Пособие по гигиене детей и подростков

Гигиена детей и подростков — Кучма В.Р. — Учебник

Год выпуска: 2008

Описание: Впервые учебник «Школьная гигиена» был подготовлен в 1934 г. сотрудниками кафедры гигиены воспитания медицинского факультета Московского государственного университета (впоследствии — 1-го Московского медицинского института) под редакцией ее первого заведующего — профессора А.В. Молькова — и выдержал 5 изданий. В связи с трансформацией школьной гигиены в гигиену детей и подростков в 1961 г. кафедрой была пересмотрена учебная программа, и под руководством заведующей кафедрой профессора М.Д. Большаковой создан учебник «Гигиена детей и подростков», вышедший в 1966 г. В 1980 г. сотрудниками кафедры под редакцией профессора В.Н. Кардашенко был подготовлен новый учебник, переизданный в 1988 г.
За годы, прошедшие с момента выхода этой книги, многое изменилось как в жизни страны, так и в деятельности органов здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы. В 1991 г. впервые в стране был принят закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривающий существенные изменения в деятельности санитарно-эпидемиологической службы страны. Новая редакция закона, принятая в 1999 г., предусматривает развитие и совершенствование законодательства в области охраны и укрепления здоровья населения, содержит новые положения в области гигиены детей и подростков. В 1995 г. были утверждены «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности медико-профилактическое дело» нового поколения и новая «Программа по гигиене детей и подростков для студентов медико-профилактических факультетов высших медицинских учебных заведений». Все эти новации нашли отражение в учебнике, выпущенном в 2001 г.
В настоящем издании отражены как изменения в медицинском и санитарно-эпидемиологическом благополучии детского населения, произошедшие в последние годы, так и последние достижения гигиены детей и подростков, а также многолетний опыт коллектива кафедры гигиены детей и подростков ММА им. И.М. Сеченова, на основании которого определена структура учебника. Учебник соответствует Программе по гигиене детей и подростков для студентов медико-профилактических факультетов высших учебных заведений, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В книге определены предмет и задачи гигиены детей и подростков, изложена ее история, даны современные представления о формировании здоровья детской популяции, физиолого-гигиенические основы различных видов деятельности детей и подростков, освещены вопросы гигиены питания детского населения, гигиены среды развития, основы формирования здорового образа жизни, гигиенического обучения и воспитания, медицинского и санитарно-эпидемиологического обеспечения детского и подросткового населения.
Настоящий учебник может быть полезен студентам не только медико-профилактических, но и педиатрических и лечебных факультетов медицинских вузов, педагогических университетов, а также интернам и ординаторам медицинских вузов.
Признателен за содействие подготовке учебника коллегам по ММА им. И.М. Сеченова: Т.Ю. Вишневецкой, Ж.Ю. Гореловой, А.Ю. Макаровой, И.К. Рапопорт, Н.А. Скоблиной, М.И. Степановой, Е.И. Шубочкиной, H.Л. Ямщиковой, а также НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН — Н.К. Барсуковой, Л.M. Сухаревой, JI.M. Текшевой, П.И. Храмцову.
С признательностью будут приняты и рассмотрены предложения и замечания, которые, несомненно, будут учтены при переиздании учебника.

«Гигиена детей и подростков»

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

1 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Первый проректор университета 2012г. Рег. УД-L С.В. Жаворонок ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Учебная программа для специальности Медико-профилактическое дело Факультет медико-профилактический Кафедра гигиена детей и подростков Курс 5,6 Семестр 9-12 Лекций 40 часов Форма аттестации: Семестр Практических занятий 251 час зачет 9 Лабораторных занятий 50 часов экзамен 10 Всего часов аудиторных занятий Всего часов для изучения 341 часа зачет с дифференцированной оценкой часа государственный экзамен 12 Форма получения высшего образования очная, дневная Составители: Т.С. Борисова, кандидат медицинских наук, доцент; Ж.П. Лабодаева, кандидат медицинских наук, доцент

2 2 Минск БГМУ 2012

3 3 Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Гигиена детей и подростков» для учреждений высшего образования по специальности l Медико-профилактическое дело, утвержденной 2012 г., регистрационный ТД-L. /тип. Рекомендована к утверждению в качестве учебной программы на заседании кафедры гигиены детей и подростков «16» мая 2012г. (протокол 12) Заведующий кафедрой, доцент Т.С. Борисова Одобрена в качестве учебной программы методической комиссией медикопрофилактических дисциплин Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» и рекомендована к утверждению 2012г. (протокол ) Председатель методической комиссии, профессор Г.Н. Чистенко

4 4 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Гигиена детей и подростков учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания о принципах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, повышения устойчивости детского организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, а также изучающая пути и способы уменьшения, устранения и предупреждения неблагоприятного воздействия факторов среды обитания на здоровье детей и подростков. Учебная программа дисциплины «Гигиена детей и подростков» включает новейшие научные данные по таким современным аспектам охраны здоровья детей и подростков, как выявление факторов риска, установление причинноследственных связей в системе «среда обитания здоровье детского населения», донозологическая диагностика заболеваний, критерии гигиенической оценки здоровья на индивидуальном и коллективном уровнях, общие закономерности адаптации организма к меняющимся условиям окружающей среды, способы создания санитарно-эпидемического благополучия среды обитания детей и подростков. В программе нашли отражение современные научные подходы к организации социально-гигиенического мониторинга, питания, гигиенического воспитания и пропаганды здорового образа жизни, оздоровления детского и подросткового населения, здоровьесберегающей среды обитания детей и подростков. Особенность данной учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. Цель преподавания и изучения дисциплины «Гигиена детей и подростков» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний о принципах и методах гигиенической оценки влияния факторов окружающей среды на растущий организм, разработки комплекса профилактических, оздоровительных мероприятий и санитарно-гигиенических рекомендаций, обеспечивающих благоприятные условия воспитания и обучения, способствующие формированию, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания: — принципов и методов организации и проведения государственного санитарного надзора по разделу гигиена детей и подростков; — методов изучения состояния здоровья и его мониторинга, проведения оздоровительных мероприятий среди детского и подросткового контингентов; — методов организации и проведения предупредительного государственного санитарного надзора за проектированием и строительством

5 5 учреждений для детей и подростков, выпуском товаром для детей и предметов детского обихода; — методов организации и проведения текущего санитарного надзора за детскими и подростковыми учреждениями. Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социальноличностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании и применении: благоприятного воздействия факторов окружающей среды на формирование здоровья и повышение работоспособности детей и подростков; базовых принципов разработки и проведения конкретных профилактических мероприятий, направленных на уменьшение, устранение и предупреждение неблагоприятного воздействия факторов среды обитания на здоровье детей и подростков. Специфика подготовки врачей-гигиенистов определяет необходимость целенаправленного овладения студентами основами профилактического мышления для предстоящей практической деятельности по сохранению и укреплению здоровья и обеспечению санитарно-эпидемического благополучия детей и подростков. Преподавание и успешное изучение дисциплины «Гигиена детей и подростков» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин: Нормальная физиология. Физиология центральной нервной системы. Нейрогуморальные и эндокринные механизмы регуляции функций в организме. Обмен веществ и энергии. Физиологические нормы питания. Физиологические особенности основных систем организма. Механизмы терморегуляции. Физиологические основы физического и умственного труда. Работоспособность и утомление организма. Физиологические основы режима дня. Адаптация к физическим, биологическим и социальным факторам окружающей среды. Общая гигиена. Структура и факторы окружающей среды. Взаимодействие окружающей среды и организма человека. Концепция факторов риска. Гигиенические методы исследования. Оценка окружающей среды с применением лабораторных и инструментальных методов исследования. Гигиенические принципы строительства и планировки жилых и общественных зданий. Основы личной гигиены. Гигиенические требования к организации режима быта, труда и отдыха. Гигиена питания. Методы оценки адекватности индивидуального питания и статуса питания. Профилактика пищевых отравлений. Педиатрия. Анатомо-физиологические особенности детского организма. Методики медицинского обследования здорового ребенка. Оценка физического развития. Определение групп здоровья и медицинских групп физического воспитания. Подготовка детей к поступлению в учреждение дошкольного образования и школу. Организация медицинского обслуживания детей.

6 6 Общественное здоровье и здравоохранение. Методы и критерии изучения здоровья на популяционном уровне. Вопросы экономики здравоохранения в деятельности врача по гигиене детей и подростков. Методы гигиенического воспитания, обучения и пропаганды здорового образа жизни. Организационная и управленческая деятельность врача-гигиениста в системе профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения. Коммунальная гигиена. Гигиенические требования к планировке, строительству и санитарно-техническому оборудованию общественных зданий и сооружений. Состояние окружающей среды и здоровье населения. Структура учебной программы дисциплины «Гигиена детей и подростков» включает 3 раздела и 49 тем. Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины Студент должен знать: методики антропометрических измерений и вариационностатистической обработки антропометрического материала; методики оценки умственной и физической работоспособности, функционального состояния организма учащихся (корректурные пробы, хронорефлексометрия, эргография и др.); методики изучения функционального состояния организма на занятиях по физическому воспитанию и определения закаленности организма, а также методы хронометража и анализа организации урока; методики проведения тематического, углубленного и рейдового обследований детских и подростковых учреждений. Студент должен уметь: изучать и оценивать здоровье детских и подростковых контингентов (физическое развитие, состояние здоровья и др.); проводить гигиеническую оценку организации урока, анализ учебной нагрузки и расписания занятий; оценивать режим дня в различных типах детских учреждений в зависимости от возраста и состояния здоровья детей; давать оценку рационам питания и осуществлять санитарногигиенический надзор за условиями и организацией питания в детских и подростковых учреждениях; давать гигиеническую оценку учебной мебели и другому оборудованию детских и подростковых учреждений; проводить санитарно-гигиеническую экспертизу учебной и другой детской книги, учебных пособий, мебели и игрушек; проводить санитарно-гигиеническую экспертизу проекта детских и подростковых учреждений различного типа и составить обоснованное заключение по проекту; проводить комплексное обследование детских и подростковых учреждений, составить санитарное описание объекта с заключением и предложениями;

7 7 составлять план работы отделения ЦГЭ; составлять схему обследования объекта по основным санитарным вопросам; оценивать эффективность гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и подростков; организовывать и проводить совещания, семинары, занятия с медицинским и техническим персоналом детских и подростковых учреждений. Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, лабораторные, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов (обследование объектов, научно-исследовательская работа и учебно-исследовательская работа студентов). Обучение организуется с применением традиционных (методические рекомендации, пособия, сборники задач) и современных учебноинформационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций, лабораторных занятий, компьютерных программ для расчета и оценки полученных показателей, видеофильмов), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети учреждения высшего образования и Internet. На лабораторных и практических занятиях студенты проводят комплексное гигиеническое обследование и оценку факторов окружающей среды, оказывающих влияние на состояние здоровья детей и подростков, изучают механизмы, пути и способы создания здоровьесберегающей среды обитания детского населения, обучаются методикам гигиенической оценки состояния здоровья детей на индивидуальном, групповом и коллективном уровнях в связи с состоянием среды обитания, физического развития и физической подготовленности детей и подростков, адекватности рациона фактического питания и статуса питания детей организованных коллективов, показателей физической и умственной работоспособности детей и подростков, эффективности проведения оздоровительных мероприятий в детских коллективах. Учатся правильно представлять полученные данные в виде графиков, протоколов и заключений, а также грамотно формулировать выводы. Практическая подготовка обеспечивается также решением студентами ситуационных задач, участием в тематических дискуссиях и обсуждениях, обследованием объектов. Студентов знакомят с приемами и особенностями работы с нормативными и правовыми актами, регламентирующими вопросы охраны здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков, техникой безопасности, этическими нормами при проведении обследований объектов. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем устных, письменных (в том числе тестовых) опросов, оформления протоколов исследования и актов обследования, решения ситуационных задач в процессе лабораторных и практических занятий. Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета (9, 11 семестры) и экзамена (10 семестр). Рекомендуется использование

Смотрите так же:  Договор безвозмездного пользования помещением между юридическими лицами

8 8 компьютерного тестового контроля знаний студентов. Итоговая аттестация государственный экзамен в составе комплекса дисциплин: «Гигиена питания, гигиена детей и подростков, общественное здоровье и здравоохранение» (12 семестр). Шифр, название специальности РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТА УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ Семестр всего Количество часов учебных занятий из них аудиторных лекций лабораторных практических внеаудиторныхсамостоятельных Форма текущей аттестации зачет экзамен «Медикопрофилактическое Дифференцирован ный зачет дело» Государственный экзамен Всего часов ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ Наименование раздела (темы) 1. Введение в гигиену детей и подростков. Гигиена детей дошкольного возраста 1.1. Гигиена детей и подростков как наука. Основные закономерности роста и развития растущего организма 1.2. Состояние здоровья детей и подростков. Методы изучения и оценки 1.3. Гигиенические принципы планировки и санитарного содержания детских и подростковых учреждений 1.4. Гигиенические требования к оборудованию детских учреждений и предметам детского обихода 1.5. Гигиеническая оценка образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования Количество часов аудиторных занятий лаборато практичес лекций рных ких

9 Наименование раздела (темы) 1.6. Гигиенические основы нормирования и организации питания детей и подростков в организованных коллективах 1.7. Гигиенические аспекты физического воспитания детей и подростков 1.8. Физиолого-гигиенические основы закаливания детей и подростков 1.9. Гигиенические аспекты адаптации детей к учреждениям дошкольного образования и школе Медицинское обеспечение детей учреждений дошкольного образования Гигиенические требования к организации обучения детей 6 лет Социально-гигиенический мониторинг состояния здоровья детского и подросткового населения Гигиенические требования к организации и условиям обучения детей в учреждениях специального образования Количество часов аудиторных занятий лаборато практичес лекций рных ких Гигиена детей школьного возраста и подростков Состояние здоровья детей и подростков Республики Беларусь в современных экологосоциальных условиях 2.2. Физиолого-гигиенические основы деятельности и режима дня детей и подростков Гигиенические принципы обучения, воспитания и организации образовательного процесса в современной школе 2.4. Гигиенические принципы планировки и санитарного содержания общеобразовательных учреждений 2.5. Гигиеническая оценка учебников и детской книги Гигиенические основы компьютеризации обучения детей и подростков Гигиеническая оценка организации питания в школе Медицинское обеспечение общеобразовательных учреждений Гигиенические требования к организации трудового и производственного обучения школьников 2-5 9

10 Наименование раздела (темы) Профессиональная ориентация и врачебнопрофессиональная консультация детей и подростков. Гигиенические требования к организации образовательного процесса и производственного обучения в учреждениях профессиональнотехнического образования Количество часов аудиторных занятий лаборато практичес лекций рных ких Гигиена детской одежды и обуви Гигиенические основы организации и проведения летней оздоровительной работы среди детей и 2-5 подростков Основы формирования здорового образа жизни детей и подростков Актуальные аспекты гигиены и охраны здоровья детей организованных коллективов 3. Государственный санитарный надзор в гигиене детей и подростков. Формирование профессиональных компетенций врача-гигиениста отделения гигиены детей и подростков 3.1. Нормативно-правовое и инструктивнометодическое обеспечение организации и осуществления государственного санитарного надзора в гигиене детей и подростков 3.2. Организация работы отделения гигиены детей и подростков районных центров гигиены и эпдемиологии 3.3. Предупредительный санитарный надзор в гигиене детей и подростков 3.4. Регистрация, сертификация и гигиеническая экспертиза товаров для детей 3.5. Организация санитарно-гигиенического контроля питания в учреждениях для детей и подростков 3.6. Комплексное санитарно-гигиеническое обследование учреждения дошкольного образования 3.7. Гигиеническая оценка фактического питания детей организованных коллективов 3.8. Оценка динамики состояния здоровья детей и подростков как одного из показателей эффективности работы отделения гигиены детей и подростков ЦГЭ 3.9. Организация и проведение социальногигиенического мониторинга состояния здоровья детского и подросткового населения Комплексное санитарно-гигиеническое обследование общеобразовательного учреждения

11 Наименование раздела (темы) Гигиенические требования к организации обучения в кабинетах информатики образовательных учреждений Гигиеническое обследование кабинетов информатики в учреждениях для детей и подростков Гигиенические требования к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования и учреждениям для детей-сирот Гигиенические требования к организации внешкольного обучения и воспитания Комплексное санитарно-гигиеническое обследование внешкольного учреждения Профессиональная ориентация детей и подростков Комплексное гигиеническое обследование учреждения профессионально-технического образования Гигиеническое воспитание и обучение детей и подростков в условиях организованных коллективов Формы и методы работы центра гигиены и эпидемиологии по гигиеническому воспитанию и обучению детей и подростков Санитарный надзор за летними оздоровительными учреждениями для детей и подростков Гигиенические аспекты оздоровления детей и подростков в условиях радиоэкологического неблагополучия Окружающая среда и здоровье детей и подростков. Пути создания санитарно-эпидемического благополучия детского населения Республики Беларусь Количество часов аудиторных занятий лаборато практичес лекций рных ких Всего часов

12 12 СОДЕР ЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 1. Введение в гигиену детей и подростков. Гигиена детей дошкольного возраста 1.1. Гигиена детей и подростков как наука. Основные закономерности роста и развития растущего организма Гигиена детей и подростков как наука и практическая отрасль здравоохранения: определение, цель, задачи, предмет изучения, используемые методы. Связь с другими дисциплинами. История развития. Актуальные проблемы гигиены детей и подростков в Республике Беларусь на современном этапе. Принципы гигиенического нормирования факторов окружающей среды. Контингенты детей и подростков в возрастной структуре населения. Основные закономерности роста и развития детского организма. Акселерация и децелерация роста и развития организма, ее проявления. Морфофункциональные особенности растущего организма на разных этапах возрастного развития Состояние здоровья детей и подростков. Методы изучения и оценки Понятие о здоровье. Факторы, формирующие здоровье. Критерии и группы здоровья. Показатели, характеризующие здоровье. Методы его изучения. Состояние здоровья детей и подростков Республики Беларусь, возрастная структура и динамика заболеваемости. Классификация социальногигиенических факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма. Физическое развитие как один из основных показателей здоровья. Влияние биологических и социальных факторов на физическое развитие детей и подростков. Динамика физического развития детей и подростков на современном этапе. Методы исследования состояния здоровья и физического развития детей и подростков. Методика антропометрических исследований. Соматоскопия, соматометрия и физиометрия. Физическое развитие детей: показатели, характеризующие методы оценки на индивидуальном и коллективном уровнях. Биологический возраст и критерии его характеризующие. Определение биологического возраста ребенка. Комплексная методика оценки физического развития. Критерии здоровья. Методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков Гигиенические принципы планировки и санитарного содержания детских и подростковых учреждений Законодательные и нормативные документы по вопросам планировки и строительства учреждений для детей и подростков. Типы учреждений для детей и подростков и гигиенические принципы размещения их на территории городских и сельских населенных пунктов. Радиус обслуживания. Современные направления и тенденции в проектировании учреждений для детей и подростков. Гигиенические принципы проектирования и строительства учреждений дошкольного образования. Составные части проекта, требования,

13 13 предъявляемые к ним. Методика гигиенической оценки проекта. Функциональное зонирование земельного участка и внутренняя планировка здания. Оценка групповой ячейки для детей ясельного и садового возраста. Анализ проектных материалов и обоснование заключения. Обследование земельного участка и здания учреждения дошкольного образования. Гигиенические требования к оборудованию и санитарнотехническому благоустройству учреждений дошкольного образования. Состав групповой ячейки для детей преддошкольного и дошкольного возраста, требования к основным помещениям. Особенности внутреннего размещения и планировки медицинских и административно-хозяйственных помещений Гигиенические требования к оборудованию детских учреждений и предметам детского обихода Физиолого-гигиенические основы правильного положения тела при различных видах занятий и работы детей и подростков. Гигиенические требования к учебной мебели, оборудованию и их размещению в помещениях организованных коллективов. Гигиенические требования к учебникам, детским книгам, учебным пособиям и школьным принадлежностям. Гигиенические требования к игрушке, предметам игрового обихода и предметам для детского творчества. Виды игрушек и гигиенические требования, предъявляемые к ним. Организация текущего и предупредительного санитарного надзора за игрушкой. Санитарно-гигиеническая экспертиза и методика лабораторного исследования игрушки. Порядок хранения и требования к обработке игрушек в детских учреждениях. Основные размеры детской мебели и их физиологическая обусловленность. Способы маркировки мебели. Особенности гигиенической экспертизы школьной мебели. Нарушения в состоянии здоровья, вызываемые неправильно подобранной мебелью и меры их профилактики. Гигиенические требования к рассаживанию детей в учебном помещении Гигиеническая оценка образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования. Психофизиологические особенности организма детей дошкольного возраста. Режим дня и его основные компоненты. Гигиенические требования к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, продолжительности, методике и условиям проведения занятий. Виды занятий, предусмотренные программой дошкольного образования, и их гигиеническая характеристика. Медицинский контроль занятий Гигиенические основы нормирования и организации питания детей и подростков в организованных коллективах Питание детей как фактор их здоровья и развития. Особенности обмена веществ и энергии растущего организма. Понятие о рациональном питании. Значение белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ в формировании здоровья детей. Физиологические нормы питания детей и

Смотрите так же:  Иск по сокращению штатов

14 14 подростков. Гигиенические основы нормирования и организации питания детей и подростков в организованных коллективах. Особенности питания детей дошкольного возраста. Потребность в основных пищевых веществах и энергии. Гигиенические требования к организации питания в учреждениях дошкольного образования. Порядок составления меню-раскладки. Гигиенические требования к кулинарной обработке, технологии приготовления пищи, искусственной С-витаминизации. Документация по вопросам организации питания в учреждениях дошкольного образования Гигиеническая оценка фактического питания детей организованных коллективов на основе анализа бухгалтерской накопительной ведомости и обоснование путей его коррекции Гигиенические аспекты физического воспитания детей и подростков Цель и задачи физического воспитания, его физиологические основы, влияние на состояние здоровья детей и подростков. Двигательная активность, её нормирование в зависимости от возраста. Принципы физического воспитания. Формы физического воспитания и их гигиеническая характеристика. Медицинские группы для занятий физической культурой. Требования к организации и условиям проведения занятий физического воспитания в учреждениях дошкольного образования. Рекомендуемые формы. Физиологическая кривая занятия. Медико-педагогический контроль организации занятий физического воспитания Физиолого-гигиенические основы закаливания детей и подростков Физиолого-гигиенические основы закаливания детей и подростков. Физиологическая сущность закаливания. Особенности терморегуляции у детей. Основные принципы, средства и формы закаливания (воздухом, водой, солнечными лучами). Виды закаливающих процедур, их выбор в зависимости от возраста, состояния здоровья, сезона года и методики проведения. Функциональные обязанности медицинских работников при организации и контроле закаливания. Методики определения степени закаленности растущего организма. Спектральный состав ультрафиолетовой части солнечной радиации. Биологическое действие областей А, В и С. Признаки ультрафиолетовой недостаточности у детей и пути её профилактики. Понятие о биодозе и профилактической дозе ультрафиолетового облучения Гигиенические аспекты адаптации детей к учреждениям дошкольного образования и школе Понятие об адаптации, ее общих механизмах и адаптивных реакциях как основе естественной профилактики болезней. Степени тяжести адаптации, факторы, их определяющие. Функциональные сдвиги в организме детей раннего возраста в период адаптации к учреждению дошкольного образования и пути их нормализации. Особенности адаптации при переходе детей из яслей в детский сад. Медицинское обеспечение подготовки к поступлению и адаптации

15 15 детей к условиям учреждений дошкольного образования. Определение риска неблагоприятного течения адаптации к школе. Подготовка ребенка к поступлению в школу. Профилактика социальной дезадаптации учащихся. Понятие о школьной зрелости. Критерии школьной зрелости. Оценка функциональной готовности ребенка к обучению в школе. Определение аналитических и синтетических функций коры головного мозга, биологической зрелости. Современные направления совершенствования методов и критериев оценки функциональной готовности детей к поступлению в школу Медицинское обеспечение детей учреждений дошкольного образования Содержание, планирование и методы работы медицинского персонала в учреждениях дошкольного образования. Требования к устройству медицинского кабинета, его размещению и оборудованию. Изучение состояния здоровья и проведение оздоровительных мероприятий среди детей в условиях организованного коллектива. Учетная и отчетная документация медицинского кабинета. Особенности медицинского обеспечения учреждений дошкольного образования санаторного типа Гигиенические требования к организации обучения детей 6 лет Гигиенические требования к размещению, оборудованию и условиям обучения детей 6-летнего возраста в школе и учреждении дошкольного образования. Режим обучения и воспитания, организация питания и отдыха 6- летних детей в условиях образовательного учреждения. Функциональнопланировочное решение, воздушно-тепловой режим, естественное и искусственное освещение и санитарное состояние первых классов образовательных учреждений. Медицинский контроль Социально-гигиенический мониторинг состояния здоровья детского и подросткового населения Социально-гигиенический мониторинг, его цель и задачи. Научнометодические подходы к организации и проведению социально-гигиенического мониторинга состояния здоровья детского и подросткового населения. Факторы риска при различных заболеваниях и отклонениях в состоянии здоровья детей и подростков. Организационная модель и структура социально-гигиенического мониторинга, задачи основных блоков. Анализируемые подсистемы и их информационное содержание. Алгоритм организации и проведения социальногигиенического мониторинга состояния здоровья детей и подростков. Перспективные школы Гигиенические требования к организации и условиям обучения детей в учреждениях специального образования Инвалидность детей как социально-гигиеническая проблема. Причины и факторы ее обуславливающие. Типы и виды учреждений специального образования для детей и подростков. Особенности планировки, благоустройства, образовательного и воспитательного процессов в учреждениях для детей с нарушениями умственного и физического развития. Медицинский контроль за учреждениями специального образования. Особенности надзора за учреждениями для детей сирот.

16 16 2. Гигиена детей школьного возраста и подростков 2.1. Состояние здоровья детей и подростков Республики Беларусь в современных эколого-социальных условиях Основные экологические проблемы в Республике Беларусь. Экологическая ситуация и здоровье детей и подростков. Медико-экологический мониторинг состояния здоровья детей и подростков в Республике Беларусь. Синдром экологической дезадаптации и его проявления. Основные пути коррекции синдрома экологической дезадаптации Физиолого-гигиенические основы деятельности и режима дня детей и подростков Деятельность как фактор роста, развития и укрепления здоровья. Гигиеническое нормирование деятельности на различных возрастных этапах. Физиологическая сущность процессов утомления и особенности протекания его у детей. Утомление и усталость, переутомление, причины снижения работоспособности школьников, меры профилактики. Работоспособность, ее фазы и динамика. Гигиенические основы поддержания работоспособности школьников в период обучения. Понятие о рациональном режиме дня, его основные компоненты. Режим дня детей дошкольного возраста и школьников. Способы повышения работоспособности школьника в период обучения. Гигиенические принципы составления школьного расписания. Структура урока и учебного дня. Методики исследования работоспособности и их интерпретация. Медицинский контроль за учебно-воспитательным процессом в учреждениях для детей и подростков Гигиенические принципы обучения, воспитания и организации образовательного процесса в современной школе Гигиенические принципы организации учебного процесса в современной школе. Гигиеническое обоснование длительности урока, учебного дня и недели в различных типах образовательных учреждений. Состояние здоровья и функциональная готовность детей к обучению в школе. Основные причины неблагополучия здоровья учащихся. Актуальные гигиенические проблемы среднего образования в республике. Основные принципы и направления сохранения и укрепления здоровья современных школьников. Гигиенические требования к организации общеобразовательного урока и перемен. Методика гигиенической оценки общеобразовательного урока и учебной нагрузки школьников. Гигиенические требования к помещению класса, его микроклимату и освещенности. Порядок расстановки мебели и рассаживания учащихся в учебном классе. Формы и виды физического воспитания в школе. Требования к уроку физического воспитания. Медико-педагогический контроль за уроками физкультуры. Гигиенические требования к спортивным сооружениям в школе. Основные разделы медицинского контроля за физическим воспитанием в школе Гигиенические принципы планировки и санитарного содержания общеобразовательных учреждений

17 17 Гигиенические принципы размещения общеобразовательных школ на территории городов и сельских населенных пунктов. Гигиенические требования к проектированию школьного здания и учебных помещений. Особенности проектирования помещений для групп продленного дня, первых классов. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению, отоплению и вентиляции учебных помещений школы. Составные части проекта общеобразовательного учреждения и их содержание. Методика санитарно-гигиенической экспертизы проекта общеобразовательного учреждения. Обследование земельного участка и здания школы. Гигиенические требования к помещениям учебного класса, лабораторий, мастерских, пищеблока и спортивных сооружений. Оценка общеобразовательного урока и режима дня в школе. Порядок оценки микроклимата и освещенности основных помещений общеобразовательного учреждения. Оборудование и содержание медицинского блока Гигиеническая оценка учебников и детской книги Проблема нарушений зрения учащихся и пути её решения. Гигиенические рекомендации к процессу чтения. Возрастные особенности физиологии процесса чтения. Виды полиграфических изданий для детей. Удобочитаемость и факторы её обуславливающие. Гигиеническая характеристика учебных изданий. Требования к внешнему оформлению, качеству бумаги, полиграфических материалов, набору, шрифтовому оформлению и качеству печати школьных учебников. Гигиеническая экспертиза учебников и книг для детей. Гигиенические требования к бумажнобеловым изделиям для детей Гигиенические основы компьютеризации обучения детей и подростков Компьютеризация обучения как гигиеническая проблема. Влияние видеодисплейных терминалов и персональных электронно-вычислительных машин на состояние здоровья детей и подростков. Основные виды нагрузки. Неблагоприятные факторы кабинетов информатики и вычислительной техники, их гигиеническая характеристика. Гигиенические требования к устройству, дизайну и эргономическим показателям компьютерной техники. Эргономические требования к организации рабочих мест. Профилактика статического и зрительного утомления Гигиеническая оценка организации питания в школе Потребность в основных питательных веществах и энергии школьников. Гигиенические требования к составлению меню-раскладки. Порядок организации питания в общеобразовательных учреждениях. Виды и формы школьного питания. Особенности организации диетического питания учащихся. Требования к пищеблоку. Медицинский контроль организации питания в школе. Гигиеническая оценка рациона питания учащегося Медицинское обеспечение общеобразовательных учреждений Особенности медицинского обеспечения учащихся общеобразовательных учреждений. Стандарт медицинского обеспечения учащихся. Требования к

18 18 медицинскому кабинету школы и его оборудованию. Планирование и основные разделы работы медперсонала школы. Учетно-отчетная документация медицинского кабинета общеобразовательных учреждений. Современные тенденции к здоровьесбережению учащихся Гигиенические требования к организации трудового и производственного обучения школьников Основные направления и принципы организации системы трудового воспитания и обучения школьников в Республике Беларусь. Влияние труда на состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. Гигиенические принципы организации трудового обучения. Нормирование различных видов трудовой деятельности детей и подростков с учетом возрастных анатомофизиологических особенностей развития организма. Формы трудового воспитания в различных типах образовательных учреждений и гигиенические условия их организации. Гигиенические требования к организации уроков ручного и обслуживающего труда, работы в мастерских учащихся общеобразовательных учреждений. Особенности планировки и размещения помещений трудового обучения в школе. Гигиенические требования к условиям обучения и размещению оборудования в мастерских. Общественно-полезный производительный труд учащихся. Медицинский контроль трудового воспитания и обучения. Техника безопасности при трудовом и профессиональном обучении Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация детей и подростков. Гигиенические требования к организации образовательного процесса и производственного обучения в учреждениях профессионально-технического образования Профессиональная ориентация школьников, ее медицинские и психофизиологические аспекты. Врачебно-профессиональная консультация подростков, основные принципы ее проведения. Понятие о медицинских показаниях и противопоказаниях к профессиям. Санитарно-гигиеническая характеристика профессий. Психофизиологические критерии профессиональной пригодности. Анатомо-физиологические особенности организма подростков. Гигиенические требования к планировке и санитарному содержанию профессионально-технических училищ. Гигиенические принципы организации образовательного процесса и производственного обучения в учреждениях профессионально-технического образования. Особенности нормирования труда подростков. Профилактика травматизма на производстве и в сельском хозяйстве. Медицинское обеспечение подростков Гигиена детской одежды и обуви Классификация детской одежды. Физико-гигиенические показатели тканей, используемых в изготовлении одежды для детей. Гигиенические требования к детской одежде в зависимости от назначения, возраста детей, видов деятельности и времени года. Одежда детей дошкольного и школьного возраста. Спортивная одежда. Спецодежда для работы в мастерских, на

Смотрите так же:  Как подать на развод саратов

19 19 производстве и при выполнении сельскохозяйственной работы. Уход за одеждой. Гигиенические требования к детской обуви, ее конструкции и материалам. Подбор обуви для детей Гигиенические основы организации и проведения летней оздоровительной работы среди детей и подростков Основные направления оздоровительной работы среди детей и подростков. Нормативно-правовое обеспечение, принципы организации и проведения оздоровления детей в детских организованных коллективах. Общая характеристика летних оздоровительных мероприятий. Разделы работы медико-санитарного обеспечения. Типы оздоровительных учреждений и организационные основы их деятельности, особенности устройства и организации режима функционирования. Гигиенические требования к условиям отдыха и оздоровления детей и подростков. Оценка эффективности оздоровления. Особенности устройства и организации режима отдыха в летних оздоровительных лагерях круглосуточного пребывания и лагерях палаточного типа Основы формирования здорового образа жизни детей и подростков Понятие о здоровом образе жизни и принципах его формирования. Задачи по достижению здоровья населения и пути их реализации. Значение гигиенического воспитания и обучения детей и подростков в формировании здоровья. Методы, формы и средства гигиенического воспитания. Содержание и формы работы по гигиеническому воспитанию в учреждениях для детей и подростков различного возраста. Преподавание основ здорового образа жизни в учебном процессе Актуальные аспекты гигиены и охраны здоровья детей организованных коллективов Факторы риска состояния здоровья детей и подростков в современных условиях. Причины ухудшения состояния здоровья детей и основные меры профилактики заболеваний. Роль питания в укреплении здоровья подрастающего поколения. Состояние здоровья детей и подростков организованных коллективов в связи с характером их питания. Основные направления рационализации и коррекции питания. Новые формы организации школьного питания. Новые продукты для питания детей и подростков. 3. Государственный санитарный надзор в гигиене детей и подростков. Формирование профессиональных компетенций врачагигиениста отделения гигиены детей и подростков 3.1. Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение организации и осуществления государственного санитарного надзора в гигиене детей и подростков Государственный санитарный надзор в гигиене детей и подростков: порядок организации и осуществления. Основные действующие директивные и нормативно-методические документы по разделу гигиены детей и подростков. Объекты надзора. Виды обследований. Методика комплексного санитарного

20 20 обследования учреждений. Требования к оформлению актов обследования объектов. Инструктаж практической деятельности студента по разделу государственного санитарного надзора в гигиене детей и подростков. Правила ведения дневника и составления аннотаций по конкретным темам. Особенности планирования и выполнения научно-практической работы. Требования к реферату Организация работы отделения гигиены детей и подростков районных центрах гигиены и эпидемиологии Правовое обеспечение деятельности отделения гигиены детей и подростков центров гигиены и эпидемиологии. Должностные обязанности врача отделения гигиены детей и подростков. Основная учетная и отчетная документация. Содержание организационно-методической работы. Планирование и отчетность в работе отделения гигиены детей и подростков. Виды планов (перспективный, годовой и текущий), контроль их выполнения. Формы методической работы. Взаимосвязь отделения с другими ведомствами и службами. Регламенты взаимодействия. Новые формы работы отделения гигиены детей и подростков Предупредительный санитарный надзор в гигиене детей и подростков Действующие нормативные и правовые документы, регламентирующие порядок осуществления предупредительного санитарного надзора в гигиене детей и подростков. Содержание предупредительного санитарного надзора в гигиене детей и подростков. Порядок выдачи заключения об отводе земельного участка под строительство. Алгоритм экспертизы проекта строящегося объекта. Санитарный надзор в ходе строительства и ввода в эксплуатацию. Предупредительный санитарный надзор за предметами детского обихода. Учетная и отчетная документация отделения гигиены детей и подростков по предупредительному санитарному надзору Регистрация, сертификация и гигиеническая экспертиза товаров для детей Определение понятий регистрация, регламентация, сертификация и гигиеническая экспертиза. Нормативные и правовые акты, регламентирующие порядок осуществления регистрации, регламентации и сертификации товаров для детей и особенности их осуществления в рамках единого таможенного союза. Этапы гигиенической экспертизы товаров для детей. Особенности гигиенической экспертизы игрушек, одежды и обуви для детей и подростков, школьных принадлежностей и детской мебели Организация санитарно-гигиенического контроля питания в учреждениях для детей и подростков Особенности гигиенического контроля питания в учреждениях для детей и подростков, основная инструктивно-методическая документации по его организации. Методы и методики изучения питания детей организованных коллективов. Гигиенические требования к транспортировке, хранению продуктов питания в учреждениях для детей и подростков, контроль состояния

21 21 здоровья работников пищеблока. Организация лабораторного контроля питания Комплексное санитарно-гигиеническое обследование учреждения дошкольного образования Директивные и законодательные документы, регламентирующие работу по текущему надзору за условиями воспитания и обучения детей в учреждениях дошкольного образования. Номенклатура учреждений дошкольного образования. Особенности планировки, оборудования и режима функционирования учреждений дошкольного образования. Порядок проведения комплексного санитарно-гигиенического обследования учреждения дошкольного образования, основные разделы. Оформление акта обследования Гигиеническая оценка фактического питания детей организованных коллективов Актуальные вопросы гигиены питания детей и подростков на современном этапе. Принципы организации питания в организованных детских коллективах. Санитарно-гигиенический контроль организации питания в учреждениях для детей и подростков. Методы изучения фактического питания детей организованных коллективов. Оценка пищевого статуса детей и подростков. Гигиеническая оценка фактического питания детей организованных коллективов с использованием автоматизированной системы расчета и обоснование путей его коррекции Оценка динамики состояния здоровья детей и подростков как одного из показателей эффективности работы отделения гигиены детей и подростков центра гигиены и эпидемиологии Оценка эффективности деятельности отделений гигиены детей и подростков центров гигиены и эпидемиологии: порядок осуществления, анализируемые разделы и показатели. Показатели, характеризующие здоровье детей и подростков в детских коллективах. Документация детских учреждений, отражающая состояние здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях, модель их организации и осуществления. Индикаторы и критерии оценки здоровьесберегающей деятельности. Перспективы развития здоровьесбережения учащихся Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга состояния здоровья детского и подросткового населения Социально-гигиенический мониторинг состояния здоровья детей и подростков: нормативно-правовое обеспечение, порядок организации, структура и этапы проведения. Межведомственное взаимодействие в рамках социально-гигиенического мониторинга. Основные достижения и перспективы развития. Состояние здоровья и физического развития детей и подростков Республики Беларусь на современном этапе. Ведущие факторы риска. Реализуемые профилактические программы Комплексное санитарно-гигиеническое обследование учреждения общего среднего образования Нормативные и правовые акты, регламентирующие работу по текущему надзору за условиями обучения и воспитания детей в учреждениях общего

22 22 среднего образования. Типы учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. Гигиенические требования к земельному участку, зданию и оборудованию школы. Гигиенические требования к организации образовательного процесса в школе. Порядок проведения комплексного санитарно-гигиенического обследования общеобразовательного учреждения, основные разделы. Оформление акта обследования Гигиенические требования к организации обучения в кабинетах информатики образовательных учреждений Современные виды технических средств обучения и их гигиеническая характеристика. Устройство и содержание кабинетов информатики и вычислительной техники, регламентация режима работы в них. Порядок выдачи разрешения на их открытие. Неблагоприятные факторы кабинетов информатики и вычислительной техники, меры профилактики их воздействия на организм учащихся. Профилактика статического и зрительного утомления Гигиеническое обследование кабинетов информатики в учреждениях для детей и подростков Основные законодательные и нормативно-технические документы по санитарному надзору за кабинетами информатики и электронновычислительной техники в образовательных учреждениях. Гигиенические требования к кабинетам информатики. Методика проведения санитарногигиенического обследования кабинетов информатики и электронновычислительной техники в образовательных учреждениях. Составление акта обследования Гигиенические требования к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования и учреждениям для детей сирот Типы и виды специальных образовательных учреждений, нормативное и правовое обеспечение их деятельности. Гигиенические требования к размещению, планировке, благоустройству, организации образовательного и воспитательного процессов, режима функционирования специальных образовательных учреждений и центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Специфика учебного оборудования и особенности его размещения в зависимости от типа специального учреждения. Типы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и особенности их функционирования. Текущий санитарный надзор за учреждениями для детей-сирот. Медико-санитарное обеспечение. Критерии оценки эффективности оздоровительных мероприятий Гигиенические требования к организации внешкольного обучения и воспитания Основные законодательные и нормативно-технические документы, регламентирующие организацию работы внешкольных учреждений. Типы внешкольных учреждений. Особенности организации работы многопрофильных и специализированных внешкольных учреждений. Принципы размещения сети внешкольных учреждений на территории города. Предупредительный и текущий санитарный надзор за внешкольными учреждениями. Гигиенические требования к режиму и условиям осуществления

23 23 внешкольной деятельности детей и подростков в зависимости от профиля. Требования к формированию кружков и их наполняемости Комплексное санитарно-гигиеническое обследование внешкольного учреждения Методика обследования земельного участка и помещений внешкольных объектов. Гигиенические требования к оборудованию и его размещению в основных помещениях внешкольных учреждений. Организация режима деятельности внешкольного объекта. Обязанности врача по гигиене детей и подростков при осуществлении контроля за внешкольными объектами. Оформление акта обследования Профессиональная ориентация детей и подростков Медико-физиологические основы профессиональной ориентации и консультации детей и подростков. Основные аспекты и разделы профессиональной ориентации, направления врачебной профессиональной консультации. Особенности медицинского освидетельствования школьников с целью врачебно-профессиональной консультации. Медицинские показания и противопоказания к профессиям. Санитарно-гигиеническая характеристика профессий. Перечень законов и инструкций по охране труда и здоровья подростков. Методические подходы к оценке психофизиологического статуса профессиональной пригодности подростка по психофизиологическим критериям Комплексное гигиеническое обследование учреждения профессионально-технического образования Обязанности врача по гигиене детей и подростков при осуществлении контроля за учреждениями профессионально-технического образования. Методика обследования земельного участка профессионально-технического училища, его зонирование. Обследование и оценка учебных, учебнопроизводственных (мастерских) и жилых помещений. Требования к организации учебного дня и производственной практики, питания и медицинского обслуживания учащихся. Оформление акта обследования Гигиеническое воспитание и обучение детей и подростков в условиях организованных коллективов Значение гигиенического воспитания в формировании здорового образа жизни детей и подростков. Принципы гигиенического воспитания, формирования здорового образа жизни. Вредные привычки — факторы риска многих заболеваний. Гигиеническое обучение и воспитание, основы формирования здорового образа жизни в образовательных учреждениях. Этапы обучения и формирования навыков здорового образа жизни. Гигиеническое обучение персонала и родителей. Обязанности работников общеобразовательных учреждений по организации гигиенического обучения и воспитания детей и подростков Формы и методы работы Центра гигиены и эпидемиологии по гигиеническому воспитанию и обучению детей и подростков Роль медицинских работников в гигиеническом обучении и воспитании детей и подростков, пропаганде здорового образа жизни. Планирование и

Author: admin