Приказ о промышленной безопасности 116

Оглавление:

Приказ о промышленной безопасности 116

При автомобильных перевозках сжиженного газа большое внимание необходимо уделять обеспечению взрывобезопасности перевозок и и системам контроля при сливе-наливе и транспортировке газа.
02 Декабря 2018 г.

Регуляторы давления для сжиженного газа

Регуляторы давления сжиженного газа применяются в различных системах газоснабжения для снижения, регулирования и стабилизирования давления и поддержания его на заданном уровне вне зависимости от входного давления, расхода газа и изменения технических параметров работы газовой линии.
07 Ноября 2018 г.

Оборудование для сжиженных углеводородных газов в лизинг

Группа компаний «Газовик» совместно с ООО «Открытая лизинговая компания» предлагает в лизинг как продукцию собственных заводов, так и других производителей.
01 Октября 2018 г.

СУГ в качестве резервного топлива котельных

Получение синтетического природного газа SNG и сжиженного углеводородного газа СУГ при помощи смесительных установок Metan для резервного газоснабжения котельных
03 Сентября 2018 г.

Криогенные резервуары

Это цилиндрические резервуары (вертикальные или горизонтальные) объемом до 250 м 3 и сферические ― объемом 1440 м 3 .
07 Июня 2018 г.

Классификация и описание резервуаров для хранения СУГ
18 Мая 2018 г.

ПРИКАЗ Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 «ПРАВИЛА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ, НА КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ОБОРУДОВАНИЕ, РАБОТАЮЩЕЕ ПОД ИЗБЫТОЧНЫМ ДАВЛЕНИЕМ»

ПРИКАЗ Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «ПРАВИЛА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ, НА КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ОБОРУДОВАНИЕ, РАБОТАЮЩЕЕ ПОД ИЗБЫТОЧНЫМ ДАВЛЕНИЕМ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.05.2014 N 32326.

Правила направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:

— пара, газа в газообразном и сжиженном состоянии;

— воды температурой более 115 градусов Цельсия;

— иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа.

Изменения вступают в силу через три месяца после официального опубликования документа. Источник публикации «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 38, 22.09.2014

Начало действия документа — 22.12.2014

С момента их вступления в силу более не применяются постановления Госгортехнадзора РФ от 11.06.2003 N 88 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов», N 89 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации электрических котлов и электрокотельных», N 90 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды» и N 91 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением».

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

Приказ о промышленной безопасности 116

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору от 14 ноября 2013 г. № 538

«Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2000, № 33, ст. 3348; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 52, ст. 5498; 2009, № 1, ст. 17; № 1, ст. 21; № 52, ст. 6450; 2010, № 30, ст. 4002; № 31, ст. 4195, ст. 4196; 2011, № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 49, ст. 7015, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 9, ст. 874; № 27, ст. 3478) постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 41, ст. 5750; № 50, ст. 7385; 2012, № 29, ст. 4123; № 42, ст. 5726; 2013, № 12, ст. 1343; официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.11.2013) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».

2. Признать не подлежащими применению следующие постановления Федерального горного и промышленного надзора России:

от 6 ноября 1998 г. № 64 «Об утверждении Правил проведения экспертизы промышленной безопасности» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 1998 г., регистрационный № 1656; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998, № 35-36);

от 7 сентября 1999 г. № 65 «Об утверждении Правил экспертизы декларации промышленной безопасности» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 1999 г., регистрационный № 1920; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, № 41);

от 27 октября 2000 г. № 61 «Об утверждении Изменения № 1 к Правилам экспертизы декларации промышленной безопасности» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2000 г., регистрационный № 2476; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, № 50);

от 9 октября 2001 г. № 44 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности в угольной промышленности» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 31 января 2002 г., регистрационный № 3214; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, № 6);

от 21 июня 2002 г. № 34 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах, связанных с транспортированием опасных веществ железнодорожным транспортом» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 августа 2002 г., регистрационный № 3705; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, № 38);

от 1 августа 2002 г. № 48 «Об утверждении Изменения № 1 к Правилам проведения экспертизы промышленной безопасности» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2002 г., регистрационный № 3720; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, № 39);

раздел VII «Требования к проведению экспертизы промышленной безопасности» Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18 октября 2002 г. № 61-А (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 ноября 2002 г., регистрационный № 3968; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, № 50);

от 23 октября 2002 г. № 62 «Об утверждении Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2002 г., регистрационный № 4001; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, № 2);

от 16 января 2003 г. № 1 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов по хранению и переработке зерна» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 8 апреля 2003 г., регистрационный № 4394; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, № 27);

от 4 марта 2003 г. № 5 «Об утверждении Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2003 г., регистрационный № 4345; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, № 23);

от 5 июня 2003 г. № 63 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных металлургических и коксохимических производственных объектов» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 г., регистрационный № 4746; Российская газета (специальный выпуск), 2003, № 120/1);

от 5 июня 2003 г. № 67 «Об утверждении Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности на объектах газоснабжения» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 16 июня 2003 г., регистрационный № 4686; Российская газета (специальный выпуск), 2003, № 120/1);

от 10 июня 2003 г. № 82 «Об утверждении Методических указаний по проведению экспертизы промышленной безопасности очистных механизированных комплексов» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2003 г., регистрационный № 4803; Российская газета (специальный выпуск), 2003, № 120/1).

3. Признать утратившими силу следующие приказы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:

от 15 ноября 2006 г. № 1005 «Об утверждении Порядка осуществления экспертизы промышленной безопасности планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций на взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектах и требований к оформлению заключения данной экспертизы» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 2006 г., регистрационный № 8577; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2006, № 51);

Смотрите так же:  Купля продажа авто в королеве

от 12 декабря 2012 г. № 713 «О внесении изменений в Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2013 г., регистрационный № 26927; Российская газета, 2013, № 39).

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

«Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»

2. Настоящие ФНП направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа):

  • а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
  • б) воды при температуре более 115 градусов Цельсия (°C);
  • в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа.

3. Настоящие ФНП предназначены для применения при разработке технологических процессов, техническом перевооружении опасного производственного объекта (далее — ОПО), а также при размещении, монтаже, ремонте, реконструкции (модернизации), наладке и эксплуатации, техническом освидетельствовании, техническом диагностировании и экспертизе промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением (далее — оборудование под давлением), отвечающих одному или нескольким признакам, указанным в подпунктах «а», «б» и «в» пункта 2 настоящих ФНП:

  • а) паровых котлов, в том числе котлов-бойлеров, а также автономных пароперегревателей и экономайзеров;
  • б) водогрейных и пароводогрейных котлов;
  • в) энерготехнологических котлов: паровых и водогрейных, в том числе содорегенерационных котлов;
  • г) котлов-утилизаторов (паровых и водогрейных);
  • д) котлов передвижных и транспортабельных установок;
  • е) котлов паровых и жидкостных, работающих с высокотемпературными органическими и неорганическими теплоносителями;
  • ж) электрокотлов;
  • з) трубопроводов пара и горячей воды;
  • и) трубопроводов технологических для транспортирования газообразных, парообразных и жидких сред;
  • к) сосудов, работающих под избыточным давлением пара, газов, жидкостей;
  • л) баллонов, предназначенных для сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов;
  • м) цистерн и бочек для сжатых и сжиженных газов;
  • н) цистерн и сосудов для сжатых, сжиженных газов, жидкостей и сыпучих тел, в которых избыточное давление создается периодически для их опорожнения;
  • о) барокамер.

4. Настоящие ФНП не применяются в отношении объектов, на которых используется следующее оборудование под давлением:

  • а) котлы, включая электрокотлы, а также автономные пароперегреватели и экономайзеры, трубопроводы пара и горячей воды, сосуды, устанавливаемые на морских и речных судах и других плавучих средствах (кроме драг и плавучих буровых установок) и объектах подводного применения;
  • б) отопительные и паровозные котлы железнодорожного подвижного состава;
  • в) котлы объемом парового и водяного пространства 0,001 кубического метра (м3) и менее, у которых произведение рабочего давления (МПа) на объем (м3) не превышает 0,002;
  • г) электрокотлы вместимостью не более 0,025 м3;
  • д) трубчатые печи и пароперегреватели трубчатых печей предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности;
  • е) сосуды вместимостью не более 0,025 м3 независимо от давления, используемые для научно-экспериментальных целей. При определении вместимости из общего объема сосуда исключают объем, занимаемый футеровкой, трубами и другими внутренними устройствами. Группа сосудов, а также сосуды, состоящие из отдельных корпусов и соединенные между собой трубами внутренним диаметром более 100 мм, рассматривают как один сосуд;
  • ж) сосуды и баллоны вместимостью не более 0,025 м3, у которых произведение значений давления (МПа) на вместимость (м3) не превышает 0,02;
  • з) сосуды, работающие под давлением, создающимся при взрыве внутри них в соответствии с технологическим процессом или горении в режиме самораспространяющегося высокотемпературного синтеза;
  • и) сосуды и трубопроводы, работающие под вакуумом;
  • к) сосуды, устанавливаемые на самолетах и других летательных аппаратах;
  • л) воздушные резервуары тормозного оборудования подвижного состава железнодорожного транспорта, автомобилей и других средств передвижения;
  • м) оборудование под давлением, входящее в состав вооружения и военной техники, применяемое для обеспечения интересов обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны, а также в условиях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, за исключением оборудования общепромышленного назначения;
  • н) сосуды и трубопроводы атомных энергетических установок, сосуды, работающие с радиоактивной средой, а также теплоэнергетическое оборудование, включая трубопроводы атомных электростанций;
  • о) приборы парового и водяного отопления;
  • п) сосуды, состоящие из труб внутренним диаметром не более 150 мм без коллекторов, а также с коллекторами, выполненными из труб внутренним диаметром не более 150 мм;
  • р) части машин, не представляющие собой самостоятельных сосудов (корпусы насосов или турбин, цилиндры двигателей паровых, гидравлических, воздушных машин и компрессоров);
  • с) трубопроводы пара и горячей воды, устанавливаемые на подвижном составе железнодорожного, автомобильного транспорта;
  • т) трубопроводы пара и горячей воды наружным диаметром менее 76 мм, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 450 °C и давление 8 МПа;
  • у) трубопроводы пара и горячей воды наружным диаметром менее 51 мм, у которых температура рабочей среды не превышает 450 °C при давлении рабочей среды более 8,0 МПа, а также у которых температура рабочей среды превышает 450 °C без ограничения давления рабочей среды;
  • ф) сливные, продувочные и выхлопные трубопроводы котлов, трубопроводов, сосудов, редукционно-охладительных и других устройств, соединенные с атмосферой;
  • х) магистральные трубопроводы, внутрипромысловые и местные распределительные трубопроводы, предназначенные для транспортирования газа, нефти и других продуктов;
  • ц) трубопроводы сетей газораспределения и сетей газопотребления;
  • ч) оборудование, изготовленное (произведенное) из неметаллической гибкой (эластичной) оболочки.

5. Требования настоящих ФНП обязательны для исполнения всеми организациями независимо от форм собственности, индивидуальными предпринимателями (далее — организации) и работниками организаций, осуществляющими на территории Российской Федерации деятельность, указанную в пункте 3 настоящих ФНП.

ФЗ № 116 о промышленной безопасности в новой редакции 2017 года

Федеральный закон № 116-ФЗ в последней редакции 2017 г. с изменениями вступил в силу с 25 марта. Промышленная безопасность представляет собой комплекс мероприятий, направленных на снижение числа аварийных ситуаций, их предотвращение и проведение профилактики дальнейшего возникновения. Рассмотрим ключевые положения закона.

Из этой статьи вы узнаете:

116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Общие положения

Закон о промышленной безопасности отвечает за минимизацию рисков на промышленных объектах по возникновению чрезвычайных происшествий и аварий.

Скачайте документы из статьи:

Применение этого законодательного акта дает возможность работодателю создать такие условия на предприятии, которые позволят спокойно трудиться без высоких рисков аварий, а на случай возникновения ЧС уже будет план ликвидации и предотвращения негативных последствий.

О промбезопасности следует говорить не только в процессе деятельности предприятия, но и еще на этапе его создания. Это связано с тем, что неправильно спроектированная, к примеру, атомная станция будет угрозой и в процессе эксплуатации. И никакие мероприятия уже не помогут это изменить.

То же касается и процесса ликвидации. Нередко на предприятиях используются вредные или загрязняющие вещества, при неправильной утилизации которых также может произойти авария. Поэтому нормы промышленной безопасности (далее – ПБ) должны быть соблюдены на всем производственном цикле.

Ответственными за обеспечение промбезопасности, согласно закону 116-ФЗ, является руководитель, главный инженер и сотрудники, отвечающие за эксплуатацию как здания в целом, так и технологически сложного (опасного) оборудования.

Ст. 1 Федерального закона о промышленной безопасности содержит список применяемых в акте понятий. Их не так много, и большинство из них интуитивно понятны и без определений. Так, например, приводятся различия между аварией и инцидентом.

Авария – это происшествие, которое не удалось предотвратить (взрыв, выброс вредных веществ).

Инцидент – это поломка оборудования на опасном производстве, которая при ее неустранении может привести к аварии.

Ст. 2 содержит классификацию опасных производственных объектов (ОПО). Их выделяют четыре. 1 класс – это особо опасные, а 4-ый – класс с низкой опасностью. ОПО должны регистрироваться в госреестре.

Правовое регулирование и требования промышленной безопасности

Следующая статья 3 Федерального закона № 116 о промышленной безопасности содержит требования, предъявляемые к предприятиям, эксплуатирующим опасные производственные объекты. Под требованиями понимаются установленные запреты, нормы и правила для конкретных отраслей промышленности и производств. Соблюдение таких требований поможет избежать аварий, либо негативного влияния на окружающую среду и здоровье граждан.

Требования к объектам содержатся не только в рассматриваемом законодательном акте, но также и в других законах, актах, постановлениях и др. федерального уровня.

Объекты атомной промышленности регулируются Федеральным законом от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

Стоит отметить, что международное право стоит выше российского, если заключен соответствующий договор. Поэтому при более жестких международных стандартах следует применять их, а не принятые на территории РФ.

Основы промышленной безопасности

В понятие промышленной безопасности включают не только соблюдение неких правил при эксплуатации опасного производственного объекта, но также и в процессе других этапов его существования:

  • проектирования;
  • строительства;
  • эксплуатации;
  • капитального ремонта;
  • консервации или ликвидации;
  • изготовления, монтажа, пуско-наладки, ремонта, обслуживании технологического оборудования;
  • оценки промбезопасности на ОПО;
  • обучения сотрудников основам промбезопасности.

Без соблюдения установленных правил и норм на каждом из этапов не получится минимизировать риски аварий и жертв на предприятии. А все это – издержки для компании, которые часто намного весомее, чем затраты на то же обучение персонала или своевременный ремонт.

Смотрите так же:  Как оформить международную посылку

Кроме того № 166-ФЗ о промышленной безопасности устанавливает требования по лицензированию деятельности для отдельных работ. К примеру, лицензированию подлежит деятельность, связанная с атомной промышленностью, с маркшейдерскими работами, с взрывоопасными и химическими производствами и другое.

При проведении каких-либо работ (капремонт, перевооружение ликвидация и др.) не допускается отклонения от имеющейся проектной документации, которая разрабатывается в порядке, установленном Приказом Ростехнадзора от 12.02.2016 № 48 и Постановлением Госгортехнадзора РФ от 02.06.1999 № 33. Все изменения, вносимые в документы, должны согласовываться с надзорными органами.

После возникновения аварии создается специальная комиссия по расследованию случая. В нее должны входить не только представители компании, но и представители органов власти местной, представители страховой компании, иные лица, предусмотренные законодательством. Материалы расследования направляются в федеральный орган по промбезопасности, а финансирует мероприятия эксплуататор объекта.

Для предотвращения опасных ситуаций и для контроля за положением дел производится экспертиза промбезопасности. Ее проведение не требует определенной периодичности. Она проводится в случаях, когда вносятся изменения (капитальный ремонт, перевооружение, ликвидация и т.д.). По результатам выдается заключение о состоянии промышленной безопасности.

Пункт 4 ст. 3 ФЗ № 116

Обоснование безопасности опасного производственного объекта нередко требуется для предприятий. Оно может понадобиться в случае, если для технологически правильной эксплуатации необходимо пренебречь установленными правилами, или если таких правил и норм в законодательстве попросту не содержится.

Такая необходимость может возникнуть на всех этапах строительства, эксплуатации или ликвидации опасного производственного объекта. Обоснование должно быть в наличии, в обязательном порядке пройти экспертизу ПБ и только после регистрироваться в госреестре.

Ст. 7 закона о промышленной безопасности ОПО 2017 г.

Все проектируемые и затем эксплуатируемые технические устройства, применяемые на производственных объектах, подлежат экспертизе ПБ, если не установлены другие требования.

Экспертиза должна проводиться в следующих случаях:

  • ввод в эксплуатацию;
  • окончание срока службы;
  • проведение ремонтных работ или замены запасных частей;
  • после 20-летней эксплуатации, если не сохранилась техническая документация.

Для подбора оборудования и его испытания существует возможность эксплуатации определенное время без проведения экспертизы. Однако это возможно только в том случае, если соблюдаются параметры производственного процесса.

Являясь эксплуататорами ОПО, руководители должны обеспечить в нужный момент оперативную локализацию и ликвидацию последствий аварий.

Для этого работодатель должен:

  • иметь действующие договорные отношения с аварийно-спасательным отрядом;
  • при горных работах на объектах 1 и 2-го классов должны быть горноспасательные команды;
  • содержать как денежный, так и ресурсный фонд, который в случае аварии поможет оперативно ликвидировать ее последствия;
  • проводить учения по эвакуации, ликвидации и действиям при ЧС на опасном производственном объекте;
  • иметь исправные системы оповещения, слежения и связи на пром. предприятии.

Кроме технического оснащения, должен быть разработан план поведения при аварии на опасном производственном объекте и правила ее ликвидации.

Ст. 11 ФЗ о промышленной безопасности ОПО

Помимо госэкспертизы, на промышленных объектах необходимо проводить производственный контроль. Положение о подобном контроле разрабатывается в компании в соответствии с законодательством. Раз в год до 1 апреля сведения о производственном контроле передаются в органы исполнительной власти по ПБ.

Более детально к вопросу должны подходить компании, эксплуатирующие объекты 1 и 2 классов. Им придется создавать специальные системы управления, направленные на снижение рисков.

ФЗ 116 о промышленной безопасности с изменениями на 2017 год

В марте 2017 года вступили в силу два изменения в федеральном законе о промбезопасности.

В Приложении 2 в пп. 1 п. 5 дополнен фразой: «за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом». По-новому изложен п. 3 ст. 4 ТК РФ. Его мы подробно разбирали выше.

Однако за время, прошедшее с его утверждения в 1997 году, были сделаны достаточно существенные дополнения. Так, текст ст. 1 дополнен новыми определениями: экспертиза ПБ и эксперт в области ПБ. Соответственно, во многих статьях закона стали появляться упоминания этих понятий.

Полностью была переписана ст.7 «Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте», введена в действие новая статья 16.1. Также имеются и другие изменения.

Приложение 1 к Федеральному закону № 116 с изменениями на 2017 год: опасные производственные объекты

Приложение 1 Федерального закона № 116 содержит полный перечень ОПО. Всего выделяют 6 групп таких объектов:

  • применяющие различные вещества (воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные, опасные для окружающей среды);
  • применяющие фуникулеры, канатные дороги, эскалаторы, грузоподъемные механизмы;
  • применяющие сплавы и расплавы черных и цветных металлов и оборудование вместимостью более 500 кг;
  • горные работы и работы по обогащению полезных ископаемых;
  • обрабатывающие растительное сырье, пылевая взвесь которого может возгораться.

Не относят к опасным электросетевое и газораспределительное (до 0,005 МПа) хозяйства.

Приложение 2 к ФЗ № 116 с изменениями на 2017 г.: классификация опасных производственных объектов

Классификация осуществляется на основании наличия на предприятии вредных веществ. Чем их больше, тем больший класс опасности выставляется.

Если на предприятии одновременно используются 2 и более вредных вещества, то их объем для установления класса суммируется.

Если есть 2 объекта (даже если они принадлежат разным компаниям) на удалении не более 500 метров друг от друга, то объемы веществ суммируются.

На некоторых опасных производственных объектах, вне зависимости от объемов веществ, устанавливается определенный класс. Так, к примеру, 1 класс опасности будет у предприятий, осуществляющих переработку, обезвреживание и хранение химического оружия.

Применение на предприятиях Федерального закона № 116 о промбезопасности ОПО

Все положения ФЗ подлежат обязательному применению всем ЮЛ независимо от организационно-правовой формы и вида собственности, если такие предприятия относятся к категории опасных.

Применение положений этого законодательного акта поможет избежать не только аварийных ситуаций, но и предотвратит издержки, связанные с их ликвидацией.

116 ФЗ о промышленной безопасности опасных производственных объектов

Добыча и переработка многих ресурсов зачастую связана с риском для жизни. Для обеспечения сохранности на опасных промышленных объектах был принят Федеральный закон о безопасности, который классифицирует опасные производственные объекты и предписывает правила безопасности и нормы их соблюдения.

Федеральный закон № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” был принят Государственной Думой в третьем чтении 20 июня 1997 года, подписан президентом и вступил в силу 21 июля 1997 года.

ФЗ 116 регулирует нормы безопасного использования опасных промышленных объектов с точки зрения экономических, социальных и правовых основ. Положения данного закона направлены на предупреждение аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией небезопасных производственных предприятий и установок, а также для подготовки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к использованию этих объектов и ликвидации предполагаемых аварий.

Предписания закона распространяются на все виды предприятий, независимо от их формы организации и вида собственности, которые работают в области промышленной безопасности опасных объектов производства, находящихся как на территории Российской Федерации, так и на землях, находящихся под её юрисдикцией.

Действующая редакция закона с изменениями

ФЗ 116 о промышленной безопасности опасных производственных объектов в связи с изменениями промышленных технологий неоднократно редактировался со времени вступления в силу.

Статья 3, регулирующая требования к промышленной безопасности, была изменена 07 марта 2017 года, в пункте 4. В новой редакции, положение предусматривает возможность отступления от установленных требований промышленной безопасности, если для работы на объекте данное постановление не обеспечивает должной надёжности. В таком случае, лицо, занимающееся подготовкой проектной документации, вправе установить новые требования безопасности, приведя основания для их принятия и зарегистрировав необходимые документы в государственном ведомстве, в компетенции которого находится регистрация в госреестре мер предосторожности на предприятиях.

Также читайте: ФЗ 116 в последней редакции. Подробнее тут:

Статья 4, устанавливающая правовое регулирование в сфере промышленной безопасности, была изменена 02.07.2013 приказом 186-ФЗ в пункте 3. В изменённом виде пункт статьи предусматривает, к каким областям применяются федеральные правила и нормы надёжности:

  • к работам в сфере индустриальной безопасности, включительно к работникам опасных производственных объектов и экспертам по безопасности в этой области;
  • к надёжности проведения технологических процедур и поведению персонала при аварийных ситуациях;
  • к обоснованию принятых норм безопасности на производстве, связанном с риском.

Статья 6, регулирующая деятельность в области промышленной безопасности, была изменена 01.07.2011, Федеральным законом № 169-ФЗ. В редакции был добавлен пункт 2, предусматривающий следующие 2 положения:

  • Лица, которые предоставляют лицензию на использование опасных промышленных объектов, обязаны иметь документы, которые подтверждают, что опасные объекты, устройства, оборудование и здания можно вводить в эксплуатацию. Для этого проводится соответствующая экспертиза и составляется соответствующая декларация безопасности, предусматривающая правила использования объекта.
  • Лицензирующий орган, выдающий лицам разрешения на использование промышленных объектов, связанных с риском для жизни, не имеет права требовать у заявителей на лицензию документы об экспертизе оборудования, если такие бумаги находятся в подведомственных ему органах. Лицензирующий орган самостоятельно направляет запрос на необходимые ему дополнительные документы, если их не предоставляет искатель лицензии добровольно. У заявителя можно требовать только пакет документов, предусмотренный Федеральным законом № 210-ФЗ от 27.07.2010.

Статья 7 о технических устройствах, которые используются на опасном промышленном производстве, была изменена приказом № 22-ФЗ от 04.03.2013. В редакции была переизложена вся статья, теперь она состоит из трёх пунктов, определяющих следующие положения:

  1. Обязательные технические требования к используемым на опасном производстве устройствам и оборудованию, а также параметры оценивания их соответствия с предписанными нормами, устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.
  2. Если технический регламент не устанавливает другой формы оценки соответствия технического оборудования, тогда необходимо для устройства, применяемого на опасном промышленном производстве, проводить техническую экспертизу в следующих случаях:
    • перед применением;
    • после истечения срока службы или количеству установленных производителем циклов работы;
    • при отсутствии в документах срока эксплуатации, если он составляет по факту больше двадцати лет;
    • после ремонта оборудования с изменением несущих конструкционных элементов или восстановлении после аварии, во время которой устройство было повреждено.
  3. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности предусматривают возможность опытного применения оборудования на опасном объекте без предварительной экспертизы, если соблюдаются все параметры технологического процесса, нарушения которых может привести к аварии.
Смотрите так же:  Осаго надежда красноярск рассчитать

Статья 8 устанавливает требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, восстановлению, полному ремонту, вводу в использование, техническому переоснащению, консервации и устранению промышленного объекта. Последняя редакция данной статьи (от 02.03.2013 № 186-ФЗ) изменила пункт 1. В текущей редакции он постановляет следующие положения:

  • Техническое переоснащение, капитальный ремонт, заморозка и устранение опасного промышленного объекта производится в соответствии со специально разработанной документацией, которая составляется с учётом текущего ФЗ и законодательства о градостроительстве.
  • Если замена технического оборудования производится одновременно с его реконструкцией, тогда документация по техническому перевооружению входит в состав проектной документации по восстановлению.
  • Если документация по обновлению технического оборудования не входит в состав проектной реконструкции объекта, тогда её необходимо отправить на отдельную экспертизу по безопасности.
  • Документы по заморозке и устранению опасного объекта требуется подвергнуть экспертизе по промышленной безопасности.
  • Без положительного ответа экспертной комиссии по промышленной безопасности нельзя проводить техническое переоснащение, заморозку и устранение производственного объекта.

Статья 9, предписывающая требования к промышленному использованию опасного производственного объекта, была изменена в последний раз 03.04.2013 законом № 22-ФЗ. Редактирование изменило несколько положений первого пункта, постановляющего обязанности организации, которая эксплуатирует опасный объект.
Таким образом, предприятие обязано:

  • следовать требованиям обоснования надёжности промышленного объекта, в случаях, предусмотренных п.4 ст.3 настоящего ФЗ;
  • обусловить надёжность опытного использования технического оборудования в соответствии с п.3 ст.7 настоящего ФЗ;
  • уведомлять федеральный орган, отвечающий за производственную безопасность, и его местный филиал о старте любого вида работ на предприятии в соответствии с законом РФ о защите прав юридических лиц и ИП;
  • проектировать схему управления безопасностью на производстве и обеспечивать её работу в случаях, предусмотренных ст.11 текущего Федерального закона;
  • гарантировать проведение осмотра всех промышленных сооружений и устройств, которые используются на объекте, экспертами по безопасности, а также диагностировать и испытывать технические сооружения и устройства в установленные сроки и по предписанному порядку компетентных органов промышленной безопасности;
  • подготавливать декларацию о промышленной безопасности в соответствии с предписаниями статьи 14 настоящего ФЗ.

Статья 10, предусматривающая необходимые требования к промышленной безопасности по готовности к изоляции и устранению последствий аварии на опасном объекте, была полностью переизложена законом № 22-ФЗ от 04.03.2013.

  • Пункт 1текущей статьи обязывает компанию, использующую опасный производственный объект, производить следующие действия для подготовки к ликвидации последствий аварии:
    • разрабатывать и проводить мероприятие по изоляции и устранению последствий аварии на производстве;
    • подписывать соглашения об обслуживании с профессиональными аварийно-спасательными службами и формированиями, а также создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы и нештатные формирования из числа сотрудников, для устранения последствий чрезвычайных ситуаций;
    • создавать дополнительные горноспасательные команды для вспомогательных действий на опасных промышленных объектах, где проводятся горнодобывающие работы;
    • обладать запасами денежных средств для устранения и изоляции последствий аварии;
    • обучать рабочий персонал действиям во время аварийных ситуаций;
    • создавать и обеспечивать работу коммуникационных систем для координирования действий во время аварийных ситуаций.
  • Пункт 2 десятой статьи предусматривает необходимость подготовки процедур по локализации и устранению последствий аварий на промышленных объектах I, II и III уровней опасности, посредством создания и утверждения планов по изоляции и ликвидации аварийных последствий на подобных объектах. Требования к разработке этих планов устанавливает Правительство РФ.

Статья 11 была полностью переписана актом № 22-ФЗ от 04.03.2013. Данная статья предусматривает следующие требования к осуществлению контроля за соблюдением промышленной безопасности:

  • Организация, использующая опасный промышленный объект, обязана проводить процедуры по контролю за соблюдением техники безопасности на опасном объекте согласно требованиям Правительства РФ.
  • Информация об организации, следящей и ответственной за соблюдение мер предосторожности на небезопасном объекте, должна подаваться ежегодно в письменном виде или электронной форме с идентификационной электронной печатью, в компетентные федеральные органы не позднее 1 апреля текущего года.
  • На опасных производственных объектах I и II классов опасности, эксплуатирующие их организации обязаны обеспечить рабочие системы управления безопасностью.
    Системы управления безопасностью обеспечивают:

  • анализ и прогноз возможных аварий и их последствия;
  • проектирование действий по снижению риска аварий и оказанию помощи сторонних организаций;
  • согласование действий по предотвращению аварий и инцидентов;
  • проведение контроля за выполнением требований безопасности;
  • меры предосторожности по опытному использованию опасных устройств на промышленных объектах;
  • содействие работников организации в разработке мер по предотвращению аварийных ситуаций на опасных объектах;
  • предоставление информации об осуществляющихся действиях в сфере производственной безопасности.

Требования к документации, необходимой для систем регулирования промышленной безопасности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 12, о техническом расследовании причин аварии, последние изменения претерпела 03.07.2016 № 283-ФЗ. Изменён был пункт 4, предусматривающий, что комиссия по расследованию причин аварии вправе привлекать как экспертов по промышленной безопасности и специалистов в сфере расследования, разработки научных работ и оборудования, также и общественных инспекторов в сфере производственной безопасности.

Статья 13, предусматривающая правила проведения экспертизы промышленной безопасности, была в большей части изменена Федеральным законом от 02.07.2013 № 186-ФЗ.

  • Первый пунктустанавливает список объектов, подлежащих технической экспертизе:
    • документы, предписывающие порядок изоляции и устранения опасного производственного объекта;
    • документация о техническом переоснащении;
    • техническое оборудование, которое используется на опасном промышленном объекте;
    • здания и сооружения;
    • декларация промышленной безопасности;
    • обоснование надёжности объекта.
  • Второй пункттекущей статьи предусматривает, что экспертизу промышленной безопасности должна проводить организация, имеющая соответствующую лицензию, а также эта организация не имеет права проводить экспертизу, если является совладельцем промышленного объекта.
  • Третий пункт обязывает проводить экспертизу промышленной безопасности в соответствии с принципами непредвзятости, объективности и всесторонности.
  • Четвёртый параграф устанавливает необходимость подписывать документ о заключении экспертизы как организации, проводившей исследование, так и экспертами по безопасности, непосредственно участвовавшими в осмотре предприятия на пригодность к работе.
  • Пятый пунктобязывает заказчика экспертизы безопасности предоставить её результаты в федеральный орган, отвечающий за промышленную сохранность, где соответствующий документ вводится в реестр в течение пяти рабочих дней, и далее может быть использован в предусмотренных законом ситуациях.
  • Шестой пункт ст.13 даёт определение ложному заключению экспертизы безопасности — это документ об экспертизе, подготовленный без соответствующих исследований и процедур или противоречащий информации, которая была предоставлена экспертам по промышленной безопасности. Ложное заключение экспертизы исключается из государственного реестра.
  • Седьмой пункт предусматривает ведение реестра заключений экспертиз о пригодности предприятий к работе федеральным ведомством в области промышленной безопасности согласно административному регламенту.
  • Восьмой пункт текущей статьи предписывает следующие обязательства руководителя опасного производства, который заказывает экспертизу:
    • организация проведения экспертизы в соответствии с федеральными нормами;
    • организация проверки экспертами в сфере промышленной безопасности;
    • обеспечение необходимого оборудования, информации и документов для проведения экспертизы.
  • Девятый пункт устанавливает обязанности эксперта, проводящего осмотр на пригодность предприятия к работе:
    • определять промышленные объекты на соответствие с требованиями безопасности путём анализа предоставленной информации и фактического состояния используемых устройств и оборудования. Заключение осмотра необходимо предоставить руководителю организации, занимающейся экспертизой промышленной безопасности;
    • соблюдение правил проведения экспертизы и составления заключения о промышленной надежности;
    • обеспечение объективности заключения с соответствующими доказательствами исследования;
    • гарантия конфиденциальности информации.
  • Десятый пункт запрещает эксперту в сфере промышленной безопасности проводить экспертизу предприятия, совладельцем которого является его организация, на которую он работает.

Статья 16, о федеральном государственном надзоре в сфере промышленной безопасности, была в последний раз отредактирована в части а) пункта 7 Федеральным постановлением от 03.07.2016 №283-ФЗ. В новом изложении одной из причин проведения внеплановой проверки безопасности является истечение срока постановления об устранении найденных нарушений в надёжности или уведомление об их исправлении.

Статья 17, предусматривающая ответственность за нарушение настоящего законодательства о промышленной безопасности гласит, что нарушители Федерального закона 116 несут ответственность согласно законодательству РФ.

ФЗ 116 о промышленной безопасности с изменениями на 2017 год находится в свободном доступе для скачивания. Настоящий Федеральный закон включает в себя 2 приложения с таблицами, которые доступны для скачивания отдельно от самого закона.

Приложение к закону 1

Приложение 1 описывает критерии, на основании которых промышленные объекты признаются опасными. Также подробно описываются вещества, которые перерабатываются на производстве и их допустимые нормы, при превышение которых предприятие признают опасным и смертельные дозы, когда работа на объекте недопустима.

Приложение к закону 2

В приложении 2 приводится классификация промышленных предприятий по уровню опасности от I до IV для каждого типа добычи и переработки ресурсов и веществ. В приложении также приводятся 2 таблицы, в которых расписаны количества опасного вещества для каждой категории опасности.

Author: Profi