Проживание в ашраме индии

Проживание в ашраме индии

1. Когда ехать в ашрам и бюджет путешествия

В индийских ашрамах обычно разрешается проживать не более одного — двух месяцев, поэтому обычно группы из России и ближнего зарубежья едут в Индию именно на этот срок.
Большое количество паломников едет в Индию с ноября по март, минимальное – с апреля по октябрь, когда в Индии сезон муссонных дождей и жарко. Многие искатели едут в Индию в период фестивалей и праздников – Гурупурнима, Шиваратри, Дипавали, Рождество и других.
Бюджет путешествия рассмотрим на примере поездки в ашрам Саи Бабы на срок один месяц. Он составляет 1000 — 1300$ и включает следующие расходы:
1. индийская виза (около 60$)
2. авиабилет Москва — Бангалор — Москва (ок.750-800$)
3. расходы на трансферы (70-100$)
5. расходы на проживание и питание в ашраме (около 200$ на месяц)
6. расходы на сувениры, кокосы-ананасы, одежду и пр. (100-150$)
Таким образом, бюджет путешествия состоит из двух неравных частей. Большая часть расходов – это виза, авиабилет и переезд по Индии до ашрама (около 1000$), меньшая – расходы на размещение, еду, сувениры.
Проживание и питание в ашрамах стоит недорого и составляет не более 3-5$ в сутки, поэтому все расходы для 4-недельного пребывания в ашраме, включая сувениры, кокосы-ананасы, одежду и пр., не превышают 200-250$. В заключение отметим, что поездка в индийский ашрам является исключительно важным событием для каждого человека. Поэтому если у вас появилось желание и готовность к поездке в Индию, а также, если вас не связывают семейные обстоятельства или обязательства по работе – можете считать, что вы получили персональное приглашение из Индии.

Ашрамы Индии – переводится с санскрита как: «обитель затворников», «уединение», «защита», «труд».

Самый распространенный вариант – «место без боли», где «а» – префикс отрицания, «шрам» – страдание. Изначально данное слово трактовалось как местопребывания древнеиндийских отшельников и мудрецов, которые искали уединения в диких лесах или на горных просторах. Современный индуизм имеет несколько другую номенклатуру. Сейчас упомянутый термин обозначает специальную религиозную коммуну, направленную на спокойствие и избавление от негатива всех ее членов.

Ашрам Вальмики

Индийские Ашрамы: в чем их суть

В такие общины приходят те, кто устал от мирской суеты или пребывает в непрерывном поиске своего «Я». Здесь основой жизни выступают:

  • совершение ритуалов;
  • чтение молитв;
  • практика медитаций;
  • повторение мантр;
  • изучение священных писаний;
  • следование пути йоги;
  • осуществление посильного труда.

Все это делается с целью духовного обновления и всестороннего развития каждого участника. Помимо ознакомления с культурными традициями, приобщения к ведическим текстам и музыке, в программу входят встречи и разговоры с Учителем. Собственно, ради них многие и приезжают в ашрамы Индии. Таким образом, коммуны в первую очередь являются спиритуальными местами, где под надзором лидера или гуру люди практикуют различные методики внутреннего совершенствования.

Обыденный для членов общин уклад удивителен и может показаться непривычным. В каждом из ашрамов распорядок дня имеет свои отличительные особенности, но главной среди них всегда остается строжайшая дисциплина. В основном соблюдаются такие предписания:

  • 4 утра – подъем, бхаджаны (религиозные песнопения) и гимн восходящему солнцу;
  • после 6 – арати (коллективный огненный ритуал);
  • днем – даршаны, медитация, лекции, сатсанги, и проч.;
  • вечером – поклонение божеству (пуджи).

Ашрам Каши

Перед тем, как попасть в ашрам, следует позаботиться о приобретении белой робы (сари либо пенджаби), иногда – бордовой. Больше ничего не понадобится, кроме предметов личной гигиены. Также необходимо учесть, что в коммунах наложено табу на мясные продукты, алкогольные напитки, табачные изделия. Коллектив неукоснительно соблюдает ЗОЖ и вегетарианское питание.

Еще в большинстве общин практикуют социально полезный труд. Никто никого ни к чему не принуждает – все происходит добровольно. Такая деятельность называется карма-йога. Данный термин обозначает качественное выполнение обязанностей, которое не нацелено на достижение результатов. Все это касается исключительно дальневосточных организаций. Зарубежные (например, ашрам Шамбалы) устроены совершенно иначе и несут негативный оттенок.

На территории Индии в среднем насчитывается несколько тысяч подобных духовных сосредоточений. Есть и строгие классические места, и вполне демократичные. Если первые полностью посвящены религиозным практикам, то вторые нацелены на привлечение туристов.

К традиционным относятся йога-ашрамы. В их программе проживания упор делается на асанах. Изучение священных текстов находится на втором плане – ему отводится минимум общего времени. Такие коммуны сосредоточены в основном в Ришикеше. Типичные индийские ашрамы располагают аскетичными спартанскими условиями: матрасы прямо на полу, спальни на 5-10 человек. Туристам предлагается совершенно другая обстановка: современные масштабные культурные центры с гостиницами и всеми благами цивилизации.

Например, всемирно известная организация Ошо изначально была классической общиной. Сейчас она считается международным медитационным курортом и вмещает:

  • бары с безалкогольными коктейлями;
  • холлы для конференций;
  • танцевальные клубы;
  • университетские помещения;
  • интернет-залы;
  • доступное книгохранилище.

Ришикеш

Здесь есть и самое главное, что делает все ашрамы Индии духовными пристанищами – просветленный гуру, который несколько раз в сутки общается с паломниками. Так или иначе, даже в подобном, казалось бы, суетливом месте можно отрешиться от цивилизации и всерьез заняться самосовершенствованием и самопознанием.

Sri Aurobindo Ashram

Карма-йога в развитых коммунах бывает очень интересна. Она включает:

  • уход за животными;
  • работу в оранжерее;
  • присмотр за огородом;
  • преподавание в школе.

Умение безвозмездно трудиться и помогать другим – путь к духовному развитию. Тем более, на членах общины держится вся ее инфраструктура.

Ашрам Вишва Шанти

Как попасть в ашрам

Этот вопрос волнует многих, ведь подобные организации – подходящее место для отдыха от житейских проблем. Если в индийских семьях распространена традиция отправлять детей в ашрам на несколько месяцев, то иностранцам не так просто там оказаться.

Ездить за рубеж к гуру у американцев и европейцев стало популярно после 1968 года, когда «Биттлз» посетили Махариши. Чтобы побывать в классической коммуне, не обязательно заранее записываться в очередь – зачастую есть места для каждого. Там разрешают селиться на любое время: несколько недель, месяцев, лет. Естественно, не стоит путать духовные индийские общины и сектантские организации, похожие на ашрам Шамбалы – это разные вещи.

Саптариши Ашрам, Харидвар

С современными крупными заведениями необходимо созваниваться или списываться – у них есть сайты, где указаны номера телефонов. В центрах следует оплачивать занятия йогой, койко-место гостиницы или общежития. Есть пункты без определенных расценок – каждый вносит пожертвования, которые обычно не слишком большие. Таким образом, в зависимости от условий стоимость проживания составляет 2-60 долларов в сутки.

Каждый человек, который становится на путь поиска внутреннего «Я», хотя бы раз в жизни задумывается о посещении лекций какого-нибудь известного гуру. Такую возможность предлагает ашрам. Популярность подобных организаций неукоснительно растет. Сюда съезжаются, чтобы спастись от существующих проблем внешнего мира, получить новые знания, погрузиться в изучение постулатов религии и просто разобраться в себе. И это, определенно, помогает.

Vishalakshi Mantap

Ашрамы Индии — общая информация

Каждый человек, ставший на путь духовного развития, хотя бы раз задумывался о поездке в индийский ашрам, а однажды побывав там, непременно возвращается. Ашрамы Индии стали популярны еще во времена Beatles, и с каждым годом их популярность только растет. Сюда приезжают, чтобы разобраться в себе, получить знания от гуру, погрузиться в древнейшую религию или просто укрыться от проблем внешнего мира. Можно поселиться на неделю или месяц, а некоторые остаются и на год.

Что такое ашрам?

В переводе с санскрита ашрам приближенно означает «место без боли», часто переводится и как «защита». Ашрам — это спиритуальное место, где под руководством гуру, или духовного лидера, занимаются духовными практиками люди, своего рода коммуна или община.

Как правило, в программу входит изучение ведических текстов, культурных традиций Индии, нередко йога и музыкальные классы, но самая важная составляющая, конечно, встречи и беседы с учителем, ради этого и приезжают в ашрамы.

Ашрамы самых известных мастеров находятся на юге Индии: ашрам Сатья Саи Бабы в Путтапарти, ашрам Шри Ауробиндо в Ауровиле, ашрам Ошо Раджниша в Пуне.

Уклад и правила проживания

Жизненный уклад в ашрамах может отличаться, но, как правило, соблюдается строгая дисциплина и установлен четкий распорядок дня.

  • Подъем в 4 утра с гимном солнцу и песнопениями (баджанами);
  • с 6.00 коллективное пение мантр (арати);
  • далее медитация или лекции, даршаны и сатсанги, или встречи с учителем;
  • а по вечерам — пуджи (огненные ритуалы).

Часто в распорядок дня входит и общественно полезный труд (карма-йога — выполнение обязанностей самих по себе, без привязанности к результатам). Трудиться не заставляют, дело добровольное.

Смотрите так же:  Мер брачный договор

Для длительного проживания в ашраме предпочтительно приобрести белую робу (пенджаби или сари), часто требуется еще и бордовая (например, в ашраме Ошо в Пуне), а больше вам ничего и не понадобится, разве что зубная щетка и прочие предметы гигиены.

Во всех ашрамах вегетарианское питание, мясные продукты запрещены. Разумеется, табак и алкоголь также под запретом.

Стоимость проживания

Условия проживания в большинстве ашрамов довольно аскетичные, а некоторых даже могут повергнуть в шок. Впрочем, не везде послушникам предлагаются комнаты, да и если не устраивают условия в ашраме, можно жить за его территорией в отеле или гестхаусе.

Цены на проживание в ашрамах колеблются от 2 до 60$ в сутки в зависимости от условий. В среднем месяц проживания в ашраме обходится в 100-150$.

Существуют и так называемые йога-ашрамы, где в программу проживания обязательно включена йога, и упор делается именно на выполнении асан, в то время как на изучение священных текстов отводится минимум времени. Основные йога-ашрамы сосредоточены в Ришикеше.

Популярные индийские ашрамы

Расположение ашрамов на карте Индии

Не стоит рассматривать ашрам как курорт или место отдыха, как и не стоит ждать инсайта во время даршана с мастером. Во время пребывания в ашраме лучше всего погрузиться в самосозерцание и обнаружение своей истинной природы. И не так важен учитель, как самодисциплина и желание познать себя.

Понравилась статья? Скорей подписывайтесь на обновления сайта по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Twitter, Facebook или Google Plus.

Есть свое видение по поводу статьи? Тогда комментарии вам в помощь: обсуждайте, спрашивайте и делитесь мнениями прямо на сайте!

Семь легендарных ашрамов Индии

Учителя и их ашрамы

Ашрам «обнимающей святой» Аммы

Ашрам йогина и врача Шивананда

Международный Медитационный Курорт Ошо

Ашрам Махаватара Бабаджи в Индии

Духовный центр Учителя Ауробиндо

Ашрам Шри Сатьи Саи Бабы в Индии

Ашрам гуру «Beatles» Махариши

Уклад жизни в ашрамах Индии

В ашрамы Индии приезжают по разным причинам. Одни что-то ищут, другие от чего-то бегут, третьи — хотят отдохнуть. Но, в основном, это люди, познающие себя, свой путь. И где же искать его, как не в Индии, на родине многих просветленных учителей человечества.

В Индии много святых людей. Чаще всего их можно встретить в духовных центрах

Учителя и их ашрамы

Ашрам в переводе с санскрита «место без боли». Еще одно значение — «труд», что тоже недалеко от истины, так как здесь трудятся все — от настоятеля до ученика, причем, и духовно, и физически. По сути устройства, ашрам — это коммуна, община, сплоченная вокруг гуру. Здесь под руководством наставников люди из разных стран занимаются йогой, духовными практиками, поют мантры, медитируют, стремясь познать сущность бытия.

После выхода фильма «Ешь, молись, люби. » волна интереса к ашрамам возросла

В Индии насчитывается несколько тысяч духовных центров. Познакомим с наиболее посещаемыми из них и их основателями.

  1. Амма. Ее духовный центр расположен вблизи города Валликаву, что в штате Керала.
  2. Ошо Раджниш. Чтобы попасть в Медитационный курорт Ошо, последователи отправляются в Пуну, Махараштра.
  3. Хайдакхан Бабаджи. Ашрам махаватара можно посетить в Хайдакхан, Уттар Прадеш.
  4. Шри Ауробиндо. Ашрамов этого великого учителя в Индии три — Пондичерри, Ауровиль, Дели.
  5. Сатья Саи Баба. Ашрам этого гуру расположен в Путтапарти, штат Андра Прадеш.
  6. Шивананда. В индии всего два ашрама Шивананда, которые принимают гостей — в Ришикеше, Утаранчал и Тривандрум, Керала.
  7. Махариши (Махеш Йоги). Ришикеш, штат Утаранчал.

В ашрамах люди находят не только просветление, но и друзей

Ашрам «обнимающей святой» Аммы

Одним из самых крупных в Индии считается Ашрам Аммы, что в округе Коллам. Его духовный лидер — Мата Амританандамайи, или «Аммачи» (мать, матушка). Ежедневно добрым словом она направляет на путь духовной истины тысячи учеников, стекающихся в Индию со всех уголков планеты. В «страну богов» приезжают, чтобы стать «ребенком Аммы» и получить благословение через объятия.

Объятия Аммы даруют благословение, утверждают ее «дети»

Сегодня тут вырос целый маленький городок. Он включает не только храмовый комплекс, но и общежитие, библиотеку, почту, аюрведическую клинику и даже свой детский сад. Ведь в ашрам Аммы разрешено приезжать с детьми. Для паломников введен обязательный дресс-код — белая одежда, ее цвет в Индии символизирует чистоту и открытость.

Жилые здания ашрама Аммы

Ашрам йогина и врача Шивананда

Этот духовный центр основал в Индии мастер йоги Свами Шивананда. Здесь нельзя остановиться проездом. Если вы захотите поселиться в этом индийском ашраме, то нужно подготовить обстоятельное письмо, где аргументированно изложить цель приезда. Если вы подойдете, то питание и жилье будут для вас полностью бесплатными.

Многие паломники предпочитают селиться рядом и за символическую плату посещать медитации, занятия по хатха-йоге и лекции по философии. Для посетителей этого ашрама Индии предпочтительна просторная, непрозрачная одежда.

Высокие оценки и положительные отзывы достаются пляжам южной части Гоа заслуженно

Международный Медитационный Курорт Ошо

Коммуна или ашрам Ошо в Индии основана духовным гуру — учителем Бхагван Шри Раджниша. Ашрам Ошо в Индии — это один из самых больших мировых центров персонального роста человека и медитации. Главная цель занятий в ашраме — раскрепощение сознания, освобождение от стереотипов и шаблонов, а также участие в духовных практиках. Но чтобы попасть в этот индийский ашрам, нужно обязательно сдать тест на СПИД.

После коммерциализации ашрама количество паломников значительно сокркатилось

В ашраме есть свой дресс-код — длинное бордовое (маруновое) платье. Считается, что этот цвет увеличивает коллективную энергию медитации.

Ошо — основатель духовного центра и духовного направления нью-эйдж

Ашрам Махаватара Бабаджи в Индии

Недалеко от столицы Индии находится духовный центр для всех, кто занимается йогой — Ашрам Бабаджи. Этот ашрам можно назвать одним из самых гостеприимных. Даже самые скромные бытовые условия не становятся преградой для тех, кто желает найти духовное очищение и развитие. Одним из видов практики является омовение в священных водах реки Ганг, а также огненная церемония. Это очищение помогает достичь духовной свободы.

Ашрам Бабаджи расположен в труднодоступном месте Индии

В индийском ашраме запрещается надевать открытую одежду. Одежда должна быть свободной и непрозрачной. В идеале — индийское сари/лунгхи.

Махаватар Бабаджи делился с людьми мудростью с 1970 по 1984 год

Духовный центр Учителя Ауробиндо

Основал этот духовный центр в Индии просветленный Мастер и Учитель Шри Ауробиндо. В настоящее время ашрам вместе с городом-экспериментом Ауровилем образуют самодостаточную коммуну. Здесь в гармонии и взаимоуважении живут представители многих национальностей. В индийском ашраме для посетителей не предусмотрена специальная программа духовных практик. Основная цель, ради которой приезжают паломники — это медитация на могиле гуру Шри Ауробиндо и Матери. Паломники стремятся посетить уникальное сооружение, Матримандир, большую сферу, внутри которой находится зал для медитации.

Поклонение Учителю Ауробиндо и Матери

В таких гостевых домиках останавливаются паломники Ауровиля

Ашрам Шри Сатьи Саи Бабы в Индии

Ашрам Шри Сатьи Саи Бабы (или «Место наивысшего покоя») построен более сорок лет назад на пустыре. Сегодня это маленький городок, в котором есть все необходимое для жизни. Неподалеку разместились университеты и школы, которые основал ашрам. Интересен и Музей религий. Этот духовный центр в Индии посещали многие сильные мира сего, в том числе голливудские актеры и политики.

Духовный учитель Сатья Саи Баба

Паломники могут размещаться в отдельных номерах или в просторной комнате, которая вмещает до 150 гостей. В ашраме женщинам необходимо надеть традиционную для Индии одежду — сари или пенджаби. Как вариант, возможна белая юбка и кофта, на плечи и голову нужно накинуть шарф. Для мужчин предпочтителен светлый костюм. А самая распространенная обувь для всех — сандалии.

Медицинский институт, основанный ашрамом Саи бабы

Ашрам гуру «Beatles» Махариши

Один из самых легендарных ашрамов Индии. Когда-то сюда стремились паломники со всего мира, в том числе и знаменитые музыканты «Битлз». Ныне Ашрам Махариши в запустении. От величественных сооружений, оборудованных кондиционером, сантехникой и другими благами цивилизаций, остались заброшенные корпуса, разрисованные залы и живописные развалины, в которых хозяйничают дикие джунгли. В 1968 году в Индию, в ашрам Махариши приехали участники «ливерпульской четверки». Но, не выдержав строгих условий, биттлы вскоре покинули ашрам.

Ливерпульская четверка проторила дорогу европейцам и американцам в индийские ашрамы

После этого центр принимал паломников еще полтора десятка лет. В 80-тых власти Индии основали на землях ашрама Национальный парк Шахаджи. За пару дней ашрам опустел. А гуру Махариши уехал из Индии на Запад.

Знаменитый на весь мир ашрам сейчас постепенно поглощается джунглями

Уклад жизни в ашрамах Индии

В ашрамах Индии довольно строгий распорядок дня. Обычно это ранний подъем, занятия йогой, медитации, работа с ведическими текстами, знакомство с традициями страны, а также обязательные духовные беседы с учителем.

Смотрите так же:  Каперская лицензия

Взгляд индийских святых людей завораживает надолго

Для жизни в ашрамах Индии установлены правила:

  • Дисциплина с соблюдением распорядка дня
  • Определенный вид одежды или ее цвет
  • Вегетарианское питание. Полный запрет алкоголя, табака и наркотиков
  • Трудотерапия. Считается, что через физический труд члены общины обретают душевное спокойствие и равновесие
  • Быт с минимальными удобствами. Впрочем, основное население Индии живет в таких же нешикарных условиях
  • Символическая плата за проживание, питание и участие в некоторых программах

Самоотверженное выполнение повседневных обязанностей на благо других и Бога

Условия проживания в ашрамах могут оказаться аскетичными

Желающие попасть на церемонию Ганга-пуджа специально выбирают даты поездки в ашрам

Условия проживания в каждом духовном центре Индии считаются весьма скромными. Поэтому любители комфорта предпочитают проживание в соседнем отеле, а в ашрам приходить на занятия. В среднем месяц проживания в индийском ашраме обойдется в 100-150$.

Найти свой свет, увидев его в других.

У большинства ашрамов Индии есть свои интернет-ресурсы. Приняв решение приехать сюда, не поленитесь связаться, чтобы забронировать место и не пропустить встречи с духовным гуру, который может быть в отъезде.

В Индию за просветлением: жизнь в ашраме

Идея поехать в ашрам посетила меня задолго до выхода бестселлера «Есть, молиться, любить» Элизабет Гилберт. В ашраме (слово переводится с санскрита как «место без боли»: «шрам» – боль, «а» – отрицание), мне казалось, наступает ясность в голове, отчего жизнь начинает играть новыми красками. Опыт мгновенно прославившейся писательницы укрепил меня в этой мысли. Осталось решить, куда ехать – в Индии ашрамов, как в Советском Союзе колхозов. Я сразу решила, что ехать по следам Гилберт в ашрам Gurudev Siddha Peeth будет по меньшей мере банально. Тем более что после фильма с Джулией Робертс там наверняка не протолкнуться из-за армии почитателей талантов обеих. Ашрам – это не просто место сбора людей по интересам; туда едут к учителю, к гуру. Он (реже – она) – лицо ашрама, его философия и концепция. Друзья-йоги посоветовали ехать к Амме. Кто она и почему именно к ней, я, к своему стыду, понятия не имела. Мне лишь сказали, что это настоящий ашрам, а не туристический аттракцион, вроде­ meditation resorts, которые предприимчивые индийцы открыли, чтобы европейцы поделились с ними своими деньгами. Там вам и трехразовое питание, и спа, и номер с джакузи. Это не то что для ашрама, а для Индии в целом непозволительная роскошь.

За счастьем я на неделю лечу в город Тируванантапурам, в 110 километрах от которого среди пальм есть ашрам «Амритапури». Туда из Дубая я летела не в компании наркоманов с дредами, которые обычно заполняют самолеты в Гоа, а с индийцами-гастарбайтерами. Их партиями вывозят на стройку века в Арабские Эмираты. В очереди на паспортный контроль я простояла часа три, хотя прибыл лишь один самолет – из иностранцев в нем была только я и пожилая пара из Испании (они предпочли путешествовать по Индии самолетами, а не поездами и автобусами за девять рупий, где лошади сидят рядом с людьми). Зато в ашрам я доехала с ветерком – на поскрипывающем джипе 1970 года выпуска. Это ашрамное такси, которое я заказала еще из Москвы. Кто бы мог подумать – у ашрама собственный автопарк?! «Несколько лет назад Амма купила машины, чтобы ни от кого не зависеть. Тут я научился водить машину, и теперь это моя сева», – объясняет водитель Рами, молодой парень, который последние шесть лет живет в ашраме. Амма приютила его после того, как в страшном цунами 2004 года погибли его родители, а дом смыло. «У нас еще есть типография, шоколадная фабрика, клиника, прачечная, школа и даже собственный пляж – все, чтобы жить автономно». По индийским меркам Рами, наверное, ас, но я чуть концы не отдала, когда в оживленном потоке по разбитой дороге он мчался по встречной полосе.

«Aum Amritashwaryai Namah», – поприветствовал меня в ашраме необыкновенно длинный блондин в очках и белом платье в пол. Его зовут Гаутам, но на самом деле это просто Брайан из Калифорнии. «Всем своим ученикам Амма дает духовные имена. Мое означает “просвещенный”, – объяснил он. В ашраме он живет уже десять лет и занимается связями с общественностью. Бесплатно и добровольно. Во всех поездках по Индии и по миру он сопровождает Амму. Застать ее в ашраме можно два-три месяца в году – все остальное время она путешествует с благотворительной и просветительской миссией. Сейчас она на месте, и к ней, кажется, съехался весь свет. Поэтому первое, что мне бросилось в глаза и, признаться, смутило, – жуткое столпотворение народа в ашраме, хуже, чем в час пик в метро. Совсем не так я представляла себе место, где медитируют и размышляют о смы­сле бытия. Гаутам – мужчина в самом расцвете сил, ему 35 лет, и я не удержалась и в лоб спросила, на что он живет, ведь в ашраме нет товарно-денежных отношений, зарплат, бонусов и прочих радостей цивилизации. «Здесь другой ритм жизни, да и расходов почти нет. У меня есть два платья, еда бесплатная, жилье тоже. Никакие налоги платить не надо. А что еще нужно? – без тени иронии отвечает Гаутам. – Но все-таки пару месяцев в году я бываю дома, в Калифорнии, и подрабатываю учителем. Заменяющим – когда кто-то заболел или прогулял. Заработанных там денег хватает на мелкие расходы. В придачу почти всем, кто здесь живет, помогают родители и родственники». Комнату метров в десять он делит еще с двумя постояльцами – оба из Индии. Меня поселили на стольких же метрах, но одну (150 рупий в сутки, то есть около ста рублей). Хотя здесь приветствуется совместное проживание с кем-то (естественно, одного с тобой пола) – в целях экономии места. Особенно, когда Амма в ашраме и приезжают тысячи человек. В моей комнате на восьмом этаже – торжество минимализма. Железный шкаф, стол, стул и матрас, брошенный на деревянный каркас, на окнах решетка. Горячей воды нет. Зато туалет не на улице. «Хватит капризничать! – сказала я себе. – Ты ехала в ашрам, а не в пансионат “Подмосковные липки”».

На улицу, к людям, я спустилась на лифте. Одна. И зря – на первом этаже индианка, которая тут, видимо, комендант общежития, сделала мне замечание: нехорошо на лифте в одиночку кататься, нужно дождаться, пока туда не набьются под завязку. Электричество нужно экономить!

Teрритория ашрама, которая­ занимает не меньше пяти гектаров, находится на полоске суши между Индийским океаном и Аравийским морем. Со стороны океана – только рыбацкая деревушка и заросли кокосовых пальм. А на другом берегу – огромный комплекс Amrita University, который Амма построила на пожертвования. Других источников финансирования всех ее благотворительных и социальных проектов нет.

Тут везде люди – ходят, болтают, едят, молятся. Дресс-код строгий, почти пуританский – никаких голых частей тела. В почете белый цвет – Амма всегда ходит в белом. У мужчин костюмы a la Стивен Сигал – легкие брюки и распашонки на пуговицах. Или балахоны, как у Гаутама.

За последние годы ашрам так разросся, что стал похож на поселок городского типа с общежитиями, кухнями, столовыми, складом продуктов, огромным залом для собраний и, конечно, храмом, с которого тридцать лет назад все начиналось. Он стоит на месте дома родителей Аммы. При рождении ей дали имя Судхамани («сокровище»), сейчас она известна всем, как Мата Амританандамайи, что переводится с санскрита как «Мать абсолютного блаженства» (или, сокращенно, Амма – то есть «мама» на языке малаялам, на котором говорят Амма и жители штата Керала, где находится ашрам). С детства она вела себя необычно – обнимала людей, пела им песни, и боль с невзгодами как рукой снимало. К ней стали стекаться страждущие со всей Индии, хотя по индийским нормам приличия Амма творила недопустимое – прилюдно обнимала незнакомых мужчин и даже целовала их. К своим 57 годам Амма прижала к груди около двадцати восьми миллионов человек по всему миру. «Почему вы обнимаете людей?» – «Как это объяснить? Это то же самое, что спросить, почему река течет». Но это не просто объятия доброй женщины – мне сказали, что таким образом она передает свою чистую энергию детям (так она называет своих последователей), а с ней приходят очищение и внутреннее исцеление. Своим примером она передает высшую истину о смирении, доброте и бескорыстном служении людям. О себе она говорит так: «Я – слуга слуг. Это жизнь для других. Счастье детей является богатством и здоровьем Матери». Амма никого не просит жить в ашраме – для тех трех тысяч человек, которые постоянно «дежурят» здесь, это исключительно собственный выбор. «Живите в городах, работайте, рожайте детей – главное, не забывайте делать добрые дела и помогать бедным», – вот единственное, о чем просит Амма.

Смотрите так же:  Заявление в администрацию о предоставлении земельного участка в аренду

Как любого нормального человека, меня мучил вопрос: «А может, это секта?» Почему все эти люди вдруг стали ходить в белом, с блаженными лицами, жить на деньги родителей и трудиться на благо человечества? Может, у себя дома они были неудачниками­, которые сбежали сюда от трудностей? Такие претензии у меня были к американцам, европейцам, русским, которые живут здесь или просто приезжают погостить. Уж очень искусственными мне казались их нарочито счастливые лица – вместо умиления они вызывали раздражение. Чего не могу сказать об индийцах, которые едут в ашрам с семьями, детьми и остаются на выходные или на всю жизнь. Они органичны в этом мире, у них это в крови. Ведь для индусов (людей, которые исповедуют индуизм) наличие гуру и поход в ашрам – обычное дело, которое лежит в основе их веры, эта традиция существует тысячелетиями. В Индии даже неприлично не иметь гуру. Но, поговорив с Аммой и увидев плоды ее благотворительной работы, я поняла, что сектанты такого делать не будут. В ашраме не промывают мозг, не принуждают, не проповедуют аскетизм – все очень мирно и по обоюдному согласию.

Первое общение с Аммой тронуло меня не то что до слез, а почти до истерики. По пятницам в ашраме проходит сатсанг, когда собираются тысячи людей и задают Амме вопросы, в основном о Боге, о смысле сущего, о любви ко всему живому, а после она поет, вскидывая руки к небу. После трехчасового коллоквиума к ней начинают подходить люди из зала – обниматься. Мне повезло. Сквозь толпу я иду к ней, она смотрит на меня, улыбается. и я начинаю плакать. Ни с того ни с сего. Я сажусь перед ней на колени, она по-матерински прижимает меня к груди, гладит по голове – я, не понимая, что со мной, говорю: «Добрый вечер!» на русском, и она начинает на ухо приговаривать: «Моя деточка, моя дорогая дочка. Мама-мама». По-русски. Я лежу у нее на груди и рыдаю, как младенец. Это длилось минуту от силы, но, казалось, перед моими зареванными глазами пронеслась вся жизнь. Амма потрепала меня за щеку, дала леденец и сверток, в котором был пепел. Потом мне сказали, что это пепел священного для индусов дерева, которое сгорает дотла и остается лишь пыль. Я села в уголок и обливалась слезами еще с полчаса.

Амма, как мать большого семейства, заботится о том, чтобы все были накормлены – часто она кормит прихожан с рук (в прямом смысле слова). Особенно по вторникам – это Meditation Day, или бхаджан. Все собираются в главном храме, Амма разговаривает и поет о Боге, после чего раздает еду: рис с карри и лепешки.

Еда в ашраме исключительно вегетарианская, ее, как в пионерлагере, готовят в больших чанах. Кухни здесь две. Индийская – бесплатная, там дают досу (лепешку с начинкой из картошки или овощей). Европейская – за деньги, но смешные. Там есть и пицца, и паста, и соевые бургеры, и пироги. Стоит все 15 или 30 рупий (то есть 10 или 20 рублей). Естественно, никакого алкоголя и сигарет. Едят все из железных мисок, которые каждый за собой моет и вытирает полотенцем. Вилок нет – только ложки. Но вообще в Индии принято есть руками. То ли от эмоционального потрясения, то ли от вида армейских котлов, но аппетит у меня совсем пропал. На ужине, пока я медитировала над салатом из овощей, тушеными бобами и макаронами с чем-то, ко мне подошла девушка лет семнадцати. Елена приехала из Швейцарии, в ашраме она уже полтора месяца, через неделю – домой, доучиваться в колледже. В первый раз ее привезли сюда родители в четыре года. Они – музыканты, «очень духовные люди». «Я обожаю досу. В Швейцарии страшно скучаю по этим лепешкам», – она помогла мне определиться с выбором. Еду здесь, как я поняла по пустым тарелкам окружающих, оставлять не принято – пришлось через силу затолкать ее в себя.

ЗА 57 ЛЕТ АММА ПРИЖАЛА К ГРУДИ ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК.

В ашраме жизнь начинается в пять утра с арчаны. Это часовая медитация в храме (только для женщин), которая сопровождается пением ста восьми имен Божественной матери. Просидеть час в позе лотоса я так и не смогла – ерзала, ворочалась, ноги затекали. Каждое утро с рассветом я, признаться­, ходила туда, как на хороший живой концерт. Пели потрясающе, моя душа им подпевала.

Кроме духовных практик, вроде утренних «концертов», йоги, прогулок к океану (купаться там нельзя – очень большие волны) и чтения «Анны Карениной», я свое время заняла общественно полезным трудом. Здесь приветствуется добровольная работа – сева, но можно бездельничать и медитировать днями напролет. Но народ не сидит сложа руки. Особенно иностранцы – они готовы драить полы в храме, стирать постельное белье в промышленном количестве, сортировать мусор. В храме есть Seva Desk, где вам с радостью дадут выбор из сотен вариантов. Мне на работу помогла устроиться француженка Вани (в миру Дэйзи), ей 29 лет, из которых последние шесть она провела с Аммой. Здесь она главная по тарелочкам. Я предложила свою помощь, и оставшиеся шесть дней с семи до десяти утра в компании еще девяти добровольцев строгала по 30 кг помидоров, 50 тыкв, 25 кг лука, 45 кг огурцов, тазиками выжимала сок из лимонов, резала нерафинированный тростниковый сахар, из которого пекут вкуснейшие печенья. Они и составили основу моего недельного рациона. Учитывая, что дома на кухне я готовлю только чай, за первые три часа непрерывной резки я стерла пальцы в кровь. Моими помощницами (точнее, я – их) были в основном французские дамы – божьи одуванчики лет пятидесяти. Они искренне мне обрадовались: «Parlez-vous francais?» «Solo Ingles y Espanol», – честно призналась я. Они искренне расстроились, что кто-то может не говорить на их прекрасном языке, и больше ко мне почти не обращались. Я придумала себе еще одну персональную сева – подниматься на восьмой этаж пешком. Пусть на лифте катаются старики и дети. Еще два раза я напросилась вести класс йоги. На занятие пришла женщина лет пятидесяти – Винея из Чили. Она ветеран в ашраме – живет тут двадцать лет. Рассказала, что пришла тут в чувство после болезненного развода и решила не уезжать. В ашраме она работает в мастерской, делает кукол из ткани – Амму, богов Ганешу, Кришну, Шиву. Еще пришли три пухленькие немки и под моим руководством в первый раз встали в позу «собака мордой вниз».

Особенное оживление в ашраме бывает по средам, четвергам, субботам и воскресеньям, когда Амма проводит даршаны. В индуизме это означает «лицезреть Бога». Даршан можно получить от великого мастера – в храме ему поклоняются, слушают напутствия, но прикасаться к нему запрещено. У Аммы более женский, материнский подход к даршанам (как, впрочем, и ко всему, что она делает) – она обнимает всех желающих, каждому даст совет и благословение. «Не общение словами, а непосредственное взаимодействие энергиями любви – такой у меня подход к людям», – объяснила мне Амма. Даршаны в «Амритапури» начинаются ближе к полудню и длятся­ до последнего «клиента» – обычно часов до 11–12 ночи. Я стала свидетелем «встреч», на которых собиралось тысячи по четыре человек в день. Все это время Амма не встает с места, не ест и не пьет. Рассказали, что однажды в свой день рождения (27 сентября) она провела даршан на двадцать тысяч человек – уложилась в двадцать два часа (!). Чтобы не создавать давку, Амма придумала выдавать талончики-токены, по ним понятно, когда подойдет твоя очередь – через три часа или десять. На даршанах Аммы можно сидеть часами, как на медитации, и просто наблюдать, как идет нескончаемый поток благостных лиц и люди падают перед великой женщиной на колени.

За неделю послушного исполнения всех ашрамных ритуалов я поняла, что еще не готова к просветлению, не хочу есть из общего котла, спать на матрасе и часами петь мантру «Ом». Меня больше занимают страсти, которые кипели в домах Карениных и Вронских.

Author: admin