Рецензия на пособие для врачей

Рецензия
на учебное пособие В.А. Абабкова, Г.Л. Исуриной и Е.Б. Мизиновой
«Учение о неврозах». СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. 175 с.

Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М. (Санкт-Петербург)

Эйдемиллер Эдмонд Георгиевич

– доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова».

Никольская Ирина Михайловна

– доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Рецензируемое учебное пособие подготовлено преподавателями кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета доктором медицинских наук, профессором Валентином Анатольевичем Абабковым, кандидатом психологических наук, доцентом Галиной Львовной Исуриной и кандидатом психологических наук, доцентом Еленой Борисовной Мизиновой. Пособие отражает научные интересы авторов и содержание читаемых ими учебных курсов «Учение о неврозах», «Теории личности в клинической психологии», «Практикум по неврозам», предназначенных для студентов старших курсов факультета психологии.

Учебное пособие включает три основных раздела: «Невротические расстройства», «Психологические подходы к пониманию природы невротических расстройств» и «Практикум по неврозам».

В первом разделе представляются общие сведения о невротических расстройствах: краткая историческая справка, описание клинической картины форм неврозов, их синдромология, классификация, данные о патоморфозе. Эти материалы основаны на современных результатах исследований, в том числе, на собственных работах авторов, но с учетом исторической ретроспективы.

С позиции современных представлений наибольший интерес в данном разделе вызывает информация о патоморфозе неврозов. Основанные на 40-летнем катамнезе результаты исследования показывают, что процент диагностических расхождений среди специалистов в области пограничных нервно-психических расстройств составляет до 50% (В.А. Абабков, 1992). Одна из причин данных расхождений — это субъективный подход к постановке того или иного диагноза при отсутствии общепринятой, единой классификации рассматриваемой патологии. Трудности вызывает дифференциальная диагностика неврозов, с одной стороны, и невротических развитий личности, психопатий, резидуально-органических заболеваний мозга с невротической фиксацией или неврозоподобными непсихотическими психическими расстройствами, ларвированной (соматизированной) депрессии, неврозоподобного дебюта шизофрении и других психозов, неврологических и соматических заболеваний с невротической (психогенной) фиксацией.

Второй причиной может быть недоучет современного патоморфоза. Так, начиная с 1970 года, установлено возрастание доли истерического невроза и снижение — невроза навязчивых состояний. К концу 1980 гг. у больных истерическим неврозом достоверно преобладал синдром вегетативных расстройств, а при неврастении — астено-ипохондрический синдром. Основную роль в таких изменениях играла динамика макросоциальных факторов, которые опосредованно, через микросоциальные условия семейного, профессионального, культурного и иного характера влияли на нарушения отношений личности в различных жизненных сферах и преобладание определяющих форму неврозов тех или иных невротических конфликтов. Отмечалось стирание границ между отдельными формами неврозов, сопряженное с полиморфностью невротических конфликтов и их резистентностью. Это было связано с усложнением социально-экономических условий, возросшими требованиями современного общества, изменчивостью структуры ценностных ориентаций и способов адаптации личности, повышением частоты сопутствующей органической патологии, отсутствием нужного числа грамотных врачей-психотерапевтов.

При всех формах неврозов прослеживалась тенденция к снижению нормативности поведения и склонность больных к реализации в поведении эмоционального напряжения (Абабков В.А., Исурина Г.Л., 1992). Более низкий социокультурный уровень пациентов приводил к упрощению невротических расстройств, преобладанию ипохондрических и депрессивных нарушений, учащению культурально-связанных расстройств.

Частые в настоящее время экстремальные (например, военные ситуации) с угрозой для жизни обусловливают формирование истерического невроза с двигательными и чувствительными расстройствами, которые носят защитно-приспособительный характер и редко встречаются в других условиях.

Еще одно свовеобразное проявление патоморфоза — это невротические, обычно истерические, расстройства, связанные с поддерживаемым средствами массовой информации интересом к экстрасенсорике, магии, астрологии.

Все изложенное выше определяет актуальность и социальную значимость проведения сравнительных клинико-психологических исследований пациентов с невротическими и другими пограничными нервно-психическими расстройствами, что в настоящее время осуществляется в том числе и на кафедре медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ .

Во втором разделе пособия рассмотрены психологические подходы к пониманию природы невротических расстройств: психодинамическое, поведенческое и гуманистическое направления, психология отношений и патогенетическая концепция неврозов В.Н. Мясищева, а также психологическая модель стресса в контексте невротических расстройств. Именно этот раздел рецензент настоящего учебного пособия доктор медицинских наук, профессор Б.Д. Карвасарский определял, как наиболее интересный «…для студентов-психологов, так как в нем впервые в отечественной литературе в концентрированном виде представлены данные о психологических факторах этиопатогенеза невротических расстройств, сформировавшиеся в рамках различных психологических направлений».

Для нас наибольший интерес представило рассмотрение патогенетической концепции неврозов В.Н. Мясищева, а также современная психологическая модель стресса в контексте невротических расстройств. Внимание авторов пособия к концепции Мясищева и ее глубокий анализ закономерны. Все они в определенное время являлись (или являются) сотрудниками Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института имени В.М. Бехтерева, коллегами Б.Д. Карвасарского — ученика Владимира Николаевича Мясищева, одного из создателей отечественного учения о неврозах.

В рамках патогенетической концепции неврозов В.Н. Мясищева (1960) это заболевание рассматривается не только как нарушение функционирования какого-либо органа или системы организма, как следствие блокирования какой-либо одной даже ведущей потребности, или как следствие наличия невротических черт, но и как глобальное нарушение всей системы отношений личности. Неадекватность системы отношений формируется в процессе развития личности, обусловлено всей ее историей и провоцирует субъективно неразрешимые для внешние и внутренние конфликты.

Понимание личности как системы отношений стало методологической основой для разработки патогенетической концепции неврозов. Многолетние исследования СПБНИПНИ им. В.М. Бехтерева показали, что нарушения системы отношений при неврозах носят более общий характер, чем нарушения и неосознаваемость отдельных даже наиболее значимых компонентов отношений личности. Они заключаются в дезинтеграции целостности системы отношений за счет неадекватного отношения к себе (недостаточное осознание или искажение многих аспектов собственного Я) и эмоционально неблагоприятного отношения к себе (низкая оценка своего Я). Низкая самооценка также находит отражение в отношениях к тем объектам и явлениям, которые могут рассматриваться как результат собственных достижений личности. Это ведет к нарушению регулятивной функции и, превращая ее в защитную, ограничивает деятельность личности только теми сферами, которые не могут негативно воздействовать на ее самооценку. Формирующееся ограничительное поведение обусловливает объективное снижение реального уровня достижений.

В концепции стресса невроз можно рассматривать как пример хронического стрессора. Стресс как трансактный процесс понимается как противостояние индивида окружающему миру (Lazarus R.S., Launier R., 1981). Он начинается со специфической оценки какого-либо события и собственных ресурсов по его преодолению. В результате формируются связанные со стрессом эмоции и осуществляются адаптивные реакции (копинг). Копинг — это когнитивные и поведенческие усилия по управлению специфическими внешними или внутренними требованиями (и конфликтами между ними), которые оцениваются как напрягающие или превышающие ресурсы личности (В.А. Абабков, М.П. Перре, 2004).

Стрессоры — это жизненные события, которые систематизируются по размеру негативной валентности и времени, требуемому на реадаптацию. Невроз как стрессор — длительно существующее расстройство. Время, требуемое на реадаптацию при неврозе, может длиться годами. Усилению или ослаблению стрессовой реакции при неврозе могут способствовать внутренние факторы (свойства личности) и внешние факторы (наличие социальной сети и социальной поддержки, в том числе социальной поддержки и ресурсов семьи).

Смотрите так же:  Приказ о экологическом контроле

Интересно, что в семьях больных неврозами болезнь может не являться основным повседневным стрессором для ее членов. В исследованиях В.А. Абабкова, М.П. Перре и Б. Планшерела (1999) показано, что для отцов из таких семей наиболее частыми стрессорами были: недостаток денег, перегрузка служебными обязанностями, собственная болезнь, проблемы другого члена семьи, мысли о собственном будущем. А для матерей — собственная болезнь, мысли о собственном будущем, недостаток денег, проблемы другого члена семьи, ссора с ребенком.

Эти данные еще раз показывают, какой многоаспектной и дифференцированной должна быть клиническая психодиагностика, направленная на выявление психологических причин невротических расстройств, мишеней для последующего психологического воздействия, определение личностных и средовых ресурсов.

В третьем разделе учебного пособия «Практикум по неврозам» представлены этапы самостоятельной работы студента в медицинском учреждении в контексте изучаемой темы. Эти этапы включают: беседу с лечащим врачом пациента и ознакомление с медицинской документацией для определения цели последующего психологического исследования; вводную беседу с пациентом перед началом психодиагностики и сбор психологического анамнеза; психодиагностическое исследование, нацеленное на негативную и позитивную диагностику неврозов (психические процессы, эмоциональная сфера, личность, межличностные отношения, процесс и эффективность психотерапии); составление психологического заключения на основании результатов исследования; составление краткого психологического резюме; супервизию.

Все этапы подробно описаны, проиллюстрированы развернутыми примерами заключений с выделением резюме для историй болезни.

Достоинствами настоящего учебного пособия является актуальность темы и ее несомненное знание авторами на теоретическом и практическом уровнях, доступность изложения, хороший литературный язык, предназначенность пособия для конкретной целевой аудитории (студенты старших курсов психологических факультетов). Важно, что в данное пособие авторы включили не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по рассматриваемой проблеме.

Однако нам, как представителям кафедры, занимающейся не только вопросами психиатрии и медицинской психологии, но также психотерапии, в этом учебном пособии не хватило последнего, — психотерапии. Мы считаем, что тенденцией развития современной медицинской психологии является ее поворот к оказанию психологической помощи, без которого многие медико-психологические выкладки кажутся несколько оторванными от конкретной практики. Думаем, что во втором разделе, при анализе психологических подходов к пониманию невротических расстройств, следовало хотя бы кратко представить методы психотерапии неврозов, проистекающие из рассматриваемых теорий.

Еще несколько соображений.

В рецензируемом пособии отсутствуют такие важные части учебных пособий, как «Введение», «Заключение», «Дидактический аппарат». Они представлены в перечне основных требований к структуре и содержанию подобных учебных изданий и необходимы для того, чтобы читатель мог ознакомиться с актуальностью рассматриваемой проблемы, кратким содержанием раскрываемых в учебном пособии разделов (тем), понять обобщение учебного материала, самостоятельно ответить на контрольные вопросы или тестовые задания. Отсутствие введений к темам и их обобщений прослеживается по всем разделам учебного пособия. Так, его второй раздел сразу начинается с описания психодинамического направления. Причем его представление на нескольких страницах дается как бы само по себе, безотносительно к пониманию невротических расстройств (теме пособия). Это вызывает некоторую трудность в понимании материала, дезориентирует читателя. Думаем, что для удобства студентов авторам стоило бы сделать краткие вступления и заключения не только ко всему пособию, но и ко всем его разделам, с прояснением целей и подведением итогов в контексте рассматриваемых вопросов.

В списке литературы к пособию отсутствует ссылка на монографию Б.В. Иовлева и Э.Б. Карповой «Психология отношений. Концепция В.Н. Мясищева и медицинская психология» (1999). Эта монография очень важна для понимания взглядов В.Н. Мясищева, анализируемых авторами. Монография доступна в Интернете для всех желающих (Информационный портал «Медицинская психология в России»), и потому стоило дать на нее ссылку.

И последнее. Описывая теорию стресса и копинга в контексте невротических расстройств, авторы переводят фамилию «Lazarus» то как «Лацарус, то как «Лазарус». Как правильно?

Эти замечания никак не снижают высокой оценки рецензируемого учебного пособия, которое развернуто и детально представляет теорию и практику учения о неврозах в контексте современной медицинской психологии.

Ссылка для цитирования

Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М. Рецензия на учебное пособие В.А. Абабкова, Г.Л. Исуриной и Е.Б. Мизиновой «Учение о неврозах». СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. 175 с. // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2014. – N 1 (3) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Богатый выбор методов и возможностей семейной психотерапии

Рецензия на книгу
«Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы.
Учебное пособие для врачей и психологов»/ под ред. Э.Г. Эйдемиллера.
— Изд. 2-е, испр. и доп. — Спб.: Речь. — 2010. — 425 с.

Попов Ю.В. (Санкт-Петербург)

Попов Юрий Васильевич

– заместитель директора по научной работе Санкт-Петербургского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук, имеет высшую категорию по специальности «психиатрия». Руководитель отделения психиатрии подросткового возраста СПБПНИ им. В.М. Бехтерева.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Рецензируемое издание подготовлено коллективом кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова», возглавляемой одним из создателей семейной психотерапии в СССР, Эдмондом Георгиевичем Эйдемиллером. Э.Г. Эйдемиллер — ученый, врач, педагог и ведущий отечественный специалист в области психотерапии взялся за изучение взаимоотношений в семьях подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами, вдохновляемый известным создателем школы подростковой психиатрии в СССР Андреем Евгеньевичем Личко.

Данное пособие предназначено для врачей и психологов, а также всех интересующихся семейной психологией и семейной психотерапией. Также оно может быть полезным широкому кругу читателей, интересующихся диагностикой и разрешением семейных проблем.

Первое издание практикума по системной семейной психотерапии вышло в 2002 году и было широко востребовано специалистами. Накопленный авторами теоретический и практический опыт позволил дополнить второе издание практикума новыми теоретическими положениями, методами и моделями диагностики и коррекции семейной системы. В практикумом включены работы современных отечественных специалистов, оказывающих помощь семьям больных с различной нозологией в условиях России. В предисловии ко второму изданию подробно изложены теоретические концепты, объединяющие авторский коллектив, и позволяющие целостно воспринимать представленный материал.

Структура практикума включает в себя три главы, последовательно раскрывающие вопросы семейной диагностики, семейной психотерапии и подготовки семейного психотерапевта. Структура изложения каждого занятия предполагает обозначение цели занятия и средств ее достижения, оптимально и доступно дается описание теоретических положений того или иного диагностического или лечебного метода и модели. Для продуктивного освоения материала предлагаются ситуационные задачи, список вопросов в конце каждого занятия, ответы на которые позволяют наиболее полно ассимилировать изученный материал. Репродуктивный вариант обучения представлен множеством иллюстраций случаев семейной диагностики и психотерапии, стенограммами сеансов и комментариями к ним. Этот способ изложения материала по механизмам моделирования позволяет специалисту приобрести необходимые практические умения, а при их воспроизведении и повторении и навыки.

Первая глава практикума, посвященная семейному диагнозу и методам семейной диагностики, наряду с теорией включает в себя современные диагностические методики, широко используемые авторами пособия в своей работе на отечественной выборке. Указаны сильные и слабые стороны того или иного метода, приведены иллюстрации использования диагностических процедур, указаны ошибки предшествующего использования методики. Так полученный авторами практический опыт работы с опросником «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-III) позволил выбрать оптимальный вариант перевода данного опросника и представить его в пособии, проиллюстрировав работу с ним детальными комментариями.

Смотрите так же:  Оплачивается ли частная жалоба на определение суда госпошлиной

Вторая глава «Психология семьи и методы (модели) современной семейной психотерапии» дает подробное теоретическое представление о системном подходе, лежащем в основе системной семейной психотерапии. Раскрываются функции симптома в семейном функционировании, иллюстрируется вопросы в семейной психотерапии и реконструирующие техники. Представлены основные современные направления семейной психотерапии: нарративное и системное. Подробно даны описания и стенограммы сеансов аналитико-системной семейной психотерапии Э.Г. Эйдемиллера, Н.В. Александровой, раскрыты вопросы семейного консультирования с использованием метода И.М. Никольской «Серийные рисунки и рассказы», изложена теория и практика перинатальной семейной психотерапии, представлен гештальт-подход в семейной психотерапии. Показаны модели семейной психотерапии при ряде нозологий: психосоматических расстройствах у детей и подростков, шизофрении, героиновой наркомании, ВИЧ-СПИДе. Изложение ярко иллюстрировано примерами, рисунками пациентов, стенограммами и исчерпывающими комментариями к ним.

Третья глава посвящена вопросам подготовки и обучению специалистов семейной психотерапии. Изложена программа и структура циклов усовершенствования специалистов по семейной психотерапии, основанные на опыте преподавания данной дисциплины на кафедре детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова». Представлена теория и практика супервизии в семейной психотерапии.

Практикум содержит список рекомендуемой литературы. В конце даны варианты правильных ответов на вопросы к темам и заданиям, позволяющие обеспечить самоконтроль в освоение материала.

Есть уверенность, что рецензируемое учебное пособие станет настольной книгой психиатров, психотерапевтов и медицинских психологов.

Ссылка для цитирования

Попов Ю.В. Богатый выбор методов и возможностей семейной психотерапии. Рецензия на книгу «Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы. Учебное пособие для врачей и психологов» / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Спб.: Речь. — 2010. — 425 с. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 5 (16). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Валентина Сорокина: Косметология. Пособие для врачей

Аннотация к книге «Косметология. Пособие для врачей»

Изложены сведения о строении, функции и основных заболеваниях кожи, показания и противопоказания к косметическим процедурам, методика их проведения, сведения о косметических средствах, освещены дерматологические вопросы, наиболее часто встречающиеся в практике косметолога. Отдельно рассмотрены вопросы ароматерапии и методики применения физиотерапевтических процедур.
Для косметологов.
2-е издание, дополненное.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Рецензия на методическое пособие «Доказательная медицина в клинической практике».

Методическое пособие «Доказательная медицина в клинической практике», составленное сотрудниками кафедры семейной медицины и поликлинического обучения посвящено современному направлению в клинической практике как отдельного врача, так медицинского учреждения в целом.

Ибо, «Доказательная медицина — это разновидность медицинской практики, отличающаяся применением к ведению отдельного пациента только тех вмешательств, полезность которых доказана в доброкачественных научных исследованиях, т. е. имеет доказательную базу, так как ни один практический врач не обладает достаточным опытом, позволяющим свободно ориентироваться во всем многообразии клинических ситуаций».

Основная цель внедрения принципов ДМ в практику здравоохранения – это оптимизация качества оказания медицинской помощи с точки зрения безопасности, эффективности, стоимости и др. значимых факторов.

Пособие состоит из введения и 6 глав. Написано доступным литературным языком.

Во введении достаточно полно отражена актуальность проблемы, основанная на современных требованиях сегодняшней медицины.

Глава 1 раскрывает содержание понятия «клиническая эпидемиология и медицины, основанной на доказательствах» и, начиная пособие с данного понятия, авторы подчеркивают, что доказательная медицина основывается на научных принципах клинической эпидемиологии. Кроме того, здесь же приведены основные даты становления «Доказательной медицины» в мире и в нашей стране, а также дана информация о Кокрановском Сотрудничестве, являющейся основой современной доказательной медицины, ее структуре и принципах работы.

Глава 2 посвящена проблеме принятия решения в клинической практике, т.к. оказание медицинской помощи — есть непрерывный процесс принятия решений по каким-либо вмешательствам, а Доказательная медицина предусматривает добросовестное, точное и осмысленное использование лучших результатов клинических исследований для выбора лечения конкретного больного…(Д.Саккет и др., 1996). Показаны основные типы принятия решения врачом при оказании помощи больным в зависимости от тех или иных ситуаций. Также в этом разделе освещены вопросы «преимушества и ограничения применения доказа-тельной медицины», т.е. почему необходимо применять принципы ДМ и какие преимущества имеет врач, овладевший технологией ДМ и каких случаях возникают проблемы ограничения ее применения. Достаточно полно отражены несколько основных направлений Д.М., определяющих различные вопросы профессиональной деятельности врача, взаимоотношения больного и врача, а также в целом лечебных и других учреждений.

В главе 3 отражены применяемые сегодня методы качественных и количественных исследованиях в доказательной медицине, полностью раскрывается их методология проведения. Даны типы основных клинических исследований, как РКИ, мета-анализ и другие, их определение и классификация. Достаточно приведены количественные методы,основы статистики ДМ, дано определение понятия «биостатистика». Здесь же содержатся данные о уровнях доказательств и градации рекомендации клинических исследований, т.е. о необходи-мости определения уровня убедительности научных исследований, свидетельствующей о состоятельности доказательной базы любого вида оказываемой помощи. Показаны основные факторы, определяющие уровень доказательности и система уровней доказательств и градации, используемая Шотландской межуниверситетской сетью клинических руководств, пересмотренная в 2008 году.

Глава 4посвящена ключевому вопросу, который решает каждый практикующий врач ежеднево – это формулирование клинического вопроса. Подробно описаны требования к составлению клинических вопросов, характеристика правильно сформулированного вопроса, анатомия его составления с приведением клинических примеров.

В 5 главе изложена методология поиска медицинской информации; предмет и ресурсы поиска, механизм поиска информации в сети Интернет – сужение темы, использование ключевых слов. Даны англо- и русско-язычные поисковые машины, веб-сайты организаций и тематические веб-сайты, базы данных клинических руководств.

Заключительная 6 главадает определение клинического протокола, цели и задачи, принципы и требования к разработке и применения его в клинической практике. Также это же глава содержит сжатое изложение основных понятий о клиническом аудите – его виды, цели и задачи, отчет и результаты его проведения.

Основная цель внедрения принципов ДМ в практику здравоохранения – это оптимизация качества оказания медицинской помощи с точки зрения безопасности, эффективности, стоимости и др. значимых факторов. Кроме того, необходимость изучения и овладение принципами доказательной медицины обусловлена современными тенденциями развития биомедицинских наук предопределяющих такие потребности практической медицины, как: 1) необходимость критической оценки информации, предназначенной для практических врачей и 2) выбор системных подходов для применения любого вида вмешательства в клинической практике для оказания медицинской помощи.

Все вышеизложенное позволяет сделать заключение, что пособие содержит доступную, свовременную и нужную информацию как обучающий дополнительный материал для широкого круга студентов и медицинских работников.

Рецензент, дмн, профессор, зав.каф.

клинической фармакологии КазНМУ Жанпеисова А.А.

Смотрите так же:  Нотариус георгиевская

Соболева, Потин, Тарасова: Гирсутизм. Пособие для врачей

Аннотация к книге «Гирсутизм. Пособие для врачей»

В пособии представлены современные данные о патогенезе, диагностике и лечении синдрома поликистозных яичников и других заболеваний, сопровождающихся гиперандрогенемией и гирсутизмом у женщин.
Пособие предназначено для врачей гинекологов, эндокринологов, дерматологов и других специалистов, врачей-интернов и клинических ординаторов.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Рецензии и отзывы на книгу «Гирсутизм. Пособие для врачей» Соболева, Потин, Тарасова

Для поликистозников актуально! Добавлю фото для ознакомления

  • Все книги
  • Билингвы и книги на иностранных языках
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Билингвы и книги на иностранных языках»
    • Все книги жанра
    • Билингвы
    • Литература на иностранном языке
    • Литература на иностранном языке для детей
  • Книги для детей
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Книги для детей»
    • Все книги жанра
    • Детская художественная литература
    • Детский досуг
    • Первые книги малыша. Развитие ребенка
    • Познавательная литература для детей
  • Книги с автографом
  • Комиксы, Манга, Артбуки
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Комиксы, Манга, Артбуки»
    • Все книги жанра
    • Артбуки. Игровые миры
    • Комиксы
    • Комиксы для детей
    • Манга
    • Манга для детей
    • Образовательные комиксы
  • Молодежная литература
  • Нехудожественная литература
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
    • Все книги жанра
    • Государство и право. Юриспруденция
    • Домашние ремесла. Рукоделие
    • Домоводство
    • Естественные науки
    • Информационные технологии
    • История. Исторические науки
    • Книги для родителей
    • Коллекционирование
    • Красота. Этикет
    • Кулинария
    • Культура. Искусство
    • Медицина и здоровье
    • Охота. Рыбалка. Собирательство
    • Педагогика
    • Психология
    • Публицистика
    • Развлечения. Праздники
    • Растениеводство
    • Ремонт. Строительство. Интерьер
    • Секс. Камасутра
    • Технические науки
    • Туризм. Путеводители. Транспорт
    • Универсальные энциклопедии
    • Уход за животными
    • Филологические науки
    • Философские науки. Социология
    • Фитнес. Спорт. Самооборона
    • Эзотерика. Парапсихология
    • Экономика. Бизнес
  • Периодические издания
  • Религия
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Религия»
    • Все книги жанра
    • Ислам
    • Религии мира
    • Религиоведение
    • Христианство
  • Учебная, методическая литература и словари
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
    • Все книги жанра
    • Вспомогательные материалы для студентов
    • Демонстрационные материалы
    • Дополнительное образование для детей
    • Дошкольное обучение
    • Иностранные языки: грамматика и учебники
    • Книги для школы
    • Коррекционная педагогика
    • Подготовка в вуз
    • Словари и разговорники
  • Художественная литература
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Художественная литература»
    • Все книги жанра
    • Афоризмы
    • Басни
    • Детективы
    • Драматургия
    • Историческая проза
    • Классическая проза
    • Отечественный боевик
    • Поэзия
    • Приключения
    • Сентиментальная проза
    • Современная проза
    • Фантастика
    • Фэнтези
    • Эпос и фольклор
  • Скидки · Обзоры · Рецензии · Рекомендации · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
  • Все игрушки
  • Детское творчество
    • Назад в «Игрушки»
    • Все товары в разделе «Детское творчество»
    • Все товары раздела
    • Витражная роспись
    • Гравюры
    • Другие виды творчества
    • Конструирование из бумаги и другого материала
    • Лепка
    • Наборы для рукоделия
    • Наклейки детские
    • Панч-дыроколы фигурные
    • Работаем с воском, гелем, мылом
    • Работаем с гипсом
    • Работаем с деревом
    • Скрапбук
    • Сопутствующие товары для детского творчества
    • Творческие наборы для раскрашивания
    • Фрески
  • Игры и Игрушки
    • Назад в «Игрушки»
    • Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
    • Все товары раздела
    • Все для праздника
    • Головоломки
    • Детские сувениры
    • Детские часы
    • Другие виды игрушек
    • Игрушки для самых маленьких
    • Игры для активного отдыха
    • Игры с мишенью
    • Книжки-игрушки
    • Конструкторы
    • Куклы и аксессуары для кукол
    • Кукольный театр
    • Магнитные буквы, цифры, игры
    • Машинки и Транспорт
    • Музыкальные инструменты
    • Мягкие игрушки
    • Наборы для тематических игр
    • Настольные игры
    • Научные игры для детей
    • Пазлы
    • Роботы и трансформеры
    • Ростомеры
    • Сборные модели
    • Фигурки
    • Электронные игры
  • Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
  • Все канцтовары
  • Аксессуары для книг
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
    • Все товары раздела
    • Закладки для книг
  • Глобусы
  • Обложки для документов
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Обложки для документов»
    • Все товары раздела
    • Другие обложки
    • Конверты для путешествий
    • Обложки для автодокументов
    • Обложки для зачетных книжек
    • Обложки для паспортов
    • Обложки для проездных билетов
    • Обложки для пропусков и удостоверений
    • Обложки для студенческих билетов
  • Офисная канцелярия
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Офисная канцелярия»
    • Все товары раздела
    • Бумажная продукция для офиса
    • Мелко-офисная канцелярия
    • Офисные принадлежности
  • Папки, скоросшиватели, разделители
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Папки, скоросшиватели, разделители»
    • Все товары раздела
    • Папки из картона
    • Папки из пластика
    • Папки из текстиля
    • Папки-портфели (с пластиковыми отделениями)
  • Письменные принадлежности
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
    • Все товары раздела
    • Карандаши черногрифельные
    • Ручки
  • Принадлежности для черчения
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Принадлежности для черчения»
    • Все товары раздела
    • Другие виды чертежных принадлежностей
    • Линейки
    • Наборы для черчения, готовальни
    • Транспортиры
    • Треугольники
    • Тубусы
    • Циркули
    • Шаблоны, трафареты, лекала
  • Рисование
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Рисование»
    • Все товары раздела
    • Карандаши цветные
    • Кисти
    • Краски
    • Мелки
    • Наборы для рисования
    • Палитры, стаканы-непроливайки
    • Тушь, перья
    • Уголь художественный. Пастель
    • Фломастеры
    • Холсты
  • Товары для школы
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Товары для школы»
    • Все товары раздела
    • Веера, счетные палочки
    • Канцелярские наборы
    • Ластики
    • Мешки для обуви
    • Ножницы школьные
    • Обложки для тетрадей и книг
    • Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
    • Пеналы
    • Подставки для книг
    • Рюкзаки, сумки, портфели
    • Точилки
    • Фартуки
    • Школьная бумажно-беловая продукция
    • Школьные наборы
  • Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
  • Все CD/DVD
  • Аудио
    • Назад в «CD/DVD»
    • Все товары в разделе «Аудио»
    • Все товары раздела
    • Аудиокниги
    • Музыка
    • Религия
  • Видео
    • Назад в «CD/DVD»
    • Все товары в разделе «Видео»
    • Все товары раздела
    • Документальные фильмы
    • Концерты. Постановки. Мюзиклы. Видеоклипы
    • Мультфильмы
    • Познавательные фильмы
    • Художественные фильмы
    • Эротика
    • Юмор
  • Софт
    • Назад в «CD/DVD»
    • Все товары в разделе «Софт»
    • Все товары раздела
    • Игры
    • Иностранные языки
    • Мультимедиа для школьников и студентов
    • Программное обеспечение и обучение работе на ПК
    • Руководства, справочники и энциклопедии
  • Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
  • Все сувениры
  • Календари
    • Назад в «Сувениры»
    • Все товары в разделе «Календари»
    • Все товары раздела
    • Календари на магните
    • Квартальные календари
    • Настенные календари
    • Настольные календари
  • Сувенирная продукция
    • Назад в «Сувениры»
    • Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
    • Все товары раздела
    • Альбомы, рамки для фотографий
    • Воздушные шары
    • Детские сувениры
    • Конверты для денег
    • Магниты
    • Новогодние сувениры
    • Открытки
    • Подарочная упаковка
    • Подарочные пакеты
    • Подарочные сертификаты
    • Постеры
    • Праздничные акссесуары
    • Шкатулки
    • Другое
  • Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
  • Весь клуб
  • Журнал
    • Назад в «Клуб»
    • Лабиринт. Сейчас
    • Детский навигатор
    • Новости Лабиринта
    • Книжные обзоры
    • Рецензии читателей
    • Рекомендации
    • Литературные журналы
  • Скидки и подарки
    • Назад в «Клуб»
    • Акции
    • Бонус за рецензию
  • Только у нас
    • Назад в «Клуб»
    • Главные книги
    • Подарочные сертификаты
    • Эксклюзивы
    • Книги с автографом
    • Предзаказы
  • Развлечения
    • Назад в «Клуб»
    • Литтесты
    • Конкурсы
  • Лабиринт — всем
    • Назад в «Клуб»
    • Партнерство
    • Благотворительность
  • Приложения
    • Назад в «Клуб»
    • Лабиринт для iOS
    • Лабиринт для Android

  • Перейти к отложенным
  • Убрать из отложенных

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Author: admin