Штатное расписание приказ 16 от 18.01.1996

Приказ Минздравмедпрома РФ от 18 января 1996 г. N 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения»

Приказ Минздравмедпрома РФ от 18 января 1996 г. N 16
«О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения»

В целях создания единства в составлении штатных расписаний, усиления контроля за правильностью установления оплаты труда работников учреждений здравоохранения:

1.1. Порядок составления штатного расписания учреждениями здравоохранения согласно приложению.

Министрам здравоохранения республик в составе Российской Федерации, руководителям главных управлений, управлений, отделов, департаментов и комитетов здравоохранения, руководителям учреждений и организаций республиканского (Российской Федерации) подчинения:

2.1. Утвержденный настоящим приказом порядок принять к сведению и руководству;

2.2. Считать недействующим на территории Российской Федерации приказ Минздрава СССР от 25 августа 1983 г. N 1001.

Составляем штатное расписание медицинской организации

Вы узнаете:

  • Для чего необходимо составлять штатное расписание медицинской организации и по какой форме оно должно быть составлено
  • Кто составляет штатное расписание
  • Учитываются ли утвержденные штатные нормативы при составлении штатного расписания
  • Должны ли наименования должностей медицинских работников в штатном расписании соответствовать наименованиям, содержащимся в квалификационных справочниках

ЗАЧЕМ СОСТАВЛЯЕТСЯ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ И ПО КАКОЙ ФОРМЕ?

Штатное расписание необходимо составлять для оформления структуры, штатного состава и штатной численности медицинской организации в соответствии с ее уставом (положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Роструда от 23.01.2013 № ПГ/409-6-1, этот документ составляется:

1. По унифицированной форме № Т-3[1] (приложение).

В этом случае его подписывают руководитель кадровой службы (отдела кадров, отдела персонала) и главный бухгалтер, а утверждает руководитель организации — соответствующие реквизиты (подписи, гриф утверждения) унифицированной формой предусмотрены. Если в штате нет руководителя кадровой службы (отдела кадров, отдела персонала) и (или) главного бухгалтера, штатное расписание подписывают работники, на которых такая обязанность возложена приказом руководителя медицинской организации (например, бухгалтер и специалист по кадрам). Это следует из Указаний по применению и заполнению форм по учету труда и его оплаты (форма № Т-3), утвержденных Постановлением № 1.

2. Или по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем — медицинской организацией[2].

Документ (как и любой локальный нормативный акт (далее — ЛНА)) утверждает руководитель медицинской организации, а подписывают ответственные лица с указанием фамилий и инициалов (иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц)[3].

Для медицинских организаций разработаны примерные формы штатного расписания, которые приведены в приложениях 1–3 к Порядку составления штатного расписания учреждениями здравоохранения, утвержденному Приказом Минздравмедпрома России от 18.01.1996 № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения»[4]. Указанные формы медицинские организации могут взять за основу для разработки своей формы штатного расписания.

КТО СОСТАВЛЯЕТ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ?

Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (в ред. от 12.02.2014), составление штатного расписания входит в должностные обязанности экономиста по труду. Однако такая должность есть не в каждой медицинской организации. Поскольку другими нормативно-правовыми документами составление штатного расписания не закреплено за определенной должностью или специальностью, эту функцию может выполнять как руководитель медицинской организации (главный врач, директор и др.), так и любой работник, им уполномоченный (чаще всего из бухгалтерии или отдела кадров).

СТРУКТУРА МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ

Работодатель самостоятельно формирует структуру организации, определяет ее численный состав (количество штатных единиц) и условия оплаты труда работников. В штатное расписание медицинской организации включаются структурные подразделения, должности (профессии) работников, а также количество штатных единиц по ним. Структура и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных порядком оказания медицинской помощи.

К СВЕДЕНИЮ

Если впоследствии работодатель планирует принимать на работу работников на должности (профессии), которых в штате нет, целесообразно включить их в штатное расписание медицинской организации сразу при его составлении. До момента приема на работу работников на эти должности (профессии) они будут оставаться в штатном расписании вакантными (не занятыми).

Как следует из разъяснений, содержащихся в письме Минздрава России от 17.02.2015 № 16-4/9-57, штатные нормативы медицинского и иного персонала, утвержденные приказами Минздрава СССР, Минздравмедпрома России, Минздравсоцразвития России, Минздрава России, в т. ч. штатные нормативы служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденные Приказом Минздрава России от 09.06.2003 № 230, исходя из положений ч. 1 ст. 160 ТК РФ, относятся к нормам труда.

Системы нормирования труда определяются работодателем путем издания ЛНА с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаются коллективным договором (ст. 159, 162 ТК РФ).

Кроме того, п. 4 ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2015) предусмотрено, что порядки оказания медицинской помощи устанавливают рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений. Следовательно, штатные нормативы, приводимые в таких регламентах, утвержденных Минздравом России, имеют рекомендательный характер для медицинской организации.

Иными словами, руководитель медицинской организации вправе самостоятельно формировать и утверждать штатное расписание медицинской организации, если иное не предусмотрено законодательством субъекта РФ.

Соответствие наименований должностей медицинских работников в штатном расписании наименованиям, содержащимся в квалификационных справочниках

Наименование должности (профессии, специальности) работника указывается в заключенном с ним трудовом договоре, его трудовой книжке и других кадровых документах в соответствии со штатным расписанием организации. Если выполнение определенной работы предполагает наличие установленных законодательством льгот или ограничений, то наименования должностей и квалификационные требования к ним должны строго соответствовать наименованиям и требованиям, предусмотренным квалификационными справочниками или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Для медицинских работников законодательно предусмотрены, в частности:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени;
  • предоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков;
  • отдельным категориям — досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту (по старости).

Например, для медицинских работников, включенных в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (в ред. от 26.05.2009), предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту (по старости)[5], а для медицинских работников, включенных в раздел XL «Здравоохранение» Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 (в ред. от 29.05.1991) — сокращенная продолжительность рабочего времени, предоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно п. 4 Примечания к Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н (в ред. от 01.08.2014; далее — Номенклатура), наименование должности врача формируется с учетом специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку, и работа по которой вменяется в круг его обязанностей (например, врач-терапевт).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В случае несоответствия наименований должностей, предусмотренных штатным расписанием, наименованиям должностей, предусмотренных Номенклатурой, работник может потерять право на установление льгот и компенсаций, а также право на досрочное и льготное пенсионное обеспечение (письмо Минздрава России от 11.11.2014 № 16-4/3076092-65421).

В настоящее время действуют квалификационные справочники по различным должностям, профессиям, специальностям, а также профессиональные стандарты, утвержденные Минтрудом России (ст. 195.1 ТК РФ).

§ В отношении медицинских работников медицинской организации необходимо руководствоваться:

• Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н (далее — Единый квалификационный справочник);

• Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденными Приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н;

• Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н (в ред. от 01.08.2014).

Однако наименования должностей руководящих работников в медицинских организациях в определенных случаях могут не соответствовать квалификационным справочникам.

Так, в Единый квалификационный справочник не включены квалификационные характеристики заместителей руководителей медицинских организаций. Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации следует определять на основе содержащихся в Едином квалификационном справочнике характеристик соответствующих базовых должностей — руководителей медицинских организаций.

Кроме того, наименования должностей заместителей руководителя медицинской организации (главного врача, директора, заведующего, начальника) нужно дополнять наименованием раздела работы, которым они руководят (например, «заместитель главного врача по медицинской части», «заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом» и др.). Это следует из норм п. 3 Единого квалификационного справочника, а также разъяснений, содержащихся в письме Минздрава России от 14.05.2014 № 16-4/3023499-2412.

Выводы:

  1. Штатное расписание составляется по унифицированной форме № Т-3, либо по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной медицинской организацией (за основу могут быть взяты примерные формы, разработанные Минздравмедпромом России).
  2. Штатное расписание может составить как руководитель медицинской организации, так и любой работник, им уполномоченный.
  3. Штатные нормативы, приведенные в порядках оказания медицинской помощи, утвержденных Минздравом России, имеют рекомендательный характер для медицинской организации.
  4. Если иное не предусмотрено законодательством субъекта РФ, руководитель медицинской организации может самостоятельно формировать и утверждать штатное расписание.
  5. Наименования должностей медицинских работников, как правило, должны соответствовать наименованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, за исключением отдельных случаев. Если должность предполагает установление льгот или ограничений, в штатном расписании (трудовом договоре, трудовой книжке и других кадровых документах) она должна быть указана в соответствии с квалификационным справочником, профессиональным стандартом.
Смотрите так же:  Налог на недвижимость в крыму в 2019 году

[1] Утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее — Постановление № 1).

[2] Части 2, 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 04.11.2014; далее — Федеральный закон № 402-ФЗ).

[3] Часть 2 ст. 9, п. 7 ст. 3 Федерального закона № 402-ФЗ.

[4] Письмо ФФОМС от 06.04.2015 № 1726/30-4 «О порядке формирования штатных расписаний».

[5] Списки должностей и учреждений, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. от 29.12.2015) в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665.

Умяров И. Г., юрист

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 2, 2016.

Штатное расписание приказ 16 от 18.01.1996

Настройки отображения

  • Главная
  • Трудовые отношения
  • Штатное расписание

Трудовые отношения

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 6 апреля 2015 г. N 1726/30-4

О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ШТАТНЫХ РАСПИСАНИЙ

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования информирует о порядке формирования штатных расписаний в условиях перехода на одноканальное финансирование исполнения территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 323-ФЗ) к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, относится в том числе установление общих требований к структуре и штатному расписанию медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения.
Статьей 37 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя в том числе рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений.
Структура и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи.
Согласно пункту 5 Порядка составления штатного расписания учреждениями здравоохранения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 18.01.1996 N 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения», порядок расположения структурных подразделений и должностей в них определяется руководителем учреждения здравоохранения. Примерные формы штатного расписания приведены в приложениях 1 — 3 к Порядку составления штатного расписания учреждениями здравоохранения, утвержденному Приказом N 16.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в редакции от 22.10.2014) юридические лица (к которым относятся в том числе государственные и муниципальные учреждения) действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).
Согласно пункту 29 Примерного устава федерального государственного учреждения системы здравоохранения, направленного письмом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 25.06.1996 N 2510/2926-96-27, руководитель учреждения утверждает структуру, штатное расписание и сметы учреждения здравоохранения и обособленных подразделений учреждения здравоохранения.
Отдельного установления штатного расписания в рамках деятельности в сфере обязательного медицинского страхования не предусмотрено и не требуется.

Врио председателя
И.В.СОКОЛОВА

Приказ Минздравмедпрома РФ от 18.01.1996 N 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения» (вместе с «Порядком составления штатного расписания учреждениями здравоохранения»)

Приказ Минздравмедпрома РФ от 18.01.1996 N 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения» (вместе с «Порядком составления штатного расписания учреждениями здравоохранения»)

Какими актами регламентируется штатное расписание для районной больницы?

Вопрос-ответ по теме

Может быть вопрос не в Вашей компетенции. Районная больница составляем штатное расписание. Какими руководствоваться нормативными документами, положена ли ставка главной медицинской сестры?

В соответствии с Приказом Минздравмедпрома РФ от 18.01.1996 N 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения» (вместе с «Порядком составления штатного расписания учреждениями здравоохранения») http://budget.1kadry.ru/#/document/99/9018178/?step=5

штатная структура и штатное расписание разрабатываются учреждениями здравоохранения самостоятельно.

Общее количество должностей по штатному расписанию должно соответствовать расчетной численности по фонду заработной платы, предусмотренной в смете.

Наименование должностей работников должны соответствовать Приказу Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н, которым утверждена Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников. http://budget.1kadry.ru/#/document/99/499000607/?step=7

При составлении штатного расписания можно ориентировать на рекомендуемые штатные нормативы по определенной специальности и профилю. Например, Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 919н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология». http://budget.1kadry.ru/#/document/99/902392057/?step=9

Или Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 923н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия» и так далее, в зависимости от того, какие отделения будут предусмотрены в больнице.

Вопрос: положена ли ставка главной медицинской сестры?

Штатная структура и штатное расписание разрабатываются учреждениями здравоохранения самостоятельно.

Поэтому необходимость введения ставки главной медсестры определяется руководителем. Обычно ставка главной медсестры предусматривается штатным расписанием стационаров для осуществления руководства деятельностью сестринского персонала.

Данный вопрос необходимо решать непосредственно с руководством учреждения.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1/Ответ: Как определить штатную численность сотрудников организации или подразделения. Н.З. Ковязина

Штатную численность сотрудников организации (отдельного подразделения) определяет ее руководитель в соответствии со структурой организации, ее функциями и уровнями управления.

По общему правилу работодатели свободны в определении как штатного состава по должностям и профессиям, так и численности сотрудников, выполняющих ту или иную трудовую функцию.

При этом для отдельных видов деятельности, а также учреждений и организаций существуют законодательно установленные нормативы численности, обязательные для исполнения. В большей степени это касается государственных учреждений и ведомств. Так, например, структуру и штатное расписание центрального аппарата федерального органа исполнительной власти утверждает его руководитель в пределах фонда оплаты труда и численности, установленных президентом или Правительством РФ, с учетом реестра должностей и иных актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений (п. 1.5 постановления Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452). Еще одним примером может служить порядок формирования структуры и штата Центрального аппарата Роспотребнадзора (приказ Роспотребнадзора от 9 ноября 2005 г. № 768).

В то же время существует целый ряд законодательных актов по определению штатной численности, которые носят рекомендательный характер. В частности, такие Рекомендации предусмотрены для бюджетных организаций. В этом документе в основе расчета штатной численности заложены нормативы по труду, на основании которых рассчитывается необходимое число сотрудников для выполнения той или иной трудовой функции.

Штатную численность сотрудников на основе нормативов по труду можно определить по формуле:

Штатное расписание приказ 16 от 18.01.1996

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 1996 года N 16

О введении форм штатных

В целях создания единства в составлении штатных расписаний, усиления контроля за правильностью установления оплаты труда работников учреждений здравоохранения:

1.1. Порядок составления штатного расписания учреждениями здравоохранения согласно приложению.

Министрам здравоохранения республик в составе Российской Федерации, руководителям главных управлений, управлений, отделов, департаментов и комитетов здравоохранения, руководителям учреждений и организаций республиканского (Российской Федерации) подчинения:

2.1. Утвержденный настоящим приказом порядок принять к сведению и руководству;

2.2. Считать недействующим на территории Российской Федерации приказ Минздрава СССР от 25 августа 1983 года N 1001.

составления штатного расписания

1. Штатное расписание является документом, которым определяется структура учреждения и численность должностей по каждому наименованию в конкретных подразделениях и в целом по учреждению.

2. В соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации штатная структура и штатное расписание разрабатываются учреждениями здравоохранения самостоятельно. В графе «Утверждаю» ставится подпись главного врача (директора, заведующего, начальника) и дата утверждения.

3. Штатное расписание составляется по установленной форме всеми учреждениями здравоохранения и утверждается по состоянию на 1 января ежегодно.

Переутверждение штатного расписания на предстоящий год не обязательно, если в него не вносились изменения или вносились незначительные изменения. В этом случае оформляется перечень изменений.

4. Наименование учреждения здравоохранения указывается в

соответствии с действующей номенклатурой этих учреждений.*

* В настоящее время действует Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздравмедпрома России от 20.02.95 N 35.

5. Порядок расположения структурных подразделений и должностей в них определяется руководителем учреждения здравоохранения. Примерные формы штатного расписания приведены в приложении 1-3 к настоящему Порядку.

6. В каждое структурное подразделение должны включаться штатные должности по всем категориям персонала с указанием специальности, начиная с высшего и заканчивая младшим звеном. Например, врач-терапевт, медицинская сестра палатная, санитарка-буфетчица. Должности, не относящиеся к медицинским или фармацевтическим, приводятся в штатном расписании, как правило, по немедицинским структурным подразделениям.

7. Общее количество должностей по штатному расписанию должно соответствовать расчетной численности по фонду заработной платы, предусмотренной в смете.

8. Наименование структурных подразделений и должностей в них пишутся в именительном падеже в соответствии с номенклатурами врачебных и провизорских должностей, должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечнями должностей служащих и профессий рабочих, утвержденными в установленном порядке.

9. В штатном расписании проставляется итоговая численность должностей (численность по штатному расписанию должна корреспондироваться с численностью по тарификационному списку), в том числе численность должностей врачебного, среднего и младшего медицинского и фармацевтического персонала, персонала, приравненного по оплате труда к врачам.

Смотрите так же:  Какие льготы у молодой семьи с двумя детьми

10. Должности, по которым предусматривается содержание неполной штатной единицы, указываются в соответствующих долях (0,25, 0,5, 0,75).

По группе работников, которым установлена сдельная оплата труда, в штатном расписании указывается общее число работников этой группы.

Штатное расписание приказ 16 от 18.01.1996

«Штатные нормативы используются для медицинского персонала, при этом применяется расчетный способ формирования нормативов по труду».

В. М. Шипова, д-р мед. наук, член ученого совета ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья» РАМН

Утверждение штатного расписания

Проще всего проблема полномочий по утверждению штатных расписаний решается в отношении автономных учреждений в силу прямого предписания федерального закона. Статья 13 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» устанавливает: «Руководитель автономного учреждения … утверждает штатное расписание автономного учреждения». Других вариантов нет.

Однако руководители бюджетных и казенных учреждений также обладают подобными правами. Действующие нормативные правовые акты не предусматривают различий прав руководителей учреждений по утверждению штатных расписаний в зависимости от типов государственных (муниципальных) учреждений.

Право на утверждение штатного расписания государственного (муниципального) учреждения (далее также — учреждение) принадлежит руководителю этого учреждения. Это, в частности, определяется приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 18.01.1996 № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения» (далее — Постановление № 329) утверждена Типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения (далее — Типовая форма трудового договора). Подпункт е) пункта 8 Типовой формы трудового договора, утвержденной данным постановлением, устанавливает, что к полномочиям руководителя относится «утверждение в установленном порядке структуры и штатного расписания учреждения, принятие локальных нормативных актов, утверждение положений о структурных подразделениях, а также о филиалах и представительствах учреждения (при их наличии)».

Итак, право на утверждение штатного расписания руководителем учреждения закреплено не только министерским приказом, но и Правительственным документом. Более того, обязанность следования типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения закреплена ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс). Она устанавливает: «Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Пункт 33 д) Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 г., протокол № 11) предусматривает, что утверждение штатного расписания осуществляется руководителем учреждения.

Важно! Таким образом, ограничение прав руководителя государственного (муниципального) учреждения на самостоятельное утверждение штатного расписания учреждения фактически означает нарушение требований Трудового кодекса

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, здравоохранение относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Еще и поэтому не только министерства и ведомства, федерального уровня, но и региональные и муниципальные власти не вправе игнорировать положение Постановления № 329.

Соответственно и требования о соблюдении соотношения должностей врачебного/среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения противоречат вышеуказанных документам.

Согласование штатного расписания не требуется

Правомерны ли требования вышестоящих органов по согласованию с ними штатных расписаний? Действующими федеральными нормативными документами не предусмотрено согласование штатных расписаний с вышестоящими органами.

Тем не менее на практике во многих случаях вышестоящие органы требуют предоставлять им штатное расписание на согласование. Но, во-первых, подобное требование нарушает полномочия руководителя, устанавливаемые Постановлением № 329 и другими нормативными правовыми актами.

Во-вторых, никаких негативных правовых последствий для учреждения в случае если вышестоящий орган не согласовал штатное расписание не наступает. То есть если даже вышестоящий орган не согласовал штатное расписание (например, настаивая на его пересмотре), штатное расписание действует в полном объеме.

Другое дело, что на руководителей учреждений может оказываться негласное давление со стороны вышестоящих органов, что, конечно же, выходит за замки правового поля.

В ряде случаев органы власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований пытаются соблюсти внешнюю видимость законности и включают требования о согласовании штатного расписания в уставы государственных (муниципальных) учреждений.

Казалось бы, правовая основа для этого есть. Пункт 7 Типовой формы трудового договора устанавливает: «Руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом учреждения, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, настоящим трудовым договором, за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению иных органов и должностных лиц».

Однако, как уже отмечалось, право руководителей учреждения на утверждение штатного расписания прямо прописано в Постановлении № 329.

Поэтому в уставах не должно содержаться положений, ограничивающих права руководителей учреждений по сравнению с предусмотренными в Постановлении № 329 и других документах.

Кроме того, имеются рекомендации по формированию уставов учреждений здравоохранения.

Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.12.1995
№ 2510/ 3499-95-19 и Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 29.12.1995 № ОК-6/10860 «О порядке разработки и утверждения уставов учреждений системы здравоохранения» посвящено уставам учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления и содержит Примерный устав государственного (муниципального) учреждения здравоохранения.

Письмо Минздравмедпрома России от 25.06.1996 № 2510/ 2926-96-27, Госкомимущества России от 11.07.1996 № ОК-6/5435 «О порядке разработки и утверждения уставов учреждений системы здравоохранения» содержит Примерный устав федерального государственного учреждения системы здравоохранения.

Примерные уставы, приведенные в обоих письмах, содержат фразы о том, что руководитель учреждения утверждает его штатное расписание.

Обращаем внимание на то, что сам по себе статус «вышестоящих» органов (органов управления здравоохранением) не дает им оснований предъявлять какие-либо требования к подведомственным учреждениям (например, о согласовании штатных расписаний с ними) — они могут это делать только в рамках полномочий, которыми их наделили в соответствии с положениями об этих органах. Не случайно в настоящее время в нормативных документах говорится не о вышестоящем органе, а об «органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя».

Еще раз приведем пункт 7 Типовой формы трудового договора с акцентом на ограничения полномочий руководителя учреждения: «Руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом учреждения, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, настоящим трудовым договором, за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению иных органов и должностных лиц».

То есть, положения о соответствующих органах власти, ограничивающие права руководителей учреждений ( в т. ч. и в вопросах утверждения штатных расписаний) могут содержать подобные пункты только если это прямо предусмотрено законодательством, причем федеральным!

ФФОМС о штатных расписаниях

Должны ли учреждения здравоохранения согласовывать штатные расписания с территориальными фондами обязательного медицинского страхования? В некоторых регионах штатные расписания требуют согласовывать не только с вышестоящими органами, но и с территориальным фондом обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) — как минимум штатное расписание в части ОМС.

Никаких правовых оснований для этого нет. Территориальные фонды ОМС не обладают соответствующими полномочиями.

Очевидно, эти неправомерные требования не осталось незамеченными со стороны Федерального фонда ОМС (далее — ФФОМС). По этому поводу недавно вышло специальное письмо ФФОМС от 06.04.2015 № 1726/30–4 «О порядке формирования штатных расписаний». В нем, в частности, говорится: «Структура и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи».

Как видим, позиция ФФОМС изложена предельно четко. Поэтому ни территориальные фонды ОМС, ни страховые медицинские организации, ни другие контролирующие органы не вправе вмешиваться в вопросы формирования штатных расписаний, осуществлять их контроль и т. д. И уж тем более, никакого согласования штатного расписания с территориальным фондом ОМС быть не должно.

Штатные нормативы

Обязательно ли придерживаться рекомендуемых штатных нормативов, содержащихся в порядках оказания медицинской помощи? Приказы Минздрава России, утверждающие порядки оказания медицинской помощи, содержат рекомендуемые штатные нормативы.

Часть 3 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает, что «порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя…4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений».

Сами порядки оказания медицинской помощи являются обязательными для исполнения. Закономерен вопрос о том, являются ли обязательными и содержащиеся в них рекомендуемые штатные нормативы?

Как следует из самого текста закона, штатные нормативы носят рекомендуемый характер. Мы должны строго руководствоваться нормами закона: порядки оказания медицинской помощи обязательны для исполнения, следовательно, в обязательном порядке следует рассматривать рекомендуемые штатные нормативы именно как рекомендуемые. Эту позицию, в частности, не раз озвучивал Росздравнадзор, отвечающий за соблюдение порядков оказания медицинской помощи.

Тем не менее остается еще один важный аспект — лицензирование. Для получения лицензии учреждение должно подтвердить, что оно обладает возможностями для оказания заявленных видов, профилей медицинской помощи. Например, при оказании хирургической помощи в штатном расписании должны присутствовать должности врачей анестезиологов-реаниматологов. Обеспечение круглосуточного наблюдения за пациентами не может быть обеспечено, если в штатном расписании имеется менее 4,0 ставки соответствующих должностей и т. д. Подобные отклонения в штатном расписании могут служить основанием для того, чтобы лицензия не была выдана.

Таким образом, никто не вправе требовать введения должностей строго в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами, содержащимися в порядках оказания медицинской помощи. Но если имеющихся должностей недостаточно для организации оказания медицинской помощи, учреждение может не получить лицензию.

Смотрите так же:  Образец приказ о сокращении штатной единицы

Штатное расписание — как результат нормирования труда

Еще со времен Советского Союза у нас в стране все штатные нормативы носят рекомендательный характер.

Согласно приказу Минздрава СССР от 10.03.1988 № 90 «О расширении прав руководителей учреждений здравоохранения» в целях рационального использования кадров медицинских работников в учреждениях здравоохранения, придания большей самостоятельности руководителям этих учреждений в вопросах расстановки кадров руководителям учреждений здравоохранения разрешается «Руководителям учреждений здравоохранения, исходя из производственной необходимости, усиливать отдельные структурные подразделения или вводить должности, не предусмотренные для них действующими штатными нормативами, за счет должностей других структурных подразделений в пределах установленных учреждению численности должностей и фонда заработной платы. При этом допускается замена должностей в любом порядке. Произведенные изменения вносятся в штатные расписания без согласования с вышестоящим органом здравоохранения».

Пункт 2 Указа Президента РСФСР от 15.11.1991 № 211 «О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений» предусматривает: «Предоставить право организациям и учреждениям, находящимся на бюджетном финансировании, самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда, определять размеры надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего характера, а также структуру и штаты без учета соотношений численности работников различных категорий.».

В распоряжении Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы» (далее — Распоряжение № 2190-р) говорится: «Формирование штатной численности учреждений следует проводить с применением систем нормирования труда с учетом необходимости качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)».

Распоряжение Правительства Российской Федерации по статусу выше любых приказов любых министерств, в частности тех приказов, которыми утверждаются порядки оказания медицинской помощи. Это еще одно подтверждение того, что рекомендуемые штатные нормативы, содержащиеся в порядках оказания медицинской помощи, носят лишь рекомендательный характер и от них можно отклоняться.

Важно! Действующая нормативная база дает учреждениям чрезвычайно большие полномочия в вопросах нормирования. Но этими полномочиями нужно грамотно пользоваться — не достаточно просто продекларировать, что учреждение формирует штатное расписание на основе нормирования — нужно составление штатного расписания официально (через закрепление в положении о нормировании труда в учреждении) включить в систему нормирования труда

Поэтому в положении о нормировании труда, утверждаемом приказом по учреждению, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях», целесообразно со ссылкой на вышеприведенное Распоряжение № 2190-р закрепить, что штатное расписание учреждения рассчитывается в соответствии с нормативными правовыми актами (включая порядки оказания медицинской помощи, содержащие рекомендуемые штатные нормативы), методическими рекомендациями и т. д. в рамках штатного нормирования (определения норм численности), являющегося составной частью нормирования труда в учреждении.

При этом формирование штатного расписания выступает в качестве результата штатного нормирования — составной частью расчета численности персонала, необходимого для выполнения определенного объема работ. В данном случае нормой труда выступают нормы численности.

Важный момент заключается в том, что в рамках нормирования труда штатное расписание может формироваться в соответствии с совершенно иными принципами, чем предлагается в порядках оказания медицинской помощи. Например, в соответствии с объемом оказанных услуг (количество посещений, исследований, пролеченных пациентов и т. д.).

По итогам нормирования штатная численность работников, утверждаемая руководителем учреждения в рамках штатного расписания, может отличаться от той, которая предусмотрена соответствующими штатными нормативами.

Штатные должности, вводимые за счет приносящей доходы деятельности

Каковы дополнительные полномочия учреждений при формировании штатных расписаний за счет приносящей доходы деятельности? Что касается штатных должностей, вводимых за счет приносящей доходы деятельности (платных медицинских и иных услуг), то в эти вопросы «со стороны» вообще никто не вправе вмешиваться. Абзац второй п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает: «Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность… Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения».

Важно! Соответственно бюджетное учреждение вправе вводить за счет доходов от приносящей доходы деятельности любые штатные должности в любом количестве

В связи с этим обращаем внимание на письмо Минздрава России от 25.10.2012 № 16–5/10/2–3238 «О направлении методических рекомендаций «Определение оптимального соотношения врачебного/среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и специализированных служб». В письме говорится о целесообразности учитывать и такой фактор, как «наличие штатных и занятых должностей, содержащихся за счет приносящей доходы деятельности (платных услуг). Эта деятельность является самоокупаемой и нет необходимости осуществлять контроль за наличием и соотношением должностей, финансируемых за счет платных медицинских услуг и других направлений приносящей доходы деятельности. Например, дополнительные должности прочего персонала способствуют улучшению качества обслуживания пациентов при оказании платных медицинских услуг. Кроме того, распространена практика, когда ряд должностей прочего персонала, обслуживающего учреждение в целом, содержится за счет доходов от платных услуг. В условиях ограниченности бюджетного финансирования и средств обязательного медицинского страхования это можно рассматривать как положительный фактор».

Единое штатное расписание

Должны ли в учреждении утверждаться отдельные штатные расписания по источникам финансирования (бюджет, ОМС, приносящая доходы деятельность)? В пункте 35 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год» (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол № 11) записано: «При применении систем оплаты труда работников учреждений следует обращать внимание на: … в) формирование единого штатного расписания в учреждении независимо от того, к каким видам экономической деятельности относятся структурные подразделения учреждения».

В письме ФФОМС от 06.04.2015 № 1726/30–4 «О порядке формирования штатных расписаний» говорится: «Отдельного установления штатного расписания в рамках деятельности в сфере обязательного медицинского страхования не предусмотрено и не требуется».

Таким образом, составление отдельного штатного расписания по различным источникам финансирования не требуется. Либо в штатном расписании для каждой штатной должности указывается количество ставок соответственно, за счет бюджета, ОМС и приносящей доходы деятельности (при их отсутствии в графе ставится прочерк), либо в составе общего штатного расписания выделяются подразделения, финансируемые за счет соответствующего источника.

Превышение числа штатных должностей

Является ли нецелевым (неэффективным и т. д.) использованием средств превышение числа штатных должностей по сравнению с предусмотренными приказами и т. д.? В условиях ухудшающейся экономической ситуации и необходимости повышения заработной платы медицинских работников в соответствии с «майскими» Указами Президента, активизировались проверки целевого (эффективного, рационального и т. д.) использования как бюджетных средств, так и средств ОМС. Особенно много претензий учреждения получают по поводу превышения штатных должностей по сравнению с предусмотренными приказом Минздрава России от 09.06.2003 № 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» (далее — Приказ № 230).

Однако данный приказ вовсе не ограничивает учреждения в введении дополнительных должностей, сверх предусмотренных самим этим приказом. Приказ № 230 устанавливает: «Введение дополнительных должностей сверх действующих штатных нормативов допускается только при наличии должностной инструкции о функциональных обязанностях работника, дополнительно вводимого в штат учреждения, и экономического обоснования целесообразности введения указанной должности».

Как видим, введение дополнительных должностей прочего персонала сверх Приказа № 230 допустимо. Требуется лишь соответствующее обоснование. Это формальная сторона. По сути же, как было показано выше, Постановление № 329, определяющее права руководителей учреждений по утверждению штатного расписания, выше по статусу, чем данный приказ и соблюдение положений данного приказа не является обязательным.

Следует учесть и то, что приказ двенадцатилетней давности не учитывает роста потребности в должностях «прочего» персонала как в силу требований законодательства (например, «контрактная служба» в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), так и других факторов (например, технологический прогресс требует увеличения числа сотрудников службы информатизации) и т. д.

Вообще, в рамках современного статуса бюджетных и автономных учреждений, они самостоятельно распоряжаются средствами в соответствии со штатным расписанием и планом финансово-хозяйственной деятельности. Контроль за формированием штатных расписаний федеральными нормативными документами не предусмотрен также в отношении штатных расписаний казенных учреждений.

Итак, федеральные нормативные акты четко устанавливают право руководителей государственных (муниципальных) учреждений всех типов самостоятельно устанавливать штатные расписания. Не предполагают согласования штатного расписания с кем бы то ни было. Это исключительно право самого учреждения и касается любых органов власти любого уровня.

Важно! Превышение любых штатных нормативов само по себе не является финансовым или иным нарушением. Региональные и муниципальные власти не вправе устанавливать иное

В заключение отметим, что более четкое закрепление прав руководителей учреждений в вопросах формирования штатных расписаний, имевшее место в последние годы — это один из элементов реализация реформы бюджетной сферы в соответствии с Федеральным закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Суть закона проста: учреждения получили больше прав и больше ответственности.

Логичным продолжением этого стал эффективный контракт, предоставляющий руководителям права больше персональных прав и устанавливающий большую персональную ответственность. Кстати, Постановление № 329 (как и соответствующая часть статьи 275 Трудового кодекса РФ) появились как раз в рамках мероприятий по введению эффективного контракта.

Поэтому для успешной реализации реформы бюджетной сферы, «майских» указов Президента и эффективного контракта необходимо неукоснительное соблюдение прав руководителей любых типов государственных (муниципальных) учреждений на самостоятельное утверждение штатного расписания.

Author: admin