Полномочия субъектов рф в социально-экономической сфере

Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере стратегического планирования

Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере стратегического планирования

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере стратегического планирования относятся:

1) определение в пределах полномочий субъектов Российской Федерации приоритетов социально-экономической политики, долгосрочных целей и задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации;

2) установление требований к содержанию документов стратегического планирования, разрабатываемых в субъектах Российской Федерации, порядку их разработки, рассмотрению и утверждению (одобрению) с учетом положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

3) разработка и утверждение (одобрение) документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации;

4) мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) обеспечение согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъектов Российской Федерации;

6) установление порядка осуществления стратегического планирования в субъектах Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона;

7) участие в формировании документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализуемых на территориях субъектов Российской Федерации;

8) иные полномочия в сфере стратегического планирования, отнесенные в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 10. Полномочия участников стратегического планирования

Статья 10. Полномочия участников стратегического планирования

1. Президент Российской Федерации:

1) осуществляет руководство государственной политикой в сфере стратегического планирования;

2) определяет и уточняет направления, цели и приоритеты социально-экономической политики, цели социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

3) определяет направления достижения стратегических целей и важнейшие задачи, подлежащие решению;

4) определяет цели и задачи стратегического управления в Российской Федерации;

5) утверждает (одобряет) документы стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и по другим вопросам, находящимся в ведении Президента Российской Федерации, определяет порядок их разработки и корректировки;

6) определяет порядок осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Президента Российской Федерации;

7) принимает иные решения в сфере стратегического планирования.

2. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации осуществляют законодательное регулирование в сфере стратегического планирования, полномочия в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ «О парламентском контроле» и проводят обсуждение стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.

3. Правительство Российской Федерации:

1) определяет порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, и утверждает (одобряет) такие документы;

2) обеспечивает в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации согласование разрабатываемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов стратегического планирования, в частности стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, с документами стратегического планирования, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации;

3) определяет цели, задачи и показатели деятельности федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации;

4) определяет порядок осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, а также порядок подготовки отчетов (докладов) о реализации документов стратегического планирования;

5) обеспечивает согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации;

6) обеспечивает методическое обеспечение стратегического планирования;

7) определяет последовательность разработки и взаимоувязку документов стратегического планирования и содержащихся в них показателей, а также порядок формирования системы целевых показателей исходя из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации для разработки документов стратегического планирования;

8) определяет порядок ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования, в том числе порядок регистрации документов стратегического планирования в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования;

9) осуществляет контроль за соблюдением нормативных и методических требований к документам стратегического планирования Российской Федерации, включая требования к последовательности и порядку их разработки и корректировки;

10) осуществляет иные полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Совет Безопасности Российской Федерации:

1) осуществляет стратегическое планирование в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ «О безопасности», Положением о Совете Безопасности Российской Федерации;

2) осуществляет иные функции в сфере стратегического планирования в соответствии с решениями Президента Российской Федерации.

5. Счетная палата Российской Федерации:

1) осуществляет полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»;

2) осуществляет иные полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Центральный банк Российской Федерации:

1) осуществляет полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

2) осуществляет иные полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Федеральные органы исполнительной власти:

1) разрабатывают документы стратегического планирования на федеральном уровне, осуществляют координацию и методическое обеспечение стратегического планирования в отдельных сферах государственного управления в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона;

2) разрабатывают планы деятельности федеральных органов исполнительной власти и утверждают отчеты об их реализации;

3) осуществляют мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования на федеральном уровне;

4) осуществляют иные полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона.

8. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

1) участвует в обеспечении реализации единой государственной политики в сфере стратегического планирования, организует разработку проектов нормативных правовых актов в указанной сфере и осуществляет методическое обеспечение стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации;

2) определяет порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования, находящихся в ведении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и утверждает (одобряет) такие документы;

3) определяет порядок методического обеспечения стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации;

4) определяет последовательность разработки и взаимоувязку документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации и содержащихся в них показателей, а также порядок формирования системы целевых показателей исходя из приоритетов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для разработки документов стратегического планирования;

Смотрите так же:  Страховка на авто в воронеже

5) определяет цели, задачи и показатели деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

6) обеспечивает согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации;

7) осуществляет мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

8) определяет порядок подготовки отчетов (докладов) о реализации документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации;

9) осуществляет контроль за соблюдением нормативных и методических требований к документам стратегического планирования субъекта Российской Федерации, включая требования к последовательности и порядку их разработки и корректировки;

10) осуществляет иные полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

9. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации:

1) разрабатывают документы стратегического планирования субъекта Российской Федерации, обеспечивают координацию разработки и корректировки документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона;

2) осуществляют мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации;

3) осуществляют иные полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона.

10. Органы местного самоуправления осуществляют полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона.

Полномочия местного самоуправления в сфере социально-экономического развития территорий

Базовым документом для разработки программ социально-экономического раз­вития муниципальных образований служит указ Президента РФ «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» (1996 г.). В этом документе указано, что основной задачей органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижение тем самым политической и соци­альной стабильности в регионе посредством взаимосогласованных действий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Отмече­но, что только действительно самостоятельные, независимые в организационном, финансовом, правовом отношении органы местного самоуправления способны ус­пешно осуществлять региональную политику, учитывающую потребности населения.

Особую роль в социально-экономическом развитии государства и регионов играет стимулирование развития городов, располагающих крупным экономическим и научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точка­ми роста» экономики соответствующих субъектов РФ.

Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В ст. 5 названного Закона закреплены основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Этот орган государственной власти принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ней (нему), если иное не установлено конституцией (уставом) субъекта РФ; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ; осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, названным Законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии со ст. 21 названного Закона разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и экологии.

В комментируемой статье определены полномочия субъектов РФ в области земельных отношений. К ним относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Полномочия Администрации Смоленской области

Статья 21. Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации

1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии.
(в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 18.07.2009 N 175-ФЗ)
2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)
б) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
д) управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд;
ж) исключен. — Федеральный закон от 04.07.2003 N 95-ФЗ;
з) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Основные полномочия

1. Правительство Ленинградской области:

1) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ленинградской области, участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии;

2) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

3) разрабатывает для представления Губернатором Ленинградской области в Законодательное собрание Ленинградской области проект областного бюджета, а также проект стратегии социально-экономического развития Ленинградской области;

4) обеспечивает исполнение областного бюджета, готовит отчет о его исполнении, ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Ленинградской области, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Ленинградской области, ежегодные отчеты о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Ленинградской области для представления их Губернатором Ленинградской области в Законодательное собрание Ленинградской области;

Смотрите так же:  Как оформить выделение доли супругами

5) формирует отраслевые, территориальные и иные органы исполнительной власти Ленинградской области;

6) управляет и распоряжается собственностью Ленинградской области в соответствии с законами Ленинградской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Ленинградской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Ленинградской области, областным законам и иным нормативным правовым актам Ленинградской области, а также вправе обратиться в суд;

7-1) осуществляет возложенные на него полномочия, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствии с федеральным законом;

8) осуществляет иные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, определенные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации;

9) осуществляет другие полномочия, установленные федеральными законами, Уставом Ленинградской области и областными законами, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

2. Если в федеральных законах, договорах о разграничении предметов ведения и полномочий, правовых актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации определяются полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации без указаний их статуса, такие полномочия осуществляет Правительство Ленинградской области, если иное не установлено федеральным или областным законом.

3. Правительство Ленинградской области вправе полностью или частично передавать осуществление своих полномочий отраслевым, территориальным и иным органам исполнительной власти Ленинградской области, если это не противоречит федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Ленинградской области или областным законам.

Полномочия субъектов рф в социально-экономической сфере

Отнесение Конституцией РФ (п. «е» ч. 1 ст. 72) общих вопросов образования к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предполагает необходимость уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[1] (п. 2 ст. 26. 3) установлены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (они были перечислены в комментарии к ст. 7 Закона).

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования уточнены в комментируемом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и в законах субъектов Российской Федерации об образовании (например, статья 4 «Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере образования» Закона Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»[2]).

К таким полномочиям отнесены:

— разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации (например, Постановление Правительства Тюменской области от 30 декабря 2014 г. № 698-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Основные направления развития образования и науки» до 2020 года»»[3], Постановление Правительства Республики Ингушетия от 18 декабря 2012 г. № 280 «О республиканской целевой программе «Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2013 — 2017 годы»»[4];

— создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации (например, Постановление правительства Еврейской автономной области от 4 февраля 2014 г. № 25-пп «О Порядке согласования создания филиалов государственных образовательных организаций на территории Еврейской автономной области»[5], Решение Владимирского городского Совета народных депутатов от 27 января 2005 г. № 6 «О «Положении о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных учреждений г. Владимира и утверждения их уставов»»[6], Постановление правительства Тульской области от 27 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации, находящейся в ведении Тульской области, муниципальной образовательной организации»[7]);

— обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (например, Постановление Правительства Свердловской области от 2 апреля 2014 г. № 278-ПП «Об утверждении порядков расчета объемов (размеров) субвенций, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях и обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях»[8], Постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 г. № 565-пп «Об утверждении нормативов расходов и порядка перечисления местным бюджетам субвенций из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, дошкольных группах образовательных организаций»[9]);

— организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (например, Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай от 25 февраля 2014 г. № 331 «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Алтай государственной услуги по предоставлению информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в образовательных организациях, расположенных на территории Республики Алтай»[10]);

— создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (например, Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 апреля 2014 г. № 94 «О среднем размере родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях Республики Адыгея и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования»[11]);

— финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях (например, Постановление Правительства Ростовской области от 6 марта 2014 г. № 149 «О порядке определения объема и предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям и субсидий частным общеобразовательным организациям»[12], Постановление Правительства Красноярского края от 3 апреля 2014 г. № 119-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат частным образовательным организациям на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, расположенным на территории Красноярского края»[13]);

Смотрите так же:  Осаго плюс то

— организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования (например, Постановление Правительства Республики Бурятия от 6 августа 2014 г. № 362 «Об утверждении Порядка установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан по профессиям и специальностям для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета»[14], Приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 16 января 2015 г. № 30 «Об утверждении Порядка предоставления бесплатного питания обучающимся в средних профессиональных образовательных организациях Республики Калмыкия»[15], Постановление Правительства Магаданской области от 15 мая 2014 г. № 402-пп «Об утверждении норматива формирования стипендиального фонда и порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения по программам среднего профессионального образования, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета и других форм денежных выплат»[16]);

— организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (например, Постановление Правительства Амурской области от 15 мая 2014 г. № 285 «О Правилах предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов на предоставление грантов общеобразовательным организациям на дополнительное образование детей по программам изучения традиционных промыслов коренных малочисленных народов»[17], Постановление Администрации Ярославской области от 19 апреля 2006 г. № 76-а «О нормативе бюджетного финансирования предоставления услуг по дополнительному образованию детей»[18]);

— организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (Постановление Правительства Республики Тыва от 11 декабря 2014 г. № 572 «Об утверждении Положения о порядке и условиях направления на прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования, включая обучение в другой местности, некоторых категорий граждан»[19], Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 № 1099 «Об утверждении Положения об организации в Республике Татарстан опережающего профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников организаций, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию деятельности в соответствии с инвестиционными проектами, на 2014 —2020 годы»[20]);

— организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ (например, Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 г. № 1115 «Об утверждении порядка обеспечения в Республике Татарстан муниципальных образовательных организаций и государственных образовательных организаций Республики Татарстан учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ»[21]);

— обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации (например, Постановление Правительства Ленинградской области от 19 июня 2014 г. № 251 «Об обеспечении осуществления мониторинга в системе образования Ленинградской области»[22], Приказ минобразования Нижегородской области от 25 сентября 2014 г. № 2073 «О проведении мониторинга системы образования Нижегородской области»[23]);

— организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации (например, Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 2 сентября 2014 г. № 4664 «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в образовательных организациях Алтайского края»[24], Приказ Департамента образования Ивановской области от 5 марта 2013 г. № 311-о «Об утверждении Административного регламента оказания государственной услуги «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации»»[25];

— создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (например, Приказ Министерства образования и науки Краснодарского края от 18 октября 2013 г. № 6275 «Об утверждении порядка проведения независимой оценки качества работы государственных образовательных организаций, подведомственных министерству образования и науки Краснодарского края»[26], Постановление Правительства Республики Дагестан от 13 августа 2015 г. № 239 «О независимой оценке качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»[27].

Перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, установленный в комментируемой статье, не является закрытым. Он может изменяться и дополняться через внесение соответствующих поправок и дополнений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Последний раз такая поправка вносилась Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»[28].

В части 2 комментируемой статьи установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, а также предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.

Так, в Постановлении Правительства Оренбургской области от 26 февраля 2014 г. № 104-п «Об установлении дополнительного финансового обеспечения мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Оренбургской области и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам»[29] установлено, что дополнительное финансовое обеспечение за счет средств областного бюджета осуществляется в форме предоставления субсидии бюджетам городских округов и муниципальных районов области на мероприятия по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Оренбургской области и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам в порядке, предусмотренном Правительством Оренбургской области.

В качестве уполномоченного органа на предоставление субсидии бюджетам городских округов и муниципальных районов области определено министерство образования Оренбургской области.

Методические рекомендации о порядке определения нормативных затрат при формировании субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дополнительного образования детей утверждены Минобрнауки России 1 июля 2014 г. № ВК-103/09вн)[30].

В ч. 3 комментируемой статьи закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях высшего образования субъектов Российской Федерации. Данная норма федерального закона воспроизводится в региональных законах об образовании. Так в ст. 6 «Полномочия Правительства Республики Хакасия в сфере образования» Закона Республики Хакасия от 5 июля 2013 г. № 60-ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия»[31] установлено: «Правительство Республики Хакасия вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях высшего образования Республики Хакасия».

Author: admin