-либо причинам. В XVII в. наиболее заметными Тобольскими воеводами были Ю. Я. Сулешев (1623-1625) и П. И. Годунов (1667-1670).

Ю. Я. Сулешов, выходец из знатной фамилии крымских татарских беев, перешедших на русскую службу, во время пребывания в Сибири провел ряд значительных преобразований по улучшению ее положения. Он организовал первую перепись населения и пахотной земли, установил твердое соотношение размеров крестьянского земельного надела и размеров обрабатываемой им «государевой пашни», унифицировал денежные оклады служилых людей.

П. И. Годунов основное внимание уделял укреплению обороны Сибири от угрозы набегов кочевников с юга. Он начал строительство укреплений на степных границах Западной Сибири и стал организовывать там казачьи поселения – станицы, а также создал полки драгунского строя. Под его руководством был составлен «Чертеж Сибири» — первая из известных карт Сибири, который подвел итог русским географическим сведениям о Сибири того времени и явился значительной вехой в истории русской географической науки.

Постепенно по мере освоения и заселения Сибири были образованны еще три разряда – Томский (1629), Ленский (1639) и Енисейский (1677) и новые уезды.

После образования других разрядов роль Тобольска как главного сибирского центра сохранились. Тобольский воевода явился как бы старшим над другими разрядными воеводами.

Разрядные воеводы назначались Сибирским приказом, как правило, на три года. Они руководили уездными воеводами и решали все вопросы управления разрядом. Разрядный воевода имел исключительное право переписки с Сибирским приказом. Он управлял разрядом через Приказную палату – орган управления разрядом. Структура палаты копировала Сибирский приказ и включала территориальные уездные столы. Во главе палаты стояли два дьяка, назначаемых Сибирским приказом, столы возглавляли подьячие.

Уездами руководили воеводы, которых также назначал Сибирский приказ, и, как правило, на три года. Уездный воевода назначал и увольнял приказчиков, сборщиков ясака, отвечал за состояние уезда, решал все вопросы управления уездом. Он управлял уездом через Съезжую избу – орган управления уездом. Изба состояла из столов, отвечавших за различные сферы жизни уезда – ясачный стол, хлебный стол, денежный стол и т. п. Во главе избы стоял дьяк, столы возглавляли подьячие.

Сибирские уезды делились на русские присудки и ясачные волости. В состав присудка входили острог или слобода с прилегающими деревнями. Управляли присудками приказчики, которых назначали воеводы или выбирало население. Население присудков объединялось в общины и избирало старост. Ясачные волости объединяли местные племена, обязанные платить ясак. Во главе ясачных волостей стояла местная родоплеменная знать, которая управляла по местным обычаям и традициям. Русские в жизнь и быт сибирских народов в XVII в. не вмешивались, за исключением того, что они пытались запретить межплеменные войны.

В Сибири в отличие от России воеводы обладали более широкими полномочиями. Сибирский приказ предписывал им управлять «по своему высмотру, как будет пригож и как бог вразумит».

Широкие полномочия сибирских воевод, удаленность Москвы создавали благоприятные возможности для различных злоупотреблений. Им способствовала и система обеспечения русской администрации. В XVII в. в Сибири применялась система «кормления». Воеводы и приказчики государственного жалования не получали. Им строго запрещалась какая-либо коммерческая деятельность. Жить они должны были за счет подношения. В результате злоупотребления сибирской администрации приняли очень широкие масштабы. Практически все сибирские воеводы и приказчики XVII в. были замешаны в злоупотреблениях, основными из которых являлись всевозможные поборы и взятки.

Русское правительство пыталось хоть как-то ограничить эти злоупотребления сибирской администрации. Его попытки бороться с ними сводились к следующему:

Смотрите так же:  Иск о признании пункта договора недействительным

— «сыск» (вызов подозреваемых лиц в Москву, их допрос и разбирательство);

— отрешение от должности злостных нарушителей;

— обыск воевод и приказчиков на Верхотурской таможне при возвращении в Россию и конфискация части их имущества.

Однако сколько-нибудь заметного эффекта эти меры правительства не дали.

Злоупотребления сибирских воевод, приказчиков и других должностных лиц стали причиной частных массовых волнений и восстаний, в которых участвовали как русские, так и местные народы. В течении XVII века их произошло несколько сотен. Они охватили практически всю территорию Сибири от Верхотурья до Якутска и Нерчинска. Наиболее часто волнения и восстания происходили в Томске и Якутске. Самое крупное восстание произошло в Забайкалье в 1696 г., когда восставшие совершили поход к Иркутску и осадили его, возмущенные злоупотреблениями местного воеводы Савелова. Русское правительство, как правило, было вынуждено терпимо относиться к этим выступлениям и стремилось уладить конфликты мирным путем.

Мирское самоуправление в XVII веке

Хозяйственное освоения сибирских просторов, необходимость взаимодействовать с государственной властью и вступать в контакты с аборигенным населением заставляли русских поселенцев организовываться и воспроизводить в Сибири нормы мирского (общинного) самоуправления, восходящего корнями к общерусским традициям.

Появление в Сибири крестьянства повлекло за собой возникновение крестьянской общины – крестьянский «мир» возникал сразу же, как только в одном месте селились несколько дворохозяев-земледельцев. Равным образом при появлении в городах посадских людей возникал и посадский «мир». К этому подталкивал ряд моментов.

Во-первых, необходимость коллективного решения хозяйственных проблем и артельной организации труда.

Во-вторых, необходимость регулирования взаимоотношений между членами одной общины и между общинами. С этой целью посадские и крестьяне выбирали из своей среды должностных лиц – старост, сотских и десятских.

В-третьих, необходимость выполнения государственных повинностей. Эта функция общины была особенно важна. Дело в том, что в то время государство было не в состоянии содержать обширный штат чиновников, которые бы управляли всем и вся. Поэтому многие службы, фактически являвшиеся государственными, власти возлагали на крестьянские или посадские миры. Эти службы именовались «мирскими». С другой стороны, и сами поселенцы –выходцы с вольного Русского Севера – принесли с собой представления о традициях сословной организации и ее месте в системе местного управления. Поэтому не только государство обязывало миры участвовать в управлении, но и сами миры считали такое участие своим правом. Община самостоятельно решала вопросы распределения налогов, повинностей и мирских служб между своими членами.

Люди, выполнявшие мирские службы, именовались целовальниками, поскольку целовали крест, обязуясь честно исполнять свою работу. Они выбирались общиной. У посадских целовальники были таможенные, кабацкие, при пушной казне, при хлебных и соляных амбарах; у крестьян – житничьи, мельничные, полевые. Важно отметить, что при выборе человека к мирской службе действовал принцип круговой поруки, когда в случае «порухи» казенного интереса отвечали не только целовальники, но и их выборщики.

Можно говорить о том, что община – это, с одной стороны, социальная организация, регулировавшая хозяйственную, общественно-бытовую и семейную жизнь посада или деревни на основе традиционного права, а с другой – низшее звено государственного управления и налоговый орган.

Структура управления в первой половине XVIII веке

Начало административных преобразований лишь поверхностно коснулось Сибири. В ходе первой губернской реформы весь край в 1708 г. был объединен в одну Сибирскую губернию с центром в Тобольске. Сибирский приказ в 1710 г. упразднился, его функции переходили к сибирскому губернатору, воеводы сибирских уездов переименовывались в комендантов. Первым сибирским губернатором был назначен князь М. П. Гагарин.

Вторая губернская реформа 1719-1724 гг. внесла в сибирское управление более кардинальные перемены. Вводилось четырехстепенное административно-территориальное деление. Сибирская губерния была разделена на Тобольскую, Енисейскую и Иркутскую провинции во главе с вице-губернаторами. Провинции в свою очередь разделились на дистрикты во главе с земскими комиссарами. Однако уже в конце 1720-х гг. на большей территории Сибири вернулись к старой системе местного управления: уезды во главе с воеводами.

В 1730 г. был восстановлен и Сибирский приказ. Но права но были, однако существенно урезаны по сравнению с XVII в., из его ведения изъяли дипломатические отношения, управление промышленностью, начальство над воинскими командами, ямскую службу.

В отличие от XVII в. вводилась строгая централизации и субординация. Уездные воеводы уже не могли сноситься с центром, минуя вице-губернаторов, а последние – сибирского губернатора. В свою очередь, и все правительственные распоряжения сначала приходили в Тобольск, а уже оттуда рассылались по городам. Правда, для оперативности и удобства управления Иркутская провинция в 1736 г. получила административную самостоятельность: ее вице-губернатор стал подчиняться непосредственно правительству, минуя Тобольск. Таким образом было положено начало административному делению Сибири на Западную и Восточную.

В то же время из прошлого века в век XVIII перекочевали некоторые характерные черты управления:

— во-первых, выборность низших административных служителей: приказчиков, концеляристов, писцов, счетчиков выбирали из своего состава посадские и служилые люди.

— во-вторых, малочисленность сибирской администрации.

Согласно петровской городской реформе в сибирских городах, как и в российских, вводилось ограниченное самоуправление. Горожане получили право создавать в крупных городах выборные магистраты, а в прочих – ратуши. В их состав входили 1 – 3 бургомистра и 2 – 4 ратмана. Магистраты и ратуши ведали сбором налогов с горожан и пошлин с торговцев и промышленников, выполнением рекрутской, дорожной, постойной повинностей, хозяйственными делами и благоустройством города и др.

Кроме магистратов и ратуш, посадские миры ежегодно выбирали земских старост. Земские старосты имели право созывать мирской сход и были ответственными исполнителями его постановлений.

Выборные органы городского самоуправления полностью находились под контролем коронной администрации.

С 1730-х гг. в Сибири «для лучшего порядка» стала учреждаться полиция.

Перестройка управления во второй половине XVIII века

C 1760-х гг. начинается новый виток реформирования управления г Сибири, еще более унифицировавший ее с Россией и коренным образом изменивший всю структуру власти сверху донизу.

В 1763 г. окончательно упраздняется Сибирский приказ, и Сибирская губерния начинает управляться на общих основаниях с прочими российскими губерниями. Сибирские дела распределяются по центральным правительственным учреждениям – коллегиям, а с 1802 г. – министерствам. Однако сибирские губернаторы подчиняются непосредственно Сенату и лично монарху.

В 1763 г. впервые вводятся штаты для сибирского чиновничества всех рангов и должностей. Выборность административных служителей отменяется.

В 1764 г. Иркутская провинция возводится в ранг губернии и включает в свой состав Иркутскую, Удинскую и Якутскую провинции. К Тобольской губернии относятся Тобольская и Енисейская провинции.

1775 год ознаменовался проявлением одного из крупнейших законодательных актов правления Екатерины II – «Учреждение для урпавления губерний Всероссийской империи». На Сибирь «Учреждение» было распространено в 1781-83 гг., когда весь регион был поделен на три наместничества во главе с генерал-губернаторами. В состав Тобольского наместничества вошли Томская и Тобольская губернии, в Колыванском наместничестве была лишь одна Колыванская губерния, а Иркутское наместничество объединяло Иркутскую губернию и Нерчинскую, Яркутскую и Охотскую области.

Согласно «Учреждению» в российскую государственную структуру на уровне местного управления вводился принцип «разделения властей». Теперь общее управление было вверено на уровне губернии Губернскому правлению во главе с губернатором и вице-губернатором, на уровне уезда – Нижнему земскому суду, в городах – городничим или комендантом, магистратам и ратушам.

Составной частью екатерининской реформы управления стали «Устав благочиния» 1782 г. и «Жалованная грамота городам» 1785 г. В соответствии с «Уставом» все города были поделены на части во главе с частными приставами, имевшими в своем распоряжении специальные полицейские команды. Части делились на кварталы с кварталами надзирателями. Результатом нововведений явилось наброшенная на город сеть полицейских участков, охвативших своим наблюдением каждый дом и каждого гражданина. С начала XIX в. появляются в городах полицмейстеры.

«Жалованная грамота» внесла ряд существенных изменений в городское самоуправление. Органами городского самоуправления в Сибири отныне являлось:

1. Собрание городского общества, в которое входили купцы и мещани, достигшие 25 лет.

2. Общая городская дума, которая выбиралась горожанами и проводила выборы в Шестигласную думуи занималась городским хозяйством.

3. Шестигласная городская дума – самый важный орган городского самоуправления.

4. Городовой магистрат. Кроме судебных функций по делам горожан, магистрат занимался и общим управлением города.

5. Свой отдельный орган получили городские ремесленники – ремесленную управу.

Внутренняя жизнь крестьянской общины определялась решениями сельских и волостных сходов. Участниками схода могли быть все крестьяне мужского пола «совершенного возраста». Каждый участник мирского совета имел право высказать свое мнение; решение принималось большинством голосов. Особым авторитетом пользовались «старики» — люди, старшие по возрасту, а также служившие ранее на выборных должностях. Хотя в отдельных общинах большое влияние на сходе имели сельские богачи. Решение схода фиксировалось в письменном виде – мирским приговором, который подписывали все участники схода.

Сходы выбирали сельские и волостные правления – мирские избы, во главе которых ставили сельские старшин и волостных старост. Для решения важнейших дет сходы выбирали мирских поверенных, которым вручали свои наказы. Поверенный получал от схода широкие полномочия, в нужных случаях ему подчинялись старшины и старосты. Данная структура крестьянского самоуправления сохранилась без особых изменений до середины XIX в.

Author: Advokat