Полномочия президента рк конституция

Оглавление:

Маленькие нюансы отечественных выборов

Полуторамесячная эпопея с референдумом по продлению полномочий счастливо закончилась объявлением досрочных президентских выборов. По большому счету, большая часть выборных кампаний в стране были досрочными, либо сопровождались массой забавных нюансов. Немного истории.

Верховный совет 12-го созыва, избранный весной 1990 года на пять лет, в декабре 1993 года объявил о самороспуске. Выборы Верховного совета 13-го созыва, состоявшиеся в марте 1994 года, через год были признаны незаконными и он прекратил свое существование. В августе 1995 года новая конституция ввела двухпалатный парламент. Верхняя палата — Сенат — благополучно избиралась и переизбиралась в соответствие с конституционным графиком. Правда был небольшой нюанс.

Депутаты маслихатов (т.е. выборщиков сенаторов) избирались в марте 1994 года по 5-летний срок, однако поправками в выборное законодательство в ноябре 1998 года их полномочия были продлены «до избрания нового состава депутатов маслихатов». Но очередные выборы состоялись не в марте, а в октябре 1999 года, причем прежний состав успел в сентябре провести выборы в Сенат.

Мажилисы 1-го и 2-го созывов проработали свои конституционные сроки, а вот 3-й летом 2007 года направил обращение к президенту: «Мы считаем, что нынешний Мажилис не должен выступать в роли тормоза реформ, то есть ждать истечения срока своих полномочий в 2009 году. Поэтому настал момент, когда следует досрочно прекратить полномочия Мажилиса…» В июне 2007 года президент распустил нижнюю палату. В ходе досрочных выборов был избран 4-й Мажилис, работающий поныне.

Получается, что почти половина созывов отечественного парламента не доработала до конца своего срока.

Та же история получается и с президентскими выборами.

24 апреля 1990 года Верховный совет учредил пост президента Казахской ССР, который «избирается гражданами Казахской ССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет», оговорив, что «одно и то же лицо не может быть Президентом Казахской ССР более двух сроков подряд». Также было установлено, что «первый Президент Казахской ССР избирается Верховным Советом Казахской ССР сроком на шесть лет». В тот же день Нурсултан Назарбаев был избран президентом.

В октябре 1991 года, с учетом политической обстановке в стране, Верховный совет назначил всенародные выборы президента на декабрь. 1 декабря выборы состоялись. При явке в 88,23% за Назарбаева проголосовали 98,78%. Выборы были безальтернативными: предлагавшийся депутатами Олжас Сулейменов взял самоотвод, а Хасен Кожа-Ахмет не смог собрать необходимого числа подписей.

Конституция 1993 года закрепила действовавшую норму о 5-летнем сроке и ограничении на два срока. Таким образом, очередные выборы должны были состояться 1 декабря 1996 года. Но, в связи с конституционным кризисом (нелегитимность Верховного совета) по инициативе Ассамблеи народов Казахстана 29 апреля был проведен референдум по продлению полномочий Президента до 1 декабря 2000 г. В нем приняли участие 91,21% избирателей, из которых 95,46% проголосовало «за».

Осенью 1998 года президент выступил с программой политических реформ, парламент дружно ее поддержал и после небольшой пикировки на тему «как сделать лучше» 7 октябре были приняты поправки в Основной закон. Срок полномочий президента был увеличен с 5 лет до 7. Снято ограничение на минимальную явку избирателей на выборах (50%). Отменен институт внеочередных выборов: если раньше в случае смены власти и.о. президента (спикер Сената или премьер) должны были провести в двухмесячный срок досрочные выборы, но теперь кто-то из спикера Сената, Мажилиса или премьера должен быть президентом до конца полномочий ушедшего президента. Нижний порог возраста кандидата в президенты увеличен с 35 до 40 лет, а верхний (65 лет) отменен. Была предусмотрена возможность сокращения срока полномочий Президента с его согласия и решением парламента: «В таком случае Мажилис в течение одного месяца назначает выборы Президента. Президент, избранный по итогам этих выборов, приносит присягу в течение одного месяца со дня опубликования итогов выборов и осуществляет свои полномочия до вступления в должность Президента, избранного на очередных президентских выборов, которые должны быть проведены после семи лет в первое воскресенье декабря».

Президент попросил сократить свои полномочия, Мажилис назначил выборы на январь — досрочные, но как бы очередные. 10 января 1999 года указанные выборы состоялись (явка — 87,05%, за Назарбаева проголосовали 79,78% избирателей, за Серикболсына Абдильдина — 11,7%, за Гани Касымова — 4,61%, за Энгельса Габбасова — 0,76%).

Через год приключилась операция «Преемник» в России, в стране начался новый виток информационных войн, а парламент принял закон «О Первом Президенте». Буквально сразу же началась дискуссия на самую популярную в отечественной политологии тему: «кто будет вторым президентом?». Повод для разговоров дало и то, что президент как бы избирался уже дважды — в 1991 и в 1999 годах (не считая выборов 1990 года и референдума 1995 года). 20 июня 2000 года Конституционный совет своим решением прикрыл дискуссию, решив, что норму Конституции Республики Казахстан «следует понимать так, что одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики Казахстан более двух раз подряд на основе действующей Конституции и соответствующих ей законов Республики Казахстан. Данное конституционное положение не распространяется на лицо, осуществлявшее полномочия Президента Казахской ССР и Республики Казахстан до избрания его на эту должность 10 января 1999 года в соответствии с Конституцией Республики 1995 года». Иными словами, первый срок должен исчисляться не с 1991 года, а с 1999 года.

На какое-то время народ успокоился, точнее — в силу бурных событий в политической жизни — отвлекся на другие темы. Но осенью 2004 года дискуссия пошла уже по другому вопросу. В частности, известный юрист Виталий Воронов на основе анализа противоречий в конституционных нормах пришел к выводу, что «заложенные в Конституции нормы не позволяют провести очередные президентские выборы в любой другой день, кроме первого воскресенья декабря, то есть 3-го числа, но 2006 года!». В течение следующих несколько месяцев, при том, что все активно готовились к выборам в декабре 2005 года, политическая и юридическая элита страны втянулась в дискуссию в каком году проводить выборы. За декабрь 2006 года высказались, в частности, председатель Центральной избирательной комиссии Загипа Балиева и сменивший ее на этому посту Оналсын Жумабеков, а президент в мае публично обмолвился, что у него «нет причин не доверять позиции Центризбиркома».

19 августа 2005 года Конституционный совет принял постановление, в котором отметил, что при проведении выборов в декабре 2006 года, «срок, в течение которого действующий Президент будет осуществлять полномочия, будет равен 7 годам и более 11 месяцам, что в контексте требований статьи 41 Конституции можно будет расценивать как несоблюдение семилетнего конституционного срока президентских полномочий». КС постановил: «Из смысла пункта 1 статьи 94 и пунктов 1 и 3 статьи 41 Конституции Республики Казахстан следует, что очередные выборы Президента Республики Казахстан должны быть проведены в первое воскресенье декабря 2005 года». 7 сентября Мажилис назначил президентские выборы на 4 декабря, которые в кои-то веки состоялись в срок. Явка — 76,78%. Ерасыл Абылкасымов получил 0,34%, Алихан Байменов — 1,61%, Мэлс Елеусизов — 0,28%, Нурсултан Назарбаев — 91,15%, Жармахан Туякбай — 6,61%.

В мае 2007 года в рамках очередной политической реформы был принят большой пакет поправок в Основной закон, которые, помимо прочего, сократили срок президентских полномочий с 7 до 5 лет, но оговорив, что эти изменения будут «применяется к лицу, которое будет избрано Президентом Республики по итогам президентских выборов, проведенных в связи с истечением семилетнего срока полномочий Президента Республики, избранного на выборах 4 декабря 2005 года». Заодно было норму «Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд» дополнили словами «Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента».

Кроме того, в формуле, гласящей что президентом может быть избран гражданин РК по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане не менее пятнадцати лет, слова «не менее пятнадцати лет» заменили на «последние пятнадцать». За рамками выборов, таким образом, оказалась многочисленная «эмиграция» из числа беглых премьеров и олигархов.

Очередные выборы всеми ожидались в декабре 2012 года, но вмешалась «общественность», инициировавшая в минувшем декабре проведение референдума «по вопросу о продлении срока президентских полномочий Первого Президента Казахстана — Елбасы (Лидера Нации) Нурсултана Абишевича Назарбаева до 6 декабря 2020 года». Пока инициативная группа собирала подписи, парламент направил к главе государства обращение: «Парламент… обращается к Вам, Первому Президенту Республики Казахстан и Лидеру Нации, основателю и созидателю независимого государства, внесшему неоценимый вклад в дело строительства и укрепления Казахстана, уверенно ведущему нашу Родину по пути прогресса и процветания, с инициативой назначить республиканский референдум с вынесением на него следующего вопроса: «Принимаете ли Вы Закон «О внесении изменения в Конституцию Республики Казахстан», предусматривающий возможность продления на республиканском референдуме президентских полномочий Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации Нурсултана Абишевича Назарбаева?». Иными словами, предложил инициировать еще один референдум (по логике, видимо, который должен быть предшествовать референдуму, за который собирались подписи). В тот же день своим указом отклонил эту инициативу. Пока парламент собирался преодолевать вето, инициативная группа сдала в ЦИК более 5 млн. подписей, а «Нур Отан» инициировал создание «Общенациональной коалиции демократических сил «Казахстан-2020».

Смотрите так же:  Образец заявления на выдачу исполнительного листа по третейскому решению

14 января парламент принял закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию, где формулировка «Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента» была заменена на «Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы, срок президентских полномочий которого может быть продлен на республиканском референдуме». Конституционный совет, которому в очередной раз пришлось толковать смысл принятых парламентом законов, констатировать: «Не ясно, на какой срок могут быть продлены президентские полномочия Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы. Не определено, будет ли такое продление носить разовый или неоднократный характер, либо предполагается полный отказ от выборов Главы государства. Нечеткость изложения данной конституционной нормы может повлечь дисбаланс государственных и общественных институтов, предусмотренных Конституцией». И признал поправки не соответствующими Конституции, хотя и оговорил, что против референдума ничего против не имеет. В тот же день президент положил конец дискуссии, заявив, что «принял решение не проводить референдум. Вместо разделяющего нас выбора «или референдум или выборы», предлагаю объединяющую нас всех формулу, которая учитывает волю нашего народа и верность демократическим принципам. Я вношу предложение о проведении досрочных выборов президента, несмотря на то, что этим почти на два года сокращается срок моих полномочий».

2 февраля парламент принял, а президент подписал очередной закон, которым в Конституцию был внесена формулировка «Внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся в порядке и сроки, установленные конституционным законом». На следующий же день были приняты поправки в конституционные законы о выборах и о президенте. В первый закон была внесена норма о том, что «внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся в течение двух месяцев со дня их назначения», оговорив, что «внеочередные президентские выборы проводятся в соответствии с правилами, установленными настоящим Конституционным законом для очередных выборов Президента». При этом те, кто занимался подготовкой этого закона, наверное, забыли, что в указанных правилах (статья 55 закона «О выборах») четко сказано что «выдвижение кандидатов в Президенты начинается со дня, следующего за днем объявления, и заканчивается за два месяца до выборов». В постановлении Центризбиркома от 4 февраля сказано, что «выдвижение кандидатов в Президенты… заканчивается 20 февраля 2011 года», хотя с учетом даты объявления выборов (4 февраля) и даты проведения выборов (3 апреля) согласно законодательству кандидаты должны были быть выдвинуты самое позднее 3 февраля… Возникают определенные сомнения в легитимности будущих выборов, если КС, конечно, не примет разъяснения, что внесенная норма «Сроки проведения избирательных мероприятий определяются Центральной избирательной комиссией» (ст. 66-1) более конституционна чем статья 55 закона. С другой стороны, если выборы будут признаны неконституционными, то, видимо, восстанавливается существовавший срок полномочий президента до декабря 2012 года…

Не менее интересная коллизия возникает и при внимательном рассмотрении поправок в конституционный закон «О Президенте Республики Казахстан». Основная поправка звучит так: «Полномочия Президента Республики, избранного на внеочередных выборах, осуществляются до вступления в должность Президента Республики, избранного на очередных выборах, которые должны быть проведены через пять лет после внеочередных выборов в первое воскресенье декабря». То есть, президент избирается 3 апреля 2011 года на 5 лет, т.е. до апреля 2016 года, а очередные выборы должны пройти 4 декабря 2016 года. Депутат Мажилиса Мухтар Тиникеев, комментируя новые поправки, сообщил прессе, что «после проведения внеочередных выборов, допустим, в мае текущего года, через 5 лет — в 2016 году, в период с мая по декабрь полномочия главы государства будет исполнять президент, избранный на внеочередных выборах 2011 года». Если перевести это на русский язык, то парламент, добавив президенту лишние 10 месяцев срока (с апреля до декабрь 2016 года), вновь создал на будущее правовую дилемму, которую уже вроде бы решил КС в августе 2005 года.

В принципе, на данный момент президент избирался 5 раз (считая референдум) в общей сложности на 29 лет (не считая предстоящих 5 лет), а проработал пока только 21. Конституционный совет вполне мог бы, опираясь на указанные итоги народных волеизъявлений, просто восстановить историческую справедливость и добавить эти 8 лет разницы в конец очередного срока…

Зачем нужно принимать законы, причем конституционные, с таким количеством ляпов и возможностей неоднозначного толкования — просто непонятно. Речь идет либо о правовой безграмотности и невнимательности их разработчиков, экспертов и депутатского корпуса, либо о целенаправленном создании своеобразных «политических кризисов» для последующего бурного их решения и взаимных поздравлений за проявленную мудрость и демократичность.

Полномочия президента рк конституция

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал поправки в Конституцию, которые изменяют распределение полномочий между ветвями власти. Об этом сообщила администрация лидера страны на своей странице Twitter администрации.

«Главой государства подписан закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», — говорится в сообщении.

Как отмечает Tengrinews.kz, закон предусматривает 26 поправок в 19 статей Конституции Казахстана.

В конце января Назарбаев заявлял, что конституционную реформу, которая предполагает перераспределение ветвей власти, он планирует вынести на референдум. По его словам, изменения в закон страны связаны с тем, что он планирует сделать так, чтобы «все ветви власти работали сполна и отвечали за себя» и сохранялся принцип системы «сдержек и противовесов» между ними.

Назарбаев отметил, что правительство Казахстана может быть наделено исполнительными полномочиями в сфере экономики, а президент республики будет решать вопросы, связанные с обороной страны, внешней политикой, государственным управлением и «защитой Конституции и обеспечением эффективной работы между ветвями государственной власти».

Казахстанский парламент принял поправки в Конституцию страны 6 марта. В тот же день законопроект был направлен в Конституционный совет.

О Первом Президенте Республики Казахстан — Лидере Нации

Конституционный закон Республики Казахстан от 20 июля 2000 года N 83-II

Сноска. Заголовок с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 14.06.2010 № 289-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Сноска. По всему тексту слова «Лидере Нации», «Лидера Нации», «Лидером Нации», «Лидер Нации», «Лидеру Нации» заменены словом «Елбасы» в соответствии с Конституционным законом РК от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

Настоящий Конституционный закон в целях обеспечения преемственности основных направлений внутренней и внешней политики Казахстана, дальнейших социально-экономических и демократических преобразований в стране определяет политическое и правовое положение Первого Президента Республики Казахстан как основателя нового независимого государства Казахстан, Елбасы, обеспечившего его единство, защиту Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Сноска. Преамбула с изменением, внесенным Конституционным законом РК от 14.06.2010 № 289-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).
Сноска. По всему тексту слова «Первого Президента Республики Казахстан», «Первому Президенту Республики Казахстан», «Первый Президент Республики Казахстан», «Первым Президентом Республики Казахстан» дополнены соответственно словами «- Лидера Нации», «- Лидеру Нации», «- Лидер Нации», «- Лидером Нации» Конституционным законом РК от 14.06.2010 № 289-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 1. Статус и полномочия Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы

В настоящем Конституционном законе наряду с полномочиями Президента Республики Казахстан, предусмотренными Конституцией Республики Казахстан, Конституционным законом «О Президенте Республики Казахстан» и другими законами Республики, определяются политико-правовой статус Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы, прерогативы и гарантии Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы и после прекращения им исполнения полномочий Президента Республики Казахстан.

Первый Президент Республики Казахстан, стоящий у истоков создания казахстанской государственности и внесший выдающийся вклад в развитие суверенного Казахстана как демократического, светского, правового и социального государства, является Елбасы.

Первый Президент Республики Казахстан — Елбасы по своему статусу обладает званием «Халық қаһарманы» (Народный герой) с вручением знака особого отличия — Золотой звезды и ордена «Отан».

На Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы не распространяется ограничение права быть избранным в Президенты Республики Казахстан.

Первому Президенту Республики Казахстан — Елбасы в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право:

1) обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики и безопасности страны, которые подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и должностными лицами;

2) выступать перед Парламентом Республики Казахстан и его Палатами, на заседаниях Правительства Республики при обсуждении важных для страны вопросов; возглавлять Ассамблею народа Казахстана; возглавлять Совет Безопасности Республики Казахстан; входить в состав Конституционного Совета Республики Казахстан.

Разрабатываемые инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства согласовываются с Первым Президентом Республики Казахстан — Елбасы.

Воспрепятствование законной деятельности Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы, публичное оскорбление или иное посягательство на честь и достоинство Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы, а также осквернение изображений Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы не допускаются и преследуются по закону.

Сноска. Статья 1 в редакции Конституционного закона РК от 14.06.2010 № 289-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 02.01.2012 № 526-IV; от 22.12.2017 № 119-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 2. Учреждение ордена и ежегодной премии мира и прогресса Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы

Парламент Республики Казахстан в ознаменование особых заслуг Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы перед Отечеством учреждает:

1) государственную награду — орден «Қазақстан Республикасының Тұңғыш Президентi — Елбасы Нұрсұлтан Назарбаев», награждение которым производится за особые заслуги граждан в государственной и общественной деятельности;

2) ежегодную Государственную премию мира и прогресса Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы, которая присуждается Президентом Республики Казахстан за развитие демократии и социального прогресса, за укрепление мира и дружбы между народами.

Сноска. Статья 2 с изменением, внесенным Конституционным законом РК от 14.06.2010 № 289-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 3. Неприкосновенность Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы

Смотрите так же:  Заявление на смену руководителя в банк

Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в период исполнения им полномочий Президента Республики Казахстан, а после их прекращения – связанные с осуществлением своего статуса Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы. Он не может быть подвергнут задержанию, аресту и содержаться под стражей, обыску, допросу либо личному досмотру.

Неприкосновенность распространяется на все имущество, принадлежащее на праве частной собственности Первому Президенту Республики Казахстан – Елбасы и совместно проживающим с ним членам его семьи, а также на используемые ими жилые и служебные помещения, служебный транспорт, средства связи, переписку, принадлежащие им документы. Неприкосновенность также распространяется на имущество, принадлежащее фонду Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы и иным учреждаемым им юридическим лицам.

На имущество, принадлежащее на праве частной собственности Первому Президенту Республики Казахстан – Елбасы и совместно проживающим с ним членам его семьи, а также на имущество учреждаемых им юридических лиц не могут быть наложены какие бы то ни было ограничения.

Гарантируются банковская тайна и неприкосновенность банковских счетов Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы и совместно проживающих с ним членов его семьи.

Сноска. Статья 3 в редакции Конституционного закона РК от 04.07.2014 № 232-V (вводится в действие с 01.01.2015); с изменениями, внесенными Конституционным законом РК от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

Статья 4. Обеспечение деятельности

Для обеспечения деятельности Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы, прекратившего исполнение своих полномочий, и реализации его статуса выделяется служебное помещение, создается Канцелярия Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы, которая несет ответственность за исполнение своих обязанностей только перед ним.

Структура и штатная численность Канцелярии Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, содержащейся за счет средств республиканского бюджета, устанавливаются Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы. На сотрудников Канцелярии Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы распространяется законодательство о государственной службе.

Для размещения Канцелярии Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное оргтехникой (в том числе персональными компьютерами, подключенными как к общей сети, так и ко всем имеющимся правовым базам и государственным информационным системам, копировально-множительной техникой, аппаратами факсимильной связи), средствами связи, в том числе правительственной связью, необходимой офисной мебелью, а также она обеспечивается транспортным обслуживанием.

Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными конституционными законами РК от 14.06.2010 № 289-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 5. Обеспечение связью

Первый Президент Республики Казахстан — Елбасы пожизненно имеет право бесплатно пользоваться на территории Республики Казахстан президентской, правительственной и другими видами связи, которыми располагают местные исполнительные органы, государственные органы и организации, а также право на внеочередное получение услуг связи. Все виды почтовых и телеграфных отправлений Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы, прекратившего исполнение своих полномочий, пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.

Сноска. Статья 5 с изменением, внесенным Конституционным законом РК от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

Статья 6. Охрана Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы

Охрана Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы возлагается на соответствующее подразделение Службы государственной охраны Республики Казахстан.

Первому Президенту Республики Казахстан — Елбасы пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания.

Государственная охрана предоставляется также членам семьи Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы, прекратившего исполнение своих полномочий, проживающим совместно с ним или его сопровождающим.

Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 04.07.2014 № 232-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

Статья 7. Жилищное обеспечение

Первому Президенту Республики Казахстан — Елбасы, прекратившему исполнение своих полномочий, служебная квартира и государственная дача передаются в собственность с необходимым государственным обслуживанием.

Статья 8. Обеспечение транспортом

Первому Президенту Республики Казахстан — Елбасы, прекратившему исполнение своих полномочий, пожизненно предоставляется персональный автомобиль с водителями, а совместно проживающим с ним членам его семьи право пользования служебным автотранспортом.

Первый Президент Республики Казахстан — Елбасы пожизненно имеет право бесплатного проезда по стране и пользования залами для официальных лиц и делегаций.

Статья 9. Фонд, музеи, бюсты, личный архив и личная библиотека

В период исполнения Первым Президентом Республики Казахстан — Елбасы полномочий Президента Республики Казахстан им создаются и формируются фонд, личная библиотека и личный архив Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы.

Личная библиотека и личный архив Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы являются национальным достоянием и находятся в собственности государства.

На родине Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы и в столице Республики Казахстан создаются музеи и устанавливаются бюсты Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы.

Сноска. Статья 9 в редакции Конституционного закона РК от 14.06.2010 № 289-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); с изменениями, внесенными Конституционным законом РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 10. Медицинское и санаторно-курортное обеспечение

Первому Президенту Республики Казахстан — Елбасы, прекратившему исполнение своих полномочий, и проживающим совместно с ним членам семьи пожизненно сохраняется право на бесплатное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение в том объеме и в тех видах, которые им предоставлялись на день прекращения Первым Президентом Республики Казахстан — Елбасы исполнения полномочий Президента Республики Казахстан.

Сноска. Статья 10 с изменением, внесенным Конституционным законом РК от 14.06.2010 № 289-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 11. Пенсионное обеспечение и страхование

Первый Президент Республики Казахстан — Елбасы, прекративший исполнение своих полномочий, независимо от возраста, имеет право на ежемесячную пенсию в размере 80 процентов месячного должностного оклада Президента Республики Казахстан. При этом пенсия Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы повышается с учетом роста должностного оклада Президента Республики Казахстан.

Жизнь и здоровье Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы, прекратившего исполнение своих полномочий, подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета на сумму, равную годовому должностному окладу Президента Республики Казахстан.

Каждому члену семьи Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы, проживавшему совместно с ним, пожизненно назначается ежемесячное пособие в сумме, равной 10-кратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному законодательством Республики Казахстан на день его смерти.

Наряду с гарантиями, предусмотренными настоящим Конституционным законом, Первому Президенту Республики Казахстан — Елбасы, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи законодательством Республики могут предоставляться иные гарантии.

Статья 12. Источники финансирования и иные вопросы обеспечения деятельности Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы

Финансирование расходов, предусмотренных настоящим Конституционным законом, в том числе на пополнение и содержание фонда и охрану его помещений, хранение личной библиотеки и личного архива Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы, осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Жилищное, медицинское, санаторно-курортное, транспортное и иное обслуживание Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы и членов его семьи, проживающих совместно с ним, обеспечивается уполномоченными государственными органами.

Сноска. Статья 12 в редакции Конституционного закона РК от 14.06.2010 № 289-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 13. Порядок введения в действие настоящего Конституционного закона

Настоящий Конституционный закон вводится в действие со дня его официального опубликования, за исключением норм статей 2 и 9, которые вводятся в действие с 1 января 2001 года.

Конституционный закон от 26.12.1995 N 2733
«О Президенте Республики Казахстан»

Глава 2. Полномочия Президента Республики Казахстан

Статья 7. Внешнеполитические полномочия Президента Республики

1. Президент Республики:

1) ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики Казахстан;

2) выдает полномочия на ведение переговоров и подписание межгосударственных договоров Республики;

4) подписывает ратификационные грамоты;

5) принимает решение о приостановлении действия не подлежащих ратификации международных договоров, заключенных Республикой;

6) вносит в Парламент представление о денонсации международных договоров, заключенных Республикой.

2. Президент Республики назначает и отзывает глав дипломатических представительств Республики Казахстан.

3. Президент Республики принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей иностранных государств.

Статья 8. Полномочия Президента Республики в области обеспечения обороноспособности и безопасности государства

1) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики, назначает на должность и освобождает от должности высший командный состав Вооруженных Сил;

2) в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, после официальных консультаций с Премьер-Министром и председателями Палат Парламента Республики принимает меры, диктуемые названными обстоятельствами, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных его местностях чрезвычайного положения, применение Вооруженных Сил Республики, с незамедлительным информированием об этом Парламента Республики;

3) в случае агрессии против Республики либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности вводит на всей территории Республики или в отдельных ее местностях военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом Парламент Республики;

4) вносит на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента предложение об использовании Вооруженных Сил Республики для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

5) формирует подчиненные ему Службу охраны Президента Республики и Республиканскую Гвардию;

6) утверждает Военную доктрину Республики Казахстан;

7) принимает решение о призыве граждан Республики на срочную военную службу и увольнении в запас военнослужащих срочной службы;

8) с согласия Сената Парламента назначает на должность Председателя Комитета национальной безопасности; освобождает его от должности.

Статья 9. Полномочия Президента Республики в отношении Парламента

1) назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент и его Палаты;

2) с соблюдением требований, установленных пунктом 4 статьи 51 Конституции, назначает пятнадцать депутатов Сената с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. В случае лишения или прекращения полномочий назначаемых членов Сената в месячный срок назначает депутатов Сената вместо выбывших;

3) созывает первую сессию Парламента не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов;

Смотрите так же:  Приказ по газовой службе

4) принимает присягу депутатов Парламента народу Казахстана;

5) выдвигает кандидатуру на должность Председателя Сената Парламента;

6) как правило, открывает сессии Парламента;

7) в период между сессиями Парламента по собственной инициативе, по предложению председателей Палат или не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента может созвать внеочередную сессию Парламента, на которой могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для ее созыва;

8) подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования; в течение одного месяца подписывает закон, если Парламент подтвердит ранее принятое решение с соблюдением требований, установленных подпунктом 2) пункта 2 статьи 54 Конституции;

9) вправе передать на рассмотрение Парламента проект о внесении изменений и дополнений в Конституцию;

9-1) в порядке законодательной инициативы своим специальным посланием вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента проекты законодательных актов;

10) имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом настоящего требования Президент Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке;

11) имеет право присутствовать на любых совместных заседаниях Палат Парламента или на раздельных заседаниях его Палат и быть выслушанным;

13) в порядке, предусмотренном Конституцией, может распустить Парламент или Мажилис Парламента.

Статья 10. Полномочия Президента Республики в отношении Правительства

1. Президент Республики:

1) с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики; освобождает его от должности;

2) по представлению Премьер-Министра, вносимому в десятидневный срок после его назначения, определяет структуру Правительства, образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы Республики, не входящие в состав Правительства, назначает на должности членов Правительства; назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; освобождает от должностей членов Правительства;

3) принимает присягу членов Правительства;

4) регулярно заслушивает доклад Премьер-Министра об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях, в ходе которого Премьер-Министр отчитывается о работе Правительства;

5) по представлению Премьер-Министра утверждает единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета Республики;

6) председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам;

7) поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента;

8) отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства и Премьер-Министра Республики;

9) принимает решение об отставке, заявленной Правительством и любым его членом, если они считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них функций, либо если Мажилис Парламента или Парламент выразил вотум недоверия Правительству, а также по отставке, заявленной членом Правительства, не согласным с проводимой Правительством политикой или не проводящим ее;

10) в десятидневный срок принимает или отклоняет отставку, заявленную Правительством или любым его членом;

11) при отклонении отставки Правительства или его члена поручает им дальнейшее осуществление их обязанностей;

12) вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства, освобождении от должности Премьер-Министра и любого члена Правительства;

13) своими актами вправе возлагать на Правительство осуществление исполнительных функций, кроме тех, что установлены Конституцией и законами Республики;

14) дает законодательные поручения Правительству Республики.

Статья 11. Полномочия Президента Республики в отношении Конституционного Совета

1) назначает на должность Председателя и двух членов Конституционного Совета, в соответствии с конституционным законом, вправе досрочно освободить их от должности;

2) в случаях, предусмотренных статьей 72 Конституции Республики, обращается в Конституционный Совет;

3) вносит возражения на решение Конституционного Совета в целом или в его части.

Статья 12. Полномочия Президента Республики в отношении судов и судей

1) основываясь на рекомендации Высшего Судебного Совета, представляет Сенату Парламента для избрания на должности и освобождения от должностей Председателя и судей Верховного Суда Республики;

2) по рекомендации Высшего Судебного Совета назначает на должности и освобождает от должностей председателей и судей местных и других судов.

Статья 13. Полномочия Президента Республики в отношении органов прокуратуры

1) с согласия Сената Парламента сроком на пять лет назначает на должность Генерального Прокурора Республики; освобождает его от должности;

2) по представлению Генерального Прокурора назначает на должность и освобождает от должности заместителей Генерального Прокурора Республики;

3) не реже одного раза в квартал заслушивает отчет Генерального Прокурора о состоянии законности в стране.

Статья 14. Полномочия Президента Республики в отношении Центральной избирательной комиссии

1) назначает Председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;

2) утверждает Положение о Центральной избирательной комиссии;

3) заслушивает информацию Председателя Центральной избирательной комиссии о ходе подготовки назначенных республиканского референдума, выборов депутатов Парламента, маслихатов, членов иных органов местного самоуправления и об итогах референдума и выборов.

Статья 15. Полномочия Президента Республики в отношении Национального Банка

1) с согласия Сената Парламента назначает на должность Председателя Национального Банка Республики; освобождает его от должности;

2) по представлению Председателя Национального Банка назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Национального Банка;

3) не реже одного раза в квартал заслушивает отчет Председателя Национального Банка о работе Национального Банка Республики.

Статья 16. Полномочия Президента Республики в отношении Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета

1) назначает на должность сроком на пять лет Председателя и двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, вправе досрочно освободить их от должности;

2) утверждает Положение о Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета;

3) не реже одного раза в квартал заслушивает информацию Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о работе Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.

Статья 17. Полномочия Президента Республики в отношении акимов

1) назначает на должности акимов областей, городов республиканского значения и столицы Республики с согласия маслихатов соответственно области, городов республиканского значения и столицы;

2) отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы;

3) по вопросам своей компетенции дает поручения акимам и заслушивает отчеты акимов об их выполнении;

4) вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должности, а также освобождать от должности акимов областей, городов республиканского значения и столицы Республики в случае выражения им недоверия соответствующими маслихатами большинством голосов от общего числа их депутатов;

4-1) определяет порядок назначения или избрания акимов районов, городов (кроме столицы и городов республиканского значения), районов в городах, аульных (сельских округов, аулов, сел (поселков).

Статья 17-1. Полномочия Президента республики в отношении государственных органов, ему непосредственно подчиненных и подотчетных

1. Полномочия руководителей государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту республики, прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента. При этом они исполняют свои обязанности до назначения Главой государства руководителей этих органов.

2. Президент республики по представлению руководителей государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту республики:

1) утверждает положения об этих государственных органах, их структуру и общую штатную численность;

2) назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителей органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту республики, руководителей ведомств этих органов, если иное не установлено Президентом республики;

3) образует, упраздняет и реорганизует ведомства указанных государственных органов. Эти ведомства обладают статусом, предусмотренным для ведомств центральных исполнительных органов, если иное не установлено Президентом республики.

3. Президент республики в порядке и сроки, им определяемые, заслушивает отчеты руководителей государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту республики, о работе указанных органов.

Статья 18. Полномочия Президента Республики в отношении республиканского референдума

1. Президент Республики в соответствии с конституционным законом принимает решение о проведении республиканского референдума по собственной инициативе, по инициативе Парламента, Правительства или не менее чем двухсот тысяч обладающих избирательным правом граждан Республики, в количественном отношении в равной мере представляющих все области, столицу Республики и города республиканского значения.

2. Президент Республики по инициативе Парламента, Правительства или граждан Республики о проведении референдума принимает одно из следующих решений:

1) о проведении референдума;

2) о необходимости принятия изменений и дополнений в Конституцию, конституционного закона, закона Республики или иного решения по вопросу, предлагаемому в качестве предмета референдума без его проведения;

3) об отклонении предложения о проведении референдума. Если Президент республики отклоняет предложение Парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию, то Парламент праве большинством, не менее четырех пятых, голосов об общего числа депутатов каждой из Палат Парламента принять закон о внесении этих изменений и дополнений в Конституцию. В таком случае Президент подписывает этот закон или выносит его на республиканский референдум.

3. С согласия инициаторов референдума Президент Республики до его проведения вправе уточнить формулировку вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на референдум, для более точного выражения волеизъявления его инициаторов.

Статья 19. Иные полномочия Президента Республики

1) обращается с ежегодным устным или письменным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики. Если послание оглашено на сессии Парламента, то оно не обсуждается и вопросы по нему не задаются;

2) определяет порядок разработки стратегических планов, республиканского бюджета и отчета о его исполнении, утверждает государственные программы и стратегические планы;

3) устанавливает квалификационные классы; награждает государственными наградами Республики и присваивает почетные, высшие воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги, квалификационные классы; лишает названных наград, званий, чинов, рангов и классов;

4) принимает решения о приеме в гражданство Республики Казахстан, сохранении и выходе из него, восстановлении в гражданстве Республики;

5) решает вопросы предоставления политического убежища;

6) осуществляет помилование граждан;

7) назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Республики, определяет его статус и полномочия;

8) определяет порядок, сроки и условия функционирования национальной валюты;

9) формирует Администрацию Президента; образует, упраздняет и реорганизует иные государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики;

10) образует Совет Безопасности и иные консультативно-совещательные органы, а также Ассамблею народа Казахстана и Высший Судебный Совет;

11) досрочно прекращает полномочия маслихата;

12) осуществляет другие полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики.

Author: admin