Полномочия руководителя образовательного учреждения определяются

Комментарий к статье 35

Комментируемая статья посвящена управлению государственными и муниципальными образовательными учреждениями, под которым принято понимать сознательное целенаправленное воздействие учредителя, руководителя и органов самоуправления государственного или муниципального образовательного учреждения на деятельность такого учреждения, осуществляемое с целью направить ее на достижение результатов, определенных законодательством об образовании и уставом данного учреждения.

Правовую основу управления государственными и муниципальными образовательными учреждениями составляют законодательством об образовании, гражданское законодательство и уставы соответствующих образовательных учреждений.

В основе управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями лежат принципы: единоначалия и самоуправления.

Принцип единоначалия в управлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями предполагает, что во главе таких учреждений стоит прошедший соответствующую аттестацию руководитель (заведующий, директор, ректор т.п.), назначаемый учредителем, либо избираемый коллективом образовательного учреждения. Именно такой руководитель осуществляет непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением, решает текущие вопросы, возникающие в процессе деятельности такого учреждения. Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения устанавливается Правительством Российской Федерации (например, постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 695 утверждено Положение о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения).

Порядок формирования единоличного исполнительного органа государственного или муниципального образовательного учреждения определяется его уставом в соответствии п. 4 комментируемой статьи, согласно которому руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения может быть:

избран коллективом образовательного учреждения;

избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;

избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;

назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;

Для отдельных видов и типов образовательных учреждений предусматривается специальный порядок формирования единоличного исполнительного органа. Так, например, согласно п. 3 ст. 12 Закона о высшем образовании ректор федерального государственного высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения, избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет и утверждается в должности федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение.

Некоторые способы формирования единоличного исполнительного органа образовательного учреждения на практике не применяются (например, в настоящее время уставами образовательных учреждений не предусматривается избрание (без согласования с учредителем) и найм руководителя).

Принцип самоуправления состоит в том, что члены коллектива государственного или муниципального образовательного учреждения принимают участие в управлении его деятельностью. Самоуправление в государственном или муниципальном образовательном учреждении может быть непосредственным, когда в решении наиболее принципиальных вопросов принимают участие все его работники, или опосредованным, когда работники государственного или муниципального образовательного учреждения выражают свою волю через специально созданные представительные органы.

Формами самоуправления в образовательном учреждении являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет, ученый совет и т.п. В государственном или муниципальном образовательном учреждении может одновременно функционировать несколько органов самоуправления, каждый из которых имеет собственную компетенцию, определяемую целью его формирования. Порядок выборов представительных органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

Разграничение полномочий между представительными органами самоуправления образовательного учреждения и единоличным исполнительным органом образовательного учреждения определяется уставом данного учреждения.

В зависимости от вида и типа образовательного учреждения порядок управления им может иметь определенные особенности. Особый интерес представляет порядок управления образовательными учреждениями высшего профессионального образования (далее –Вузы). Порядок управления Вузами имеет наибольшее число особенностей, которые нашли свое закрепление в ст. 12 Закона о высшем образовании и в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. № 264 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.09.2001 N 676, от 03.10.2002 N 731, от 23.12.2002 N 919, от 31.03.2003 N 175) (далее – Типовое положение о Вузе)

Общее руководство Вузом осуществляет выборный представительный орган — ученый совет. Согласно п. 2 ст. 12 Закона о высшем образовании и п. 53 Типового положения о Вузе в состав Ученого совета входят ректор, который является его председателем, проректоры, деканы факультетов, а также лица, избранные членами Ученого совета общим собранием (конференцией) работников Вуза путем тайного голосования. Состав, полномочия, порядок выборов и деятельности ученого совета определяются уставом Вуза на основании Типового положения Вузе.

Представители структурных подразделений и обучающихся считаются избранными в состав ученого совета или отозванными из него, если за них проголосовало более 50 процентов присутствующих на общем собрании (конференции) при наличии не менее двух третей списочного состава делегатов. Состав ученого совета объявляется приказом ректора высшего учебного заведения. В случае увольнения (отчисления) из высшего учебного заведения члена ученого совета он автоматически выбывает из состава ученого совета. Срок полномочий ученого совета не может превышать 5 лет. Досрочные перевыборы членов ученого совета проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных уставом высшего учебного заведения (п. 53 Типового положения о Вузе).

Непосредственное управление Вузом осуществляет ректор, который избирается в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом высшего учебного заведения и действует на основе решений органов государственной власти и органов вузовского самоуправления. Ректор несет ответственность за подготовку высококвалифицированных специалистов, руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью государственного высшего учебного заведения, исполнение законодательства Российской Федерации, реализацию решений органов государственной власти и в части обеспечения выполнения указанных задач осуществляет функции представителя государства в учебном заведении. Права и обязанности ректора, его компетенция в области управления государственным высшим учебным заведением, руководства коллективом вуза, составляющие статус ректора, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уставом Вуза.

В структурных подразделениях Вуза по решению ученого совета могут создаваться выборные представительные органы — ученые советы (советы). Порядок создания и деятельности, состав и полномочия ученого совета (совета) структурного подразделения определяются ученым советом высшего учебного заведения.

Факультет возглавляет декан, избираемый в порядке, определяемом уставом Вуза, ученым советом Вуза или ученым советом (советом) структурного подразделения путем тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных работников высшего учебного заведения, имеющих ученую степень или звание, и утверждаемый в должности приказом ректора.

Кафедру возглавляет заведующий, избираемый в порядке, определяемом уставом Вуза, ученым советом Вуза или ученым советом (советом) структурного подразделения путем тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень или звание, и утверждаемый в должности приказом ректора.

Отдельно необходимо остановиться на порядке управления военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования (далее – высшее военно-учебное заведение), определенном Типовым положением об образовательных учреждениях данного типа, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 650 (в ред. постановлений Правительства РФ от 24.09.2002 № 697, от 23.12.2002 № 919, от 21.10.2004 № 568)

Управление высшим военно-учебным заведением осуществляется в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, указанным Типовым положением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом высшего военно-учебного заведения на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Непосредственное управление деятельностью высшего военно-учебного заведения осуществляет начальник высшего военно-учебного заведения. Начальник высшего военно-учебного заведения назначается на должность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и является прямым начальником для военнослужащих и лиц гражданского персонала высшего военно-учебного заведения. Права и обязанности начальника высшего военно-учебного заведения определяются общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Начальник высшего военно-учебного заведения отвечает за состояние и деятельность высшего военно-учебного заведения и всех его структурных подразделений.

Для рассмотрения основных вопросов деятельности высшего военно-учебного заведения создается выборный представительный орган — ученый совет под председательством начальника высшего военно-учебного заведения. Срок полномочий ученого совета не может превышать пяти лет. Досрочные перевыборы ученого совета проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных уставом высшего военно-учебного заведения.

В филиалах и на факультетах высших военно-учебных заведений, имеющих в своем составе кафедры, создаются ученые советы филиалов (факультетов) под председательством начальников филиалов (факультетов).

Состав, полномочия, порядок создания и работы ученого совета высшего военно-учебного заведения (филиала, факультета) определяются уставом высшего военно-учебного заведения.

Особенности управления государственными и муниципальными образовательными учреждениями среднего профессионального образования закреплены в разделе IV Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. № 160 (в ред. постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 31.03.2003 № 175)

В среднем специальном учебном заведении создается выборный представительный орган — совет среднего специального учебного заведения (далее именуется — совет). В состав совета входят директор (начальник) среднего специального учебного заведения, представители всех категорий работников, обучающихся, а также заинтересованных предприятий, учреждений и организаций. Председателем совета является директор (начальник). Другие члены совета избираются общим собранием (конференцией). Срок полномочий совета не может превышать 5 лет. Досрочные выборы совета проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в других случаях, предусмотренных уставом среднего специального учебного заведения. В среднем специальном учебном заведении могут создаваться и иные органы самоуправления: педагогические и методические советы, попечительский совет и другие. В филиале среднего специального учебного заведения может создаваться в соответствии с уставом выборный представительный орган — совет филиала. Порядок выборов, деятельность и полномочия органов самоуправления определяются уставом среднего специального учебного заведения.

Непосредственное управление средним специальным учебным заведением осуществляет директор (начальник), прошедший соответствующую аттестацию. Порядок занятия должности директора (начальника) определяется уставом среднего специального учебного заведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Директор (начальник) среднего специального учебного заведения в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом действует от имени среднего специального учебного заведения, представляет его во всех организациях, заключает договоры, в том числе трудовые договоры (контракты), выдает доверенности, открывает счета в банке, в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников и обучающихся. Директор (начальник) в соответствии с законодательством Российской Федерации назначает и освобождает от должности работников, определяет должностные обязанности работников.

Особенности управления образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, закреплены в соответствующем Типовом положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 (в ред. постановлений Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 213, 23 декабря 2002 г. № 919, 31 марта 2003 г. № 175).

Установлению порядка управления учреждениями начального профессионального образования посвящен раздел 5 Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 650 (в ред. постановлений Правительства РФ от 03.10.2002 № 731, от 23.12.2002 № 919).

Смотрите так же:  Страхование осаго вск воронеж

Порядку управления Образовательными учреждениями дополнительного образования детей посвящен раздел 5 Типовых положений об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 233 (в ред. постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 № 212, от 08.08.2003 № 470, 1 февраля 2005 г. № 49).

В пунктах 6 и 7 комментируемой статьи устанавливаются ограничения руководителей образовательных учреждений, а также их филиалов (отделений). Так, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений запрещается совмещение их должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательных учреждений. Должностные обязанности руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений, их филиалов (отделений) не могут исполняться по совместительству.

Контактная информация
© 2018 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Положение о формах самоуправления

Муниципальное образовательное учреждение

«Семеновская средняя общеобразовательная школа»

Протокол педсовета Директор школы________/Т.Н.Шахтарина

от 02.11.2012 г. № 2 Приказ от « » ноября 2012 г. № — од

Положение о формах самоуправления

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение о формах самоуправления образовательного учреждения, порядке их выборов и компетенции (далее — Положение) разработано на основании Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», в целях расширения участия общества в разработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании, общественного участия в развитии образования, развития общественно-гражданских форм управления образовательным учреждением, содействия осуществлению самоуправленческих начал, развитию инициативы коллектива, реализации прав образовательного учреждения в решении вопросов, способствующих организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности, расширению коллективных, демократических форм управления и воплощению в жизнь государственно-общественных принципов управления.

1. Формы самоуправления образовательного учреждения.

Формами самоуправления образовательного учреждения являются:

совет образовательного учреждения, общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, методические объединения, управляющий совет, родительский комитет, совет старшеклассников.

1.1. Управляющий совет — коллегиальный внутренний орган государственно-общественного управления, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных членов и имеющий зафиксированные в уставе образовательного учреждения управленческие полномочия по решению наиболее важных вопросов функционирования и развития образовательного учреждения.

1.2. Совет образовательного учреждения является коллегиальным органом самоуправления, осуществляющим в соответствии с уставом образовательного учреждения решение отдельных вопросов, относящихся к компетенции образовательного учреждения.

1.3. Педагогический совет образовательного учреждения является постоянно действующим коллегиальным органом самоуправления педагогических работников, создаваемым для рассмотрения вопросов организации образовательного процесса образовательного учреждения, развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста педагогических работников в образовательном учреждении.

1.4. Методические объединения образовательного учреждения — это орган самоуправления образовательного учреждения, объединяющий педагогических работников образовательного учреждения для осуществления общего руководства методической и научно-методической работой педагогического коллектива общеобразовательного учреждения.

1.5. Общее собрание работников учреждения — орган самоуправления учреждения, объединяющий всех работников учреждения.

1.6. Родительский комитет является органом самоуправления образовательного учреждения, создаваемым с целью оказания помощи педагогическому коллективу образовательного учреждения в организации образовательного процесса, внеурочного времени и социальной защиты обучающихся, развития образовательного учреждения, совершенствования условий для осуществления образовательного процесса.

1.7. Совет старшеклассников является органом ученического самоуправления образовательного учреждения, создаваемым в интересах достижения социальных образовательных и иных общественно полезных целей в интересах обучающихся образовательного учреждения.

2. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения.

2.1. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения, их компетенции определяются уставом образовательного учреждения, законодательством Российской Федерации.

2.2. Органы самоуправления образовательного учреждения работают в тесном контакте с администрацией образовательного учреждения и общественными организациями в соответствии с действующим законодательством и подзаконными актами.

2.3. В своей работе органы самоуправления образовательного учреждения руководствуются Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении, нормативными правовыми актами Министерства образования Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, настоящим Положением и уставом образовательного учреждения.

2.4. Органы самоуправления образовательного учреждения действуют в соответствии с уставом образовательного учреждения и локальным актом (положением, регламентом и т.д.), регламентирующим распределение и закрепление задач, функций (обязанностей), прав и ответственности, установление взаимосвязей, разрабатываемым и утверждаемым руководителем образовательного учреждения с учетом мнения соответствующего органа самоуправления образовательным учреждением, к чьей компетенции в соответствии с уставом образовательного учреждения относится этот вопрос.

2.5. Органы самоуправления образовательного учреждения действуют как на постоянной основе (например, педагогический совет образовательного учреждения), так и собираются по мере необходимости, но реже 2 — 4 раз в год.

2.6. Формирование органов самоуправления образовательного учреждения осуществляется путем выборов, назначения.

В состав органов самоуправления образовательного учреждения входят и (или) избираются представители педагогических работников, обучающихся (воспитанников) II и III ступеней, общественности, родителей (законных представителей), представители учреждения.

2.7. Общая численность членов органов самоуправления образовательного учреждения и порядок их выборов определяются уставом образовательного учреждения.

2.8. При очередных выборах состав органов самоуправления образовательного учреждения, как правило, обновляется не менее чем на треть.

2.9. Председателем органа самоуправления образовательного учреждения является руководитель образовательного учреждения или иное лицо, избранное путем голосования из числа данного органа самоуправления. В случае избрания председателя (например, совета образовательного учреждения) руководитель образовательного учреждения входит в состав органа самоуправления образовательного учреждения на правах сопредседателя.

2.10. Для ведения протокола заседания соответствующего органа самоуправления образовательного учреждения из его членов избирается секретарь.

3. Права и ответственность органов самоуправления образовательного учреждения.

Разграничение полномочий между органами самоуправления образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяются уставом образовательного учреждения.

3.1. Решения органов самоуправления образовательного учреждения, принятые в пределах его компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются рекомендательными для администрации образовательного учреждения, всех членов коллектива. В отдельных случаях может быть издан приказ по образовательному учреждению, устанавливающий обязательность исполнения решения органа самоуправления образовательного учреждения участниками образовательного процесса.

3.2. Органы самоуправления образовательного учреждения имеют следующие права:

— предлагать руководителю образовательного учреждения план мероприятий по совершенствованию работы образовательного учреждения;

— участвовать в организации и проведении общеучрежденческих мероприятий воспитательного характера для обучающихся;

— совместно с руководителем образовательного учреждения готовить информационные и аналитические материалы о деятельности образовательного учреждения для опубликования в средствах массовой информации;

— заслушивать и принимать участие в обсуждении отчетов о деятельности органов самоуправления образовательного учреждения.

3.3. Органы самоуправления образовательного учреждения несут ответственность за:

— выполнение плана работы;

— соблюдение законодательства Российской Федерации об образовании в своей деятельности;

— компетентность принимаемых решений;

— развитие принципов самоуправления образовательного учреждения;

— упрочение авторитетности образовательного учреждения.

3.4. Делопроизводство органов самоуправления образовательного учреждения.

3.4.1. Ежегодно планы работы органов самоуправления образовательного учреждения, отчеты о его деятельности входят в номенклатуру дел образовательного учреждения.

3.4.2. Протоколы заседаний органов самоуправления образовательного учреждения, его решения оформляются секретарем в книгу протоколов заседаний органа самоуправления образовательного учреждения, каждый протокол подписывается председателем органа самоуправления образовательного учреждения и секретарем

Полномочия руководителя образовательного учреждения определяются

9.1.4.Управление образовательным учреждением

Образовательным является учреждение, осуществляющее обра­зовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько обра­зовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспи­тание обучающихся, воспитанников.

Действие федерального законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения, находящиеся на территории Российской Федерации.

Деятельность государственных, муниципальных образователь­ных учреждений регулируется типовыми положениями о соответст­вующих типах и видах образовательных учреждений и разрабатывае­мыми на их основе уставами.

Государственный статус образовательного учреждения устанав­ливается при его аккредитации.

Структура и требования к содержанию устава образовательного учреждения определены Законом Российской Федерации об образо­вании. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной федеральным законодательством, разрабатывается и принимается им самостоятельно.

Основы организации управления образовательным учреждением в принципе определены Законом об образовании, а высшим учебным заведением, кроме того, федеральным Законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании (ст. 12). Дополнительно уп­равление видами и конкретными образовательными учреждениями регулируется Типовыми положениями и их уставами. Дополнения диктуются особенностями типов и видов образовательных учреж­дений и чаще всего касаются процедур формирования органов, разграничения компетенции между управленческими структурами и дру­гих вопросов, решение которых дозволено самим образовательным учреждениям.

В соответствии с Законом об образовании управление государст­венными и муниципальными учреждениями осуществляется на прин­ципе единоначалия и самоуправления, формами которого являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагоги­ческий совет и др. Порядок выборов этих органов и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

Непосредственное управление указанным образовательным уч­реждением осуществляет прошедший аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель. Он может быть: нанят сове­том по контракту; избран коллективом образовательного учрежде­ния; избран коллективом образовательного учреждения с предвари­тельным согласованием кандидатуры (кандидатур) с учредителем; избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем; назначен учредителем с предоставлени­ем совету образовательного учреждения права вето; назначен учре­дителем; нанят учредителем. В гражданском образовательном учреж­дении назначение ректора не допускается.

Полномочия совета и руководителя образовательного учрежде­ния разграничиваются в его уставе.

Непосредственное управление государственным или муници­пальным образовательным учреждением осуществляет прошедший установленную аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.

Статус руководителя государственного образовательного учреж­дения федерального подчинения определяется Правительством Рос­сийской Федерации.

Эти позиции отражены в типовых положениях об образователь­ных учреждениях, которые регламентируют и иные вопросы. На­пример, ряд функций совета государственного или муниципального учреждения начального профессионального образования закреплен непосредственно в Типовом положении о нем (рассмотрение случаев отчисления и перевода в другое образовательное учреждение обуча­ющихся и др.). Типовым положением о государственном среднем спе­циальном учебном заведении определены состав его совета, возмож­ность досрочного его перевыбора и его порядок; возможность созда­ния других органов; полномочия директора как органа юридического лица и распорядителя кредита и др.

Управление государственным высшим учебным заведением более детально регламентируется федеральным Законом о высшем и послевузовском образовании, Типовым положением о таком учебном заве­дении.

Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет ученый совет. Он является выборным представительным органом. В его состав входят ректор (он же председатель учебного совета) и про­ректоры. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием.

Порядок выбора первого состава ученого совета определяется об­щим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотруд­ников и представителей других категорий работников и обучающих­ся. В состав ученого совета могут избираться представители всех категорий работников и обучающихся вуза, общественных организаций.

Досрочные выборы ученого совета проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных ус­тавом вуза.

В вузе могут создаваться другие советы по различным направ­лениям. Порядок выборов, состав, полномочия и другие вопросы дея­тельности советов определяются уставом вуза.

Смотрите так же:  Налог на вклады в рф

Непосредственное управление вузом осуществляет ректор, избираемый тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет и утверждаемый в должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз. Порядок избрания ректора устанавливается уставом вуза.

При мотивированном отказе органа управления образования утвердить кандидатуру, избранную на должность ректора, проводятся новые выборы. Если в этом случае кандидат на должность ректора набирает не менее чем две трети голосов участников общего собрания (конференции), он утверждается органом управления образованием в обязательном порядке.

В создаваемом или реорганизуемом государственном или муниципальном вузе до формирования ученого совета устав соответствующего вуза утверждается государственным органом управления образованием на срок не более чем один год. С ректором такого вуза заключается трудовой договор (контракт) на этот же срок.

В пределах своих полномочий ректор издает приказы и распоря­жения, обязательные для всех работников и обучающихся в вузе.

Исполнение части своих полномочий ректор может передавать проректорам и другим руководящим работникам вуза.

В зависимости от структуры вуза в отдельных подразделениях (факультет и др.) могут создаваться выборные представительные органы — ученые советы. Порядок их избрания и полномочия определяются уставом вуза.

Факультет возглавляет декан факультета, избираемый ученым советом вуза из числа лиц, имеющих ученую степень или звание. Порядок избрания декана определяется уставом вуза.

Кафедру возглавляет заведующий. Положения о кафедре и других подразделениях разрабатывает и утверждает вуз в порядке, предус­мотренном его уставом.

Управление муниципальным высшим учебным заведением стро­ится по той же модели, что и государственным вузом.

Основополагающим принципом управления государственным и муниципальным вузом является сочетание единоначалия и кол­легиальности.

Среди вузов Российской Федерации особое место занимает Мос­ковский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Он явля­ется учебно-научным и учебно-методическим центром высшего обра­зования страны. Он не имеет ведомственной подчиненности, органи­зация управления им регламентируется уставом, учитывающим осо­бый статус и структуру университета.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляют непосредственно его учредители или по их поручению попечительский совет, формируемый учредителями. Многие вопросы организации управления таким учреждением регламентируются в его уставе.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

§ 1. Что регулирует административное право? Изложенные позиции подводят к чисто … Как уже отмечалось, существует особая отрасль правовой системы Российской Федерации, основным.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с … К содержанию книги: Административное право. Смотрите также. . огромное разнообразие специальных.

Административное право как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, процедуры деятельности.

Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, поэтому общеотраслевой режим административного права носит публично-правовой характер.

Административное право практически использует все методы правового регулирования. Вместе с тем определяющее влияние на выбор тех или иных средств правового воздействия на управленческие.

К содержанию книги: Административное право России. Смотрите также: Административное право Административное право. Экологический контроль.

Поэтому административное право ограничивается лишь определением структуры . Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того, .

Полномочия руководителя образовательного учреждения определяются

Проекты основных законодательных актов по расширению общественного участия в управлении школой:
Советы общеобразовательных учреждений

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ) «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 1997, № 47, ст. 5341; 2000, № 30, ст. 3120; № 33, ст. 3348; 2002, № 7, ст. 631; № 12, ст. 1093; № 26, ст. 2517, № 30, ст. 3029; 2003, № 2, ст. 163) следующие изменения и дополнения:

1. Дополнить Закон статьей 351 следующего содержания:

«Статья 351. Особенности управления государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями

1. В целях реализации государственно-общественного характера управления в системе общего образования, направленного на повышение его качества, создания условий для осуществления прав участников образовательного процесса и общественности на участие в управлении государственными (муниципальными) общеобразовательными учреждениями, в том числе в организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности, в таких учреждениях создается (образуется) совет общеобразовательного учреждения.

2. Совет общеобразовательного учреждения состоит из представителей участников образовательного процесса и учредителя.

В состав совета общеобразовательного учреждения могут входить:
— выпускники, окончившие данное общеобразовательное учреждение;
— работодатели (их представители), чья деятельность прямо или косвенно связана с данным общеобразовательным учреждением или территорией, на которой оно расположено;
— представители образовательных и научных учреждений (организаций);
— граждане, известные своей культурной, научной, общественной, в том числе благотворительной, деятельностью в сфере образования.

3. Совет общеобразовательного учреждения создается (образуется) в каждом государственном (муниципальном) общеобразовательном учреждении с числом обучающихся не менее пятидесяти.
Порядок государственно-общественного управления в государственном (муниципальным) общеобразовательном учреждении с числом обучающихся менее пятидесяти определяется типовым положением об общеобразовательном учреждении.

4. Совет общеобразовательного учреждения создается (образуется) с использованием процедур выборов, назначения и кооптации.
Члены совета общеобразовательного учреждения из числа участников образовательного определяются с использованием процедуры выборов.
Представитель (доверенное лицо) учредителя в совете общеобразовательного учреждения назначается учредителем соответствующего общеобразовательного учреждения.
Руководитель общеобразовательного учреждения входит в состав совета по должности.
Лица, перечисленные в части второй пункта 2 настоящей статьи, включаются в состав совета общеобразовательного учреждения на основе кооптации.
Обучающиеся и работники (в том числе руководитель) общеобразовательного учреждения не могут быть избраны председателем совета общеобразовательного учреждения.

5. Совет общеобразовательного учреждения считается созданным и приступает к осуществлению своих полномочий со дня утверждения учредителем персонального состава совета.
Персональный состав совета общеобразовательного учреждения утверждается приказом или иным правовым актом учредителя общеобразовательного учреждения не позднее чем в двухнедельный срок со дня передачи учредителю списка членов совета с приложением копий протоколов соответствующих собраний по выбору членов совета. Персональный состав совета общеобразовательного учреждения может быть отклонен учредителем полностью или частично только в случае нарушения процедуры выборов.
Изменения в составе совета общеобразовательного учреждения утверждаются учредителем в порядке, изложенном в части второй настоящего пункта. Полномочия члена совета общеобразовательного учреждения возникают (прекращаются) со дня издания учредителем соответствующего приказа или иного правового акта.

6. Приступивший к осуществлению своих полномочий совет общеобразовательного учреждения вправе кооптировать в свой состав членов из числа лиц, перечисленных в части второй пункта 2 настоящей статьи.
Кандидатуры для кооптации, представленные учредителем, рассматриваются советом общеобразовательного учреждения в первоочередном порядке.

7. Члены совета общеобразовательного учреждения работают на общественных началах.
Общеобразовательное учреждение не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам своего совета за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе совета общеобразовательного учреждения (транспортные, командировочные и другие расходы) и выплаты премий.
Премирование членов совета общеобразовательного учреждения осуществляется в порядке, определяемом уставом общеобразовательного учреждения.
Компенсация расходов и выплата премий членам совета общеобразовательного учреждения может производиться исключительно из средств, полученных общеобразовательным учреждением за счет уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников.

8. Процедура выборов, назначения и кооптации членов совета общеобразовательного учреждения и порядок его работы в части, не урегулированной настоящим Законом, определяются типовым положением об общеобразовательном учреждении и (или) уставом общеобразовательного учреждения.

9. Совет общеобразовательного учреждения:
а) принимает изменения и дополнения к уставу общеобразовательного учреждения и направляет их для утверждения учредителю общеобразовательного учреждения;
б) согласовывает компонент образовательного учреждения государственного стандарта общего образования по представлению руководителя общеобразовательного учреждения после одобрения педагогическим советом общеобразовательного учреждения;
в) утверждает программу (план) развития общеобразовательного учреждения (по представлению руководителя образовательного учреждения);
г) устанавливает режим работы общеобразовательного учреждения, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий; принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся и педагогических работников и источники финансирования затрат на ее приобретение;
д) рассматривает по представлению руководителя общеобразовательного учреждения смету бюджетного финансирования и согласовывает смету расходования средств, полученных образовательным учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников;
е) представляет учредителю для назначения на должность руководителя общеобразовательного учреждения кандидата, избранного по конкурсу, процедура проведения которого определяется уставом общеобразовательного учреждения. Учредитель вправе отклонить представленную советом кандидатуру только в случае нарушения процедуры проведения конкурса;
ж) ходатайствует перед учредителем общеобразовательного учреждения о расторжении трудового договора с руководителем общеобразовательного учреждения.
Совет общеобразовательного учреждения рассматривает и (или) решает также иные вопросы, отнесенные к его компетенции типовым положением об общеобразовательном учреждении и (или) уставом общеобразовательного учреждения.
Решения по вопросам, отнесенным к компетенции совета общеобразовательного учреждения, принимаются советом самостоятельно или по согласованию с органами государственной власти, органами местного самоуправления либо с учредителем общеобразовательного учреждения, если такое согласование предусмотрено законодательством Российской Федерации

10. Представители совета общеобразовательного учреждения (из числа членов, не являющихся работниками данного учреждения) вправе принимать участие в работе комиссий по лицензированию и аттестации данного общеобразовательного учреждения в качестве наблюдателей.

11. Учредитель общеобразовательного учреждения вправе распустить совет общеобразовательного учреждения в случае невыполнения советом своих обязанностей, а также совершения членом (членами) совета противоправных действий (бездействий), установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий.
Совет общеобразовательного учреждения образуется в новом составе в течение трех месяцев со дня издания учредителем приказа или иного правового акта о роспуске совета».

2. В статье 31:
подпункт 7 пункта 2 изложить в следующей редакции:
«7) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено настоящим Законом, иными федеральными законами, типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления, вынесенным в пределах его компетенции»;

3. В статье 35:
пункт 2 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Особенности управления государственными и муниципальными образовательными учреждениями отдельных типов и видов могут быть установлены настоящим Законом, иными федеральными законами»;

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением абзаца первого пункта 3 нововведенной статьи 351 Закона Российской Федерации «Об образовании» в части обязательного создания совета в каждом общеобразовательном учреждении с числом обучающихся свыше пятидесяти, который вступает в силу с 1 января 2007 года.

Смотрите так же:  Протест прокурора на решение главы администрации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

« «_________________ 200___, № ___________

(изменения и дополнения выделены жирным шрифтом)

В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, , № …, ст. …) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
1. Раздел V Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 13, ст. 1252) изложить в следующей редакции:

«V. Управление общеобразовательным учреждением

68. Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения, имеет демократический, государственно-общественный характер и строится на принципах единоначалия и самоуправления (участие в управлении участников образовательного процесса, представителей местного сообщества, общественности).

69. Основными формами самоуправления в общеобразовательном учреждении являются совет общеобразовательного учреждения, общее собрание, педагогический совет.
Порядок выборов органов самоуправления общеобразовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения в части, не урегулированной Законом Российской Федерации «Об образовании» и настоящим Типовым положением.

70. В общеобразовательном учреждении с числом обучающихся более пятидесяти в обязательном порядке создается совет общеобразовательного учреждения.
Совет общеобразовательного учреждения состоит из представителей участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), работников общеобразовательного учреждения) и представителя учредителя.
В состав совета общеобразовательного учреждения могут также входить:
— выпускники, окончившие данное общеобразовательное учреждение;
— работодатели (их представители), чья деятельность прямо или косвенно связана с данным общеобразовательным учреждением или территорией, на которой оно расположено;
— представители организаций образования, науки, культуры;
— граждане, известные своей культурной, научной, общественной, в том числе благотворительной, деятельностью в сфере образования.

71. Совет общеобразовательного учреждения создается (образуется) с использованием процедур выборов, назначения и кооптации.

72. Члены совета общеобразовательного учреждения из числа родителей (законных представителей) обучающихся всех ступеней общего образования избираются собранием (или конференцией) родителей (законных представителей) обучающихся.
При этом под конференцией понимается собрание специально избранных представителей родителей (законных представителей) обучающихся от каждого класса.
Родители (законные представители) обучающихся участвуют в выборах членов совета общеобразовательного учреждения — непосредственно на собрании или через своих представителей на конференции — по принципу одна семья (полная или неполная) один голос, независимо от количества детей данной семьи, обучающихся в данном общеобразовательном учреждении.

73. В состав совета общеобразовательного учреждения входят по одному представителю от обучающихся на каждой из параллелей третьей ступени общего образования (при наличия в общеобразовательном учреждении третьей ступени общего образования).
Члены совета общеобразовательного учреждения из числа обучающиеся третьей ступени общего образования избираются собранием обучающихся соответствующих параллельных классов третьей ступени общего образования данного общеобразовательного учреждения.

74. Члены совета общеобразовательного учреждения из числа работников избираются общим собранием (или конференцией) работников данного общеобразовательного учреждения, работающих на условиях полного рабочего дня (нормы часов, соответствующей ставке заработной платы).

75. Руководитель общеобразовательного учреждения входит в состав совета по должности. Руководитель общеобразовательного учреждения не может быть избран председателем совета общеобразовательного учреждения.

76. В состав совета общеобразовательного учреждения входит представитель (доверенное лицо) учредителя общеобразовательного учреждения.

77. Количественный состав совета общеобразовательного учреждения определяется в уставе соответствующего общеобразовательного учреждения и не может быть меньше 11 и больше 21 человека.
Количество членов совета общеобразовательного учреждения, избираемых из числа родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников), не может быть меньше одной трети и больше половины общего числа членов совета.
Количество членов совета общеобразовательного учреждения из числа работников общеобразовательного учреждения не может превышать одной четверти общего числа членов совета. При этом не менее двух третей членов совета общеобразовательного учреждения, представляющих его работников, должно быть избрано из числа педагогических работников данного общеобразовательного учреждения.

78. Совет общеобразовательного учреждения считается созданным и приступает к осуществлению своих полномочий со дня утверждения учредителем персонального состава совета.
Персональный состав совета общеобразовательного учреждения утверждается приказом или иным правовым актом учредителя общеобразовательного учреждения не позднее чем в двухнедельный срок со дня передачи учредителю списка избранных членов совета с приложением копий протоколов соответствующих собраний (конференций). Персональный состав совета общеобразовательного учреждения может быть отклонен учредителем полностью или частично только в случае нарушения процедуры выборов.
Изменения в составе совета общеобразовательного учреждения утверждаются учредителем в порядке, изложенном в части второй настоящего пункта. Полномочия члена совета общеобразовательного учреждения возникают (прекращаются) со дня издания учредителем соответствующего приказа или иного правового акта.

79. Приступивший к осуществлению своих полномочий совет общеобразовательного учреждения вправе кооптировать в свой состав членов из числа лиц, перечисленных в части третьей пункта 70 настоящего Типового положения.
Кандидатуры для кооптации, представленные учредителем, рассматриваются советом общеобразовательного учреждения в первоочередном порядке.

80. Члены совета общеобразовательного учреждения работают на общественных началах.
Общеобразовательное учреждение не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам своего совета за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе совета общеобразовательного учреждения (транспортные, командировочные и другие расходы) и выплаты премий.
Премирование членов совета общеобразовательного учреждения осуществляется в порядке, определяемом уставом общеобразовательного учреждения.
Компенсация расходов и выплата премий членам совета общеобразовательного учреждения может производиться исключительно из средств, полученных общеобразовательным учреждением за счет уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников.
В целях обеспечения эффективности деятельности совета общеобразовательного учреждения штатным расписанием общеобразовательного учреждения может быть предусмотрена должность исполнительного секретаря совета. Оплата работы исполнительного секретаря совета общеобразовательного учреждения производиться исключительно из средств, полученных общеобразовательным учреждением за счет уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников.

81. Совет общеобразовательного учреждения:
а) принимает устав общеобразовательного учреждения, изменения и дополнения к нему и направляет их для утверждения учредителю общеобразовательного учреждения;
б) принимает решение об исключении обучающегося из общеобразовательного учреждения;
в) согласовывает компонент образовательного учреждения государственного стандарта общего образования (по представлению руководителя общеобразовательного учреждения после одобрения педагогическим советом общеобразовательного учреждения);
г) утверждает программу (план) развития общеобразовательного учреждения (по представлению руководителя образовательного учреждения);
д) устанавливает режим работы общеобразовательного учреждения, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий; принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся и педагогических работников и источники финансирования затрат на ее приобретение;
е) утверждает по согласованию с органами местного самоуправления годовой календарный учебный график;
ж) содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения;
з) дает согласие на сдачу в аренду общеобразовательным учреждением закрепленных за ним объектов собственности;
и) рассматривает по представлению руководителя общеобразовательного учреждения смету бюджетного финансирования и согласовывает смету расходования средств, полученных образовательным учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников;
к) представляет учредителю для назначения на должность руководителя общеобразовательного учреждения кандидата, избранного по конкурсу;
л) ходатайствует перед учредителем общеобразовательного учреждения о расторжении трудового договора с руководителем общеобразовательного учреждения
м) заслушивает отчет руководителя общеобразовательного учреждения по итогам учебного и финансового года;
н) рассматривает и (или) решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции уставом общеобразовательного учреждения.

82. Представители совета общеобразовательного учреждения (из числа членов, не являющихся работниками данного учреждения) вправе принимать участие в работе комиссий по лицензированию и аттестации данного общеобразовательного учреждения в качестве наблюдателей.

83. Учредитель общеобразовательного учреждения вправе распустить совет общеобразовательного учреждения в случае невыполнения советом своих обязанностей.
Совет общеобразовательного учреждения образуется в новом составе в течение трех месяцев со дня издания учредителем приказа или иного правового акта о роспуске совета.

84. Педагогический совет в составе педагогических работников общеобразовательного учреждения под председательством руководителя образовательного учреждения:
а) определяет основные направления развития образовательного процесса в общеобразовательном учреждении;
б) разрабатывает и утверждает общеобразовательные программы на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин;
в) разрабатывает и утверждает учебные планы в соответствии с примерным (базисным) учебным планом;
г) осуществляет выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;
д) определяет компонент образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования;
е) принимает решение о переводе обучающегося в следующий класс, условном переводе в следующий класс, а также (по согласованию с родителями (законными представителями) обучающегося) о его оставлении на повторное обучение в том же классе, переводе в классы компенсирующего обучения или продолжении обучения в форме семейного образования;
ж) принимает решение о награждении выпускников общеобразовательного учреждения золотой и серебряной медалями «За особые успехи в учении» и похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов»;
з) рассматривает и (или) решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции уставом общеобразовательного учреждения.

85. Непосредственное руководство общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель (директор).
Руководитель общеобразовательного учреждения назначается учредителем в результате избрания по конкурсу. Процедура проведения конкурса определяется уставом общеобразовательного учреждения. Учредитель вправе отклонить представленную кандидатуру только в случае нарушения процедуры проведения конкурса.

86. Руководитель общеобразовательного учреждения несет ответственность перед обучающимся, их родителями (законными представителями), государством, обществом и учредителем за результаты своей деятельности в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного учреждения.

87. Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется его уставом в части, не урегулированной Законом Российской Федерации «Об образовании» и настоящим Типовым положением».

2. Пункты 73 — 83 Типового положения об общеобразовательном учреждении считать соответственно пунктами 88 — 98.
3. Установить, что абзац первый пункта 70 в части обязательного создания совета в каждом общеобразовательном учреждении с числом обучающихся свыше пятидесяти вступает в силу с 1 января 2007 года.
4. Попечительские советы, функционирующие как органы самоуправления общеобразовательных учреждений, преобразовать в советы общеобразовательных учреждений, отнеся к их компетенции, составу и порядку формирования нормы, определенные настоящим Типовым положением.
5. Поручить Министерству образования Российской Федерации в трехмесячный срок разработать и внести в Правительство Российской Федерации предложения по осуществлению государственно-общественного управления в государственном (муниципальным) общеобразовательном учреждении с числом обучающихся менее пятидесяти.

Author: consultant