Приказ мо рф 275 1996

Приказ Минобороны РФ от 16 февраля 2009 г. № 60 «Об утверждении Федеральных авиационных правил по унификации условий авиационной деятельности авиационного персонала государственной авиации»

Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила по унификации условий авиационной деятельности авиационного персонала государственной авиации.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 апреля 2009 г.
Регистрационный N 13701

Приложение
к приказу Минобороны РФ
от 16 февраля 2009 г. N 60

Федеральные авиационные правила по унификации условий авиационной деятельности авиационного персонала государственной авиации

I. Общие положения

1. Настоящие Федеральные авиационные правила по унификации условий авиационной деятельности авиационного персонала государственной авиации (далее именуются — Правила) определяют порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и организациями, имеющими подразделения государственной авиации, по вопросам организации проверки и допуска к полетам (руководству полетами) авиационного персонала государственной авиации, организации дополнительной профессиональной подготовки авиационного персонала государственной авиации.

2. К авиационному персоналу государственной авиации относятся должностные лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (диплом, свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения*(1).

3. В своей деятельности авиационный персонал государственной авиации руководствуется требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

4. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти*(2) и организаций, в ведении которых находятся подразделения государственной авиации, обязаны руководствоваться требованиями настоящих Правил.

5. Эксплуатация государственных воздушных судов, ведение технической документации авиационным персоналом государственной авиации осуществляется в установленном порядке для данного типа (модификации) государственного воздушного судна.

II. Организация проверок и допуска к полетам (руководству полетами) авиационного персонала государственной авиации

6. Проверки по видам летной подготовки, допуск летного состава к полетам и специалистов по обслуживанию (управлению) воздушного движения государственной авиации к руководству полетами организуются в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации*(3).

7. В случае отсутствия в федеральном органе исполнительной власти или организации, имеющих подразделения государственной авиации, подготовленного летного состава или подготовленных специалистов по обслуживанию (управлению) воздушного движения проверки летного состава по видам летной подготовки, проверки летного состава и специалистов по обслуживанию (управлению) воздушного движения в руководстве полетами имеют право осуществлять лица летного состава и специалисты по обслуживанию (управлению) воздушного движения иного федерального органа исполнительной власти, имеющего подразделения государственной авиации.

При этом указанные лица должны иметь соответствующие допуски к полетам (к руководству полетами) в качестве инструктора и не иметь перерывов по видам летной подготовки (в руководстве полетами). Допуск к полетам (руководству полетами) осуществляется в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации.

Инструкторский состав в этом случае выделяется на основании письменных заявок, подаваемых в соответствующий орган управления (в Министерстве обороны Российской Федерации — в Главное командование Военно-воздушных сил) соответствующими структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, в интересах которых осуществляются проверки (восстановление) летного состава и специалистов по обслуживанию (управлению) воздушного движения.

Возмещение затрат в этом случае (суточные, проезд, проживание и другие расходы, связанные с командированием) осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти на договорной основе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2004 г. N 565 «Об утверждении правил осуществления взаимных расчетов между главными распорядителями средств федерального бюджета по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации»*(4) (далее именуются — Правила взаимных расчетов).

III. Организация дополнительной профессиональной подготовки авиационного персонала государственной авиации

8. Дополнительная профессиональная подготовка (повышение квалификации, переучивание) лиц летного состава на новые типы (модификации) авиационной техники и подготовка специалистов по обслуживанию (управлению) воздушного движения из числа авиационного персонала государственной авиации, как правило, организуется в центрах боевой подготовки и переучивания летного состава (далее именуются — ЦБПиПЛС) Министерства обороны Российской Федерации, учебных центрах соответствующих федеральных органов исполнительной власти (далее именуются — учебные центры). В случае отсутствия в федеральном органе исполнительной власти соответствующего учебного центра дополнительная профессиональная подготовка (повышение квалификации, переучивание) авиационного персонала государственной авиации может осуществляться на основе заявок, подаваемых руководством заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в соответствующий орган управления (военного управления) иного федерального органа исполнительной власти (в Министерстве обороны Российской Федерации — в Главное командование Военно-воздушных сил).

Возмещение затрат в этом случае осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти на договорной основе в соответствии с Правилами взаимных расчетов.

Дополнительная профессиональная подготовка (повышение квалификации, переучивание) авиационного персонала государственной авиации может осуществляться на заводах-изготовителях авиационной техники, имеющих соответствующие лицензии.

При этом возмещение затрат осуществляется федеральным органом исполнительной власти на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Письменные заявки на переучивание авиационного персонала государственной авиации в ЦБПиПЛС (учебных центрах) представляются в федеральные органы исполнительной власти или организации до 15 октября года, предшествующего переучиванию.

В заявках указываются:

федеральный орган исполнительной власти (организация);

количество переучиваемого личного состава;

тип (модификация) авиационной техники, на который необходимо переучиться;

специальность для специалистов обслуживания (управления) воздушного движения;

предполагаемые сроки переучивания;

фамилия, имя, отчество старшего группы переучивания.

10. Соответствующий орган управления (военного управления) федерального органа исполнительной власти (в Министерстве обороны Российской Федерации — Главное командование Военно-воздушных сил) ежегодно до 1 декабря направляет в установленном порядке заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и организациям выписки из плана обучения (переучивания) авиационного персонала государственной авиации в ЦБПиПЛС (учебных центрах), а также доводит финансовые расчеты на возмещение ЦБПиПЛС (учебным центрам) затрат по обучению (переучиванию) авиационного персонала государственной авиации других федеральных органов исполнительной власти и организаций.

11. Прибытие авиационного персонала государственной авиации для переучивания в ЦБПиПЛС (учебные центры) осуществляется в согласованные сроки с заключением договоров.

12. Срок обучения определяется планом обучения (переучивания) авиационного персонала государственной авиации в ЦБПиПЛС (учебных центрах).

13. По окончании обучения в ЦБПиПЛС (учебных центрах) авиационному персоналу государственной авиации выдаются документы установленного образца, которые являются действительными на всей территории Российской Федерации.

*(1) Статья 52 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616).

*(2) Здесь и далее в тексте настоящих Правил, если не оговорено особо, под федеральными органами исполнительной власти понимаются и их структурные подразделения.

*(3) Утверждены приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 275 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 ноября 2004 г., регистрационный N 6110).

*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4224; 2007, N 8, ст. 1008.

Приказ Минобороны РФ от 16 февраля 2009 г. N 60 «Об утверждении Федеральных авиационных правил по унификации условий авиационной деятельности авиационного персонала государственной авиации»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 апреля 2009 г.
Регистрационный N 13701

Текст приказа официально опубликован не был

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Приказ мо рф 275 1996

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 июня 2007 г. N 260

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНСПЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Утвердить прилагаемое Положение об Инспекции государственного технического надзора Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу Приказ Министра обороны Российской Федерации 1994 г. N 39, пункт 1 приложения к Приказу Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 275, пункт 1 приложения к Приказу Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 331, Приказ Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 357.

к Приказу Министра обороны

от 30 июня 2007 г. N 260

ОБ ИНСПЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано на основании положений о Министерстве обороны Российской Федерации и Службе расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации , а также Соглашения между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерством обороны Российской Федерации о взаимодействии в области регулирования промышленной безопасности опасных производственных объектов от 11 октября 2006 г.

Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082.

Утверждено Приказом Министра обороны Российской Федерации 2004 г. N 405.

2. Инспекция государственного технического надзора Вооруженных Сил Российской Федерации является органом военного управления Министерства обороны Российской Федерации и непосредственно подчиняется начальнику Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации .

Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться:

Министерство обороны Российской Федерации — Министерством обороны;

Вооруженные Силы Российской Федерации — Вооруженными Силами;

Инспекция государственного технического надзора Вооруженных Сил Российской Федерации — Инспекцией;

региональные органы государственного технического надзора Вооруженных Сил Российской Федерации — региональными органами гостехнадзора;

органы государственного технического надзора Вооруженных Сил Российской Федерации (Инспекция и региональные органы гостехнадзора) — органами гостехнадзора.

3. Инспекция в процессе своей деятельности взаимодействует с центральными органами военного управления, иными структурными подразделениями Министерства обороны, органами военного управления видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов), родов войск Вооруженных Сил, а также со структурными подразделениями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

4. Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, правовыми актами Министерства обороны, а также настоящим Положением.

5. Предписания должностных лиц Инспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, являются обязательными для исполнения органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил, осуществляющими эксплуатацию опасных производственных объектов Министерства обороны, изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на этих объектах, а также проектирование, изготовление, хранение и эксплуатацию подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, в составе вооружения и военной техники.

6. Инспекция осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ей региональные органы гостехнадзора.

Указания Инспекции по вопросам, относящимся к ее компетенции, являются обязательными для исполнения региональными органами гостехнадзора.

7. Организационная структура Инспекции определяется штатом, утверждаемым в порядке, установленном в Министерстве обороны.

8. Инспекция имеет свою печать, штамп и бланки с действительным наименованием.

II. Основные задачи Инспекции

9. Основными задачами Инспекции в мирное и военное время являются:

1) осуществление государственного надзора на опасных производственных объектах Министерства обороны (далее именуются опасные производственные объекты) ;

Далее в тексте настоящего Положения:

а) под опасными производственными объектами понимаются подведомственные Министерству обороны предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:

используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

б) под техническими устройствами, применяемыми на опасных производственных объектах, понимаются:

оборудование, работающее под давлением, — паровые котлы, трубопроводы для пара и сосуды, работающие под давлением более 0,07 мегапаскаля, водогрейные котлы и трубопроводы горячей воды с температурой нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

подъемные сооружения — стационарно установленные грузоподъемные механизмы (грузоподъемные краны, краны-экскаваторы, краны-манипуляторы, краны-трубоукладчики, подъемники (вышки), строительные (автомобильные) подъемники, лифты, платформы подъемные для инвалидов, специальные пассажирские и грузовые платформы), эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

2) осуществление государственного контроля на всех стадиях жизненного цикла подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, в составе вооружения и военной техники (далее именуются объекты гостехнадзора) .

Далее в тексте настоящего Положения под объектами гостехнадзора понимаются:

поставляемые по государственному оборонному заказу подъемные сооружения и оборудование, работающее под давлением, входящие в состав комплексов (систем, агрегатов) вооружения и военной техники, разработанных по тактико-техническим заданиям или техническим заданиям органов военного управления;

поставляемые по государственному оборонному заказу для применения на объектах военной инфраструктуры специального назначения подъемные сооружения и оборудование, работающее под давлением, общепромышленного назначения;

системы (объекты) газораспределения и газопотребления природных и сжиженных углеводородных газов, используемых в качестве топлива на объектах военной инфраструктуры специального назначения.

III. Функции Инспекции

10. Инспекция в области государственного надзора на опасных производственных объектах:

1) разрабатывает проекты нормативных правовых актов и методических документов, определяющих (разъясняющих) порядок выполнения отдельных требований промышленной безопасности в Вооруженных Силах и осуществления государственного надзора органами гостехнадзора;

2) обеспечивает доведение до органов военного управления требований нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности;

3) регистрирует опасные производственные объекты и ведет ведомственный раздел («Минобороны России») государственного реестра таких объектов;

4) направляет своих представителей для участия в приемке в эксплуатацию опасных производственных объектов и для работы в комиссиях по проведению испытаний в производственных условиях технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;

Смотрите так же:  Приказ штатное расписание мвд

5) участвует в рассмотрении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору документов соискателей лицензий на эксплуатацию поднадзорных взрывоопасных производственных объектов, а также заключений экспертизы промышленной безопасности дымовых и вентиляционных промышленных труб и технических устройств, применяемых на поднадзорных опасных производственных объектах;

6) осуществляет контроль за соблюдением воинскими частями и организациями Вооруженных Сил лицензионных требований и условий эксплуатации взрывоопасных производственных объектов;

7) участвует в проведении технического расследования причин аварий на поднадзорных опасных производственных объектах в порядке, согласованном с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;

8) создает аттестационные комиссии для аттестации руководителей и специалистов органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов, изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, а также подготовку и переподготовку в области промышленной безопасности руководителей и специалистов;

9) представляет в установленном порядке в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору ежеквартальные отчеты по ведению ведомственного раздела («Минобороны России») государственного реестра опасных производственных объектов, ежегодную информацию о проведенной контрольной работе и о результатах проверки отдельных опасных производственных объектов;

10) проводит проверки:

соблюдения органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а также при изготовлении, монтаже, наладке, ремонте, реконструкции, техническом диагностировании (освидетельствовании) и эксплуатации технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;

деятельности региональных органов гостехнадзора по надзору за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;

11) осуществляет учет и анализ:

результатов проверок органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, эффективности деятельности региональных органов гостехнадзора;

отчетов региональных органов гостехнадзора;

выявленных нарушений требований промышленной безопасности;

аварий, произошедших на поднадзорных опасных производственных объектах;

12) осуществляет проверку достаточности мер по предупреждению аварий и инцидентов, принимаемых по результатам технических расследований аварий;

13) осуществляет подготовку и доведение до органов военного управления информационно-справочных и аналитических материалов по результатам надзорной деятельности органов гостехнадзора;

14) готовит предложения по совершенствованию структуры и форм государственного надзора в Вооруженных Силах.

11. Инспекция в области государственного контроля на всех стадиях жизненного цикла объектов гостехнадзора:

1) разрабатывает проекты нормативных правовых актов и методических документов, определяющих (разъясняющих) организационные и технические требования безопасности объектов гостехнадзора, порядок осуществления государственного контроля органами гостехнадзора;

2) осуществляет согласование и выдает заключение по вопросам изготовления и применения конкретных типов (видов) объектов гостехнадзора, входящих в состав комплексов (систем, агрегатов) вооружения и военной техники, в том числе иностранного производства;

в формировании проектов программ и проведении научно-исследовательских работ по вопросам обеспечения безопасности объектов гостехнадзора;

в работах по оценке соответствия объектов гостехнадзора обязательным требованиям Министерства обороны к отдельным видам оборонной продукции;

в предварительных (заводских) и приемочных испытаниях опытных образцов объектов гостехнадзора, периодических и квалификационных испытаниях серийно изготовленных объектов гостехнадзора;

в проведении технических расследований аварий на объектах гостехнадзора;

4) согласовывает требования к подготовке, переподготовке и допуску к самостоятельной работе руководителей и специалистов, занятых проектированием, изготовлением, монтажом, наладкой, ремонтом, техническим диагностированием, освидетельствованием и эксплуатацией объектов гостехнадзора, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала, непосредственно обслуживающих эти объекты (далее именуются обслуживающий персонал);

5) создает аттестационные комиссии для аттестации руководителей и специалистов, занятых проектированием, изготовлением, монтажом, наладкой, ремонтом, экспертизой безопасности, освидетельствованием и эксплуатацией объектов гостехнадзора, а также подготовкой и переподготовкой обслуживающего персонала;

6) рассматривает конструкторскую и эксплуатационную документацию на объекты гостехнадзора, входящие в состав комплексов (систем, агрегатов) вооружения и военной техники;

7) осуществляет контроль за безопасностью эксплуатации объектов гостехнадзора организациями, не входящими в состав Вооруженных Сил;

8) проводит проверки:

соблюдения требований безопасности при изготовлении, монтаже (пусконаладке), наладке, реконструкции, модернизации, капитальном ремонте, экспертизе безопасности и эксплуатации объектов гостехнадзора, а также подготовке кадров для обслуживания и технического освидетельствования объектов гостехнадзора;

деятельности региональных органов гостехнадзора по контролю за соблюдением требований безопасности при монтаже, наладке, ремонте, техническом диагностировании (освидетельствовании) и эксплуатации объектов гостехнадзора;

9) осуществляет учет и анализ:

результатов проверок, отчетов региональных органов гостехнадзора;

выявленных нарушений требований безопасности;

аварий, произошедших на объектах гостехнадзора;

10) разрабатывает предложения по предупреждению аварий и инцидентов на объектах гостехнадзора;

11) осуществляет проверку достаточности мер по предупреждению аварий и инцидентов, принимаемых по результатам технических расследований аварий на объектах гостехнадзора;

12) обеспечивает доведение до органов военного управления информационно-справочных и аналитических материалов по результатам контрольной деятельности органов гостехнадзора;

13) готовит предложения по совершенствованию структуры и форм государственного контроля на всех стадиях жизненного цикла объектов гостехнадзора.

IV. Руководство Инспекции

12. Инспекцию возглавляет начальник Инспекции государственного технического надзора Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется начальник Инспекции).

Начальник Инспекции является прямым начальником для всего личного состава Инспекции и непосредственно подчиняется начальнику Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации.

Начальник Инспекции в мирное и военное время отвечает: за боевую и мобилизационную готовность Инспекции, за успешное выполнение задач, возложенных на Инспекцию, за боевую подготовку, воспитание, воинскую и трудовую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава и безопасность военной службы, за внутренний порядок, за сохранность материальных средств, за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, за техническое, материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение Инспекции.

Начальник Инспекции имеет заместителей по направлениям деятельности.

13. Начальник Инспекции:

1) распределяет обязанности между своими заместителями;

2) определяет предназначение, задачи структурных подразделений и функциональные обязанности личного состава Инспекции;

3) руководит оперативной и мобилизационной подготовкой в Инспекции;

4) организует работу по выполнению функций, возложенных на Инспекцию;

5) организует подбор кадров для работы в органах гостехнадзора, централизованную подготовку, аттестацию и повышение квалификации на специальных курсах должностных лиц Инспекции и региональных органов гостехнадзора с выдачей удостоверений на допуск к осуществлению государственного надзора и контроля;

6) согласовывает положения о региональных органах государственного технического надзора Вооруженных Сил Российской Федерации;

7) осуществляет общее методическое руководство региональными органами гостехнадзора, а также контроль за их деятельностью и выполнением годовых планов работы;

проекты нормативных правовых актов, содержащих требования по безопасности на объектах гостехнадзора;

тактико-технические и технические задания на разработку объектов гостехнадзора или агрегатов (систем), в состав которых входят эти объекты, перечни объектов гостехнадзора в составе комплексов (агрегатов, систем) вооружения и военной техники, технические условия, программы и методики предварительных (заводских) и приемочных испытаний, разделы «Техническое освидетельствование» инструкций по техническому обслуживанию указанных агрегатов (систем), методики по оценке остаточного ресурса объектов гостехнадзора и другие документы, регламентирующие требования безопасности на объектах гостехнадзора;

программы подготовки обслуживающего персонала;

годовые планы работы региональных органов гостехнадзора;

представления к назначению на должности начальников и заместителей начальников региональных органов гостехнадзора;

9) издает приказы и отдает указания в пределах своей компетенции, организует и проверяет их исполнение;

10) предлагает в необходимых случаях проведение экспертизы опытно-конструкторских, проектных, проектно-конструкторских и других решений, а также контрольных испытаний объектов гостехнадзора или их отдельных элементов;

11) утверждает заключения экспертизы безопасности объектов гостехнадзора;

12) организует в установленном порядке взаимодействие с органами военного управления по вопросам, относящимся к компетенции Инспекции, представляет Инспекцию в органах государственной власти;

13) направляет в органы военного управления предложения по вопросам соблюдения требований нормативных правовых актов по обеспечению безопасности на опасных производственных объектах и объектах гостехнадзора, подведомственных этим органам военного управления;

14) вносит предложения руководителям органов военного управления, командирам воинских частей и руководителям организаций Вооруженных Сил о привлечении к ответственности лиц, нарушающих требования промышленной и технической безопасности;

15) имеет наградной фонд и фонд единовременных денежных пособий для поощрения военнослужащих и лиц гражданского персонала Инспекции и оказания им единовременной денежной помощи;

16) представляет в установленном порядке военнослужащих и лиц гражданского персонала Инспекции к награждению государственными (ведомственными) наградами, к назначению на воинские должности и увольнению с военной службы.

надзора Вооруженных Сил

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: пиломатериалы брус по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 16.12.98 N 563 «О ПРИЗНАНИИ НЕ ДЕЙСТВУЮЩИМИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗОВ И ДИРЕКТИВ МИНИСТРА ОБОРОНЫ СССР И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ, УТРАТИВШИМИ СИЛУ ПРИКАЗОВ И ДИРЕКТИВ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗЫ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. Считать не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации приказы и директивы Министра обороны СССР и его заместителей, признать утратившими силу приказы и директивы Министра обороны Российской Федерации согласно Перечню (Приложение N 1 к настоящему Приказу) и внести изменения в приказы Министра обороны Российской Федерации согласно Перечню (Приложение N 2 к настоящему Приказу).

2. Приказ разослать до отдельной роты, учреждения, военно — учебного заведения, предприятия и организации Министерства обороны Российской Федерации.

Первый заместитель Министра
обороны Российской Федерации,
генерал армии
А.КВАШНИН

Приложение N 1
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 16 декабря 1998 г. N 563

I. Приказы и директивы Министра обороны СССР и его заместителей, признанные не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации:

1. Приказы Министра обороны СССР:

1983 г. пункт 2 приложения к Приказу N 161, N 319;

1986 г. N 075, 155;

1987 г. N 046, 0104;

1988 г. N 230, 246, 330;

2. Директивы заместителя Министра обороны СССР:

3. Директивы Генерального штаба Вооруженных Сил СССР:

1989 г. N ДГШ-0035.

II. Приказы и директивы Министра обороны Российской Федерации, утратившие силу:

1. Приказы Министра обороны Российской Федерации:

1992 г. N 100, 275;

1995 г. N 241 с 14 ноября 1998 г.;

1996 г. N 15, 89 и 337 с 14 ноября 1998 г.;

2. Директивы Министра обороны Российской Федерации:

1993 г. N Д-8, Д-40, Д-77;

Начальник Управления делами
Министерства обороны
Российской Федерации,
генерал — лейтенант юстиции
Г.ЗОЛОТУХИН

Приложение N 2
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 16 декабря 1998 г. N 563

1. В Приказе Министра обороны Российской Федерации 1992 г. N 40 в заголовке и тексте слово «действительную» исключить.

2. Пункт «д» статьи 3 Инструкции (приложение N 11 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 130) в редакции Приказа Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 235 утратил силу с 4 февраля 1998 г.

3. В Приказе Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 227:

в преамбуле слова: «военнослужащих срочной службы по призыву» заменить словами: «военнослужащих, проходящих военную службу по призыву»;

в пункте 2 слова: «и заключившими контракт о прохождении военной службы» исключить;

в абзаце 4 пункта 4 слова: «21 Закона Российской Федерации» заменить словами: «24 Федерального закона»;

в абзаце 5 пункта 4 слово «справки» заменить словом «заключения»;

пункты 1 и 3, абзацы 2 и 7 пункта 4 признать утратившими силу.

4. Пункт 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 246 изложить в следующей редакции:

«2. Абзац 3 подпункта «а» подпункта 1; абзацы 26, 27 подпункта «б» подпункта 1; абзацы 3, 4, 6 подпункта «в» подпункта 1; абзацы 4, 14 подпункта «а» подпункта 2; абзацы 3, 8 подпункта «б» подпункта 2 пункта 1 Приказа исключить».

Начальник Управления делами
Министерства обороны
Российской Федерации,
генерал — лейтенант юстиции
Г.ЗОЛОТУХИН

Приказ мо рф 275 1996

О ПРАВОВЫХ АКТАХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 14.09.2004 N 273)

1. Считать не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации:

Приказы Народного Комиссара Обороны СССР 1940 г. N 480; 1943 г. N 41; 1945 г. N 54;

Приказы Министра обороны СССР 1956 г. N 194; 1969 г. N 00125; 1970 г. N 16; 1971 г. N 0073, 275; 1972 г. N 252; 1973 г. N 157; 1974 г. N 220; 1976 г. N 91, 180; 1977 г. N 257; 1978 г. N 77; 1979 г. N 89, 97, 176, 208; 1980 г. N 26, 00138; 1981 г. N 7, 96, 202, 245, 275, 0280, 315; 1982 г. N 0180, 280; 1983 г. N 10, 050, 0099, 0176, 210, 310; 1984 г. N 1, 185, 210, 230; 1985 г. N 3, 89, 90, 113, 0183; 1986 г. N 50, 0065, 070, 85, 188, 193, 0195, 253; 1987 г. N 00107, 125; 1988 г. N 100, 134, 140, 239, 0303, 450; 1989 г. N 35, 170; 1990 г. N 005, 27, 089, 268; 1991 г. N 40, 0145, 0170, 0218, 0235, 505;

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 14.09.2004 N 273)

директивы первого заместителя Министра обороны СССР 1988 г. N Д-54; 1989 г. N Д-14; 1990 г. N Д-58; 1991 г. N Д-022;

директивы заместителя Министра обороны СССР 1957 г. N Д-32; 1970 г. N Д-34; 1971 г. N Д-7; 1979 г. N Д-012;

директивы Генерального штаба Вооруженных Сил СССР 1976 г. N ДГШ-09; 1979 г. N ДГШ-0037; 1981 г. N ДГШ-0023; 1987 г. N ДГШ-038; 1991 г. N ДГШ-0044;

Приказ Главнокомандующего Вооруженными Силами Содружества Независимых Государств 1992 г. N 40.

2. Признать утратившими силу:

Приказы Министра обороны Российской Федерации 1992 г. N 16; 1993 г. N 02, 96, 159, 161, 170, 321, 520, 603; 1994 г. N 161, 320, 414; 1995 г. N 31, 374; 1996 г. N 6, 317; 1997 г. N 02, 013, 100, 124, 156, 304; 1998 г. N 44, 055, 182; 1999 г. N 011, 126, 195, 284, 376, 621; 2000 г. N 038, 074, 74, 292, 417, 429; 2001 г. N 99, 326; 2002 г. N 12, 0015;

директивы Министра обороны Российской Федерации 1992 г. N Д-27; 1993 г. N Д-78, Д-80, Д-85, Д-91, Д-94, Д-103; 1994 г. N Д-1, Д-2, Д-17, Д-44, Д-51; 1995 г. N Д-2, Д-3, Д-09, Д-19; 1998 г. N Д-013, Д-30; 2000 г. N Д-004; 2001 г. N Д-1, Д-20;

Приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 565;

директивы заместителя Министра обороны Российской Федерации 1992 г. N ДЗ-8, ДЗ-9; 1993 г. N ДЗ-18, ДЗ-100; 1999 г. N ДЗ-12;

Смотрите так же:  Приставы г.подольска

директиву Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1995 г. N ДГШ-03.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: бревно брус по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Текст приговора по делу Никитина

Именем Российской Федерации
Санкт – Петербургский городской суд в составе:
председательствующий – судья Голец С. Ю.,
народные заседатели – Ахмедов Г.З., Гольцов И.А.,
при секретаре Семеновой В.П.,
с участием прокурора Гуцана А.В.,
адвокатов Шмидта Ю.М., Матинова М.А. и Павлова И.Ю.

29 декабря 1999 года в Санкт-Петербурге, рассмотрев в закрытом судебном заседании уголовное дело по обвинению

НИКИТИНА АЛЕКСАНДРА КОНСТАНТИНОВИЧА, родившегося 16 мая 1952 г. в г. Ахтырка, Сумской обл.. Украинской ССР, украинца, гражданина РФ, образование высшее, женатого, капитана 1 ранга – пенсионера Вооруженных Сил РФ, не судимого, проживающего в Санкт – Петербурге/ ул. Тухачевского, 5 – 4 – 69,

в совершении преступлений, предусмотренных ст. 275 и ч. 2 ст. 283 УК РФ,

Вместе с тем, наряду с вышеуказанным, суд приходит и к нижеследующим выводам.

В соответствии с общепризнанным постулатом, – в основе любой юридической, в том числе, и уголовной ответственности, лежат положения Конституции государства, в данном случае, Российской Федерации ; не существует ответственности вопреки этим положениям.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, последняя имеет высшую юридическую силу, действует непосредственно и применяется на всей территории России. Законодательные и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Высшая юридическая сила и прямое действие Конституции означают, что противоречащий или иным образом расходящийся с Конституцией закон или подзаконный акт не применяются, а соответствующее правоотношение регулируется непосредственно нормами Конституции.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 25 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Данное конституционное положение было позднее закреплено в Законе РФ “О Средствах массовой информации” (в ред. Федеральных законов от 13.01.95 no. 6-ФЗ, от 06.06.95 no. 87-ФЗ, от 19.07.95 no. 114-ФЗ, от 27.12.95 no. 211-ФЗ), указавшем следующее:

      ” Статья 1. Свобода массовой информации
      В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение кассовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Статья 3. Недопустимость цензуры
Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а разно наложение запрете на распространение сообщений и материалов; их отдельных частей, — не допускается…

Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации
Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости”.
(в редакции Федерального закона от 19.07.95 г, no. 114-ФЗ)

В месте с тем, также в соответствии с конституционными положениями, Перечь сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом, при допускаемой возможности ограничения прав, свобод человека и гражданина лишь самим Федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции России).

Подобного закона на момент совершения НИКИТИНЫМ указанных выше деяний принято не было – единственным правовым актом, который стал урегулировать обсуждаемые правоотношения в области охраны государственной тайны, явился Указ Президента Российской Федерации no. 1203 от 30 ноября 1995 г.

В этой связи надлежит отметить, что до принятия Конституции РФ 1993 г., защита государственных интересов осуществлялась в порядке, определяемом Указом Президента России no. 20 от 14.01.1992 г., согласно которому соответствующим руководителям, впредь до издания новых законодательных актов России, регламентирующих обеспечение защиты государственных секретов РФ, предписывалось руководствоваться ранее принятыми нормативными актами. Позднее было принято постановление Правительства РФ no. 733-55 от 18.02.1992 г. “О временном перечне сведений, составляющих государственную тайну”, имеющее общий декларативный характер, которое официальному опубликованию не подлежало и было объявлено секретным приказом министра обороны no. 052 от 13.10.92 г., также неопубликованным.

Наряду с указанным, выше основным конституционным положением, прямо регулирующим обсуждаемую проблему, связаны и другие нормы Конституции РФ. В частности, согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, как уже указывалось, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 41 Конституции РФ сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создавших угрозу для жизни к здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом, а в силу ст. 42 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 54 Конституции России закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признаются правонарушением. Впоследствии, данное положение было отражено в диспозиции ст. 10 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом, о котором упоминается в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, является Закон Российской Федерации “О государственной тайне” от 21.07. 1993 г., который впоследствии подвергся существенным изменениям 6.10.1997 г.

Согласно ст. 1 указанного Закона, его положения обязательны для исполнения на территории Российской Федерации к за ее пределами, в т.ч. и гражданами России, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Одновременно, прекращение допуска к государственной тайне не освобождает гражданина от взятых на себя обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Между тем, действующая Конституция РФ требует, чтобы перечень сведений, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, также определялся ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ. Это требование Конституции в полной мере было выполнено лишь при новеллизации Закона “О государственной тайне” в октябре 1997 г.г., когда в ст. 5 Закона был включен перечень сведений, составляющих государственную тайну, вместо перечня сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, – как было указано в ранее действовавшей редакции Закона 1993 г.

Согласно ч. 4 ст. 9 Закона, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждается Президентом Российской Федерации (что соответствует ст. ст. 84, 90 Конституции РФ). Вместе с тем, в соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона, как в редакции от 21 июля 1993 г., так и в редакции от 6.10.1997 г. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.

Как следует из материалов уголовного дела, в момент инкриминируемых Никитину вышепоименованную действий (с февраля по сентябрь 1995 г.), статья 5 часть 1 Раздела 2 Федерального закона о государственной тайне (в части, касающейся обвинения подсудимого) была изложена следующим образом:

К государственной тайне могут быть отнесены следующие сведения.

1. сведения в военной области:
п. 2 – о направлении развития вооружения и военной техники;
– о содержании и результатах выполнения целевых программ научно – исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов и военной техники;
п.4 – о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники;
– о свойствах, рецептурам или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
п.6 – о дислокации, действительных наименованиях,
– об организационной структура, вооружении и численности объединений, соединений и частей Вооруженных Сил РФ.

Следует отметить, что в данной Федеральный Закон, принятый в новой редакции от 6 октября 1997 г. были внесены существенные, более детализированные изменения, вошедшие в вышеприведенную главу no. 5 , Раздел 2, в том числе, и в п.п. 2, 6.

Анализ статьи 5 Закона (независимо от его редакции) показывает, что сам по себе о не устанавливает степени секретности, т.е., не засекречивает те или иные сведения, поскольку отнесение сведений к государственной тайне должно проводиться согласно специальной процедуре, описанной в статье 9 данного Закона, при этом, частично – через приказы Министра Обороны (Перечни сведений, отнесенных к государственной тайне) и частично – через Указы Президента России.

Данное обстоятельство также означает, что ст. 5 обсуждаемого закона о государственной тайне, в своей первоначальной форме, не может служить единственной основой для обвинения в шпионаже или разглашении государственной тайны. Оно должно быть дополнено другими нормативными актами.

Нормативными актами, которые были использованы ранее в деле подсудимого, в дополнение к ст. 5, являлись: Указ Президента РОССИИ no. 1203 от 1995 г. (в редакции от 24.1.1998 г. – ст.ст. 6 и 7) и приказ МО no. 071 от 7.9.1993 г. (статьи 242, 287, 300, 317, 612 и др.), приказ МО no. 055 от 10.8.1996 г. (статьи 275, 287, 305, 582 и др.).

Эксперты, в части обсуждения данных документов в ходе судебных слушаний пояснили: все они являются нормативными, а предъявления обвинения Никитину на основе секретных и не опубликованных приказов Министра Обороны РФ, по их мнению, допустимо, также – как – и на основе более поздних изменений, внесенных в сам Указ Президента – вплоть до 1998 г., т.е., в редакциях от 24.1.98 г. и Закона о государственной тайне – в редакции от 6.10.1997 г., что и было ими указано в своем заключении.

Наряду с этим, эксперт Баканов, в частности, пояснил суду, что единственным документом, который использовался экспертной комиссией и на основании которого сведения, собранные и разглашенные НИКИТИНЫМ, были признаны содержащими государственную тайну, являются 2 приказа Министра Обороны – no. 071 и no. 055. При даче заключения, Закон о государственной тайне фактически не применялся. Данное обстоятельство подтверждается и секретным разъяснением, полученным ранее органом следствия из Управления Генерального Штаба ВС РФ о том, что согласно порядка, действующего в МО РФ, производство экспертиз по определению степени секретности производится лишь на основании приказа Министра Обороны РФ, в тот период, – приказа МО РФ no. 071 (т. 13, л.д. 137).

В этой связи, следует отметить, например, что ст. 5 обсуждаемого Закона о государственной тайне, не имеет положений, которые позволили бы отнести сведения “о потерях” вооружения и военной техники в мирное время к государственной тайне, инкриминируемые подсудимому, как собранные и переданные иностранной организации, тем не менее, указываемые экспертной комиссией.

Вышеуказанная позиция экспертов вызывают у суда сомнения, кроме того, и по следующим соображениям.

Как видно из материалов уголовного дела, согласно вышеизложенные обстоятельств, Никитин закончил свою деятельность по написания Доклада для организации ” Беллуна ” в сентябре 1995 года.

Указ Президента РФ от 30.11.1995 г. и приказ МО no. 055 от 10.08.1996 еще не вступили в законную силу, а приказ no. 071 от 1993 г., также как и приказ no. 055 от 1996 г. были и оставались секретными. Вместе с тем, согласно приказа Министра обороны России от 10.08.1996 г., секретный приказ МО РФ no. 071 указан утрачивающим силу с 1 сентября 1996 г. Из приведенных положений вытекает, что использование данных нормативных актов в качестве основания для обвинения Александра Никитина является прямым нарушением положений Конституции России (ст. 15 ч.3 и ст. 54).

Таким образом, статья 5 Закона (в редакции, существовавшей на период действий, инкриминируемый подсудимому) не может использоваться для предъявления формального обвинения без приложения дополнительных нормативных актов, которые бы составили законную юридическую базу для обвинения; данное обстоятельство – о недостаточности Закона о государственной тайне, вытекает из пояснений экспертов, данных в зале суда; – такие нормативные акты могут быть использованы при условии, что они официально опубликованы и вступили в законную силу до совершения действий, инкриминируемых Никитину.

По мнению суда, это обстоятельство осознавалось и органом предварительного расследования – как видно из материалов настоящего уголовного дела, обвинение было построено, как уже указывалось, фактически на выводах экспертной комиссии при Генеральном штабе ВС РФ, основанной на секретных приказах Министра Обороны РФ, что и было отражено в ОБВИНИТЕЛЬНОМ заключении по уголовному делу.

Кроме того, по мнению суда, имеет место неконкретность предъявленного обвинения, применительно и к положениям ст. 5 Закона о государственной тайне.

Как видно из представленным материалов уголовного дела, обвинение подсудимому Никитину (т.24, л.д.44-55) формально предъявлено лишь на основе абэ.2,4,6 п.1 ст. 5 Закона о государственной тайне, в редакции от 6.10.97 г. Между тем, фактически обвинение основано на положениях нормативных актов, указанных в экспертном заключении и также – приведенным в обвинительном заключении, но не указанных в формуле вины, в постановлении о привлечении Никитина в качестве обвиняемого, а именно:

      1. на Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указами Президента Российской Федерации от 30.11.1995 г, no. 1203 (в редакции Указа ОТ 24.01.1998 г. no. 61);
      2. на Временном перечне сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных Силах РФ, введенного в действие приказом Министра обороны РФ от 7.09.1993 г. no. 071;

    3. на Перечне сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных Силах РОССИЙСКОЙ Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 10.08.1996 г. no. 055.

Как видно из вышеуказанных положений ст. 5 Закона о государственной тайне (в редакции, вступившей в силу после деяний, инкриминируемых НИКИТИНУ, – 6.10.1997 г., предложенной органам предварительного расследования), абзацы no.no. 2-6 содержат четко обозначенные составляющие – категории, охраняемых государством сведений, существенно отличающихся по своему содержанию (напр., абзац 2):

Смотрите так же:  Приказ 1100 об охране труда

– о планах строительства ВС РФ, других войск РФ;
– о направлении развития вооружения и военной техники;
– о содержании и результатах выполнения целевых программ … по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

Абзац 6: – о дислокации, действительных наименованиях;
– об организационной структуре, вооружении и численности объединений, соединений и частей Вооруженных Сил РФ;
– о военно-политической и оперативной обстановке).

Тем не менее, при предъявлении обвинения подсудимому, эти категории конкретно не раскрывались и на каких из них основано обвинение осталось не ясным, о наличии тех или иных категорий в обвинении можно лишь предполагать; не имеется соответствующих разъяснении и в заключении экспертной комиссии. Эксперты, как уже отмечалось, в суде указали, что исследования конкретных сведений, вмененных подсудимому, как им разглашенных, проводили применительно к приказам Министра обороны. Таким образом, следует полагать, что обвинение, предъявленное Никитину, осталось не конкретизированным, применительно к основополагающему Закону о государственной тайне, что воспрепятствовало подсудимому защищаться законными способами и умалило его права на защиту.

Как отмечалось выше, после принятия и вступление в действие Конституции РФ 1993 г. для граждан России был установлен точный порядок информирования о сведениях, составляющих государственную тайну. Этот порядок был определен 3 общедоступными и опубликованными нормативными актами:

1. Конституцией Российской Федерации – ч. 4 ст. 29: “Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом”.
2. Федеральным Законом “О государственной тайне”, утвержденный Президентом РФ 21 июля 1993 года – ст.5: “Сведения, которые могут быть отнесены к государственной тайне” (в редакция Федерального закона от 21.07,93 г.) или

ст. 5: “Перечень сведений, составляющих государственную тайну” <в редакции Федерального закона от 06.10.97 г., no. 131-ФЗ)-

ч. 2 ст. 4: *Президент Российской Федерации; утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны*; … утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней; утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемые полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведении, отнесенных к государственной тайне, заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну; определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации;

– в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

ч. 4 ст. 9: “Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны Формирует перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости”.

Предусмотренный вышеназванным законом “Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне” был утвержден указом Президента РФ 30 ноября 1995 г.

Таким образом, после издания Закона РФ “О государственной тайне”, и вступления в силу Конституции РФ, то есть после 12 декабря 1993 г., начали действовать конституционно новые, ранее не существовавшее, качественно иные правила, по которым гражданин РОССИИ имел возможность узнать отнесены ли те или иные конкретные данные к категории сведений, составляющих государственную тайну, а именно – не ранее 30 ноября 1995 г. (т.е. не ранее даты опубликования утвержденного Президентом “Перечня…”).

Иными словами, на момент составления доклада “Северный флот – потенциальный риск радиоактивного загрязнения региона” (август-сентябрь 1995 г.) и участия в его составлении НИКИТИНА, данного документа не существовало и подсудимый не имел возможности ознакомиться с ним

Данное обстоятельство подтвердила и экспертная комиссия при Генеральном штабе ВС РФ, в своем заключении от 28 мая 1397 г. (т. 19, л.д. 52), указав, что “…в соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона о Государственной тайне, для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений, должен быть сформирован Перечень, сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждаемый Президентом РФ и подлежащий открытому опубликованию. На период исследуемых событий, то есть на август 1995 г. такой Перечень, утвержденный Президентом Российской Федерации, отсутствовал”.

Наряду с этим, из материалов уголовного дела следует, что подсудимый Никитин уволился в запас с военной службы: в ноябре 1992 г. и не имел реальной возможности, в связи с этим, ознакомиться ни с приказом Министра обороны: no. 071 от 7.09.93 г., с приказом МО РФ no. 055 от 10.08.1996 г., имеющими гриф **СЕКРЕТНО**, а также, как указывалось выше, неопубликованным постановлением Правительства РФ no. 733 – 55 (объявленным вышеуказанным приказом МО РФ no. 071).

Вместе с тем, суд отмечает, что согласно ст. 6 Закона РФ “О Государственной тайне”: “Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям ст. ст. 5, 7 настоящего Закона и законодательству Российской Федерации о государственной тайне”

Ст.7 Закона РФ “О Государственной тайне”: “Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности” .

Данные положения находят подтверждение и в Законе Российской Федерации “О радиационной безопасности ” от 5.12.1995 г., в частности, указывавшем:

** статья 2. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности

      1. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
      2. Федеральные закона, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим Федеральным законом.

    3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерация в области радиационной безопасности, применяются правила международного договора”.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами, суд находит, что любой гражданин Российской Федерации, в данном случае – подсудимый Никитин, не имеет (не имел) реальной возможности определять относимость информации к понятию “сведения, составляющие государственную тайну”, если –

      – эта информация не включена в “Перечень сведений, составляющих государственную тайну”, определяемый Федеральным законом или утвержденный Указом Президента России;
      – данный “Перечень” официально не опубликован для всеобщего сведения;

    – содержание этой информации составляют данные о состоянии экологии, (о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях).

В этом случае, по мнению суда, гражданин вправе считать, что, в соответствии с законом, эта информация не является секретной и не может содержать сведениями, составляющими государственную тайну.

Данные обстоятельства нашли отражение в постановлении КОНСТИТУЦИОННОГО Суда РФ no. 17 – П от 20.12.1995 г.:

” … государство вправе относить те или иные сведения в области военной, экономической и других видов деятельности, распространение которых может нанести ущерб обороне страны и безопасности государства, к государственной тайне. В связи с этим ст. 29 (часть 4) Конституции РОССИЙСКОЙ Федерации предусмотрено, что перечень сведении, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Государство вправе также определять средства и способы охраны государственной тайны, в том числе, устанавливать уголовную ответственность за ее разглашение и выдачу иностранному государству.

Однако в силу указанной конституционной нормы, уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из статьи 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации”.

В то же время, согласно ч. 1 п.1 Указа Президента РФ от 21.01. 1993 года no. 104, установлено:

“Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров”.

В этой связи следует также отметать, что значительно позднее возбуждения уголовного деда в отношении подсудимого – (5.10.1995г.), данный Закон, был существенно переработан на основе Указов Президента РФ no. 490 от 16.5.97 г. и no. 963 от 13.5.98 г. “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”, которые коренным образом изменили его содержание, дополнив 10 новыми положениями, и, указали в новых п.п. 8, 10, что с настоящего времени допускается неопубликование актов Федеральных органов исполнительной власти, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

При применении последнего закона, к событиям, имеющим отношение к обвинению подсудимого, следует учитывать приведенные выше положения ст. 54 Конституции России.

Суд находит, что в период работы Никитина над Докладом (август-сентябрь 1995 г.) руководствоваться ст. 5 Закона РФ “О государственной тайне” для решения вопроса: какую конкретную информацию можно отнести к категории “сведений, СОСТАВЛЯЮЩИХ государственную тайну” было бы неправомерно. Указанная выше статья содержала перечень сведений, как указывает ее диспозиция, которые могли быть отнесены к государственной тайне только после соблюдения специальной процедуры, а, именно, после внесения в Перечень сведений, составляющих государственную тайну.

Следует признать, что в обсуждаемый период, в России, в области охраны государственных секретов, сложилась ситуация, на разрешение которой обратил внимание законодательный орган страны – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. В постановлении no. 1271-1 ГД от 27.10.1995 г. указывалось:

“21 сентября 1993 года вступил а силу Закон Российской Федерации “О государственной тайне”, согласно которому Президент Российской Федерации утверждает подготовленный Правительством Российской Федерации Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Однако до настоящего времени такой перечень Правительством РФ не представлен на утверждение Президенту РФ, в связи с чем правоохранительные органы страны лишены правовой основы для выполнения возложенных на них функций по обеспечению безопасности государства, общества и личности”. Далее, Государственная Дума Федерального Собрания РОССИЙСКОЙ Федерации постановила просить Правительство РФ подготовить и представить на утверждение Президенту РФ Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, до 20 ноября 1995 года.

Как известно и уже упоминалось, вышеназванный Перечень был утвержден указом Президента РФ лишь 30 ноября 1995 года.

Новая редакция Закона РФ “О государственной тайне”, введенная в действие Федеральным законом от 6 октября 1997 г., привела закон в соответствие с требованиями Конституции, и, следовательно, только с этого момента стало возможным самостоятельное применение ст. 5 Закона РФ “О государственной тайне”, то есть без ссылки на “Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне”, который был утвержден указом Президента РФ 30 ноября 1995 года.

Таким образом, в период с 12 декабря 1993 г. по 30 ноября 1995 г., отсутствовало законодательное определение того, какие сведения относятся к государственной тайне; ввиду этого обстоятельства, отнесение каких-либо сведений к категории. составляющих государственную тайну, в обсуждаемый период, имеющим значения для квалификации деяний, в данном случае, конкретного подсудимого – гр. Никитина А.К., являвшегося гражданским лицом, применительно к сведениям, имеющим отношения к особенностям эксплуатации ЯЭУ на АПЛ, было произвольным и не основанном на законе.

Одновременно, суд принимает во внимание позицию государственного обвинения, отказавшего от обвинения подсудимого в нанесения своими действиями материального ущерба охраняемым государственным интересам РОССИИ.

С учетом вышеуказанные обстоятельств, суд находит, что к настоящему времени возможности собирания и получения новых доказательств исчерпаны.

Таким образом, имея ввиду положения ст. 49 Конституции Российской Федерации, а также ст. 6 (2) Европейской Конвенции по правам человека, ратифицированной РОССИЙСКОЙ Федерацией, проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к убеждению в отсутствии в действиях подсудимого Никитина составов, инкриминируемые ему преступлений,

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 301-303, 310-317 УПК РСФСР, суд

НИКИТИНА Александра Константиновича по предъявленному ему обвинению, в совершении преступлений, предусмотренных ст. 275 УК РФ и ч. 1 ст. 283 УК РФ, – оправдать за отсутствием в его действиях составов данных преступлений.

Меру пресечения Никитину А.К., избранную в виде подписки о невыезде, отменить.

Вещественные доказательства, хранящиеся и отдельной коробке, согласно описи – п.п. 1-10, 14, – уничтожить после вступления приговори в законную силу.

1 видеокассету, 1 бобину магнитофонной ленты и 4 Сборника, имеющие гриф “Секретно” и “Совершенно секретно” возвратить в Следственную службу УФСБ по Спб и ЛО, по принадлежности.

2 персональных компьютера “Dell”, принадлежащие российскому отделению организации “Беллуна” в г. Мурманске, возвратить последней по принадлежности.

1553 экземпляра доклада “Северный Флот – потенциальный риск радиоактивного загрязнения региона” уничтожить после вступления приговора в законную силу.

Приговор может быть опротестован и обжалован в Судебную коллегию по УГОЛОВНЫМ делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 7 дней со дня его провозглашения.

Председательствующий: (подпись)
Народные заседатели: (подписи)

Author: admin