Рельефно графические пособия

Рельефно-графические изделия

Рельефно-графические изделия

Научно-технический прогресс не стоит на месте и уже создано много вещей, способных облегчить жизнь. Люди, которые в силу обстоятельств не видят, теперь способны читать и воспринимать графические изображения. Как это возможно? Ответ простой- рельефно-графические изделия, предназначенные для незрячих или слабовидящих людей.

Чаще всего это книги, пособия. Если шрифт Брайля создан для того, чтобы слепой человек читал, то в рельефно-графических изделиях присутствуют иллюстрации! Благодаря технологиям, мы создаем то, что еще не так давно казалось невозможным.

Важны рельефно-графические значки для слепых и незрячих детей. Благодаря подобной литературе, эти дети получают объем знаний, как и их сверстники с нормальным зрением. Безусловно, это прогресс для образования и для общества в целом. Существуют и рельефно-графические журналы для незрячих, в которых помимо текста имеются также и иллюстрации. К подобным изданиям часто прилагается диск с дополнительной и вспомогательной информацией.

Производство рельефной графики

В нашей стране выпуск данной литературы еще не стал массовым, но многие типографии уже взялись за производство рельефно-графических пособий и учебников. Каждый предлагает свои расценки и разный ассортимент продукции.

Наша фирма предлагает вам изготовление любых рельефно-графических изделий. Мы гарантируем нашим клиентам высочайшее качество продукции и быстрые сроки изготовления изделий. Наш секрет в использовании лучшего оборудования от ведущих производителей планеты, а также в использовании последних достижений науки и техники. Наши сотрудники — профессионалы с большой буквы, которые тщательно и внимательно работают над поставленной задачей. У нас есть большой опыт в изготовлении рельефно-графических изделий.

Рельефно-графические пособия при обучении химии

Своеобразие восприятия слепыми окружающего мира накладывает определённый отпечаток на сферу их представлений, воображения и образного мышления. Представления у слепых обеднены, фрагментарны и зависят от времени потери зрения, характера и степени дефекта. Чем раньше утрачено зрение, тем беднее и качественно и количественно представления; чем ниже острота зрения, тем труднее формируются и сохраняются представления.

Рельефно-графические пособия – один из важнейших факторов, который, компенсируя отсутствие зрительного опыта, способствует формированию у слепых правильных предметно-пространственных представлений об окружающем мире.

Отдельные попытки использовать рельеф, рельефные изображения букв для индивидуального обучения слепых известны ещё с далёкой древности. По существу же начало истории создания учебных рельефно-наглядных пособий и их целенаправленного применения в практике обучения слепых следует отнести к последней четверти 18 века. Приступив в систематическому обучению группы слепых – Валентин Гаюи – основатель тифлопедагогики и первых в России и Франции учебных заведений для слепых – уделял внимание разработке и изготовлению рельефно-наглядных пособий, призванных компенсировать отсутствие зрения у его учеников [1].

Первые рельефные пособия по школьным дисциплинам учителя изготовляли вручную их плотной бумаги или картона. Постепенно технологии изготовления рельефных пособий совершенствовались. От изготовления вручную перешли к типографскому печатанию [2].

Начиная с 60-х годов на смену рельефным рисункам, схемам, чертежам и др. на бумаге приходят рельефные пособия, выполненные из пластика.[3].

Рельефно-графические изображения на полимерной плёнке (используется поливинилхлоридная плёнка П-73ЭМ белая или прозрачная толщиной 0,2–0,45мм) с целью обеспечения наглядными пособиями учебный процесс в специальных учебных и просветительских учреждениях для слепых и слабовидящих Российской Федерации изготавливаются технологической лабораторией РГП, существующей на ИПТК (Издательский полиграфический тифлоинформационный комплекс) “Логосвос”.

Большую часть наглядных пособий составляют карты, схемы, чертежи и рисунки, изготавливаемые графическим способом с помощью рельефных гладких, точечных, штриховых и штрих-пунктирных линий.

Другие пособия представляют собой барельефные (до 2,5 см высотой) и горельефные (высотой более 2,5 см) изображения [4].

Рельефные пособия по химии – вообще новая страница в тифлопедагогике, поскольку этот предмет долгое время считался недоступным для понимания слепыми и ненужным в общеобразовательном курсе специальных школ. Практика советской и российской специальной школы для слепых опровергла это утверждение, химия изучается незрячими успешно наравне с другими предметами.

Рельефно-графические пособия по химии преследуют цель повышения уровня и эффективности преподавания предмета в школах для слепых и слабовидящих, усиления практической направленности обучения и улучшения процессов формирования прочных и глубоких знаний учащихся.

В 1919 году в Германии комиссией по точным наукам разработаны “основы системы математических и химических обозначений для слепых”. Эта система, вошедшая в тифлопедагогику под названием “Марбургская система”, позволила изучать химию как учебный предмет в специальной школе для детей с аномалиями зрения, была введена единая унификация химических обозначений, определены правила и порядок химической записи. В 1937 году комиссией были внесены существенные дополнения в Марбургскую систему, и в таком виде она существовала до 1964 года.

Смотрите так же:  Какие документы нужны чтобы оформить гражданство ребенка

Развитие науки, включение в школьную программу новых сведений и разделов способствовали дальнейшему совершенствованию системы. После ряда доработок комиссия при Центральном правлении ВОС подготовила новое пособие: “Система обозначений для слепых по математике, физике, астрономии и химии” (1975 г.) – которое действует и по настоящее время.

Введение единой системы рельефных обозначений, в частности, по химии позволило выпускать рельефные пособия с единой знаковой унификацией, особенно раздаточного дидактического материала [3].

Каковы же особенности восприятия незрячими рельефно-графических пособий? При выпадении зрения работа с рельефными пособиями выдвигает на первое место деятельность осязательного анализатора. Содержание и характер протекания осязательного восприятия зависят: от целевых установок, опыта и заинтересованности учащихся в процессе познания, наличия знаний, сформированности как общих, так и специальных приёмов и навыков самостоятельной работы, умения сочетать избирательность восприятия с общностью, волевого настроя и др.

Особенность восприятия рельефных пособий слепыми диктует определённые требования к изготовлению специального наглядного материала. Остановимся на требованиях, предъявляемых к рельефно-плоскостному наглядному материалу (рисунки, схемы, чертеж, диаграммы и т.п.), поскольку этот материал наиболее широко распространён в школах для слепых и слабовидящих в качестве раздаточного дидактического материала.

Чёткий рельеф. Под чёткостью рельефа понимается оптимальная выпуклость (не меньше 0,5мм и не выше 3–4мм) контурных и разграничительных линий, условных обозначений, которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для осязательного восприятия наглядного материала.

Доступность нагрузки. В пособиях для слепых должны быть чётко выделены основные характерные признаки объекта, предмета, процессов, которые позволяют полно, объективно и научно характеризовать обследуемый материал.

Нагрузка рельефного пособия даётся в прямой зависимости от возраста учащихся, техники владения осязательно-графическими навыками и степени изученности предмета. При изучении начального курса химии в школе для слепых детей попутно с программным курсом этой дисциплины следует изучать основы химической символики рельефно-точечным шрифтом Брайля и специфику графического изображения химической посуды, приборов, оборудования, установок для опытов.

Оптимальность размера. Наиболее оптимальная площадь осязательного восприятия рельефной схемы или рисунка определяется осязательной поверхностью ладони и растопыренных пальцев рук, большее по площади увеличение будет создавать определённый дискомфорт для осязательного восприятия. В случае, если не получается уложить весь материал, необходимый для изучения по предмету, в оптимальные размеры, диктуемые требованиями доступности и дидактическими задачами, приходится нарушать установленные размеры пособий.

К примеру, при изучении периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева имеется возможность поэтапно рассматривать положение химических элементов в группах, подгруппах, периодах, рядах. Для этих целей используются схемы, удовлетворяющие оптимальным размерам, но дидактическая задача и методика работы предполагает отработку целостного понятия о периодическом законе и периодической системе химических элементов. На этих занятиях учащиеся должны обследовать таблицу целиком, сравнивать химические и физические свойства элементов в зависимости от их положения в периодической системе, решать задачи, выполнять упражнения.

Объёмность изображения. Форма предмета, объекта должна передаваться не только контурной линией, но и иметь объёмные характеристики.

Соблюдение формы и пропорций в изображениях. Для формирования правильного представления об окружающих предмета важно соотнести форму и размер по масштабу.

Поверхность рельефного пособия должна способствовать осязательному восприятию. Поверхность раздаточного материала должная быть гладкой, без технологических вмятин, вкраплений и выбоин.

Окрашенность. Окрашенность рельефных пособий – одно из важнейших условий использования остаточного зрения, позволяющее рекомендовать рельефные пособия слабовидящим детям, которые вместе с остаточным зрительным восприятием активно применяют осязание при формировании представлений о предметах и явлениях.

Унификация изображений. Условная сигнализация в большинстве случаев всегда присутствует в рельефных пособиях и помогает в процессе восприятия. Каждый условный сигнал сообщает слепому определённые свойства предмета или объекта. При создании рельефных схем химических установок для проведения опытов используются различные по длине и толщине рельефные линии. Штатив обозначался самой толстой линией (2 мм), химическая посуда – линией потоньше (1 мм), соединительные линии –самой тонкой линией (0,5 мм) и т.п.

Пластичность и износостойкость материала. Материал, используемый для изготовления рельефных пособий должен быть износостойким, эластичным, приятным для осязания [3].

Практика обучения лиц с глубокими нарушениями зрения показала, что лучше всего в специальных школах проявили себя пособия барельефного типа, со ступенчатым объёмным рельефом и с цветовой унификацией.

  1. Першин В.Г. Рельефная наглядность в системе обучения и эстетического воспитания лиц с нарушением зрения. М. – 1985. Центральное полиграфическое УПП МГП ВОС
  2. Петров Ю.И., Руцкая Е.Н. Особенности восприятия рельефно-графических пособий незрячими. М. – 1993.ИПТК “Логос” ВОС.
  3. Тупоногов Б.К. Использование рельефно-графических пособий по биологии и химии. М. – 1985. Центральное полиграфическое УПП МГП ВОС.
Смотрите так же:  Капитальный ремонт жкх льготы

Рельефно-графические пособия

Инновационная разработка Тифлоцентра «Вертикаль» — тактильные объемные пособия, изготовленные методом вакуумной формовки. Благодаря заранее отрисованной модели тифлоспециалистов, изготавливаемые 3D-формы получаются с максимальным сохранением исходных пропорций. При этом каждая объемная форма имеет красочную подложку.

Данные тактильные 3D пособия являются отличным обучающим устройством для детей в группах с упором на развитие инклюзивного образования в стране.

Преимущества 3D пособий от Тифлоцентра «Вертикаль»:

  • Соответствие ГОСТ,
  • Тестирование незрячими специалистами,
  • Полное соответствие пропорциям,
  • Возможность одновременного изучения зрячими и незрячими детьми,
  • Использование из гипоаллергенных материалов.

Печать тактильных книг (рельефно-графических пособий)

Специалисты Тифлоцентра «Вертикаль» могут оформить в 3D-варианте любое обучающее пособие, необходимое для изучения в классах: музыкальные инструменты, флора и фауна, космос и др. Для удобства оформления сборка листов производится с помощью брошюрования объемного листа и цветной подложки с текстом.

Дополнительно! С помощью использования тифлометок пособие также можно сделать звуковым. При этом считывание заранее записанных голосовых сообщений производится с помощью специального устройства – Тифломаркер. «Озвучить» пособие можно самостоятельно, приобретя данное устройство в комплекте или заказав озвучку у специалистов компании.

НАШЕ ПРЕИМУЩЕСТВО — ДОЛГОЛЕТНИЙ ОПЫТ и КАЧЕСТВО!

рельефно-графические пособия

Специализированная библиотека для незрячих и слабовидящих
Тел/факс: (3812) 68-13-32,
Адрес: ул. 30 Северная, 63

© Специализированная библиотека для незрячих и слабовидящих 2010-2019

РЕЛЬЕФНО-ГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ СЛЕПЫХ

Столичный учебный центр
г. Москва

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентацию подготовила: студентка 3 курса, группы Б-4111 Будаева Анна РЕЛЬЕФНО-ГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ СЛЕПЫХ

Рельефно-графические пособия – один из важнейших факторов, который, компенсируя отсутствие зрительного опыта, способствуют формированию правильных предметно-пространственных представлений об окружающем мире у детей с нарушением зрения.

Тифлографика – это отрасль графики, занимающаяся построением, преобразованием и изготовлением учебно-наглядных пособий для обучения слепых рельефному рисованию, черчению и другим учебным предметам.

Функции Описание Познавательная Формированиеобразов об объектах, предметах окружающего мира. Воспитательная Заключаетсяв формировании системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств. Эстетическое воспитание. Информационная и коммуникативная Получение недостающей информации об окружающем мире. Развитие чувственной основы засловом. Развитие коммуникативных навыков. Коррекционно-развивающая Развитие осязательного восприятия, являющегося компенсаторнойфункцией при нарушениях зрения.

Требования к рельефно-графическому изображению: Размер (должен соответствовать сенсорному полю) входить в ладонь ребенка Толщина линии должна соответствовать Брайлевской точке, либо должна быть чуть толще Содержание изображения (должны соответствовать реальности) Пропорции изображения должны соответствовать реальности Фон разгружен от лишних деталей

Комплект оборудования и материалов для выпуска рельефно-графических пособий Лазерный принтер для бумаги формата А4 Нагреватель “ZY-FUZE HEATER” Специальная бумага “ZY-TEX SwellPaper“ Брошюровщик

Лазерный принтер для бумаги формата А4 Лазерный принтер обеспечивает плоскую печать требуемых изображений на специальной бумаге “ZY-TEX SwellPaper“

Для чего нужен нагреватель? Нагреватель “ZY-FUZE” позволяет получать рельефные изображения различных схем, графиков, планов, текстов, рисунков и др. на специально рельефно образующей бумаге, предназначенной для тактильного восприятия людей с нарушением зрения

Брошюровщик Брошюровщики используются для создания документов с переплетом. С помощью этого устройства можно из листов бумаги создать настоящую книгу. Совершенно очевидно, что с книгообразными документами работать проще.

«Найди отличия» Цель: развивать умение акцентировать внимание на деталях Задачи: — Опознание объекта на основе тактильного восприятия; — Определить пространственное расположение предмета; — Развитие словаря; — Определить какое животное на картинке (домашнее или дикое) — Найди различие в двух изображениях (рога, борода, хвост, нога)

«Геометрические фигуры» Задачи: — Обучать детей геометрическим фигурам; — Соотнести форму предмета с эталоном; — Развивать образное мышление; — Учить различать геометрические фигуры с помощью осязания; — Ориентировка предметов на листе бумаги.

«Разрезная картинка» Задачи: Учить складывать картинку, разрезанную на части; Формировать у детей представления о целостном образе; Развивать мелкую моторику; Учить опознавать предметы на основе осязания; Формировать представления о домашних птицах; Развитие словаря; Развитие пространственных представлений.

Задачи: Сформировать представления о предлоге; Развивать и активизировать в речи предлоги под, над; Учить составлять предложение с употреблением предлогов; Развивать пространственную ориентировку на листе бумаги; развивать память, мышление; Словарная работа: матрешка, предлоги: над, под, табуретка.

Номер материала: ДБ-1330521

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Смотрите так же:  Приказ 420 от 08.12.97

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

рельефно-графические пособия

Специализированная библиотека для незрячих и слабовидящих
Тел/факс: (3812) 68-13-32,
Адрес: ул. 30 Северная, 63

© Специализированная библиотека для незрячих и слабовидящих 2010-2019

Муниципальное казенное учреждение культуры «Нижегородская центральная специальная библиотека для слепых»

Аксенова, М. Знаем ли мы русский язык (Шрифт Брайля): (12+)/ М.Аксенова.-М.: «МИПО РЕПРО»,2016.-В 3 кн.Кн.1.-75 л.брайлевских.

Акуленко, Е. Ротмистр : (роман): (Шрифт Брайля): (16+)/В.Акуленко.-М.: «МИПО РЕПРО»,2017.-В 7 кн.

Акунин, Б. От Ивана III до Бориса Годунова (Шрифт Брайля)/ Б.Акунин.-М.: «МИПО РЕПРО»,2017..-В 7 кн.

Белошицкий, А. Сюита №3 «Испанская»: для баяна (Шрифт Брайля):(12+).-М.: РГБС,2017.-56 л.брайлевских.

Перепеч.:Белошицкий А.Сюита №3 «Испанская».Для баяна.-Германия,1995.-28 с.

Драгомиров, П. Учебник сольфеджио : для фортепиано (Шрифт брайля): (12+).-М.:РГБС,2017.-В 1кн.-56 л.брайлевских.

Клюкина, О. Святые в истории.VIII-XI века (Шрифт Брайля): (16+).-М.: «МИПО РЕПРО»,2017.-58 л.брайлевских.

Легкие блюда: Салаты.Окрошка (Шрифт Брайля): (12+).-М.: «МИПО РЕПРО»,2017.-В 1 кн.

Нестерова, Н. Жребий праведных грешниц.Сибиряки: (роман )(Шрифт Брайля).-(16+).-В 4 кн.-СПб.:ИПО «Чтение»ВОС.-2017.

Родная природа .Лето : (стихи русских поэтов) (Шрифт Брайля).-М.: РГБС.-2016.-16л.брайлевских (3)с.: ил.

В издание вошли стихи известных поэтов: В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева и др.

Стюарт, Д. Тайна голубиного пирога (Шрифт Брайля).-М.: «МИПО РЕПРО», 2017.-В 5 кн.

Толстой, Л.Н. Рассказы: (Шрифт Брайля)/ Л.Н.Толстой.-Новосибирск: «Литера-Н», 2016.-17 л.брайлевских.-(Издание для незрячих и слабовидящих).

Тургенев, И. Записки охотника: (рассказы): (Шрифт Брайля)/ И.Тургенев.-М.: «МИПО РЕПРО»,2017.

Фрост, Э. 100 блюд для детей (Шрифт Брайля).-М.: «МИПО РЕПРО»,2017.

Хейли, А. Сильнодейсвующее лекарство : (роман): (Шрифт Брайля).-М.: «МИПО РЕПРО»,2017.

Азбукин, Б.П. Ленькин салют [Шрифт Брайля]: [повесть].-М.: ИПТК «Логосвос»,2017.

Бажов, П.П. Горный мастер.Хрупкая веточка [Шрифт Брайля]: [Текст]: [уральские сказы] / П.П.Бажов.-Новосибирск: «Литера.Н»,2017.-(Издание для незрячих и слабовидящих).

Барто, А.А. Мы с отцом [Шрифт Брайля] :[Текст]: [стихи детям]; [6+]/ А.А. Барто.-Новосибирск: «Литера.Н», 2017.-(Издание для незрячих и слабовидящих).

Барто, А.А. В школу [Шрифт Брайля] :[Текст]: [стихи детям]; [8+]/ А.А. Барто.-Новосибирск: «Литера.Н», 2015.-(Издание для незрячих и слабовидящих).

Введенская, Л.А. Учебный словарь паронимов русского языка [Шрифт Брайля]:[пособие].[-2-е изд.]-М.: ИКЦ «Март»,2017.

Зощенко, М.И. Умные животные [Шрифт Брайля]: [Текст]: [рассказы для детей]: [4+]/ Михаил Зощенко.-Новосибирск: «Литера.Н»,2017.-(Издание для незрячих и слабовидящих).

Кассиль,Л. Обыкновенные ребята [Шрифт Брайля]: [рассказы].-М.: ИПТК «Логосвос»,2017.

Козлов,В.Ф. Брат мой меньший [Шрифт Брайля] :[повесть].-М.: ИПТК «Логосвос»,2017.

Коваль,Ю. Рассказы.Циклы «Алый», «Листобой» [Шрифт Брайля]: [12+]/ Юрий Коваль.-М.: ООО «ИПТК «Логосвос», 2017.-В 2 кн.Кн.1.-Цикл «Алый».

Новиков, С.В., Новикова, Е.П. Родная история [Шрифт Брайля]: [первый учебник вашего малыша]/С.В.Новиков, Е.П.Новикова.-М.: ООО «ИПТК «Логосвос»,2017.-В 2 кн.

Носов, Н.бЖивая шляпа [Шрифт Брайля]: [Текст]: [рассказ]; [7+]/ Николай Носов.-Новосибирск: «Литера.Н»,2017.-(Издание для незрячих и слабовидящих).

О, если б мог выразить в звуке [Шрифт Брайля]: [старинные русские романсы]; [для голоса в сопровождении фортепиано]; [7+].-[Изд.2-е пересм].-М.: «ИПТК Логосвос»,2017.

Плешаков, А.А., Румянцев, А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики [Шрифт Брайля]:[пособие для учащихся общеобразовательных учреждений ] / А.А.Плешаков, А.А. Румянцева.-М.: ООО «ИПТК «Логосвос»,2017.-В 2 кн.Кн.2

Римский-Корсаков, Н. Избранные отрывки из опер «Майская ночь»,»Снегурочка», «Царская невеста»: облегченное переложение для фортепиано в две руки [Шрифт Брайля]: [рассказы].-М.: ИПТК «Логосвос»,2017.

Снегирев,Г. Умный дикобраз [Шрифт Брайля]: [рассказы]; [6+].-М.: «ИПТК Логосвос»,2017 с.

Сутеев, В.Г. Под грибом [Шрифт Брайля]: [Текст]: [сказка для детей] : [4+]/ В.Г.Сутеев.-Новосибирск: «Литера.Н», 2016.-(Издание для незрячих и слабовидящих).

Хислоп, В. Остров[Шрифт Брайля]: [роман]; [пер. с англ.Т.Голубевой].-СПб.: Эксмо,2016.-77с.

Чарушин, Е.И. Медведь-рыбак [Шрифт Брайля]: [Текст]: [рассказы для детей]; [4+]/ Е.И.Чарушин.-Новосибирск: «Литера.Н», 2016.-(Издание для незрячих и слабовидящих).

Чарушин, Е.И. На нашем дворе [Шрифт Брайля]: [Текст]: [рассказы для детей]; [4+]/ Е.И.Чарушин.-Новосибирск: «Литера.Н», 2016.-(Издание для незрячих и слабовидящих).

Author: admin