Приказ мо рф 140 от 2000

Оглавление:

Планирование и реализация НИР

Планирование научно-исследовательских работ, организация выполнения плана научной работы академии и порядок представления отчетной научно-технической документации

Планирование научно-исследовательских работ, организацию и контроль выполнения плана научной работы академии осуществляет отдел (подготовки научно-педагогических кадров и организации научно-исследовательских работ) в соответствии с Положением о научной работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, введенным в действие приказом Министра обороны РФ № 140 от 23 марта 2000 года.

1. Планирование научной работы.

1.1. Научная работа в академии организуется и проводится в соответствии с перспективным и годовым планами.

1.2. Перспективным планом определяются основные направления научной работы вуза. Перспективный план научной работы академии разрабатывается на основе планов научной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации (далее – ГВМУ МО РФ).

1.3. Годовое планирование научной работы академии осуществляется на основе плана научной работы Вооруженных Сил Российской Федерации на текущий год и последующие два года, перспективного и годового планов ГВМУ МО РФ, перспективного плана научной работы академии.

В годовой план научной работы академии, разрабатываемый на календарный год, включаются темы:

  • заданные Правительством Российской Федерации (государственный оборонный заказ), Министром обороны Российской Федерации и его первыми заместителями (1 категория заказов);
  • заданные заместителями Министра обороны Российской Федерации, видами Вооруженных Сил, родами войск, главными и центральными управлениями Министерства обороны РФ, генеральными заказчиками (заказчиками) и НИО – головными исполнителями работ (2 категория заказов);
  • заданные другими федеральными органами исполнительной власти, их предприятиями и организациями, иными организациями Российской Федерации, в том числе инициативные научно-исследовательские работы (НИР), а также НИР, выполняемые на договорной основе (3 категория заказов).

1.4. Подготовка проекта плана научной работы академии включает проведение мероприятий в течение года, предшествующего планируемому:

  • изучение планов научной работы Вооруженных Сил Российской Федерации на текущий год и последующие два года, ГВМУ МО РФ, а также перспективного плана научной работы академии, тактико-технических заданий (ТТЗ), директив ГВМУ МО РФ и других документов по включению в план научной работы академии на очередной год новых научно-исследовательских работ;
  • анализ выполнения перспективного плана научной работы академии и обсуждение его на научно-методическом совете (март-апрель);
  • проведение с ответственными за координацию научной работы в подразделениях инструкторско-методических занятий по планированию и организации выполнения научно-исследовательских работ (ежемесячно);
  • подготовка головными исполнителями предложений (приложение № 1), справок-обоснований на выполнение НИР (приложение № 2) и тематических карточек на НИР (приложение № 3) в планы научной работы Вооруженных Сил Российской Федерации и ГВМУ МО РФ и обсуждение их на заседаниях проблемных комиссий (май);
  • обсуждение на заседании научно-методического совета академии предложений в План научной работы ГВМУ МО РФ на следующий год (май-июнь);
  • подготовка головными исполнителями проектов ТТЗ (приложение № 4) на новые научно-исследовательские работы 1 и 2 категорий заказов и сопроводительных к ним документов: рапорт начальника подразделения (приложение № 5), справка-обоснование на выполнение НИР (приложение № 2), тематическая карточка на НИР (приложение № 3), выписка из протокола заседания проблемной комиссии (приложение № 6), обоснование (приложение № 7) расчета стоимости НИР (август-сентябрь);
  • подготовка головными исполнителями проектов ТТЗ (приложение № 8) на новые научно-исследовательские работы 3 категории заказов и сопроводительных к ним документов: рапорт начальника подразделения (приложение № 9), выписка из протокола заседания проблемной комиссии (приложение № 6) (август-сентябрь);
  • при разработке научного труда (монографии, учебника, учебного пособия и т.д.) головной исполнитель дополнительно к ТТЗ составляет план-проспект разработки научного труда (приложение № 10).

1.5. По каждой выполняемой научно-исследовательской работе назначаются научный руководитель и ответственный исполнитель.

Научный руководитель организует и лично участвует в проведении исследований, отвечает за своевременность выполнения работы, новизну, научный уровень, практическую значимость, обоснованность и достоверность результатов. Его указания по содержательной части выполняемой работы обязательны для всех исполнителей.

Ответственный исполнитель НИР проводит исследования и отвечает за организацию работы, качество и своевременность выдачи научных результатов.

1.6. Общая продолжительность выполнения НИР 1 и 2 категорий заказов, как правило, не должна превышать трех лет, 3 категории заказов – двух лет.

1.7. ТТЗ утверждает заказчик научно-технической продукции и направляет его головному исполнителю НИР. После получения утвержденного ТТЗ головной исполнитель в месячный срок разрабатывает и направляет исполнителям работы технические задания на составную часть (ТЗ на СЧ) комплексных НИР (приложение № 11).

1.8. Головной исполнитель в месячный срок в соответствии с ТТЗ разрабатывает, утверждает рабочую программу и доводит ее до исполнителей НИР (приложение № 12).

2. Организация выполнения плана научной работы академии. Порядок представления отчетной научно-технической документации.

2.1. Отчетная научно-техническая документация (ОНТД), предусмотренная тактико-техническим заданием (ТТЗ) на НИР представляется головным исполнителем НИР в отдел (подготовки НПК и организации НИР) за месяц до календарного срока окончания НИР. Оформление ее осуществляется в соответствии с действующими ГОСТами.

2.2. Результаты завершенных НИР обсуждаются на заседаниях соответствующих проблемных комиссий (научно-технического совета НИИИ (ВМ) ВМедА). В отдел (подготовки НПК и организации НИР) представляются выписки из протоколов заседаний проблемных комиссий (приложение № 13).

2.3. На отчеты по завершенным научно-исследовательским работам Главными медицинскими специалистами МО РФ (другими специалистами) готовятся заключения (приложение № 14), на другую ОНТД (руководства, методические рекомендации, указания и др.) – рецензии (приложение № 15).

2.4. К отчетной научно-технической документации прилагается реферат (приложение № 16) на завершенную НИР, а также проект акта приемки научно-исследовательской работы.

2.5. Приемка ОНТД по завершенным НИР 1-2 категории осуществляется Заказчиком в соответствии с приказом начальника ГВМУ МО РФ от 13 марта 2013 года № 21 «О приемке научно-технической продукции и проверке реализации научно-исследовательских работ в 2013 году» и приказом начальника Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова от 2 декабря 2011 года № 545 «О назначении состава проблемных комиссий академии») и оформляется актом приемки (приложение № 17).

2.6. Приемка ОНТД по завершенным НИР 3 категории осуществляется в соответствии с приказом начальника Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова от 22 января 2013 года № 32 «О назначении комиссий по приемке в 2013 году отчетной научно-технической продукции и проверке реализации завершенных научно-исследовательских работ».

Акт приемки НИР 3 категории заказов оформляется по форме, изложенной в приложении № 18.

2.7. ОНТД, заключение (рецензия) на нее, выписка из протокола заседания проблемной комиссии (научно-технического совета), реферат на завершенную НИР и проект акта приемки представляются в отдел (подготовки НПК и организации НИР) к 25 числу месяца, предшествующего сроку окончания НИР.

3. Реализация результатов выполненных исследований.

3.1. Ответственными за реализацию результатов выполненных исследований НИР 1-2 категорий заказов являются генеральные заказчики (заказчики) научно-технической продукции, НИР 3 категории заказов – начальники подразделений, выполнявшие НИР в качестве головных исполнителей.

3.2. Результаты научных работ считаются реализованными, если они использованы:

  • в постановлениях Правительства Российской Федерации, уставных документах, в документах Генерального штаба Вооруженных Сил, главных штабов видов Вооруженных Сил, штабов Тыла Вооруженных Сил и родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны, штабов объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил;
  • в утвержденных Государственной программе вооружения и государственном оборонном заказе, тактико-технических требованиях и заданиях на НИР, создании новых и модернизации существующих систем и образцов ВВТ и критериях их оценки;
  • при решении актуальных вопросов военной науки и техники, в т.ч. военно-медицинской науки;
  • при разработке уставов, наставлений, положений, руководств, инструкций и других руководящих и нормативных документов;
  • в теоретических трудах, монографиях, учебниках, учебных пособиях, справочниках, инструкциях, методиках и других учебно-методических документах для войск, учреждений и военно-учебных заведений;
  • при создании новых и модификации состоящих на вооружении образцов ВВТ, их эксплуатации, восстановлении и ремонте, а также при проектировании, строительстве и эксплуатации специальных сооружений и объектов;
  • в разработке проблем и практике профессиональной подготовки военных врачей, воинского обучения и воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ;
  • в образовательном процессе высших военно-учебных заведений, боевой подготовке войск (сил);
  • головными исполнителями НИР при составлении заключительных отчетов.

3.3. Проверка реализации НИР 1 и 2 категории заказов осуществляется комиссиями, состав которых определен приказом начальника ГВМУ МО РФ от 13 марта 2013 года № 21 «О приемке научно-технической продукции и проверке реализации научно-исследовательских работ в 2013 году» и приказом начальника Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова от 2 декабря 2011 года № 545 «О назначении состава проблемных комиссий академии».

Акт приемки НИР 1 и 2 категории заказов оформляется по форме, изложенной в приложении № 19.

3.4. Проверка реализации НИР 3 категории заказов проводится в соответствии с приказами начальника Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова:

  • от 22 января 2013 года № 32 «О назначении комиссий по приемке в 2013 году отчетной научно-технической продукции и проверке реализации завершенных научно-исследовательских работ»;
  • от 2 декабря 2011 года № 545 «О назначении состава проблемных комиссий академии».

Акт реализации НИР 3 категории заказов оформляется по форме, изложенной в приложении № 20.

В целях совершенствования научной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации П Р И К А З Ы В А Ю:

Положение о конкурсе на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (приложение № 1 к настоящему приказу);

Положение о конкурсе на лучшие научные работы, выполненные личным составом органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также постоянным составом, адъюнктами и докторантами образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации (приложение № 2 к настоящему приказу).

2. Заместителю Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе организовать работу по внесению в установленном порядке соответствующих изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации 2004 года № 233 «Об упорядочении расходования наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий».

3. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации 1992 года № 217, 2003 года № 338 и 2007 года № 23.

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приказ мо рф 140 от 2000

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 января 2000 г. N 27

О МЕРАХ ПО ОКАЗАНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПОДГОТОВКЕ

ГРАЖДАН ПО ВОЕННО — УЧЕТНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

В целях оказания практической помощи образовательным учреждениям Российской оборонной спортивно — технической организации и образовательным учреждениям начального профессионального и среднего профессионального образования (далее именуются образовательные учреждения) в подготовке граждан по военно — учетным специальностям, созданию и совершенствованию их учебно — материальной базы, а также обеспечения призыва на военную службу граждан, подготовленных для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, приказываю:

1. Главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, командующему Воздушно — десантными войсками, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации:

до 1 октября 2000 г. провести инвентаризацию техники и имущества, переданных образовательным учреждениям в оперативное управление, организовать замену устаревших типов вооружения, техники и имущества на образцы, состоящие на вооружении и снабжении Вооруженных Сил Российской Федерации, оказать практическую помощь в их монтаже и переподготовке преподавательского состава образовательных учреждений;

ежегодно к 1 ноября представлять в Главное организационно — мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации предложения по перечню воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются воинские части и организации), осуществляющих практическую помощь образовательным учреждениям в подготовке граждан по военно — учетным специальностям.

2. Генеральному штабу Вооруженных Сил Российской Федерации (ГОМУ) утвердить перечень воинских частей и организаций, осуществляющих практическую помощь образовательным учреждениям в подготовке граждан по военно — учетным специальностям, и ежегодно, при необходимости, к 1 января вносить в него соответствующие изменения и дополнения.

3. Военным комиссарам субъектов Российской Федерации, районов, городов (без районного деления) совместно с командирами (начальниками) воинских частей и организаций, осуществляющих практическую помощь образовательным учреждениям в подготовке граждан по военно — учетным специальностям, ежегодно до 1 октября разрабатывать планы основных мероприятий по обеспечению высокого уровня организации и проведения подготовки граждан по военно — учетным специальностям и прилагать их к проектам постановлений (решений) руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по подготовке граждан к военной службе.

В плане предусматривать:

мероприятия, проводимые в воинской части (организации) для граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, с целью ознакомления с порядком прохождения военной службы, жизнью и бытом военнослужащих, вооружением и военной техникой;

мероприятия, проводимые командирами (начальниками) воинских частей (организаций) по созданию и совершенствованию учебно — материальной базы образовательных учреждений;

мероприятия, проводимые военными комиссариатами по целенаправленному комплектованию учебных групп и призыву граждан, подготовленных по военно — учетным специальностям, на военную службу;

мероприятия по проведению совместной работы в военно — технических кружках и секциях, участию в проведении показных занятий по военно — прикладным и техническим видам спорта;

мероприятия по организации торжественной отправки граждан, подготовленных в образовательных учреждениях и призываемых на военную службу;

мероприятия, проводимые с детскими, молодежными и патриотическими объединениями, творческими союзами по привлечению их к подготовке граждан к военной службе, освещению и пропаганде военной службы в средствах массовой информации, произведениях литературы и искусства;

другие мероприятия, направленные на обеспечение качественной подготовки граждан по военно — учетным специальностям.

Копии указанных планов направлять в военные комиссариаты субъектов Российской Федерации для обобщения и контроля за их выполнением.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Главное организационно — мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: минусы клееного бруса по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Приказ Министра обороны РФ от 9 марта 2014 г. № 140 «Об утверждении Порядка обеспечения и Норм снабжения вещевым имуществом обучающихся в находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы по подготовке несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе» (не вступил в силу)

В соответствии с подпунктом 33.9 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 34, ст. 3538; 2005, № 38, ст. 3799; 2006, № 17 (ч. II), ст. 1819; 2007, № 20, ст. 2391; № 27, ст. 3255; № 46, ст. 5565; 2008, № 31, ст. 3705; № 43, ст. 4921; № 47, ст. 5430, 5431; 2009, № 21, ст. 2550; № 36, ст. 4311; 2010, № 20, ст. 2435; № 28, ст. 3656; № 35, ст. 4530; 2011, № 1, ст. 191; № 2, ст. 267; № 15, ст. 2082; № 17, ст. 2356; № 24, ст. 3405; № 28, ст. 4170; № 31, ст. 4708; № 33, ст. 4924; № 48, ст. 6877; 2012, № 10, ст. 1194; № 29, ст. 4074; № 53 (ч. II), ст. 7857; 2013, № 26, ст. 3314; № 30 (ч. II), ст. 4085; № 52 (ч. II), ст. 7137; 2014, № 5, ст.481), приказываю:

Смотрите так же:  Можно ли ип уменьшить налог на сумму страховых взносов

Порядок обеспечения вещевым имуществом обучающихся в находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы по подготовке несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе (приложение № 1 к настоящему приказу);

Нормы снабжения вещевым имуществом обучающихся в находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы по подготовке несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе (приложение № 2 к настоящему приказу).

2. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации:

от 22 сентября 2008 г. № 495 «О вещевом обеспечении обучающихся Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 октября 2008 г., регистрационный № 12447);

от 24 сентября 2009 г. № 1030 «О вещевом обеспечении обучающихся суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкального училищ и кадетских (морских кадетских) корпусов Министерства обороны Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 ноября 2009 г., регистрационный № 15271).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 мая 2014 г.

Приложение № 1
к приказу Министра обороны РФ
от 9 марта 2014 г. № 140

Порядок
обеспечения вещевым имуществом обучающихся в находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы по подготовке несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе

1. Обучающиеся в находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы по подготовке несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, обеспечиваются вещевым имуществом личного пользования, выдаваемым во владение и безвозмездное пользование до истечения срока носки (эксплуатации) (за исключением расходных материалов), и инвентарным имуществом, выдаваемым обучающимся во владение и безвозмездное временное пользование*.

По истечении срока носки (эксплуатации) вещевое имущество подлежит возврату.

2. Обучающиеся, которым передано во владение и безвозмездное пользование вещевое имущество, поддерживают его в исправном состоянии и принимают меры по предотвращению его повреждения или утраты.

3. При переводе обучающихся в другую образовательную организацию им выдается находящееся у них в носке вещевое имущество личного пользования по норме снабжения вещевым имуществом личного пользования, по которой они обеспечивались (нормы снабжения № 1-5, 7, 10, 11 приложения № 2 к настоящему приказу).

При переводе обучающихся из образовательных организаций, где установлена армейская форма одежды, в образовательные организации с флотской формой одежды и наоборот обучающиеся убывают с предметами вещевого имущества личного пользования согласно Перечню предметов вещевого имущества личного пользования, которые передаются в собственность при переводе (выпуске, отчислении) (приложение к настоящему Порядку). Остальные предметы вещевого имущества личного пользования до истечения установленных сроков носки используются для обеспечения обучающихся в качестве подменного фонда.

По прибытии к новому месту обучения обучающиеся дообеспечиваются новыми предметами вещевого имущества личного пользования на оставшийся срок обучения по нормам снабжения.

Обучающимся при выпуске и отчислении из образовательных организаций передаются в собственность предметы вещевого имущества личного пользования в соответствии с Перечнем предметов вещевого имущества личного пользования, которые передаются в собственность при переводе (выпуске, отчислении) (приложение к настоящему Порядку).

4. Вещевое имущество личного пользования для обучающихся при первичной и последующих выдачах выдается новыми предметами в готовом виде.

5. Первичная выдача вещевого имущества личного пользования обучающимся производится со дня зачисления их в списки личного состава образовательной организации.

Последующая выдача вещевого имущества производится:

предметов вещевого имущества личного пользования — по истечении срока носки (эксплуатации) ранее выданных аналогичных предметов;

предметов инвентарного имущества — по их фактическому износу, но не ранее истечения срока носки (эксплуатации).

6. Знаки различия, являющиеся вещевым имуществом личного пользования, выдаются обучающимся одновременно с предметами форменной одежды, на которых предусмотрено их ношение, на срок носки этих предметов форменной одежды.

При присвоении обучающимся очередных званий им выдаются знаки различия по соответствующему званию и знаки различия по функциональному предназначению на предметы форменной одежды, срок носки которых не истек и которые находятся в носке у этих обучающихся.

7. В случае утраты полученных предметов вещевого имущества личного пользования, срок носки которых не истек, не по вине обучающихся по решению руководителя образовательной организации им выдаются на оставшийся срок носки новые предметы имущества.

В остальных случаях утраты полученных обучающимися предметов вещевого имущества, срок носки (эксплуатации) которых не истек, им выдаются одноименные предметы вещевого имущества, годные к использованию.

8. По решению руководителя образовательной организации предметы вещевого имущества личного пользования заменяются ранее истечения срока носки предметами большего размера и роста, если выданные одежда и обувь становятся малы.

* Далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: обучающиеся в находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы по подготовке несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, — обучающимися; находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации общеобразовательные и профессиональные образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы по подготовке несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, — образовательными организациями; вещевое имущество личного пользования и инвентарное имущество — вещевым имуществом.

Планирование и реализация НИР

Планирование научно-исследовательских работ, организация выполнения плана научной работы академии и порядок представления отчетной научно-технической документации

Планирование научно-исследовательских работ, организацию и контроль выполнения плана научной работы академии осуществляет отдел (подготовки научно-педагогических кадров и организации научно-исследовательских работ) в соответствии с Положением о научной работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, введенным в действие приказом Министра обороны РФ № 140 от 23 марта 2000 года.

1. Планирование научной работы.

1.1. Научная работа в академии организуется и проводится в соответствии с перспективным и годовым планами.

1.2. Перспективным планом определяются основные направления научной работы вуза. Перспективный план научной работы академии разрабатывается на основе планов научной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации (далее – ГВМУ МО РФ).

1.3. Годовое планирование научной работы академии осуществляется на основе плана научной работы Вооруженных Сил Российской Федерации на текущий год и последующие два года, перспективного и годового планов ГВМУ МО РФ, перспективного плана научной работы академии.

В годовой план научной работы академии, разрабатываемый на календарный год, включаются темы:

  • заданные Правительством Российской Федерации (государственный оборонный заказ), Министром обороны Российской Федерации и его первыми заместителями (1 категория заказов);
  • заданные заместителями Министра обороны Российской Федерации, видами Вооруженных Сил, родами войск, главными и центральными управлениями Министерства обороны РФ, генеральными заказчиками (заказчиками) и НИО – головными исполнителями работ (2 категория заказов);
  • заданные другими федеральными органами исполнительной власти, их предприятиями и организациями, иными организациями Российской Федерации, в том числе инициативные научно-исследовательские работы (НИР), а также НИР, выполняемые на договорной основе (3 категория заказов).

1.4. Подготовка проекта плана научной работы академии включает проведение мероприятий в течение года, предшествующего планируемому:

  • изучение планов научной работы Вооруженных Сил Российской Федерации на текущий год и последующие два года, ГВМУ МО РФ, а также перспективного плана научной работы академии, тактико-технических заданий (ТТЗ), директив ГВМУ МО РФ и других документов по включению в план научной работы академии на очередной год новых научно-исследовательских работ;
  • анализ выполнения перспективного плана научной работы академии и обсуждение его на научно-методическом совете (март-апрель);
  • проведение с ответственными за координацию научной работы в подразделениях инструкторско-методических занятий по планированию и организации выполнения научно-исследовательских работ (ежемесячно);
  • подготовка головными исполнителями предложений (приложение № 1), справок-обоснований на выполнение НИР (приложение № 2) и тематических карточек на НИР (приложение № 3) в планы научной работы Вооруженных Сил Российской Федерации и ГВМУ МО РФ и обсуждение их на заседаниях проблемных комиссий (май);
  • обсуждение на заседании научно-методического совета академии предложений в План научной работы ГВМУ МО РФ на следующий год (май-июнь);
  • подготовка головными исполнителями проектов ТТЗ (приложение № 4) на новые научно-исследовательские работы 1 и 2 категорий заказов и сопроводительных к ним документов: рапорт начальника подразделения (приложение № 5), справка-обоснование на выполнение НИР (приложение № 2), тематическая карточка на НИР (приложение № 3), выписка из протокола заседания проблемной комиссии (приложение № 6), обоснование (приложение № 7) расчета стоимости НИР (август-сентябрь);
  • подготовка головными исполнителями проектов ТТЗ (приложение № 8) на новые научно-исследовательские работы 3 категории заказов и сопроводительных к ним документов: рапорт начальника подразделения (приложение № 9), выписка из протокола заседания проблемной комиссии (приложение № 6) (август-сентябрь);
  • при разработке научного труда (монографии, учебника, учебного пособия и т.д.) головной исполнитель дополнительно к ТТЗ составляет план-проспект разработки научного труда (приложение № 10).

1.5. По каждой выполняемой научно-исследовательской работе назначаются научный руководитель и ответственный исполнитель.

Научный руководитель организует и лично участвует в проведении исследований, отвечает за своевременность выполнения работы, новизну, научный уровень, практическую значимость, обоснованность и достоверность результатов. Его указания по содержательной части выполняемой работы обязательны для всех исполнителей.

Ответственный исполнитель НИР проводит исследования и отвечает за организацию работы, качество и своевременность выдачи научных результатов.

1.6. Общая продолжительность выполнения НИР 1 и 2 категорий заказов, как правило, не должна превышать трех лет, 3 категории заказов – двух лет.

1.7. ТТЗ утверждает заказчик научно-технической продукции и направляет его головному исполнителю НИР. После получения утвержденного ТТЗ головной исполнитель в месячный срок разрабатывает и направляет исполнителям работы технические задания на составную часть (ТЗ на СЧ) комплексных НИР (приложение № 11).

1.8. Головной исполнитель в месячный срок в соответствии с ТТЗ разрабатывает, утверждает рабочую программу и доводит ее до исполнителей НИР (приложение № 12).

2. Организация выполнения плана научной работы академии. Порядок представления отчетной научно-технической документации.

2.1. Отчетная научно-техническая документация (ОНТД), предусмотренная тактико-техническим заданием (ТТЗ) на НИР представляется головным исполнителем НИР в отдел (подготовки НПК и организации НИР) за месяц до календарного срока окончания НИР. Оформление ее осуществляется в соответствии с действующими ГОСТами.

2.2. Результаты завершенных НИР обсуждаются на заседаниях соответствующих проблемных комиссий (научно-технического совета НИИИ (ВМ) ВМедА). В отдел (подготовки НПК и организации НИР) представляются выписки из протоколов заседаний проблемных комиссий (приложение № 13).

2.3. На отчеты по завершенным научно-исследовательским работам Главными медицинскими специалистами МО РФ (другими специалистами) готовятся заключения (приложение № 14), на другую ОНТД (руководства, методические рекомендации, указания и др.) – рецензии (приложение № 15).

2.4. К отчетной научно-технической документации прилагается реферат (приложение № 16) на завершенную НИР, а также проект акта приемки научно-исследовательской работы.

2.5. Приемка ОНТД по завершенным НИР 1-2 категории осуществляется Заказчиком в соответствии с приказом начальника ГВМУ МО РФ от 13 марта 2013 года № 21 «О приемке научно-технической продукции и проверке реализации научно-исследовательских работ в 2013 году» и приказом начальника Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова от 2 декабря 2011 года № 545 «О назначении состава проблемных комиссий академии») и оформляется актом приемки (приложение № 17).

2.6. Приемка ОНТД по завершенным НИР 3 категории осуществляется в соответствии с приказом начальника Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова от 22 января 2013 года № 32 «О назначении комиссий по приемке в 2013 году отчетной научно-технической продукции и проверке реализации завершенных научно-исследовательских работ».

Акт приемки НИР 3 категории заказов оформляется по форме, изложенной в приложении № 18.

2.7. ОНТД, заключение (рецензия) на нее, выписка из протокола заседания проблемной комиссии (научно-технического совета), реферат на завершенную НИР и проект акта приемки представляются в отдел (подготовки НПК и организации НИР) к 25 числу месяца, предшествующего сроку окончания НИР.

3. Реализация результатов выполненных исследований.

3.1. Ответственными за реализацию результатов выполненных исследований НИР 1-2 категорий заказов являются генеральные заказчики (заказчики) научно-технической продукции, НИР 3 категории заказов – начальники подразделений, выполнявшие НИР в качестве головных исполнителей.

3.2. Результаты научных работ считаются реализованными, если они использованы:

  • в постановлениях Правительства Российской Федерации, уставных документах, в документах Генерального штаба Вооруженных Сил, главных штабов видов Вооруженных Сил, штабов Тыла Вооруженных Сил и родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны, штабов объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил;
  • в утвержденных Государственной программе вооружения и государственном оборонном заказе, тактико-технических требованиях и заданиях на НИР, создании новых и модернизации существующих систем и образцов ВВТ и критериях их оценки;
  • при решении актуальных вопросов военной науки и техники, в т.ч. военно-медицинской науки;
  • при разработке уставов, наставлений, положений, руководств, инструкций и других руководящих и нормативных документов;
  • в теоретических трудах, монографиях, учебниках, учебных пособиях, справочниках, инструкциях, методиках и других учебно-методических документах для войск, учреждений и военно-учебных заведений;
  • при создании новых и модификации состоящих на вооружении образцов ВВТ, их эксплуатации, восстановлении и ремонте, а также при проектировании, строительстве и эксплуатации специальных сооружений и объектов;
  • в разработке проблем и практике профессиональной подготовки военных врачей, воинского обучения и воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ;
  • в образовательном процессе высших военно-учебных заведений, боевой подготовке войск (сил);
  • головными исполнителями НИР при составлении заключительных отчетов.

3.3. Проверка реализации НИР 1 и 2 категории заказов осуществляется комиссиями, состав которых определен приказом начальника ГВМУ МО РФ от 13 марта 2013 года № 21 «О приемке научно-технической продукции и проверке реализации научно-исследовательских работ в 2013 году» и приказом начальника Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова от 2 декабря 2011 года № 545 «О назначении состава проблемных комиссий академии».

Акт приемки НИР 1 и 2 категории заказов оформляется по форме, изложенной в приложении № 19.

3.4. Проверка реализации НИР 3 категории заказов проводится в соответствии с приказами начальника Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова:

  • от 22 января 2013 года № 32 «О назначении комиссий по приемке в 2013 году отчетной научно-технической продукции и проверке реализации завершенных научно-исследовательских работ»;
  • от 2 декабря 2011 года № 545 «О назначении состава проблемных комиссий академии».

Акт реализации НИР 3 категории заказов оформляется по форме, изложенной в приложении № 20.

militaryarticle.ru

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

Генерал-лейтенант в отставке С.А. БОГДАНОВ,

доктор военных наук, профессор, действительный член АВН

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ МО РФ

Современный этап мирового развития характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями. Конец биполярной блоковой системы привел к существенному изменению принципов стратегической стабильности в мире. Глобальная и региональная безопасность смещаются от более ясных вопросов войны и к менее определенным и более сложным политическим, финансово-экономическим, этнонациональным, демографическим и другим проблемам.

Вопреки многим оценкам, господствовавшим в первой половине 90-х годов, значение военной силы в постбиполярном мире не уменьшилось. Более того, в начале XXI века обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира, тогда как целый ряд политических институтов в сфере международной безопасности вступил в полосу жесткого кризиса. В этой связи возникает безотлагательная необходимость переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Смотрите так же:  Покупка машины осаго

В данных условиях обеспечить международную стабильность должны именно Вооруженные силы Российской Федерации, которые после длительного периода реформирования и выхода из кризиса приобретают новые качественные показатели как с точки зрения боевой готовности и эффективности, так и сточки зрения возможностей обеспечения политических и экономических интересов государства.

В современных условиях актуальность использования научных проработок всех проблем, стоящих перед ВС РФ значительно возрастает. Военная наука всегда способствовала проведению в государстве крупных реформ, к числу которых можно отнести и проводимое в настоящее время реформирование военной организации РФ. Завершение реформирования и укрепления Вооруженных Сил РФ невозможно без формирования их прочного задела — научного потенциала, который решает задачи научного обоснования перспективных направлений строительства, развития, подготовки, применения и обеспечения ВС РФ в реальных и прогнозируемых условиях геостратегической, политической, политической, экономической и демографической обстановки.

Для решения данных задач возникает необходимость на ближайшую перспективу главные усилия военной науки сконцентрировать на:

совершенствовании системы планирования научных исследований и координации деятельности научно-исследовательских организаций МО, вузов, научных организаций РАН, других министерств и ведомств Российской Федерации, ведущих исследования по оборонной тематике;

уточнении системы подготовки научных кадров и организационных форм проведения НИР в интересах сосредоточения усилий научных коллективов на комплексном решении наиболее актуальных военно-теоретических и научно-технических проблем;

дальнейшей автоматизации процессов проведения исследований, в том числе системы информационного обеспечения;

укреплении кадрового потенциала, финансовой и материально-технической базы НИО и вузов МО.

Сосредотачивая усилия на решение выше перечисленных задач научно-исследовательские организации МО в ноябре приступят к планированию научно- исследовательских работ на 2004 год. А в последующем Развернется работа по реализации намеченных планов. Этот период для каждого НИО МО самый трудный и ответственный.

Однако НИО МО в настоящий период переживают не лучшие времена. Коллективы многих НИО по объективным причинам обновились. На смену ушедшим профессионалам пришла неопытная молодежь. Учитывая реальную ситуацию в НИО МО, хочу обратить внимание пришедших неопытных научных сотрудников на использование оптимальных методических подходов к проведению научных исследований, возложенных на их коллективы.

Планирование научной работы. Научная работа в НИО МО организуется и проводится в соответствии с приказами и директивами МО РФ, начальника ГШ, приказами и указаниями начальника каждого НИО МО. Планирование научной работы в НИО МО заключается в проведении следующих основных мероприятий: определение общих направлений исследований, выявление комплексных проблем, стоящих перед ВС РФ на современном этапе; по каждой научно-исследовательской теме — определение целей, задач и этапов исследования, их объема и сроков исполнения, прогнозирование ожидаемых результатов исследований; определение по каждой теме НИР научных руководителей, ответственных исполнителей и исполнителей, а также направлений и форм внедрения результатов научной работы в практическую деятельность органов управления и войск ВС РФ.

Эти компоненты планирования составляют «древо» научно исследовательской проблемы. Каждая тема научного «древа» представляет собой научную задачу, охватывающую конкретную узкую область научного исследования. Тема исследования базируется на многочисленных исследовательских вопросах, связанных с решением отдельных научных задач.

Многолетний опыт организации и ведения научно-исследовательской работы в системе Вооруженных Сил дает основание считать, что под научным направлением следует понимать крупную иерархическую область исследований, носящую самостоятельный характер и направленную на решение нескольких проблем и ряда научных задач данной отрасли науки. Структурными единицами научного направления являются комплексные проблемы, темы и вопросы.

Комплексная проблема исследований включает в себя несколько проблем. Под научной проблемой, как правило, понимают составную часть направления исследований, которая посвящена решению какой-либо области исследований и включает в себя ряд взаимосвязанных научных задач. Научная задача представляет собой элемент проблемы, направленный на решение частных вопросов. В рамках научной проблемы обычно выделяют темы исследования, подтемы, а также отдельные вопросы.

Каждый НИО МО осуществляет перспективное, годовое и месячное планирование научной работы. Проекты перспективных и годовых планов научной работы НИО обычно обсуждаются на их научных Советах.

Перспективный план научной работы НИО разрабатывается на пятилетие. Он является составной частью Перспективного плана научной работы ВС РФ и включает в себя направления исследований, решаемые научные проблемы и задачи, а также ожидаемые результаты.

План представляется начальнику ГШ ВС РФ на утверждение до 1 декабря года, предшествующего новой пятилетке.

В НИО МО разработка научных направлений, комплексных проблем, тем и вопросов предусматривается годовыми планами научно-исследовательской работы. План научной работы НИО МО на планируемый год разрабатывается на основе утвержденных перспективного плана научной работы и плана приоритетных КНИР и ВВТ, задаваемых в ВС РФ на очередной год. План, как правило, подписывается начальником НИО и утверждается заместителем начальника ГШ ВС РФ. В месячный срок после утверждения перспективных и годовых планов научной работы их копии направляются в ВНК ГШ ВС.

На основе годового плана научной работы НИО, календарного плана основных мероприятий МО, текущих директивных документов и указаний руководства МО и ГШ ВС в НИО разрабатывается план основных мероприятий на месяц, а в управлениях (отделах) — планы работы на месяц.

В целях качественного и своевременного выполнения плана научной работы ежегодно издается приказ начальника НИО по организации научной работы, в котором определяются: научные руководители (головные, ответственные исполнители) НИР из числа руководящего состава НИО; перечень выполняемых НИР и разрабатываемых отчетных документов, военно-теоретических трудов (ВТТ), закрепленных за научными руководителями и головными (ответственными) исполнителями; состав комиссий по приему научной продукции от соисполнителей комплексных НИР; мероприятия по организации научно-информационного обеспечения исследований.

Многолетний опыт организации и проведения научных исследований позволяет утверждать, что период формирования (разработки) годового плана научной работы, согласования проекта заказываемых тем работы с генеральными заказчиками (заказчиками) — самый сложный и ответственный период деятельности любого исследовательского коллектива.

Разрабатывая проект годового плана научной работы, руководящий состав НИО МО непременно должен учитывать рекомендации приказа МО РФ № 140 (н/с) от 23 марта 2000 г. «О научной работе в Вооруженных Силах РФ» о том, что объем заданий на выполнение работ в НИО МО не должен превышать 80% годового бюджета служебного времени. Остальные 20% отводятся на выполнение инициативных работ и оперативных заданий.

Именно в период согласования проекта тем НИР необходимо учитывать объективную оценку возможностей НИО по успешной их разработке, наличие соответствующих кадров, степень их квалификации, опыт исследований по предлагаемой проблематики, примерные трудозатраты. Согласованные и включаемые в годовой план научной работы темы должны отвечать таким требованиям, как актуальность, перспективность, научная новизна, практическая значимость, эффективность выходных результатов, возможность их внедрения в практику.

Важнейшее значение при согласовании темы исследования имеют квалификация научных сотрудников НИО МО, их интеллект, умение видеть перспективу, научная интуиция, степень ориентированности на новое.

Из сказанного со всей очевидностью вытекает, что в процессе согласования тем с головными заказчиками (заказчиками) и формирования годового плана научной работы должны участвовать в первую очередь руководящий состав НИО МО и наиболее опытные, квалифицированные научные сотрудники.

Организация выполнения научно-исследовательских работ. На каждую новую НИР, а также разрабатываемые ВТТ, включаемые в годовой план научной работы НИО МО, разрабатываются:

задание на НИР головному исполнителю;

рабочая программа выполнения НИР;

списки исполнителей НИР;

частные задания на НИР соисполнителям;

план-проспект разработки отчета о НИР (написания ВТТ).

Задание на НИР разрабатывается заказчиком (созаказчиками) совместно с головным исполнителем в НИО МО и утверждается не позднее чем за месяц до начала работ.

Рабочая программа выполнения НИР разрабатывается головным исполнителем под руководством научного руководителя на основании ТТЗ и договора на НИР и утверждается начальником НИО МО.

Частные задания организациям-соисполнителям разрабатывается головным исполнителем НИР и согласовываются в месячный срок после утверждения задания на НИР. Утвержденные начальником НИО МО частные задания высылаются всем организациям-соисполнителям.

План-проспект для подготовки этапного и итогового отчета о НИР (написания ВТТ) разрабатывается под руководством научного руководителя головным исполнителем и утверждается начальником НИО МО.

Основанием для открытия НИР является ее наличие в годовом плане научной работы НИО МО, а также наличие утвержденного тактико-технического задания на НИР.

Разработке ТТЗ по запланированной теме должно предшествовать определенное теоретическое осмысление членами творческих коллективов целей исследования, общее ознакомление их с разрабатываемой проблемой. Эта работа проводится в рамках подготовительного этапа — предварительной проработки темы НИР.

В соответствии с рекомендациями приказа МО № 140 от 2000 г. генеральный заказчик (заказчик) совместно с головным (ответственным) исполнителем разрабатывают ТТЗ (или просто — задание) на заданную НИР. Это позволяет головному (ответственному) исполнителю ускорить уяснение целей, задач и основных направлений, содержания этапов исследования, учитывать квалификацию и возможности своего коллектива и в целом сократить этап предварительной проработки темы.

В мировой и отечественной практике проведения научных исследований на подготовительный этап (т.е. на предварительную проработку темы НИР) выделяется 25-30% времени, отведенного на эту работу, что свидетельствует о важности данного этапа.

Результаты анализа опыта проведения научных исследований в системе Вооруженных Сил позволяет сделать вывод, что в тех случаях, когда тактико-техническое задание по теме НИР разрабатывается без глубокого уяснения проблематики и обоснования направленности исследования, авторские коллективы неминуемо скатываются на неупорядоченную работу, что закономерно снижает ее качество и результативность.

Предварительная проработка может не проводиться лишь по темам, которые являются продолжением ранее выполненных НИР в пределах одной научной проблемы, когда объект исследования и методологические подходы к раскрытию темы авторскому коллективу предельно ясны.

В соответствий с рекомендациями приказа министра обороны «О научной работе в Вооруженных Силах РФ» (приказ № 140 от 23 марта 2000 г.) генеральный заказчик (заказчик) совместно с головным (ответственным) исполнителем разрабатывают тактико-техническое задание (или просто — задание) на заданную НИР. Это позволяет головному (ответственному) исполнителю ускорить уяснение целей, задач и основных направлений, содержание этапов исследования, учитывать квалификацию и возможности своего коллектива и в целом сократить этап предварительной проработки темы.

Суть предварительной проработки запланированной темы НИР заключается в том, что головной (ответственный) исполнитель совместно с генеральным заказчиком (заказчиком) окончательно определяют следующие вопросы: уточняются намеченные заказчиком цели предстоящих исследований по теме; оценивается их обоснованность их постановки, а также реальность достижения, что не только ориентирует на тот или иной конечный результат, но и дает определенное представление о путях исследования.

Неправильная постановка целей может свести на нет результаты всего последующего труда. Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что цели, с одной стороны, задают определенное направление деятельности научно-исследовательского коллектива, а с другой — сами детерминируются (обусловливаются) ожидаемым результатом. Цели и задачи исследования зависят в первую очередь от того, какими планируются исследования — теоретическими или прикладными.

Теоретические исследования выполняются для отыскания ранее неизвестных явлений и связей, а прикладные — для приближения известных теоретических положений к практике. В том и другом вариантах на конечные результаты работы существенно влияет правильное определение объекта изучения и основных направлений исследований.

Головной (ответственный) исполнитель совместно с заказчиком конкретизируют содержание исследования. Уясняют, какие явления, вопросы, процессы, закономерности оно должно охватить. Отграничивают данную тему исследования от смежных с нею, то есть устанавливают рамки исследуемого объекта. Затем определяют его структуру. Все элементы и процессы, имеющие отношение к поставленной цели, разделяют на две стороны — собственно исследуемую систему и внешнюю среду.

Далее выделяют конкретные элементы системы, а также взаимодействие между ними и внешней средой. Головной (ответственный) исполнитель совместно с заказчиком определяют этапы НИР, объем предстоящих работ, их сроки, форму выходных документов. Прогнозируют главные результаты НИР и намечают способы и формы их реализации.

На конечные результаты исследований существенное влияние оказывает хорошо подготовленная информационная база для НИР Вообще-то целесообразно учитывать, что информационное обеспечение научных исследований направлено на поиск, сбор, обобщение, накопление, хранение и распространение научной информации о состоянии и развитии военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире и регионах, экономической ситуации в стране, новейших достижениях и направлениях развития отечественной и зарубежной военной науки и практики, опыте военного строительства и строительства ВС, их оперативной, боевой и мобилизационной подготовке, а также современных войнах и военных конфликтах.

В процессе совместной работы головной (ответственный) исполнитель совместно с генеральным заказчиком (заказчиком) выясняют наличие справочных материалов у заказчика, в других НИО МО. При этом уточняется возможность, пути и способы получения информационных материалов авторским коллективом. Составляется библиография по открытой литературе и закрытым источникам. Устанавливается, не проводится ли исследование поданной проблематике другими НИО МО РФ.

В итоге предварительно оценивается достаточность информационных материалов для выполнения запланированной НИР. Каждый научный сотрудник НИО МО, имеющий хотя бы минимальный опыт исследовательской работы, знает, что в их коллективе информационное обеспечение проводимых НИР осуществляется напряженно. В этой связи можно рекомендовать способ выхода из этого положения. Учитывая, что приказ министра обороны РФ № 140 («О научной работе в ВС РФ») требует от заказчиков НИР обеспечивать научно-информационное сопровождение исследований, необходимо при разработке тактико-технического задания отдельным пунктом предусматривать этот вопрос.

Головные (ответственные) исполнители должны учитывать, что в процессе совместной с заказчиком предварительной проработки темы по позициям, требующим разъяснения, могут (при необходимости) проводиться консультации с компетентными специалистами генерального заказчика (заказчика).

Только в результате кропотливой предварительной работы создается основа для решения вопроса об условиях и предпосылках успешного проведения НИР по избранной теме, для предметного уяснения, что, в какой последовательности, в какие сроки и каким образом предстоит исследовать. Ответы на эти вопросы должны войти впоследствии в тактико-техническое задание.

Анализ результатов предварительной проработки запланированной темы не исключает и вывода о необходимости прекращения исследований в рамках данной НИР. Основными причинами такого вывода могут быть: НИР потеряла актуальность; выяснилось, что аналогичные вопросы подняты и решены в диссертационной работе; заказчик не может предоставить под тему достаточный объем справочной информации; тема ввиду сложности, комплексности не может быть разработана специалистами коллектива НИО МО. Вывод о прекращении дальнейших исследований необходимо оформить в виде аргументированного заключения экспертной комиссии, которое представляется руководству Генерального штаба ВС.

Таким образом, предварительная проработка темы позволяет на начальной стадии внести ясность в основополагающие для дальнейшего исследования позиции: обоснованность поставленных заказчиком целей; осуществимость разработки темы; организационно-методические подходы к раскрытию темы НИР.

По итогам предварительной проработки темы генеральный заказчик (заказчик) совместно с головным (ответственным) исполнителем разрабатывает тактико-техническое задание на НИР — основной документ, регламентирующий исследование запланированной темы. Порядок его разработки, основные положения, комплекс требований к содержанию, объему и срокам выполнения НИР изложены в ГОСТ В 15.101-79.

В соответствии с требованиями ГОСТ ТТЗ должно содержать цель работы, объект и предмет исследования, информационную базу, этапы НИР, трудозатраты, время для выполнения работы, сроки ее завершения, форму выходных документов, а также условия и формы реализации и внедрения результатов. ТТЗ — это правовой документ, определяющий не только обязанности, но и права авторского коллектива в вопросах получения под тему информации, консультаций со специалистами, реализации научных результатов. При необходимости эти права могут оговариваться в ТТЗ.

В процессе исследований по инициативе генерального заказчика (заказчика) или головного (ответственного) исполнителя в задание могут вноситься изменения и дополнения (исключение, расширение, углубление отдельных позиций, разделение и совмещение этапов, уточнение их содержания и т.д.). Согласование и утверждение коррективов осуществляются в том же порядке, что и для задания на НИР. На титульном листе ТТЗ в этом случае делается запись: «Действует совместно с дополнением № _».

Смотрите так же:  Государственный нотариус попасная

При уяснении содержания задания головной (ответственный) исполнитель окончательно определяет состав авторского коллектива. Он комплектуется с учетом научной специализации сотрудников, их базовой подготовки и взаимной дополняемости, т.е. таким образом, чтобы этот коллектив был способен провести комплексное исследование темы.

По каждой принятой к разработке теме НИР приказом по НИО назначается (из числа научно-исследовательских подразделений НИО), авторский коллектив в составе научного руководителя, ответственного исполнителя и исполнителей. Непосредственными организаторами исследований по НИР являются научный руководитель и ответственный исполнитель.

Научный руководитель НИР назначается из числа руководителей НИО, начальников научно-исследовательских подразделений, их заместителей и наиболее подготовленных сотрудников НИО, имеющих ученую степень, опыт руководства авторским коллективом и хорошие организаторские способности. Он отвечает за качество, полноту и своевременность разработки исследуемой проблемы, формирование отчетной документации, новизну, научный уровень, практическую ценность, обоснованность и достоверность полученных результатов, организацию и методическое обеспечение исследования.

Ответственный исполнитель НИР, как правило, назначается из числа начальников отделов, их заместителей и наиболее опытных главных научных и ведущих научных сотрудников. Он отвечает за организацию и качество разработки плановой, учетной и отчетной документации по НИР, подготовку совещаний (семинаров) по теме, обеспечение соблюдения требований режима секретности при выполнении и оформлении документации, а также за научную обоснованность, качество и своевременность выдачи научных результатов.

Если в выполнении НИР участвуют внешние исполнители (соисполнители), то на основе тактико-технического задания и приказа начальника НИО МО для таких НИР разрабатываются частные задания соисполнителям, рабочая программа выполнения НИР и план-проспект промежуточного отчета. Частные задания соисполнителям разрабатываются головным (ответственным) исполнителем НИР в месячный срок после получения от заказчика утвержденного задания и принятия НИР к разработке.

Частное задание разрабатывается по той же форме, что и основное. Подписывает его научный руководитель, а утверждает начальник НИО. В частном задании определяются лишь те вопросы НИР, которые поручаются разработать (исследовать) соисполнителю. Утвержденное частное задание должно быть выдано соисполнителю НИР не позднее чем за 10 дней до начала выполнения работы (ГОСТ В 15.101-79).

Разработка рабочей программы выполнения НИР. Головной (ответственный) исполнитель совместно с научным руководителем, руководствуясь ТТЗ и договором, разрабатывает рабочую программу выполнения НИР. Подписывает ее научный руководитель, а утверждает начальник НИО.

Рабочая программа, по существу, сама является продуктом научной деятельности. Основой для ее составления служит полученная в ходе предварительной проработки запланированной темы информация об объекте исследования, целях, задачах НИР и возможностях ученых НИО МО по их достижению и решению.

Сам процесс разработки рабочей программы исследования представляет собой ответственный этап, так как именно здесь закладываются многие достоинства и недостатки НИР. Рабочая программа организует групповой исследовательский процесс на всем его протяжении. Обычно она включает в себя: обоснование и изложение целей, задач и направлений исследования; методологию предстоящей работы и последовательность выполнения исследований по конкретным вопросам, обобщения и анализа полученных данных; укрупненный расчет распределения членов авторского коллектива по исследуемым вопросам и задачам; определение сроков выполнения работ, трудозатрат выходных результатов; предложения о внедрении (реализации) прогнозируемых результатов НИР.

В программе должно быть определено не только то, что надо сделать, но и то, как сделать, т.е. по каждому вопросу указываются методы исследования. Нельзя забывать, что научный уровень исследования определяется не его предметом, а его методом.

Научно-исследовательские организации МО решают стоящие перед ними задачи различными методами исследования в их взаимосвязи. Ими в первую очередь и определяется научный уровень исследования планируемых НИР. Прогрессивный (передовой) метод всемерно повышает эффективность исследования, а устаревший — обесценивает его результаты. Следовательно, при организации работы по запланированной теме исследования авторскому коллективу прежде всего необходимо особое внимание направить на определение (выбор или самостоятельную разработку) методики исследования, то есть совокупность методов и приемов его проведения. При выборе методики используется не только личный опыт, но и опыт авторских коллективов, управлений, отделов НИО МО.

При разработке рабочей программы необходимо Учитывать, что не существует универсальных рецептов по применению стандартных методов решения научных проблем, речь должна идти о направлениях поиска, рекомендациях методического и методологического характера. Именно поэтому, и прежде всего поэтому, считаю, что к разработке рабочей программы необходимо привлекать высококвалифицированных специалистов различного профиля и отводить на это достаточно времени.

Однако прежде чем применять тот или иной метод, надо убедиться в том, что он соответствует предмету исследования, условиям, в которых выполняются исследования, и решаемым задачам, которые ставятся перед авторским коллективом. Все выбранные в рамках отдельных научных направлений методы подчиняются общей методике проведения научных исследований.

При организации НИО МО планируемых исследований важная роль будет принадлежать методу материалистической диалектики. Он будет нацеливать научные коллективы НИО МО на материалистический подход к изучению стоящих перед ними проблем и создавать предпосылки для того, чтобы видеть явления военной действительности в их связи и развитии, понять существо взаимодействия основных факторов (материальных и духовных, социальных и природных, объективных и субъективных), оценивать влияние каждого из них в отдельности и в комплексе на изучаемые явления.

Вне всякого сомнения научными коллективами НИО МО при проведении исследований широко будут применяться общенаучные методы — интуитивно-логические, логические, исторические, эвристические, экстраполяции, системного анализа, моделирования, эмпирический.

Интуитивно-логические методы — анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение и др. построены на интуитивной последовательности логических операций, обладают достаточной гибкостью, доступностью для широкого круга исследователей. Вместе с тем они подвержены влиянию субъективного фактора и чаще всего используются в комплексе с другими методами.

Логический метод базируется на разработке научного предположения (гипотезы), содержащего элементы новизны и призванного полнее, доходчивее объяснять процессы и явления в соответствии с общими законами диалектики. Этот метод является основным, наиболее распространенным. Он составляет суть научных исследований, так как включает изучение сущности явления, построение его модели, анализ теории вопроса и дальнейшую ее разработку.

Исторический метод позволяет исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последовательности с целью выявить их внутренние и внешние связи, закономерности и противоречия. Между логическим и историческим методами существует единство, основанное на том, что любое логическое познание, особенно пограничной деятельности, должно рассматриваться в историческом аспекте.

Эвристические методы — мозговая атака, экспертный опрос, экспертная группа, комиссия и др. основаны на использовании знаний и опыта специалистов при решении тех или иных проблем. При этом могут привлекаться отдельные специалисты или их коллективы (группы).

Методы экстраполяции основаны на выявлении факторов и динамики развития предметов, явлений за определенный период, оценке существующего состояния и на определении тенденций и закономерностей их развития. Методы экстраполяции применяются, например, для определения направлений развития характеристик оружия и военной техники, расчета траекторий полета снарядов, ракет, орбит космических аппаратов и т. п.

При изучении сложных объектов-систем применяют метод системного анализа, позволяющий осуществлять исследование комплексных проблем и выработку научно обоснованных решений. Он дает возможность рассматривать крупные структуры в динамике и взаимодействии, выявлять связи элементов системы и устанавливать их влияние на поведение всей системы в целом.

В основе метода системного анализа лежит системный подход, главная идея этого подхода заключается в следующем: невозможно правильно понять, спроектировать, создать и использовать ни одну из систем, если не учесть ее роли и места в более сложной системе, если не рассматривать эту систему с различных точек зрения. Например, бой, операция, военные действия являются сложными системами, охватывающими многочисленные противоречивые явления и процессы объективного и субъективного характера. В их познании важное место занимают логико-математическое моделирование, мысленный эксперимент, математические оценки и прогнозирование.

Метод математического моделирования незаменим при исследовании тех проблем, постановка натурных экспериментов по которым существенно затруднена или вообще невозможна. «Натуру», процесс в данном случае заменяют математической моделью, которая представляет собой описание данного процесса с помощью математических выражений — формул, уравнений, систем уравнений. Математическое моделирование позволяет всесторонне исследовать самые сложные проблемы военного дела — от проектирования и разработки систем оружия до подготовки и ведения современных операций.

К эмпирическим методам исследования (основанный на опыте, опирающийся на практику) относятся эксперимент, наблюдение и описание.

При выборе методов необходимо установить, должен ли исследоваться тот или иной вопрос только на основе наблюдений или с применением эксперимента; только на основе теоретических и литературных источников или также на базе изучения практики.

Эксперимент — научно поставленная проверка искусственно вызванного явления в точно учитываемых условиях, что позволяет следить за его ходом и управлять им.

Наблюдение позволяет замечать в предметах и явлениях такие существенные стороны, которые обычно ускользают от внимания.

Описание применяется при изучении единичных, индивидуальных объектов, чтобы получить наиболее полные и точные сведения о них.

Понимание и овладение научными коллективами НИО МО научными методами — важнейшее условие повышения эффективности планируемых исследований. Они позволяют строго описывать, глубоко объяснять, обстоятельно аргументировать, правильно предвидеть явления войны, вооруженной борьбы. При этом необходимо учитывать, что при организации исследований не существует универсальных рецептов по применению стандартных методов решения научных проблем, а нетворческое использование ранее апробированных методов научных исследований может дать противоположный эффект. Следовательно, организация исследования требует тщательно осуществлять выбор рекомендаций методического и методологического характера.

В этой связи в подготовке и обсуждении рабочих программ, в которых намечаются используемые в НИР методы научных исследований, должны участвовать все научные сотрудники, которые будут участвовать работе по данной НИР, т.е. весь авторский коллектив, в том числе руководящий состав научно-исследовательских подразделений НИО ИО.

Сбор и обработка материалов, относящихся к теме исследования. Сбор справочных материалов ведется согласно рабочей программе и начинается после того, как исследуемый вопрос в достаточной степени уяснен. Определение потребности в информации должно соотноситься с исследуемой задачей. Перечень необходимой информации в общем виде определяется уже на этапе предварительной проработки темы. Ее поиск начинается с изучения библиографических карточек и каталогов, аннотированных указателей. Часто используют список литературы, приведенный в конце более поздних источников, полно и достоверно освещающих исследуемую тему. Регламент и рамки поиска определяет ответственный исполнитель, а затем согласовывает их с научным руководителем темы.

Сущность сбора материалов по теме заключается в том, что децентрализованная, рассредоточенная по разным источникам информация собирается воедино и должным образом организовывается. Выписки из источников делаются целенаправленно, в соответствии с рабочей программой НИР. Исследователи как бы «ведут источник за собой», т.е. собирают материал, выписывают из книг, статей, нормативных актов и т.п. все, что им потребуется для разработки темы.

Следует, однако, отметить, что при сборе материала возможны и отклонения от рабочей программы НИР. Изучение источников может выявить совершенно новый материал, раскрывающий и углубляющий решение поставленной задачи с непредвиденной, но в то же время научно оправданной стороны. В таком случае ранее разработанную рабочую программу исследуемой темы целесообразно уточнить, ввести в нее новые позиции.

Сбор материала по теме должен обеспечить глубокое и всестороннее познание исследуемых вопросов. Один из главных путей достижения этого — получение и накопление фактических данных, относящихся к изучаемой проблеме. Факты — это «хлеб» научного исследования. Без их сбора и анализа невозможны ни обобщения, ни выводы, ни предложения и рекомендации.

Еще В.Г. Белинский1, говоря о значении фактов для научных обобщений, писал: «В науке должно искать идеи. Нет идеи, нет и науки. Знания фактов только потому и драгоценно, что в фактах скрываются идеи; факты без идей — сор для головы и памяти».

Вне всякого сомнения сбор и анализ фактов — является процессом творческим. При этом авторский коллектив должен четко представлять, что для науки нужны не факты вообще, а совершенно определенные, отражающие тенденции развития изучаемой проблемы. Задача исследователя состоит в том, чтобы собрать и проанализировать материалы и сведения, характеризующие основные аспекты рассматриваемого объекта, его состояние. Под состоянием объекта понимается его научный, организационно-управленческий уровень и тенденции развития. При этом исследователю надо вскрыть противоречия между требованиями законов развития явлений и практической служебной деятельностью войск (сил) Российской Федерации.

На этапе сбора и обработки информации, как показывает опыт, имеются значительные резервы для интенсификации научно-исследовательской работы: во-первых, за счет сокращения сроков, а во-вторых, за счет качества извлекаемой информации. Первое достигается правильно организованным процессом сбора сведений, совершенствованием поискового аппарата информационных систем, оптимальным распределением всего объема работы между членами авторского коллектива; второе — более полным и умелым использованием источников информации.

Нередко научные сотрудники ищут в изучаемых материалах готовые решения, прямые ответы на интересующие вопросы, которые соответствовали бы первоначальным моделям и версиям. Это неверно. Творческим коллективам целесообразно выходить на выводы и обобщения, новые знания путем исследования, оценки и обработки информационных материалов согласно методологии разработки исследуемой темы.

Изучение и анализ собранных материалов творческим коллективом осуществляется в соответствии с Целями и задачами исследования. Целью данного этапа НИР является подготовка и написание выходных документов по теме. Однако этому предшествует напряженная творческая работа, глубокое и всестороннее обдумывание не только основных положений, но и деталей будущего изложения

Вынашивание основных идей исследовательской работы — процесс сложный, требующий большой сосредоточенности и труда. Опыт проведения показывает, что сбор, обработка материалов и вынашивание основных положений и выводов по изучаемому вопросу — материальная основа написания текста отчета по НИР. Собранные, обработанные материалы надлежит превратить в стройное, последовательное, научно аргументированное изложение, то есть написать текст основного выходного документа — отчета по НИР. Это требует большого труда и опыта. Написание текста итогового отчета — венец всей работы, вершина творческой деятельности авторского коллектива.

Однако даже самым квалифицированным и опытным научным сотрудникам не удается сразу написать текст на уровне, полностью отвечающем требованиям не только ГОСТ В 15.105-79 (порядок выполнения НИР), но и литературного языка. Обычно после написания материалов НИР в так называемом первом варианте их доделывают и даже переделывают, совершенствуя текст.

Разработка темы завершается редактированием материалов. Поэтому, планируя рабочее время, отводимое на изложение результатов научного исследования, целесообразно резервировать определенную его часть (до 20-25%) для редактирования и других доработок.

Результаты исследования НИР, как правило, рассматриваются на заседаниях методических советов управлений и Совета НИО МО. При необходимости, с учетом замечаний и предложений, высказанных на заседании Совета, отчетные материалы дорабатываются и представляются на утверждение начальнику НИО МО.

Основные выводы по НИР и предложения по их практической реализации представляются начальнику Генерального штаба ВС в виде докладной записки совместно с итоговым отчетом.

Приемку выполненной НИР генеральный заказчик (заказчик) осуществляет комиссионно. Результатом работы комиссии является акт приемки НИР и план реализации ее результатов.

В заключение следует отметить, что предлагаемые в статье некоторые методические подходы и рекомендации по подготовке и выполнению научных исследований согласно годовому плану научной работы НИО МО носят общий характер, использовать их в каждой конкретной НИР необходимо творчески, в соответствии с проблематикой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях.

1 Белинский В. Г. Избранные философские сочинения. М., 1941. С. 29

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Author: Advokat