Развод с беременной в исламе

Развод с беременной в исламе

Ответ шейха Ибн База

В: Является ли разрешенным развод с беременной женщиной, т.е. дается ли ей «толак» (развод) в то время как она беременна?

О: Этот вопрос возникает у некоторых простолюдин. Некоторые простолюдины думают, что с беременной женщиной не может произойти «толак» (развод), и я не знаю, откуда у них возникло это предположение?! Ведь это предположение не имеет основы в словах ученых, нет ему основы.

Наоборот, все ученые находятся на мнение, что развод с беременной считается произошедшим, на этом общем мнение сошлись все ученые, нет в этом разногласия.

Развод с беременной женщиной происходит или в соответствии с «сунной» или не соответствует не «сунне» не «бида’ату» (нововведению). В конечном итоге развод с беременной женщиной считается произошедшим.

Приходит достоверно то что пророк (صلى الله عليه وسلم) приказал Ибн ‘Умару – после того как тот пришел к пророку (صلى الله عليه وسلم) разведясь с женой во время ее месячных – удержать ее до тех пор пока у нее не закончатся месячные и она не очистится, а затем сказал:
(تطلقها طاهراً أو حاملاً)
(Разводись с ней, только когда она будет очищенной (от месячных) или беременной).

Этот хадис указывает на то что развод с беременной из числа тех разводов которые разрешены с очищенными (от месячных), без того чтобы с ней после того как она очистилась, был совершен половой акт. В конечном итоге, нет ничего предосудительного в разводе с беременной женщиной, наоборот он является сунной исходя из более правильного мнения. И этот развод с беременной женщиной считается «сунний» (соответствует сунне) не «бид’и» (нововведенческий).

Запретным же разводом считается тот, – на который необходимо указать – а это развод во время месячных и послеродового кровотечения («нифаса»). И до тех пор, пока у женщины идут месячные или послеродовые кровотечения («нифас») не разрешено мусульманину разводится с ней, я имею в виду, не разрешено мужу разводится с ней. Наоборот должен удержать ее, пока она не очистится, после чего если захочет развестись, разведется или оставит ее. А что касается развода с ней во время месячных или во время после родового кровотечения то нельзя. Потому что Пророк (صلى الله عليه وسلم) разгневался на ибн ‘Умара за то, что он развелся со своей женой во время ее месячных. Так же, если он развелся с ней в то время когда она отчистилась (от месячных), но после того как совершил с ней половой акт (т.е. также запрещено разводится).

Так как пророк (صلى الله عليه وسلم) сказал:

(ثم ليطلقها قبل أن يمسها، فتلك العدة التي أمر الله أن تطلق لها النساء)

(А потом пусть разведется, прежде чем совершит половой акт с ней, это и есть срок (идда), согласно которому Аллах велел разводиться с женщинами),

И так как Пречистый Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ النِّسَاء فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ..
О, Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока (идда). (Ат-Толак 1).

Сказали ученые: Значение очищенные т.е. без того чтобы с ними был совершен половой акт, это и есть смысл понимания развода в течение установленного срока (идда). Разводится с ней, очищенной (от месячных) нетронутой половым актом, или когда ясно видно, что она беременна, это соответствует сунне.

Значит, развод с женщиной может быть в двух случаях:

Первый: Если она беременна, я имею в виду развод с беременной «сунний» (т.е. соответствует сунне) не «бид’и» (нововведенческий).

Второй случай: Если она очищена (от месячных) нетронута мужем (половым актом), очистилась от месячных или «нифаса» (после родовых кровотечений), прежде чем он совершил с ней половой акт, то это развод «сунний» (т.е. соответствует сунне) в этом случае.

А что касается «толака бид’и» (развода нововведенческого), то он бывает в трех случаях:

Первый: Развод с женщиной во время месячных.

Второй: Развод с женщиной во время «нифаса» (после родовых кровотечений).

Третий: Развод с женщиной после того как она отчистится (от месячных) имев с ней половое сношение. После того как с ней был половой акт нельзя давать развод, так как он будет «бид’и» (бида’атский). Но муж должен воздержатся от развода (толака) в этом случае, до тех пор, пока у жены не придут месячные, после чего она очистится, и он не совершит с ней половой акт, тогда только может развестись с ней.

Мудрость же в этом, заключается в том,- а Аллах знает лучше – что Законодатель не желает развода, и видит в сохранение брака, блага и пользы. И поэтому затруднил путь к этому, сделав женщину в период месячных или «нифаса» (после родовых кровотечений) или когда она очистится, но с ней совершится половой акт, не уместным для развода, до тех пор, пока не удержит ее.

И возможно ситуация улучшится после этого, и возможно достигнется согласие и не будет никакого развода. И не разводится с ней кроме как в одном из двух случаев,

Первый из них: Если она беременна.

И второй: Чтобы была очищена (от месячных), нетронутой половым актом.

Если он увидит жену в таком положении, как правило, не разводится. Если он увидел это, т.е. что жена отчистилась, и возжелал ее. А если он совершит с ней половой акт, то ему уже запрещено с ней разводится для того чтобы она осталось с ним. И так же беременная, нет запрета на половой акт с ней, можно совершать с ней половой акт в любое время, в следствии чего, чаще всего не возникает у него желания разводится с ней.
И потому что он ждет результат этой беременности, надеется, что он увидит ребенка и будет воспитывать его, после чего он воздерживаться от развода.

Это из милости Аллаха к Его рабам. Пречист Он и Возвышен, что сделал дозволенным развод только в этих двух случаях:
При чистоте (от месячных) без того чтобы совершал с ней половой акт, и в случае беременности, чтобы не разводится с ней. Так как, если развод будет в этих двух случаях, то в своем большинстве происходит так, что развод не дают в этих двух случаях. Потому что после того как она очистится возгорает в нем желание совершить половой акт с ней, после того как было ему запрещено это, во время ее месячных или «нифаса» (после родового кровотечения), он сильно желает ее. А если же он совершит с ней половой акт, то ему запрещено разводиться с ней пока снова не придут к ней месячные и она очистится от них.

И на самом деле если женщина будет помогать мужу в узаконенных делах, то таким образом уменьшатся разводы и увеличатся удержания. И Законодатель, со вниманием отнеся к сохранению брака, так как из этого вытекает много польз. И поэтому развод является самым ненавистным делом для Аллаха. Самым ненавистным из дозволенного для Аллаха является развод. Так как развод приводит к разлучению между человеком и его семьей. Является причиной многих вещей: вред детям, мужчина после этого не может долго женится, а женщина выйти замуж. В результате, развод влечет за собой беды, и поэтому Аллах Пречист Он и Возвышен узаконил причины для сохранения брака, для того чтобы мужчина старался уберечь свою жену, беря от нее пользу. И так же для того чтобы женщина оставалась под покровительством мужа в этих случаях, которые мы разъяснили, что нельзя разводится в них с ней. В случаи когда у нее месячные, «нифас» (послеродовое кровотечение) и в случае когда она очистится после того как был совершен с ней половой акт, в этих трех случаях нельзя с ней разводится, и не зачитывается развод в них. И таким образом уменьшается развод и увеличивается удержание, а это из милости и доброты Аллаха к Своим рабам, Велик Он и Всемогущ.

Развод с беременной в исламе

Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод

Существует множество причин, почему супруги могут прийти к решению развестись. Но, что бы не случилось в жизни мусульманина, первое, что ему следует делать, –размышлять, исходя из Корана, и искать решение в соответствии со своей верой. Что говорит ислам о разводе?

1. Ислам с неодобрением относится к разводу. Для Аллаха радостнее всего, когда его рабы, сплоченные однажды узами брака, живут в мире и любви. И даже при возникновении трудностей и разногласий, наша вера призывает нас к терпению, размышлению и стремлению сохранить брак. Тем не менее, если не остается другого выхода, развод не является грехом. В хадисе сказано: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод».

2. Аллах предписывает мужу и жене назначить судей с обоих сторон на первом шаге к примирению в процессе развода.

3. Если же примирение не состоялось, как мужчина, так и женщина, согласно Корану, имеют право развестись.

4. Развод, инициированный мужчиной, – талак. Произнесение талака мужчиной может быть устным и письменным, но, сделав его однажды, он должен соблюсти период ожидания идда (3 месяца), во время которого запрещены интимные отношения, даже при условии, что супруги живут в одном доме.

5. Развод, инициированный женой, – хуль. Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. В этом случае женщина возвращает свой махр, так как расценивается как нарушитель брачного договора.

6. В случае талака, когда муж является нарушителем брачного соглашения, он должен заплатить махр в полном объеме, если он был отсрочен, или же оставляет его полностью женщине, если уже был вручен.

7. В случае, если провинился мужчина, и женщина хочет развода, она может обратиться к судье с такой просьбой. Она должна будет предоставить доказательство и доводы, свидетельствующие, что ее муж не выполнил свои супружеские обязанности.

8. Единственной оправданной и законной причиной для развода считается аморальное и противоречащее исламу поведение супруга. Например, если один из супругов занимается прелюбодейством.

9. Еще одной веской причиной для развода является отречение от ислама. Если мусульманин или мусульманка оставляет ислам, брак аннулируется.

10. Пророк (мир ему) сказал: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод». Супругам следует избегать развода. При возможности супруги должны стремиться избежать бракоразводного процесса. Если имеются проблемы и трудности, им следует работать над собой и над трудностями, обратиться к помощи родственников и близких друзей.

В первую очередь, следует отметить, что развод (по-арабски « талак ») наносит удар по душевному состоянию супругов и в последующем сильно сказывается на воспитании детей, подвергающихся натиску нравственных болезней и психологических травм, от которых семья защищала их.

Согласно мусульманскому вероучению самым ненавистным для Господа из дозволенного человеку является развод. Он разрешен в том случае, когда нет другого выхода, как меньшее из двух зол. Развод применяется в ситуации, когда брак не функционирует должным образом. Он возможен при веских причинах, которые никак невозможно уладить. До того, как решиться на этот окончательный и отчаянный шаг, необходимо предпринять несколько попыток в следующей последовательности:

1. Две вовлеченные стороны должны попытаться урегулировать споры и сами разрешить свои проблемы.

2. Если это не удастся, два представителя, один со стороны родственников мужа, другой – жены, должны попытаться примирить их и уладить разногласия.

Супругам не рекомендуется спешить в решении этого вопроса. Им необходимо еще и еще раз подумать, посоветоваться со старшими и родственниками, обратиться к местному имаму за советом. Из практики видно, что в большинстве случаев супруги жалеют о том, что разошлись и хотят заново воссоединиться, но в некоторых случаях это бывает уже невозможно с канонической точки зрения. Сколько семей разводится, мотивируя свой развод неимением сердечной тяги, любви к друг другу, но когда бывшие супруги остаются одни, случаются и самоубийства. Поэтому они должны избегать слова «развод» и вообще забыть о нем.

Однако, если эти попытки не удались, то следует учесть следующее. Поскольку существуют различные виды разводов и определенное время, в течение которого развод разрешен или запрещен, то по этим вопросам необходимо строго обращаться к имаму. А мы же рассмотрим здесь некоторые случаи и условия, когда и при каких обстоятельствах происходит развод, чтобы супруги остерегались их.

В никях или же в ‘акду-з-завадж входит три талака (т.е. первый, второй и третий) и мужчина соответственно не имеет право разводиться с одной женщиной более трех раз подряд. Разводы могут производиться как в различное время, так и одновременно.

Смотрите так же:  Сколько стоит лицензия на андроид

С точки зрения последствий, развод можно разделить на два вида: «талак радж‘ий» и «талак баин».

1. Талак радж‘ий. Первый и второй разводы являются талаком радж‘ий, после которого муж во время периода, называемого ‘идда, имеет право вернуть к себе жену без заключения нового брачного договора. Он происходит, например, когда муж говорит жене (в прошедшем времени): «Я разошелся с тобой» или: «Ты разведена». В этом случае развод производится независимо от того, какое намерение было у мужчины, т.е., независимо от того, хотел ли он разводиться или сказал это просто так. Нельзя говорить эти выражения даже в шутку. При таком разводе обязанности по браку все еще имеют силу, и если муж произнес эти слова, а затем захотел вернуть ее к себе, то в течении периода ‘идда он должен отступиться от своих слов и аннулировать развод.

2. Талак баин — окончательный развод. Третий талак уже засчитывается как окончательный развод. И в случае, когда мужчина говорит жене «Я развелся с тобой троекратно», т.е., производя все три развода вместе, то это также засчитывается как окончательный развод. Да убережет Всевышний Аллах каждую мусульманскую семью от попадания в такую ситуацию! Потому что, при всем желании, супруги в дальнейшем не смогут быть больше вместе без выполнения ими очень строгих условий, предъявляемых к ним Шариатом за проявленную беспечность к предписаниям Аллаха Всевышнего и непокорность Его закону. Поэтому супругу следует быть очень внимательным и избегать таких слов, даже если он желает развестись, так как троекратный развод вообще не поощряется Шариатом. При таком разводе жена должна выждать срок ‘идда, при котором обязанности по браку уже недействительны. Однако муж, если жена оказалась беременной, должен обеспечивать ее до рождения ребенка, а если она не беременна, то до конца срока ‘идда и только жильем.

Как осуществляется возобновление брака и возвращение бывшей жены в обоих случаях, мы расскажем в следующем параграфе.

Если мужчина дважды повторяет жене «Ты разведена» с намерением, что подтверждает один развод, то это – один развод. А если после этого и третий раз повторит данные слова, то уже произойдет два талака.

Развод, как простой, так и троекратный может быть и условным (т.е. развод, обусловленный чем-либо). Если такой развод будет объявлен посредством слов типа «если», «когда», «в тот момент» и т.п., то он будет действительным при выполнении или невыполнении поставленного условия. Например, муж говорит: «Ты разведена (троекратно), если пойдешь в дом соседа» или же: «Если не сделаешь то-то и то-то, ты (троекратно) разведена». В этом случае, к примеру, если жена пойдет к соседу или не выполнит другое поставленное условие, ее действия приравниваются к (троекратному) разводу.

Подобно талаку радж‘ий, талак баин является действительным, если на него указывают намеком (кинайа). Он зависит от намерения супруга. Например, мужчина говорит: «Я не хочу видеть тебя больше» или «Ты мне больше не нужна». Если при этом он был намерен (троекратно) развестись, то данные слова приравниваются к (троекратному) разводу.

Очень часто имеют место разводы, когда муж, находясь в нетрезвом состоянии, произносит подобные слова. Это лишний раз подтверждает, что от употребления опьяняющих веществ происходит множество бед.

Поскольку развод – это проблема, требующая глубокого и всестороннего изучения, мы здесь не можем рассматривать детально все возможные ситуации, и потому ограничимся лишь ознакомлением с некоторыми случаями и условиями. По конкретным вопросам относительно развода необходимо обращаться к местному имаму. Цель рассмотрения в этой книге вышеназванных пунктов заключается лишь в том, чтобы дать супругам необходимые первоначальные знания о разводе. Отсутствие хотя бы этих знаний о разводе может привести к тому, что мужчина, сам того не подозревая и не желая, разведется с женой и будет продолжать жить с ней, считая, что его отношения – законны по Шариату, а, на самом деле, он совершает большой грех. И впоследствии дети могут быть рождены в результате прелюбодеяния.

Зихар. Обет. Развод со стороны супруги

С целью предохранения супругов мы рассмотрим некоторые близкие к разводу действия.

Зихар – это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет право заключать брак. Зихар происходит, к примеру, когда муж скажет супруге: «Ты для меня как спина моей матери (или сестры и т.п.)» . Однако зихар не произойдет тогда, когда муж сравнивает жену с частями тела женщины, с которой он временно не имеет право заключать брак (например, если приравнивает к сестре жены). Если же муж скажет жене: «Ты мне как мать», с намерением оказать жене почтение, то это не будет считаться зихаром. Но лучше избегать такие выражения.

Ислам обязал мужа выдать выкуп (каффара) за зихар и до его выплаты сделал жену запретной ему. Однако он не приравнивается к разводу.

В настоящее время в качестве выкупа супруг должен соблюдать пост два месяца подряд. Если человек по болезни или из-за старости не может соблюдать пост, то он должен раздать еду шестидесяти нуждающимся в количестве одного мудда (прибл. 600 гр. пшеницы) каждому.

Обет – это означает, что муж дает обет (клянется) в том, что не будет совершать половой акт с женой. Если, к примеру, муж говорит жене: «Не буду приближаться к тебе», то этот обет действителен в течение 4-х месяцев. В таком случае супруг должен вернуться к законному браку, если не желает разводиться или сказал это по незнанию. Если он совершит половой акт с женой в это время, то данный им обет утрачивает силу, однако супруг должен будет совершить искупление (каффара). Если же в течение вышеназванного срока, супруг не аннулирует свой обет и отказывается сделать это, то жена может потребовать, чтобы муж совершил с ней половой акт или через имама потребовать развод. Если имам осуществит развод, то обет утрачивает силу, при этом муж опять таки совершает искупление (каффара). В данном случае произойдет один талак радж‘ий.

Равод со стороны супруги

Жена имеет право требовать у супруга развод, если он не выполняет свои супружеские обязанности, которые налагает на него шариат. Она при этом возвращает полученный от мужа махр. Подробности этого процесса можно узнать у местного имама.

Однако следует отметить, что в хадисе, переданном ат-Тирмизи, сказано, что если жена потребует у супруга развод безосновательно, то она даже не почует запах Рая.

‘Идда. Возобновление брака и возвращение бывшей жены к мужу

‘Идда – это период времени, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выйти замуж. Период ‘идда необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка. Он установлен Всевышним Аллахом для защиты прав женщины и ребенка. В двух случаях женщина соблюдает ‘идду:

1) После смерти мужа.

Если у женщины умер муж и она была беременной, ‘идда заканчивается после родов. Если женщина не была беременной, то должна ждать 4 месяца и 10 дней (по лунному календарю). Столько же дней жена соблюдает и траур по мужу. Вдове во время ‘идды разрешается выходить из дома только по насущным вопросам.

2) После развода или прерывания никяха.

Если женщина разведена (или же был прерван брак) и при этом она оказалась беременной, для нее срок ‘идда – до родов. Однако если она не оказалась беременной, то ‘идда составляет три межменструальных очищения (тухр) в том случае, если женщина в возрасте, в котором может иметь менструацию. Если женщина была разведена во время очищения, оно считается за пер вый тухр. Отсчет начинается с этого очищения и заканчивается с началом третьей менструации. В подобном случае в течении ‘идда муж должен содержать ее, а жена должна оставаться дома, если нет особой причины для выхода.

Если во время брака жена не имела с мужем половых отношений, она вообще не должна ждать срока ‘идда. Если же (по возрасту) женщина еще (уже) не может иметь менструации, для нее ‘идда – три лунных месяца.

До истечения срока ‘идда женщина должна проживать в том месте, где жила до развода или смерти мужа, только при веских причинах она может переселиться в другое место.

Во время периода ‘идда после первого и второго разводов муж имеет право возобновить брак и вернуть бывшую жену. В этом случае муж может вернуть жену, даже без ее согласия, сказав ей: « Я вернул тебя » или в ее отсутствие: « Я вернул свою жену ». Возвращение жены может совершаться и без свидетелей, но лучше, если таковые будут. После произнесения этих выражений муж может страстно обнять или поцеловать супругу, или совершить с ней половой акт, чем ознаменуется возврат к браку. Также он может сделать ей подарок.

Если время ‘идда закончилось, то в этом случае необходимо совершить новый акт бракосоче тания. Здесь супруг уже не обладает правом на заключение брачного договора без ее согласия.

Женщину, с которой был произведен талак-баин, нельзя вернуть ни во время срока ‘идда, ни после него, если не выполнены следующие пять условий:

— должен пройти срок ‘идда после первого мужа;
— затем женщина должна выйти замуж за другого;
— иметь с новым мужем половые отношения;
— развестись со вторым мужем;
— пройти срок ‘идда после второго мужа.

После этого, если бывшие супруги желают примирения, то могут вновь соединится, заключив новый акт бракосочетания.

Таким образом ,‘идда установлена Шариатом и разрешает многие проблемы, от которых зависит будущая жизнь супругов. Подчас само расставание в течение ‘идда снимает причину раздражительности между бывшими супругами, так как промежуток времени, проведенный в разлуке, смягчает сердца и воскрешает в памяти то хорошее, что было утеряно в результате раздоров. В итоге такая пара во время ‘идды пытается найти путь к примирению и в некоторых случаях, действительно, возобновляет супружество в прощении и радости. Таким образом, человек получает шанс после некоторых размышлений и сожалений о совершенных поступках вернуть свою жену обратно законным путем.

Развод с беременной в исламе

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Развод с беременной дозволен в период беременности, а половая связь не мешает этому.

Однако многие мусульмане полагают что такой развод неправильный. Но это ошибка. В хадисе, в котором сообщается о том, что Ибн Умар развелся со своей женой во время месячных, в одной из версии хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть он вернет ее, а затем разведется когда она отчистится или будет беременной». Муслим 1471.

Имам ан-Науауи в «Шарх Сахих Муслим» сказал: «В этом хадисе довод на то, что разводится с беременной дозволено, если утвердилось то, что она беременна. Это мнение аш-Шафи’и и большинства ученых».

Некоторые же ученые сказали что в дозволенности этого не было разногласия. Хафиз Ибн Абдуль-Барр сказал: «Что касается развода с беременной, то нет разногласия среди ученых, что такой развод соответствует Сунне. Это дозволено в период с начала ее беременности и до конца, поскольку ее срок (идда) пока она не родит!» См. «ат-Тамхид» 15/80.

Когда шейха Ибн База спросили о дозволенности развода с беременной, он сказал: «Это мнение распространено среди простого народа. Некоторые люди полагают, что развод с беременной не действителен. Я не знаю откуда они взяли это предположение! Это то, у чего нет основы в словах ученых, наоборот, то на чем все ученые — это то, что развод с беременной действителен. В этом среди ученых иджма’ и нет разногласий. Развод в соответствии с Сунной, это два вида развода:

1. Чтобы она была беременной, и такой развод соответствует Сунне и не является нововведением.
2. Чтобы была очищенная и не прикоснулся к ней муж, т.е. чтобы женщина очистилась от месячных или послеродового кровотечения и муж не вступал с ней в половой акт. Такой развод также соответствует Сунне».
См. «Фатауа ат-талякъ» 1/45-46.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Всё, что мы должны знать о разводе

Многие ошибочно полагают, что, если муж с женой не живёт более 3 месяцев, то у них автоматически считается развод. А некоторые и вовсе не задумываются о том, когда произносят слова, приводящие их к разводу. И естественно, неизбежен тот факт, что от незнания своей религии супруги живут в браке и не подозревают о том, что в действительности их брака не существует, т. е., они живут в грехе, Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого! О том, что значит развод в исламе, каким образом он осуществляется, и в каких случаях он считается действительным, на эти и многие другие интересующие нас вопросы ответит преподаватель по исламской юриспруденции (фикху) ИТиМО Мухаммад Мухаммадов.

Смотрите так же:  Договор на добровольное пожертвование в школу

Мухаммад, расскажите, пожалуйста, что значит развод в Исламе?

Лексическое значение развода это- «хиллюль акди», т.е., развязывать завязанное, каноническое значение «талак» -это разрыв брачных уз определёнными словами. Слово Талак использовалось ещё и во время джахилии (до ислама), но не было определено количества развода, которое предусмотрено в исламе (1-3), т.е., они имели право давать один развод за другим, возвращая своих жён до истечения срока идды (трёх очищений от менструального цикла), т.е., без ограничений.

Многие люди полагают, что развод ни в коем случае нельзя давать, так ли это, и в каких случаях развод давать желательно или обязательно?

Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев. Допустим, муж говорит: «Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев». В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не даёт развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю ей развод».

Второе- развод бывает желательным, т. е., сунна. Например, если муж не в состоянии обеспечивать свою жену по Шариату, а она требует этого. Также желательно дать развод, если муж не обеспечивает жену из-за того, что у него нет к ней влечения, и не может себя заставить обеспечивать её, в этом случае шариат отдаёт предпочтение разводу, чтобы не мучились оба. Желателен развод, если жена совершает большие грехи, к примеру, как прелюбодеяние, или что-либо порочащее достоинство мужа, но, если есть опасение, что после развода другие мужчины воспользуются ситуацией и будут принуждать её к прелюбодеянию, в этом случае лучше сохранить с ней брак с целью уберечь её от этого. Желательно давать развод, если у жены трудный характер, который муж не может терпеть, но если мужу не трудно выносить её характер, то лучше не давать ей развод. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями», т.е., их настолько мало, как в природе мало ворон с белыми крыльями. Может возникнуть вопрос, читая достоверный хадис: «Самое ненавистное из всего дозволенного Аллахом это развод»: как же нужно понимать эти слова, может ли быть так, что Аллах что-то дозволил и это ненавидит? Нет. Хадисоведы комментируют его следующим образом: Пророк (мир ему и благословение) сказал так, чтобы люди боялись этого и только в крайнем случае давали развод, тем самым предостерегая их от этого.

Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения. Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг. Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе. Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом. Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.

И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.

Можно ли сразу дать жене троекратный развод?

Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом.

Считается ли развод действительным, если он был дан в состоянии опьянения? Если да, то имеются ли исключения, когда Шариат не считает его действительным?

Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается. Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным.

Произойдёт ли развод, если сказать жене: «Ты кяфир»?

В арабском языке, слово куфру имеет два значения: вышедший из религии и неблагодарный. Если муж говорит жене: «Ты кяфир», и при этом имеет в виду «неблагодарная», развода не будет, но если он говорит: «Ты кяфир», или же на русском языке «Ты не мусульманка», т.е., «Ты ушла из религии», тогда развод будет. Здесь необходимо кое-что уточнить, в случае, если между мужем и женой ещё не было половой близости, то сразу же после этих слов произойдёт развод. Если же половая близость уже была, то тогда, если муж момента произнесения этих слова до истечения срока идды заново примет Ислам, развода не будет, но если он за этот период не примет заново Ислам, то его жена считается разведённой с момента, как он сказал эти слова. Необходимость принятия Ислама на этом примере заключается в том, что, говоря жене эти слова, муж сам становится не мусульманином.

Насколько известно, если у женатого мужчины спросить: «Ты развёлся со своей женой?» или «Ты дал развод своей жене?» и он ответит «Да», то это считается один развод. Так ли это на самом деле или же нужно учитывать его намерение?

Если мужчина, прежде, чем ответить на этот вопрос понимает, что спрашивающий провоцирует его на развод, и он ответит «Да», развод будет. А если он ответит: «Я дал ей развод», в этом случае учитывается его намерение.

Если муж необдуманно сказал слова развода, повторив 3 раза «я с тобой развожусь», при этом между ними близости ещё не было, но потом, очень пожалев об этом, хочет вернуть её, возможно ли это?

Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа. То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет. Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод. Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?

Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.

Когда муж даёт развод, всегда ли учитывается его намерения?

В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида. Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод. К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе. Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д., в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов.

Если муж отправил смс с текстом «я даю тебе три развода», а после он сказал, что у него при этом не было намерения на развод, остаются ли они мужем и женой в такой ситуации?

В этом случае учитывается намерение мужа при написании этих слов, будь то с помощью смс- сообщения, либо в виде письма. Может возникнуть вопрос почему, ведь это форма слов, которая не нуждается в намерении. На самом деле слова: «Я даю тебе развод» или «Я с тобой развожусь» не нуждаются в намерении при произнесении их вслух или шёпотом, т.е., главным условием является произнесение их языком.

Муж дал жене один развод, а после уехал на заработки на 6 месяцев, нужно ли им возобновить никях?

Если в течение срока идды он вернул её, то она остаётся его женой, если же по истечению этого срока он захочет её вернуть, то, естественно, необходимо возобновить никях.

А что будет, если жена по истечению срока идды выйдет замуж, а этот муж скажет, что он её вернул, как быть ей в этой ситуации? Вообще, возможно ли вернуть жену, не сообщив ей об этом, и какие есть условия возврата жены?

В случае, если муж приведёт двух свидетелей, которые слышали, что он её возвращал до истечения срока идды, его слова принимаются и жена к нему возвращается, если же нет свидетелей, жена остаётся со вторым мужем.

Обязан ли муж после развода дать жене что-либо?

Если муж дал один или два развода жене, до истечения срока идды он должен обеспечить её как законную жену. Если же муж дал три развода, он должен выплатить мутъат жене, с которой у него до развода были половые отношения. Жене, с которой не было половых отношений, после развода выплачивать мутъат не обязательно. Также мутъат не обязательно выплачивать жене, которая расторгла брак из-за недостатка мужа или муж расторгнул брак из-за её недостатка.

Имеет ли право жена дать себе развод?

Если муж даёт жене право на развод, то она имеет право дать себе развод, но должна она это сделать незамедлительно, сразу после слов разрешения мужа.

Мухаммад, спасибо Вам, что вы нашли время ответить на наши вопросы, столь актуальные для молодых пар и для семейных пар вообще, и в завершение нашего интервью пожелания нашим читателям.

Прежде хотелось бы напомнить известную всем историю из жизни Праведного халифа Умара ибн Хаттаба, когда один мужчина пришёл к нему в дом, чтобы пожаловаться на свою жену. Дойдя до двери дома, он услышал, как жена Умара кричала и ругалась. Видя все это, он уже собрался было идти обратно, думая, что Умар сам в таком же положении, и поэтому едва ли может предложить ему какое-либо решение этой проблемы. Умар увидел, что человек развернулся и готовится уйти, позвал его и поинтересовался целью его визита. Гость сказал, что явился с жалобой на свою жену, но, увидев, что у халифа дела с женой обстоят точно так же, хотел уйти. Тогда Умар сказал ему, что терпит выходки своей жены, поскольку у неё есть на него ряд прав. Он сказал: «Неужели же она не готовит для меня еду, не стирает мне одежду или не вскармливает грудью моих детей, поэтому я могу не тратить лишних денег на повара, прачку и няню-кормилицу, хотя закон никак не обязывает её делать все то, что она делает. И, кроме того, она приносит умиротворение моей душе и не позволяет совершать неблагопристойные дела. Поэтому я и терплю её выходки. И в таких случаях для тебя будет правильнее относиться к своей жене также, как я отношусь к своей». Хочу пожелать мужчинам, чтоб они все-таки осознали, что не бывает женщин с совершенным характером, будьте крайне терпеливыми к недостаткам женщин, как это делали праведные халифы и не спешите с разводом.

Что же касается женщин, хотелось бы им пожелать, чтоб они понимали и принимали природу мужчины, что он вспыльчивый, и если задевать его мужское достоинство, мужчина, не моргнув глазом, может дать развод. Очень часто женщины, при ссоре прося у мужа развод и говоря, что он ей больше не нужен и что она уходит от него, могут спровоцировать мужа дать ей развод, не раздумывая, о чём в скором времени они оба могут пожалеть, но будет поздно. Поэтому понимайте друг друга и будьте терпимей!

Смотрите так же:  Шелл максимилиан наследство

Существует много серьёзных проблем, которые в данной статье невозможно обсудить во всех тонкостях. В каждом случае могут возникнуть свои сложности, и каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Всем терпения, и пусть Всевышний Аллах убережёт нас от необдуманных поступков, амин!

Беседовала: Мадина Гасанова

ПРАВИЛА РАЗВОДА. (Рекомендуем ознакомиться).

Хвала Аллаху, Господу Миров, кроме Которого нет божества и к Которому мы взываем о помощи и прощении.

Поистине, самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Худшие же деяния – это нововведения, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне.

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух.

В последнее время участились вопросы связанные с правилами развода, его положения и об обязанностях разведенных супругов в период ‘идда и (или) после него.

И, мы бы хотели из того множества и многообразия фетв, книг и постановлений, постараться, с помощью Аллаха, предоставить необходимую нам всем информацию в сжатом и кратком виде, с учётом мнений учёных на каждый из поставленных вопросов, по мере возможностей.

Надеемся, что эта информация будет полезной для многих братьев и сестер, ин шаа Ллах.

Начнем с того, что опишем правильную последовательность развода.

Если муж вознамерился дать развод своей жене, то последовательность талякъа, биизни Рабби, следующая:

1. Ожидание, пока жена очистится от менструаций.
2. После очищения жены, муж не вступает с ней в половые отношения.
3. Муж даёт один развод, по истечении срока ‘идда. (есть мнение, что это должно быть обязательно при условии присутствия двух свидетелей).
4. С момента произнесения слов развода должен пройти срок ‘идда, перед тем как брак будет анннулирован. (Срок ‘идда, — это 3 цикла менструаций для женщин, имеющих менструации или 3 полных месяцы для тех, у кого их нет; срок идды беременной прекращается с её родами.)
5. Обязанности супругов по отношению друг к другу в течении периода ‘идда и (или) после него.

Рассмотрим пункты более подробно.

Пункт №1 Ожидание, пока жена очистится от месячных.
Пункт №2. Муж не вступаете с женой в половые отношения.

1) Сказал шейх аль-Усеймин:

a) Нельзя давать женщине развод в период ее менструального цикла. Если мужчина разведется с женщиной в тот период, когда у нее менструации, то он совершает запретное. Против этого возражают Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Развод в этом случае должен быть отменен, а она должна оставаться в доме мужа до окончания менструаций. После этого, ей дается развод, если муж желает его осуществить. Лучше всего, если она останется в качестве жены до тех пор, пока у нее еще раз не наступят менструации. После завершения второго цикла менструаций муж может ее оставить или дать ей развод.

б) Если муж имел с женой половые сношения после завершения менструаций, то давать ей развода нельзя до тех пор, пока не выяснится, забеременела она или нет.
Если муж имел половые сношения с женой после завершения менструаций и вознамерился дать ей развод, то с разводом он должен подождать до завершения нового цикла менструаций, как бы долго они ни длились. После этого он, не вступая в половые отношения, может дать ей развод. При этом не имеет значения, забеременела она или нет.

Всевышний Аллах сказал:

«О Пророк! Когда разводитесь вы с женами, то разводитесь с ними в отсчитанный для них срок» [Сура Развод, 1].

Сказал Ибн Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах: «Не давайте ей развода, когда у нее менструации, либо вы имели с нею половые сношения после завершения менструаций. Дайте ей развод, когда у нее менструации завершатся».
[См. «Брак и Развод», Ибн аль-Усеймин, стр. 21-22.]

2) Сказал шейх АбдурРахман ас-Са’ди в тафсире этого айата:

«Если же муж дал развод жене, когда у нее началась менструация, то срок текущего кровотечения не принимается в расчет и продолжительность установленного для развода срока увеличивается.
То же самое относится и к тем случаям, когда муж объявил о разводе в период между двумя менструациями, если он уже вступал со своей женой в половую связь после предыдущего кровотечения. Причина этого в том, что женщина может забеременеть, и поэтому не ясно, какой продолжительности должен быть установленный для развода срок.»
[См. Тафсир ас-Са’ди, джуз 28, стр. 80]

Таким образом, очевидно, что харам (запрещено) давать развод жене, при следующих условиях:
— Во время менструаций и послеродового кровотечения.
— В период после менструаций, когда муж вступил в половую связь с супругой до начала следующих менструаций.

3) Касаемо вопроса о том, является ли действительным талякъ, данный жене во время менструаций:

Ученые разошлись во мнении относительно развода, который был дан, когда у женщины были месячные, и была продолжительная дискуссия о том, является ли такой развод действительным или нет. Большинство ученых придерживаются того мнения, что такой развод является действительным и считается разводом, но мужчине следует сказать, чтобы он вернул жену и держал ее у себя до тех пор, пока она не очистится от месячных, затем пока второй раз не придут ее месячные и пока она не очистится. Тогда если он хочет – он может оставить ее, или если он хочет – может развестись с ней. Это точка зрения большинства ученых, включая четырех Имамов: Ахмада, аш-Шафии, Малика и Абу Ханифы.

Один из доводов того, что такой развод действителен является хадис, в котором сообщается о том, что Ибн Умар развелся со своей женой во время месячных, в одной из версии хадиса говорится, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть он вернет ее, а затем разведется, когда она отчистится или будет беременной».

В другом риуайа этого хадиса есть добавка, в которой говорится:

«. Убайдулла сказал: «Я спросил ан-Нафиа: «И что сделала эта «татлика»?» [Татлика — произношение бракоразводной фразы один раз]. Он ответил: «[То же, что и обычная] одна — она была засчитана [действительной].»

[ас-Сахих Муслим 1/1471 и 2/1471, хадисы содержатся в главе: О запрещении давать развод женщине, когда у неё месячные без её согласия и даже если бы он поступил вопреки этому, то неполный развод всё равно имеет место и ему повелевается вернуть её.»]

Другим мнением является то, что развод во время месячных не является действительным, потому что это идет в разрез с приказом Аллаха и Его Посланника.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто».
[ас-Сахих аль-Бухари 2697 и Муслим 1718.]

И это мнение выбрал шейхуль-Ислам Ибн Теймийа, да смилостивится над ним Аллах.

Приведя в доказательство тот же хадис, в котором сообщается о том, что Ибн Умар развелся со своей женой во время месячных, в одной из версии хадиса говорится, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть он вернет ее, а затем разведется, когда она отчистится или будет беременной». Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Это предписанный срок, во время которого Аллах приказал разводиться с женщинами”. [ас-Сахих Муслим 1471]

Предписанный срок, во время которого Аллах приказал разводиться с женщинами, означает, что мужчина может развестись с женой только когда она чистая (не во время месячных) и если у него не было близости с ней. Основываясь на этом, если он даст ей развод, когда у неё месячные, он не развелся с ней согласно приказу Аллаха, и это будет отвергнуто.

Также доводом этой стороны служат слова Всевышнего Аллаха:

«О Пророк! Когда разводитесь вы с женами, то разводитесь с ними в отсчитанный для них срок» [Сура Развод, 1].

Мнение этой стороны заключается в том, что развод, данный жене, не является действительным и что жена все еще состоит в браке с ее мужем. Не имеет значения, знал муж о том, что у нее были месячные или нет, когда он давал развод. Да, его знание о ее состоянии не имеет значения, но если он знал об этом, то тогда он совершил грех, и развод не является действительным. Если он не знал, то развод все равно не считается действительным, но на муже нет греха.”
[См. «Фатауа Исламия, 3/268», Ибн аль-Усеймин]

Подобное сказал шейх аль-Усеймин и в своей книге «Брак и Развод»:

«Против этого возражают Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Развод в этом случае должен быть отменен, а она должна оставаться в доме мужа до окончания менструаций. После этого, ей дается развод, если муж желает его осуществить.»
[См. «Брак и Развод», Ибн аль-Усеймин, стр. 21-22.]

Постоянный Комитет постановил:

“Есть несколько видов развода, которые являются нововведением: Когда мужчина дает развод жене во время ее месячных или нифаса, или во время чистоты, когда он уже имел близость с ней. Правильное мнение таково, что это не считается разводом.”
[Cм. «Фатауа аль-Ляджна аль-Даа’има» 20/58.]

Пункт №3. Муж даёт один развод, по истечении срока ‘идда. (есть мнение, что это должно быть обязательно при условии присутствия двух свидетелей).

Мужу, для развода с женой достаточно дождавшись того, чтобы жена очистилась от менструаций, и, не вступая с ней в половые отношения, произнести один раз слова развода, например: «Ты разведена» или «Я с тобой развелся», либо «Ты мне уже не жена» и т.д. и т.п.

С этого момента эти слова вступают в силу, и жене следует выждать срок ‘идда, перед тем, как их брак будет аннулирован.
Повторюсь, что достаточно произнести слова развода один раз, чтобы развод вступил в силу.

Муж может вернуть жену обратно во время периода ‘идда, согласна она или нет. Возвратом жены в таком случае, по мнению ученых, могут быть слова, указывающие на это, например: «Я беру тебя назад», либо действие.

Если срок ‘идды завершился, а муж не вернул её, тогда она может выйти замуж за кого пожелает.

«Если человек произнес последний третий талякъ, или он развелся с женой однажды или дважды и ее срок идды истек, то она становится не махрамом для него, и не разрешено ей быть наедине с ним или дотрагиваться до нее или смотреть на нее.»
[Cм.: http://fatwaonline.net/?view=question&id=36548]

Сказал ибн аль-Мунзир:
«Единогласны ученые в том, что муж, у которого есть право на возвращение жены в период ее ‘идды (т.е. если он дал один или два развода), если в течение брака между ними было половое сношение (в общем), то, что он может ее вернуть, пока не закончится ‘идда. Если же ‘идда закончилась, то он становится женихом из женихов (т.е. чужым для нее человеком, который, однако, может к ней посвататься).
[Cм. аль-Иджма’, имама ибн аль-Мунзира 63.]

Если муж не вернул жену до того, как срок ‘идды завершился, и он желает взять ее в жены после, и она согласна, тогда в этом нет ничего неправильного, но это следует сделать, заключив новый брачный контракт, чтобы быть на безопасной стороне и избежать разногласий между учеными.

Некоторые ученые считают, что ему разрешено вернуть жену без брачного контракта, если она предпочтет его и не выйдет замуж за другого, после завершения ‘идды, то она остается его женой. Но большинство сказало, что когда завершается срок ‘идды, она становится бесповоротно разведенной, и становится не махрамом для него, и она не может стать дозволенной для него, кроме как посредством нового брачного контракта.

Поэтому, лучше и более безопасно заключить новый брачный контракт.

Также об этом упоминал и шейх АбдурРахман ас-Са’ди. [См. Тафсир ас-Са’ди, джуз 2, стр. 118]

Доказательство этому служит хадис, в котором говорится, что Ма’каль ибн Ясар выдал свою сестру за человека, затем он с ней развелся и по окончанию после разводного периода (‘идда), захотел еще раз жениться на ней, на что Ма’каль ибн Ясар ответил: «Я выдал ее за тебя замуж, проявил к тебе щедрость, постелил тебе (т.е. дал ему принадлежности дома), затем ты с ней развелся?! Клянусь Аллахом, она к тебе никогда не вернется», тогда было ниспослано:

«Если вы развелись с вашими женами и они выждали положенный срок, то не мешайте (не препятствуйте) им выходить замуж за своих прежних мужей, если они договорились друг с другом на разумных условиях»
/Cура аль-Бакара, 232/ [ас-Сахих аль-Бухари №5130.]

Author: admin