Приказ минкультуры рф от 01.09.2011 906

О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек

Приказ Минкультуры России от 01.09.2011 N 906

О внесении изменений в приказ ФСКН России от 12 декабря 2013 г. N 537 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ квалификационных званий»

Об отмене письма ГТК России от 27.05.2002 N 01-06/20605

О передаче государственными гражданскими служащими Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями

О единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза

Разъяснения по вопросам налогообложения, связанным с выпуском, размещением, обращением и обслуживанием облигаций внешних государственных облигационных займов РФ

О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Министерства регионального развития Российской Федерации

Приказ Министерства культуры РФ от 1 сентября 2011 г. № 906 “О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек”

В целях реализации программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 28, ст. 3720), и определения параметров взаимодействия с субъектами Российской Федерации приказываю;

1. Департаментам Минкультуры России при взаимодействии с субъектами Российской Федерации руководствоваться нормативами штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек (далее — нормативы) согласно приложению.

2 Департаменту Генерального секретариата (Ю.А. Шубин) обеспечить методическую помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры по внедрению нормативов и их использованию для повышений эффективности работы учреждений культуры.

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Е. Бусыгина.

Методические рекомендации
по применению нормативов штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и центральных библиотек субъектов Российской Федерации
(утв. приказом Министерства культуры РФ от 1 сентября 2011 г. № 906)

I. Общие положения

1.1. Типовые нормативы штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и центральных библиотек субъектов Российской Федерации (центральных региональных библиотек) разработаны в целях обеспечения исполнения Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р, и приказа Минкультуры России от 21.06.2006 г. № 278.

1.2. Типовые нормативы штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и центральных библиотек субъектов Российской Федерации предназначены для установления рекомендуемой минимальной штатной численности основного (творческого) персонала и библиотечных работников, которая позволяет осуществлять усредненный набор услуг, закрепляемых за каждым типом учреждений культуры при средних организационно-технических условиях деятельности.

Нормативы штатной численности носят ориентировочный характер и корректируются с учетом конкретного организационно-технического уровня оказания услуг культуры и конкретной специфики деятельности специалистов.

1.3. Типовые нормативы штатной численности разработаны для обоснования необходимой минимальной численности основного (творческого) персонала домов (дворцов/центров) культуры, сельских домов культуры, культурно-досуговых центров, домов народного творчества, а также основного персонала центральных библиотек субъектов Российской Федерации: детских, юношеских, универсальных научных, специализированных библиотек для инвалидов по зрению и рекомендуются для применения в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях культуры независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Для центральных региональных детско-юношеских библиотек могут применяться типовые нормативы штатной численности, разработанные для центральных детских и центральных юношеских библиотек субъектов Российской Федерации.

1.4. В целях разработки нормативов штатной численности работников бюджетных учреждений культурно-досугового типа и центральных библиотек субъектов Российской Федерации в методических рекомендациях приняты следующие определения и понятия:

Библиотечная услуга — это результат библиотечной деятельности по выявлению, формированию и удовлетворению информационных и культурных потребностей пользователей библиотеки.

Дворцы культуры — культурно-досуговые учреждения, обладающие высокими характеристиками по параметрам мощности, оборудования, штатной численности. Обслуживают население по месту расположения. Расположение не имеет зависимости от административного статуса (село-город). Главным критерием для принятия решения о наличии Дворца культуры являются финансовые средства учредителя. Располагаются в районных центрах и городах. Как правило, имеют статус юридического лица и являются методическими центрами для подведомственной сети. Основное содержание деятельности предусматривает организацию работы творческих коллективов в различных жанрах и обеспечение социально-культурных мероприятий на основании муниципального заказа.

Детские библиотеки — это специализированные библиотеки, обслуживающие детей до 14 лет (включительно), их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы (см. специализированные библиотеки).

Дома культуры — культурно-досуговые учреждения, обладающие большими характеристиками по параметрам мощности, оснащения и штатной численности. Главным признаком является расширенная зона обслуживания и наличие филиалов. Дома культуры обслуживают не только населенные пункты по месту расположения, но и другие населенные пункты, где отсутствуют стационарные единицы, а так же являются методическими центрами по отношению к сельским клубам. Располагаются в центральных усадьбах сел, в городах и районных центрах. Создаются для обеспечения досуга населения, условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства, для социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания. Как правило, являются самостоятельными юридическими лицами.

Дома народного творчества — культурно-досуговые учреждения, созданные с целью сохранения нематериального культурного наследия во всем многообразии жанров и этнических особенностей, разработки методик интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс, информатизации и методического обеспечения творческих процессов, организации и проведения народных праздников, фестивалей народного творчества и любительского искусства. Являются методическим центрами для подведомственной сети, в остальном соответствуют параметрам Домов культуры.

Категории персонала — это группы работников учреждений культуры, выполняющих различные функциональные роли в процессе организации деятельности учреждений культуры и оказания услуг культуры (основной (творческий) персонал, административно-управленческий персонал, информационно-технический персонал, обслуживающий персонал).

Клубное учреждение — организация, основной деятельности которой является предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством.

Клубное формирование — добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха.

Клубы — культурно-досуговые учреждения, обладающие небольшими мощностными характеристиками и штатной численностью.

Корреляция — статистическая взаимосвязь двух или нескольких величин. При этом изменения одной или нескольких из этих величин приводят к систематическому изменению другой или других величин. Математической мерой корреляции двух случайных величин служит коэффициент корреляции.

Корреляционно-регрессионный анализ — метод, основанный на построении регрессионной модели. Регрессионная модель описывает как в среднем результативный признак у (численность работников учреждений культуры) зависит от влияющих на него факториальных признаков х.

Последние определяются путем расчета коэффициентов корреляции, позволяющих оценить тесноту связи между численностью работников и рядом показателей, характеризующих, прежде всего, трудоемкость и эффективность их труда.

Культурно-досуговые центры (центры культуры и досуга) — культурно-досуговые учреждения, которые по мощностным характеристикам соответствуют Дворцам культуры. Являются интегрированными учреждениями. В общем объеме услуг преобладает досуговая составляющая и мероприятия социокультурного характера. Собственно творческая деятельность занимает 13-19% и является основным условием для создания продуктов культурного характера.

Модельный стандарт деятельности библиотеки — документ рекомендательного характера, содержащий требования к ресурсному обеспечению и услугам библиотеки, разработанный с учетом требований законодательных и нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, международных стандартов и специфики видов этих учреждений.

Модельный стандарт деятельности культурно-досугового учреждения — документ рекомендательного характера, регулирующий организационно-методические вопросы деятельности учреждений культурно-досугового типа и разработанный с учетом требований законодательных и нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, международных стандартов и специфики сети этих учреждений.

Норма обслуживания — это установленное число пользователей, посетителей, посещений и т.д., приходящихся на одного работника в определенный отрезок времени (рабочий день, месяц, год).

Норма труда — это мера затрат труда на выполнение заданного объема работ и предоставление услуг в определенных организационно-технических условиях.

Услуги, предоставляемые населению культурно-досуговыми учреждениями — социально значимые услуги, предоставляемые населению на бесплатной основе (за счет бюджетного финансирования) и на платной основе (за счет средств потребителей) в соответствии с Номенклатурой государственных и муниципальных услуг/работ, выполняемых организациями культурно-досугового типа Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Минкультуры России от 18 сентября 2009 г. № р-6, носящие интегрированный характер и представленные в различной форме (массовой, камерной, индивидуальной, интерактивной) и на любой демонстрационной площадке (в зрительном, танцевальном, выставочном зале, на площади, стадионе, поляне, ферме, в учебном заведении и др.).

Эконометрические модели — экономико-математические модели, устанавливающие количественные взаимосвязи экономических объектов и процессов при помощи математических и статистических методов исследования.

Юношеские библиотеки — специализированные библиотеки, обслуживающие лиц в возрасте от 14 лет (см. специализированные библиотеки).

1.5. В основу разработки нормативов штатной численности основного персонала библиотек (библиотечных работников) и основного (творческого) персонала учреждений культурно-досугового типа положен метод корреляционно-регрессионного факторного анализа и построения на его основе математических моделей, позволяющий рассчитывать нормативы штатной численности персонала с учетом воздействия на нее важнейших факторов трудоемкости оказания основных услуг.

Для построения математических моделей использовались данные оперативного учета и статистической отчетности вышеуказанных типов учреждений культуры.

II. Нормативная часть

2.1. С целью построения математических моделей для учреждений культурно-досугового типа и центральных библиотек субъектов Российской Федерации были выделены следующие укрупненные группы услуг, охватывающие их основную деятельность.

Для культурно-досуговых учреждений:

— Организация деятельности клубных формирований.

— Организация и проведение различных по форме и тематике культурно-массовых мероприятий.

— Оказание методической, консультативной помощи в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий.

— Информационная, библиографическая деятельность.

— Методическая и организационно-массовая работа (включая научную работу для универсальных научных библиотек, детских библиотек).

2.2. Экспертным путем определены факторы, оказывающие влияние на трудоемкость работ по группам услуг.

На трудоемкость работ КДУ по группе услуг «организация деятельности клубных формирований» оказывают влияние следующие факторы:

— количество клубных формирований;

— количество обучающих формирований (лекториев, курсов, школ и т.п.) (для дома (дворца/центра культуры);

— количество фольклорных коллективов (для дома (дворца/центра) народного творчества);

— число участников клубных формирований;

— число участников обучающих формирований (для дома (дворца/центра культуры);

— число участников фольклорных коллективов (для дома (дворца/центра) народного творчества);

— наполняемость клубных формирований.

На трудоемкость работ КДУ по группе услуг «организация и проведение различных по форме и тематике культурно-массовых мероприятий» оказывают влияние следующие факторы:

— число посетителей мероприятий;

— число участников смотров и фестивалей (для дома (дворца/центра) народного творчества);

— число зрителей смотров и фестивалей (для дома (дворца/центра) народного творчества);

— количество проведенных конкурсов (для дома (дворца/центра) народного творчества);

— число участников конкурсов (для дома (дворца/центра) народного творчества);

— количество проведенных марш-парадов, концертов (для дома (дворца/центра) народного творчества);

— число участников марш-парадов, концертов (для дома (дворца/центра) народного творчества);

— количество проведенных экспедиций (для дома (дворца/центра) народного творчества).

На трудоемкость работ КДУ по группе услуг «оказание методической, консультативной помощи в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий» оказывают влияние следующие факторы:

— количество проведенных культурных мероприятий;

— количество мероприятий по оказанию методической помощи в проведении культурно-досуговых мероприятий;

— число посетителей мероприятий по оказанию методической помощи.

На трудоемкость работ библиотек по группе услуг «обслуживание пользователей» влияют следующие факторы:

— число зарегистрированных пользователей библиотеки;

— число зарегистрированных пользователей до 14 лет включительно (для детской библиотеки);

— число зарегистрированных пользователей от 15 до 24 лет включительно (для юношеской библиотеки);

Смотрите так же:  Приказ минздрава 152

— количество выданных экземпляров за отчетный год, всего (печатные документы, электронные издания, аудиовизуальные материалы);

— количество экземпляров выданных в течение года книг;

— количество выданных изданий в рельефно-точечном формате (для специализированной библиотеки для инвалидов по зрению);

— количество выданных аудиоматериалов (для специализированной библиотеки для инвалидов по зрению);

— численность обслуженных на дому читателей библиотеки (для специализированной библиотеки для инвалидов по зрению);

— количество выездов к читателям на собственном автотранспорте (для специализированной библиотеки для инвалидов по зрению);

— число посещений библиотеки;

— число абонентов МБА;

— число персональных компьютеров.

На трудоемкость работ библиотек по группе услуг «информационная, библиографическая деятельность» влияют следующие факторы:

— объем собственных баз данных;

— объем библиографических баз данных;

— состояние и количество экземпляров библиотечного фонда;

— объем электронного каталога;

— число посещений Веб-сайтов в библиотеки;

— количество выполненных справок.

На трудоемкость работ библиотек по группе услуг «методическая и организационно-массовая работа» влияют следующие факторы:

— число посещений массовых мероприятий;

-число посадочных мест для пользователей;

— количество опубликованных научных статей (для научных библиотек);

— количество выполненных научно-исследовательских работ (для научных библиотек);

— число изданных методических пособий (для научных библиотек);

— число проведенных групповых чтений с чтецом (для специализированной библиотеки для инвалидов по зрению);

— число проведенных индивидуальных чтений с чтецом (для специализированной библиотеки для инвалидов по зрению);

— количество методических выездов.

2.3. С помощью метода корреляционно-регрессионного анализа установлена теснота связи между численностью работников учреждений культуры и показателями деятельности (факторами трудоемкости). Для этого рассчитаны парные коэффициенты корреляции.

2.4. Проведенный корреляционный анализ деятельности библиотек в целях определения нормативной штатной численности показал, что наибольшее влияние на трудоемкость оказываемых услуг работниками библиотек оказывают такие факторы, как книговыдача, численность зарегистрированных пользователей, число посещений, а наибольшее влияние на трудоемкость оказываемых услуг работниками культурно-досуговых учреждений такие факторы, как количество клубных формирований и число их участников, количество проведенных культурно-досуговых мероприятий и число их посетителей, количество народных коллективов. Степень влияния факторов трудоемкости на численность персонала определяется через максимальные коэффициенты корреляции.

2.5. Методическая последовательность разработки нормативов штатной численности такова:

— Создание разработочных таблиц для расчета корреляционно-регрессионных зависимостей численности работников (штатной и основного (творческого и библиотечного) персонала) от факторов трудоемкости.

— Проведение расчетов и вывод уравнений регрессии. Создание математических моделей зависимости численности персонала учреждений культуры от основных факторов трудоемкости, выраженных через основные показатели их деятельности.

— Проведение проектных расчетов нормативных значений, определение отклонений фактических значений от нормативных и выравнивание нормативных рядов.

— Построение таблиц нормативов численности (проектов) персонала учреждений культурно-досугового типа и библиотек по всем выделяемым типам организаций (для учреждений культурно-досугового типа: домов (дворцов/центров) культуры, в том числе сельских домов культуры, культурно-досуговых центров (центров культуры и досуга), домов (центров/дворцов) народного творчества (досуга и народного творчества), а также библиотек: центральных региональных детских, юношеских, универсальных научных и специализированных для инвалидов по зрению.

— Проведение апробации проектов нормативов штатной численности и их доработка.

2.6. Нормативы штатной численности основного персонала библиотек и основного (творческого) персонала учреждений культурно-досугового типа, разработанные на основе построения эконометрических моделей, представлены в таблицах 1-8.

2.7. Распределение общей нормативной численности основного (творческого) персонала учреждений культурно-досугового типа и библиотек по важнейшим профессионально-квалификационным группам остается прерогативой самих учреждений культуры (на основании устанавливаемых для них объемов услуг и финансирования).

2.8. Объективные различия организационно-технических условий деятельности домов (дворцов/центров) культуры, сельских клубов, культурно-досуговых центров, домов народного творчества (в квалификации персонала, организации труда и управления, масштабах внедрения новых информационных технологий, технической оснащенности учреждений культуры, наличии транспортных средств, средств связи и др.) обусловливают необходимость корректировки их нормативной численности с использованием корректирующих коэффициентов, что требует соответствующего обоснования и согласования с учредителями (органами управления культуры субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).

2.9. Объективные различия организационно-технических условий деятельности центральных библиотек субъектов Российской Федерации: детских, юношеских, универсальных научных, специализированных для инвалидов по зрению (в квалификации персонала, организации труда и управления, масштабах внедрения новых информационных технологий, технической оснащенности учреждений культуры, наличии транспортных средств, средств связи и др.) обусловливают необходимость корректировки их нормативной численности, что требует обоснования и согласования с учредителями (соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации).

2.10. В целях обеспечения оптимальных организационно-экономических условий для оказания полномасштабных и качественных услуг культуры населению любого субъекта Российской Федерации и муниципального образования, недопущения необоснованного сокращения численности работников учреждений культуры обязательно следует учитывать фактические (реальные) условия деятельности, особенности и факторы, оказывающие существенное влияние на трудоемкость оказания услуг культуры, и корректировать с их учетом нормативные значения штатной численности персонала. Корректирующие коэффициенты могут устанавливаться как для отдельных учреждений культуры, так и для их определенных групп.

2.11. Типовые нормативы штатной численности носят рекомендательный характер. Нормативные значения численности основного творческого персонала домов (дворцов/центров) культуры, сельских клубов, культурно-досуговых центров, домов народного творчества, центральных региональных детских, юношеских, универсальных научных и специализированных библиотек для инвалидов по зрению соответствуют усредненным организационно-техническим условиям оказания ими услуг культуры. Общая штатная численность работников данных учреждений культуры определяется путем суммирования нормативной численности основного творческого персонала, нормативной численности административно-управленческого персонала, информационно-технического и младшего обслуживающего персонала (в соответствии с действующими нормативами).

При расчетах штатной численности библиотек следует применять Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках (Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Центральное бюро нормативов по труду. — М., 1997. — 85 с).

Письмо Минкультуры России № 32-01-39/04-НМ от 20 февраля 2014 г.

Методические рекомендации по внесению изменений в планы мероприятий («дорожные карты») «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры в соответствующем регионе»

Настоящие методические рекомендации разработаны во исполнение подпункта 2 пункта 5 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 № Пр-3086, пункта 40 Перечня поручений Правительства Российской Федерации от 31.12.2013 № ДМ-П13-9589, Протокола заседания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 06.02.2014 № ОГ-П12-23пр, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ № 597) в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012–2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р (далее – Программа № 2190-р), Планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2606-р (далее – План № 2606-р) для корректировки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры в соответствующем регионе» (далее — «дорожные карты»).

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях обеспечения повышения качества и доступности услуг в сфере культуры в увязке с повышением заработной платы работников учреждений культуры, межрегиональной и внутриотраслевой сбалансированности уровня оплаты труда, осуществления мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов, оптимизации бюджетной сети, внедрения «эффективного контракта», проведения аттестации специалистов.

2. В методических рекомендациях приводится перечень мероприятий, рекомендуемый для осуществления в 2014 – 2015 годах с целью корректировки и внесения изменений в региональные «дорожные карты» по следующим мероприятиям:

а) проведение предварительного анализа уровня и динамики заработной платы работников учреждений культуры, повышение заработной платы которых предусмотрено Указом № 597, с учетом ситуации на рынке труда, в том числе в части дефицита (избытка) кадров, с целью недопущения отставания от установленных Планом № 2606-р и в региональных «дорожных картах» целевых показателей динамики повышения заработной платы работников учреждений культуры;

б) внедрение систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях культуры с учетом типовых (межотраслевых) норм труда, методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях»;

в) внедрение показателей эффективности деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений культуры и заключение трудовых договоров в соответствии с примерной формой трудового договора («эффективного контракта») в сфере культуры и анализ лучших практик;

г) контроль за выполнением в полном объеме мер по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений, включая:

  • представление ими сведений о доходах и имуществе и размещение их в системе Интернет;
  • заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам с руководителями учреждений (трудовых договоров для вновь назначаемых руководителей) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения»;
  • соблюдение установленных соотношений средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений;

д) разъяснительная работа с участием профсоюзных организаций о мероприятиях, реализуемых в рамках региональных «дорожных карт», в том числе мерах по повышению оплаты труда;

е) обеспечение функционирования независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений культуры в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 № 286
«О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» и Методическими рекомендациями по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги в сфере культуры, утвержденными приказом Минкультуры России от 30.09.2013 № 1505;

ж) уточнение потребности в дополнительных ресурсах на повышение заработной платы работников учреждений культуры с учетом возможного привлечения не менее трети средств за счет реорганизации неэффективных учреждений и программ;

з) проведение аттестации работников государственных (муниципальных) учреждений культуры с последующим их переводом на «эффективный контракт» в соответствии с рекомендациями, утвержденными приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении в 2014-2015 годах «эффективного контракта»;

и) внедрение нормативно-подушевого финансирования в государственных (муниципальных) учреждениях культуры;

к) внедрение профессиональных стандартов в сфере культуры.

3. Указанные мероприятия должны быть предусмотрены в разделе V «Основные мероприятия, направленные, на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере культуры, связанные с переходом на эффективный контракт» региональных «дорожных карт».

I. Проведение предварительного анализа уровня и динамики заработной платы работников учреждений культуры, повышение заработной платы которых предусмотрено Указом № 597, с учетом ситуации на рынке труда, в том числе в части дефицита (избытка) кадров, с целью недопущения отставания от установленных Планом № 2606-р и в региональных «дорожных картах» целевых показателей динамики повышения заработной платы работников учреждений культуры.

Проведение предварительного анализа уровня и динамики заработной платы работников учреждений культуры, повышение заработной платы которых предусмотрено Указом № 597, позволит более четко отслеживать ситуацию на рынке труда, в том числе контролировать дефицит или избыток квалифицированных кадров в отрасли культуры.

При проведении анализа рекомендуем обратить внимание на источники финансирования повышения заработной платы, мероприятия по оптимизации неэффективных расходов и выявлять причины отставания от целевых показателей, установленных в отраслевых «дорожных картах».

Таким образом, представляется, что результаты такого комплексного анализа могут быть использованы при уточнении потребности в дополнительных ресурсах на повышение заработной платы работников учреждений культуры.

Проведение предварительного анализа уровня и динамики заработной платы работников учреждений культуры, повышение заработной платы которых предусмотрено Указом № 597, с учетом ситуации на рынке труда, в том числе в части дефицита (избытка) кадров рекомендуем осуществлять ежеквартально и включить в раздел «Мониторинг достижения целевых показателей средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
№ 597».

В целях реализации Указа № 597 при проведении предварительного анализа уровня и динамики заработной платы работников учреждений культуры необходимо осуществлять контроль по недопущению отставания от целевых показателей динамики повышения заработной платы работников учреждений культуры, установленных Планом № 2606-р и в региональных «дорожных картах».

Повышение оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений культуры, осуществленное в 2013 году и планируемое в 2014-2017 годах, даст основание для повышения престижности и привлекательности профессий работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры, что также приведет к возможному притоку в сферу культуры более высококвалифицированных работников.

Смотрите так же:  Материнский капитал когда можно подавать документы

II. Внедрение систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях культуры с учетом типовых (межотраслевых) норм труда, методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях».

В целях оказания методической помощи государственным и муниципальным учреждениям при разработке (определении) систем нормирования труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждениях (используемое оборудование и материалы, технологии и методики выполнения работ, другие организационно-технические факторы, которые могут существенно повлиять на величину нормы труда) Минтруда России разработан приказ от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях» (далее – приказ Минтруда России № 504).

В соответствии со статьей 159 Трудового кодекса Российской Федерации, системы нормирования труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаются коллективным договором.

Устанавливаемые при этом нормы труда должны соответствовать достигнутому уровню техники, технологии, организации производства и труда. Системы нормирования труда в учреждениях направлены на:

  • создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;
  • обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании государственных (муниципальных) услуг);
  • повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг потребителям.

В настоящее время в сфере культуры действуют следующие нормативные правовые акты по нормам труда:

  • постановление Министерства труда Российской Федерации от 03.02.1997 № 6 «Об утверждении Межотраслевых норм времени на работу, выполняемую в библиотеке»;
  • приказ Росархива от 14.01.2004 № 9 «Об утверждении методики расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду»;
  • приказ Минкультуры России от 25.05.2006 № 229 «Об утверждении методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества»;
  • приказ Минкультуры России от 20.02.2008 № 32 «Об утверждении нормативом минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)»;
  • распоряжение Минкультуры России от 18.09.2009 № Р-6 «Об утверждении номенклатуры государственных и муниципальных услуг/работ, выполняемых организациями культурно-досугового типа Российской Федерации»;
  • приказ Минкультуры России от 01.09.2011 № 906 «О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек».

Указанные нормативные правовые акты доступны в справочно-правовых системах «Консультант Плюс», «Гарант».

Учитывая действующие нормативные акты по отраслевым нормам труда и приказ Минтруда России № 504 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры в 2014 году можно самостоятельно установить региональные отраслевые нормы труда.

В соответствии с планом по разработке Минкультуры России типовых отраслевых норм труда на 2014 год запланированы следующие, наиболее приоритетные типовые нормы труда:

  • разработка методических рекомендаций по формированию штатной численности учреждений с учетом отраслевой специфики, включая внесение изменений в типовые нормы труда работников библиотек:
  • разработка типовых отраслевых норм труда на работы в музеях, зоопарках и других организациях музейного типа, фильмофондах, библиотеках.

Указанные нормы труда предполагается внедрить в 2015 году.

III. Внедрение показателей эффективности деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений культуры и заключение трудовых договоров в соответствии с примерной формой трудового договора («эффективный контракт») в сфере культуры и анализ лучших практик.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации формой правового оформления трудовых отношений между работником и работодателем является трудовой договор. Введение «эффективного контракта» подразумевает качественное совершенствование трудовых отношений в рамках трудовых договоров. При этом в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.

Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения, соответствующая «эффективному контракту», приведена в приложении № 3 к Программе № 2190-р. Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта утверждены приказом Минтруда России от 26.04.2013 № 167н.

В соответствии с пунктом 3 Плана мероприятий Программы № 2190-р Минкультуры России приказом от 28.06.2013 № 920 утверждены Методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников.

На основе вышеуказанных методических рекомендаций органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления утверждаются показатели эффективности деятельности учреждений, руководителей и работников в отношении подведомственных государственных (муниципальных) учреждений.

Указанные мероприятия должны быть организованы на всех уровнях, при этом необходимо учитывать опыт установления соответствующих показателей при введении новых систем оплаты труда, а также новые задачи, поставленные в государственных программах, отраслевых, региональных «дорожных картах».

Показатели и критерии эффективности деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений, направленные на достижение конкретных результатов их труда, рекомендовано предусмотреть в Примерных положениях об оплате труда работников учреждений или в коллективных договорах, или в локальных нормативных актах и включить в трудовые договоры работников.

Показатели эффективности будут актуализироваться по мере утверждения и внедрения профессиональных стандартов, обучения работников, изменения систем оплаты труда, анализа лучших практик внедрения «эффективного контракта», проводиться обучающие семинары, круглые столы, методические дни.

В целях дальнейшего совершенствования оплаты труда мероприятия по внедрению показателей эффективности деятельности работников учреждений культуры и заключение трудовых договоров («эффективных контрактов») в государственных (муниципальных) учреждениях культуры в 2014 – 2015 годах рекомендуем включить в подраздел «Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры» «дорожных карт».

В 2013 году Минкультуры России на официальном сайте Минкультуры России в разделах «Министерство», «Департаменты», «Департамент экономики и финансов», «Новости» размещала информацию о лучших практиках внедрения эффективного контракта в государственных учреждениях культуры Самарской и Тамбовской областей. Данная информация также была направлена в Минтруд России. В 2014 году Минкультуры продолжит собирать информацию о лучших практиках внедрения эффективного контракта в государственных учреждениях культуры.

IV. Контроль за выполнением в полном объеме мер по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений, включая:

  • представление ими сведений о доходах и имуществе и размещение их в системе Интернет;
  • заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам с руководителями учреждений (трудовых договоров для вновь назначаемых руководителей) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения»;
  • соблюдение установленных соотношений средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений.

Осуществляя контроль за выполнением в полном объеме мер по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений рекомендуем указанные мероприятия предусмотреть в разделе «Создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений».

Справочно: принят Федеральный закон от 29.12.2012 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее – Закон № 280-ФЗ).

В целях реализации Закона № 280-ФЗ приняты постановления Правительства Российской Федерации:

  • от 13.03.2013 № 207 «Об утверждении Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственного учреждений, и лицами, замещающими эти должности»;
  • от 13.03.2013 № 208 «Об утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу, на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей»;
  • от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

Типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения является обязательной для применения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12. 2013 (протокол № 11) субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется устанавливать предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений за отчетный год в кратности от 1 до 8.

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников учреждения рекомендуется определять в кратности от 1 до 8, предусмотрев ответственность руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), заключившего трудовой договор с руководителем учреждения, за соблюдение данного ограничения.

Предельный уровень заработной платы руководителей учреждений рекомендуется устанавливать через определение соотношения средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, при этом кратность может устанавливаться руководителям учреждений в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.

Соотношение средней заработной платы руководителей и средней заработной платы работников учреждений, формируемых за счет всех финансовых источников, рассчитывается за календарный год. Определение размера средней заработной платы осуществляется в соответствии с методикой, используемой при определении средней заработной платы работников для целей статистического наблюдения, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета.

V. Разъяснительная работа с участием профсоюзных организаций о мероприятиях, реализуемых в рамках региональных «дорожных карт», в том числе мерах по повышению оплаты труда.

Предусмотренную ранее в региональных «дорожных картах» разъяснительную работу о мероприятиях, реализуемых в рамках региональных «дорожных карт», в том числе мерах по повышению оплаты труда необходимо осуществлять с участием профсоюзных организаций.

В этой связи предлагаем в графу «Ответственный исполнитель» пункта «Информационное сопровождение «дорожной карты» — организация проведения разъяснительной работы трудовых коллективах, публикации в средствах массовой информации, проведение семинаров и других мероприятий» подраздела «Мониторинг достижения целевых показателей средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597» также включить профсоюзные организации.

VI. Обеспечение функционирования независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений культуры в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» и Методическими рекомендациями по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги в сфере культуры, утвержденными приказом Минкультуры России от 30.09.2013 № 1505

В целях создания независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, в том числе в сфере культуры, (далее – независимая оценка) принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги», которым утверждены Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги (далее – Правила), распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 № 487-р утвержден План мероприятий на 2013-2015 годы по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 — 2015 годы.

Независимая оценка является важным фактором для выработки мер по повышению качества работы организаций, оказывающих социальные услуги.

Независимая оценка осуществляется общественными организациями, профессиональными сообществами, рейтинговыми агентствами, средствами массовой информации, экспертами.

При осуществлении независимой оценки используется общедоступная информация, в том числе в форме открытых данных, информация, размещенная на едином информационном ресурсе (сайт www.bus.gov.ru), а также организуется возможность для граждан-потребителей услуг высказать мнение о качестве работы социальных организаций.

Для проведения независимой оценки в соответствии с Правилами органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей, обязаны обеспечивать открытость и доступность информации о деятельности данных организаций, об услугах, оказываемых потребителям услуг.

В настоящее время в законодательство Российской Федерации вносятся изменения, предусматривающие размещение всей информации необходимой для оценки качества работы организаций, используя единый информационный ресурс (сайт www.bus.gov.ru), что позволит пользователям услуг упростить поиск необходимых данных, а также непосредственно принять участие в независимой оценке качества работы организаций.

Формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере культуры, осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги в сфере культуры, утвержденными приказом Минкультуры России от 30.09.2013 № 1505.

Смотрите так же:  Как оформить скутер в казахстане

Результаты проведения независимой оценки направлены на:

  • обеспечение получателей социальных услуг в сфере культуры дополнительной информацией о качестве работы учреждений культуры, в том числе путем формирования рейтингов деятельности учреждений культуры, в целях реализации принадлежащего получателям права выбора конкретного учреждения культуры для получения социальных услуг;
  • определение результативности деятельности учреждения культуры и принятие своевременных мер по повышению эффективности или по оптимизации его деятельности;
  • своевременное выявление негативных факторов, влияющих на качество предоставления социальных услуг в сфере культуры, и устранение их причин путем реализации планов мероприятий, а также осуществление стимулирования руководителей и работников учреждений культуры.

Обеспечение функционирования независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений культуры осуществляется ежегодно и включается в раздел «Мониторинг достижения целевых показателей средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597».

VII. Уточнение потребности в дополнительных ресурсах на повышение заработной платы работников учреждений культуры с учетом возможного привлечения не менее трети средств за счет реорганизации неэффективных учреждений и программ.

Приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 171 утверждены методические рекомендаций по оценке потребности в дополнительных финансовых ресурсах на повышение оплаты труда работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» с учетом возможного привлечения не менее трети средств за счет реорганизации неэффективных учреждений.

В настоящее время Минтруд России совместно с Минфином России при участии Минкультуры России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти ведут работу по внесению изменений в методические рекомендации по оценке потребности, в соответствии с которыми будет оцениваться потребность в дополнительных ресурсах на повышение заработной платы работников учреждений культуры.

Рекомендуем при уточнении потребности в дополнительных ресурсах также учесть принятия бюджетов субъектов Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, получением статистических данных по итогам 2013 года о средней заработной плате по субъектам Российской Федерации и корректировкой в связи с этим прогнозных показателей.

Данный пункт рекомендуем включить в раздел «Мониторинг достижения целевых показателей средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597».

VIII. Проведение аттестации работников государственных (муниципальных) учреждений культуры с последующим их переводом на «эффективный контракт» в соответствии с рекомендациями, утвержденными приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении в 2014-2015 годах «эффективного контракта».

Перед переводом работников учреждений культуры на «эффективный контракт» в 2014 – 2015 годах следует провести аттестацию этих работников.

Основными критериями при проведении аттестации работников учреждений культуры служат квалификация работника и результаты, достигнутые им при исполнении должностных обязанностей.

Для проведения аттестации работников, руководитель учреждения должен разработать локальный нормативный акт об утверждении Положения о проведении аттестации работников учреждения (далее – Положение), определяющий:

  • порядок, сроки и формы проведения аттестации;
  • состав аттестационной комиссии и порядок ее создания;
  • категории аттестуемых работников;
  • категории работников, не подлежащих аттестации (беременные женщины, лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, специалисты, отработавшие в организации (на занимаемой должности) менее года, лица, вышедшие на работу после длительного перерыва и др.);
  • график проведения аттестации работников учреждения
  • критерии оценки работников (систему определения соответствия работника занимаемой должности путем проставления соответствующих оценок и/или баллов; установление количества / процента правильных ответов, определяющих успешное прохождение работником аттестации);
  • виды решений, принимаемых по результатам аттестации и порядок их принятия.

В разрабатываемом Положении для определения оценки квалификации и профессиональной компетентности работника, необходимо описать конкретные критерии, характеризующие соответствие работника предъявляемым требованиям, с тем, чтобы аттестационные комиссии имели возможность на основе материалов, представленных на каждого аттестуемого, и непосредственного знакомства с аттестуемым (в процессе собеседования с применением оценочных тестов, заслушивания его ответов на вопросы и т.п.) дать объективную оценку его деятельности с учетом проверки выполнения работником показателей эффективности деятельности, как установленных в учреждении, так и планируемых к введению при переводе работника на «эффективный контракт».

С локальным нормативным актом, определяющим порядок проведения аттестации, работника необходимо ознакомить под роспись. Следует иметь в виду, что в случае возникновения трудового спора работодатель обязан будет предоставить доказательства того, что работник был поставлен в известность о возможности оценки результатов его работы и его личных деловых качеств в форме аттестации, и что по результатам аттестации может последовать увольнение работника.

Для разработки данного локального акта также можно использовать в работе письмо Минкультуры России от 08.02.2010 №7790-44/04-ПХ «Основные положения о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства» (размещено на сайте mkrf.ru: Главная > Документы > Вопросы оплаты труда подведомственных Министерству культуры Российской Федерации учреждений (культура, искусство, образование, наука).

Проведение аттестации работников государственных (муниципальных) учреждений культуры» планируется в 2014-2015 годах и включается в подраздел «Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры» «дорожных карт».

IX. Внедрение нормативно-подушевого финансирования в государственных (муниципальных) учреждениях культуры.

Внедрению нормативно-подушевого финансирования в сфере культуры способствует работа по установлению общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Минкультуры России разработало Порядок определения нормативных затрат на оказание театрами, цирковыми организациями, организациями в сфере народного творчества, библиотеками, музеями, концертными организациями, самостоятельными творческими коллективами, филармониями, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, государственных услуг и нормативных затрат на содержание их имущества (приказ Минкультуры России от 05.12.2011 № 1122), в соответствии с которым подведомственным федеральным государственным бюджетным учреждениям культуры нормативные затраты на оказание государственных услуг рассчитываются и утверждаются приказами Минкультуры России.

В настоящее время в соответствии с Ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере культуры, искусства, архивного дела, историко-культурного наследия, кинематографии единицами объема являются показатели:

  • услуги по показу концертов и концертных программ — количество зрителей;
  • услуги по показу спектаклей (театральных постановок), показу цирковых программ — количество публичных показов спектаклей, публичных выступлений;
  • услуги по публикации музейных предметов, музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, в том числе в виртуальном режиме — количество экспозиций и выставок;
  • услуги по осуществлению библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотеки — количество документов, выданных из фонда посетителям, единиц;
  • услуги (работы) по проведению культурно-просветительских мероприятий, творческих конкурсов, фестивалей, выставок, концертов – количество мероприятий.

Минкультуры России проанализировало возможность использования механизма нормативно-подушевого финансирования в сфере культуры и считает, что при установлении нормативных затрат на оказание, в соответствии с государственным заданием, некоторых государственных услуг для учреждений культуры, подведомственных Минкультуры России, возможно применять механизм нормативно-подушевого финансирования.

Так, например, единицей измерения показателя объёма (содержания) государственных услуг (работ) по показу спектаклей (театральных постановок), показу концертов и концертных программ, показу цирковых программ можно использовать число зрителей; по публичному показу музейных предметов, музейных коллекций — число посетителей и т.д.

Указанный подход частично применен Минкультуры России при разработке проекта базового (отраслевого) перечня государственных и муниципальных услуг и работ в сфере культуры в соответствии с положениями статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, ежегодно при определении нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг государственных (муниципальных) для учреждений культуры субъектов Российской федерации, с учетом специфики этих учреждений и возможностей каждого региона, рекомендуем использовать указанный механизм внедрения нормативно-подушевого финансирования и включить его в «дорожную карту» в подраздел «Совершенствование системы оплаты труда».

X. Внедрение профессиональных стандартов в сфере культуры.

Организовать в 2014 году подготовку к внедрению с 2015 года профессиональных стандартов с проведением мероприятий по повышению квалификации и переподготовке работников бюджетной сферы, с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям, в том числе, работников государственных учреждений, занимающихся вопросами трудовых отношений и оплаты труда работников.

Минтрудом России совместно с Минкультуры России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, объединениями работодателей, объединениями профсоюзов, ведущими профессиональными ассоциациями при участии образовательных учреждений высшего профессионального образования организована разработка профессиональных стандартов, в том числе для работников культуры.

Профессиональные стандарты являются одним из ключевых элементов национальной системы квалификации, увязывающим требования рынка труда с системой образования.

На уровне организаций профессиональные стандарты будут служить основой для определения трудовых функций работников, разработки штатных расписаний, должностных инструкций, тарификации работ, разработки систем оплаты труда, планирования обучения работников, их профессиональной карьеры.

В целях разработки профессиональных стандартов сформирована следующая нормативная правовая база:

  • Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 № 2204-р «Об утверждении плана подготовки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы»;

приказы Минтруда России:

  • от 25.03.2013 № 118н «Об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»;
  • от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта»;
  • от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов»;
  • от 29.04.2013 № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта».

При Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации создан Экспертный совет по профессиональным стандартам, в состав которого вошли представители работодателей, профсоюзов, федеральных органов исполнительной власти, в том числе Минкультуры России, эксперты.

По состоянию на 14.01.2013 Экспертным советом разработаны и одобрены к утверждению 7 профессиональных стандартов в сфере культуры и искусства:

  • руководитель организации культуры и искусства;
  • хранитель музейных ценностей;
  • специалист по учету музейных предметов;
  • специалист по техническим процессам художественной деятельности;
  • звукорежиссер;
  • продюсер в области кинематографии;
  • гид-экскурсовод.

В целях адаптации и организации применения профессиональные стандарты в сфере культуры, начиная с 2014 года, будут вводиться поэтапно.

Минтрудом России совместно с Минкультуры России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, профсоюзами, иными заинтересованными организациями в первом полугодии 2014 года будут разработаны методические рекомендации, на основании которых органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут даны соответствующие рекомендации по организации внедрения (подготовки внедрения) разработанных профессиональных стандартов, в том числе на основе организации обучения работников.

Внедрение разработанных профессиональных стандартов в государственных (муниципальных) учреждениях культуры c 2015 года рекомендовано предусмотреть в подразделе «Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры» «дорожных карт».

При внесении изменений в «дорожные карты» также рекомендуем предусмотреть следующие мероприятия:

  • корректировку региональных «дорожных карт» в части установления соответствия показателей региональных «дорожных карт» показателям, установленным государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 – 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2567-р и Планом № 2606-р (оцифрованные, по годам);
  • корректировку показателей повышения средней заработной платы работников учреждений культуры с учетом недопущения отставания от установленных в отраслевых «дорожных картах» показателей;
  • реализацию мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов и качества услуг в сфере культуры, оптимизацию бюджетной сети;
  • корректировку принципов распределения средств на повышение оплаты труда работников учреждений культуры с учетом типов учреждений, видов и объемов оказываемых ими услуг;
  • обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизация расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал учреждений культуры с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения — не более 40 процентов.

Внесение данных изменений в региональные «дорожные карты» будет способствовать повышению качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры, повышению уровня квалификации работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры, что позволит дальнейшему повышению оплаты труда работников учреждений культуры и притоку в сферу культуры высококвалифицированных работников.

Author: admin