Пояснительная записка для программы цдод

Программа развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей центра дополнительного образования детей городского округа города райчихинска содержание

Главная > Программа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА РАЙЧИХИНСКА

Начальник Педагогическим советом

Управления образования муниципального образовательного

администрации городского учреждения дополнительного

округа города Райчихинска образования детей городского

Э.Б. Поцелуева округа города Райчихинска

«______» ____________2011 Центра дополнительного

«______» ______________2011 г.

Программа развития

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА РАЙЧИХИНСКА

1.2 Характеристика педагогического коллектива……………………………….………..10

1.3Особенности управления детским Центром…………………………………..……….10

1.4 Взаимодействие субъектов образовательного процесса………………. ……………11

2. Проблемно-ориентированный анализ педагогической системы……………..……. 13

2.2Субъекты и источники социального заказа……………………………….……………13

4.6 Этапы освоения и внедрения Программы развития……………………………….…25

5. Механизмы реализации Программы……………………………………..……………. 27

5.3 Прогнозируемые риски при реализации Программы……………………….…………30

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МОУДОД ЦДОД

Наименование Программы: Развитие муниципального образовательного автономного учреждения дополнительного образования детей Центра дополнительного образования детей городского округа города Райчихинска Амурской области (далее ) на 2011-2016 годы (далее – Программа)

Основание для разработки Программы:

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Конвенция о правах ребенка.

Устав МОУДОД ЦДОД

Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей

Администрация МОУДОД ЦДОД

Администрация МОУДОД ЦДОД

Корректировка Программы осуществляется Управляющим советом и педагогическим советом.

Цель Программы: Создать условия для удовлетворения потребностей детей и подростков города в дополнительном образовании через интеграцию усилий всех субъектов образовательного процесса.

1.Разработать и реализовать инновационные проекты, направленные на реализацию деятельности Центра по всем направлениям:

Развитие методической работы через создание единого информационного центра;

Развитие ученического самоуправления;

Обновление воспитательной системы;

Развитие учебной деятельности

Ожидаемые конечные результаты:

Повышение качества образования и воспитания, что обеспечит повышение уровня конкурентоспособности и мобильности выпускников МЦДОД

Повышение профессионализма и компетентности педагогов Центра.

Основным результатом образования должен стать набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественной, коммуникационной, информационной сферах.

Обеспечение открытости системы образования для ее основных заказчиков: родителей, учащихся, общественности.

Этапы реализации: 2011-2016 г.

Исполнители мероприятий Программы: педагогический коллектив Центра, социальные партнеры, учредитель учреждения.

Участники образовательного процесса: администрация ОУ, педагоги ОУ, учащиеся, родители; социальные партнеры Центра.

Участники финансирования Программы:

Муниципальный бюджет, внебюджетные средства, спонсорская помощь.

Организация контроля за исполнением Программы:

Доклад директора на Педагогическом совете (один раз в год)

Публичный отчет МОУ ДОД ЦДОД (один раз в год)

Программа развития «Развитие муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра дополнительного образования детей городского округа города Райчихинска Амурской области на 2011-2016 г.» представляет собой долгосрочный управленческий документ, представляющий основные функции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся. А также особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые результаты и критерии их оценки.

Основные цели и задачи Программы соответствуют целям и задачам образовательной программы развития образования, учитывают социально-экономические, культурные, демографические и другие особенности окружающего социума.

В процессе реализации Программы в рамках деятельности Центра предполагается развитие модели адаптивного Центра дополнительного образования детей, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединенных в определенных приоритетах: личность участников образовательного процесса (педагога, обучающегося, родителя), ее самооценка, развитие.

1.Информационная справка о МЦДОД

1.1. Краткая характеристика состояния Центра

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей города Райчихинска создан Учредителями в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Гражданском кодексом Российской Федерации.

Центр имеет бессрочную Лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

Детский Центр функционирует в типовом двухэтажном здании года и нуждающемся в капитальном ремонте. Центр располагает 8 учебными кабинетами, оборудованными мебелью. В Центре имеется актовый зал, библиотека, методический кабинет.

В 2010-2011 учебном году в центре обучалось 601 учащихся.

Пояснительная записка

1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мир Arduino» имеет техническую направленность и призвана способствовать формированию у подрастающего поколения интереса к современным технологиям. Программа разработана в соответствии с Письмом Минобрнауки РФ от г «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от г., Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки от г. 1008). Актуальность данной программы базируется на нескольких аспектах: На основе анализа опроса учащихся и родителей имеется потребность и интерес к вопросам обучения робототехнике и компьютерных технологий; Современных требованиях модернизации системы образования, т.к. в настоящее время требуются интерактивные системы обучения, а работа с комплектами Ардуино отвечает данным требованиям; Анализе социальных проблем и социальном заказе в настоящий момент в России развиваются нано технологии, электроника, механика и программирование, т.е. создаются положительные условия для развития компьютерных технологий и робототехники. Программа «Мир Arduino» включает определенный объѐм теоретических знаний и формы обучения детей на практических занятиях, является первым шагом в процессе знакомства учащихся с основами электро и радиотехники, электроники и робототехники, а также ориентирует школьников на выбор профессии. На практических занятиях учащиеся работают с комплектами Ардуино (базовые и расширенные), оснащенные микропроцессором Arduino Uno ATmega328p. С помощью данного набора учащийся может создать проект и запрограммировать его на выполнение определенных функций. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование. Дополнительным преимуществом изучения данной программы является создание команды единомышленников и ее участие в конкурсах по робототехнике, что значительно усиливает мотивацию учеников к получению знаний. Образовательная программа по робототехнике научно-технической направленности, так как в наше время робототехники и компьютеризации ребенка необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и

2 воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать. В процессе конструирования и программирования кроме этого дети получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики. Новизна и отличительная особенность Программа «Мир Arduino» является дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой, и составлена с учетом тенденций развития современных информационных технологий, что позволяет сохранять актуальность реализации данной программы. Основной акцент в освоении данной программы делается на использование проектной деятельности и самостоятельность в создании проектов и роботов, что позволяет получить полноценные и конкурентоспособные продукты. Проектная деятельность, используемая в процессе обучения, способствует развитию основных компетентностей учащегося, а также обеспечивает связь процесса обучения с практической деятельности за рамками образовательного процесса. Творческое, самостоятельное выполнение практических заданий, задания в форме описания поставленной задачи или проблемы, дают возможность учащемуся самостоятельно выбирать пути ее решения. Содержание дополнительного образования в области робототехники не стандартизируется, работа с учащимся происходит в соответствии с его интересами, его выбором, что позволяет безгранично расширять его образовательный потенциал. При этом реализуются: диалоговый характер обучения; приспособление оборудования и инструмента к индивидуальным особенностям ребенка; возможность коррекции педагогом процесса обучения в любой момент; оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы. Данная программа полностью соответствует личностно-ориентированной модели обучения и предоставляет широкие возможности для выявления, учѐта и развития творческого потенциала каждого ребѐнка, вкуса, проявления его индивидуальности, инициативы, формирования духовного мира, этики общения, навыка работы в творческом объединении. Основными принципами работы педагога по данной программе являются: принцип научности; принцип доступности; принцип сознательности;

3 принцип наглядности; принцип вариативности; принцип открытости. Цель программы: формирование и развитие творческих и познавательных способностей учащихся средствами конструкторов Arduino и современных компьютерных технологий. Задачи программы Обучающие: познакомить с комплектами Arduino, с основами электротехники; ознакомить с основами программирования комплектов Arduino; научить создавать проекты из комплектов Arduino; получить навыки работы с сенсорами и двигателями; Развивающие: развить конструкторские навыки; развивать память, логическое мышление и пространственное воображение; развить самостоятельность и ответственность в выполняемой работе творческих проектов развивать информационную компетентность, навыки работы с различными источниками информации; Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки сотрудничества в коллективе, малой группе, участия в беседе, обсуждении; воспитать интерес к техническому виду творчества; воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, умение доводить начатое дело до конца; Отличительная особенность от других аналогичных программ заключается в том, что состоит из 11 разделов, расположенных по сложности изучаемого материала и увеличением доли практических занятий. Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники: компьютеров и комплектов Ардуино. Программа ориентирована на применение электротехнических и робототехнических средств в жизни человека. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мир Arduino» рассчитана на один год обучения для учащихся 9-10 лет. Прием учащихся производится на основании письменного заявления родителей. В группу принимаются все желающие, со своим комплектом Ардуино.

Смотрите так же:  Консультация адвоката при разводе

4 Для более эффективной работы группы формируются разновозрастными детьми. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа разработана с учетом возрастных особенностей детей, социальной необходимостью в информационных знаниях. Режим занятий Год обучения Продолжительность занятия занятий в неделю часов в неделю часов в год 1 2 часа 3 раза 6 часов 216 В процессе реализации программы используется следующие основные формы учебных занятий: фронтальные (беседа, лекция, проверочная работа); групповые (соревнования); индивидуальные (инструктаж, разбор ошибок, индивидуальная сборка робототехнических средств). Виды учебных занятий: Лекция; Практика; Тестирование; Консультации; Проект. После первого года обучения учащиеся владеют знаниями по: основным понятиям электротехники и робототехники; ардуино и его видам; устройству и принципу функционирования Ардуино и отдельных элементов; основной структуре и принципам программирования микроконтроллеров Ардуино; умениями по: созданию базовых проектов из комплектов Ардуино по готовым схемам; подключению и использованию сенсоров, двигателей; составлению программ для проекта Ардуино; самостоятельному поиску нужной информации из разных источников, для проектирования проекта; разработке, проектированию и анализированию собственных проектов, а также моделей роботов. Условия реализации программы. Необходимое оборудование, инструменты, материалы:

5 п/п Наименование 1. Компьютеры учащихся, соединенные в локальную сети с 8 выходом в сеть Интернет 2. Компьютер преподавателя 1 3. Маркерная доска 1 4. Образовательный набор «Ардуино» 8 5. Набор радиотехнических элементов 8 6. Инструменты Сенсоры Потенциометры Кнопки Моторы Комплект соединительных проводов Модуль Motor Shield Модули Пластик ПВХ для основы роботов 20х25 см 8 шт. 15. Графическая программная среда для Ардуино 8 Способы определения результативности. Виды и формы контроля: Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля: начальный контроль (вводное тестирование, собеседование); текущий контроль (осуществляться по результатам выполнения учащимися практических заданий); промежуточный контроль (выполнение творческих заданий, самостоятельных работ); итоговый контроль (защита проектов, выставка работ, участие в конкурсах, соревнованиях)

Центр дополнительного образования детей «СТРАТЕГИЯ» Рабочая программа по направлению «Экология. 9 (10) класс»

1 Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «СТРАТЕГИЯ» Рассмотрено на заседании кафедры естественно-географических дисциплин протокол от 2012 г. Рабочая программа по направлению «Экология. 9 (10) класс» Программу разработал преподаватель Шубина Юлия Эдуардовна Липецк 2012

2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В программу направления «Экология» включены основные разделы классической общей и прикладной экологии. Особое внимание уделено изучению закономерностей устойчивого функционирования биологических систем различного уровня. В заключительной части курса рассматриваются также наиболее общие закономерности воздействия человека на экологические системы и биосферу в целом. В результате обучения школьники должны знать: структуру и состав экосистем и биосферы, эволюцию биосферы; экологические законы и принципы взаимодействия организмов со средой обитания; виды и состав антропогенного воздействия на биосферу; сущность современного экологического кризиса; принципы государственной политики в области охраны природной среды. В результате изучения дисциплины обучающиеся должны уметь: оценивать состояние экосистем; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения воздействия на биосферные процессы выбирать принципы защиты природной среды в соответствии с законами экологии. 2

3 Цели и задачи направления Целью данного направления является формирование у обучающихся базовых экологических знаний, развитие навыков решения экологических проблем и формирование экологического мировоззрения. Задачи направления: 1. Ознакомить обучающихся с теоретическими основами экологии, раскрыть основополагающие понятия, дать представление о структуре и важнейших закономерностях функционирования надорганизменных систем, рассмотреть историю антропогенной трансформации экосистем Земли, дать характеристику экологического кризиса современной цивилизации, раскрыть основные пути выхода из глобального экологического кризиса. 2. На конкретных примерах рассмотреть структуру и функционирование надорганизменных систем, действие экологических закономерностей. 3. Сформировать целостное представление о природных процессах, научить решать экологические задачи на основе полученных теоретических знаний. 4. Обеспечить усвоение дополнительных фактических материалов. 5. Научить самостоятельно находить, систематизировать и анализировать информацию экологического содержания. 3

4 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НАПРАВЛЕНИЯ Название разделов и тем направления Дата Кол-во часов 1. Написание вступительной контрольной работы январь 2 2. Предмет, задачи и основные разделы современной экологии. январь 2 3. Общие закономерности адаптации организмов к январьфевраль действию экологических факторов среды Основные среды жизни и адаптации к ним организмовмарт февраль Популяционный уровень организации жизни. март Учение об экосистемах. март-май Текущий контроль знаний сентябрь 2 8. Учение о биосфере. сентябрь Человек и биосфера. Глобальные экологические проблемы. октябрь 14 Участие в олимпиаде октябрь ноябрь Основы природопользования и охраны природы 20 Участие в олимпиаде ноябрь декабрь Социально-экономические аспекты экологии декабрь Итоговая контрольная работа декабрь 2 Всего 144 4

5 СОДЕРЖАНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ Предмет, задачи и основные разделы современной экологии Особенности современной экологической ситуации. Представление об экологии как об интегрированной науке. Разделы экологии. Краткая история развития экологии. Предмет, задачи и основные разделы современной экологии. Задачи и методы экологии. Общие закономерности адаптации организмов к действию экологических факторов среды Среда обитания. Экологическая ниша. Понятие о факторах среды и их классификация. Понятие о диапазоне колебаний факторов и их спектре воздействия. Общие закономерности адаптации организмов к действию экологических факторов среды. Закон оптимума. Толерантность. Эврибионтные и стенобионтные организмы. Закон лимитирующего фактора. Действие на организмы важнейших экологических факторов. Свет. Влажность и др. абиотические факторы. Биотические факторы. Жизненные формы растений и животных. Распространение организмов в пространстве и во времени. Основные среды жизни и адаптации к ним организмов Особенности водной среды обитания и адаптация гидробионтов. Действие температуры, света, давления, газового состава, солевого режима на водные организмы. Закономерности распределения организмов в водной среде. Особенности наземно-воздушной среды обитания и адаптации к ней организмов. Низкая плотность воздуха, газовый состав, световой режим, дефицит влаги, большой размах температурных колебаний и др. Влияние погоды и климата. Закономерности распространения организмов в наземновоздушной среде. Почва как среда обитания. Специфика условий (состав почв, водный режим, газовый состав, температура, освещенность). Адаптации почвенных организмов, их разнообразие. Живые организмы как среда обитания. Специфика условий жизни (замкнутость пространства, газовый состав, температура, водный режим, обеспеченность пищей). Адаптации внутренних обитателей к жизни в организме хозяина. Популяционный уровень организации жизни Популяционный уровень организации жизни. Популяционная структура вида. Важнейшие характеристики популяций. Структура популяций: возрастная, половая, пространственная, генетическая, этологическая. Численность и плотность популяции. Динамика популяций. Рождаемость, смертность. Изменения численности популяций. Популяционные волны. Гомеостаз популяций. 5

6 Учение об экосистемах Основные понятия синэкологии. Понятие экосистемы (А. Тенсли) и биогеоценоза (В.Н. Сукачев). Межвидовые отношения организмов и их классификация. Структура экосистемы (пространственная, функциональная). Основные элементы экосистем, обеспечивающие биологический круговорот. Пищевые цепи, трофические уровни. Экологические пирамиды. Биологическая продуктивность экосистем. Круговорот веществ и поток энергии. Динамика и развитие экосистем. Сукцессии: классификация, причины, механизмы, масштабы. Стабильность и устойчивость экосистем. Классификация экосистем. Природные и искусственные экосистемы. Учение о биосфере Понятие о биосфере. В.И. Вернадский о биосфере. Состав и границы биосферы. Основные этапы эволюции биосферы. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Водный баланс Земли. Климат Земли. Географическая зональность и вертикальная поясность. Биосфера как глобальная экосистема. Живое вещество Земли и его роль в формировании и поддержании биосферы. Биосфера как целостная система. Биогеохимические циклы. Человек и биосфера. Глобальные экологические проблемы Место человека в биосферных процессах. Масштабы воздействия человека на биосферу. Человечество как экологический фактор. Основные противоречия в системе «природа-общество». Нарушение экологических законов как причина нестабильности биосферы. Основные виды антропогенного воздействия на экосистемы и биосферу. Глобальные экологические проблемы. Классификация. Сущность. Основы природопользования и охраны природы Рациональное природопользование и охрана природы. Понятие о природопользовании. Природные ресурсы и их классификация. Принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды. Основы экономики природопользования. Аспекты охраны природы и приоритеты. Мониторинг окружающей среды и нормирование ее качества. Мониторинг состояния окружающей природной среды и его виды. Нормирование качества окружающей среды. Основные экологические нормативы качества окружающей среды и воздействия на нее (ПДК, ПДУ, ПДВ, ПДС). Охрана атмосферного воздуха, воды и почвы. Экозащитные технологии (малоотходные производства) и техника (различные типы очистных сооружений и установок). 6

Смотрите так же:  Нотариус алматы выезд

7 Социально-экономические аспекты экологии Экология и здоровье человека. Основные загрязнители воздуха, воды и почвы, их воздействие на здоровье человека. Химические загрязнители окружающей среды и их опасность. Физическое загрязнение среды (шумовое, электромагнитное, радиационное), его опасность для человека. Биологические загрязнения среды и болезни людей. Основы экологического права. Экологическое законодательство, его уровни. Конституция РФ, ресурсное право, в том числе земельное право. Экологические права граждан. Ответственность за экологические правонарушения. Экологическая экспертиза и контроль. Виды экологической экспертизы. Система экологического контроля в РФ. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Л 7

Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Бисероплетение»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Когда бы бисеру не Стекло?
Или еще в нем больше красота,
Когда любезная в вас светит простота!
Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сущность и специфика дополнительного образования де­тей отражена в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В ней указано, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» (см. Приложение 1).

Проблема формирования нравственной личности – одна из наиболее значительных проблем образования. Программы по декоративно-прикладному творчеству с элементами этнокультуры при отборе содержания образования способствуют влиянию на становление личности ребенка через изучение традиционной культуры, быта, семейно-родственных отношений различных народов, населяющих нашу страну.
Раскрытие специфики декоративно-прикладного творчества должно идти в тесном взаимодействии с формированием эстетических восприятий и чувств детей, развитием их потребностей в воссоздании прекрасного, воспитанием у них бережного отношения к произведениям искусства, в том числе и через богатую историю бисероплетения в целом (см. Приложение 2).

Образовательная программа дополнительного образования детей «Бисероплетение», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Нормативно-правовая база и образовательные программы, на основе которых была разработана программа приведены в Приложении 3.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Бисероплетение» предназначена для обучения в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах. Программа адресована учащимся, не имеющим начальной художественной подготовки.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Бисероплетение» разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ, с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология», в которой совсем не уделяется внимания такому виду декоративно-прикладного искусства, как бисероплетение.

Направленность программы художественно-эстетическая — программа направлена на художественное и нравственно-эстетическое воспитание детей 6-12 лет при обучении основам бисероплетения и выявление одаренных детей с целью развития их творческих способностей.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные техники и способы использования бисера (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером, бисероткачество, вязание бисером), но и применить их комплексно на предметах одежды и в предметном дизайне.

Актуальность данной образовательной программы

Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Мин. обр. РФ от 29.11.01). В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

Актуальность программы обусловлена большой востребованностью программы среди учащихся начальной и основной школы, что особенно важно для сохранения народных традиций.

Педагогическая целесообразность образовательной программы (мера педагогического вмешательства, разумная достаточность; предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому учащемуся) – программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными изделиями на занятиях по бисероплетению как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными (моторика, художественный вкус и др.). Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима, и учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника школьного коллектива.

Учащийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение процесса создания готового изделия из бисера с использованием различных техник (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером, вязание бисером, бисероткачество).

Таким образом, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (коллективные работы), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с использованием всех изученных техник бисероплетения (плетение, низание, бисерная мозайка, вышивка бисером, бисероткачество, вязание бисером) при выполнении индивидуальных изделий.

Задачи курса и организация учебного процесса

Цели и задачи программы

Целевые установки, содержание и основные методологические принципы выбраны адекватно Концепции художественного образования РФ. Сегодня возрастает потребность общества в эстетически организованной среде, но, к сожалению, недостаточно уделяется внимание разработке и практическому использованию этого направления.
Программа «Бисероплетение» ориентирована на углубленное изучение основ искусства бисероплетения, так как занятия этим видом декоративно-прикладного творчества являются не только актуальным направлением на сегодняшний день, но и могут служить предпрофессиональной подготовкой.
Программа предусматривает следующие цели и задачи:

Целью данной программы является развитие творческих и личностных качеств детей посредством занятий бисероплетением.

Основные задачи программы заключаются в следующем:

Образовательные задачи:

  • формировать систему знаний об истории и развитии бисероплетения;
  • формировать систему знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
  • изучить основы различных техник бисероплетения (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером, бисероткачество, вязание бисером);
  • познакомить с основными законами композиции;
  • научить пользоваться законами цветоведения;
  • формировать художественно-образное мышление;
  • формировать прак­тические навыки работы в различных видах бисероплетения (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером).

Воспитательные задачи:

  • формировать общую культуру учащихся; прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
  • воспитывать эстетическое отношение детей к действительности;
  • воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам, прививать основы культуры труда;
  • содействовать нравственно-эстетическому воспитанию детей при обучении основам бисероплетения;
  • содействовать активизации познавательной и творческой деятельности;
  • содействовать организации содержательного досуга;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления художественной куль­туры;
  • воспитывать аккуратность, прилежание в работе, трудолюбие;
  • воспитывать чувство сопричастности к традициям различных культур, чувство особой гордости традициями, культурой своей страны, своего народа;
  • воспитывать стремление к качеству выполняемых изделий;
  • воспитывать чувство самостоятельности; содействовать подготовке учащихся к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению;
  • воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.
Смотрите так же:  Трудовой кодекс ст. 27

Развивающие задачи:

  • развивать общий кругозор;
  • развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
  • формировать художественно-эсте­тический и художественный вкус;
  • обеспечить необходимые условия для личностного разви­тия, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • развивать зрительное воспри­ятие, чувства цвета, композиционной культуры;
  • содействовать адаптации учащихся к жизни в обществе;
  • развивать творческую деятельность учащегося.

Отличительная особенность данной программы от других программ по бисероплетению заключается в том, что она предполагает комплексное изучение известных техник декоративно-прикладного творчества при работе с бисером: (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером, бисероткачество, вязание бисером). Изученные нами программы, как правило, предлагают для изучения только 2-3 техники. В данной программе изучаются 5 техник.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 6-12 лет.

На первый год обучения возможен прием детей разных возрастов в зависимости от желания ребенка.

К обучению допускаются все желающие.

Сроки реализации образовательной программы – 2 года.

Учебное занятие в классе по программе является основной формой учебной и воспитательной работы, хотя во второй год обучения возможны также занятия с двумя-тремя учениками и индивидуальные занятия. Особенно это будет полезно при создании выставочных работ для участия в конкурсах. Все это дает возможность педагогу работать с учащимися эффективнее и больше внимания уделять развитию основных навыков, предусмотренных программой, а также будет способствовать расширению общего художественного кругозора учащихся.

Режим занятий: два раза в неделю по 2 академических часа – 40 минут с обязательным перерывом 10 мин. между каждым часом обучения.

Ожидаемые результаты, способы организации контроля, формы подведения итогов см. в Приложении 4.

Учет успеваемости и формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы см. в Приложении 5.

Учебно-тематический план ОП ДОД «Бисероплетение» (по годам обучения) см. Приложение 6.

Содержание учебных тем 1 года обучения см. в Приложении 7.

Обеспечение программы методическими видами продукции

ОП ДОД «Бисероплетение» обеспечена:

  • Разработанными планами учебных занятий.
  • Дидактическим материалом:
    • Набор дидактических карточек.
    • Наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный для каждого учащегося).
    • Электронные презентации по основным разделам программы (в формате Microsoft Power Point) см. Приложение 9.
  • Лекционным материалом.

Информационно-методический ресурс:

  1. Количественные и качественные характеристики информационно-методического оснащения МБОУ ДОД ЦДОД № 5 по реализации ОП ДОД «Бисероплетение»: МБОУ ДОД ЦДОД № 5 оснащен информационно-программным материалом, используемым педагогом для разработки и реализации ОП ДОД «Бисероплетение»:
  2. Обеспечение программы учебными пособиями, учебно-методической литературой, электронными образовательными ресурсами с учетом достижений целей и планируемых результатов освоения ОП ДОД.
  3. Качественные характеристики сервера ОУ, сайта ОУ, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной сети).

Список основной литературы по программе «Бисероплетение» см. в Приложении 8.

Программа «Здравствуй, наука физика!»

1.1. Введение стр. 3

1.2. Принципы построения программы стр. 4

1.3. Технология работы по программе стр. 6

1.4. Формы занятий стр. 7

1.5. Принципы построения занятий стр. 7

1.6. Форма организации деятельности стр. 7

1.7. Ожидаемые результаты стр. 7

1.8. Формы подведения итогов стр. 8

1.9. Условия реализации программы стр. 9

1.10. Требования к знаниям и умениям обучающихся стр. 9

  1. Тематическое планирование стр. 10
  2. Содержание программы стр. 11
  3. Методические рекомендации и обеспечение программы стр. 13
  4. Литература стр. 15

5.1. Приложение №1. Календарно-тематическое планирование занятий.

5.2. Приложение №2. Результативность работы по программе.

Исследуй всё,
пусть для тебя на первом месте будет разум;
представь ему руководить собой

I. Пояснительная записка.

1. Введение

Ставшая за последнее время реалией времени самостоятельная исследовательская практика всех субъектов образовательного процесса — от школьников до студентов, являясь важнейшим фактором творческого развития, требует эмпирических и методических находок, научно обоснованной деятельности, элементарных навыков научно-исследовательской работы. Среди трудностей, с которыми сталкивается учитель при организации научно-исследовательской деятельности учащихся можно назвать следующее:

  • слабое владение методологией научного исследования, недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы;
  • большая загруженность учащихся, отсутствие времени у учителей.

Исследования российских ученых (Под.ред. Ю.И. Диха, А.В. Хуторского, М: ИОСО РАО, 2001. Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов) подтвердили недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, что приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности.

Поэтому решение проблемы — в изменение педагогического сознания учителя, в обретении им современной методологической культуры, исследовательской позиции в обучении и воспитании.

Решить данную проблему можно через:

  • методическую работу с учителями и родителями внутри общеобразовательного учреждения;
  • научное общество в целях формирования современных представлений о природе, методах выявления и путях творческого развития личности;
  • стратегию обучения мышлению;
  • освоение современных информационных технологий (работа в сети Интернет, участие в дистанционных образовательных проектах);
  • формирование нового педагогического творческого сотрудничества учителей и учащихся, непрерывное совершенствование субъект -субъектных отношений, атмосферы духовной близости и сотрудничества.

Программа «Здравствуй, наука физика!» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей и ориентирована на приобщение старшеклассников к исследовательской деятельности.

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принци­пиально иных молодых людях, умеющих работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную деятельность. Однако узкие временные рамки и разные склонности детей не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет использование новых внеурочных форм работы с детьми в системе дополнительного образования, например, научного общества учащихся — НОУ, которое позволяет объединить группу мотивированных детей из разных школ.

НОУ — это добровольное творческое объединение занимающихся исследовательской работой школьников, стремящихся приобрести навыки исследовательской деятельности и совершенствовать свои знания в определенной области науки. Однако успешная реализация такого проекта в условиях небольшого провинциального города или села при отсутствии вузов и собственных научных кадров весьма проблематична.

Решение проблемы видится в создании программы, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у обучающихся на основе раскрытия основных характеристик содержания исследования, особенностей его организации и проведения.

Концепция программы заключается в содействии, поддержке и развитии обучающихся, проявляющих интерес к научным исследованиям, путем организации их деятельности через выполнение творческих заданий и исследовательских работ.

Цель программы: раскрыть и развить творческие способности учащихся к научной деятельности, сформировать необходимые навыки для исследовательской работы, умение претворять свою авторскую идею.

Чтобы добиться поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1) овладеть знаниями и умениями, выходящими за пределы учебной программы;

2) научиться методам и приемам научного исследования;

3) сформировать умение анализировать результаты исследования и делать выводы, навыки в поиске и обработке информации;

4) знать особенности различных видов творческих работ;

5) научиться работать с литературой и другими источниками.

Воспитательные: способствовать развитию коммуникативных и деловых качеств умения свободно ориентироваться в социуме; ориентации обучающихся в мире профессий.

Развития: создать условия для развития научного мышления.

Author: admin