Пенсионер безработный

Пенсия безработным

Среда, 06.12.2017, 14:29:31

Чтобы получить пенсию раньше срока, необходимо тоже иметь стаж. Подробнее

В некоторых случаях безработные могут получить так называемую досрочную пенсию по старости.

(Да, в законе сказано «по старости», эту формулировку пока не отменили, несмотря на многочисленные протесты, которые высказывают, в основном, представители «слабой» половины человечества).

Пенсия по старости, напомним, выплачивается в общем порядке с 55 лет — для женщин, 60 лет — для мужчин.

Для назначения досрочной пенсии безработным должно быть не менее 53 лет женщинам и 58 лет – мужчинам.

1.Главное условие, при котором может получить пенсию безработный раньше установленного возраста, — это стаж работы не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

2.Надо предъявить документы о ликвидации организации либо о сокращением штата работников.

Безработным гражданин может быть признан, если он состоит в службе занятости (на бирже труда), получает пособие по безработице. До этого органы занятости подбирают соответствующее квалификации гражданина место работы.

Если на работу вас не смогли устроить, то досрочная пенсия оформляется именно по предложению органов службы занятости.

Если вы нашли работу – выплата пенсии прекращается. Не любой пенсии, а именно досрочной.

И еще: когда вам исполняется 55 (60) лет, вам будут выплачивать страховую пенсию по старости (внимание – уже не досрочную, а страховую!).

Если вы пенсионер со страховой пенсией, то ее будут выплачивать даже если вы работаете.

И последний момент, который необходимо учитывать: для получения страховой пенсии по старости вам надо будет обратиться в местное отделение ПФР, написать заявление, оформить все документы.

В отличие от досрочной, страховая пенсия по старости выплачивается пожизненно.

«Новый пенсионер» — с помощью ОПФР по Республике Адыгея

На фото: сотрудник клиентской службы ОПФР по Ивановской области / Фото: ОПФР по Ивановской области

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.

Быстрая навигация: На главную

Пенсионер безработный

3.1. КЛАССИФИКАЦИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
О СОСТАВЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
АКТИВНОСТИ И СТАТУСУ В ЗАНЯТОСТИ

В основу положены определения, принятые Международными Конференциями Статистиков Труда, рекомендации Международной Организации Труда (МОТ) и учтены национальные особенности России.

ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ (РАБОЧАЯ СИЛА) — часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных.

УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ — доля численности экономически активного населения в общей численности населения соответствующей возрастной группы.

К ЗАНЯТЫМ в экономике относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

а) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность. Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, и учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений;

б) временно отсутствовали на работе из-за: болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (такое имеет место при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки; других подобных причин;

в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К БЕЗРАБОТНЫМ относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

а) не имели работу (доходного занятия);

б) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

в) были готовы приступить к работе.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

В составе безработных выделяются лица, незанятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными.

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ — удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ — промежуток времени, в течение которого лицо ищет работу (с момента начала поиска работы и до момента трудоустройства или до рассматриваемого периода), используя при этом любые способы.

ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕАКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ — население обследуемого возраста, которое не входит в состав рабочей силы, т.е. занятых и безработных. Величина экономически неактивного населения включает следующие категории:

а) учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения (включая дневные аспирантуры и докторантуры);

б) лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсии по потере кормильца при достижении ими пенсионного возраста;

в) лица, получающие пенсии по инвалидности ( I, II, III групп);

г) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками, и т.п.;

д) отчаявшиеся найти работу, т.е. лица, которые прекратили поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;

е) другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника их дохода.

СТАТУС В ЗАНЯТОСТИ

Статус в занятости определяется для экономически активного населения, т.е. как для занятых, так и для безработных.

Статус лица в занятости определяется в зависимости от степени экономического риска, элементом которого является вид взаимоотношения лица, наделенного определенными полномочиями (в пределах установленных обязанностей), с другими работниками и предприятиями.

Для безработных лиц, ранее имевших работу, статус определяется по их предыдущей занятости.

Экономически активное население делится на группы:

а) наемные работники, деятельность которых управляется или осуществляется согласно установленному набору правил. Основные фонды, некоторые или все инструменты, помещения, как правило, являются собственностью других лиц;

б) лица, работающие не по найму, которые объединяют следующие четыре категории: лиц, работающих на индивидуальной основе; работодателей; неоплачиваемых работников семейных предприятий; членов коллективных предприятий. Доход их (или семьи) непосредственно зависит от результатов деятельности по производству товаров и услуг. Они принимают управленческие решения, влияющие на деятельность предприятия, или делегируют эти полномочия, но за собой оставляют ответственность за благополучие предприятия.

Классификация по статусу в занятости осуществляется исходя из следующих определений:

а) наемные работники — это лица, которые заключили письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с руководителем предприятия любой формы собственности или отдельным лицом об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме (т.е. при заключении договора) оплату наличными деньгами или натурой.

Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность лица, включая директоров и управляющих предприятий, служителей религиозных культов, считаются наемными работниками;

б) лица, работающие на индивидуальной основе — это лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую доход, не использующие труд наемных работников или привлекающие отдельных работников на короткий срок (сезонные и случайные работы);

в) работодатели — это лица, управляющие собственным частным (семейным) предприятием, фермой, а также лица, занятые профессиональной деятельностью или ремеслом на самостоятельной основе и постоянно использующие труд наемных работников.

Работодателем является управляющий семейным предприятием, если его семья владеет предприятием без раздела на доли владения между членами семьи и использует труд наемных работников на постоянной основе для осуществления производственной деятельности. Свои управленческие функции работодатель может делегировать наемному управляющему, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия;

г) неоплачиваемые работники семейных предприятий — это лица, работающие без оплаты на частном семейном предприятии, которым владеет родственник;

д) члены производственных кооперативов и партнеры — это лица, работающие на данных предприятиях и являющиеся членами коллектива собственников, владеющих этими предприятиями.

е) лица, не поддающиеся классификации по статусу — это безработные, ранее не занятые трудовой деятельностью, приносящей доход, или лица, информация о которых не дает возможности отнести их к тому или иному статусу в занятости.

Наемные работники распределяются на подгруппы:

а) гражданское население;

К военнослужащим относятся лица, имеющие воинское звание и находящиеся на действительной воинской службе по контракту или призыву. К военнослужащим не относятся лица, состоящие на службе в органах внутренних дел в качестве рядового или начальствующего состава, которым присвоены специальные звания «милиции», «внутренней службы», «юстиции». Обучение в военных учебных заведениях дневной формы обучения не является оплачиваемой занятостью, доходным занятием или временным отсутствием на предприятии, организации.

Наемные работники распределяются по длительности найма на работу:

Среди них выделяются работники, у которых трудовой договор не определяет продолжительность найма, и работники, у которых трудовой договор определяет продолжительность найма, но она достаточно большая для отнесения их к временным работникам или нанятым на случайные работы;

Смотрите так же:  Апанасов сборник задач по математике учебное пособие для техникумов

б) временные работники;

в) сезонные работники;

г) работники, нанятые на случайные работы.

Основная работа (доходное занятие) и дополнительная работа определяется для всех лиц, относящихся к категории занятых и имеющих более одной работы (занятия).

ОСНОВНОЙ является та работа, в подразделении которой находится трудовая книжка. В случае ее отсутствия — та работа, которую лицо само считает основной, или на которой отработано наибольшее количество часов.

В случае внутреннего совместительства основной считается работа в пределах нормальной продолжительности рабочего времени для данного вида работ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ может быть совместительство любого рода, другая работа по контракту или случайная, разовая работа.

Не включается работа на нескольких предприятиях в случае, предусмотренном родом деятельности по основному месту работы, т.е. командировки, выполнение сельскохозяйственных работ по направлению предприятия и т.п., а также работа в личном подсобном хозяйстве, садовом участке для удовлетворения собственных нужд, а не для продажи на сторону.

НЕПОЛНАЯ ВИДИМАЯ ЗАНЯТОСТЬ определяется количеством лиц наемного труда, вынужденных работать (по инициативе администрации, работодателя, а также из-за отсутствия рабочих мест с полной занятостью на рынке рабочей силы) меньше установленной законом нормальной продолжительности рабочего времени в рассматриваемый период времени.Это лица, вынужденно работающие «с неполной рабочей неделей» или «с неполным рабочим днем», при котором по условиям трудового договора работники трудятся меньше часов, чем установлено распорядком, графиком на данном предприятии или законодательством для данной категории работников (например, вместо восьми часов — четыре) или уменьшается количество рабочих дней против пятидневной (шестидневной) рабочей недели и, следовательно, часы работы в неделю. При этом работники ищут дополнительную работу или готовы работать дополнительно.

Методологические положения по статистике (выпуск 1,2,3,4,5)
Copyright © Федеральная служба государственной статистики

Безработный пенсионер

Вопрос об обязанности организации выплачивать работнику пенсионного возраста средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения (при наличии решения службы занятости населения) является спорным. Организации и работнику придется доказывать свою правоту в суде.

Два способа защиты

Трудовое право уделяет большое внимание решению вопросов занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» «безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней».

Порядок регистрации безработных регулируется Законом N 1032-1 и Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан».

Согласно вышеназванному Постановлению регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:

  • первичная регистрация безработных граждан;
  • регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
  • регистрация граждан в качестве безработных;
  • перерегистрация безработных граждан.

По каждому этапу регистрации учреждениями службы занятости ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан.

При нарушении права граждан, ищущих работу, на содействие в трудоустройстве (например, при отказе в присвоении статуса безработного), а также при нарушении прав граждан, признанных безработными (например, при приостановке, прекращении выплаты пособия по безработице, предложении работы, не отвечающей требованиям подходящей работы), они вправе прибегнуть к механизму правовой защиты, установленному законодательством.

В соответствии со ст. 11 Закона N 1032-1 граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и иных должностных лиц в вышестоящем органе службы занятости, а также в суде в порядке, установленном законодательством РФ.

Таким образом, Закон N 1032-1 устанавливает два способа защиты: обращение гражданина в вышестоящий в порядке подчиненности орган службы занятости и обращение гражданина в суд. Как следует из Закона N 1032-1, орган, который будет рассматривать жалобу, определяется по усмотрению гражданина. Гражданин вправе выбрать любой из них. Закрепление в ст. 46 Конституции РФ права граждан на судебную защиту, права на обжалование в суде решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, должностных лиц определило установление приоритета судебной защиты.

Позиции ФАС и ВАС

Статья 3 Закона N 1032-1 определяет порядок и условия признания безработными только одной из категорий граждан, обращающихся в органы службы занятости, а именно: трудоспособных, обратившихся по месту жительства, не имеющих работы и заработка, готовых приступить к работе и зарегистрированных в целях поиска подходящей работы. Однако все граждане, независимо от их отношения к занятости и места жительства (пребывания), включая высвобождаемых, имеют право на личное обращение в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве и на регистрацию в целях поиска работы.

Орган службы занятости населения принимает решение о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение установленного ст. 178 ТК РФ периода времени со дня увольнения при соблюдении совокупности условий (перечень является исчерпывающим):

  • обращение работника в двухнедельный срок после увольнения в орган службы занятости населения;
  • факт нетрудоустройства уволенного работника органом службы занятости населения.

Формулировка понятия «работник» приведена в ст. 20 ТК РФ. Это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Значит, под уволенным работником следует понимать любое физическое лицо, у которого до расторжения трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации были трудовые отношения с определенным работодателем.

Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. В силу п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 безработными не могут быть признаны граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости (в том числе досрочно).

Согласно п. 8 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458, учреждения службы занятости регистрируют в целях поиска работы именно безработных граждан. Таким образом, поскольку пенсионер не может быть признан безработным, он и не должен быть зарегистрирован в качестве безработного в службе занятости (п. 17 Порядка).

Судебная практика по этому вопросу неоднозначна. Например, ФАС ВВО в одном из своих постановлений указал следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона N 1032-1 работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством.

Лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных ТК РФ гарантий и компенсаций).

Безработный пенсионер. Статьи по предмету Трудовое право

БЕЗРАБОТНЫЙ ПЕНСИОНЕР

А. НЕКРАСОВ

Вопрос об обязанности организации выплачивать работнику пенсионного возраста средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения (при наличии решения службы занятости населения) является спорным. Организации и работнику придется доказывать свою правоту в суде.

Два способа защиты

Трудовое право уделяет большое внимание решению вопросов занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» «безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней».
Порядок регистрации безработных регулируется Законом N 1032-1 и Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан».
Согласно вышеназванному Постановлению регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:
— первичная регистрация безработных граждан;
— регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
— регистрация граждан в качестве безработных;
— перерегистрация безработных граждан.
По каждому этапу регистрации учреждениями службы занятости ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан.
При нарушении права граждан, ищущих работу, на содействие в трудоустройстве (например, при отказе в присвоении статуса безработного), а также при нарушении прав граждан, признанных безработными (например, при приостановке, прекращении выплаты пособия по безработице, предложении работы, не отвечающей требованиям подходящей работы), они вправе прибегнуть к механизму правовой защиты, установленному законодательством.
В соответствии со ст. 11 Закона N 1032-1 граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и иных должностных лиц в вышестоящем органе службы занятости, а также в суде в порядке, установленном законодательством РФ.
Таким образом, Закон N 1032-1 устанавливает два способа защиты: обращение гражданина в вышестоящий в порядке подчиненности орган службы занятости и обращение гражданина в суд. Как следует из Закона N 1032-1, орган, который будет рассматривать жалобу, определяется по усмотрению гражданина. Гражданин вправе выбрать любой из них. Закрепление в ст. 46 Конституции РФ права граждан на судебную защиту, права на обжалование в суде решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, должностных лиц определило установление приоритета судебной защиты.

Позиции ФАС и ВАС

Статья 3 Закона N 1032-1 определяет порядок и условия признания безработными только одной из категорий граждан, обращающихся в органы службы занятости, а именно: трудоспособных, обратившихся по месту жительства, не имеющих работы и заработка, готовых приступить к работе и зарегистрированных в целях поиска подходящей работы. Однако все граждане, независимо от их отношения к занятости и места жительства (пребывания), включая высвобождаемых, имеют право на личное обращение в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве и на регистрацию в целях поиска работы.
Орган службы занятости населения принимает решение о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение установленного ст. 178 ТК РФ периода времени со дня увольнения при соблюдении совокупности условий (перечень является исчерпывающим):
— обращение работника в двухнедельный срок после увольнения в орган службы занятости населения;
— факт нетрудоустройства уволенного работника органом службы занятости населения.
Формулировка понятия «работник» приведена в ст. 20 ТК РФ. Это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Значит, под уволенным работником следует понимать любое физическое лицо, у которого до расторжения трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации были трудовые отношения с определенным работодателем.
Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. В силу п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 безработными не могут быть признаны граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости (в том числе досрочно).
Согласно п. 8 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458, учреждения службы занятости регистрируют в целях поиска работы именно безработных граждан. Таким образом, поскольку пенсионер не может быть признан безработным, он и не должен быть зарегистрирован в качестве безработного в службе занятости (п. 17 Порядка).
Судебная практика по этому вопросу неоднозначна. Например, ФАС ВВО в одном из своих постановлений указал следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона N 1032-1 работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством.
Лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных ТК РФ гарантий и компенсаций).
Из приведенных норм не следует, что гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости.
То есть суд отклонил доводы работодателя о том, что гарантии, предусмотренные ч. 2 ст. 178 ТК РФ, являются мерой социальной защиты безработных и не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия. При этом было отмечено, что гарантии социальной поддержки безработных установлены в ст. 28 Закона N 1032-1. Они отличаются от закрепленных в ст. 27 указанного Закона гарантий и компенсаций работникам, уволенным из организаций .
———————————
Постановление ФАС ВВО от 13.12.2006 N А11-2077/2006-К2-20/226.

Смотрите так же:  Административный штраф в размере 500 рублей

Однако в ряде случаев суды занимают противоположную позицию.
Так, Арбитражный суд города Москвы в своем решении указывает: «. ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяется на граждан, которым выплачивается пенсия, так как указанная в ней выплата по своей сути является мерой социальной защиты безработных» . Из содержания п. 17 Порядка регистрации безработных граждан вытекает, что пенсионеры не могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве граждан, ищущих работу, так как они уже социально защищены государством посредством назначения пенсии. Поэтому служба занятости не должна выдавать им решение о сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения.
———————————
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2006, 03.11.2006 N А40-53171/06-145-310.

Одни суды считают, что, поскольку ТК РФ не содержит положений, ограничивающих применение норм ст. 178 ТК РФ в отношении пенсионеров, организация обязана выплачивать уволенному пенсионеру средний заработок за третий месяц (Постановления ФАС ВВО от 20.12.2007 N А43-4154/2007-9-174, от 13.12.2006 N А11-2077/2006-К2-20/226).
Другие суды полагают, что пенсионеры по старости социально защищены государством и такие лица не могут быть признаны безработными. Соответственно им не выплачивается средний заработок за третий месяц со дня увольнения (Постановления ФАС ПО от 05.07.2007 N А12-17859/06, ФАС ЦО от 02.04.2007 N А54-2967/2006).
В 2008 году Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 19.02.2008 N 11725/07 указал, что данные споры неподведомственны арбитражным судам, поскольку возникают из трудовых отношений. В настоящее время подобные споры рассматриваются судами общей юрисдикции.

Практика судов общей юрисдикции

В Определении Московского областного суда от 01.06.2010 N 33-10397 сказано: распространение на работающих пенсионеров гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, не является безусловным основанием для применения в отношении их положений ч. 2 ст. 178 ТК РФ вне зависимости от исключительности обстоятельств для таких выплат .
———————————
Определение Московского областного суда от 01.06.2010 N 33-10397.

Аналогичная позиция и в Определении Московского областного суда от 04.05.2010 N 33-8532: заявление об отмене решений центра занятости о сохранении средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения удовлетворено частично, так как согласно Закону N 1032-1 государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, при этом граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными в силу ч. 3 ст. 3 указанного Закона и п. 17 Порядка, утвержденного Правительством РФ от 22.04.1997 N 458 .
———————————
Определение Московского областного суда от 04.05.2010 N 33-8532.

Иная ситуация возникает, например, в Пермском крае, где в Определении Пермского краевого суда от 19.01.2011 N 33-365 сказано, что «довод ответчика, приведенный в кассационной жалобе о том, что положения п. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на пенсионеров, проверялся судом первой инстанции и в решении суда ему дана надлежащая оценка. Положение о выплате среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения, предусмотренное п. 2 ст. 178 ТК РФ, распространяется на любых бывших работников, вне зависимости от того, выплачивается им пенсия или нет» .
———————————
Определение Пермского краевого суда от 19.01.2011 N 33-365.

Статья 178 ТК РФ устанавливает гарантии и компенсации работникам, уволенным из организаций, которыми могут быть и лица, достигшие пенсионного возраста. Такие лица (пенсионеры) являются субъектами трудовых правоотношений, на которых распространяются положения ТК РФ, в том числе предоставление установленных п. п. 1, 2 ст. 178 ТК РФ гарантий и компенсаций.
Работники пенсионного возраста на регистрацию в качестве безработных не претендуют и могут быть зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы. В связи с этим вывод суда о полномочиях органов занятости по принятию решения о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в отношении граждан, которые не могут быть зарегистрированы в качестве безработных, является правильным .
———————————
Там же.

Таким образом, вопрос об обязанности организации выплачивать работнику пенсионного возраста средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения (при наличии решения службы занятости населения) спорный. Организация и работник должны доказывать свою правоту в суде. Возможно, судебная практика начнет складываться однообразно. Но, поскольку законодательство дает такую возможность, исход дела может быть разным и зависеть от конкретного суда.
С 1 января 2010 года ст. 27 Закона N 1032-1, которая давала возможность трактовать положения данного Закона в пользу пенсионеров, исключена. Но тем не менее существуют положения ТК РФ, которые предоставляют право на компенсацию всем работникам без исключения.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Кто является безработным.

Начнем с выяснения ключевого понятия «безработный». По определению Международной Организации Труда, безработный — это человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.

В данном определении в неявном виде признается так называемая Свобода труда.

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распорядитъся своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещен.»

Вместе с тем в Конституции законодательно признается праща труд и право защиты от безработицы. Теперь необходимо уточнить: кого официально можно отнести к разряду безработных? Для этого воспользуемся новой классификацией рабочей силы, введенной с 1993 г. в российскую статистику (в ней учтены рекомендации Международной Организации Труда). Сначала все население страны подразделяется на две части:

1. Экономически неактивное население — жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включены:

а) учащиеся и студенты дневных учебных заведений;

б) пенсионеры (по старости и другим основаниям);

в) лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за детьми, больными и т.п.);

г) отчаявшиеся найти работу;

д) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода).

2. Экономически активное население (в западной экономикой литературе — «совокупная рабочая сила общества») — часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

Уровень экономической активности населения — это доля ценности экономически активных людей в общей численности селения. Такой уровень подсчитывается по формуле:

Уа=Н-Эн/Н х 100 , где

Уа — уровень экономически активного населения;

Н — численность населения;

Эн — экономически неактивное население. В нашей стране в 1994 г. уровень экономически активного беления составил 50 % (экономически активными были 75 млн. человек. В свою очередь, экономически активное население делится две группы:

1. Занятые — лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые:

Смотрите так же:  Мчс москва лицензия

а) работали по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени);

б) трудились без оплаты на семейных предприятиях.

а) не имели работу (доходного занятия);

б) занимались поиском работы (обращались в службы занятости и т.п.);

в) были готовы приступить к работе;

г) обучались по направлению службы занятости. На основании данных о занятости (3) и безработицы определяется уровень безработицы. Уровень безработицы (Уб) — удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения (Эа). Этот уровень определяется по формуле:

Уб= Эа – З/Эа х 100.

Уровень безработицы в западных государствах имеет тенденцию к повышению, о чем свидетельствуют статистические данные по ряду стран в послевоенный период (табл. 15.1.).

Таблица15.1. Уровень безработицы в некоторых странах Запада Десятилетия, год Япония США Италия 60-е гг 1 5 5 70-е гг. 2 6 6 80-е гг. 2,5 7 10 1991 г. 2,1 5,8 7,6 1992 г. 2,2 7,4 11,0 1993 г. 2,5 6,8 10,4 В СССР с конца 30-х годов официально было признано отсутствие безработицы. Однако на самом деле, с одной стороны, имели место различные формы принудительного трудоустройства (не только в военное, но и в мирное время), что мотивировалось необходимостью борьбы против «тунеядства». С другой стороны, типичным был особый вид скрытой безработицы (содержание на предприятиях излишней численности рабочей силы), уровень которой доходил до 15 % от общей численности работников. Предприятия были вынуждены содержать дополнительную численность персонала, поскольку их регулярно обязывали посылать работников на уборку урожая, создавать сельскохозяйственные предприятия при заводах и т.п. Скрытая безработица была и во многих малых городах. В них молодежи и квалифицированным специалистам часто негде было устроиться на работу.

Официально безработица в нашей стране была признана только в конце 80-х годов. В результате обострения экономического кризиса численность безработных в России в последние годы увеличивается. В 1993 г. полностью и частично безработных (то есть неполностью занятых) насчитывалось около 8 млн. человек, или 10 % к экономически активному населению. В 1994 г. этот показатель возрос до 10 млн. человек, или до 13,5 % к экономически активному населению. Теперь мы вплотную подошли к причинам безработицы и ее различным видам.

Может ли пенсионер встать на биржу труда и почему на бирже не платят пенсионерам

Согласно действующему трудовому законодательству, безработным гражданам оказывается государственная поддержка в виде выплаты пособия по безработице и помощи в поиске нового места работы. При сокращении штата часто одними из первых теряют работу лица пенсионного возраста. В связи разберемся ставят ли пенсионеров на биржу труда и что это дает безработному пенсионеру.

Может ли пенсионер встать на биржу труда

В центр занятости имеют право обратиться все российские граждане, которые находятся в поиске работы. При этом оказывается содействие как лицам, ищущим свое первое место работы, так и тем, которые потеряли работу, например, в результате сокращения персонала.

Пенсионер, которого уволили с работы в результате сокращения штата или ликвидации организации, имеет право стать на учет в центр занятости для содействия ему в трудоустройстве. Сам по себе пенсионный возраст не может являться причиной сокращения, пенсионеры могут быть уволены только на общих основаниях. Но есть один важный нюанс.

Что дает пенсионеру постановка на учет в бирже труда

Выяснив, можно ли встать на биржу труда пенсионеру, стоит разобраться, что это ему дает. При сокращении пенсионерам, как и всем остальным гражданам, работодатель обязан выплатить выходное пособие и два среднемесячных заработка. Эта выплата не зависит от того, будет ли человек, потерявший работу, регистрироваться на бирже труда. Если же пенсионер обратится в центр занятости в течение 14 дней после увольнения, то он за счет работодателя получит еще одну среднюю заработную плату. При нарушении срока пенсионер теряет право на выплату.

Для того чтобы гражданин имел право на такую выплату, в его трудовой книжке должна быть запись о том, что его уволили «по сокращению», а не «по собственному желанию». Поэтому при получении трудовой книжки на руки стоит обратить внимание на то, какая именно причина увольнения прописана. Указание причины, которая не соответствует действительности, противоречит законодательству.

Кроме того, пенсионеру на бирже труда предоставят информацию обо всех подходящих вакансиях и посодействуют в трудоустройстве.

Что необходимо пенсионеру, чтобы стать на учет на биржу труда

Для регистрации на бирже труда необходим следующий пакет документов:

  • заявка установленного образца;
  • гражданский паспорт;
  • трудовая книжка;
  • документы, подтверждающие образование и квалификацию.

Справка о среднем заработке не нужна, так как пособие по безработице все равно не будет начисляться.

После того, как пенсионер заполнить специальную анкету, специалист биржи труда должен предложить ему вакансии, которые соответствуют образованию и квалификации безработного, а также среднему заработку, который он ранее получал. При этом, если вакансия была предложена три раза, но пенсионер от работы отказался по личным причинам, то рассчитывать на дополнительную выплату он не может. Если же в трудоустройстве откажет работодатель по причине несоответствия своим требованиям, то право на дополнительную заработную плату сохраняется.

В случаи отсутствия подходящей вакансии, пенсионер получит третью среднюю заработную плату от работодателя. Основанием для этого является справка, которую выдает биржа труда. В документе указывается информация, что уволившийся сотрудник не смог трудоустроиться.

О том, как встать на учет в центр занятости населения смотрите в ролике

Всегда ли выплачивается третья среднемесячная заработная плата

Не редкими являются случаи, когда пенсионерам отказывают в выплате третьей заработной платы в связи с сокращением, мотивируя это тем, что люди, получающие пенсию по возрасту не могут быть признаны безработными.

На основании этих двух документов отказы в выплате успешно обжалуются, в том числе и в судовом порядке, поскольку на пенсионеров, потерявших работу вследствие сокращения, распространяются те же гарантии, что и на граждан непенсионного возраста.

Сколько потеряет пенсионер, если устроится на работу в 2018 году?

С 1 января 2016 года и по сей день продолжает действовать крайне непопулярная мера среди населения – приостановление индексации пенсии для работающих пенсионеров.

Мера эта вызывает много споров, однако пока она не отменена и приходится с ней мириться. В связи с этим возникает вполне понятный вопрос: сколько можно потерять в пенсии, если официально устроиться на работу?

Рассмотрим это подробно на примере текущего, 2018 года.

Ответ на поставленный вопрос будет разным, в зависимости от того, какую именно пенсию получает гражданин.

1. Если он является получателем страховой пенсии, то как раз подпадает под упомянутое приостановление индексации, поскольку эта мера была введена именно в отношении страховых пенсий.

В период выполнения любой деятельности, за которую производятся отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд (работа по трудовому или гражданско-правовому договору), страховая пенсия выплачивается без учета индексации.

Восстанавливается индексация с 1-го числа месяца, который следует за месяцем увольнения.

При этом нужно обратить внимание, что у работающего пенсионера сохраняется право на получение пенсии с учетом всех индексаций, которые были проведены до того, как наступило приостановление.

В 2018 году индексация страховых пенсий была проведена с 1 января 2018 года (на 3,7%). Следовательно, пенсионеры, которые по состоянию на 1 января 2018 года числились безработными, получили соответствующую прибавку к пенсии.

К примеру, возьмем страховую пенсию по старости в 120 баллов: фиксированная выплата с 1 января повысилась на 177,79 рублей, а стоимость 120-ти баллов поднялась на 352,20 рублей.

Итого прибавка составила 529,99 рублей. К пенсиям же трудоустроенных по состоянию на эту дату ничего не добавилось.

Поэтому пенсионеры, которые в прошлом году были безработными, а в этом году решили трудоустроиться, в пенсии ничего не потеряют, если трудоустройство их будет датировано, начиная со 2 января 2018 года.

Самое главное – чтобы в Пенсионный фонд работодатель сдал сведения о том, что работник не был трудоустроен по состоянию на 1 января 2018 года (именно эти сведения ПФР учитывает при определении права на индексацию).

Если же пенсионеры официально трудоустроились с 1 января 2018 года, то они недополучают к своей пенсии примерно 530 рублей.

Таким образом, до очередной индексации страховых пенсий (а она запланирована только на следующий год) трудоустроенный после 1 января 2018 года пенсионер может работать и получать ту же пенсию, что и безработные, ничего при этом не теряя.

Чтобы сохранить равноценную пенсию и дальше, придется перед следующей индексацией уволиться и не работать минимум месяц (чтобы в ПФР поступили сведения о том, что пенсионер безработный). После этого можно снова устраиваться на работу и получать проиндексированную пенсию.

2. Если пенсионер получает государственную пенсию, то факт его трудоустройства никак не влияет на индексацию пенсии.

Однако в некоторых случаях он может вовсе лишиться пенсии, если устроится на работу – это касается тех видов пенсионных выплат, получать которые могут только неработающие пенсионеры.

К ним относятся:

— социальные пенсии по старости (назначаются на пять лет позже, чем страховые пенсии по старости, если у гражданина недостаточно стажа или пенсионных баллов), — социальная доплата к пенсии (назначается в том случае, если вся сумма пенсионных выплат, которые получает пенсионер, меньше прожиточного минимума), — компенсационная выплата за уход (назначается при осуществлении ухода за инвалидом 1 группы или престарелым старше 80 лет).

Подробнее о пенсионных выплатах, которые не совмещаются с работой, рассказывалось здесь.

Author: urist