Приказ о снятии педагогической нагрузки

Изменение нагрузки педагога

Педагогические работники нередко сталкиваются с изменением объёма учебной нагрузки. В данном материале мы рассмотрим а примере судебной практики необходимость уведомления педагога и получения согласия на изменение нагрузки.

Обязательное получение согласия требуется лишь при увеличении нагрузки. Это указано в п. 1.7 Порядка определения учебной нагрузки, утвержденного Приказом Министерством образования и науки РФ № 1601 от 22.12.2014. Данный пункт закрепляет: «временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объёма учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговорённой в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения».

Когда учебная нагрузка снижается, получать согласие педагога не нужно, однако, работодатель обязан уведомить его не позднее, чем за два месяца до фактического снижения нагрузки (пункт 1.8 Порядка).

Так, старший преподаватель института обратилась в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав, компенсации морального вреда и выплате заработной платы. Требования мотивированы тем, что ей не была оплачена переработка выполненной педагогической нагрузки. Кроме того, работодатель в одностороннем порядке изменил нормы аудиторской нагрузки на основании приказа, с которым истица не была ознакомлена. Работодатель также не уведомил её в письменной форме.

Решение суда мотивировано следующим образом. Изменение педагогической нагрузки не является существенным изменением условий труда и допускается без согласия работника, поскольку объём нагрузки снижен. Вместе с тем, работодатель обязан был уведомить работника об изменении условий труда, установленных трудовым договором не менее чем за 2 месяца.

Вместе с тем, суды иногда принимают сторону педагога и ориентируются не только на указанный выше Порядок, который не обязывает получать согласие при уменьшении нагрузки.

Так, в процессе о восстановлении педагогической нагрузки, уменьшенной без согласия преподавателя физической культуры, суд опирался исключительно на Трудовой кодекс. При рассмотрении дела суд сделал вывод о том, что нормы учебной нагрузки лежат в основе оплаты труда педагогического работника, поэтому изменение условий трудового договора в данной части возможно исключительно с согласия обеих сторон договора.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 17.02.2016г. по делу № №2-559/16 действия по уменьшению педагогической нагрузки признаны незаконными, администрацию техникума обязали восстановить прежнюю нагрузку, а также выплатить недоначисленную и невыплаченную заработную плату и компенсацию морального вреда.

Нередки ситуации, когда педагог выражает своё несогласие с изменением учебной нагрузки, однако администрация школы всё равно её изменяет. В таких случая суд всегда принимает сторону педагога.

Так, после получения 3 группы инвалидности, заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе, совмещающему данную должность со ставкой «учителя», была изменена педагогическая нагрузка без её согласия. При ознакомлении с приказом об изменении педагогической нагрузки, было выражено несогласие, дополнительное соглашение к трудовому договору также не подписано. При издании приказа и составлении дополнительного соглашения работодатель ссылался на рекомендации индивидуальной программы реабилитации, однако из неё не усматривается невозможность работы в прежнем объёме. Для защиты своих прав гражданка обратилась в суд.

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 05.09.2013г. по делу № 2-2769/2013 приказ директора школы об измени педагогической нагрузки признан незаконным и отменён, поскольку он был издан при отсутствии согласия самого работника.

Учитель истории обратился в суд для обжалования уменьшения педагогической нагрузки без его согласия. Администрация школы произвела изменение педагогической нагрузки в связи с выходом из отпуска по уходу за ребенком другого учителя истории.

Своё решение суд мотивировал тем, что выход из отпуска иного сотрудника не подтверждает наличие изменений организационных условий труда, которые явились бы основанием для изменения работодателем определенных сторонами условий трудового договора.

Иногда изменение учебной нагрузки педагога администрация школы мотивирует объективными причинами, не зависимыми от её действий. Такие ситуации всегда рассматриваются индивидуально, оцениваются конкретные доводы.

Например, учитель русского языка и литературы обратился в суд с иском о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Требования были мотивированы тем, что администрация школы направила ему уведомление об изменении учебной нагрузки и оформлении данного факта дополнительным соглашением к трудовому договору. Уведомление также содержало информацию о том, что в случае несогласия с изменением условий трудового договора, он будет расторгнут. Истец выразил своё несогласие, вследствие чего трудовой договор был расторгнут по инициативе работодателя.

В ходе рассмотрения дела суд сделал вывод о том, что объём учебной нагрузки истца был снижен вследствие перехода школы на односменное обучение 5-11 классов, а также распределения часов учебной нагрузки на три ставки учителей русского языка и литературы с фактическим занятием этих ставок педагогами. Таким образом, предложение работодателя о сокращении педагогической нагрузки было обусловлено объективными причинами, изменением организационных условий труда и невозможностью сохранения прежних условий трудового договора и само по себе о нарушении прав работника не свидетельствует. Кроме того, о предстоящем изменении организационных условий труда истец был извещен заблаговременно и надлежащим образом. Поскольку истец не согласился на работу в изменённых условиях, работодатель правомерно издал приказ об увольнении.

Встречаются и обратные ситуации. Учитель биологии обратилась в суд с требованием о признании приказа директора школы «о тарификации» незаконным в части уменьшения педагогической нагрузки истца. Иск мотивирован тем, что истцу было направлено уведомление об уменьшении часов по биологии до 5 часов и о предложении 14 часов биологии надомного обучения. При этом было произведено перераспределение часов биологии истца другим учителям. Свои действия администрация школы обосновала сокращением часов по предмету и тарификацией. Уведомление об уменьшении педагогической нагрузки было направлено после фактического уменьшения нагрузки истца, согласие на изменение нагрузки получено не было.

Решением Шебалинского районного суд Республики Алтай от 25.01.2016г. по делу № 2-3/2016 приказ о «тарификации» был признан незаконным в оспариваемой части, на школу возложена обязанность восстановить нарушенное право истца в полном объёме.

Разрешая спор, суд пришёл к следующим выводам. По мнению суда, руководитель школы не имеет права произвольно в нарушение принципа преемственности преподавания предметов в классах перераспределять учебную нагрузку между учителями при отсутствии объективных причин. Так же не имеет права уменьшать учебную нагрузку учителя, одновременно увеличивая нагрузку других учителей, тем более при высвобождении некоторого объема учебной нагрузки по предмету в связи с увольнением одного из учителей. Кроме того, суд подчеркнул, что коллективный договор прямо устанавливает согласование с профкомом приказа об установлении объема учебной нагрузки, доказательств которого не представлено.

ПРИКАЗЫ В ШКОЛЕ.doc — ПРИКАЗЫ В ШКОЛЕ

ПРИКАЗЫ В ШКОЛЕ
Существует набор общих единых требований и определенная
последовательность действий в работе с приказами.
Типология и циклограмма приказов по основной деятельности
Организация тарификации на новый учебный год
– приказ «О создании комиссии по проведению тарификации в … учебном
году».
(Необходимо ознакомить учителей перед уходом в отпуск с
планируемой нагрузкой, в августе вносятся неизбежные изменения.
Коллегиальное решение обеспечивает гарантии трудовых прав каждого
учителя)
Назначение педагогической нагрузки
– приказ «О назначении педагогической нагрузки на … учебный год».
(Указывается только почасовая предметная нагрузка в конкретных классах).
– приказ «О назначении индивидуальных консультаций на … учебный год».
– приказ «О назначении факультативных занятий на … учебный год».
Доплаты за проверку письменных работ
– приказ «О назначении доплат за проверку письменных работ»
(Надтарифный фонд позволяет компенсировать трудовые затраты
пропорционально объему проверяемых работ. В каждой школе должен быть
локальный акт, в котором определены принципы установления доплат и
надбавок. Раздел акта, в котором установлено, за какой предмет и в каком
размере назначаются доплаты за проверку письменных работ, ложится в
основу приказа).
Доплаты за классное руководство
– приказ «О назначении классных руководителей на … учебный год».
– приказ «О назначении доплат за классное руководство на … учебный год».
Изменение и перераспределение учебной нагрузки
– приказ «О внесении изменений в тарификацию».

Доплаты за заведование специальными кабинетами
В августе следует подготовить приказ
– «О назначении доплат за заведование специальными кабинетами на …
учебный год». (С опорой на соответствующий локальный акт. Уровень
оснащенности школ разный, поэтому и приказ этот должен отражать
специфику конкретной школы в конкретный учебный год).
Доплаты за спортивно­оздоровительную работу
– приказ «О назначении доплат за организацию спортивно­массовой работы и
развитие спортивной материально­технической базы на … учебный год».
(Можно разбить этот приказ в два отдельных).
– возможен приказ «Об увеличении объема работ учителя физической
культуры на … учебный год».
Утверждение штатного расписания
За счет надтарифного фонда можно не устанавливать доплату, а ввести в
штатное расписание новую должность, например, социального педагога и т. п.
Школа также имеет возможность перераспределять ставки, не выходя за рамки
выделенного фонда. Реализация этого права оформляется через следующие
приказы:
– «О внесении изменений в штатное расписание на … учебный год», «О
назначении на введенные в штатное расписание новые должности», «О
выполнении штатного расписания в … учебном году».
Назначение нагрузки административно­вспомогательному персоналу
– приказ «О назначении нагрузки административно­вспомогательного
персонала на … учебный год». (В течение учебного года изменения
оформляются индивидуальным приказом).
Организация дополнительных образовательных услуг
– приказ «О назначении педагогической нагрузки в области дополнительного
образования на … учебный год». (Для реализации учебного плана курсов
дополнительного образования. В приказе напротив каждой фамилии
должны быть указаны наименования курсов и количество недельных часов.
Этот приказ помогает распределить бюджетные часы).
Платные дополнительные образовательные услуги оформляются в отдельном
блоке приказов:

Смотрите так же:  Государственный нотариус попасная

 «Об организации работы по оказанию платных дополнительных
образовательных услуг в … учебном году».
 «Об открытии учебных курсов в рамках оказания платных дополнительных
образовательных услуг на … учебный год».
 «О назначении педагогической нагрузки в области оказания платных
дополнительных образовательных услуг на … учебный год».
Эти приказы обычно издаются в первой декаде сентября, но два последних
приказа могут появиться и в течение года, если повышенный спрос на какой­то
курс приведет к его открытию или к увеличению нагрузки учителя за счет
формирования еще одной группы в течение года.
Закрытие учебных курсов дополнительного образования
В такой ситуации издаются следующие приказы:
 «О закрытии учебного курса в рамках оказания платных дополнительных
образовательных услуг в … учебном году».
 «О ликвидации группы по изучению … курса в рамках оказания платных
дополнительных образовательных услуг в … учебном году».
 «Об изменении педагогической нагрузки в рамках оказания платных
дополнительных образовательных услуг».
Установление компенсирующих доплат и надбавок
Доплатами компенсируется только дополнительная работа, не входящая в
круг должностных обязанностей. Если в должностных обязанностях, например,
заместителя директора заложены вопросы организации работы по охране труда,
то выполнение обязанностей общественного инспектора по охране труда ему
дополнительно оплачены быть не могут. Доплаты в приказе должны быть очень
четко обоснованы, в частности, формулировками из должностных обязанностей
по тем специальностям, которые в штатном расписании школы отсутствуют, а
соответствующая работа выполняется кем­то из сотрудников дополнительно.
Эти позиции необходимо учесть при подготовке приказа «Об установлении
доплат сотрудникам на … учебный год».
Предварительно следует издать следующие приказы:
 «О назначении ответственного за учет военнообязанных в … учебном году».
 «О назначении общественного инспектора по вопросам пенсионного
обеспечения в … учебном году».
 «О назначении организатора общественно­полезного труда обучающихся в
… учебном году».

 «О назначении ответственного за организацию горячего питания в …
учебном году».
 «О назначении общественного организатора экскурсионной работы в …»
Установление стимулирующих надбавок
– приказ «Об установлении педагогам надбавок стимулирующего характера
на … учебный год».(Необходимо наличие соответствующего локального акта.
Иногда подобный приказ издают ежемесячно, регулярно перераспределяя
выплаты стимулирующего характера).
– приказ «Об установлении надбавок стимулирующего характера персоналу
сопровождения (вспомогательному персоналу) на … учебный год». (Основанием
приказа являются акт приемки школы к новому учебному году, акты
проверок по охране труда, санитарно­гигиеническому состоянию школы,
пожарной безопасности, а также уплотненный график работы персонала).
Аттестация рабочих мест
– приказ: «О создании экспертной комиссии и аттестации рабочих мест на …
учебный год»,
позже – приказ «Об установлении компенсационных доплат за работу в
неблагоприятных условиях на … учебный год» (При проведении тарификации
нужно организовать аттестацию рабочих мест и по ее результатам
установить компенсационные доплаты за работу в неблагоприятных
условиях).
Организация охраны труда
В конце августа нужно издать приказ:
– «Об охране труда в … учебном году». (Приказ содержит указания на
разграничение полномочий и ответственности каждого сотрудника
пофамильно).
Следующие приказы издаются в начале сентября:
– «Об организации обучения и очередной проверки знаний по охране труда в
… учебном году».
– «О создании комиссии по предупреждению травматизма в … учебном
году».
Обеспечение безопасности учебно­воспитательного процесса

– приказ «Об обеспечении пожарной безопасности в … учебном году». (По
мере необходимости в течение учебного года могут быть изданы приказы по
итогам контроля соблюдения требований пожарной безопасности, по
усилению профилактических мер в обеспечении пожарной безопасности).
– приказ «О профилактике и предотвращении чрезвычайных ситуаций в …
учебном году».
Утверждение инструкции по охране труда
– Приказы «Об утверждении инструкций по охране труда», «Об утверждении
должностных обязанностей», «О введении в действие локального акта»
(Издаются не каждый год, а при создании новых инструкций или актов, а
также в случае периодического пересмотра и нового утверждения
существующих инструкций и актов).
Мероприятия по ГО и ЧС
Эти приказы издаются ежегодно в январе (можно выделить в отдельную
книгу, за ведение которой отвечает заместитель директора – начальник штаба
ГО)
– «О проведении мероприятий по ГО и ЧС в … (истекшем) году».
– «Об организации руководящего состава, рабочих и служащих
формирований ГО ГО».
– «Об организации обучения и подготовки руководящего состава, рабочих и
служащих формирований ГО».
В апреле следует приказ «О подготовке и проведении Дня защиты детей».
Повышение профессионального роста педагогов
Основные приказы:
– «Об организации научно­методической работы в … учебном году»(он
объединяет приказы о создании школьного методического совета и назначении
руководителей методических объединений).
– «О повышении квалификации в … учебном году».
– «О назначении ответственного за проведение аттестации педагогов в …
учебном году” (этот приказ часто просят сотрудники органов управления,
хотя, на наш взгляд, этот вопрос является частью должностных
обязанностей заместителя директора).

– «Об организации аттестации педагогических работников в … учебном году»
(он поглощает приказ о создании аттестационной комиссии и о проведении
экспертизы результатов педагогической деятельности).
Организация финансово­хозяйственной деятельности
В конце августа или начале сентября следует издать приказы:
– «О создании комиссии по передаче материальных ценностей, их
оприходованию и списанию на …учебный год».
– «О создании комиссии по инвентаризации на … учебный год».
– «О назначении материально­ответственного лица за получение и выдачу
денежных средств на … учебный год».
– «Об установлении компенсации за проезд на работу в общественном
городском транспорте» (это зависит от местных условий).
В течение года по мере необходимости издаются такие приказы:
– «О создании комиссии по служебному расследованию допущенных
финансовых нарушений» (впрочем, создать такую комиссию можно не только по
финансовым нарушениям).
– «Об оказании материальной помощи».
– «Об оплате работы сторожей в выходные и праздничные дни».
Организация учебно­воспитательного процесса
К основной деятельности относятся вопросы организации учебно­
воспитательного процесса. Среди распорядительных документов этого
направления можно выделить следующие типы приказов:
– «Об организации какого­либо мероприятия».
– «Об участии в каком­либо мероприятии».
– «Об итогах организации какого­либо мероприятия».
– «Об итогах участия в каком­либо мероприятии».
– «Об осуществлении контроля чего­либо».
– «Об итогах контроля чего­либо”.
– «О создании комиссии по служебному расследованию».
– «О наложении взыскания».
– «О снятии взыскания».
– «О поощрении сотрудников».
– «О поощрении родителей обучающихся».
– «Об окончании 1­ой четверти (полугодия, учебного года)».
– «О проведении месячника по благоустройству и озеленению школы и
закрепленной территории».

– «Об организации лагеря с дневным пребыванием детей».
– «Об утверждении состава аттестационных комиссий».
– «О проведении сверки данных, вносимых в аттестаты выпускников».
– «О создании комиссии по проверке правильности заполнения аттестатов
выпускников».
Другие распорядительные документы
Распорядительные документы по организации и осуществлению учебно­
воспитательного процесса могут быть изданы на основе приказов,
постановлений, методических писем вышестоящих организаций в течение года.
Из приведенного выше перечня ряд приказов можно оформить в виде
распоряжений, например, «Об окончании четверти» или «О проведении сверки
данных, вносимых в аттестаты выпускников» и т.п.
Вместо приказов «Об итогах контроля …» можно оформить справку
аналогичного содержания в книге контроля. Если в плане работы школы
заложены определенные формы контроля и обозначены временные рамки, а сам
план является общедоступным, то приказ «Об осуществлении контроля …»
можно не издавать. Допустимо подобным образом поступить и с приказом «Об
организации … мероприятия».

Сокращение учебной нагрузки

На практике возникают различные ситуации, когда администрация образовательной организации сообщает педагогическому работнику о том, что его учебная нагрузка сокращается. Встречается и такое — вышел из отпуска, а нагрузки-то нет или она совсем небольшая! Рассмотрим случаи, когда такое сокращение происходит по причинам, которые не зависят от администрации образовательной организации и что делать в таких случаях.

Порядок установления учебной нагрузки педагогических работников регламентирован приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее — Порядок), определяет правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда.

При определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. В п. 1.3 вышеуказанного приказа, сказано, что «объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность». Из этого следует, что в образовательной организации должен быть локальный акт, который устанавливает порядок распределения учебной нагрузки на начало учебного года. Локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам определения учебной нагрузки педагогических работников, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу, а также ее изменения принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Есть ли такой локальный акт в вашей организации?

Смотрите так же:  Красноречие для адвоката является

Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона), не может быть изменен в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне) по инициативе работодателя за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников, в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов). На практике как раз и возникают такие ситуации, когда образовательная организация не смогла открыть планируемое количество классов-комплектов (например, недобор в первые, десятые профильные классы и т. д.).

Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения, предусмотренного в вышеупомянутом приказе.

Об изменениях объема учебной нагрузки (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора.

Определение учебной нагрузки учителей и преподавателей, для которых норма часов преподавательской работы составляет 18 часов в неделю за ставку заработной платы, основания ее изменения.

1. Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2. Выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой гарантируется следующим учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю:

1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

1-4 классов, не имеющим необходимой подготовки для ведения уроков русского языка, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования с родным (нерусским) языком обучения, расположенных в сельских населенных пунктах;

русского языка организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования с родным (нерусским) языком обучения, расположенных в сельских населенных пунктах;

физической культуры организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных в сельских населенных пунктах;

иностранного языка организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

3. При определении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и преподавателям, для которых организация, осуществляющая образовательную деятельность, является основным местом работы, сохраняется ее объем и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в классах (классах-комплектах), группах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.7 настоящего Порядка.

Сохранение объема учебной нагрузки и преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) у учителей и преподавателей выпускных классов, групп обеспечивается путем предоставления им учебной нагрузки в классах (классах-комплектах), группах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями и преподавателями учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

4. Учителям, а также преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка снижается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, по истечении срока уведомления о ее снижении, предусмотренного пунктом 1.8 настоящего Порядка, до конца учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, выплачивается:

  • заработная плата за фактически оставшееся количество часов учебой (преподавательской) работы, если оно превышает норму часов учебной (преподавательской) работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;
  • заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов учебной (преподавательской) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;
  • заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов учебной (преподавательской) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

5. При возложении на учителей организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, для которых указанные организации являются основным местом работы, обязанностей по обучению на дому детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать такие организации, количество часов, установленное для обучения таких детей, включается в учебную нагрузку учителей.

6. Наступление каникул для обучающихся, в том числе обучающихся на дому, не является основанием для уменьшения учителям учебной нагрузки и заработной платы, в том числе в случаях, когда заключение медицинской организации, являющее основанием для организации обучения на дому, действительно только до окончания учебного года.

7. Учебная нагрузка, выполненная в порядке замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей, оплачивается дополнительно.

Указанные требования предоставления учебной нагрузки в обязательном порядке должны быть учтены в локальном акте образовательной организации.

И если всё же сокращение учебной нагрузки стало неизбежным, новый учебный год фактически на пороге, искать новое место работы уже неактуально, то как на законодательном уровне урегулирован данный вопрос?

Согласно ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией (ч. 1 ст. 179 ТК РФ).

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается следующим категориям работников:

— семейным — при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);

— лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;

— получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;

— инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий по защите Отечества;

— повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы (ч. 2 ст. 179 ТК РФ).

Таким образом, при сокращении численности штата администрации образовательного учреждения необходимо руководствоваться положениями ст. 179 ТК РФ.

В том случае, если у вас имеется педагогическое образование соответствующего уровня либо основания, предусмотренные ч. 2 ст. 179 ТК РФ, а также если вам не были предложены все имеющиеся вакансии перед сокращением, вы можете оспорить такие действия работодателя в суде, потребовать восстановления на работе и выплаты заработной платы за все время вынужденного прогула.

Как изменить нагрузку педагогического работника?

Вопрос-ответ по теме

Если в середине учебного года администрация школы изменяет педагогическому работнику его педагогическую нагрузку в связи с изменениями штатного расписания: нужно ли предупреждать данного работника за 2 месяца об этом? как правильно написать текст приказа об изменении педагогической нагрузки в данном случае?

Нагрузка педагогического работника является одним из условий трудового договора заключаемого с ним. Как взаимозависимые с понятием нагрузки можно выделить условия о режиме труда и его оплате. При изменении педагогической нагрузки изменяется и режим работы педагога и условия оплаты его труда.

Подробнее об особенностях труда педагогов читайте здесь:

Все о аттестации педагогических работников 2016 вы узнаете, если прочитаете материал по ссылке.

Изменение нагрузки педагога можно произвести в соответствии со ст. 72 ТК РФ – по соглашению сторон. В этом случае предварительные уведомления не требуются. Нужно подписать доп. соглашение, а приказ можно подготовить в произвольной форме:

От ____________________ № ___________________

Об изменении педагогической нагрузки

Старшему преподавателю И.В. Сафроновой

  1. Установить старшему преподавателю кафедры правовых дисциплин Сафроновой И.В. педагогическую нагрузку на 2014-2015 учебный год – 800 часов, а именно:

Гражданское право — 600 часов, включая проверку курсовых работ, сопровождение дипломного проектирования, проведение промежуточной аттестации студентов;

Земельное право — 120 часов, включая проверку курсовых работ, проведение промежуточной аттестации;

Сопровождение преддипломной практики студентов 80 часов.

Основание: дополнительное соглашение, уточненный учебный план Сафронойо И.В. на 2014-2015 годы.

Ректор __________________________ /Ф.И.О.»

Если изменение нагрузки производится по инициативе работодателя, то ему следует руководствоваться ст. 74 Трудового Кодекса и проводить такие изменения только в случае изменении организационных или технических условий труда. Как правило, оправданным признается изменение нагрузки в течение рабочего года, если произошло изменение учебных программ, изменилось количество обучающихся (увеличилось или уменьшилось количество групп, классов). Само по себе изменение штатного расписания таким основанием не является. Если штатное расписание меняется в связи с реорганизацией, то налицо изменение организационных условий труда. Если же в штатное расписание просто меняется в связи с включением в него дополнительных штатных единиц и именно в этой связи у кого-то из преподавателей изменится нагрузка, то такое изменение под понятие организационных изменений труда не подходит и вполне может быть обжаловано работником.

Если основания для изменения нагрузки все же есть и работодатель производит такие изменение в соответствии со ст. 74 ТК РФ, то ему необходимо:

Кафедры правовых дисциплин

В связи с уменьшением количества учебных групп (с 6 до 4) Ваша нагрузка на 2014-2015 год будет уменьшена с ________________ до ___________________ часов, в том числе по дисциплинам:

Смотрите так же:  Независимая экспертиза авто в калуге

Гражданское право с _____________ часов до _______________ часов

Если Вы согласны продолжить работу в изменившихся условиях, то вы можете подойти в отдел кадров для оформления дополнительного соглашения и приказа.

Если вы не готовы продолжать работу после изменения существенных условий труда, то предлагаем Вам перевод на должность методиста _________________ с окладом ________________ рублей.

Если вы не согласны на перевод и не согласны с продолжением работы в изменившихся условиях труда, то по истечении 2-х месяцев с даты вручения Вам настоящего уведомления Вы подлежите увольнению по п. 7 части 1 ст. 77 Трудового Кодекса с выплатой Вам выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка

Директор ________________________________ /Ф.И.О,»

Популярные вопросы

  1. Не позднее чем за 2 месяца до изменения нагрузки уведомить работника, в уведомлении указать причины такого изменения:
  2. С согласившимися на продолжение работы подписать доп. соглашение.
  3. Издать приказ об изменении нагрузки.

Приказ об изменении нагрузки будет выглядеть также, как при изменении нагрузки по соглашении. сторон. И во втором случае при согласии работника на продолжение работы при измененной нагрузке нужно будет подготовить доп. соглашение и издать приказ.

Вопрос об увеличении нагрузки педагога сверх ставки может быть решен только по соглашению сторон.

Подробности в материалах Системы:

1. Ответ: Как установить для педагогических работников учебную нагрузку.

Объем учебной нагрузки устанавливайте исходя и з количества часов по федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий работы в конкретной образовательной организации (например, п. 66 Типового положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196). Этот объем определяется до начала нового учебного года.

Учебная нагрузка конкретного педагогического работника, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку зарплаты, устанавливается только с письменного согласия педагогического работника.

Объем учебной нагрузки конкретного педагогического работника необходимо закрепить в его трудовом договоре (ст. 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Соответственно, изменение учебной нагрузки означает изменение условия трудового договора и может быть произведено только по письменному соглашению сторон.

Исключением из этого правила является случай уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня), что является основанием для снижения указанной в трудовом договоре учебной нагрузки по инициативе работодателя в порядке, предусмотренном статьей 74 Трудового кодекса РФ.

При установлении на новый учебный год учебной нагрузки педагогических работников, для которых данная общеобразовательная организация является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.

Внимание: об изменении учебной нагрузки в новом учебном году администрация образовательной организации обязана предупредить работника не позднее чем за два месяца до его начала (ст. 74 ТК РФ).

доцент, к. ю. н., доцент кафедры трудового права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

2. Судебная практика:

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

от 13 июня 2012 г. по делу N 33-3226

В суде первой инстанции дело рассмотрела

судья Полещук З.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Хуснутдиновой И.И.,

судей Пестовой Н.В., Аноприенко К.В.,

при секретаре Г.,

рассмотрела 13 июня 2012 года в городе Хабаровске в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению И. к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 67 имени Героя Российской Федерации В.Н.Шатова о защите трудовых прав, по апелляционной жалобе И. на решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 14 февраля 2012 года.

Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В., объяснения И., представителя Администрации города Хабаровска М., судебная коллегия

И. обратилась в суд с исковым заявлением к МОУ СОШ N 67 имени Героя Российской Федерации В.Н.Шатова о восстановлении объема учебной нагрузки, взыскании неполученного заработка, компенсации морального вреда. В обоснование требований указала, что работает. В ДД.ММ.ГГГГ ей снизили учебную нагрузку с 25 часов до 20 часов в неделю. И. полагает, что тем самым были нарушены ее права. В связи с чем просила суд возложить на ответчика обязанность восстановить ей учебную нагрузку до 25 часов в неделю, взыскать неполученный заработок в связи со снижением объема работы, а также взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере

Решением Индустриального районного суда города Хабаровска от 14 февраля 2012 года исковые требования удовлетворены частично. С МОУ СОШ N 67 имени Героя Российской Федерации В.Н.Шатова в пользу И. взыскана компенсация морального вреда в размере В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе И. просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным, указывает на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

В возражениях на апелляционную жалобу директор МОУ СОШ N 67 имени Героя Российской Федерации В.Н.Шатова — ФИО1 с доводами истца не согласна.

Выслушав объяснения сторон, изучив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ И. заключила трудовой договор. Согласно данному договору истец принята на работу в должности, ей установлена заработная плата за ставку в количестве 25 часов в неделю.

На основании статьи 72 Трудового кодекса Российской Федерации, изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Пунктом 2 Приложения к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» учителям 1 — 11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья) установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы — 18 часов в неделю.

В соответствии с пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 196, объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.

Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня).

Согласно выписке из приказа N от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ учителю математики И. установлена учебная нагрузка в количестве 20 часов в неделю.

Представленными материалами дела подтверждено, что в ДД.ММ.ГГГГ в МОУ СОШ N 67 имени Героя Российской Федерации В.Н.Шатова численность учащихся и количество классов сократилось. Установленная ставка заработной платы И. превышает норму часов преподавательской работы (18 часов).

При указанных обстоятельствах ответчик обоснованно снизил истцу учебную нагрузку до 20 часов в неделю.

Согласно сообщению начальника управления образования Администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, директор МОУ СОШ N 67 имени Героя Российской Федерации В.Н.Шатова привлечена к административной ответственности за нарушение срока предупреждения И. об изменении трудовой нагрузки.

В абзаце 5 пункта 5 Приложения к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 2075 закреплено, что об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.

Как следует из представленных документов, об уменьшении учебной нагрузки с 25 часов до 20 часов в неделю в связи с уменьшением классов-комплектов И. уведомлена ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Учитывая, что ответчик нарушил право истца на своевременное уведомление об изменении учебной нагрузки, суд правомерно взыскал с работодателя в пользу И. денежную компенсацию морального вреда в размере

Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не рассмотрел требования истца в полном объеме, материалами дела не подтвержден. Доказательств, подтверждающих законность установления истцу прежней ставки заработной платы — до 20 часов в неделю, И. не представлено.

При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, соответствующим нормам материального и процессуального права.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 14 февраля 2012 года по гражданскому делу по исковому заявлению И. к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 67 имени Героя Российской Федерации В.Н.Шатова о защите трудовых прав — оставить без изменения, апелляционную жалобу И. — без удовлетворения.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт кадровой справочной системы «Система Кадры»

Author: urist