Профессиональные требования к социальному работнику

Требования к современному социальному работнику

Современный социальный работник — это специалист в области социальной инженерии и социальных технологий. Как социолог и педагог, он глубоко знать правовые, моральные, психологические регуляторы жизнедеятельности людей, должен быть способным и готовым прийти им на помощь, предоставлять ее квалифицированно, доброжелательно и терпеливо.

Независимо от конкретных условий профессиональной деятельности специалист по социальной работе должен:

— Знать теоретические и методологические основы социальной работы, ее исторические корни, традиции, отечественный и зарубежный опыт, современные задачи, методы организации социальной защиты населения;

— Иметь навыки социально-психологического и ситуационного анализа, диагностики условий и уровня жизнедеятельности различных социальных категорий и групп населения;

— Уметь проводить социологические исследования, прогнозировать развитие социальных процессов и учитывать их результаты в своей работе, а также при урегулировании социальных конфликтов;

— Обладать организаторскими способностями, высокой общей культурой, педагогическим талантом, быть коммуникабельным, общительным, сочувственным, готовым к самопожертвованию;

— Иметь необходимое методико-психологическую подготовку, быть наблюдательным, внимательным, милосердным, выдержанным, скромным и т.п.;

— Быть готовым оказывать квалифицированную юридическую помощь в защите прав клиентов.

В социальной работе существуют критерии компетентности социальных работников общего профиля, которые отчетливо очерчивают содержание их деятельности и ожидания клиентов, общества от него.

Теоретические положения об общественном назначении, сущность социальной работы, нормативные требования к ней, анализ реальной практики специалистов свидетельствуют, что надлежащая компетентность социального работника предусматривает следующие умения:

1) выявлять и оценивать ситуацию при необходимости начать, усилить, восстановить, защитить или довести до логического завершения отношения между людьми, с социальными институтами;

2) оценивать проблему, поставленную цель и способы ее достижения; уметь разработать план действий, направленных на восстановление или развитие жизненных ресурсов и благополучия человека;

3) стимулировать индивида к решению проблем, избежать стрессов, личностного развития;

4) быть посредником между клиентами и организациями, структурами, которые обеспечивают людей ресурсами, услугами и возможностями;

5) эффективно вмешиваться в процесс решения проблем и уязвимых групп населения;

6) содействовать эффективному и гуманному функционированию систем, организаций, которые обеспечивают людей услугами, ресурсами и возможностями;

7) принимать активное участие в создании новых систем услуг, ресурсов и возможностей, учитывая запросы потребителей услуг; стремиться нейтрализовать действия организаций, которые создают препятствия для потребителей услуг;

8) оценивать степень вмешательства и достигнутых изменений;

9) постоянно оценивать свой профессиональный уровень и развитие, поведение и приобретенные навыки;

10) содействовать совершенствованию услуг, развивая профессиональные знания, поддерживая стандарты и этические нормы профессии.

Профессиональное становление специалиста по социальной работе является многогранным и непрерывным процессом. Его развитию способствуют глубокому пониманию особенностей выбранной профессии, ее значимости для общества, осознанный профессиональный выбор и системная работа над собой.

Самодвижение личности к вершинам профессионального мастерства охватывает следующие стадии:

а) оптацию (желание, избрание) — формирование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности;

б) профессиональную подготовку — формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных проблем;

в) профессиональную адаптацию — вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятельной профессиональной деятельности;

г) профессионализацию — формирование профессиональной позиции, интеграцию личностных и профессионально важных качеств, умений в значимые образования;

д) профессиональное мастерство — полное реализацию, максимальное проявление личности в профессиональной деятельности (творчески-креативный принцип) на основе подвижных интегральных психологических новообразований.

В формировании, самоформирования личности социального работника важная роль принадлежит профессиональному воспитанию. В широком смысле это происходит в процессе трудовой и общественной жизни, в узком в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов по социальной работе, способных работать в нестандартных, изменяющимся учебных заведениях.

Основательное овладение профессиональными знаниями и навыками предусматривает: создание условий для свободной реализации разума и чувств будущих социальных специалистов, что является основой освоения принципов гуманизма и способов проявления человечности; творческую направленность учебного процесса, подготовку студентов к вхождению в систему профессиональной деятельности «человек — человек», успешной адаптации в ней, создание условий, при которых каждая учебная группа была бы своеобразной лабораторией развития навыков общения, взаимодействия, эффективной коммуникации.

Не менее важна ориентация учебного процесса на развитие уникальности и неповторимости личности будущего социального работника, что является основой формирования его индивидуального стиля работы, на осознание им значимости избранной профессии, выработка умения реалистично оценивать свои возможности, достоинства и недостатки, навыков работы над собой.

Начальной стадией профессионального воспитания социальных работников является профориентация — комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора молодым человеком своей будущей профессии в соответствии с индивидуальных склонностей, предпочтений, способностей и общественной потребности. Завершается профориентация фактом выбора профессии. Дальнейшими составляющими профессионального воспитания является подготовка к сознательному достижению предполагаемой цели, овладения профессией, начало и становление самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации.

Основой всестороннего и эффективного профессионального воспитания будущего специалиста по социальной работе является соблюдение следующих принципов:

а) принципы творческого саморазвития. Предполагается сочетание логического и эвристического (поискового, творческого), рационального и эмоционального, осуществление саморазвития через непрерывное самосовершенствование, распространение собственного опыта, собственных знаний с одновременным заимствованием опыта коллег;

б) принципы самопознания. К ним относятся: ориентация на рефлексивное мышление; осознание своих сильных и слабых качеств, опора на сильные качества и работа над преодолением слабых, использование тестов самоконтроля, договоров с собой, самонаблюдения, самоанализа, анализа факторов своих успехов и причин неудач;

в) принцип соблюдения приоритетов практики. Суть его заключается в признании необходимости изучения теории с пониманием того, что критерием истины является практика. Практическая реализация идей, изучение теории происходит не только с целью осознания, но и для использования ее обобщений на практике;

г) принципы сотворчества преподавателя и студента

Творческая личность, независимо от возраста, вида деятельности, постоянно развивается, жадно впитывая новые знания, поощряя к сотворчеству всех, с кем он взаимодействует. Заботясь об успехах своих коллег, учеников не меньше, чем о своих, она проявляет к ним доверие, искренность, терпимость, придерживается демократических принципов во взаимодействии с ними, решении общих задач и т.п.

Распространены случаи, когда социальными работниками становятся люди, которые не имеют соответствующей профессиональной подготовки.

Например, бывшие клиенты, их родственники или люди, которые самостоятельно преодолели свои проблемы и стараются помочь другим. Они имеют жизненный опыт, который ценят клиенты, однако таким социальным работникам приходится осваивать базовые профессиональные навыки, развивать в себе необходимые качества. Для них в социальных службах организуют специальное обучение, призванное содействовать новичкам в приобретении целостного представления о задачах, функциях и правилах поведения социальных работников, что позволяет интегрировать знания, навыки, профессиональные и личные ценности, влияет на профессиональное развитие.

Такого подхода придерживается Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ, в центральном и региональных ячейках которой работают консультантами немало тех, кто имеет статус ВИЧ-положительного. Иногда социальный работник, даже должным профессионально подготовленный, с определенным опытом, может оказаться в проблематичном положении.

Часто это является следствием переоценки собственных субъективных представлений и установок относительно потребностей клиента, его ресурсов и возможностей развития («Я лучше знаю, что именно нужно клиенту»). Тогда он рекомендует клиенту не то, что нужно, а то, что считает правильным, полезным для него. Это свидетельствует о непрофессионализме. Поэтому важно всегда иметь в виду, что любое суждение о клиенте, восприятие его слов является лишь предвидением. Нередко высказывания клиента вызывают специалиста личные ассоциации, эмоции, которые мешают адекватному восприятию их содержания. Часто клиент скрывает собственные эмоции, опасаясь поссориться с социальным работником. В связи с этим следует помнить, что высказанные потребности клиента могут не соответствовать тому, что он действительно чувствует, переживает, что нужно.

Например, работник социальной службы для одиноких людей с функциональными ограничениями несколько лет подряд обслуживал клиента, который на первых порах все время выражал признательность социальной службе, потом перестал это делать и воспринимал услуги как должное, не выражая никаких нареканий. Но потом начал выдвигать различные конкретные жалобы относительно состояния здоровья и просьбы об увеличении объема социальных услуг. Как выяснилось, изменение поведения клиента не была связана с ухудшением его физического состояния, реальной потребностью в новых услугах, а основывалась на неудовлетворенной потребности в общении. Поэтому социальный работник должен четко различать, что нужно клиенту, выбирать правильный вид помощи: предоставить информацию или совет, найти ресурсы, поддержать эмоционально подобное.

Деятельность социальных работников реализуется в географическом, политическом, социально-экономическом, культурном и духовном контекстах, на которые обязательно должны учитывать настоящие профессионалы. Географический контекст определяет границы социальной работы (агентство, регион, нация, государство). Политический контекст характеризует общественный строй, политический режим, форма правления, обуславливающих формирование внутренней социально-экономической политики, в т.ч. основы социальной практики и практической деятельности социальных работников. От социально-экономического контекста зависит доступность для людей необходимых жизненных средств, а также условия получения образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения и защиты, уровень развития социальных услуг и социальной поддержки. Культурный и духовный контексты требуют от социального работника уважения к религиозным, культурным, духовным традициям личностей, семей, общин и наций, учет социальных ценностей общества, философско-политических воззрений, идеалов людей, с которыми им приходится общаться.

Профессионализм как высокий стандарт целенаправленной деятельности социального работника выражается прежде всего в ее стабильности и результативности, в эффективном индивидуальном стиле. Характеризуется он объективными и субъективными показателями.

Объективные показатели профессионализма социального работника определяются его соответствием профессии, личным вкладом в социальную практику, способностью профессионально решать проблемы клиента, оказывать помощь различным группам населения. Важным объективным критерием является также уровень профессиональных знаний и умений, которые: способствуют эффективному посредничеству между клиентом и государственными структурами, успешному функционированию в ролях организатора, координатора, технолога социальной защиты клиента; обеспечивают его влияние на социальную политику в регионе, обществе, умение анализировать процессы в социальной сфере, свою деятельность и прогнозировать их развитие в ближайшей и отдаленной перспективах.

Смотрите так же:  Как оформить запись в трудовой книжке о приеме на работу

Субъективные показатели профессионализма социального работника оговариваются его личностными качествами, которые зависят от особенностей течения основных психических процессов, сформированности коммуникативных навыков, умение действовать в сложных и неординарных профессиональных и психологических ситуациях.

Эффективность деятельности социального работника оценивается по следующим критериям:

— Анализ проблем клиентов и результатов их решения;

— Динамика привлечения клиента к различным видам социальной деятельности;

— Результаты включения взрослого населения в деятельность, направленную на улучшение социальных условий;

— Особенности социально-психологического климата в социуме;

— Уровень профессионального роста социального работника как специалиста.

В анализе профессионального уровня социального работника пользуются также процессуальными (использование методов, приемов, технологий), нормативно-этическими (усвоение и соблюдение в своей работе норм, стандартов, принципов, эталонов профессии) показателям. Не менее важны при этом его отношение к профессиональному обучению (стремление к обучению, повышение уровня квалификации, готовность изучать профессиональные теоретические и методические аспекты, обмениваться опытом с коллегами), инновационная настроенность (ориентация на новаторство, поиск индивидуального стиля, творческое использование различных методов и приемов соответствии с требованиями времени и конкретной ситуации).

SOCIOdoc Документальная социология

Основы социологии
Социологические процессы
Основные понятия социологии
Правовая социология

Социология (от лат. societas — общество + др.-греч. logos — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях..

Профессиональные требования к социальному работнику

Должность социального работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т. ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением.

Выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде.

Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:

диагностическая — заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»;

прогностическая — прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;

правозащитная — использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;

организационная — способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;

предупредительно-профилактическая — приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

социально-медицинская — организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

социально-педагогическая — выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

психологическая — оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

социально-бытовая — способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;

коммуникативная — устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Специфика функций социального работника предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, что отражено в этическом и профессиональном кодексе.

Профессиональные требования к социальному работнику

Профессия «социальный работник» введена в Российской Федерации в 1991 г. В квалификационном справочнике специалист по социальной работе наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т.д., оказывает содействие в их разрешении и обеспечивает социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением.

Социальный работник: выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновление, попечительство и опека, социальная реабилитация), приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.[58]

Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:

диагностическая изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»;

прогностическая прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;

правозащитная использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержку населения, его защиту;

организационная способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению;

предупредительно-профилактическая приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

социально-медицинская организует работу по профилактике заболеваний, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

социально-педагогическая выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

психологическая консультирует по вопросам межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

социально-бытовая способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;

коммуникативная устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Социальные работники при исполнении своих профессиональных функций заняты разными видами деятельности. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:

воспитательный подход — выступает в роли учителя, консультанта, эксперта; социальный работник в таких случаях дает советы, обучает умениям, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения;

фасилитативный подход— играет роль помощника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать трудно самой; деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов;

адвокативный подход — применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени; такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.

Социальный работник играет активную роль в структурировании, программировании и координации действий различных систем социальной помощи населению. Он также оказывает большое влияние на личность или группу людей. Осуществление влияния является основой интерактивной деятельности социального работника. В широком смысле слова термин «влияние» можно объяснить как процесс создания условий для развития личности или системы. В практике социальной работы это означает обеспечение эффективности продвижения к намеченной цели при помощи соответствующих методов. Влияние есть не что иное, как двусторонний процесс взаимодействия, который может быть успешным при наличии, с одной стороны, способности социального работника оказывать эффективное воздействие на сознание клиента, а с другой стороны, при наличии у клиента способности правильно и благосклонно воспринимать направленное на него воздействие, а также сам факт оказания на него воздействия со стороны. Этот процесс всегда двусторонний и потому, что на человека оказывают влияние не только слова социального работника, его убеждения, но и его личностные качества, а также отношение клиента к нему как субъекту воздействия. Еще и потому этот процесс двусторонний, что в процессе воздействия на клиента социальный работник неизбежно испытывает на себе его воздействие: его отношение к сказанному и его отношение к личности социального работника.

Источниками уверенности социального работника в его праве оказывать это влияние являются: знания и опыт, узаконенные полномочия, статус и репутация, харизматические данные и личная привлекательность, владение информацией и др.

Смотрите так же:  Бланк договор гпх с физическим лицом образец 2019

Знания и опыт,приобретенные социальным работником в процессе учебы и жизненной практики, являются наиболее фундаментальной основой его способности оказывать свое влияние на других людей, хотя сами эти способности могут варьировать в зависимости от личного опыта, личных интересов, талантов.

Знания и опыт применяются прежде всего в межличностных отношениях. В этой сфере большое значение имеют такие умения и навыки, как интервьюирование, оказание поддержки, способность к лидерству, установление обратной связи, посредничество, которые нацелены на достижение перемен в поведении и отношениях друг к другу.

Другая сфера применения знаний и умений социального работника — дифференцированный подход к клиентам. Здесь необходимо знание потребностей и интересов человека на различных этапах жизненного пути, кризисных состояний, последствий физических и психических недомоганий.

Еще одна сфера применения знаний и умений социального работника — управление деятельностью социальных служб, подбор кадров для них и применение необходимых технологий.

Важное место отводится специализации социального работника в оказании помощи клиентам: одни специализируются в области профилактики правонарушений, другие совершенствуются в оказании помощи бедным и заброшенным, третьи — в работе с детьми, у которых нет родителей. Такая специализация требует знания соответствующих теорий и концепций, опоры на эмпирические исследования. Необходимо знать, как подойти к анализу ситуации, разработать программу оказания помощи, какие методы применить для решения проблем, знать соответствующие законы и политику государства по этим вопросам.

Особая сфера применения знаний и умений социального работника — ориентация в проблемах моделирования и прогнозирования предстоящего развития и функционирования социальных систем: семьи, групп, сообществ. Здесь требуется знание структур и процессов, оказывающих влияние на процедуру принятия решений, на использование властных полномочий, на коммуникативные функции, на ролевые позиции.

И наконец, социальный работник располагает знаниями социальных источников и систем обеспечения социальными услугами по месту жительства, таких, как больницы, школы, детские учреждения, государственные органы. Знает, как функционируют эти системы, специфику их деятельности, какое влияние они оказывают на клиентов, как выйти на эти системы, знает законы, которые регламентируют их деятельность и т.д.

Узаконенные полномочия.Должность социального работника и его легитимные полномочия повышают его авторитет, особое уважение к нему со стороны клиентов.

Статус и репутация.Статус социального работника является отражением того положения, которое он занимает в обществе. Репутация социального работника складывается в процессе взаимодействия его с окружающей средой. Чем больше людей общается с ним и убеждается в его глубоких знаниях, высокой компетентности, богатом жизненном опыте, в его благожелательности, внимательности к людям, честности и открытости, коммуникабельности и обязательности, тем выше его репутация. Если статус социального работника во многом зависит от политики государства, его правового положения, то репутация зависит прежде всего от него самого, от его личностных качеств и отношения к делу.

Харизматические данные и личная привлекательность.Некоторые социальные работники привлекательны для окружающих благодаря наличию у них обаяния и даже харизматических особенностей. Такие специалисты располагают людей к себе, вдохновляют их, настраивают на активное участие в работе. В отличие от других характерных черт социального работника его личная привлекательность не зависит от занимаемого положения. Вместе с тем она может усиливать потенциальные возможности его положительного влияния на людей. Харизматические особенности как признаки исключительной и редкой одаренности человека талантами от природы способствуют выдвижению на более высокие позиции в сфере социальной работы, приобретению более высокого статуса в обществе.

Владение информацией.Восприятие людьми окружающего мира, а также их поведение в определенной степени зависит от уровня информированности. Поэтому среди прочих требований к социальному работнику одно из важных мест занимает его уровень информированности, который способствует расположению и доверительности к нему со стороны клиентов, выработки у них уверенности в том, что им будет оказана соответствующая помощь и поддержка. Итак, социальный работник должен:

иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации производства, законодательства, информатики и математической статистики;

обладать достаточно высокой общей культурой, быть высокоэрудированным человеком, что предполагает наличие хороших знаний в области литературы, музыки, живописи и т.д.;

владеть информацией о современных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о различных социальных группах населения;

обладать предвидением, т.е. предвидеть последствия своих действий, не попасть «на удочку клиента», твердо проводить в жизнь свою позицию;

обладать определенной социальной приспособляемостью (в связи с разнообразием контингента, нуждающегося в советах специалиста социальной сферы); ему необходимо умело контактировать с «трудными» подростками, сиротами, инвалидами, престарелыми, людьми, находящимися на реабилитации, и т.д.;

иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну, деликатность во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека;

обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях и несмотря на возможные неудачи (реакции не по существу, отказы. ) уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным к подопечному; уметь принимать нужное решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать.

Этот перечень требований можно продолжить, но важно отметить, что все они более подробно изложены в профессиограмме, где дается описание психологических характеристик, соблюдение которых необходимо при исполнении профессиональных обязанностей социального работника общего профиля. В ней также подчеркивается, что социальный работник должен поддерживать высокие стандарты своего поведения. Он должен быть преданным своему делу, честным и правдивым, не участвовать в предательстве, мошенничестве, уловках или введении клиента в заблуждение. Социальный работник обязан четко отличать заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как должностным. Социальный работник общего профиля — это не специалист по психотерапии, проводимой с индивидуумами или с семьями. Он не специалист по работе с группами, общинами. Тем не менее социальный работник часто должен консультировать индивидуумов и семьи, быть фасилитатором в группе, прослеживать, мобилизовывать и даже создавать соответствующие общественные ресурсы.

Совет по образованию США разработал 10 критериев компетентности социального работника общего профиля, который должен уметь выполнять следующее:

1) идентифицировать и оценить ситуацию в тех случаях, когда требуется начать (или прекратить), усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами;

2) разработать план, основанный на оценке проблемы и изучении достигаемых целей и адекватных выборов, и обеспечить его выполнение с целью улучшения благосостояния человека;

3) развивать способности человека в решении проблем, в преодолении стрессов;

4) связать людей с системами, которые обеспечивают их (людей) ресурсами, услугами и возможностями;

5) эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ;

6) способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями;

7) активно участвовать в создании новых, модифицированных или усовершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, обоснованными и чувствительными к запросам потребителей услуг, и в устранении тех систем, которые не являются справедливыми;

8) оценить эффективность проделанной работы;

9) постоянно совершенствоваться в профессии, расширяя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы профессии;

10) содействовать совершенствованию службы.

Сформулированные обязанности социального работника оказали влияние на построение программ обучения социальных работников в США. Социальный работник общего профиля является профессионалом, который занимается решением проблем, собирая и оценивая максимально возможное количество данных о проблеме. Когда данные из разных источников собраны (от человека, обратившегося с проблемой, его семьи, врачей, учителей и т.д.), социальный работник пытается определить проблему более точно, составляет план действий, направленный на решение проблемы. План может включать работу с одним человеком, с семьей, с группой или с общиной. В план может быть включена работа с инвалидом, семьей, группой, организацией и общиной одновременно. План действий, определяемый специалистом, зависит от природы проблемы.

После того как социальный работник выслушал клиента, он не должен сразу пытаться разрешить ситуацию. Следовать первому импульсу в решении проблемы для социального работника — значит только осложнить ситуацию.

Процесс решения проблемы социальным работником включает:

1) сбор информации из всех относящихся к делу источников,

2) оценку информации,

3) определение проблемы,

4) планирование действий,

5) составление подробного четкого плана действий,

6) осуществление плана действий,

7) оценку результатов.

Социальный работник, имеющий дело с «поломанным» (по аналогии с автомобилем) человеком, должен иметь в виду, что процесс сбора и оценки информации может быть неприятен клиенту. Поэтому данные нужно собирать в сензитивной манере, характерной для работы с людьми.

Социальный работник общего профиля должен быть включен в решение проблемы на всех уровнях — начиная от публичного просвещения до непосредственного выполнения действий, связанных с решением проблемы в качестве штатного сотрудника. Но даже будучи штатным работником, профессионал должен постоянно участвовать в общественной работе, набирать и обучать добровольцев, привлекать денежные средства, просвещать общество о сути проблем.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

Профессиональные требования к социальному работнику. Личностные черты социального работника

Главная > Курсовая работа >Социология

Федеральное агентство по образованию

по курсу теория социальной работы

«Профессиональные требования к социальному работнику. Личностные черты социального работника»

Глава 1. Теоретические основы профессиональной деятельности социальных работников

1.1 Исторические традиции развития социальной деятельности в России

1.2 Деятельность социальных работников в современных условиях

Глава 2. Профессиональные черты социального работника

2.1 Этические аспекты социальной работы

2.2 Профессиональные требования к социальному работнику

2.3 Профессиограмма социальной работы

Глава 3. Личностные черты социального работника

3.1 Профессиональный портрет социального работника

3.2 Этический кодекс и стандарты социальной работы

Список использованной литературы

Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом изменили социальную сферу жизни общества. Растущая быстрыми темпами социальная и имущественная дифференциация населения, безработица, появление беженцев, мигрантов и маргинальных групп, неблагоприятная экологическая обстановка и сложная демографическая ситуация — это реалии сегодняшнего дня.

Смотрите так же:  Жена развод путин

В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией отдельного человека, различных групп и сообществ. Человек сегодня нуждается в квалифицированной социальной помощи и поддержке, что вызывает настоятельную потребность в профессиональных кадрах — специалистах социальной работы. Закономерность институирования социальной работы на современном этапе подтверждается мировым опытом, свидетельствующим о том, что процессы развития экономических основ, рыночных отношений и профессионализация социальной работы идут параллельно, находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи.

В связи с этим социальная защищенность человека, различных групп и сообществ может быть достигнута, в первую очередь, благодаря социальной политике и развитию государственных форм социальной помощи и поддержки. Все это приводит к активизации деятельности социальных служб, учреждений, а также усилению внимания к вопросам профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, социальных работников.

В современных условиях происходят качественные изменения и в самом человеке, в его потребностях, запросах; они приобретают более индивидуально-личностную окраску социокультурного, экономического, национально-этнического материально-бытового характера. Это также подтверждает острую необходимость развития института социальной работы и подготовку профессиональных кадров, специалистов социально сферы.

Социальная работа, имея многовековую традицию в отечественном и мировом опыте, как специфический вид профессиональной деятельности, впервые у нас в России узаконена в 1991 г. Нормативными документами Госкомитета по труду и социальным вопросам и Госкомитета по народному образованию была открыта специальность «социальная работа».

С этого периода обозначился активный интерес философов, социологов, педагогов, психологов, правоведов, медиков и представителей других наук к проблематике социальной педагогики, социальной работы, социальной помощи населению.

Между тем подготовка специалиста по социальной работе в контексте его профессионально-личностного становления и развития до настоящего времени не получила в педагогической науке сколько-нибудь систематического освещения, что порождает противоречие между теорией и объективными потребностями общественной практики.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия и ведущие тенденции профессионально-личностного развития социального работника?

Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования — система социального образования. Предмет исследования — процесс профессионально-личностного развития социального работника. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования предстояло решить следующие задачи:

разработать и обосновать совокупность положений, определяющих теоретические основы профессионально-личностного развития социального работника;

выявить сущностные и структурно-содержательные характеристики социальной работы как профессиональной деятельности;

определить базовые основания личности социального работника;

вскрыть и обосновать ведущие тенденции и педагогические условия профессионально-личностного развития социального работника;

опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки и повышению квалификации социальных работников.

Общая гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс профессионально-личностного развития социального работника станет в определенной мере управляемым, если будут:

подвергнуты системно-функциональному анализу содержание и структура личности социального работника и его профессиональная деятельность;

разработана обобщенная прогностическая модель профессионально-личностного развития социального работника;

реализованы личностно-ориентированные педагогические технологии, обеспечивающие формирование профессиональной деятельности социального работника в единстве с развитием его профессиональной идентификации, актуализации, саморегуляции, самокоррекции, самореализации.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие положения философской и педагогической антропологии о человеке как субъекте, личности и индивидуальности, о социальной детерминации его общего и профессионального развития.

В качестве специальной методологии исследования выступают системно-целостный, личностно-деятельностный, культурологический, индивидуально-творческий, акмеологический подходы к общему и профессиональном у образованию.

Ведущая идея исследования — субъектное развитие и саморазвитие социального работника в процессе его подготовки и профессионального функционирования.

Научная новизна и теоретическое значение исследования. Совокупность полученных в нем объективных результатов заключает в себе решение крупной научной проблемы — педагогического управления профессионально-личностным развитием социального работника

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают реальные возможности для педагогического управления профессионально-личностным развитием социального работника в процессе его подготовки и профессионального функционирования. Они могут служить базовым основанием для разработки личностных, профессиональных и квалификационных характеристик социального работника. Предложенные в исследовании и прошедшие опытно-экспериментальную проверку учебные планы, программы, пособия, методические рекомендации могут быть использованы и находят применение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников.

Глава 1. Теоретические основы профессиональной деятельности социальных работников

1.1 Исторические традиции развития социальной деятельности в России

Развитие социальной работы в России имеет свою логику и особенности, которые выражаются и в понятийном аппарате истории российской социальной помощи (благотворительность и призрение — основные, специфические понятия отечественного опыта) и в содержании, и в формах. Эта специфика формировалась в условиях цивилизационного своеобразия России (особенности образа жизни, менталитета, традиций культуры, народной педагогики и т.п.).

Выделение основных этапов дореволюционной деятельности по призрению и благотворительности связано с характером участия в ней различных сил: церковь, государство, общественность.

Так, первый этап: X — сер. XVIII вв. — отмечен активной благотворительной деятельностью церкви и постепенным формированием государственной системы призрения. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся. Появляются действенные формы и методы помощи нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным погорельцам и т.д. Различаются два типа призрения: “закрытое» — в специально созданных для этого учреждениях (приюты, богадельни и т.п.), “открытое» — вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. Церковное и частное призрение существует наряду с государственным призрением и имеет порой ведущее значение.

Второй этап: сер. XVIII — сер. XIX вв. — функционирование государственно-общественного призрения. Особое значение в этом направлении занимает деятельность Екатерины II по укреплению законодательной и организационной базы призрения (открытие приказов общественного призрения); развитие системы закрытого призрения под руководством И.И. Бецкого, и зарождение общественного призрения (создание общественных благотворительных обществ, таких как Вольное экономическое общество, Императорское человеколюбивое общество и т.п.).

Третий этап: реформы 1861 г. — 1917 г. — период общественного призрения. В пореформенный период общественное призрение и благотворительность претерпели серьезные изменения: появились качественно новые принципы организации и деятельности обществ и учреждений призрения. Отличительными чертами благотворительной деятельности становятся децентрализация, “открытость» и общественность призрения, установка на профилактику в социальной деятельности, появление и распространение оригинальных форм и методов работы с широким контингентом населения, а также рост числа частной благотворительности. Несмотря на многочисленные недостатки системы российского благотворения (важнейшие из которых — это рассредоточение средств и усилий, отсутствие единой программы), это время стало периодом расцвета в истории отечественной социальной помощи.

Послереволюционный и советский период характеризуется развитием, в основном, системы социального обеспечения, которая сложилась в целом к концу 20-х гг. В современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения.

Время становления теоретических основ социальной работы — конец XIX — нач. XX вв. Среди причин, которые активизировали этот процесс можно выделить две группы.

Социально-экономические причины связаны с процессами развития капиталистических отношений и их влиянии на социальную сферу:

Изменения в характере общественного производства (повышения роли ответственности человека в производстве, наличие больших коллективов трудящихся, включение женщин и детей в производство) привлекли особое внимание к личности рабочего и условиям его жизни.

Массовая урбанизация, сопровождающаяся миграциями, изменяла коренным образом стереотипы жизнедеятельности больших масс людей и обострила проблемы адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям.

Существующая социальная ситуация на производстве сопровождалась углублением социальных конфликтов (борьба трудящихся за свои права) и как следствие ростом революционных настроений.

Формирование глобальных проблем человечества (экологических, демографических, опасность самоуничтожения и др.).

Рост образованности, информированности населения, усложнения структуры жизнедеятельности человека.

В условиях массового “девиантно-революционного поведения» актуальным становится поиск механизмов социального маневрирования через принятие социального законодательства и формирование теоретически обоснованной социальной политики.

Собственно-научные причины связаны с процессами саморазвития теоретического знания в это время. Эволюция теории социальной работы определяется, с одной стороны — процессами дифференциации, свойственными науке на рубеже XIX и XX вв.: в этот период психология, социология, психотерапия оформляются как самостоятельные научные отрасли, в философии актуализируются социальные проблемы, усложняется педагогическое знание (в нем появляется теория воспитания, социальная педагогика и т.д.). С другой стороны в это время формируется комплекс проблем, которые невозможно объяснить и проанализировать в рамках какой-то одной существующей научной дисциплины: например, социальная помощь мигрантам и т.п. Все это способствует выделению самостоятельного объекта и предмета исследования новой отрасли научного знания — теории социальной работы.

Разработка теоретических основ зарождающейся науки связана, прежде всего, с именем М. Ричмонд и всей американской школы социальной работы. Её работы “Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях” (1899) и “Социальные диагнозы” (1917) заложили основы теории социальной работы, научных методов и важнейших категорий.

Для современной теории социальной работы характерен интегративный и междисциплинарный подход. Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идёт в трёх направлениях. Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди родственных социальных дисциплин: философии, истории, политологии, социальной психологии, культурологии и т.д. Во-вторых, ведётся поиск собственно теоретического обоснования социальной работы как специфического объекта исследования, и, наконец, в-третьих, выявляется взаимодействие последней с другими науками о человеке и обществе. Наибольшее влияние на её развитие, по-прежнему, оказывает социология и психология, а также такие научные дисциплины как педагогика, психиатрия, антропология, юриспруденция и др. Это проявляется, прежде всего, в том, что существует многообразие моделей теории социальной работы. Как область научного знания теория социальной работы обладает всеми методологическими показателями науки: собственный объект, предмет, категории, принципы, методы.

Своеобразие теории социальной работы сказывается и в том, какое место занимает эта наука среди других.

На сегодняшний день теория социальной работы выступает как самостоятельная отрасль социального гуманитарного знания в системе общественных наук, для которой характерна интегративность и прикладная направленность.

Author: admin