Приказ мугисо no 32

Приказ мугисо no 32

«Везение» всегда лишь результат тщательной подготовки, а «невезение» — следствие разболтанности и лени

Адрес: 620075 г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, д.101, БЦ Манхэттен

Телефон: (343) 204-8-007 (многоканальный)

Факс: (343)204-8-007 доб.888

Последние новости

Опубликован приказ МУГИСО № 32 от 15.01.2013 года, утвердивший новую кадастровую стоимость земли Екатеринбурга

29.01.2013 Кадастровая стоимость, Новости 2 комментариев

Сегодня, 29 января 2013 года в Спецвыпуске областной газеты № 38-39/св опубликован Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области № 32 от 15 января 2013 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург». В приказе для каждого земельного участка, расположенного в границах муниципального образования «город Екатеринбург» утверждена новая кадастровая стоимость, которая будет применяться для целей исчисления земельного налога, расчета арендной платы и выкупной стоимости земельных участков. Кадастровую стоимость земельного участка можно найти по номеру участка. Приказ вступает по истечение 10 дней со дня его официального опубликования. После вступления приказа МУГИСО в силу, новая кадастровая стоимость будет занесена в Государственный кадастр недвижимости (ГКН). Ожидается, что кадастровая палата занесет в ГКН сведения о новой кадастровой стоимости в течение февраля, марта и апреля 2013 г. Кадастровая стоимость земли в Екатеринбурге в 2014 году будет также определяться согласно указанного приказа МУГИСО № 32 от 15.01.2013 года.

Юристы компании СТАТУТ отмечают, что принятие новой кадастровой стоимости для земельных участков Екатеринбурга не исключает возможности признания кадастровой стоимости земли равной рыночной в арбитражном суде. При Управлении Росреестра по Свердловской области создана специальная Комиссия для рассмотрения заявлений лиц, не согласных с размером новой кадастровой стоимости, но, скорее всего, такая комиссия будет следовать прогосударственным интересам. Кадастровую стоимость также можно оспорить и снизить через суд до размеров адекватной рыночной стоимости. Мы продолжаем практику снижения кадастровой стоимости.

Для удобства наших посетителей мы разместили кадастровую стоимость земельных участков города Екатеринбурга, утвержденную приказом МУГИСО № 32, в таблице формата MS Excel. Смотрите ее ниже или пишите нам, мы всегда поможем разобраться в кадастровой стоимости и предложить пути ее реального и существенного снижения. Приложение №1 содержит размер кадастровой стоимости каждого земельного участка. Приложение №2 содержит средние значения кадастровой стоимости для кадастровых кварталов.

2 комментариев для Опубликован приказ МУГИСО № 32 от 15.01.2013 года, утвердивший новую кадастровую стоимость земли Екатеринбурга

[. ] Опубликован приказ МУГИСО № 32 от 15.01.2013 года, утвердивший для города Екатеринбурга новую кадастровую стоимость. Кадастровая стоимость земель областных населенных пунктов пока остается без изменений… [. ]

[. ] Опубликован приказ МУГИСО № 32 от 15.01.2013 года, утвердивший новую кадастровую стоимость земли Екатеринбурга … [. ]

Экономическое обоснование показателя ставки арендной платы за земельные участки при меняющейся кадастровой стоимости на региональном уровне

Economic justification of the rental rate for land with varying cadastral value at the regional level

Топал Елена Геннадьевна
директор
ООО «Уральское бюро экспертизы и оценки»

Статья посвящена проблеме обоснованности арендной ставки как сбалансированного экономического показателя взимания платы за пользование земельными участками, находящиеся в государственной собственности и государственная собственность на которые, не разграничена. В статье предлагается вариант расчета интегрального коэффициента через анализ изменения показателей кадастровой стоимости и изменения социально-экономических показателей МО «город Екатеринбург» по видам деятельности. Результаты исследования могут быть применены муниципальными образованиями в целях обоснования расчетных коэффициентов, исходя из основных принципов определения арендной платы.

государственная кадастровая оценка земель, кадастровая стоимость, кадастровой стоимости в регионах России, рыночная стоимость, ставка арендной платы, дифференцированные ставки арендной платы, коэффициенты арендной платы.

Topal Elena Gennad’evna
principal
LLC «Ural Bureau of Expertise and Evaluation»

The article is devoted to the problem of validity of the rental rate as a balanced economic indicator of charging fees for the use of land plots that are in state ownership and state ownership of which is not delimited. The article proposes a variant of calculating the integral coefficient through analysis of changes in cadastral value indicators and changes in socio-economic indicators of the city of Yekaterinburg by types of activity. The results of the study can be applied by municipal entities in order to justify the calculation coefficients, based on the basic principles of determining the rent.

state cadastral valuation of land, cadastral value, cadastral value in the regions of Russia, market value, rate of rent, differentiated rent rates, rental rates.

Периодический платеж, взимаемый государством за пользование и владение землей – практика общемировая, характерна она и для Российской Федерации. Согласно статьи 65 Земельного Кодекса РФ, формами взимания платы являются земельный налог и арендная плата. Земельный налог исчисляется и уплачивается в соответствии с правилами, установленными главой 31 Налогового Кодекса РФ и локальными нормативными актами, исходя из установленной кадастровой стоимости земельного участка и дифференцированной ставки налога. Арендная плата, в свою очередь, определяется договором аренды.

Плата по договору аренды земельного участка является существенным условием договора, а определение размера платежа одни из наиболее сложных аспектов земельных отношений. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009 года [1], размер платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, одним из следующих способов:

а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;

б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона;

в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;

г) на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Определение арендной платы на основании кадастровой стоимости в регионах России

В настоящей статье рассматриваются порядок и принципы определения арендной платы на основании кадастровой стоимости, как базы для расчета, и дифференцированных ставок арендной платы за землю.

Исследование проходят на примере Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года N 1855-ПП [2] утвержден порядок определения годового размера арендной платы за земельные участки и формула для расчета:

(1)

АП — величина арендной платы в год по договору аренды;

КС — кадастровая стоимость арендуемого земельного участка (рублей);

СтАП — ставка арендной платы, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области;

ПК — понижающий коэффициент для отдельных категорий лиц, установленный постановлением Правительства Свердловской области;

Ку — коэффициент увеличения, ежегодно устанавливаемый Правительством Свердловской области, с учетом показателей инфляции (сводного индекса потребительских цен), предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.

В течение последних нескольких лет, с такого момента, когда установленная кадастровая стоимость стала базой для расчета платежей за землю, постоянно велись дискуссии о величине кадастровой стоимости, ее справедливости по отношению к рыночной. Кадастровую стоимость изменяли, оспаривали, пересматривали, пытаясь прийти к обоснованной плате за землю. В тоже время, анализируя формулу (1), можно утверждать, что арендная плата, кроме показателя кадастровой стоимости может существенно зависеть от трех коэффициентов:

  • СтАП — ставка арендной платы;
  • ПК — понижающий коэффициент для отдельных категорий лиц;
  • Ку — коэффициент увеличения, с учетом показателей инфляции (сводного индекса потребительских цен), предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.

Три вышеуказанных коэффициента, представляют собой корректирующий интегральный коэффициент, характеризующий совместное действие факторов, повышающих и понижающих арендную плату за земельный участок.

Порядок установления данного коэффициента должен иметь под собой объективные, экономически обоснованные принципы, что согласуется с Федеральным законодательством.

Смотрите так же:  Ломбарды под залог недвижимости в челябинске

В соответствии с основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Постановления Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009 г., при определении арендной платы за земельные участки, учитываются: принцип экономической обоснованности, принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки.

На территории Свердловской области, арендная плата за земельные участки регламентируется Положением о порядке определения размера арендной платы, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области № 1855-ПП. В течение периода действия, Постановление несколько раз претерпевало изменения в части установленных арендных ставок [ 22.08.2012 N 902-ПП, от 03.10.2012 N 1085-ПП, от 22.05.2013 N 655-ПП, от 16.12.2013 N 1516-ПП, от 27.12.2013 N 1670-ПП, от 17.09.2014 N 793-ПП, от 30.12.2014 N 1268-ПП, от 06.05.2015 N 334-ПП, от 26.06.2015 N 546-ПП, от 05.08.2015 N 701-ПП, от 28.12.2015 N 1211-ПП, от 16.02.2016 N 113-ПП, от 13.05.2016 N 309-ПП ], так, например, для города Екатеринбурга можно отметить изменения, приведенные в таблице 1.

Таблица 1 — Ставки арендной платы в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка г. Екатеринбурга

При анализе динамики изменений ставок за трехлетний период, наблюдается многократное изменение ставки арендной платы без учета инфляции (нормируется отдельным ежегодным Постановлением), причем только в единичных случаях в сторону уменьшения.

Характерен такой тренд и для областных городов, так, например, в городском округе Заречный Постановлением Правительства № 655-ПП от 22.05.2013 года ставка для земельных участков под индивидуальными и (или) кооперативными гаражами и земельных участков, предоставленных для строительства индивидуальных и (или) кооперативных гаражей вырос в три раза (с 0,1 до 0,3), для земельных участков под встроенными или пристроенными объектами торговли в многоквартирном доме почти в два раза (с 9,0 до 17,0), для земельных участков под объектами мелкорозничной торговли более 3 раз (с 5,0 до 17,0), а в городском округе Верхотурский ставка для прочих земельных участков вырос в 122 раза (с 0,9 до 110,0), в городском округе Асбестовский для земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства в 5 раз (с 0,2 до 1,0). Постановлением Правительства №820-ПП от 16.11.2016 года в Верхнесалдинском городском округе для земель сельскохозяйственного назначения БРАП снижен в 312,5 раз (с 500,0 до 1,6), в Кировградском городском округе снижен в 4,5 раза (с 20 до 4,4). Постановлением № 710-ПП от 12.10.2016 года также в основном БРАП снижены, например, в Богдановичском городском округе для земельных участков под объектами торговли в 2,6 раза (с 14.1 до 5,3).

Насколько, с точки зрения бюджетного планирования, приемлемы резкие скачки показателей базовых арендных ставок?

Вопрос обоснования ставок арендной платы, в текущий момент, каждый регион России решает самостоятельно. В процессе работы над данным исследованием, автором были изучены наиболее известные способы формирования арендной платы. Следует отметить, что далеко не каждый регион четко формулирует принципы расчета ставок.

Одной из апробированных, является Методика определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, утвержденная Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1379 от 26.11.2009 года [3].

Согласно цели разработки данного документа, базовые ставки арендной платы, коэффициенты и их значения установлены в целях определения рыночной обоснованной платы за аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов Санкт-Петербурга и арендаторов земельных участков.

Методика определения арендной платы за земельные участки предполагает расчет базовых ставок арендной платы и коэффициентов, оказывающих влияние на формирование стоимости земельного участка. Основными коэффициентами к базовой арендной ставке являются коэффициент местоположения, характеризующий увеличение базовой ставки арендной платы за счет совместного влияния на повышение коммерческой привлекательности земельного участка основных магистралей и локальных центров, влияющих на коммерческую привлекательность земель и коэффициент функционального использования территории. Для расчета показателя коэффициента на местоположение, вся территория города Санкт-Петербурга координатно разбита на зоны по градостроительной ценности территорий, с указанием расстояния до основных магистралей и локальных центров — достаточно объемный с использованием Гис-слоев, труд. Кроме этого, для разного разрешённого использования земель определяются коды и коэффициенты функционального использования территории. Такие расчеты доступны для Санкт-Петербурга, но практически не реализуемы, тем более в короткие сроки, для большинства регионов.

В Иркутской области дифференцированность арендной ставки и коэффициентов к ней предусмотрена Постановлением Администрации г.Иркутска от 21.07.2015 года N 031-06-697/5 [4], два момента, которые хотелось бы выделить: при расчете арендной платы на текущий год снижение ее уровня по сравнению с предыдущим годом не допускается и в случае, если разрешенное использование земельного участка, указанное в выписке из ЕГРН о земельном участке, включает два и более вида разрешенного использования и невозможно провести разделение земельного участка на самостоятельные земельные участки, расчет арендной платы производится по проценту к кадастровой стоимости того вида разрешенного использования земельного участка, для которого определена наибольшая кадастровая стоимость.

В расчете арендной платы предусмотрен коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка и коэффициент, устанавливающий зависимость размера арендной платы за земельный участок от категории арендатора. Сложно сделать вывод, читая данное постановлению, насколько это коэффициент обоснован.

В Оренбургской области по Постановлению Правительства от 24 февраля 2015 года N 110-п [5] в основе расчетов лежит только кадастровая стоимость земельного участка и ставка арендной платы, но есть особые категории земельных участков, для которых предусмотрены особые условия.

В Постановлении Правительства Белгородской области №247-ПП от 13.07.2009 [6] приведена формула расчета величины арендной платы за землю, учитывающая УПКС, площадь земельного участка, а также коэффициент К (%) функционального использования земель. Коэффициент интегральный и характеризует совместное влияние факторов. В качестве факторов предлагаются показатели по виду деятельности, местоположения, коэффициент, корректирующий доходность местного бюджета, коэффициент, отражающий коммерческие возможности земельного участка, коэффициент инфляции расчетного года. В случае отсутствия подобных факторов, К (%) признается равным величине налоговой ставки земельного налога.

Учитывая специфику и обширность регионов Российской Федерации, различающееся социально-экономические показатели, а также отсутствие утвержденного понятия «экономическая обоснованность», сложно предложить единый универсальный набор факторов, максимально влияющих на плату за землю, легко прогнозируемых и не допускающих ухудшения экономического состояния землепользователей.

Экономический расчет обоснования изменения арендных ставок (на примере г.Екатеринбург)

На примере неразграниченных земель муниципального образования «город Екатеринбург», сдаваемых в аренду, в данном исследовании предлагается возможный экономический расчет обоснования изменения арендных ставок в период между действиями двух кадастровых оценок: утвержденными Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП [7] и Приказом № 32 МУГИСО от 15.01.2013 года [8].

Если рассматривать экономическую обоснованность ставок арендной платы как ряд критериев, подкреплённых расчетными, основанными на экономических принципах, доводами, отражающими соответствующую доходность земельного участка с учетом категории земель и его разрешенного использования, включая влияния изменений экономических показателей для отрасли, района расположения и государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, а также субсидий, предоставляемых организациям, необходимо обращать особое внимания на следующие положения:

  1. при формировании платы за землю должен соблюдаться баланс интересов государства и общества, поскольку из поступающих арендных платежей в конечном счете формируются бюджеты городов.
  2. рыночная оценка земельного участка и рыночная оценка доходности земельного участка, производится исходя из принципа его наиболее эффективного использования.
  3. анализ наиболее эффективного использования объекта недвижимости для сдачи в аренду выполняется с учетом условий использования этого объекта, устанавливаемых договором аренды или проектом такого договора.
  4. неэффективное использование правообладателем переданного ему в аренду земельного ресурса не может служить основанием для снижения уровня арендной платы, так как в этом случае нарушается принцип ожидания при оценке недвижимости – основной методообразующий принцип.
  5. анализ доходов должен осуществляться на протяжении всей оставшейся экономической жизни объекта при условии его использования в течение этого периода наиболее эффективным образом.
  6. земельный участок должен соответствовать принципу полезности для объекта недвижимости, т.е. способен удовлетворять потребности пользователя в данном месте и в течение определенного периода времени.
  7. рыночная стоимость земельного участка, застроенного объектами капитального строительства, или объектов капитального строительства для внесения этой стоимости в государственный кадастр недвижимости оценивается исходя из вида фактического использования оцениваемого объекта. При этом застроенный земельный участок оценивается как незастроенный, предназначенный для использования в соответствии с видом его фактического использования.
  8. при заключении договора аренды земельного участка волеизъявление сторон должно быть свободным.
Смотрите так же:  Образец заявления в таможню о расходовании денежных средств

Следовательно, если подходить к единообразию понимания термина экономической обоснованности его можно установить следующим образом:

Экономическая обоснованность – правомерное, подкреплённое расчетными доказательствами обоснование имущественных платежей, основанных на экономических принципах.

Несмотря на то, что порядок и принципы определения арендной платы рассматриваются на базе кадастровой стоимости, на наш взгляд, не должно быть прямой зависимости между кадастровой стоимостью, действующей на период и измененной в процессе пересмотра и уточнения, и периодично устанавливаемыми дифференцированными ставками и коэффициентами арендной платы за землю.

Государственная кадастровая оценка земель установлена в порядке действующего законодательства. Кадастровая стоимость участков, в составе земель населенных пунктов, проведена на основании статистического анализа рыночных цен с учетом факторов, оказывающих наибольшее влияние на стоимость земельных участков. Арендная плата представляет собой неналоговый вид доходов соответствующих бюджетов, установленный действующим законодательством. Существенным моментом является связь кадастровой и коэффициентов к кадастровой стоимости по каждому виду использования земельных участков, для экономического обоснования коэффициентов арендной платы. Земельный кодекс РФ [ 25 октября 2001 года № 136-ФЗ ] признает кадастровую стоимость как нормативно-рассчитываемую стоимость.

Для подтверждения довода о непрямой зависимости изменения кадастровой стоимости и ставок арендной платы, проанализируем изменения кадастровой стоимости, определенной и утвержденной от 07.06.2011 Постановлением Правительства Свердловской области N 695-ПП и от 15.01.2013 года Приказом № 32 МУГИСО.

Сводные данные по результатам двух кадастровых оценок по минимальным и максимальным значениям для видов разрешенного использования представлены в Табл. 2 [ 5 группа вида разрешенного использования (ВРИ) – земли под торговое назначение, ВРИ 9 – обрабатывающие производство ].

Таблица 2 — Кадастровые оценки по минимальным и максимальным значениям (по материалам г.Екатеринбург)

Средневзвешенные удельные показатели кадастровой стоимости (УПКС) по двум датам исполненных кадастровых оценок [9] представлены в Таблице 3.

Таблица 3 — Средневзвешенные удельные показатели кадастровой стоимости по ВРИ (по материалам г.Екатеринбург)

Сопоставляя результаты двух кадастровых оценок, можно сделать вывод, что при достаточно стабильных ценах на земельном рынке в период с 01.01.2010 г. по 15.11.2012 г., результаты последней кадастровой оценки по средневзвешенным показателям не имеют показательной зависимости в сравнении с результатами предыдущей кадастровой оценки, таблица 4.

Таблица 4 — Кадастровые оценки по средневзвешенным показателям (по материалам г.Екатеринбург)

Абсолютно непредсказуемыми оказались максимальные и минимальные значения удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС), особенно по тем ВРИ, где происходит снижение минимального УПКС и увеличение максимального УПКС, таблица 5.

Таблица 5 — Максимальные и минимальные значения удельного показателя кадастровой стоимости

* Расчет проведен по данным таблицы 1

Общий график представлен ниже. Зеленым цветом изображено изменение максимального УПКС по ВРИ, красным – минимальное, синим соответственно – средневзвешенное.

Рисунок 1 — Изменение значений УПКС по видам разрешенного использования

Далее, рассмотрим изменения кадастровой стоимости после пересмотра или уточнения данных в период от 07.06.2011 г. N 695-ПП до момента вступления в силу Приказа № 32 МУГИСО от 15.01.2013 года, для участков, сдаваемых в аренду МО г.Екатеринбург.

При проведении анализа по рассматриваемым земельным участкам введены допущения:

  1. При вводе данных кадастровой стоимости для анализируемого ряда земельных участков, согласно Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, при отсутствии данных в Постановлении 695-ПП, принималось среднее для кадастрового квартала значение, согласно Приложения 2 к Постановлению.
  2. По части земельных участков, площадь которых изменялась с момента применения Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 г. N 695-ПП до момента вступления в силу Приказа № 32 МУГИСО от 15.01.2013 года площадь уточнялась на действующий период.
  3. Изменение арендной платы на два периода вычислялось исходя из базового коэффициента арендной платы, действующего на момент принятия Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП.
  4. Земельные участки, которые в этот период были выкуплены правообладателями, исключены из анализа.
  5. Для компактности исследования выбраны только два вида использования земельных участков: торговля и обрабатывающие производства.

Всего проанализировано по действующим договорам по 9 группе разрешенного использования – 118 земельных участков, по ВРИ 5 – 90 земельных участков [ Более подробный анализ представлены в статье Топал Е.Г. Экономическая обоснованность ставок арендной платы за земельные участки, на примере муниципального образования «город Екатеринбург». Сборник докладов XI Международной конференции «Российские регионы в фокусе перемен». МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. 2016 г. в 2 томах. ] [10].

Сводные расчетные данные под объектами торговли представлены в Табл. 6., рис.2. Сводные расчетные данные под объектами обрабатывающего производства представлены в Табл. 7., рис.3.

Таблица 6 — Сводные расчетные данные под объектами торговли (по материалам г.Екатеринбург)

Рисунок 2 — Данные по пересмотру кадастровой стоимости для 5 ВРИ

Таблица 7 — Сводные расчетные данные под объектами обрабатывающего производства (по материалам г.Екатеринбург)

Рисунок 3 — Данные по пересмотру кадастровой стоимости для 9 ВРИ (по материалам Свердловской области)

Таким образом, делаем вывод, что произошло существенное снижение кадастровой стоимости, связанное с процессами ее пересмотра, что, несомненно, приводит к снижению арендной платы при не меняющейся ставке за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «город Екатеринбург»:

  • под объектами торговли на 48%;
  • под организациями обрабатывающего производства на 72%.

Для определения ставки арендной платы и коэффициентов, характеризующих совместное влияние факторов базового уровня и набора K1…Kn, применяемых в отношении определенных видов функционального использования, необходимо учесть не только фактическое падение доходов бюджета, а также оценить величину колебания от среднего (базового, эталонного) показателя, как обобщающей характеристики совокупности, ответить на вопрос, имеет ли данное отклонение показателя у разных объектов объективный характер, понять сущность изучаемого явления, учесть инфляционные процессы, наблюдаемые в анализируемый период.

Предлагаемая методика расчета ставки арендной платы

На наш взгляд, наиболее значимыми факторами, влияющими на величину арендной платы за земельные участки, предназначенные для строительства и эксплуатации недвижимости коммерческого и иного (нежилого) назначения, являются разрешенное использование, площадь земельного участка и его месторасположение.

Для определения ставки арендной платы, учитывая, что базой для расчета является кадастровая оценка для земель населенных пунктов [ государственная кадастровая оценка земель проводится для земельных участков различного целевого назначения, которая основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования ], корректировке подлежит базовый коэффициент арендной платы, учитывающий изменение рыночных условий в анализируемый период, по формуле:

Где Кб – коэффициенты, утвержденные Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 г. № 1855-ПП в рассматриваемом случае, в размере:

4,80% — для земельных участков под объектами торговли;

4,00% — для земельных участков под организациями обрабатывающего производства.

Коэффициент (КNi), учитывающий изменение рыночных условий между датами утверждения базовых коэффициентов арендной платы (Постановление Правительства Свердловской области от 30.12.2011 г. № 1855-ПП с 01.01.2012 года и 01.01.2015 года). Данный коэффициент определяется как произведение соответствующих выбранной методологии показателей, начиная с года утверждения государственной кадастровой оценки, действующей на начальный период для соответствующей категории и вида разрешенного использования земель, до расчетного года.

В качестве набора показателей для определения КNi предлагаются следующие значения:

K1 – коэффициент, учитывающий вид деятельности предприятий, организаций, учреждений. Определяется исходя из уровня инфляции (потребительских цен по видам деятельности) на расчетный год как произведение соответствующих максимальных планируемых ежегодных показателей инфляции (индекс потребительских цен, декабрь к декабрю), начиная с года утверждения государственной кадастровой оценки для соответствующей категории земель до расчетного года (январь 2015 г.);

К2 – коэффициент, корректирующий степень влияния доходности местного бюджета по результатам предпринимательской деятельности. Применяется в целях учета изменений обеспечения доходной части бюджета муниципального образования города Екатеринбурга, но не напрямую, а в зависимости от изменения показателей вариации. В нашем случае нам видится, что наиболее показательным для расчета изменения УПКС по группам может являться коэффициент осцилляции, который отражает относительную колеблемость крайних значений признака вокруг средней. Коэффициент осцилляции, учитывает не только показатель среднего по числовому ряду, поскольку среднее всегда обобщает количественную вариацию признака, т.е. в средних величинах погашаются индивидуальные различия единиц совокупности, обусловленные случайными обстоятельствами. В отличие от средней абсолютная величина, характеризующая уровень признака отдельной единицы совокупности, не позволяет сравнивать значения признака у единиц, относящихся к разным совокупностям, но и также анализирует показатели изменения максимальных и минимальных значений ряда (УПКС). Коэффициент осцилляции рассчитывается по формуле (3):

Смотрите так же:  Госпошлина на загранпаспорт с 2019 года на 10 лет

К2 = [УПКС maxко/кб — УПКС min ко/кб] / [УПКС средн] (3)

где УПКСmax – максимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в группе по виду разрешенного использования на дату кадастровой оценки* (ко) и на момент расчета коэффициента (Кб)** на 01.01.2015 года, соответственно.

УПКСmin – минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в группе по виду разрешенного использования на дату кадастровой оценки (ко) и на момент расчета коэффициента (Кб) на 01.01.2015 года, соответственно.

УПКСсредн – в качестве среднего значение УПКС земельных участков в группе по виду разрешенного использования на дату кадастровой оценки (ко) и на момент расчета коэффициента (Кб) на 01.01.2015 года, принят средневзвешенный показатель, как частное от деления совокупной суммарной кадастровой стоимости по арендуемым земельным участкам на общую площадь арендуемых земельных участков.

*Постановление Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области»

** Постановление Правительства Свердловской области от 30.12.2011 г. № 1855-ПП

К3 – коэффициент местоположения, характеризующий увеличение арендной платы за счет совместного влияния на повышение коммерческой привлекательности земельного участка основных магистралей и локальных центров, влияющих на коммерческую привлекательность земель города Екатеринбурга. В данном случае не учитывается. Несомненно, коэффициент местоположения влияет на итоговую величину арендной платы. В условиях рыночной экономики плата за земельные участки зависит от выгодности местоположения, специфики окружающей застройки, инфраструктуры района, т.е. определяется как функция от рыночной стоимости земли.

Ценовое зонирование территории муниципального образования позволяет определить кластеры различной инвестиционной и коммерческой привлекательности земельных участков. Ценовое зонирование – процесс долгий и требующий достаточный массив проверенных исходных данных, что для многих муниципальных образований не доступно. В тоже время, в условиях развитого рынка города Екатеринбурга, такой коэффициент не может быть меньше 1,0. Кроме того, местоположение косвенно учтено в базе для настоящего расчета: коэффициентах к кадастровой стоимости, принятых ранее (4,8 и 4,0) и кадастровой стоимости земельных участков, являющихся базой для расчета итоговой величины арендной платы. Таким образом, не учитывая данный коэффициент, мы получаем модель для минимального показателя корректирующего коэффициента, характеризующего совместное действие факторов.

Итоговый совокупный коэффициент КNi на январь 2015 г. рассчитывается по следующей формуле:

КNi = Кб * К1 * К2 (4),

Коэффициент инфляции К1 принимается в соответствии с изменением индексов потребительских цен, принятых по официально опубликованным итогам социально-экономического развития МО «город Екатеринбург» за 2013 и 2014 г.г. [ Кадастровая стоимость утверждена Приказом МУГИСО от 15.01.2013 № 32. ] и данных государственной статистики по Свердловской области. Базовый индекс потребительских цен, январь [ http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi ].

Таблица 8 — Расчет коэффициента К1 для земельных участков под объектами торговли

Таблица 9 — Расчет коэффициента К1 для земельных участков под организациями обрабатывающего производства

Для расчета коэффициента К2 были проанализированы все действующие договоры аренды МО города Екатеринбурга по рассматриваемым ВРИ, для более корректного расчета базового показателя арендной платы были исключены из выборки земельные участки:

  • не совпадающие по виду разрешенного использования с анализируемой группой;
  • земельные участки, имеющие УПКС, значительно отличающийся от рыночного, и, имеющие УПКС не характерный для ВРИ, согласно проведенному анализу;
  • земельные участки, договора аренды на которые расторгнуты на 01.01.2015 года.

Результаты расчетов по группам представлены в Табл. 10, Табл. 11.

Таблица 10 — Расчет коэффициента К2 для земель торгового назначения

К2 = 1,507 / 1,244 = 1,211

Таким образом, базовый коэффициент арендной платы КNi для земельных участков под объектами торговли на 01.01.2015 года становится равным:

4,8 * 1,1234 * 1,211= 6,53.

Таблица 11 — Расчет коэффициента К2 для земель обрабатывающего производства

К2 = 7,730 / 5,325 = 1,452

Таким образом, базовый коэффициент арендной платы для земельных участков под организациями обрабатывающего производства на 01.01.2015 года становится равным:

4,0 * 1,068 * 1,452 = 6,20.

Данные ставки целесообразно рассчитывать не чаще, чем период действия кадастровой оценки, также в первый год после установления расчетных ставок, коэффициент увеличения, ежегодно устанавливаемый Правительством Свердловской области, с учетом показателей инфляции, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, не определяется.

Практическая апробация предложенного расчета

Далее была проведена практическая апробация предложенного расчета, в результате которой уровень доходности для земельных участков, расположенных в городе Екатеринбурге, определенный через расчет чистого операционного дохода как от единого объекта недвижимости, так и от использования земельного участка и построения математического представления уровня доходности земельных участков в зависимости от плотности застройки территорий, находится в допустимом диапазоне и зависит от площади, плотности застройки, состава объектов ОКС на земельном участке.

При этом, среднее значение уровня доходности, как показателя, обобщающего количественную вариацию признака, составляет 7%. Медианное значение, т.е. серединное значение числового ряда (наиболее устойчивое к аномальным отклонениям (выбросам)), составляет 6,3%. Следовательно, базовые ставки арендной платы для земельных участков, расположенных в городе Екатеринбурге под объектами торговли и под организациями обрабатывающего производства являются экономически обоснованными.

Список литературы

  1. Постановление Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009 года «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 г. N 1855-ПП «Об утверждении Положения О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области» (с изменениями на 12 октября 2016 г.).
  3. Методика определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, утвержденная Постановлением правительства Санкт-Петербурга № 1379 от 26.11.2009 «О мерах по реализации закона Санкт-Петербурга «О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга».
  4. Постановление Администрации г.Иркутска от 21 июля 2015 года N 031-06-697/5 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска»
  5. Постановлению Правительства Оренбургской области от 24 февраля 2015 года N 110-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов»
  6. Постановление Правительства Белгородской области от 13 июля 2009 г. N 247-ПП «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена».
  7. Постановление Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области».
  8. Приказ № 32 МУГИСО от 15.01.2013 года «Об утверждении результатов кадастровой стоимости».
  9. Отчет №72/2012 от 24.12.2012 года об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», подготовленного СОГУП «Областной Центр недвижимости» филиал «Центральное БТИ и РН».
  10. Топал Е.Г. Экономическая обоснованность ставок арендной платы за земельные участки, на примере муниципального образования «город Екатеринбург» // Сборник докладов XI Международной конференции «Российские регионы в фокусе перемен». Уральский федеральный̆ университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. 2016 г. в 2 томах.
  11. Гарманов В.В., Куценко В.М., Осипов Г.К., Трипольникова Д.В., Носов С.И. Опыт актуализации базовых ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга по материалам государственной кадастровой оценки земель // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2014. – октябрь.
  12. Зельдин М.А., Грибовский С.В., Баринов Н.П. Оценка величины рыночной арендной платы за пользование земельным участком // Имущественные отношения в РФ. 2009. — №6 (93).

Author: admin