Приказ росприроднадзора 926-п от 22.04.2011

Оглавление:

Структура документа «Порядок производственного контроля в области обращения с отходами»

До утверждения Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной услуги по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, при разработке документа можно руководствоваться Временным положением, утвержденным Приказом Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 22.04.2011 №926-П. А также следует принимать во внимание письмо Росприроднадзора 17.07.13 №АА-03-03-36/10037 «О разъяснении по согласованию порядка производственного контроля». Хотя эти документы юридически правовыми актами не являются, но носят рекомендательный характер.

Структура Порядка

1. Титульный лист. Название Порядка с указанием наименования юридического лица, для которого он разработан, а также сведения о том, кем и когда был утвержден указанный Порядок.

2. Содержание. Структура разделов документа, их наименование и последовательность расположения с указанием номеров страниц.

3. Общие положения. Информация об организации, для которой разработан Порядок, а именно: наименование юридического лица, юридический и фактический адрес, реквизиты, основной профиль хозяйственной деятельности. При наличии филиалов и структурных подразделений, в Порядке должно быть указано, что его положения распространяются на все филиалы и структурные подразделения юридического лица. При этом приведение конкретизирующих сведений о филиалах (наименование, фактическое место нахождения, осуществления хозяйственной деятельности) при их большом количестве необязательно и дается по усмотрению юридического лица, например, в табличном виде.

Также следует обозначить требования обязательности применения и исполнения Порядка филиалами, структурными подразделениями юридического лица и привлекаемыми сторонними организациями.
Помимо этого, ввиду отсутствия законодательно закрепленного срока действия порядка, в приведенном разделе следует определить и процедуру внесения и согласования изменений в Порядок либо установить срок его действия.

4. Нормативно-правовые акты. Данный раздел составляется из перечня нормативных правовых актов, в соответствии с требованиями которых разработан Порядок и на основании которых осуществляется деятельность предприятия по обращению с отходами: Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и т.д.

5. Термины и определения. Раздел приводится для расшифровки определений и/или сокращений, специфических для юридического лица, используемых по тексту Порядка, а также для терминов, приведенных в соответствие с нормативно-правовыми документами.

Термины или определения, приведенные из положений федеральных законов, подзаконных актов, должны приводиться в полном соответствии с положениями федерального закона, подзаконного акта.

6. Цели и задачи производственного контроля указываются с учетом положений ст. 26 Закона №89-ФЗ и ст. 67 Закона №7-ФЗ.

7. Организационная структура юридического лица. Информация об общей структуре организации, а также о ее структурных подразделениях, о должностных лицах, ответственных за организацию и проведение производственного контроля в области обращения с отходами, с конкретизацией возложенных на них функциональных обязанностей и полномочий. Информация в данном разделе может быть представлена в виде блок-схем или в текстовом варианте (на усмотрение юридического лица).

8. Объекты производственного контроля в области обращения с отходами. Указываются виды деятельности по обращению с отходами, осуществляемыми юридическим лицом, в соответствии со ст. 1 Закона №89-ФЗ.

Также в этом разделе отражается наличие или отсутствие объектов временного хранения отходов на промышленных площадках (складирования), объектов размещения отходов, систем обезвреживания и уничтожения отходов, находящихся в ведении природопользователя. Информацию в данном разделе предлагается приводить кратко, без подробного описания объектов, без указания технических характеристик, а так же без каких-либо конкретизирующих качественных или количественных характеристик образующихся отходов.

Для юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, подлежащих лицензированию, необходимо перечислить все виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с положениями Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Также необходимо указать на наличие объектов, необходимых для выполнения работ (в том числе объектов размещения отходов), без их конкретизации и перечисления.

9. Состав производственного контроля в области обращения с отходами. В разделе указывается, какие виды производственного контроля в области обращения с отходами осуществляются юридическим лицом (инспекционный и/или экоаналитический контроль).

Мероприятия по инспекционному контролю и порядок их проведения устанавливаются в корпоративных документах предприятия. В указанном разделе должны быть определены:

  • состав лиц, уполномоченных на подписание поручений на проведение проверок;
  • форма распорядительного документа о проведении инспекционного контроля;
  • порядок уведомления должностных лиц контролируемого объекта о проведении мероприятий по контролю;
  • права и обязанности должностных лиц экологической службы, уполномоченных осуществлять инспекционный контроль;
  • перечень документов, представляемых должностными лицами контролируемого объекта для инспекционного контроля;
  • права, обязанности и ответственность руководителей (ответственных сотрудников), контролируемого объекта (структурных подразделений), ответственность за противодействие проверке или отказ от оформления ее результатов;
  • особенности оформления актов проверки;
  • требования к оформлению и хранению внутренних документов контролируемого объекта;
  • порядок и сроки информирования заинтересованных лиц о результатах проверки;
  • особенности оформления результатов инспекционного контроля, осуществляемого одновременно с экоаналитическим контролем соблюдения природоохранных нормативов воздействия на окружающую среду;
  • перечень мер воздействия, применяемых по отношению к нарушителям;
  • порядок оформления предложений об устранении выявленных нарушений;
  • порядок повторных проверок исполнения выданных предписаний и внесенных предложений.

При подтверждении классов опасности отходов производства, проводится экоаналитический контроль за соблюдением природоохранных нормативов воздействия на окружающую среду. Экоаналитический контроль осуществляется непосредственно на источниках негативного воздействия на окружающую среду, входящих в состав контролируемого объекта. Общая схема проведения мероприятий по экоаналитическому контролю состоит из следующих этапов:

  • установление нормативного значения контролируемого показателя воздействия на окружающую среду согласно разрешительной документации,
  • первичный осмотр источника негативного воздействия на окружающую среду и регистрация технологических параметров его работы в момент проведения проверки;
  • контроль над правильностью расположения точек отбора проб;
  • проведение прямых измерений или отбор проб в соответствии с требованиями МВИ;
  • в случае отбора проб – их регистрация, консервация, транспортировка для анализа и лабораторный анализ;
  • в случае использования инструментальных методов, в том числе автоматических приборов непрерывного действия, – фиксация результата измерений;
  • в случае использования расчетных и расчетно-аналитических методов – фиксация технологических параметров работы источника воздействия, необходимых для проведения расчетов;
  • расчет фактических значений нормируемых параметров воздействия на окружающую среду и их сравнение со значениями, установленными в разрешительной документации;
  • оформление актов отбора проб и/или протоколов измерений.

В случае проведения экоаналитического контроля силами сторонней организации, необходимо указать на наличие у привлекаемых лабораторий документов, подтверждающих право проведения конкретных работ, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании».

Формы документов, составляемых по итогам проведения соответствующих видов контроля, а также формы планов-графиков для их проведения, должны быть приведены в Порядке в качестве приложений. На каждое приложение в тексте Порядка должны быть соответствующие ссылки. Каждое приложение к Порядку должно быть пронумеровано и озаглавлено.

Процедура контроля работоспособности и эффективности систем и устройств природоохранного назначения должна включать следующие этапы:

  • установление нормируемых показателей работы систем и устройств природоохранного назначения в соответствии с технической документацией и первичный осмотр систем и устройств;
  • контроль правильности расположения точек проведения измерений (точек отбора проб) и их оснащения;
  • определение технологических параметров работы систем и устройств природоохранного назначения;
  • отбор проб на входе и выходе систем и устройств природоохранного назначения;
  • расчет показателей эффективности работы систем и устройств и сравнение с паспортными значениями

10. Контроль лицензионных требований. Раздел приводится в случае осуществления предприятием деятельности по обращению с отходами I — IV классов опасности, которая подлежит лицензированию в соответствии с Законом №99-ФЗ. Если такая деятельность предприятием не ведется, то в Порядке следует указать на отсутствие необходимости проводить данный вид контроля в связи с отсутствием для него объектов.

11. Контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами. В данном разделе приводится описание соответствующего вида контроля, например: в рамках общего плана мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (возможных).

Разделы «Контроль лицензионных требований» и «Контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами» можно не включать в состав Порядка, если эти мероприятия будут учтены в разделе «Состав производственного контроля в области обращения с отходами».

12. Ответственность должностных лиц за ненадлежащую организацию производственного контроля в области обращения с отходами. Определяются меры ответственности должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность юридического лица в области обращения с отходами.

Смотрите так же:  Можно ли в днс оформить кредит

13. Требования к ведению и хранению документации по производственному контролю в области обращения с отходами. В Порядке должен быть перечислен список документации, подлежащей хранению, сроки, ответственные структуры и способы хранения документации. (Сроки хранения документации юридического лица регламентируются, в частности, ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования».)

14. Приложения. На каждое приложение в тексте Порядка должны быть соответствующие ссылки. Каждое приложение к Порядку должно быть пронумеровано и озаглавлено. Например, в этом разделе могут находится ксерокопии приказов, лицензий, сертификатов, образцы документов, отражающие результаты контроля и т.д.

Приказ росприроднадзора 926-п от 22.04.2011

• Федеральный закон от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ.
• Проект Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в cфeрe прирoдoпoльзoвaния гocудaрcтвeннoй функции пo coглacoвaнию пoрядкa прoизвoдcтвeннoгo кoнтрoля в oблacти oбрaщeния c oтхoдaми, oпрeдeляeмoгo юридичecкими лицами;
• Временное положение по исполнению гocудaрcтвeннoй функции пo coглacoвaнию пoрядкa ocущecтвлeния прoизвoдcтвeннoгo кoнтрoля в oблacти oбрaщeния c oтхoдaми oпрeдeляeмoгo юридичecкими лицами, ocущecтвляющими дeятeльнocть в oблacти oбрaщeния c oтхoдaми, пo oбъeктaм, пoдлeжaщим фeдeрaльнoму гocудaрcтвeннoму экoлoгичecкoму кoнтрoлю, утвeрждeннoe прикaзoм № 926-П от 22.04.2011г Дeпaртaмeнтa Рocприрoднaдзoрa пo ЦФO;
• Письмо Фeдeрaльнoй службы пo нaдзoру в cфeрe прирoдoпoльзoвaния от 25.07.2012 г. N ВК–03–03–36/9781 «O рaзъяcнeнии пo coглacoвaнию пoрядкa прoизвoдcтвeннoгo кoнтрoля»;
• Письмо Фeдeрaльнoй службы пo нaдзoру в cфeрe прирoдoпoльзoвaния от 26.12.2012 г. №АА-03-03-36/17735 «О разъяснении по согласованию порядка производственного контроля».

Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, необходимо разрабатывать и согласовывать согласно статье 26 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Bce юридические лица при осуществлении деятельности, связанной c обращением c отходами, должны осуществлять производственный контроль производственный контроль при обращении с отходами.
Разработка осуществляется на основании Временного положения по исполнению государственной функции по согласованию Порядка, утвержденного Приказом № 926-П от 22.04.2011 Департамента Росприроднадзора по ЦФО.
Согласование Порядка осуществления производственного контроля в области обращения c отходами для предприятий Москвы и Московской области осуществляет Департамент Росприроднадзора по ЦФО. Срок действия согласованного порядка – 3 года.
Срок разработки Порядка – 15 календарных дней.
Срок согласования — 30 календарных дней
Стоимость разработки ППК – от 65 000 р.
Узнать подробную информацию по интересующему направлению, задать вопрос специалисту или получить коммерческое предложение Вы можете, связавшись с нами по контактным телефонам, отправив заявку по электронной почте или заполнив онлайн-заявку.

Порядок осуществления производственного контроля: в помощь предприятию

Производственный контроль в области обращения с отходами представляет собой комплекс мероприятий, который включает в себя мониторинг, аналитический контроль и контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами. В статье читайте о порядке осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.

Методологический подход к оформлению и эффективному осуществлению производственного контроля, на наш взгляд, заключается в постоянном применении принципа цикличности на основе аналитической оценки природоохранной деятельности предприятия.

Следует помнить, что порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами (далее — Порядок) разрабатывается на юридическое лицо, поэтому в случае наличия у предприятия нескольких площадок их все следует учесть в материалах Порядка.

В первую очередь необходимо провести полную инвентаризацию имеющихся природоохранных документов, а также детально изучить процессы обращения с отходами на предприятии, на основании чего можно будет сделать аналитическую оценку соответствия ее результатов требованиям законодательных, нормативных и методических документов. Это даст возможность сделать выводы о сроках и формах сдачи отчетности в контролирующие государственные органы, а также о необходимости проведения лабораторных исследований и разработки нормативных документов (проектов НООЛР, ПДВ, СЗЗ, паспортов опасных отходов, паспортов ГОУ и т.д.), поможет проверить правильность и полноту ведения внутреннего документооборота и степень обеспечения мер безопасности при обращении с отходами на территории предприятия.

На втором этапе происходит обработка полученных данных и формирование самого Порядка, который в соответствии с Временным положением по исполнению государственной функции по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю (утв. Приказом Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 22.04.2011 № 926-П) (далее — Временное положение), включает в себя следующее.

1. Титульный лист, утвержденный подписью руководителя и печатью предприятия с указанием должности руководителя государственного органа, в чью компетенцию входит согласование Порядка.

2. Введение, которое должно содержать краткую информацию о целях разработки Порядка, документах, на основании которых он был разработан, и о том, какие требования он учитывает.

3. Разделы:

  • Цели и задачи производственного контроля в области обращения с отходами. Целями производственного контроля в области обращения с отходами является обеспечение:

– соблюдения требований законодательства Российской Федерации, в области обращения с отходами;

– выполнения корпоративных программ в области охраны окружающей среды;

– соблюдения в процессе производственной и иной деятельности технологических нормативов образования отходов;

– соблюдения в процессе хозяйственной деятельности принципов рационального использования и восстановления природных ресурсов;

– выполнения планов мероприятий по охране окружающей среды;

– соблюдения природоохранных требований в области обращения с отходами производства и потребления, установленных нормативной документацией;

– своевременного и оперативного устранения причин возможных аварийных ситуаций, связанных с негативным сверхнормативным/сверхлимитным воздействием на окружающую среду;

– получения данных о текущих воздействиях на окружающую среду для заполнения форм первичной учетной документации;

– оперативного информирования руководства и персонала о случаях нарушений природоохранных требований, а также о причинах установленных нарушений;

– соблюдения требований к полноте и достоверности сведений в области охраны окружающей среды, используемых при расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду, представляемых в органы исполнительной власти, осуществляющие государственный экологический контроль, и органы государственного статистического наблюдения;

– получения первичной информации для планирования работ по наладке и модернизации технологического оборудования.

К основным задачам производственного контроля в области обращения с отходами относятся:

– проверка соблюдения требований, условий, ограничений, установленных законами, иными нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды, разрешительными документами в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

– контроль за соблюдением нормативов и лимитов воздействий на окружающую среду, установленным соответствующими разрешениями, договорами, лицензиями и т.п.;

– подтверждение соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств;

– предупреждение вреда, наносимого окружающей среде в результате деятельности предприятия;

– контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль;

– проверка выполнения планов и мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;

– обеспечение эффективной работы систем природоохранного оборудования, средств предупреждения и ликвидации последствий нарушения технологии производства и техногенных катастроф;

– оперативное и своевременное представление необходимой и достаточной информации, предусмотренной системой управления охраной окружающей среды на предприятии;

– своевременное предоставление достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды).

  • Организационная структура, обеспечивающая проведение производственного контроля. Данный раздел содержит описание организационной структуры, занимающейся природоохранной деятельностью (на основании какого приказа или положения она была создана, кто ей руководит, какие функции она выполняет и какие задачи решает).

К сведению. Если на предприятии нет такой оргструктуры, а есть только один эколог, приложите приказ о назначении данного сотрудника на эту должность, имеющиеся приказы и распоряжения, копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I–IV классов опасности и кратко изложите должностные обязанности работника.

  • Объекты производственного контроля в области обращения с отходами. В этот раздел входит описание имеющихся на предприятии объектов, подлежащих производственному контролю (список объектов можно найти в проекте НООЛР). В них входят:

– технологические процессы и оборудование, связанные с образованием и использованием отходов;

– системы удаления отходов;

– места временного накопления отходов на предприятии. Рекомендуем приложить соответствующую таблицу из проекта НООЛР, а также план-схему предприятия с нанесенными площадками размещения отходов;

– объекты размещения отходов (если они есть в наличии);

– системы транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов. Если таких систем нет, следует указать «не имеется», причем необходимо привести грамотное обоснование их отсутствия. Например, не лишним будет вновь обратиться к проекту НООЛР, где имеется таблица с реквизитами потребителей отходов. Приложив таблицу к данному разделу, вы таким образом представите исчерпывающую информацию о передаче ваших отходов лицензированным подрядчикам.

  • Контроль соблюдения требований законодательства за деятельностью в области обращения с отходами (инспекционный контроль) и планы-графики его осуществления. К данному разделу необходимо приложить Положение о производственном экологическом контроле (далее — Положение о ПЭК). Оно охватывает все сферы деятельности организации и направлено на соблюдение нормативов ПДВ, образования отходов и лимитов на их размещение, а также на снижение негативного воздействия на атмосферный воздух и почву, поэтому в нем наиболее полно отражены все контрольные мероприятия. Не забудьте, что к Положению о ПЭК обязательно должен прилагаться ежегодный план-график по его выполнению, утвержденный руководством предприятия, а в случае, если производственный экологический контроль проводится не первый год, — отчет о выполнении плана-графика. В дополнение можно упомянуть о планах-графиках обследования мест временного накопления отходов (напомним, что к ним относятся в том числе ГОУ, ПГУ и очистные сооружения) и актах о проведении данных обследований, выполненных специально созданной на предприятии для этих целей комиссией (рабочей группой) (состав и функции этой комиссии должны быть закреплены приказом руководства). Кроме этого, обязательно укажите меры ответственности за несоблюдение требований Положения о ПЭК.
  • Контроль соблюдения ограничений воздействий (экоаналитический контроль) и планы-графики его осуществления. Экоаналитический контроль за соблюдением природоохранных нормативов воздействия на окружающую среду осуществляется непосредственно на источниках негативного воздействия, входящих в состав предприятия. Следует иметь в виду, что он проводится при наличии у предприятия объектов размещения отходов. Если таких объектов на вашем предприятии нет, необходимо это указать. Если вы сможете обосновать отсутствие собственных объектов размещения отходов, в частности указать подрядную организацию, которая транспортирует ваши отходы на полигон ТБО (с приложением соответствующих документов), это даст еще одно очко в вашу пользу.
  • Контроль функционирования систем и устройств природоохранного назначения и планы-графики его осуществления.Данный тип контроля осуществляется в случае наличия на предприятии установок по переработке, утилизации или обезвреживанию отходов. В случае отсутствия таковых действуйте согласно предыдущему пункту.
  • Контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами. В данном разделе необходимо описать противоаварийные мероприятия и меры по ликвидации аварий при обращении с отходами, образующимися на вашем предприятии. Для этого обратитесь к проекту НООЛР, Положению о ПЭК, инструкциям по обращению с отходами.
  • Привлечение сторонних аккредитованных организаций к осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами.Укажите лабораторию или научный центр, которые проводят натурные исследования отходов, выбросов, сбросов вашего предприятия. Обязательно приложите аттестат аккредитации лаборатории или научного центра, подтверждающий право проведения ими данных исследований.
  • Ответственность за надлежащую организацию производственного контроля. Укажите ответственных, а также меры воздействия на виновных за нарушения контрольных мероприятий (данная информация содержится в соответствующем разделе Положения о ПЭК).
  • Требования к ведению и хранению документации по производственному контролю.В этом разделе необходимо указать, какая документация ведется на предприятии, с какой периодичностью она заполняется, для чего следует обратиться к имеющимся у вас журналам внутреннего учета движения отходов, ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3, планам-графикам обследования мест временного накопления отходов, планам-графикам контроля источников выбросов (при наличии ГОУ), планам-графикам исследования сточных вод (при наличии очистных сооружений) и т.д. Опишите, кому передается на хранение эта документация за истекший период (обычно календарный год), сколько лет она хранится на предприятии (обычно 3–5 лет).
Смотрите так же:  Налог на имущество физ лиц как считать

Обратите внимание. Все документы, используемые при оформлении каждого раздела, следует прикладывать к нему в виде заверенных копий. В тексте самого раздела пишите только главное, самую суть данной темы, кратко и понятно. Для подробных объяснений служат прилагаемые копии документов. Также все эти документы можно представить в качестве приложения, но в этом случае обязательно следите за порядком их представления в соответствии с перечисленными разделами.

4. План мероприятий по осуществлению производственного контроля в области обращения с опасными отходами. В План мероприятий включайте только те мероприятия, которые реально осуществимы для предприятия как с физических, так и с экономических позиций за определенный промежуток времени. Не лишним будет обосновать каждый пункт данного Плана ссылками на соответствующие нормативные документы (не забудьте также провести детальное обсуждение возможностей и сроков воплощения в жизнь указанных мероприятий). План мероприятий удобно представлять в табличной форме. Согласно Временному положению Порядок (а вместе с ним и План мероприятий) разрабатывается на 3 года, но, на наш взгляд, это не совсем удобно — срок слишком велик. Советуем планировать мероприятия на каждый год, особенно если их получается немало.

5. Приложения. В приложения подшиваются все документы, которые не вошли в предыдущие разделы: правоустанавливающие документы вашего предприятия, договоры на землепользование, тепло-, водо- и электроснабжение, свидетельства о присвоении ОГРН и ИНН, коды статистики, паспорта опасных отходов и их свидетельства, разрешение на размещение отходов, копия титульного листа проекта НООЛР, лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов (если имеется), отчет по форме 2-ТП (отходы), расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, паспорта ГОУ и очистных сооружений и т.д. Перечень обязательных документов, входящих в состав Порядка, указан в Приложении 1 к Временному положению. Перечень остальных документов — на ваше усмотрение.

На заметку. По прошествии отчетного года необходимо будет завершить очередной цикл составлением отчета о выполнении Плана мероприятий за истекший период, с аналитической оценкой уровня воздействия предприятия на окружающую среду в прошедшем году, эффективности принятых мер по его снижению, выводами и рекомендациями для дальнейшей деятельности. Полученные сведения послужат началом следующего цикла — для разработки нового Плана мероприятий уже с учетом выполненных работ. В нем будут установлены новые цели и задачи (в зависимости от наличия имеющихся или планируемых изменений в деятельности предприятия), а также сроки их выполнения.

Следует отметить, что грамотный Порядок — это, во-первых, исчерпывающе полная энциклопедия природоохранных материалов на вашем предприятии, собранных в одном месте, без неизбежных поисков и ксерокопирования нужных документов перед проведением проверок контролирующих органов; во-вторых, постоянная возможность анализа и отчета о целесообразности тех или иных изменений в подразделениях предприятия, связанных с образованием отходов, которые в любой момент может потребовать ваше руководство; в-третьих, это реальная оценка эффективности затрат с применением статистики по временному фактору.

Таким образом, единожды составленный, аналитически обоснованный и применяемый по принципу цикличности Порядок обеспечивает:

1) с позиций охраны окружающей среды:

– соблюдение в процессе производственной и иной деятельности технологических нормативов образования отходов;

– возможность оперативного информирования руководства и персонала о случаях нарушений природоохранных требований, а также о причинах установленных нарушений;

– возможность своевременного и оперативного устранения причин возможных аварийных ситуаций, связанных с негативным сверхнормативным/сверхлимитным воздействием на окружающую среду;

– возможность контроля за соблюдением нормативов и лимитов воздействий на окружающую среду, установленных соответствующими разрешениями, договорами, лицензиями и т.п.;

– проверку выполнения планов мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;

– обеспечение эффективной работы систем природоохранного оборудования, средств предупреждения и ликвидации последствий нарушения технологии производства;

2) с позиций соблюдения требований нормативных документов:

– соблюдение природоохранных требований в области обращения с отходами производства и потребления, установленных нормативной документацией;

– постоянный контроль за наличием и сроком действия любых необходимых документов по охране окружающей среды с целью подтверждения соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств;

– своевременное представление достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды;

3) с позиций экономической целесообразности:

– планирование реальных затрат при выполнении Плана мероприятий на перспективу;

– сокращение затрат на утилизацию отходов путем применения методов обращения с отходами, чья эффективность будет обоснована и подтверждена отчетами о выполнении Плана мероприятий;

– оценку целесообразности затрат на внедрение новых технологий и модернизацию оборудования.

ОБ ОТКАЗАХ ОРГАНОВ РОСПРИРОДНАДЗОРА В СОГЛАСОВАНИИ ПОРЯДКА

Отметим, что, даже руководствуясь при подготовке Порядка упомянутым ранее Временным положением, предприятия все равно могут получить отказ в его согласовании по причине отсутствия в нем отдельных разделов или непредставления в качестве приложений ряда документов. Безусловно, это крайне неприятно. К тому же, как выясняется, это еще и неправомерно.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.07.2012) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

В соответствии с п. 5.5.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (в ред. от 08.10.2012), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования согласовывает порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемый юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю.

Смотрите так же:  Гражданский кодекс наследство комментарии

Таким образом, разрабатывать данный документ необходимо в обязательном порядке, так же как и подавать его на согласование в органы Росприроднадзора.

Как известно, в настоящее время нормативный правовой акт, определяющий содержание Порядка, отсутствует. Именно поэтому органы Росприроднадзора, отказывая в согласовании того или иного Порядка, ссылаются на его несоответствие требованиям, предъявляемым к его содержанию, изложенным во Временном положении. Однако Правительство РФ в абз. 5 п. 2 Постановления от 13.08.1997 № 1009 (в ред. от 25.06.2012) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» постановляет федеральным органам исполнительной власти исключить случаи направления для исполнения нормативных правовых актов, не прошедших государственную регистрацию и не опубликованных в установленном порядке.

Получается, что имеющаяся в отказах органов Росприроднадзора в согласовании Порядка ссылка на Временное положение совершенно неправомерна, поскольку структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты и требовать их исполнения без согласования с Минюстом России.

Также имеется еще один, малоизвестный широким массам, но крайне интересный факт, касающийся предприятий с несколькими площадками. Те из них, кто уже обращался по вопросу согласования Порядка в органы Росприроднадзора, получали разъяснение, что Порядок разрабатывается на юридическое лицо в целом, т.е. включая все его филиалы и структурные подразделения, вне зависимости от их местонахождения, и подается на согласование по юридическому адресу. Однако 25 июля 2012 г. Центральным аппаратом Росприроднадзора было издано письмо № ВК-03-03-36/9781 «О разъяснении по согласованию порядка производственного контроля» (взамен письма от 19.10.2011 № ВК-03-03-36/13634 «О разъяснении по исполнению государственной функции»), где указано следующее: «Порядок производственного контроля должен быть единым для всех подразделений (филиалов) юридического лица. Вместе с этим, возможно разрабатывать порядки производственного контроля для отдельных подразделений (филиалов) юридического лица и согласовывать их отдельно».

Кроме того, согласно данному письму, учитывая тот факт, что Порядком определяется только процедура производственного контроля, включая последовательность действий при его осуществлении, не допускается требовать в качестве приложений к Порядку каких-либо документов (в т.ч. лицензий (разрешений), выданных Росприроднадзором, лимитов на размещение отходов, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, отчетной документации, расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду).

Несмотря на то что письма Росприроднадзора и Временное положение не являются нормативными правовыми актами, т.е. законными и обязательными к исполнению, они отражают позицию Росприроднадзора по данному вопросу в целом. Поэтому, хотя органы Росприроднадзора и не имеют права применять содержание упомянутого письма в качестве требований при согласовании Порядка, вы вполне можете на него ссылаться как на рекомендацию.

Таким образом, получив отказ в согласовании Порядка, постарайтесь извлечь из ситуации максимум пользы: внимательно прочитайте отказ и ознакомьтесь с приведенными выше документами, выясните, какой информации не хватает в материалах вашего Порядка, и учтите это на будущее.

Разобраться в имеющихся рекомендациях по разработке Порядка не просто, есть риск что-то упустить, не совсем верно истолковать, да и просто не иметь на данный момент каких-либо материалов или документов. Не забывайте, что работникам органов Росприроднадзора также нелегко принимать решение о возможности согласования Порядка при отсутствии единой точки зрения на состав сведений и материалов, которые должен содержать данный документ. Подойдите к разработке Порядка с умом и учитывая имеющиеся рекомендации — от этого ваша организация только выиграет.

М.А. Мальцева, главный специалист ЗАО «ПУРСЕЙ корп.», канд. биол. наук

Разработка и согласование порядка (программы) осуществления производственного контроля (ППК) в области обращения с отходами

Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления
Cтатья 26. Производственный контроль в области обращения с отходами.

Приказ Департамента Росприроднадзора по ЦФО № 926-П от 22.04.2011г.

Предприятия, подлежащие федеральному экологическому контролю (Постановление Правительства № 285 от 31.0309 г. «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю»), обязаны разработать «Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами» (сокращённо «Порядок производственного контроля»).

Утверждается Порядок производственного контроля в Департаменте Росприроднадзора по центральному федеральному округу (ЦФО). Срок согласования Порядка около 1 месяца. Срок действия согласованного Порядка составляет 3 года. Кроме того необходимо ежегодное предоставление до 15 марта технических отчётов о выполнении мероприятий производственного контроля в отдел экологического контроля Департамента Росприроднадзора по ЦФО.

Специалисты «Группы Экоанализ» могут разработать и согласовать для Вас «Порядок осуществления производственного контроля (ППК) в области обращения с отходами», а также возьмут на себя обязанности по ежегодной подготовке и подаче технических отчётов Вашего предприятия в согласующие органы.

Стоимость разработки составит около 50 000 рублей. (Подробнее о сроках и стоимости смотрите здесь)

Рекомендательные письма наших заказчиков по разработанным программам осуществления производственного контроля в области обращения с отходами:

Ниже Вы можете ознакомиться с перечнем необходимых документов для разработки Порядка (программы) осуществления производственного контроля в области обращения с отходами (копии, заверенные предприятием):

I — Документы, регламентирующее систему охраны окружающей среды, разработанные Заявителем

1. Положение об экологической службе Заявителя.
2. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления
3. Положения о структурных подразделениях, лабораториях или должностные инструкции ответственных лиц, участвующих в осуществлении производственного контроля.
4. Разработанные и утвержденные типовые формы, включая формы актов отбора проб и протоколов результатов измерений, требований системы аккредитации, а также формы журналов.
5. Иные документы Заявителя, конкретизирующие способы проведения контроля на предприятии (организации).

Наши услуги экологического проектирования и экспертизы

Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ).
Расчет СЗЗ. Сокращение размера.

Проект нормативов допустимых сбросов (НДС).
Разработка и согласование.

Проект предельно допустимых выбросов (ПДВ).
Расчет ПДВ и разработка.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).
Разработка ПНООЛР.

Проект зон санитарной охраны (ЗСО).
Организация и обоснование сокращения ЗСО.

Решение о предоставлении
водного объекта в пользование.

Наши цены на популярные услуги экологического проектирования

Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

от 170 тыс. рублей

Проект нормативов допустимых сбросов (НДС).

от 350 тыс. рублей

Проект охрана окружающей среды (ООС). Перечень мероприятий.

от 75 тыс. рублей

II — Сведения, обосновывающие определение порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами*

1. Описание технологических процессов и оборудования, связанных с образованием отходов
2. Описание видов деятельности, осуществляемых юридическим лицом в области обращения с отходами производства и потребления
3. Описание систем удаления отходов
4. Описание систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящиеся в ведении Заявителя
5. Перечень объектов производственного контроля в области обращения с отходами
6. Оценка видов и масштабов воздействия технологических процессов и оборудования, связанных с обращением с отходами, на объекты окружающей среды
7. Описание природно-климатической и физико-географической специфики территории, на которой размещены объекты, связанные с обращением с отходами
8. Копии свидетельства о метрологической аттестации для собственных лабораторий или копии свидетельства об аккредитации лабораторий привлеченных для проведения мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду
9. Перечень должностей работников Заявителя, подлежащих профессиональной подготовке и аттестации в области обращения с отходами производства и потребления
10. Приказ (распоряжение) о перечне лиц, допущенных к обращению с опасными отходами
11. Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I-IV класса опасности
12. Сведения, подтверждающие соответствующую квалификацию лиц, осуществляющих производственный контроль или привлекаемых для участия в мероприятиях по контролю
13. Разрешительные документы:
— лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
— информация о наличии проекта нормативов образования отходов с приложением копии титульного листа и выдержки из проекта;
— документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
14. Паспорта на отходы 1-4 класса опасности
15. Копии свидетельств, подтверждающих класс опасности отходов
16. Отчет по форме 2-ТП (отходы) за предыдущий год
17. Перечень организаций, принимающих отходы, наличие у них лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, копии договоров с приложением лицензии
18. Информация о наличии установок по обезвреживанию, переработке, утилизации отходов (справка)
19. Мероприятия производственного контроля (Приложение 3)
20. Информация о наличии программы мониторинга состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) и (или) объектах захоронения отходов. Результаты мониторинга за предыдущий год
21. Заключение государственной экологической экспертизы проектной документации на объекты длительного размещения и захоронения отходов 1-V классов опасности
22. Сведения о результатах предыдущих проверок, проведенных органами государственного экологического контроля, и выданных предписаниях об устранении нарушений природоохранного законодательства

* Примечание: предоставление сведений, указанных в п.п. 1-7 возможно в виде заверенных копий соответствующих разделов проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Если у вашей организации отсутствует какая-либо разрешительная или экологическая документация (например Проект НООЛР, указанный в пункте 13), то специалисты ООО «Группа Экоанализ» так же могут разработать для Вас эти документы / проекты.

Author: admin