Приказ рф по холере

Оглавление:

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 ноября 2012 г. N 809н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при холере легкой степени тяжести»

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 ноября 2012 г. N 809н
«Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при холере легкой степени тяжести»

О стандартах медицинской помощи см. справку

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446) приказываю:

Утвердить стандарт специализированной медицинской помощи детям при холере легкой степени тяжести согласно приложению.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2013 г.

Регистрационный N 27807

Утвержден стандарт медицинской помощи, определяющий основные требования к диагностике и лечению детей при холере легкой степени тяжести. Стандарт рекомендован для использования при оказании специализированной медицинской помощи.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 ноября 2012 г. N 809н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при холере легкой степени тяжести»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2013 г.

Регистрационный N 27807

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 17 июня 2013 г. N 128/1 (специальный выпуск). Указанный выпуск «Российской газеты» к подписчикам не поступал

Эпидемиологический надзор

Размещен: 27.03.2015 г.

Приказ от 27.03.2015 № 246 О проведении заседания проблемной комиссии «Холера и патогенные для человека вибрионы»

Файл для загрузки

© « Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека» 2019

Почтовый адрес:
Вадковский переулок дом 18, строение 5 и 7
г. Москва, 127994

Телефон для справок:
8 (499) 973-26-90
Электронная почта

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 ноября 2012 г. № 809н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при холере легкой степени тяжести»

Приказ, Министерство здравоохранения Российской Федерации, 09 ноября 2012, № 809н

Категории: МКБ Х; стандарты; приказ.

Опубликован 13 апреля 2015, 13:30

Обновлён 13 апреля 2015, 13:32

© 2016 Министерство здравоохранения Российской Федерации

Все материалы, находящиеся на сайте охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об авторском праве и смежных правах.

СП 3.1.1.2521-09 Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой

Скачать документ

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 9 июня 2009 г. № 43
«Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил
СП 3.1.1.2521-09″

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21, 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418); постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 № 569 «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 39, ст. 3953), Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295, 2005, № 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.1.2521-09 «Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой на территории Российской Федерации» (приложение).

2. Ввести в действие СП 3.1.1.2521-09 с 1 августа 2009 года.

3. С момента введения в действие СП 3.1.1.2521-09 «Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой на территории Российской Федерации» признать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой. СП 3.1.1086-02″*.

*Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 марта 2002 года, регистрационный № 3299.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июля 2009 г.

«Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой на территории Российской Федерации»

Санитарно-эпидемиологические правила
СП 3.1.1.2521-09

(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 9 июня 2009 г. № 43)

I. Область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее — санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21, 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418); Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.06.1993 № 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 10, ст. 1143; 1999, № 51; 2000, № 49; 2003, № 2, ст. 167; № 9; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; № 49; 2005, № 10; № 52 (ч. 1), ст. 5583; 2006, № 1, ст. 10; № 6, ст. 640; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; № 31; № 43, ст. 5084; 2008, № 30 (ч. II), ст. 3616; № 45, ст. 5149), постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 № 569 «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 39, ст. 3953), Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295, 2005, № 39, ст. 3953), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2899; 2006, № 22, ст. 2337; № 52 (ч. III), ст. 5587), постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г. № 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 34); Международными медико-санитарными правилами (2005 г.); санитарно-эпидемиологическими правилами «Безопасность работы с микроорганизмами I — II групп патогенности (опасности). СП 1.3.1285-03» (зарегистрированы в Минюсте России 15 мая 2003 г., регистрационный № 4545); санитарно-эпидемиологическими правилами «Санитарная охрана территории Российской Федерации. СП 3.4.2318-08» (зарегистрированы в Минюсте России 3 апреля 2008 г., регистрационный № 11459) и СП 3.4.2366-08 — «Изменения и дополнения № 1 к СП 3.4.2318-08» (зарегистрированы в Минюсте России 26 мая 2008 г., регистрационный № 11760); приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 октября 2006 г. № 656 «Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исполнения государственной функции по информированию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения» (зарегистрирован в Минюсте России 8 ноября 2007 г., регистрационный № 10438); постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 11 «О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера» (зарегистрировано в Минюсте России 10 апреля 2009 года, регистрационный № 13745); приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17 марта 2008 г. № 88 «О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней» (не нуждается в государственной регистрации, письмо Минюста России от31 марта 2008 г. № 01/3065-АБ); приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2006 года № 893 «Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исполнения государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 19 января 2007 года, регистрационный № 8803); постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 декабря 2007 года № 86 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства» (зарегистрировано в Минюсте России 17 января 2008 года, регистрационный № 10895); постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 мая 2007 года № 27 «О реализации Международных медико-санитарных правил. 2005» (зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 2007 года, регистрационный № 9575).

1.2. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают основные требования к комплексу организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения очагов холеры и распространения возбудителя инфекции.

1.3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

1.4. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют органы и учреждения системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

II. Общие положения

2.1. Холера представляет собой особо опасную инфекционную болезнь с диарейным синдромом, фекально-оральным механизмом передачи возбудителя инфекции, водным (наиболее частым), пищевым и контактным путями распространения. Характеризуется различной тяжестью клинического течения заболевания, нарушением водно-солевого обмена, обезвоживанием, токсикозом и гастроэнтеритом. Инкубационный период — один — пять дней.

Смотрите так же:  Заявление на пенсию нет снять

2.2. Холера входит в перечень болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации. В соответствии с Международными медико-санитарными правилами (2005 г.) холера относится к болезням, которые могут оказывать серьезное влияние на здоровье населения, вызывать события, которые могут представлять собой чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, имеющую международное значение.

2.3. В соответствии с «Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем» (МБК-10), холера кодируется: АОО холера; АОО.О — холера, вызванная холерным вибрионом О1, биовар cholerae, классическая холера; АОО.1 — холера, вызванная холерным вибрионом O1, биовар eltor, холера Эль-Тор; АОО.9 — холера неуточненная.

2.4. Возбудителями холеры являются эпидемически значимые токсигенные, содержащие гены холерного токсина (ctx AB + ) и токсинорегулируемых пилей (tcp A + ) холерные вибрионы О1 серогруппы, биоваров V. cholerae cholerae и V. cholerae eltor, а также V. cholerae О139 серогруппы. Выделенные из поверхностных водоемов и других объектов окружающей среды не содержащие гена холерного токсина (ctx AB — ) холерные вибрионы О1 и О139 серогрупп могут вызывать единичные заболевания холерой (вибриононосительство) и вспышки.

2.5. В целях предупреждения возникновения и распространения холеры необходимо своевременно и в полном объеме проводить комплекс организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий.

2.6. Проведение профилактических и противоэпидемических противохолерных мероприятий осуществляется в соответствии с настоящими санитарными правилами, нормативными документами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.

III. Общие организационные мероприятия

3.1. Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение заноса и распространения холеры на территории Российской Федерации, проводят специалисты органов и учреждений Роспотребнадзора, органов управления здравоохранением в субъекте Российской Федерации, юридические лица, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью согласно настоящим санитарным правилам и разрабатываемым в субъектах Российской Федерации комплексным планам.

3.2. В комплексный план по санитарной охране территории должен быть включен раздел противохолерных мероприятий, который разрабатываются управлениями Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, территориальными отделами управлений совместно с федеральными государственными учреждениями здравоохранения (далее — ФГУЗ) «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации, филиалами ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» с органами управления и организациями здравоохранения в субъектах Российской Федерации (и муниципальных образованиях), управлениями Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и его территориальными отделами, противочумными учреждениями Роспотребнадзора и заинтересованными организациями сроком на пять лет и ежегодно корректируются.

В разделе противохолерных мероприятий должны быть учтены организационные, профилактические, противоэпидемические мероприятия и мероприятия в населенных пунктах после ликвидации очага холеры.

3.3. При составлении плана противохолерных мероприятий необходимо учитывать тип административной территории по эпидемическим проявлениям холеры (приложение).

3.4. Мероприятия по организации и обеспечению противоэпидемической готовности органов и учреждений Роспотребнадзора и лечебно-профилактических организаций на случай выявления больного (трупа) с подозрением на холеру должны включать:

— формирование медицинского штаба на случай выявления больного (подозрительного) холерой при выделении из поверхностных водоемов и других объектов окружающей среды токсигенных (ctx AB + ) холерных вибрионов О1 или О139 серогрупп, а также при выделении от больных и вибриононосителей атоксигенных (ctx AB — ) холерных вибрионов О1 или О139 серогрупп с учетом эпидемиологической обстановки;

— разработку оперативных планов проведения первичных противоэпидемических мероприятий, в которых предусматриваются способ и порядок передачи информации (в рабочее и нерабочее время) вышестоящему руководству о выявлении подозрительного больного; схем оповещения и сбора специалистов (в рабочее и нерабочее время); подготовку комплектов индивидуальной защиты (противочумные костюмы или другие регламентированные средства индивидуальной защиты); укомплектование укладки для забора материала от больного и проб из объектов окружающей среды; определение функциональных обязанностей и действий каждого специалиста при выявлении больного (трупа), подозрительного на холеру; порядок госпитализации больного (подозрительного) холерой, контактировавших с больным холерой и проведения дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;

— формирование противоэпидемической группы медицинского штаба для: обеспечения учета и информации об эпидемиологической обстановке и противохолерных мероприятиях; проведения эпидемиологического обследования в очагах; отбора проб из объектов окружающей среды для лабораторного исследования; контроля обеспечения режима биологической безопасности работы в инфекционном и провизорном госпиталях, изоляторе, бактериологических лабораториях и других медицинских организациях, независимо от их ведомственной принадлежности; проведения дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;

— формирование самостоятельной или в составе противоэпидемической группы медицинского штаба профилактической группы для обеспечения санитарно-эпидемиологического надзора и контроля;

— формирование группы оперативного эпидемиологического анализа для оценки эпидемиологической обстановки и эффективности проводимых противохолерных мероприятий;

— формирование госпитальной базы и патологоанатомической группы, паспортизацию инфекционного, провизорного госпиталей и изолятора, их материально-техническое оснащение, обеспечение медицинским оборудованием, средствами лечения, для дезинфекции, стерилизации и дезинсекции;

— формирование лабораторной группы с определением мощности лабораторной базы, потребности в кадрах, оборудовании и централизованным обеспечением бактериологических лабораторий питательными средами, другими средствами диагностики, дезинфекции, стерилизации и дезинсекции;

— создание на уровне субъектов Российской Федерации (республики, края, области) резерва кадров врачей, лаборантов, помощников эпидемиологов, врачей-дезинфектологов, дезинструкторов и дезинфекторов;

— определение порядка и обеспечения охраны стационаров специального назначения и бактериологических лабораторий учреждениями управлений внутренних дел (далее УВД);

— определение источников пополнения и расчет автотранспорта для работы в очаге холеры;

— обеспечение противоэпидемической готовности и взаимодействия органов и организаций Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, медицинских организаций других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на случай возникновения эпидемиологических осложнений по холере.

3.5. На территории всей страны ежегодно проводится теоретическая и практическая подготовка по холере на семинарах (рабочих местах):

— врачей-эпидемиологов, врачей-бактериологов, врачей-дезинфектологов, дезинструкторов, дезинфекторов в организациях, проводящих дезинфекционные работы; специалистов санитарно-карантинных пунктов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и медицинских работников медицинских пунктов железнодорожных, авиа-, авто-, морских и речных вокзалов; заместителей главных врачей лечебно-профилактических организаций, заведующих врачебными участками и фельдшерско-акушерскими пунктами; врачей-инфекционистов, терапевтов и других специалистов, приписанных к стационарам специального назначения (инфекционный, провизорный госпитали, изолятор и обсерватор); врачей станций (отделений) скорой медицинской помощи, поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов; патологоанатомов патологоанатомических отделений больниц и бюро судебно-медицинских экспертиз; медицинских работников психоневрологических стационаров, центров социальной реабилитации и других организаций;

— бортпроводников, проводников, командиров экипажей, помощников капитанов, сотрудников контрольных служб в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и др.

3.6. Ежегодно проводятся тренировочные учения и практические занятия для всех категорий обучаемых с отработкой функциональных обязанностей и практических навыков на случай выявления больного с подозрением на холеру.

3.7. Проводится гигиеническое воспитание и обучение населения.

IV. Эпидемиологический надзор за холерой

4.1. Эпидемиологический надзор за холерой обеспечивает систему мер, направленных на своевременное выявление заносных и местных случаев холеры, обнаружение холерных вибрионов О1 и О139 серогрупп в объектах окружающей среды, информационное обеспечение, выработку обоснованных рекомендаций к планированию и проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий с целью локализации и ликвидации возникших очагов холеры.

4.2. Органы и учреждения Роспотребнадзора и лечебно-профилактические организации Минздравсоцразвития России, а также соответствующие структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов осуществляют эпидемиологический надзор за холерой на территории всей страны дифференцированно с учетом типов административных территорий по эпидемическим проявлениям холеры (приложение).

4.3. Информационное обеспечение при эпидемиологическом надзоре на территории всей страны осуществляют в следующем порядке:

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации обеспечивает в установленном порядке информирование о возникновении или об угрозе возникновения холеры на территории страны органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, органов управления здравоохранением, противочумных учреждений, соответствующих структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.

ФГУЗ «Противочумный центр» Роспотребнадзора — Региональный центр по мониторингу за возбудителями инфекционных болезней I — II групп патогенности с прикрепленными субъектами Российской Федерации и Центр индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней — информирует органы и учреждения Роспотребнадзора о заболеваемости холерой за рубежом.

ФГУЗ «Противочумный центр» Роспотребнадзора совместно с ФГУЗ «Ростовский-на-Дону научно-исследовательский противочумный институт» — Референс — центр по мониторингу за холерой — ежегодно сообщают о свойствах холерных вибрионов O1 и О139 серогрупп, выделенных из объектов окружающей среды и от людей на территории Российской Федерации, управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, ФГУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации, научно-исследовательским противочумным институтам и противочумным станциям Роспотребнадзора.

Главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации представляют информацию о каждом больном холерой и вибриононосителе в виде донесений в Роспотребнадзор, в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, на территории которых управление непосредственно осуществляет функции по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), во ФГУЗ «Ростовский-на-Дону научно-исследовательский противочумный институт», во ФГУЗ «Противочумный центр» Роспотребнадзора, в курирующий научно-исследовательский противочумный институт и территориальные противочумные учреждения — региональные центры индикации и диагностики опасных инфекционных болезней Роспотребнадзора.

Главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, директора ФГУЗ «Научно-исследовательский противочумный институт», начальники ФГУЗ «Противочумная станция» Роспотребнадзора передают информацию о выделении холерных вибрионов О1 и О139 серогрупп из объектов окружающей среды на подконтрольной территории в Роспотребнадзор, ФГУЗ «Ростовский-на-Дону научно-исследовательский противочумный институт», в ФГУЗ «Противочумный центр» Роспотребнадзора и курирующий научно-исследовательский противочумный институт.

4.4. Сбор, обработку первичной информации, эпидемиологический анализ и оценку осуществляют специалисты Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и ФГУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации в оперативном порядке. Результаты оперативного эпидемиологического анализа являются основой для принятия экстренных управленческих решений.

Ретроспективный эпидемиологический анализ осуществляют специалисты Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и ФГУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации на основе анализа данных о заносах холеры на административную территорию, о заболеваемости холерой и выявлении вибриононосителей, выделении холерных вибрионов из объектов окружающей среды с учетом природно-социальных условий, демографических особенностей территории, ее отдельных частей и конкретных эпидемиологически значимых объектов. Анализ направлен на выявление основных закономерностей проявления холеры и прогнозирование эпидемиологической обстановки.

Смотрите так же:  Приказ о продлении трудового договора с работником

Районирование и отнесение административной территории к I — III типам по эпидемическим проявлениям основано на оценке комплекса показателей и данных, характеризующих: удельный вес больных холерой и вибриононосителей в субъекте относительно общего числа больных холерой и вибриононосителей, зарегистрированных в России; максимальные показатели заболеваемости (инфицированности) холерой на 100 тыс. населения; заносы инфекции с (без) распространением (я), типы (водный, пищевой и другие) эпидемического процесса; свойства холерных вибрионов О1 и О139 серогрупп, выделенных от людей с учетом эпидемической значимости (наличие гена холерного токсина ctx AB + и других признаков); максимальное число лет ежегодного выделения холерных вибрионов О1 и О139 серогрупп (в том числе гемолизотрицательных, содержащих ctx AB ген, гемолизположительных и гемолизотрицательных, не содержащих ctx AB гена) из поверхностных водоемов; сезонность обнаружения холерных вибрионов в водных объектах; загрязнение поверхностных водоемов необеззараженными и неочищенными сточными водами (количество сбрасываемых сточных вод, их характеристика); микробиологические показатели качества воды для оценки условий централизованного и нецентрализованного водоснабжения, рекреационного водопользования с учетом действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; наличие международных портов в пунктах пропуска через государственную границу (воздушных, морских и речных, железнодорожных и автомобильных станций и переходов) Российской Федерации; показатели интенсивности международной миграции — коэффициент интенсивности миграционного оборота (о/ооо) в субъекте в различных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (отношение числа прибывших и убывших к численности населения на 100 тыс. населения) и удельный вес пассажиров и членов экипажей, прибывших различными видами транспорта из стран и с территорий, неблагополучных по холере, относительно прибывших из-за рубежа различными видами транспорта; состояние заболеваемости и летальности (смертности) по острым кишечным инфекциям неустановленной этиологии (показатели, используемые при эпидемиологическом анализе, проводимом с учетом нормативных документов).

4.5. Специалисты ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъекте Российской Федерации, филиалов ФГУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» осуществляют оценку качества воды на соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, систем централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения с целью определения степени потенциальной опасности реализации водного пути распространения возбудителя холеры на административных территориях (город, район, населенный пункт).

4.6. Специалисты управлений Роспотребнадзора по субъекту, территориальных отделов управлений Роспотребнадзора составляют карты-схемы населенных пунктов с указанием расположения канализационных очистных сооружений, мест сбросов хозяйственно-бытовых сточных вод (в том числе аварийных) в открытые водоемы, их характер и объем, наличие канализационно-насосных станций вблизи водоемов, используемых для рекреационного и хозяйственно-бытового водопользования, а также с указанием мест обнаружения холерных вибрионов O1 и О139 серогрупп.

4.7. Лабораторному обследованию на холеру при проведении эпидемиологического надзора в соответствии со ст. 33 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, с п. 2, ст. 23 Международных медико-санитарных правил (2005 г.) подлежат лица, представленные в таблице 1.

Таблица 1 — Тактика эпидемиологического надзора за холерой при обследовании населения

Автореферат и диссертация по медицине (14.00.30) на тему: Санитарная охрана территория Саратовской обл. в современных условиях

Оглавление диссертации Куренкова, Елена Борисовна :: 2006 :: Саратов

Глава 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1J, ИСТОрШ СМНМЯеННЯ СИРТОЙЫ мер ПО СаННТЛрНоК OXpilHC ПГррНТОрИИ

1.2. Бнотеррорнтм — реальная yi-роза мировому сообществу.

Гик : МАТЕРИАЛЫ И МЕТОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Глава 3. ПРИГОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКСН ЮМИ

ЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

3-Г Природко-з-еографпческне . IOOM Саратовской (Спасти .»

3.2. Экономическая характеристика Саратовской области

3.3. Социальио-дсмаграфнческаА характеристика Саратовской области .,

Глава 4 ХАРАКТЕРИСТИКА ОПАСНОСТИ ЗАВОЗА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЧУМЫ. ХОЛЕРЫ И МАЛЯРИИ . 43 4.3. Инфекпионнаятабопсваемосп, и Саратовской области -.

4.2. Санитарно-гигиеническая харакзернегнка Сараi(заикой области. S

4.3. Опасность -завом и распространения чумы л Саратовской области 57 4 4. Опасность завом н распространения холеры в Саратовской области

4.5. Опасность залога малярии в Саратовскую область.

Глава 5 ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Глава 6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ИОСАНИТАР

НОЙ ОХРАНЕ ТЕРРИ ТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ й-1. Анализ противоэпидемической готовности ЛПУ и ДГиЭ а Саратовской области к работе нрн выявлении больные опасными инфекцнониы-мкболстиячи . к[

6.2, Дифференциация территории Саратовской области по риску завоза И распространения опасных инфекционных болезней (чума, холера, малярия)

6-3- Обоснование приоритетных направлений рабош по санитарной охране террнторин Саратовской области

6.4. Совершенствование мероприятий по противодействию биологическому терроризму в Саратовской области. „

Введение диссертации по теме «Эпидемиология», Куренкова, Елена Борисовна, автореферат

Актуальность проблемы. Санитарная охрана территории является составной частью общегосударственных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации Это комплексная проблема, решаемая законодательной и исполнительной властью, а также специалистами различного профиля (96, 109, !4l J,

В последнее десятилетне наблюдается расширение и активизации международных связей, н, как следствие, рост международных пассажирских и грузовых перевозок, увеличение транспортных средств н обслуживающего нх персонала. В то же аремя в Россию ежегодно из зарубежных стран только воздушным транспортом прибывает порядка 4 млн, человек, из них около 10% из стран неблагополучных по чуме, холере, высоко контагиозным вирусным геморрагическим лихорадкам, в первую очередь, из стран Азии, Африки и Южной Америки. В ряде стран этих континентов постоянно регистрируется высокий уровень заболеваемости малярией- В связи с указанным, сохраняется реальная угроза завоза из стран дальнего зарубежья чумы н холеры, а также других опасных инфекционных болезней.

В России ежегодно регистрируются случаи завоза холеры преимущественно в Центральный, Южный. Приволжский и Северо-Западный федеральные округа. При несвоевременном выявлении опасных инфекционных болезней не исключено нх распространение на отдельных территориях страны, как это было с холерой в Республике Дагестан в 1994 году, в 1999 г. на Дальнем Востоке, в 2001 г. в Республике Татарстан, в 2004 г, в Республике Башкортостан.

Сохраняется угроза завоза чумы и других особо опасных инфекционных заболеваний в Саратовскую область из стран ближнего зарубежья (прежде всего из Казахстана), имеющих с Россией общее эпидемиологическое пространство- В Саратовскую область ежегодно осуществляется завоз малярии, есть случаи регистрации местных случаев передачи инфекции

В последние годы it связи актами биологического терроризма в США особую акту альность приобретают вопросы организации работы и межведомственного взаимодействия федеральных и территориальных органон исполнительной власти при возможных угрозах совершения террористических акций с применением биологических и иных средств массового поражения населения №

Поэтому для Саратовской области представляется актуальным проведение комплексной оценки н анализа состояния противоэпидемической готовности лечебно-профилактических учреждений (ЛГГУ) м центров гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) области К работе в эпидемических очагах особо опасных инфекций, дифференциация территории по степени опасности завоза и распространения инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории, определение приоритетных направлений деятельности санитарно-эпидемиологической службы по санитарной охране территории Саратовской области.

Цель исследования — совершенствование санитарной охраны территории Саратовской области от завоза и распространения опасных инфекционных болезней в современных условиях (на примере чумы, холеры н малярии).

Основные задачи исследования:

1. Изучить заболеваемость населения Саратовской области инфекционными болезнями в последние гады.

2. Изучить динамику заболеваемости чумой и холерой в странах СНГ н России за последние 40 лет и характер их завозов, а также характер завозов малярии в Саратовскую область за последние 5 лет,

3. Оценить степень готовности ЛПУ и ЦГнЭ области к проведению мероприятий по локализации и ликвидации эпидемических очагов опасных инфекционных болезней,

4. Осуществить дифференциацию Саратовской области но риску завоза н распространения чумы, холеры и малярии.

5. Определить приоритетные направления деятельности санитарно-эпидемиологической службы но санитаркой охране территории Саратовской области.

6. Разработать алгоритм межведомственного взаимодействия при угрозе совершения актов биотерроризма на территории Саратовской облает.

Научная новщна работы. В результате ретроспективного анализа заболеваемости холерой и Саратовской области за последние 40 лет установлено, что все случаи имеют завозной характер. Установлено, что современный период (2001-2005 гг.) характеризуется завозом источников возбудителя малярии (и основном, p.vivax — 91.4% всех случаев) в Саратовскую область из стран ближнего (Азербайджан, Таджикистан, Армения) и дальнего (Африка — Камерун, Мозамбик) зарубежья, а также регистрацией вторичных от завозных случаев заболеваний среди местного населения (5,7 %).

Установлено, что в современных условиях расширения международных связсй, роста миграции населения, изменения структуры перевозок товаров и грузов по сравнению с 80-мн годами (снижение доли автомобильного и увеличение доли железнодорожного вида транспорта) ведущая роль в обеспечении возможного завоза в Саратовскую область чумы н малярии принадлежит железнодорожному виду транспорта (77,4% завозных случаев малярии). Завоз холеры наиболее вероятен речным транспортом.

Впервые проведена количественная оценка состояния противоэпидемической готовности ЛПУ и ЦГнЭ Саратовской области и их отделений к работе в эпидемических очагах особо опасных инфекцийt свидетельствующая о готов’ ностн медицинских учреждений к проведению мероприятий в случае их завоза и дальнейшего распространения.

Впервые проведено эпидемиологическое районирование Саратовской области по величине риска завоза инфекционных болезней (чума, холера, малярия). требующих проведения мероприятий по санитарной охране территорни, Установлено, что опасность завозя этих инфекций нвйбож высока в городе Саратов, а также в Энгельсском и Саратовском районах.

Показано, что приоритетными направлениями деятельности санитарно-эпидемиологической службы Саратовской области по санитарной охране территории являются: усиление контроля за эпидемиологической и санитарно-гигиенической обстановкой, водоснабжением, качеством продуктов питания» эпизоотической ситуацией; взаимодействие с ЛПУ, таможенной, пограничной, ветеринарной и фито-саннтарной службами, РосНИПЧИ «Микроб» и органами исполнительной власти; оснащение лабораторий области современных оборудованием; повышение квалификации спецналистов

Dпервые разработан единый порядок и схема межведомственного нпаи-мо-дейстаия органов исполнительной власти, служб, ведомств, частных лнц при угрозе совершения актов бнотерроризма на территории Саратовской области.

Практический значимость работы. Материалы диссертационной работы использованы при составлении следующих документов:

— Соглашение о сотрудничестве а области санитарной охраны территорий Саратовской области Российской Федерации и Западно-Казахстанской области Республики Казахстан <подписано представителями здравоохранения. Госсанэпиднадзора и противочумных учреждений Саратовской области и Западно-Казахстанской области, сентябрь 2002 г.);

— Распоряжение Губернатора Саратовской области «О межведомственном взаимодействии при возможных угрозах совершения актов терроризма с применением биологических и иных средств массового поражения» (№ 250 от 11.04.02 г.);

— Постановление Правительства Саратовской области «О неотложных мерах по предупреждению завоза и распространения холеры в области» на 2002-2005 годы (Ш4-П от 19-04.2002 г.);

— Постановление Правительства Саратовской области «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в Саратовской области на 2003-2005 годы» (№63-П от 03.06- 2003 г,);

Смотрите так же:  Как оформить студенческий совет

— План оперативного взаимодействия по про велению противоэпидемических мероприятий в случаях возникновения карантинных инфекций и массовых инфекционных заболеваний на территории Саратовской области (утвержден заместителем Председателя Правительства Саратовской области, сентябрь 2005 г.);

— Постановление Правительства Саратовской области «Об областном плане подготовки к гриппозной пандемии» (№70-П от 05,03, 2005 г.);

— Постановление Правительства Саратовской области «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в Саратовской области на 2006-2010 годы» (№94-П от 29 03. 2006 г.);

• Комплексный план неотложных мероприятий по профилактике и ликвидации гриппа птиц на территории Саратовской области на 2006-2012 годы (утвержден Губернатором Саратовской области, март 2006 г,);

— Методическое пособие «Организация диагностики и лечения малярии» (утверждено Министром здравоохранения Саратовской области, август 2CKW г*)»

— Методические рекомендации «Эпидемиологическое районированне Саратовской области по риску завоза и распространения чумы, холеры н малярии» (утверждены Министром здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области н Руководителем ТУ Роспотрсбнадзорэ по Саратовской области, июнь 2006 г.).

Апробации работы. Материалы диссертации доложены и представлены на: VII и VIII съездах Всероссийского общества эпидемиологов, микробиологов и паразитологов (Москва, 1997, 2002), Международной научно-практической конференции по санитарной охране территорий стран СНГ (Ал-маты, 2001), Пленумах Научного совета по саиитарно-эпнлсунологнчсской охране территории Российской Федерации (2001-2005 гт,). итоговых научно-практических конференциях Российского научно-исследовательского противочумного института «Микроб» (2002-2004 гг ).

Публикации, Основные результаты диссертации изложены в 11 опубликованных статьях и заключительном отчете «Саннтарная охрана территории Саратовской области» (№ гос. регистрации 01.2003.06522).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, б глав собственных исследований (включающих описание материалов и методов исследований), заключения и выводов. Работ изложена на 127 странице машинописного текста, включает 4 рисунка н 30 таблиц. Список цитированной литературы содержит 163 работы,

Заключение диссертационного исследования на тему «Санитарная охрана территория Саратовской обл. в современных условиях»

1. Установлено, что эпидемиологическая обстановка в Саратовской области а последние годы (2001-2005 гг.) отличается стабильностью, Снизилась заболеваемость острыми гепатитами А, В и С, дифтерией, краснухой, коклюшем. эпидемическим паротитом, скарлатиной, ветряной оспой, педикулезом, ВИЧ-инфекцией, сифилисом, гонореей. Не регистрировались случаи бруцеллеза, лептоспироза, туляремии, сибирской язвы, рнккетснозов, столбняка, гидрофобии у людей.

2. Установлено, что в современных условиях расширения международных связей, роста миграции населения, изменения структуры перевозок товаров и грузов по сравнению с 80-ми годами (снижение доли автомобильного н увеличение доли железнодорожного вила транспорта) ведущая роль в обеспечении возможного завоза в Саратовскую область чумы н малярии принадлежит железнодорожному виду транспорта (77,4 % завозных случаев малярии). Завоз холеры наиболее вероятен речным транспортом

3. Впервые проведена количественная оценка состояния противоэпидемической готовности ЛПУ и ЦГнЭ Саратовской области н нх отделений к работе в эпидемических очагах особо опасных инфекций, свидетельствующая, во-первых, о готовности медицинских учреждений к проведению мероприятий в случае их завоза и дальнейшего распространения. Во-вторых, получены новые данные об основных факторах риска завоза и распространения в Саратовской области инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории области.

4. Установлено, что современный период (2001-2005 гг.) характеризуется завозом источников возбудителя малярии (в основном, P.vivax — 91,4% всех случаев) в Саратовскую область из стран ближнего (Азербайджан, Таджикистан, Армения) и дальнего (Африка — Камерун, Мозамбик) зарубежья, а также регистрацией вторичных от завозных случаев заболеваний среди местного населения (5,7 %).

В последние 40 лет все случаи холеры в Саратовской имеют завозной характер. Опасность завоза чумы и холеры на территорию Саратовской области наиболее высока из азиатских стран (Казахстан, Узбекистан, Китай, Монголия, Турция).

5. Впервые проведена дифференциации территории Саратовской области по степени риска завоза и распространения чумы, холеры и малярии. Установлено, что риск наиболее велик для города Саратов, а также Энгельсского и Саратовского районов. В меньшей степени это характерно для 13 районов области, в 23 района* риск минимален.

6. Показано, что приоритетными направлениями деятельности санитарно-эпидемиологической службы Саратовской области по санитарной охране территории являются: усиление контроля за эпидемиологической и санитарно-гигиенической обстановкой, водоснабжением, качеством продуктов питания, эпизоотической ситуацией; взаимодействие с ЛПУ, таможенной, пограничной, ветеринарной и фито-саннтарной службами, ФГУЗ РосНИПЧИ «Микроб» и органами исполнительной власти; оснащение лабораторий области современным оборудованием; повышение квалификации специалистов.

7. Впервые разработан единый порядок и схема межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, служб, ведомств, частных лиц при угрозе совершения актов биотерроризма на территории Саратовской области.

Санитарная охрана территории является составной частью общегосударственных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, В соответствии со статьей 30 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 от 30 марта ) 999 г. «Санитарная охрана территории направлена на предупреждение завоза на территорию Российской Федерации и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а гакже на предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических н радиоактивных веществ, отходов н иных грузов, представляющих опасность для человека».

В связи с возрастающим в последние годы уровнем международных пзс-сажнреких и грузовых перевозок, сохраняется реальная угроза завоза из стран дальнего зарубежья чумы и холеры, а также других особо опасных инфекционных болезней- Для Саратовской области представляется актуальным проведение комплексной оценки и анализа состояния противоэпидемической готовности ЛПУ и ЦГиЭ области к работе в эпидемических очагах особо опасных инфекций, дифференциации территории по степени опасности завоза и распространения инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране, определение приоритетных направлений деятельности еа-ннтарно-энндемиологнческон службы по санитарной охране территории Саратовской области.

Проведенный нами исторический анализ становления понятия «санитарная охрана территории» показывает, что в его развитии можно выделить несколько этапов: карантины — санитарные конвенции — санитарная охрана границ — санитарная охрана территории. В настоящее время санитарная охрана территории Российской Федерации включает в себя комплекс организационных, технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических, лечебнопрофилактических н иных мероприятий, которые проводятся па территории всей страны, и пунктах пропуска через Государственную границу’, на транспортных средствах.

Анализ заболеваемости населения Саратовской области инфекционными болезнями за последние 5 лет свидетельствует о стабилизации эпидемиологической обстановки, Снизилась заболеваемость острыми гепатитами В н С, бруцеллезом, геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС), краснухой, эпидемическим паротитом, скарлатиной., ветряной оспой, инфекционным мононуклеоэом. педикулезом, ВИЧ-инфекцией. Не регистрировались случаи лептоспнроза, туляремии, сибирской язвы, риккетсиозов, столбняка, гидрофобии у людей.

Анализ природно-географнческой и социально-демографической характеристики Саратовской области свидетельствуют о наличии общего эпидемиологического пространства с государствами, на территории которых функционируют постоянно активные природные очаги чумы (Республика Казахстан), а на территории области имеются все условия для существования природных очагов различных инфекционных болезней, в том числе особо опасных.

Вероятность завоза чумы на территорию области не ограничивается наличием на сопредельной территории природных очагов чумы с высоким эпизоотическим потенциалом, Существует высокая потенциальная опасность завоза чумы и с других территорий Казахстана, на которых в последние годы регистрируется не только интенсивные эпизоотии, но и эпидемические проявления чумы. Так, в 1997 г, зарегистрирован один случай заболевания чумой человека в Атырауской области, в 1999 г. на территории Акпобннской, Кзыл-Ординекой н Маигистауской областей зарегистрировано 7 случаев заболевания чумой человека (два с летальным исходом), в 2001 г, — два случая заболевания чумой человека (один с летальным исходом), в 2002 г, — так же два случая в Кзыл-Ордннской области, в 2003 г, — 4 случая (один со смертельным исходом) в Кзыл-Ордннской и Маигистауской областях. Эпизоотические и эпидемические проявления чумы регистрируются и в других республиках Средней Азии,

Ретроспективный анализ литературных данных за последние 40 лет об эпидемических проявлениях холеры на территории Саратовской области показал, что в период седьмой пандемии холеры инфицирование людей (136 больных и внбриононоситслей) регистрировали в течение 6 лет (1970-1975 гг.). Все эпидемические проявления холеры были связаны с завозом инфекции из Астраханской области. В настоящее время завоз холеры на территорию области и ее дальнейшее распространение вполне реальны

Установлено, что для настоящего времени (2001-2005 гг.) характерен завоз источников возбудителя малярии (в основном, P.vivex -91,4 % всех случаев) в Саратовскую область из стран ближнего (Азербайджан, Таджикистан, Армения) и дальнего (Африка — Камерун, Мозамбик) зарубежья, а также регистрация вторичных от завозных случаен заболеваний среди местного населения (5,7 %). Опасность заноза малярии наиболее высока железнодорожным видом транспорта (77,4 % завозных случаев).

Проведенный анализ современного социально-экономического состояния области выявит рост показателей внешнеэкономической деятельности в последние годы, наличие прямых транспортных связей со странами дальнего и ближнего зарубежья, а также интенсификация миграции населения в Саратовской области в 2003 году, в основном, из Казахстана, Узбекистана н Таджикистана.

Впервые на примере Саратовской области проведена количественная оценка состояния противоэпидемической готовности ЛПУ и ЦГиЭ к работе в эпидемических очагах особо опасных инфекций в соответствии с МУ 3.4.103001. Эпидемиологический анализ полученных результатов свидетельствуют о готовности медицинских учреждений к проведению мероприятий в случае завоза или возникновения опасны к инфекционных болезней.

Кроме того, результате анализа получены новые данные об основных факторах завоза и распространения в Саратовской области инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории области. На основании этих данных впервые проведена дифференциации территории Саратовской области по степени риска завоза н распространения чумы, холеры н малярии. Установлено, что наиболее уязвимыми в этом плане являются город Саратов, а также в Энгельсе кий и Саратовский районы. В меньшей степени опасность завоза и распространения чумы, холеры и малярии характерна для 13 районов области, в 23 районах он минимален.

Проведенный комплекс исследований позволил обосновать приоритетные направления деятельности санитарно-эпидемиологической службы Саратовской области по санитарной охране территории. Ими являются: усиление контроля за эпидемиологической и санитарно-гигиенической обстановкой, водоснабжением, качеством продуктов питания, эпизоотической ситуацией; взаимодействие с ЛПУ, таможенной, пограничной, ветеринарной и фито-саннтар-ной службами, ФГУЗ РосНИПЧИ «Микроб» и органами исполнительной власти; оснащение лабораторий области современным оборудованием; повышение квалификации специалистов,

Совместно со специалистами ФГУЗ РосНИПЧИ «Микроб’. ЦГСЭН, ФСБ н МВД Саратовской области нами влервые был разработан единый порядок и схема межведомственного взаимодействия органон исполнительной власти, служб, ведомств, частных лнц при угрозе совершения актов бмотеррорнзма на территории Саратовской области. Предложенный порядок межведомственного взаимодействия при возможных угрозах совершения актов биотерроризма, разработанный для Саратовской области, может быть рекомендован в качестве прототипа в других субъектах Российской Федерации,

Author: admin