Римский договор 1957 евратом

Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии

(ЕВРАТОМ)

(Рим, 25 марта 1957 г.)

… Раздел первый. Задачи Сообщества

Настоящим Договором Высокие Договаривающиеся Стороны совместно учреждают Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Задача Сообщества – путем создания необходимых условий для возникновения и быстрого роста атомной промышленности содействовать подъему жизненного уровня в государствах-членах и развитию взаимных обменов с другими странами.

В целях выполнения этой задачи в условиях, предусмотренных настоящим Договором, Сообщество будет:

a) развивать исследовательскую работу и распространять технические знания;

b) разрабатывать единые нормы безопасности для защиты здоровья трудящихся и всего населения и следить за их исполнением;

c) упрощать инвестиционный режим и обеспечивать, поощряя, в частности, инициативу предприятий, создание установок для фундаментальных исследований, необходимых для развития атомной энергетики в Сообществе;

d) следить за регулярным и справедливым снабжением потребителей в Сообществе ядерным топливом и рудой;

e) гарантировать, путем надлежащего контроля, невозможность использования ядерных материалов на другие цели, кроме тех, для которых они предназначены;

f) использовать право собственности, которое признается, на владение специальными расщепляющимися материалами;

g) обеспечивать широкий сбыт и доступ к лучшим техническим средствам путем создания общего рынка специального оборудования и материально-технического обеспечения, свободного движения ка-питалов для инвестиций в атомные отрасли, а также путем свободного выбора места работы специалистами внутри Сообщества;

h) устанавливать с другими странами и международными орга-низациями всевозможные связи, содействующие прогрессу в мирном использовании атомной энергии…

Образование Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС)

Успехи первых шагов в рамках экономической интеграции в Европе и провал планов создания Европейского оборонного сообщества закрепили приоритеты европейской интеграции: от отдельных отраслей к комплексу финансово-экономической сферы, от экономики к политике.

На конференции в Мессине в 1955 г. министры иностранных дел шести стран-членов Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) выдвинули новую инициативу, «создания единой Европы», они выразили стремление распространить принципы ЕОУС на другие отрасли экономики.

В 1956 г. комитет под председательством министра иностранных дел Бельгии П.-А. Спаака представил доклад, который стал основой для последующих переговоров представителей «шестёрки». Эти переговоры завершились подписанием 25 марта 1957 г. Римских договоров, учреждавших Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое в публицистике стали называть «общий рынок».

Договоры о ЕЭС и Евратоме вступили в силу с 1 января 1958 г. после его ратификации парламентами всех шести стран учредителей.

Первоначально членами Европейского экономического сообщества были ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург (так называемая «шестерка»), подписавшие Римский договор – международный договор, подписанный в 1957 г. о ликвидации всех преград на пути свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала. Римский договор 1957 г. стал документом, заложившим основу для Европейского экономического сообщества.

В современном виде Римский договор состоит из 6 частей (314 статей). В первой части установлены принципы функционирования Европейского сообщества, вторая часть регулирует вопросы гражданства, третья часть определяет основные направления политики сообщества (например, Европейский парламент, Совет министров Европейского союза, Европейская комиссия, Европейская счётная палата, Европейский социально-экономический комитет, Комитет регионов, Европейский инвестиционный банк), четвертая часть регулирует вопросы ассоциации с другими странами и территориями, пятая часть определяет институты сообщества и шестая часть включает общие и заключительные положения.

Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) представляло собой региональное интеграционное объединение двенадцати европейских государств, существовавшее с 1957 по 1993 гг. Целью создания являлась дальнейшая экономическая интеграция в Европе, включая создание «общего рынка».

В соответствии с Римским договором в Европе значительно ускорился процесс экономической интеграции. Таможенные пошлины между шестью странами-участницами были полностью отменены к 1 июля 1968 г., и общие политики, особенно в области торговли и сельского хозяйства, также развивались с 1960-х годов.

В 1965 г. состоялось подписание договора о слиянии, в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трёх европейских сообществ ЕОУС, ЕЭС и Евратома. Вступил в силу с 1 июля 1967 г.

В 1969 г. в Гааге было принято решение о расширении сообщества и углублении интеграции (план Тиндеманса).

В 1972 г. было разработано Европейское соглашение о совместном плавании курсов валют, позволявшее валютам стран-участниц изменяться относительно друг друга в диапазоне 2,25 %.

В 1979 г. была введена Европейская валютная система.

В 1979 г. состоялись первые общеевропейские выборы в Европейский парламент.

1 января 1973 г. состоялось первое расширение ЕЭС: присоединение к ЕЭС Великобритании, Дании, Ирландии.

1 января 1981 г. состоялось второе расширение ЕЭС: присоединение к ЕЭС Греции.

1 января 1986 г. состоялось третье расширение ЕЭС: присоединение к ЕЭС Испании и Португалии.

В 1985 г. было подписано Шенгенское соглашение.

В 1986 г. был прдписан Единый европейский акт – первое существенное изменение учредительных договоров Европейского сообщества.

В 1991 г. было подписано Соглашение между ЕЭС и ЕАСТ о создании Европейского экономического пространства.

В 1992 г. с подписанием Маастрихтского договора о Европейском союзе Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) было переименовано в Европейское сообщество (ЕС) и стало основным сообществом, одной из трех опор Европейского Союза.

Последние изменения в Римский договор были внесены Лиссабонским договором (официальное название – «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества»), который вступил в силу в 2009 г. 1 декабря 2009 г. вступил в силу Лиссабонский договор, который аннулировал систему, построенную на опорах ЕС.

Дата добавления: 2015-09-18 ; просмотров: 820 . Нарушение авторских прав

Римский договор, создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома)

Провал договора о ЕОС не означал отказа от европейской интеграции как таковой. Уже в конце 1954 г. Общая Ассамблея ЕОУС приняла резолюцию, призывавшую правительства государств «шестерки» к дальнейшему развитию интеграции. Но лидеры стран Западной Европы осознали, что следует отказаться от слишком далеко идущих планов и сосредоточиться на углублении взаимодействия в экономической сфере, благо к этому времени преимущества открытой экономики выявились достаточно наглядно. Первым о необходимости переноса опыта ЕОУС на другие секторы экономики заговорил голландский министр иностранных дел Йохан Вилельм Бейен, который еще в 1952 г. выдвинул предложение о создании таможенного союза и общего рынка. Он считал, что развитию военной и политической интеграции должна предшествовать интеграция в экономике и социальной сфере. После консультаций Бейена с Ж. Монне и П.-А. Спааком 20 мая 1955 г. Бельгия, Голландия и Люксембург представили совместный меморандум, адресованный ФРГ, Франции и Италии, в котором предлагалось создание таможенного союза и специальной организации по атомной энергии. Заметную роль в выработке меморандума сыграл Монне, который решил не продлевать свои полномочия президента Высшего руководящего органа ЕОУС (они заканчивались в феврале 1955 г.), а сосредоточиться на поиске перспектив интеграционного процесса. Только за февраль-март 1955 г. им было подготовлено 8 предварительных проектов по объединению транспорта и энергетики стран «шестерки», он же впоследствии приложил немало усилий, чтобы убедить скептически настроенных политиков Франции и Германии поддержать меморандум стран Бенилюкса.

1-2 июня 1955 г. в Мессине (Сицилия, Италия) состоялась конференция министров иностранных дел стран – членов ЕОУС. Их главной целью было обсуждение меморандума стран Бенилюкса и возможности создания на его основе таможенного союза государств «шестерки». В ходе трудных переговоров выявилась серьезная разница в позициях малых (Бельгия, Голландия, Люксембург) и крупных (ФРГ и Франция) государств. Поэтому итоговая резолюция носила общий характер, лишь фиксируя стремление к продолжению интеграции в экономической сфере. О ее конкретных условиях предстояло договориться отдельно. Несмотря на отсутствие единства, работа конференции получила высокую оценку как «первый шаг, сделанный после 30 августа 1954 г. в сторону европейского единства».

Созданный в Мессине комитет для разработки проекта создания общего рынка возглавил бельгийский министр иностранных дел Поль-Анри Спаак. Помимо представителей правительств в работе комитета участвовали независимые эксперты. Первоначально там присутствовали и англичане, но на этапе конкретизации интеграционных предложений они отказались от участия в деятельности комитета. Придерживаясь традиционной линии, Великобритания стремилась влиять на интеграцию в Европе, но оставаться за ее рамками и не связывать себя наднациональными структурами. У нее уже тогда стала складываться идея образования менее обязательной зоны свободной торговли с включением скандинавских государств. Рассчитывала она и на французов, которые без особого воодушевления воспринимали федералистские предложения Спаака. Однако Франция оказалась больше заинтересована в развитии отношений со странами «шестерки», видя в них разрешение своих многочисленных экономических и политических проблем, чем в инициативах Лондона. По разные стороны Ла-Манша начало утверждаться различное понимание путей развития интеграционных процессов, которое впоследствии разделяло Великобританию и Францию долгие годы.

Смотрите так же:  Нотариус в кирове калужская область

В мае 1956 г. комитет Спаака на конференции министров иностранных дел стран «шестерки» в Венеции представил доклад, в котором были изложены основные принципы создания Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). К этому времени сложилась достаточно благоприятная политическая обстановка, чтобы преодолеть трудности, которые ранее блокировали процесс достижения соглашения. Во-первых, после выборов в январе 1956 г. в Национальное собрание Франции было сформировано коалиционное правительство во главе с социалистом Ги Моле, который придерживался проевропейских взглядов и немедленно заявил о решимости принять активное участие в процессе европейской интеграции. Во-вторых, проведенный в октябре 1955 г. плебисцит в Сааре высказался за вхождение этой территории в ФРГ. Франция должна была отказаться от своей идеи превращения Саара в независимое пограничное государство. Это позволило преодолеть серьезную проблему во франко-германских отношениях и закрепить в общественном мнении мысль о необходимости дальнейшего сближения двух стран. В-третьих, Суэцкий кризис в октябре 1956 г., когда франко-британская интервенция в Египет встретила противодействие США, усилил в Европе тягу к большей самостоятельности от Америки, созданию «третьей силы», которая стояла бы между двумя сверхдержавами.

Тем не менее при обсуждении доклада комитета Спаака выявились и существенные трудности. Первая из них заключалась в позиции Великобритании, которая осенью 1956 г. выдвинула контрпредложение – образовать зону свободной торговли в составе 17 государств – участников ОЕЭС. Странам «шестерки» помимо своих планов пришлось участвовать в переговорах в рамках ОЕЭС, которые, впрочем, не привели к успеху. В декабре 1958 г. британский проект на сессии Совета ОЕЭС был провален. Вторая сложность носила внутренний характер и заключалась в стремлении Франции, Бельгии и Голландии включить в сферу действия общего рынка свои заморские владения. После оживленных дискуссий эти интересы пришлось учесть.

25 марта 1957 г. в Риме состоялась конференция глав государств и правительств Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга, где договоры о создании ЕЭС и Евратома (Римские договоры) были подписаны. Договор о ЕЭС стал основным учредительным документом Европейских сообществ. Он состоял из преамбулы и шести частей, насчитывающих 248 статей. В качестве целей создания ЕЭС договор указывал на укрепление мира и формирование тесного союза между европейскими народами, обеспечение экономического и социального прогресса своих стран путем устранения разделяющих Европу барьеров, создание общего рынка и постепенную унификацию экономической политики стран-членов. Главную роль в интеграционных процессах договор отводил созданию таможенного союза государств «шестерки». Он предусматривал трехэтапный план его формирования, рассчитанный на 12 лет (1958-1969). За это время, которое, впрочем, могло быть увеличено на три года, предстояло устранить все таможенные барьеры и количественные ограничения во взаимной торговле, а также установить единый тариф и выработать общую торговую политику в отношении третьих стран. Участники «общего рынка» (как по другому стало называться ЕЭС) обязались помимо того создать общий рынок труда, устранив все ограничения на перемещение рабочей силы, капиталов и услуг; проводить общую политику в сфере сельского хозяйства и транспорта; обеспечивать свободную конкуренцию на общем рынке; координировать экономическую политику и способствовать поддержанию равновесия в платежных балансах государств-членов; постепенно унифицировать законодательство стран-участниц в той степени, в которой это необходимо для функционирования общего рынка; проводить согласованную социальную политику, для чего создавался Европейский социальный фонд; создать Европейский инвестиционный банк для содействия экономическому развитию стран сообщества; содействовать экономическому и социальному развитию заморских и зависимых территорий.

Заложенная договором институциональная структура ЕЭС почти полностью повторяла оправдавшую себя структуру ЕОУС. Она предусматривала наличие четырех главных органов: Совета министров, Парламентской ассамблеи, Комиссии и Суда. Высшим органом являлся Совет министров, состоящий из 6 министров соответствующих ведомств государств-членов. Он наделялся функциями координации экономической политики и принятия решений, обязательных для исполнения государствами сообщества. Наиболее ответственные решения должны были приниматься единогласно, но со временем предусматривалась возможность перехода к принятию решений большинством голосов, для чего голоса распределялись между странами следующим образом: Франция, ФРГ и Италия получали по 4 голоса, Бельгия и Нидерланды – по 2 и Люксембург 1. Квалифицированное большинство составляли 12 голосов из 17.

Парламентская ассамблея (с 1962 г. она стала называться Европейским парламентом) состояла из 142 депутатов, избираемых национальными парламентами государств-членов пропорционально численности их населения. Она осуществляла функции консультации и контроля в отношении Комиссии и не играла первоначально важной роли в процессе принятия решений в ЕЭС.

Комиссия ЕЭС становилась высшим исполнительным органом сообщества, наделяясь, кроме того, правом законодательной инициативы. Ее главной задачей являлось выполнение принятых решений и обеспечение функционирования и развития общего рынка. Первоначально Комиссия состояла из 9 комиссаров, назначаемых правительствами государств-членов. Франция, ФРГ и Италия делегировали по 2 комиссара, малые страны – по одному. Комиссия должна была выражать интересы сообщества в целом и ее члены при исполнении своих обязанностей являлись независимыми от правительств. Однако они могли быть отозваны по предложению Совета министров. Первым председателем Комиссии ЕЭС стал западногерманский политик Вальтер Хальштейн.

Общий для всех трех сообществ Суд был призван обеспечивать соблюдение основополагающих договоров и иных законодательных актов, принятых в сообществах. Он получал широкие полномочия в разрешении споров между органами ЕЭС, а также между ними и государствами-членами. Он состоял из 7 судей и двух помощников.

Помимо основных органов в ЕЭС создавались различные вспомогательные институты, важнейшими из которых стали: Социально-экономический комитет, Европейский социальный фонд и Европейский инвестиционный банк. Бюджет ЕЭС складывался из взносов государств-членов, он готовился Советом министров и утверждался Парламентской ассамблеей.

Инициатором подписания договора о Евратоме являлась Франция, испытывающая энергетические трудности ввиду дефицита угля, а кроме того, опасавшаяся развития самостоятельных немецких исследований в сфере атомной энергетики. Договор был подготовлен тем же комитетом Спаака и подписан одновременно с договором о ЕЭС. Евратом задумывался не столько как структура экономической интеграции, сколько как межгосударственное объединение, призванное заниматься разработками в области мирного использования атомной энергии. Задачами Евратома провозглашались: развитие исследований в сфере атомных технологий, координирование инвестиционной политики и поддержка совместных предприятий в сфере атомной энергетики, разработка единых норм безопасности для защиты населения от возможных негативных эффектов развития атомной энергетики, содействие справедливому снабжению потребителей ядерным топливом, взаимодействие с другими государствами и международными организациями в мирном использовании атомной энергии. Институциональная структура Евратома являлась идентичной структуре органов ЕЭС, причем Парламентская ассамблея и Суд становились общими органами всех трех сообществ. На Комиссию возлагалась задача стимулирования исследований в области атомной энергетики в государствах-членах, а также осуществление собственных исследовательских и учебных программ. Управленческие полномочия ее были невелики, скорее она получала координирующие и консультационные функции. Создатели Евратома рассчитывали, что интегрированный атомный потенциал западноевропейских государств сможет ограничить их зависимость от «ядерного зонтика» США. Франция, кроме того, реализовывала еще программу получения атомного оружия и считала, что Евратом поможет ей военных разработках. Среди всех трех сообществ Евратом имел, безусловно, наименьшее значение. Из-за конкуренции со стороны США не все положения договора оказались выполненными.

Создание ЕЭС и Евратома стало большим успехом «шестерки», однако в сообщества вошла лишь малая часть европейских государств. Великобритания по-прежнему отстаивала свою концепцию формирования зоны свободной торговли без принятия общих таможенных тарифов в отношении третьих стран, что диктовалось ее желанием сохранить привилегированные торговые связи со странами Британского содружества. Подписание Римских договоров обеспокоило Великобританию угрозой изоляции от континентальной Европы. После провала ее проекта создания зоны свободной торговли в составе 17 государств ОЕЭС она сосредоточила свои усилия на объединении стран, расположенных вокруг сепаратистской «шестерки». По инициативе Великобритании был создан межправительственный комитет под руководством члена британского правительства Реджинальда Модлинга. Он выработал принципы либерализации товарооборота между будущими участниками соглашения, помощи слаборазвитым регионам и разрешения противоречий в сфере сельского хозяйства. В конце 1959 г. в Стокгольме семь западноевропейских государств, не вошедших в ЕЭС: Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария и Швеция подписали соглашение о создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). После ратификации соглашение вступило в силу 3 мая 1960 г.

Государства-члены ЕАСТ согласовали меры по постепенному снижению таможенных пошлин во взаимной торговле. Опираясь на опыт «шестерки», они установили 10-летний переходный период, по окончании которого должна была последовать полная отмена таможенных барьеров. В отличие от ЕЭС, в ЕАСТ не предусматривалось создания институтов, обладающих наднациональными полномочиями. Высший орган – Совет министров – представлял исключительно государственные интересы и выносил свои постановления единогласно, так что любая страна могла заблокировать невыгодное ей решения. С самого начала характер деятельности ЕАСТ определяло то обстоятельство, что она сложилась поспешно, в результате кризиса, вызванного созданием ЕЭС. В ЕАСТ вошли государства, которые либо не хотели, либо не могли стать членами ЕЭС. В структуре ЕАСТ существовала огромная диспропорция между наиболее влиятельной Великобританией и остальными странами, находящимися на разных уровнях экономического развития. Товарооборот между странами ЕАСТ был невелик, значительно уступая в объеме государствам «шестерки», кроме того ЕАСТ не представляла собой единого географического целого, ее члены составляли своего рода обрамление ЕЭС. Поэтому раскол Европы на два интеграционных блока был только видимым. ЕАСТ не стала и не могла стать достойным конкурентом ЕЭС. Для большинства государств-членов она была временным образованием, призванным помочь им в выработке общего подхода в отношении ЕЭС, усилить их позиции на будущих переговорах о присоединении к «общему рынку». Неудивительно, что уже в начале 60-х гг. четыре страны ЕАСТ, включая Великобританию, подали заявки на вступление в ЕЭС, а остальные выразили желание заключить с ним соглашения об ассоциации.

Смотрите так же:  Семейные пособия на детей

Римские договоры завершили начальный этап европейской интеграции. Хотя они охватывали по преимуществу экономическую сферу, наиболее проницательные политики сознавали, что таможенный союз и общий рынок являются только средством на пути к главной цели – созданию политического объединения. Первый председатель Комиссии ЕЭС В. Хальштейн говорил: «ЕЭС – это трехступенчатая ракета. Первая ступень — таможенный союз, вторая – экономический союз, а третья – политический союз». Римские договоры сформулировали принципы функционирования сообществ в рамках существовавших на тот момент реалий. После провала ЕОС и ЕПС это был большой успех. Но договоры, помимо того, оставили широкие возможности для углубления в дальнейшем интеграционных процессов и переноса их на новые области сотрудничества.

Дата добавления: 2015-05-13 ; просмотров: 2911 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

С момента основания первого Сообщества, Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) начался, продлившийся более 50 лет, процесс разработки европейских договоров. С 1951 г. (Договор о создании ЕОУС) по 2001 г. ( Ниццкий договор Treaty of Nice Принятый в декабре 2000 г. на заседании Европейского Совета в Ницце и подписанный 26 февраля 2001 г. Ниццкий договор вступил в силу 1 февраля 2003 г. Он является результатом открывшейся в феврале 2000 г. Межправительственной конференции, которая должна была заниматься проблемами адаптации функционирования европейских институтов ввиду вступления в ЕС новых членов. Ниццкий договор проложил путь институциональным реформам, необходимым вследствие расширения Европейского Союза и включения новых восточно- и южноевропейских стран. Некоторые положения были адаптированы в рамках подписанного в апреле 2003 г. в Афинах договора о вступлении десяти новых государств и подписанного в апреле 2005 г. Люксембургского договора о вступлении Румынии и Болгарии. С момента последнего расширения, то есть 1 января 2007 г., Европейский Союз, таким образом, основывается на Договоре о Европейском Союзе и Договоре о создании Европейского Сообщества в последней редакции, основанной на последних добавлениях, сделанных в рамках Ниццкого, Афинского и Люксембургского договоров. Изменения, связанные с Ниццким договором, затрагивают в первую очередь ограничение количества членов и определение состава Комиссии, расширение квалифицированного большинства, новый подсчет голосов в Совете и гибкий механизм расширенного сотрудничества. «Декларация о будущем Европейского Союза», прилагающаяся к договору, описывает шаги, необходимые в настоящий момент для дальнейшей реализации институциональных реформ; Ниццский договор должен стать лишь этапом в этом общем процессе. Подписанный в октябре 2004 г. проект Конституции должен служить продолжением процесса институциональных реформ, начало которому положено Ниццким договором. Для вступления в силу Конституционный договор должен быть ратифицирован всеми государствами ЕС согласно их конституционно-правовым предписаниям (ратификация в парламенте или референдум). В результате выявившихся в ходе ратификации в отдельных государствах ЕС проблем главы государств и правительств на заседании Европейского Совета 16–17 июня 2005 г. приняли решение о необходимости введения «периода обсуждения» будущего Европы. На заседании Европейского Совета 21–22 июня 2007 г. европейские лидеры пришли к компромиссному решению. Был выдан мандат на созыв Межправительственной конференции, которая вместо конституции должна разработать и принять «договор о реформировании» для Европейского Союза. После его ратификации этот договор мог бы вступить в силу еще до выборов в Европейский Парламент в июне 2009 г. ) было подписано не менее 16 договоров. В этих следующих друг за другом договорах не только изменялся первоначальный текст, но и добавлялись новые положения.

Важнейшими из этих договоров являются:
— подписанный в 1951 г. в Париже Договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Срок действия этого договора истек 23 июля 2002 г.;
— подписанный в 1957 г. в Риме Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС);
— подписанный в 1957 г. в Риме Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом);
— подписанный в 1986 г. в Люксембурге Единый европейский акт (ЕЕА);
— подписанный в 1992 г. в Маастрихте Договор о Европейском Союзе (Договор ЕС);
— подписанный 2 октября 1997 г. Амстердамский договор Treaty of Amsterdam Амстердамский договор стал результатом Межправительственной конференции, инициированной на заседании Европейского Совета в Турине 29 марта 1996 г. Этот договор был принят на заседании Европейского Совета в Амстердаме 16–17 июня 1997 г. и подписан 2 октября 1997 г. министрами иностранных дел пятнадцати государств ЕС. Договор вступил в силу 1 мая 1999 г. (в первый день второго месяца со дня депонирования последней ратификационной грамоты), после того как все государства-члены согласно их конституционно-правовым предписаниям его ратифицировали. Амстердамский договор внес изменения в положения Договора о Европейском Союзе, Договора о создании Европейских Сообществ и некоторых связанных с этими договорами правовых актов. Так, были приняты положения о политике Сообщества в сфере занятости и обобществлены некоторые части сферы правосудия и внутренних дел; была пересмотрена общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ); были расширены полномочия Европейского Парламента; наконец, была предусмотрена возможность расширенного сотрудничества между отдельными государствами-членами. Амстердамский договор не заменил собой прочие договоры, но дополнил их. ;
— подписанный 26 февраля 2001 г. Ниццкий договор.

Эти договоры многократно изменялись, в частности, при вступлении в ЕС новых государств в 1973 г. (Дания, Ирландия и Великобритания), 1981 г.(Греция), 1986 г. (Испания и Португалия),

1995 г. (Австрия, Финляндия и Швеция), 2004 г. (Чехия, Кипр, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения) и 2007 г. (Болгария и Румыния).

В октябре 2004 г. был подписан Европейский конституционный договор. Предназначенный для упразднения всех существующих договоров, за исключением Евратома, и их замены единым текстом, этот документ объединяет в себе договоры последних 50 лет. Для вступления в силу конституционный договор должен быть ратифицирован всеми государствами-членами на основании их конституционно-правовых предписаний (ратификация в парламенте или референдум). В результате выявившихся в ходе ратификации в отдельных государствах ЕС проблем главы государств и правительств на заседании Европейского Совета 16–17 июня 2005 г. приняли решение о необходимости введения «периода обсуждения» будущего Европы.

На заседании Европейского Совета 21–22 июня 2007 г. европейские лидеры пришли к компромиссному решению. Был выдан мандат на созыв Межправительственной конференции, которая вместо Конституции должна разработать и принять «договор о реформировании» для Европейского Союза.

В итоге 13 декабря 2007 г. в Лиссабоне был подписан «Договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества» («Лиссабонский договор», вступил в силу 1 декабря 2009 г.).

Римский договор — 25 марта 1957 года

То, что свершилось 25 марта 1957 года на Капитолийском холме, еще за несколько лет до этого казалось просто немыслимым. Глава правительства ФРГ Конрад Аденауэр (Konrad Adenauer) и его коллеги из Франции, Италии и стран Бенилюкса подписали в Риме два важных договора, в том числе о создании Европейского экономического сообщества. При этом огромное значение имел тот факт, что через 12 лет после окончания Второй мировой войны бывшие противники Франция и Германии установили дружественные отношения.

Германо-французские отношения играли особую роль в процессе объединения Европы. Немецкие и французские политики активно способствовали укреплению и расширению сначала Европейского сообщества, затем различных европейских объединений, таких, как Евратом или Европейское политическое сотрудничество, и, наконец, с 1992 года Европейского Cоюза. Дружественные отношения между Францией и Германией способствовали стабилизации беспокойного центра европейского континента.

Идея создания единого европейского экономического пространства зародилась в 1951 году, когда в Париже был подписан договор об учреждении Европейского объединения угля и стали, способствовавший скорейшему восстановлению экономики пострадавших во время Второй мировой войны стран, в том числе и Германии. Кроме того, этот договор выполнял еще одну важную функцию. Так, по убеждению министра иностранных дел Франции Робера Шумана (1886-1963), надежность внутриевропейского мира можно было обеспечить только в том случае, если бы важные для военной промышленности уголь и сталь находились под совместным контролем. Для ФРГ Парижский договор, обеспечивавший всем равные права доступа к важному сырью, был особенно выгоден еще и потому, что со вступлением его в силу британское оккупационное право переставало действовать в Рурской области, располагавшей обширными залежами угля. Одновременно отменялись и другие санкции, введенные державами-победительницами после Второй мировой войны.

Смотрите так же:  Инженер пенсионер

Аудио- и видеофайлы по теме

Аудио: История подготовки и заключения Римского договора (mp3)

Канцлер ФРГ Конрад Аденауэр подписывает Римский договор

Если Парижский договор предусматривал, в первую очередь, экономическое сотрудничество, то Римский договор — политическое. Переговоры были очень трудными и неоднократно заходили в тупик. Прорывом стала состоявшаяся в начале июня 1955 года конференция в Мессине на Сицилии: представители шести стран (Германии, Франции, Италии и Бенилюкса) решили создать внутриевропейский общий рынок, а также основать Евратом (Европейское сообщество по атомной энергии). Подготовка обоих договоров к подписанию продолжалась добрые два года.

Римский договор предусматривал постепенный отказ от таможенных пошлин, гармонизацию социального уровня, а также свободное передвижение людей, товаров, услуг и капитала на территории стран Европейского сообщества. В будущем предполагалось проводить общую торговую и экономическую политику по отношению к третьим странам. Совместные, так называемые «супранациональные» учреждения и структуры были призваны обеспечивать бесперебойное функционирование общего рынка и контроль над мирным использованием атомной энергии. Ведь в конце 50-х годов считалось, что именно атом станет главным источником энергии в будущем.

Враги становятся друзьями

Немец и француз: бывшие враги становятся друзьями

Начавшееся тогда объединение Европы, наряду с экономическими выгодами, имело еще один важный аспект: пять европейских стран сделали примирительный жест по отношению к Германии. В отличие от Версальского договора, заключенного после Первой мировой войны, Римский договор должен был способствовать преодолению последствий войны не посредством конфронтации, а посредством сотрудничества. В рамках общеевропейского развития немцам, развязавшим войну, был предоставлен шанс восстановить экономику своей страны. И Германия воспользовалась этим шансом с удивительным энтузиазмом. Результатом стало экономическое чудо, до сих пор вызывающее восхищение во всем мире. Возможным это стало только благодаря тому, что экономика Германии была тесно связана с экономикой других европейских стран.

Таким образом, заключенный 25 марта 1957 года Римский договор является своего рода свидетельством о рождении объединенной Европы, которая постепенно начала превращаться в политический союз.

Авторы: Маттиас фон Хельфельд / Анатолий Иванов
Редактор: Вячеслав Юрин

1.3 Учреждение трех европейских сообществ – Европейского сообщества угля и стали, Европейского экономического сообщества, Европейского сообщества по атомной энергии

Первым шагом в сторону создания современного ЕС стало подписание в 1951 г. в Париже ФРГ; Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Италиией Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC – European Coal and Steel Community).

Идея создания ЕОУС была сформулирована французским чиновником Жаном Моне и оглашена французским министром иностранных дел Робером Шуманом в Декларации от 9 мая 1950 г В стремлении создать общий франко-германский рынок стали и угля (сырья, используемого повсеместно в ключевых отраслях промышленности и энергетике данных стран) предлагалось объединить производство указанной продукции франко-германскими сталелитейными и угольными комбинатами под единым руководством (англ. High Authority of the European Coal and Steel Community) по модели, создающей организацию, открытую для участия в ней других европейских стран. Еще одной причиной создания ЕОУС было укрепление франко-германских экономических отношений и недопущение возможности военных действий между этими странами в будущем. План Моне – Шумана стал основой для создания ЕОУС.

Создание отраслевого интеграционного формирования ЕОУС предусматривало в первую очередь создание общего рынка угля и стали, модернизацию и повышение эффективности производства в угольной и металлургической отраслях, а также улучшение условий труда и решение проблем занятости в этих отраслях. По договору о создании ЕОУС государства-участники обязались поставить производство угля и стали под контроль международного верховного органа, решения которого становились для них обязательными; таможенные пошлины на товары, производимые угледобывающей и металлургической промышленностью шести стран, упразднялись в целях объединения экономических ресурсов участников ЕОУС. Вместе с тем данная организация имела далекоидущие планы – создание предпосылок для более тесного объединения европейских народов в целях содействия экономическому и социальному прогрессу, а также укрепления мира в Европе. Договор заложил институциональную основу европейской интеграции.

В рамках ЕОУС впервые в международной практике государства-участники делегировали часть своего суверенитета в обмен на представительство в органах ЕОУС, действовавших в их общих интересах. Договор о ЕОУС заложил институциональную основу европейской интеграции.

Высший руководящий орган ЕОУС формировался из представителей государств-участников и, действуя независимо от их правительств, получил полномочия принимать обязательные для исполнения решения. Члены руководящих органов назначались по рекомендациям правительств государств-членов и с их согласия, но действовали в личном качестве, не следуя инструкциям своих правительств, что и обеспечивало наднациональный элемент в деятельности руководящих органов ЕОУС.

Совет министров состоял из членов правительств соответствующих государств. Высший руководящий орган и Совет министров обладали компетенцией принимать все решения в рамках ЕОУС. Создание наряду с Высшим руководящим органом Совета министров обеспечивало необходимый баланс между национальными интересами и элементами наднациональности.

В компетенцию Суда входило разрешение споров между Высшим руководящим органом и правительствами государств – членов ЕОУС.

Ассамблея на первых порах была «декоративным» представительным органом, поскольку не имела законодательных полномочий и лишь давала свои заключения.

К концу 1954 г. практически все пошлины, квоты и другие барьеры внутри ЕОУС, относившиеся к торговле углем, коксом, сталью, чугуном и металлоломом, были отменены.

После подписания Договора о ЕОУС последовала попытка перенести его принципы на военную и общеполитическую сферы: Договор об учреждении Европейского оборонного сообщества (Договор о ЕОС), подписанный в 1952 г., и проект Статута Европейского сообщества должны были объединить ЕОУС и ЕОС в единую политическую организацию.

Неудачная попытка создания военно-политического блока не помешала, однако, усилиям стран будущего Европейского союза по развитию взаимной интеграции в других областях. Эти усилия было решено вновь сконцентрировать на экономической сфере. В ходе встречи министров иностранных дел государств – участников ЕОУС, был одобрен доклад бельгийского государственного деятеля П.-А. Спаака, посвященный проблемам экономического союза и союза в области использования ядерной энергии в мирных целях. Результатом этого обсуждения стало заключение «шестеркой» ЕОУС 25 марта 1957 г. Римских договоров, учредивших Европейское сообщество по атомной энергии, Евратом (European Atomic Energy Community) и Европейское экономическое сообщество[12], ЕЭС (European Community). Римские договоры вступили в силу 1 января 1958 г. и являются бессрочными.

Основная цель создания ЕЭС и Евратома – способствовать экономическому росту и повышению жизненного уровня государств-участников, опирающимся на политический союз: объединение национальных экономик шести стран в единое экономическое пространство, создание общего рынка.

Евратом был призван обеспечить мирное использование ядерной энергии путем общих исследований, единых норм безопасности, снабжения потребителей ядерным топливом и рудой, а также контроля над потребителями. Евратом был создан в целях приоритетного развития атомной энергетики в рамках Сообщества, поэтому для данной отрасли в более короткие сроки был запущен механизм создания общего рынка, предусматривающий упразднение всех таможенных пошлин и сборов на импорт и экспорт продукции согласно ее специальному назначению. Государства-участники были обязаны применять атомную энергию в мирных целях, при этом страны гарантировали поставку необходимого сырья.

Договор о ЕЭС ставил своей целью создание Таможенного союза. Были также учреждены Европейский инвестиционный банк и Европейский социальный фонд, оказывающий влияние на координацию и помощь в экономическом развитии Сообщества.

Главные направления деятельности ЕЭС:

• устранение между государствами-участникам и таможенных сборов и количественных ограничений на импорт и экспорт товаров, а также всех других эквивалентных по своим последствиям мер;

• введение общего таможенного тарифа и общей торговой политики по отношению к другим государствам;

• устранение ограничений, препятствующих свободному движению лиц, услуг и капиталов между государствами-участниками;

• ведение общей политики в области сельского хозяйства и общей политики в области транспорта; предотвращение нарушений правил конкуренции на общем рынке;

• согласование экономической политики государств-участников и устранение диспропорций в платежных балансах;

• сближение законодательств государств-участников в той мере, в какой это необходимо для функционирования общего рынка;

• создание Европейского социального фонда с целью улучшения возможностей занятости для трудящихся и содействия повышению их жизненного уровня;

• создание Европейского инвестиционного банка, призванного способствовать экономическому развитию ЕЭС путем привлечения новых ресурсов;

• сотрудничество с другими странами и территориями с целью роста торговли и совместного содействия экономическому и социальному развитию.

Римские договоры предполагали развитие ряда других направлений общей политики, таких как сельское хозяйство, транспорт, гармонизация законодательства, социальная политика, внешнеторговая политика. Некоторые статьи Римских договоров уполномочивали органы Евратома на создание дополнительных направлений общей политики, начиная с региональной политики и заканчивая политикой защиты потребителя.

Author: admin