Правовые средства реализации полномочий прокурора в суде первой инстанции

Полномочия прокурора: актуальные проблемы правового регулирования

(«Современное право», 2013, N 11)

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Шобухин В. Ю., кандидат юридических наук, заместитель директора Института прокуратуры, доцент кафедры прокурорской деятельности Уральской государственной юридической академии, Россия, г. Екатеринбург.

Рассматриваются актуальные проблемы правового регулирования полномочий прокурора и их реализации. Автором предлагаются пути совершенствования законодательства в указанной сфере.

Ключевые слова: статус прокуратуры, полномочия прокурора, функции прокуратуры, прокурорский надзор.

The powers of public prosecution office: urgent issues of the legal regulation

Shobuhin V. Ju., Cand. in Law, Assistant director of the Institute of Prosecutor’s Office, assoc. prof. of Dept. of Prosecutor’s Activity in the Urals State Law Academy, Russia, Ekaterinburg.

In the article contemporary problems of the legal regulation of powers of public prosecutors and execution of these powers are discussed. The author suggests the improvement of the legislation concerning the powers of public prosecutors.

Key words: status of prosecutor’s office, powers of public prosecutor, functions of prosecutor’s office, public prosecutor’s supervision.

Одним из важных элементов статуса современной российской прокуратуры и прокурорских работников являются полномочия. При этом следует отметить их тесную связь с правовыми средствами.

В статьях 22, 27, 30, 33 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон N 2202-1) регулируются надзорные полномочия прокурора. Однако их описание носит поверхностный характер. Статья 30 Закона N 2202-1 вообще носит отсылочный характер: в ней закреплено, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими федеральными законами. Полномочия прокурора при участии в рассмотрении дел судами регулируются Арбитражным процессуальным кодексом РФ 2002 года, Гражданским процессуальным кодексом РФ 2002 года, Уголовно-процессуальным кодексом РФ 2001 года (далее соответственно — АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ). При этом нормы разд. IV Закона N 2202-1, посвященные регулированию данной сферы прокурорской деятельности, до сих пор не приведены в соответствие с процессуальным законодательством. Механизм и проблемы реализации полномочий, как правило, отражаются в правовых актах (приказах, указаниях, инструкциях) Генерального прокурора РФ.

Безусловно, важное место в деятельности прокуроров занимает надзорная деятельность. В современной России круг поднадзорных прокуратуре органов и должностных лиц достаточно широк. Это федеральные исполнительные органы государственной власти, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Спорным является вопрос о том, возможно ли рассматривать в числе лиц, поднадзорных прокуратуре, Правительство РФ и граждан, которые в статьях Закона N 2202-1, регламентирующих надзорные функции прокуратуры (статьи 1, 21 и т. д.), не названы?

Анализ положений Закона N 2202-1, в частности, его статей 10, 22, 24, дает основание усматривать элементы надзора в отношении указанных субъектов. Согласно ч. 3 ст. 24 Закона N 2202-1 Генеральный прокурор РФ обязан информировать Президента РФ о противоречащих Конституции РФ и федеральным законам постановлениях Правительства РФ. Это предполагает и обязанность Генерального прокурора РФ выявлять такие правовые акты Правительства РФ посредством проверки всех принимаемых Правительством РФ постановлений на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Меры прокурорского реагирования в отношении граждан связаны с правом прокурора возбуждать в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, производство об административном правонарушении.

Статья 21 Закона N 2202-1 обозначает предмет общего надзора и тем самым определяет задачи, стоящие перед прокурором в этой сфере деятельности. По сравнению с ранее действовавшим законодательством (советского периода) Закон N 2202-1 сузил пределы надзора, определив, что общенадзорные проверки производятся только по сигналам о нарушениях законов (ранее предусматривалась возможность проведения плановых проверок) [4, с. 85]. Между тем в литературе высказывается мнение о том, что надзор за законностью правовых актов должен осуществляться регулярно и независимо от поступления информации о нарушении закона [2, с. 15; 3, с. 24].

Более того, в литературе высказываются предложения наделить прокурора правом приостановления действия опротестованного правового акта либо ввести правило о том, что принесение прокурором протеста автоматически приостанавливает действие опротестованного акта [1, с. 23; 3, с. 24], а также установить ответственность за неисполнение и необоснованное отклонение актов прокурорского реагирования [5, с. 155].

Еще одной проблемой является то, что в статьях 22 (ч. 2) и 25 Закона N 2202-1, предусматривающих возможность вынесения прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, по-разному толкуется понятие «прокурор». В ч. 2 ст. 22 Закона N 2202-1 понятие «прокурор» интерпретируется в узком смысле и включает в себя только прокуроров — руководителей прокуратур. При этом в ст. 25 Закона N 2202-1 так же, как и в ч. 1 ст. 33 и ч. 3 ст. 27 данного Закона, регулирующих возбуждение производства об административном правонарушении при осуществлении надзора за исполнением прав и свобод человека и гражданина и, соответственно, при осуществлении надзора в сфере исполнения уголовных наказаний, понятие «прокурор» используется в широком смысле. Помимо прокуроров в статусе руководителей прокуратур оно включает иные категории прокурорских работников (помощников прокурора, прокуроров отделов и т. д.). Это противоречие требует устранения путем внесения в Закон N 2202-1 соответствующих поправок и более четкого разграничения указанных понятий.

В Законе N 2202-1 следует детализировать правовую регламентацию прокурорского надзора за законностью деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, в частности, установив категории прокурорских работников, уполномоченных осуществлять данный вид надзора, и закрепив их основные полномочия.

Прокурорско-надзорная деятельность тесно связана с иными направлениями деятельности прокуратуры. Так, она способствует полноценной реализации функции участия прокуроров в правотворческой деятельности. Прокурорский надзор за деятельностью законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации позволяет в значительной мере предупреждать принятие данными органами законов, противоречащих Конституции РФ и федеральным законам. Более того, несмотря на то что на федеральном законодательном уровне для прокуроров не предусмотрено право законодательной инициативы, во многих конституциях и уставах субъектов Федерации для региональных прокуроров предусматривается право законодательной инициативы на региональном уровне. Это позволяет прокурорам субъектов РФ не только противостоять принятию законодательными органами субъекта Российской Федерации неконституционных законов, но и активно участвовать в законотворческом процессе, вносить в законодательные (представительные) органы своего субъекта, предлагать поправки к уже принятым законам.

На данном участке прокурорской деятельности традиционно выявляется множество пробелов и противоречий в законодательстве, несовершенство отдельных законодательных норм, потребность в принятии новых нормативных правовых актов. Большое внимание уделяется проверке региональных законодательных актов на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Реализация данной функции усложняется в условиях современного интенсивного законотворческого процесса как на федеральном, так и на региональном уровнях, развитой структуры органов государственной и муниципальной власти. Повышенную актуальность в этом смысле представляют нормы бюджетного, налогового, социального, трудового, природоохранного законодательства.

Активное участие прокуроры принимают в разработке и совершенствовании законодательства о противодействии коррупции, выработке методов борьбы с ней. Вовлеченность прокурорского надзора практически во все сферы правового регулирования общественных отношений, с одной стороны, требует от прокуроров глубокого знания норм действующего законодательства, а с другой — дает возможность иметь широкую осведомленность о реальном положении дел в сфере соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, выявлять потребности правовой регламентации общественных отношений.

С 2007 года в аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации установлена должность старшего помощника по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления. Сотрудники прокуратуры систематически участвуют в подготовке проектов законов и иных нормативных актов, осуществляют их правовую экспертизу, входят в состав комитетов, комиссий и рабочих групп при разработке законопроектов. Непосредственное участие прокурора в заседаниях законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти имеет большое значение для предупреждения принятия законопроектов, не соответствующих действующему законодательству.

Таким образом, роль органов прокуратуры в правотворческом процессе велика. В целях обеспечения более эффективной деятельности прокуроров в данной сфере представляется оправданным в Конституции РФ закрепить за Генеральным прокурором РФ и нижестоящими прокурорами (на соответствующем уровне) право законодательной инициативы.

В действующем ГПК РФ недостаточно четко определены роль и процессуальное положение прокурора, и поэтому остается спорным вопрос о правовом статусе прокурора в случае его участия при рассмотрении судами гражданских дел. Согласно ч. 3 ст. 45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами. Вместе с тем понятие «заключение прокурора» не раскрывается, его процессуально-правовое значение и содержание не определены. Остается непонятным, о чем дает заключение прокурор и какое значение оно имеет для суда. Следовательно, в ГПК РФ необходимо более детально регламентировать вопрос дачи прокурором заключения по делу. В частности, следует дать законодательное понятие заключения прокурора, установить перечень дел и вопросов, по которым дается заключение, определить его значение для суда.

Смотрите так же:  Выплата двухнедельного выходного пособия

Свои особенности имеет процессуальный статус прокурора при участии в рассмотрении дел арбитражными судами. Здесь тоже есть некоторые проблемы. В частности, в отличие от ГПК РФ (статьи 18, 19) и УПК РФ (статьи 61, 62, 66), АПК РФ (гл. 3) не предусматривает возможность отвода и самоотвода прокурора. В то же время в силу специфики правового статуса прокурора как лица, материально не заинтересованного в исходе дела и имеющего только процессуальный интерес, могут возникнуть обстоятельства, объективно исключающие возможность участия того или иного должностного лица органов прокуратуры в арбитражном процессе. Это могут быть обстоятельства личной заинтересованности конкретного прокурорского работника в исходе дела (например, отношения родства с истцом или ответчиком). В связи с этим в действующем АПК РФ необходимо предусмотреть институт отвода (самоотвода) прокурорских работников, принимающих участие в рассмотрении дел арбитражными судами.

Прокурор, участвующий в деле, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, и в порядке кассационного производства решение арбитражного суда первой инстанции, вступившее в законную силу (за исключением решений Высшего Арбитражного Суда РФ), и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части. АПК РФ предусматривает возможность обжалования судебного решения только посредством принесения апелляционной и, соответственно, кассационной жалоб, не предусматривая специально для прокурора таких средств реагирования, как апелляционное и кассационное представления. Данная ситуация принижает статус прокурора в арбитражном процессе и требует законодательного устранения путем внесения в АПК РФ соответствующих дополнений и изменений. Прокуратура является специальным органом государства, в задачи которого входит обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, а потому такой акт, как жалоба, не может являться средством прокурорского реагирования. Термин «обжалование» применительно к деятельности прокурора в арбитражном процессе целесообразно исключить.

1. Алексеев А. Общий надзор: проблемы и перспективы // Законность. 1998. N 2. С. 6 — 11.

2. Бойков А., Скворцов К., Рябцев В. Проблемы развития правового статуса российской прокуратуры (в условиях переходного периода) // Уголовное право. 1999. N 2. С. 3 — 29.

3. Викторов И. Прокуратура: статус на рубеже тысячелетий // Законность. 2000. N 12. С. 22 — 25.

4. Додонов В. Н., Крутских В. Е. Прокуратура в России и за рубежом. Сравнительное исследование / Под ред. С. И. Герасимова. М., 2001. 192 с.

5. Рохлин В. И. Прокурорский надзор и государственный контроль: история, развитие, понятие, соотношение. СПб., 2003. 305 с.

1. Alekseev A. Obshhij nadzor: problemy i perspektivy // Zakonnost’. 1998. N 2. С. 6 — 11.

2. Bojkov A., Skvorcov K., Rjabcev V. Problemy razvitija pravovogo statusa rossijskoj prokuratury (v uslovijah perehodnogo perioda) // Ugolovnoe pravo. 1999. N 2. S. 3 — 29.

3. Viktorov I. Prokuratura: status na rubezhe tysjacheletij // Zakonnost’. 2000. N 12. S. 22 — 25.

4. Dodonov V. N., Krutskih V. E. Prokuratura v Rossii i za rubezhom. Sravnitel’noe issledovanie / Pod red. S. I. Gerasimova. M., 2001. 192 s.

5. Rohlin V. I. Prokurorskij nadzor i gosudarstvennyj kontrol’: istorija, razvitie, ponjatie, sootnoshenie. SPb., 2003. 305 s.

80. Полномочия прокурора и правовые средства выявления нарушений и реагирования при рассмотрении уголовных дел в судах

80. Полномочия прокурора и правовые средства выявления нарушений и реагирования при рассмотрении уголовных дел в судах

Полномочия прокурора при участии в уголовном судопроизводстве таковы:

1. Проверка законности решений судьи в стадии подготовки уголовного дела к судебному рассмотрению.

2. Осуществление уголовного преследования в суде, выражающееся в выступлении прокурора в роли государственного обвинителя.

3. Вынесение заключений по возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам.

4. Предъявление исков в случаях, когда это необходимо для защиты государственных интересов, прав и законных интересов граждан, поддержка этих исков в суде.

5. Внесение протестов на необоснованные и незаконные судебные решения (приговоры, определения, постановления).

6. Вынесение заключений по уголовным делам, которые рассматриваются по жалобам и протестам в судах надзорной и кассационной инстанций.

7. Проверка своевременности и законности обращения к исполнению приговоров, определений, постановлений суда.

8. Осуществление надзора за исполнением судебных приговоров, определений и постановлений.

9. Принятие мер к пересмотру в порядке надзора и в случаях, определенных законодательством, судебных приговоров, определений, постановлений.

10. Возобновление уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Правовые средства выявления нарушений закона: 1) проверка обоснованности и законности приговоров, которые рассматривались в суде без участия прокурора; 2) участие в судах кассационной и надзорной инстанций; 3) проверка своевременности, точности обращения к исполнению приговора, приведения в исполнение и хода исполнения приговора; 4) обобщение и анализ практики уголовного судопроизводства (за определенный период, по определенным категориям дел и т. п.).

Правовые средства прокурорского реагирования: принесение ходатайств, заявлений, протестов, заключений, представлений прокурора.

Правовые средства выявления нарушений закона и устранения этих нарушений неразрывно связаны и предназначены для защиты законности, поддержания воспитательной и профилактической роли уголовного судопроизводства.

Полномочия и правовые средства прокурора, участвующего в рассмотрении судами арбитражных дел

Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, обладает всеми правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением обязанности по уплате государственной пошлины. Кроме того, прокурор располагает рядом только ему присущих полномочий – регламентированных законом возможностей прокурора, которые реализуются при помощи правовых средств. В частности, только прокурор может вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса в целях обеспечения законности.

В данной деятельности прокурора можно выделить полномочия на обращение в суд, на вступление в процесс в целях обеспечения законности, полномочия по участию в рассмотрении дела и полномочия по обжалованию судебных решений.

Полномочия прокурора на обращение в суд

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

  • – с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • – с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если такие решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • – с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;
  • – с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;
  • – с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.

Следует иметь в виду, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд не только по основаниям, предусмотренным АПК РФ, но и в случаях, когда правовое основание закреплено в иных федеральных законах, например, с требованием о ликвидации юридического лица вследствие неоднократного или грубого нарушения этим юридическим лицом исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, а также с требованием о сносе самовольной постройки в целях защиты публичных интересов (ст. 1253, 222 ГК РФ).

В случаях если прокурор обращается в арбитражный суд с исковым заявлением (заявлением) по делам, не предусмотренным федеральным законом, арбитражный суд прекращает производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 АПК РФ обращение в ВС РФ направляет Генеральный прокурор РФ или его заместитель, в арбитражный суд субъекта РФ направляют также прокурор субъекта РФ или его заместитель и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

Из буквального толкования вышеуказанной правовой нормы следует, что прокуроры районных и городских, а также приравненных к ним прокуратур не наделены правом на обращение с иском (заявлением) в арбитражный суд. Однако неправильно считать, что они совсем не принимают участия в этой деятельности. Согласно гл. 25 АПК РФ прокурор вправе обращаться с заявлением в арбитражный суд о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом следует учитывать разъяснения, изложенные в п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», где обосновано право прокуроров городов и районов и их заместителей возбуждать дела об административных правонарушениях и направлять материалы в арбитражные суды.

Помимо указанной деятельности, прокуроры районных и городских, а также приравненных к ним специализированных прокуратур активно участвуют в работе по подготовке материалов и проектов исковых заявлений (заявлений) для подачи в арбитражный суд.

На прокуроров, обеспечивающих участие в арбитражном процессе, приказом Генеральной прокуратуры РФ «Об обеспечении участия прокурора в арбитражном процессе» возложены следующие обязанности:

  • – участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) прокуроров, в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, в том числе по заявлениям о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • – рассмотрение обращений о вступлении в дела, производство по которым возбуждено по указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ искам (заявлениям) иных лиц;
  • – участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) иных лиц, в случае принятия Генеральным Прокурором РФ или его заместителем, прокурором субъекта РФ (его заместителем), военным прокурором военного округа (флота) (его заместителем) решения о вступлении в дело в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;
  • – участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено на основании заявлений прокуроров о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • – рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлечённых к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях;
  • – апелляционное, кассационное обжалование судебных постановлений по арбитражным делам, перечисленным в ст. 52 АПК РФ, и иным делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, а также внесение представления о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора.
Смотрите так же:  Какая статья за избиение человека

Подготовкой и направлением исковых заявлений (заявлений), представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора в ВС РФ занимается Управление но обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры РФ, а при обращении в ВС РФ военного прокурора – управление обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры.

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры РФ играет особую роль в создании организационных и методических предпосылок для наиболее эффективной реализации прокурорами предоставленных законом полномочий в указанной сфере.

Названное Управление строит свою работу по двум основным направлениям:

  • – непосредственной реализации полномочий по участию в арбитражном процессе по конкретным делам;
  • – руководства, в пределах компетенции Генеральной прокуратуры РФ, аналогичной деятельностью нижестоящих прокуратур.

В Главной военной прокуратуре создано подразделение по обеспечению участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах с аналогичными организационно-контрольными функциями в сфере арбитражного судопроизводства в отношении нижестоящих военных прокуратур.

Правовые средства реализации полномочий прокурора в суде первой инстанции

6.3. Участие прокурора в рассмотрении судом гражданских дел

Согласно ч. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре, а также ст. 45 ГПК РФ, прокурор при осуществлении гражданского судопроизводства в праве обратится в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Целью участия прокурора в гражданском процессе является защита интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований или защита прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно иметься обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином применительно к указаниям ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, поскольку прокурор вправе предъявить подобный иск только в случаях, когда гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может лично обратиться в суд (например, иски о признании не действительными сделок, противоречащих закону, о лишении родительских прав и т.д.).
Прокуроры в праве обращается с соответствующими заявлениями для выдачи судебного приказа (например, по требованиям о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы).
Дела, возникающие из гражданско-правовых и публичных правоотношений, вправе рассматривать как суды общей юрисдикции, так и арбитражные суды. Поэтому прокурор должен правильно определить подведомственность гражданского дела.
При подготовке любого заявления или иска прокурор проверяет, имеется ли у лица, интересы которого защищаются, право на обращение в суд. При этом следует учитывать, что прокурор вправе обращаться в суд также в защиту недееспособных граждан.
В ст. 134 ГПК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии искового заявления. Процессуальным актом, выносимым при этом судом, является определение. Оно может быть обжаловано прокурором в установленном законом порядке.
Прокурор должен обеспечивать полноту и аргументацию при подготовке и оформлении исков и заявлений в суд, представлять в суд необходимые и исчерпывающие доказательства, учитывая, что в соответствии с процессуальным законодательством каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
При подготовке искового заявления прокуроры учитывают, что правильные квалификация спорных правоотношений, определение круга участников процесса, а также определение предмета доказывания по делу имеют важное значение и способствуют принятию судом законного и обоснованного решения.
Второй формой участия прокурора в суде первой инстанции является его вступление в начавшийся процесс для дачи заключения по существу спора.
Основанием такого участия прокурора является прямое указание закона. К нему относятся дела: о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278 ГПК РФ); о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным (ст. 284 ГПК РФ); о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст. 70, 72, 73 СК РФ); об установлении усыновления (удочерения) ребенка (ст. 273 ГПК РФ); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и продлении срока такой госпитализации (ст. 304 ГПК РФ); об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ); о защите избирательных прав и прав на участие граждан в референдуме (ст. 260 ГПК РФ); об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 252 ГПК РФ); о выселении, восстановлении на работе; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (ст. 45 ГПК РФ).
Правовыми средствами реализации полномочий прокурора в суде первой инстанции являются: 1) заявления; 2) ходатайства; 3) заключение по существу дела в целом.
Заявление как одно из правовых средств воздействия прокурора используется им для постановки вопроса об отводе, для устных протестов на действия участников процесса, которые могут повлечь нарушение закона, и др. Своевременное и обоснованное заявление прокурора позволяет как предотвратить возможное нарушение закона, так и помочь суду своевременно его устранить.
Ходатайства прокурора могут касаться самых различных вопросов: исследования доказательств, привлечения в процесс новых лиц, отложения разбирательства дела и т.д. При этом подобные ходатайства должны содержать указание целей (например, при представлении дополнительных доказательств), сформулированные вопросы (при назначении экспертизы), ссылки на нормы процессуального права. Ходатайства могут быть заявлены как в письменной, так и в устной форме.
Заключение прокурора по делу завершает рассмотрение дела по существу. Прокурор выступает перед прениями сторон. В заключении прокурор должен в окончательном виде с учетом всех происшедших в ходе судебного разбирательства изменений дать юридическую квалификацию возникших между сторонами спорных материальных правоотношений. Заключение прокурора завершается его выводами, касающимися, возможного, с точки зрения прокурора, способа разрешения конфликтной ситуации.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» в субъектах Федерации к компетенции мировых судей отнесены дела: о выдаче судебного приказа; о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; о разделе между супругами совместно нажитого имущества; иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе; дела об определении порядка пользования имуществом (ст. 23 ГПК РФ).
Никаких ограничений для участия прокурора в рассмотрении этих дел гражданско-процессуальный закон не содержит. В гражданском судопроизводстве используется, кроме искового производства, производство по делам, вытекающим из публичных правоотношений, а также особое производство.
Дела, вытекающие из публичных правоотношений, определяются наличием спора о праве, характеризующимся отношениями власти и подчинения. Производство по ним возбуждается подачей заявления или жалобы. Заявление прокурора в суд оформляется по правилам, предусмотренным ст. 247 ГПК РФ.
По большинству этих дел значительно сокращен срок их рассмотрения (десять дней по оспариванию решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; от одного дня до двух месяцев по заявлениям о защите избирательных прав граждан).
Дела, вытекающие из публичных правоотношений, рассматриваются с участием прокурора, если им инициировано возбуждение производства по делу подачей заявления. По делам о защите избирательных прав или права на участие в референдуме и по заявлениям об оспаривании нормативных правовых актов предусмотрено обязательное участие прокурора (ч. 3 ст. 269 и ч. 2 ст. 252 ГПК РФ).
Полномочие прокурора по оспариванию нормативных правовых актов связано с введением судебного контроля за соответствием закону правовых актов органов представительной и исполнительной власти, а также должностных лиц.
Прокурором в порядке особого производства также осуществляется защита прав и охраняемых законом интересов граждан.
Особое производство представляет собой порядок рассмотрения отнесенных к ведению суда дел, для которых характерно отсутствие спора о праве.
Перечень дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства, приведен в ст. 262 ГПК РФ. Это дела: об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация); о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании; о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния; о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; о восстановлении утраченного судебного производства.
Участие прокурора в рассмотрении дел особого производства происходит либо в форме обращения с заявлением в интересах других лиц, либо в форме вступления в уже начатое дело.
В ГПК РФ предусмотрена возможность пересмотра судебных решений и определений, не вступивших в законную силу, двумя способами: апелляционным и кассационным.
Производство в апелляционной и кассационной инстанция возбуждается по соответствующим жалобам лиц, участвующих в деле. Прокурор, участвующий в деле, может принести соответственно апелляционное или кассационное представление (ст. 320, 336 ГПК РФ). На определение суда первой инстанции прокурор вправе принести частное представление.
Если прокурор участвовал в рассмотрении дела в суде первой инстанции, он вправе проявить инициативу для пересмотра судебных решений и определений в суде второй инстанции. Если же прокурор не участвовал в суде первой инстанции, то он таким правомочием обладает.
Возбуждать апелляционное и кассационное производство путем принесения апелляционного, кассационного или частного представления на решения и определения, вынесенные по первой инстанции, вправе прокуроры районов и их заместители — на решения или определения мировых судей и районных (городских) судов; прокуроры субъектов РФ, округов (флотов) и их заместители — на решения и определения, судов субъектов РФ и окружных (флотских) военных судов соответственно; Генеральный прокурор РФ и его заместители — на решения Верховного Суда РФ. Помощник прокурора, прокурор управления или отдела вправе приносить апелляционные, кассационные или частные представления только по тем делам, в рассмотрении которых они участвовали (ст. 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
В апелляционном, кассационном и частном представлении прокурор должен юридически и фактически подтвердить свою позицию, изложив доводы, в силу которых он считает судебное решение (определение) незаконным или необоснованным. В процессе подготовки представлений и при участии в апелляционной или кассационной инстанции прокуроры учитывают, что основаниями к отмене судебных решений, согласно гражданскому процессуальному законодательству, являются их необоснованность и незаконность при неправильном применении или толковании материального закона, а также в случаях нарушения процессуального закона.
Представление направляется в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле.
Если после направления представления прокурор, его подавший, убедится в несостоятельности правовой позиции, он вправе отозвать это представление до принятия решения или определения апелляционной инстанцией (ст. 326 ГПК РФ) или до начала судебного заседания кассационной инстанции (ст. 345 ГПК РФ).
При рассмотрении представления прокурора в суде апелляционной или кассационной инстанции прокурор выступает первым после доклада дела председательствующим или членом суда. Затем заслушиваются объяснения сторон (ст. 174, 357 ГПК РФ).
В своем выступлении прокурор должен оценить законность и обоснованность проверяемого решения с учетом доводов представления и жалоб и высказать свое мнение о необходимости изменения, отмены решения или об оставлении его без изменения, учитывая полномочия апелляционной либо кассационной инстанции. Вступившие в незаконную силу постановления судов общей юрисдикции Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
В соответствии со ст. 376 ГПК РФ на судебные постановления прокурором могут быть принесены представления в течение одного года со дня их вступления в законную силу.
Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют соответствующие должностные лица органов прокуратуры.
В системе судов общей юрисдикции надзорными инстанциями выступают президиумы судов субъектов РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ и Президиум Верховного Суда РФ. В связи с этим правом принесения надзорных представлений обладают соответственно прокуроры субъектов РФ и военного округа (флота) — в президиумы судов субъектов РФ и окружного (флотского) военного суда, Генеральный прокурор РФ и его заместители — в любой суд надзорной инстанции (ст. 377 ГПК РФ). Прокурор района (города) подобным правомочием не обладает. Однако он вправе, изучив материалы гражданского дела и убедившись в незаконности или необоснованности вынесенных по нему судебных актов, обратиться к вышестоящему прокурору с предложением о принесении представления, в порядке надзора.
Гражданское процессуальное законодательство основаниями для отмены судебных актов в порядке надзора признает только их незаконность в случаях неправильного применения или толкования норм материального права, а также существенного нарушения норм процессуального права, повлекшего вынесение незаконного судебного акта (ст. 387 ГПК РФ).
Если прокурор, принесший представление, убедится в его несостоятельности, то он может его отозвать. Однако сделать это прокурор вправе лишь до принятия представления к рассмотрению (ст. 380 ГПК РФ).
Представление прокурора рассматривается судьей соответствующего суда в течение одного месяца в суде субъекта РФ и в течение двух месяцев — в Верховном Суде РФ (ст. 379, 381 ГПК РФ). По результатам рассмотрения представления судья выносит определение либо об истребовании гражданского дела, либо об отказе в таком истребовании (ст. 381 ГПК РФ).
В случае когда прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимают участие:
• прокурор субъекта РФ, военного округа (флота) или его заместитель — в президиуме суда субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда;
• Генеральный прокурор РФ или его заместитель — в Президиуме Верховного Суда РФ;
• должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ — в Судебной коллегии по гражданским делам и в Военной коллегии Верховного Суда РФ (ст. 386 ГПК РФ). Прокурор, принесший представление, дает объяснение первым после выступления докладчика по делу (ст. 386 ГПК РФ).
По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выносит определение. В нем реализуется одно из полномочий надзорной инстанции, предусмотренных ст. 390 ГПК РФ:
1) оставить судебное постановление суда первой второй или надзорной инстанции без изменения, представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора — без удовлетворения;
2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права. Решения и определения, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам. Представление прокурора о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам подается в суд, вынесший решение.
Прокурор должен учитывать, что вновь открывшимися обстоятельствами признаются факты объективной действительности по гражданскому делу, оставшиеся неизвестными суду и заявителю при рассмотрении дела, имеющие существенное значение для его правильного разрешения, достоверно установленные особым процессуальным способом и указывающие на неправосудность судебных актов, вступивших в законную силу.
В соответствии со ст. 392 ГПК РФ такими основаниями являются:
1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного решения, определения суда;
3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела;
4) отмена решения, приговора или определения суда либо постановления иного государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия решения или определения суда. Например, был отменен приговор и осужденный оправдан. Однако на основании отмененного приговора с гражданина уже был взыскан материальный ущерб. Срок для подачи представления о пересмотре решения для прокурора составляет три месяца. С представлением прокурор может обратиться только с определенного законом момента. Так, если прокурор просит пересмотреть решение суда в связи с наличием обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, — со дня их открытия; при преступных действиях участников процесса либо фальсификации доказательств, установленных приговором суда, которые повлекли вынесение неправосудного решения, — со дня вступления в законную силу приговора по уголовному делу; в случае отмены соответствующего судебного или иного акта, который послужил основанием к вынесению решения, — со дня вступления в законную силу решения, которым этот акт отменен либо принято другое постановление государственного органа или органа местного самоуправления, противоположное по своему содержанию постановлению, на котором был основан пересматриваемый судебный акт (ст. 395 ГПК РФ).

Смотрите так же:  Возврат излишне уплаченного налога может производиться в

Author: admin