Пенсия в чили

У кого пенсия 2700 долларов

Пенсионные системы работают лучше только в тех странах, которые не испытывают демографических проблем. Но таковых все меньше. Государства по-разному пытаются обеспечить достойную старость своему населению: одни справляются с задачей лучше, другие — хуже.

Средняя пенсия: $250. Пенсионный возраст: 65 лет для мужчин, 60 лет для женщин.

«Мы знали, что косметических изменений (для реформирования пенсионной системы. — ред.) — увеличение пенсионного возраста или повышение налоговых отчислений — будет недостаточно. У солидарной системы есть один фундаментальный недостаток: фактическое отсутствие связи между тем, что человек вкладывает в пенсионное обеспечение, и тем, что потом получает» — так несколько лет назад прокомментировал реформаторские успехи государства в пенсионной сфере экс-министр труда и социального обеспечения Чили Хосе Пиньера. Чили ликвидировала дефект радикально, полностью отказавшись от солидарной системы в пользу личных накопительных вкладов. С 1981 года жители начали инвестировать часть своей зарплаты в частные пенсионные фонды. Наемный работник может самостоятельно выбрать не только управляющего, но и один из пяти видов фондов, отличающихся степенью рисковости инвестиционной стратегии. Самый рисковый пенсионный фонд «А», 80% активов которого вложены в акции. Портфель самого консервативного фонда «Е» почти полностью состоит из облигаций с фиксированной ставкой.

Размер пенсионного взноса сотрудника, как правило, 10% зарплаты, к которым добавляются еще 2,5–3% на административные затраты самого фонда. Впрочем, участник пенсионной системы может самостоятельно регулировать как размер взноса, так и время выхода на пенсию. Государство же гарантирует минимальную пенсию всем тем, кто инвестировал средства в течение 20 лет, но не сумел накопить достаточную сумму. Если пенсионный фонд не смог продемонстрировать необходимую минимальную прибыльность, его ликвидируют, а активы переводят в другой фонд. В случае банкротства государство берет на себя выплату как минимум гарантированной пенсии пострадавшим.

Конечно, такая система имеет и свои недостатки. Главный — слишком высокая зависимость от колебаний на финансовых рынках. К примеру, в 2008 году фонды показали отрицательную годовую доходность: фонды группы «А» — минус 40%, группы «Е» — минус 1%. Однако уже в 2009 году все вышли в плюс.

Недостатки такой системы в стране также в том, что большой процент населения оказался вне пенсионной системы. В 2006-м ее участниками были 60% работающего населения, тогда как самозанятые, работающие время от времени и безработные не могли обеспечить регулярность взносов в фонды. Два года назад в Чили внедрили солидарную пенсионную систему, финансируемую за счет общих налогов, в частности НДС. Самые бедные жители страны старше 65 лет и оставшиеся без частной пенсии получают выплаты из солидарной системы в размере $115 в месяц (до 2012 года сумму увеличат до $145). Самозанятое население, участие которого в частной пенсионной системе пока добровольное, уже с 2012го должно будет отчислять на свой накопительный счет 10% из 40% налогооблагаемого дохода, в 2015-м — со всего заработка.

Самая накопительная: Сингапур

Средняя пенсия: $250. Пенсионный возраст: 65 лет для мужчин, 60 лет для женщин.

Пенсионное обеспечение в Сингапуре состоит преимущественно из обязательных накоплений населения. Ядро пенсионной системы — Центральный Сберегательный фонд (CPF), взносы в который обязаны делать как работодатели, так и работники. Фондом управляют представители правительства, трудящихся и работодателей. По своей сути CPF — сберегательный банк. Средства сотрудников распределяются на три счета: специальный (это и есть собственно пенсионные накопления, которые нельзя снять до выхода на пенсию), обычный (деньги с этого счета можно использовать, к примеру, на покупку жилой недвижимости, оплаты страхования, образования) и медицинский (специально для покрытия медицинских затрат). Основная часть перечисляемых средств (75%) направляется на обычный счет. Такая политика позволила практически 90% населения Сингапура приобрести собственное жилье.

CPF гарантирует выплату минимального инвестиционного дохода на вклады на обычном счете в размере 2,5% годовых, а на пенсионном и медицинском — 4% годовых.

Уровень отчислений в фонд достаточно высок. Их размер зависит не только от зарплаты сотрудника, но и от его возраста (наемных работников делят на шесть возрастных категорий). К примеру, сотрудник до 35 лет с зарплатой свыше $1170 перечисляет в фонд 20% своего заработка, еще 15% — работодатель. Но чем старше работник, тем меньше становится взнос. К 55–60 годам общий уровень ставки снижается с 35% до 20,5%. С 1995 года власти ввели минимальный резерв наличных на каждом счете, который ежегодно увеличивался на 1 тыс. сингапурских долларов, стартуя с 4 тыс. сингапурских долларов, так чтобы у каждого сингапурца, вышедшего на пенсию после 2003 года, на пенсионном счете накопилось хотя бы 40 тыс. сингапурских долларов ($31 тыс.).

Самая устойчивая: Нидерланды

Средняя пенсия: $2700. Пенсионный возраст: 65 лет (с 2020-го — 67 лет).

Исследовательский центр Mercer, ежегодно составляющий рейтинг пенсионных систем мира (Global Pension Index), в 2010 году отдал первое место Нидерландам. По данным Eurostat, в Голландии за чертой бедности находится не более 6% пенсионеров — это один из самых низких показателей в Евросоюзе. Кроме того, местные жители, вышедшие на пенсию, получают около 70% зарплаты. Это заслуга трехуровневой пенсионной системы, состоящей из добровольного страхования, государственных и профессиональных пенсий. На полную государственную пенсию могут рассчитывать все граждане Нидерландов старше 65 лет (до 2020 года пенсионный возраст повысится до 67 лет, при этом ранний выход на пенсию запрещен), проживавшие в стране в течение 50 лет. Минус год проживания — минус 2% от причитающейся суммы. Размер госпенсии зависит и от семейного положения человека. Одинокий пенсионер, к примеру, получает EUR1067,47 в месяц, а если у него есть супруг/супруга — EUR674,36.

Источник финансирования государственного пенсионного обеспечения — солидарная система. Индивидуальный страховой взнос в систему — 17,9% от налогооблагаемого дохода, но не более EUR4797. Еще до середины 1990х годов государственная пенсионная система была сбалансирована с точки зрения доходов и расходов, но сейчас местные власти сталкиваются с дефицитом, который покрывают за счет общих налогов. Чтобы предотвратить возможный коллапс системы, в 1998 году был создан специальный резервный фонд, средства которого после 2020го в экстренных случаях будут направлены на поддержание пенсионного обеспечения. Предполагается, что к тому времени активы фонда достигнут EUR126 млрд.

Впрочем, базовую пенсию в полном объеме получают не все (кто проживал в стране менее 50 лет). К примеру, в 2008 году таких было 17% пенсионеров. Поэтому занятое население активно участвует во втором уровне пенсионной системы — профессиональных пенсионных программах. 90% работников вовлечены в отраслевые ПФ, пенсионные фонды компаний и фонды для самозанятых. Накопительная ставка большинства программ колеблется от 1,75% до 2,2% годовых, что при стаже в 40 лет позволяет компенсировать 70% зарплаты. Размер взносов (обычно 15–16% зарплаты) закрепляется в коллективном договоре и распределяется между работниками и работодателем.

Самая либеральная: Австралия

Средняя пенсия: $1100. Пенсионный возраст: 67 лет.

На втором месте в рейтинге пенсионных систем Mercer — Австралия. Изюминка австралийской пенсионной системы в том, что она позволяет любому желающему зарегистрировать личный пенсионный фонд и управлять пенсионными деньгами самостоятельно. Тем, кто выбрал неудачную инвестиционную стратегию, гарантирована государственная пенсия по старости, финансируемая из общих налоговых поступлений. Ее размер зависит от дохода австралийца и стоимости его активов. Так, на полную государственную пенсию (для одиноких — $1100 в месяц, супружеских пар — $980 на каждого) может рассчитывать пенсионер-одиночка с среднемесячным доходом не более $145, а пара — c доходом до $254. При этом чем больше доход, тем меньше пенсия. Такой же принцип действует и в отношении размера активов. На полную пенсию может претендовать одинокий пенсионер-домовладелец, чьи активы оценены в $180 тыс. Каждая тысяча долларов сверх этой суммы снижает пенсию на $3.

Впрочем, государство, которое тратит на выплату пенсий около 10% бюджета, больше рассчитывает на развитие частных пенсионных фондов, участие в которых обязательно. Работодатель должен вносить в фонд 9% зарплаты каждого наемного сотрудника, чей заработок до налогообложения превышает $450. Доступ к накопленным средствам австралийцы получают только по достижении 65 лет. За последние десять лет доходность фондов достигала 3–5% в год в зависимости от инвестиционной стратегии.

Самая социальная: Швеция

Средняя пенсия: $2000. Пенсионный возраст: 65 лет.

Шведская пенсионная система позволяет поддерживать высочайший уровень пенсий, возмещая пенсионеру 60–80% их зарплаты. Система формируется за счет нескольких источников. Обязательный взнос в размере 18,5% от зарплаты, который поровну делят между собой работодатель и наемный сотрудник, частично идет в солидарную систему пенсионного обеспечения (16%) и на индивидуальный накопительный счет (2,5%). Из выплат в солидарную систему складываются условные накопления шведов, которые индексируются с учетом роста зарплаты и демографической ситуации в стране. Начиная с 61 года жители могут претендовать на условно-накопительную пенсию. 2,5% от заработка наемный сотрудник размещает в одном из 800 пенсионных фондов с минимальной доходностью в 3% годовых. Инвестиции ПФ жестко регулируются: в частности, действуют ограничения на инвестиции в недвижимость или прямые займы.

Смотрите так же:  Пособие на детей которые не посещают детский сад

Кроме того, 90% наемных сотрудников участвуют в условно-обязательных профессиональных пенсионных программах (для белых воротничков, голубых воротничков, сотрудников центрального и местного правительств). Участие в фондах оформляется в коллективных договорах с работодателем. Как правило, на этом уровне пенсионной системы взнос составляет 2–5% зарплаты. Некоторые программы разрешают ранний выход на пенсию — в 55 лет, но чаще всего доступ к средствам появляется лишь в 65 лет.

Шведам с невысокими доходами государство за счет общих налогов выплачивает гарантированную минимальную пенсию — $1050 супругам и $1180 одиноким. В полном объеме сумму получают 65-летные шведы, проживающие в стране 40 лет. Пенсионеры с низким доходом также могут претендовать на дотации на жилье, которые компенсируют 93% затрат на его оплату.

Самая непредсказуемая: Россия

Средняя пенсия: $255. Пенсионный возраст: 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин.

Восемь лет назад российское правительство реформировало пенсионную систему так, чтобы разделить ответственность между государством и населением за обеспечение безбедной старости. Ведь расходы России на пенсии уже достигают 10% ВВП. Как и многие европейские страны, РФ пошла по пути создания многоуровневой системы, добавив в 2002 году к уже существующему распределительному уровню еще и накопительный.

Основа будущей пенсии жителя России — обязательные страховые взносы, которые делает работодатель в Пенсионный фонд, а это 26% от годового заработка работника. В 2010-м из-за растущего дефицита ПФ, достигшего 3% ВВП, власти хотели поднять ставку выплат на 8 п. п., но пока не решились на такой шаг. Физически деньги из страховой части идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

Накопительная часть формируется за счет обязательного взноса работодателя в ПФ в размере 6% от фонда оплаты труда наемного сотрудника. Инвестировать деньги может одна из управляющих компаний или негосударственные пенсионные фонды. По умолчанию накоплениями будущих пенсионеров управляет Внешэкономбанк. За последние три года лишь 7% пенсионных накоплений были переведены в НПФ. По мнению чиновников Министерства здравоохранения и соцразвития РФ, накопительная система близка к провалу, поскольку не позволяет скопить к старости значимой суммы. При годовой доходности инвестиций в 4% свыше инфляции для вышедших на пенсию в 2035 году сумма накоплений составит лишь 16% средней ежемесячной пенсии. Причины неуспеха — низкие доходы населения и неразвитость финансовых рынков. Для решения проблемы невысоких накоплений государство предложило населению участвовать в Программе государственного софинансирования пенсии. Взнос на персональный счет в ПФ удваивается государством, если его размер превышает 2 тыс. руб. в год (но не более 12 тыс. руб.).

Самая ответственная: Польша

Средняя пенсия: $450. Пенсионный возраст: 65 лет для мужчин, 60 лет для женщин.

С 1999 года пенсионное обеспечение в Польше основывается на системе индивидуальных пенсионных счетов. Суть реформы, проведенной более десяти лет назад, заключалась в том, чтобы связать размер выплат с величиной взносов. Сейчас работодатель и наемный сотрудник отчисляют в пенсионную систему в равной пропорции 19,5% зарплаты. 12% взноса поступает в систему социального страхования, 7,5% работник переводит на накопительный счет открытых пенсионных фондов, которыми управляют частные компании.

Пока 75% пенсионных выплат обеспечивает система социального страхования, но через некоторое время этот показатель должен снизиться до 50%. Другую половину будут приносить накопления в ПФ. По достижении пенсионного возраста жители Польши получают гарантированную минимальную пенсию ($235), если их трудовой стаж составил 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

2.6.1. Пенсионная система в Чили

Система виутреииих сбережений

Из развивающихся стран в Чили самые крупные по размеру (к ВВП) пенсионные фонды и относительно высокие показатели уровня развития коллективных инвестиций, страховых компаний, фондового рынка и банков.

Наличие динамично развивающейся системы внутренних сбережений в Чили во многом обусловлено эффективностью исполнительной власти и благоприятным бизнес-климатом в этой стране. При максимальном значении Индекса эффективности правительства, рассчитываемого Всемирным банком, 2,5 балла в 2011 г. Чили имела оценку 1,2 балла; Аргентина, Бразилия и Мексика — соответственно — 0,2, 0,1 и 0,2 балла.

Согласно рейтингу надежности пенсионных систем Mercer Global Pension Index (2011 г.) Чили занимала 8-е место в мире. По мнению Mercer, общий рейтинг Чили в индексе может быть повышен при условии: введения минимального срока, начиная с которого могут выводиться накопления с дополнительных планов, с тем чтобы они воспринимались именно как пенсионные накопления; установления требования о том, чтобы пенсионные выплаты осуществлялись в виде потока регулярных выплат (аннуитетов); продолжения корректировок минимального размера пенсии для наиболее бедных слоев населения; увеличения ставок обязательных взносов в целях повышения чистого коэффициента замещения утраченного заработка в пенсионной системе; принятия норм, защищающих пенсионные интересы обоих супругов в случае развода; стимулирования более позднего срока выхода на пенсию; повышения общей нормы сбережений домашних хозяйств. Согласно индексу надежности пенсионной системы швейцарской школы бизнеса IMD рейтинг пенсионной системы Чили существенно выше аналогичного показателя стран региона. Из 10 максимальных баллов среднегодовое значение рейтинга пенсионной системы Чили за 2008— 2013 гг. составило 6,96 балла, в то время как в Аргентине, Мексике и Бразилии — соответственно 1,44, 3,24 и 2,69 балла.

Для сберегательной системы Чили характерен высокий уровень синергии в развитии пенсионных фондов и коллективных инвестиций. По данным OECD, в 2011 г. 38,1% портфеля пенсионных фондов были вложены в акции (паи) взаимных фондов (см. табл. 1.7). Рост пенсионных накоплений в частных пенсионных фондах придал импульс в развитии страхования жизни, поскольку основной формой пенсионных выплат являются аннуитеты.

Истоки чилийской пенсионной реформы

Чилийская пенсионная реформа для многих стран стала образцом проведения реформ системы социального страхования. Например, под влиянием данной реформы в США было принято решение об использовании ИПС в системе социального обеспечения 1 . В этой связи интересно то, как ее автор Хосе Пиньеро объяснял, почему столь новаторская реформа произошла именно в Чили 271 272 .

В 1956 г. факультет экономических наук Католического университета в Чили подписал соглашение о сотрудничестве с Чикагским университетом; был создан эффективный канал трансфера новых знаний в чилийские учебные заведения. В 1960-х гг. сотни студентов, включая самого Пиньеро, интенсивно обучались программам, проникнутым идеями свободы личности и частного бизнеса. Вскоре сложилась критическая масса экономистов — сторонников свободной рыночной экономики, которых называли «чикагскими мальчиками».

После получения экономической степени в Чили Пиньеро продолжил обучение сначала в Чикагском, затем в Гарвардском университете. За годы учебы в Кембридже он увлекся идеями экономической свободы, трудами Д. Локка, А. Смита, Ф. Бастиа, Ф. Хайека, К. Поппе, Л.Ф. Мизеса, М. Фридмана. Из книги последнего «Капитализм и свобода» (1962) Пиньеро впервые узнал об идее приватизации государственной системы социального страхования.

В 1974 г. Пиньеро вернулся в Чили, мечтая воплотить идеи экономической свободы в этой стране. В 1977 г. во время одного из публичных выступлений он был замечен А. Пиночетом, который попросил его выступить перед членами кабинета министров. В 1978 г. Пиньеро стал министром труда и социального обеспечения. Перед ним были поставлены две задачи: создать новую систему социального обеспечения и реформировать трудовое законодательство. Идеи реформирования системы социального страхования были частью общей стратегии создания свободного рынка и свободного общества в Чили. Для разработки и реализации пенсионной реформы Пиньеро удалось найти единомышленников.

Реформа готовилась в течение двух лет. Важной стороной ее подготовки была активная разъяснительная работа среди рабочих и по телевидению. Окончательно план реформы был одобрен 4 ноября 1980 г. С 1 мая 1981 г. реформа началась. На начальном этапе ее проведения работникам предоставлялось право выбора — остаться в старой пенсионной системе или открыть ИПС в частном пенсионном плане. Около 95% участников предпочли перейти в частные пенсионные фонды, и только 5% остались в старой системе.

Пенсионная система и ее уровни

По итогам новой реформы 2008 г. современная пенсионная система Чили состоит из следующих уровней: социальной солидарной пенсии нулевого уровня; обязательных пенсионных планов второго уровня, администрируемых частными пенсионными фондами; и добровольных корпоративных и индивидуальных пенсионных программ третьего уровня (рис. 2.29).

Рис. 2.29. Уровни чилийской пенсионной системы после реформы 2008 года

Социальная пенсия (нулевой) уровень

Социальная пенсия включает базовую (солидарную) пенсию и дополнительную (целевую) пенсию.

Базовая пенсия (PBS) была введена в 2008 г. Она устанавливается в виде фиксированной, ежегодно индексируемой суммы. В 2009 г. она составляла 75 тыс.чилийских песо в месяц, или 148 долл. США. Выплачивается всем лицам, достигшим 65 лет, которые не менее 20 лет прожили в Чили, в том числе в течение четырех лет до выхода на пенсию. Дополнительная (целевая) пенсия, также введенная в процессе реформы 2008 г., призвана обеспечить минимальный прожиточный уровень пенсионеров путем введения небольших пособий для тех из них, которые получают за счет обязательного накопительного плана пенсию ниже ежегодно устанавливаемой предельной величины (Pension Maxima con Aporte Solidatio — PMaS). В 2011 г. данная величина составляла 255 тыс. чилийских песо в месяц (489 долл. США). Если получаемая чилийцем пенсия из накопительного плана меньше размера базовой пенсии (PBS), то ему полагается дополнительная пенсия, рассчитываемая путем умножения размера полученной пенсии из накопительного плана на коэффициент, определяемый путем вычитания из единицы числа, рассчитанного путем деления PBS на PMaS. Например, если размер месячной пенсии из накопительного плана составил 130 долл. США, а PBS равна 148 долл. США, дополнительная целевая пенсия составит около 91 долл. США (130 X (1 — 148/489)). Если размер пенсии из накопительного плана превышает PBS, то размер доплаты определяется путем вычитания из PBS произведения размера пенсии из накопительного плана, умноженной на отношение PBS к PMaS, но не более размера PMS. Например, если месячная пенсия из накопительного плана составила 200 долл. США, то доплата составит также около 87 долл. США (148 -200 X 148/489).

Смотрите так же:  Требования к технической документации на оборудование

Базовая и дополнительная пенсии финансируются за счет общих доходов бюджета.

Обязательные частные накопительные пенсионные планы (второй уровень)

Пенсионная система Чили в современном виде была создана пенсионной реформой 1981 г. и заключалась в постепенном замещении государственной солидарной системы обязательными полностью фондируемыми пенсионными планами с установленными взносами, администрируемыми частными пенсионными фондами. Данные планы не являются корпоративными. Право выбора частного пенсионного фонда, открывающего индивидуальный пенсионный счет участнику, предоставлено непосредственно работникам. Они вправе свободно выбирать между разными пенсионными фондами, управляемыми частными специализированными компаниями, которые называются пенсионными администраторами (administradoras de fondos de pensiones — AFP).

Старая пенсионная система включала в себя 32 разных страховых учреждения с разными профессиональными пенсионными планами (пенсионными кассами) с различными привилегиями для работников разных профессий. Участники не могли выбирать между пенсионными кассами. Размер взноса дифференцировался от 22,65 до 24,91%. За работу страховых компаний отвечало государство. Планы были с установленными выплатами.

В новой пенсионной системе работник обязан уплачивать взносы в размере 10% от своего заработка (до определенного потолка) на ИПС в частном пенсионном фонде. Кроме того, еще 2,2% от заработка уплачиваются пенсионному администратору. Часть такого платежа является страховым платежом на случай потери трудоспособности, а часть является оплатой операционных услуг компании и ее вознаграждением. При расчете взносов установлен предельный уровень (потолок) заработной платы, в пределах которого начисляются взносы. В 2008 г. он составлял 1 287 283 чилийских песо (2046 долл. США) в месяц, что эквивалентно 8-кратному размеру минимальной заработной платы. С 2009 г. размер потолка ежегодно индексируется в соответствии с темпами роста средней заработной платы по экономике.

Пенсионные фонды стали обязательными для тех, кто начинал свою трудовую деятельность с 1981 г., для остальных же ее использование являлось добровольным. Тем не менее 95% наемных работников предпочли перейти на новую систему, поскольку учет ранее приобретенных прав (посредством специально выпущенных государственных облигаций) и снижение ставки отчислений делали такой переход выгодным.

К 2008 г. число участников новой системы достигло 4,5 млн человек, или 60% от трудоспособного населения.

Объемы взносов и размер активов пенсионных администраторов росли весьма быстрыми темпами. Так, активы достигли 26% от ВВП в 1990 г., 65% — в 2007 г. и снизились до 53% от ВВП в 2008 г. в результате кризиса. Объем ежегодных поступлений в пенсионную систему составляет 4% от ВВП. Следует отметить, что пенсионные администраторы смогли достичь высокого уровня доходов, однако при этом взимали высокие комиссионные.

В новой системе работники могут свободно выбирать между разными частными пенсионными фондами, управляемыми специальными компаниями, которые называются пенсионными администраторами (AFP). Участники пенсионной системы вправе менять частный пенсионный фонд по своему усмотрению.

Каждый пенсионный фонд должен иметь пять инвестиционных стратегий от А до F, характеризуемых разной мерой риска. В частных пенсионных фондах открыты ИПС участников. Каждый участник не вправе формировать свой персональный портфель пенсионных накоплений, однако он вправе выбирать и менять одну из пяти разных инвестиционных стратегий внутри пенсионного фонда.

Чилийская пенсионная система устанавливает минимальный и максимальный размер доходности, которая выплачивается участникам фонда. И минимальная, и максимальная доходность устанавливается в зависимости от уровня средней доходности всех пенсионных фондов за последние 12 месяцев. В качестве минимума берется один из двух следующих показателей: или 50% от уровня средней доходности всех пенсионных фондов, или доходность на 2% меньше этого среднего уровня. В том случае если фонд показывает доходность ниже минимальной, он должен покрыть разницу из резервного фонда. С другой стороны, если фонд показал доходность выше установленной максимальной, т. е. наполовину выше средней по отрасли пенсионных фондов или выше на 2 процентных пункта, то излишек должен накапливаться в резервном фонде на случай, если фонд не сможет достичь установленного минимума доходности и будет должен покрывать недостачу из резерва. Указанный резерв должен инвестироваться по тем же правилам, что и все средства данного пенсионного фонда.

Обязательные пенсионные планы в Чили администрируются конкурирующими между собой частными финансовыми институтами. Предлагать пенсионные продукты разрешено только пенсионным администраторам и страховым компаниям, занимающимся страхованием жизни. Все указанные структуры являются коммерческими организациями, ориентированными на получение прибыли. Наблюдается серьезная конкуренция как между пенсионными администраторами в сфере привлечения средств и их управления, так и среди страховых компаний в сфере предложения аннуитетов.

Тем не менее процессы консолидации также сильны: в результате этих процессов число пенсионных администраторов сократилось с 20 в 1990-х гг. до 8 к 2000 г. и всего до 6 в настоящее время. При этом концентрация рынка услуг пенсионных администраторов также увеличилась: три крупнейшие компании контролируют долю рынка в 70%. Среди страховых компаний, напротив, наблюдался рост их числа до 33, из которых 21 компания предлагала аннуитеты. Значительным было иностранное участие в этой сфере: оно достигало 2 /3 капитала. Концентрация на рынке аннуитетов со временем снижалась: если в начале 1990-х гг. на долю трех крупнейших компаний приходилось более 87% этого рынка, то к настоящему времени на их долю приходится менее 30%, при этом доля каждой компании составляет примерно 10%.

На рынке аннуитетов появлялось много компаний, но при этом многие и уходили с этого рынка, поскольку он является высококонкурентным, а размер вознаграждения, а следовательно, и прибыли на капитал, — небольшим.

Пенсионным администраторам разрешено самостоятельно устанавливать размер сборов и комиссионного вознаграждения за управление индивидуальными накопительными счетами. Существуют следующие виды сборов: 1) сбор за открытие нового счета; 2) вознаграждение в виде определенного процента от суммы взносов; 3) плата за управление периодическим выводом средств; 4) плата за управление добровольными взносами; 5) фиксированная плата за период, когда уплачивались взносы. В настоящее время не разрешено удерживать комиссионные за выход из фонда. Данный запрет призван способствовать повышению конкуренции.

Достигнув официального пенсионного возраста, работник вправе использовать накопленную на его ИПС сумму для получения регулярных выплат из пенсионного фонда либо приобрести у страховой компании пожизненный аннуитет. Единовременные выплаты разрешены только при строго определенных условиях. Остаток на счете умершего наследуется. Потерявшие трудоспособность участники получают пенсию по нетрудоспособности, а потерявшие кормильца — пенсию по потере кормильца. Две последние разновидности пенсий могут выплачиваться также либо путем периодических выплат, либо путем покупки аннуитета.

Работник может выйти на пенсию при достижении 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Допускается досрочный выход на пенсию в том случае, если выполняются два условия. Во-первых, размер пенсии, выплачиваемой за счет накоплений на ИПС участника, должен составлять не менее 80% от суммы PMaS (с июля 2012 г.), или около 390 долл. США в месяц. Во-вторых, коэффициент замещения утраченного заработка при выплате пенсии должен составлять не менее 70% (с августа 2010 г.) от среднемесячной заработной платы в течение последнего 10-летнего периода перед выходом на пенсию.

Развитие частной накопительной пенсионной системы привело к бурному росту аннуитетов, особенно среди работников со средним и высоким уровнем заработка. Рост числа участников пенсионных фондов привел и к росту потребности в аннуитетах и как результат — к росту чилийского сектора страхования, который поднялся с 5% от ВВП в середине 1980-х гг. до 20% ВВП в 2011 г. Аннуитеты составляют 70% от общего размера сектора страхования жизни. Соотношение объема страховых премий к ВВП в Чили является самым высоким в Латинской Америке и вполне сопоставимо с уровнем, характерным для стран ОЭСР с высоким уровнем жизни. Проблема самозанятого населения

Одной из острых проблем чилийской пенсионной системы является низкий процент участия самозанятого населения в накопительной пенсионной системе и низкий уровень взносов с их стороны. Чтобы решить эту проблему, в 2008 г. были приняты поправки в закон, постепенно распространяющие принцип обязательного участия в накопительной системе и на самозанятое население. Уровень взносов установлен в 4, 7 и 10% на 2012, 2013 и 2014 гг. соответственно. До конца переходного периода, т. е. до конца 2014 г., самозанятые могут не платить взносов в пенсионную систему, однако они должны выразить это свое желание в явном виде. Начиная с 2015 г. их участие в накопительной системе станет обязательным, ставки взносов будут соответствовать взносам наемных работников, т. е. 10%. Предполагается, что это повысит охват накопительной системы населения на 1 млн человек.

Самозанятым работникам, которые выбрали аннуитет, дается государственная гарантия на выплату солидарной пенсии в размере 100% ее базовой части и 75% той суммы, которая превысит этот уровень.

Смотрите так же:  Оформить загранпаспорт копейск

Налогообложение операций с пенсионными накоплениями

Налогообложение пенсионных накоплений осуществляется по схеме Е-Е-Т.

Взносы в пенсионные фонды можно вычитать из налогооблагаемой базы. Не подлежат налогообложению и доходы, получаемые пенсионным фондом на данные взносы. Разрешены дополнительные добровольные взносы на сумму до 2000 долл. США в месяц. Это сделано для того, чтобы при желании граждане могли накопить достаточно средств для досрочного выхода на пенсию. Дополнительные пенсионные взносы также можно вычитать из налогооблагаемой базы.

После выхода работника на пенсию она становится объектом обложения НДФЛ, как и любой другой доход физлиц. Разрешено также иметь второй ИПС для дополнительных добровольных взносов. Таким счетом можно распоряжаться свободно, однако налоговые льготы предоставляются только на 4 вывода средств в течение года, если только данный перевод средств не осуществляется для пополнения других накопительных счетов.

Инвестиции частных пенсионных фондов

На эволюцию состава и структуры портфеля пенсионных фондов оказывали наибольшее влияние три тенденции: развитие внутреннего фондового рынка, рост размера активов пенсионных фондов и либерализация требований к составу разрешенных инструментов и к лимитам инвестирования в них.

На протяжении первых лет существования пенсионных фондов низкий объем их активов, а также маленькие размеры и неразвитость национального фондового рынка с точки зрения инструментария приводили к тому, что основная часть активов фонда была вложена в государственные облигации, облигации Центрального банка, депозиты и депозитные сертификаты. Во второй половине 1980-х гг. начался процесс приватизации предприятий, что стало причиной увеличения доли акций и корпоративных облигаций. Правда, следует отметить, что 90% вложений пенсионных фондов в акции были осуществлены в акции всего лишь 8 приватизированных предприятий. В 1990 г. пенсионным фондам было разрешено вкладываться в недвижимость и зарубежные инструменты. Впрочем, до 1993 г. иностранные инструменты в портфелях фондов отсутствовали, в 1997 г. не превышали 1%, в 2011 г. достигли 36,4%.

Добровольные пенсионные планы (третий уровень)

Для добровольных взносов участникам пенсионной системы разрешено открывать второй ИПС. Добровольные взносы и ИПС могут администрироваться не только частными ПФ, но и взаимными фондами и банками.

По желанию участников налогообложение добровольных взносов может облагаться по схемам Е-Е-Т или Т-Е-Е.

С 2008 г. работодатели получили право создавать добровольные пенсионные планы (Ahorro Previsional Voluntario Colectivo).

Пенсионная система Чили считается одной из самых новаторских в мире

Пенсионная система Чили считается одной из самых новаторских в мире, опыт пенсионного обеспечения в этой стране используется, в том числе и в России. Ответственность за формирование пенсий полностью перенесена на работающих граждан. У каждого есть свой пенсионный счет, который ежемесячно пополняется взносами, составляющими 10% от заработной платы. Все перечисленные средства капитализируются частной управляющей компанией, которую выбирает сам гражданин.ъ

«Чилийская реформа осуществлялась в условиях значительного оживления экономики. Это позволило правительству обеспечить щедрое финансирование пенсионной реформы. На это время пришелся бум фондового рынка Чили, который обусловил на первых порах высокий уровень доходности пенсионных фондов. Существенным фактором, предопределившим успех реформы, стала также благоприятная демографическая обстановка. В Чили всего 8% населения пенсионного возраста (в России – 28,5%), а на одного пенсионера приходится 12,8 занятых», — объяснил «360 Подмосковье» советник Президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Олег Колобаев.

Как сообщил «360 Подмосковье» Колобаев, основной характерной чертой чилийской реформы является замена приобретенных прав на пенсии по прежней системе в гарантированную государством выплату и введение с этого же момента обязательного накопительного страхования работников в нескольких частных конкурирующих компаниях. Новая система заключалась в обязательном страховании лиц, работающих по найму. Работники были обязаны уплачивать 10% от своей зарплаты в одну из компаний, обеспечивавших инвестирование этих накоплений.

«Страховые взносы уплачиваются только работниками и начисляются на заработную плату до вычета налогов и иных удержаний. Работодатель взносов не уплачивает и участвует в пенсионной системе только сбором страховых взносов.. Таким образом, у работодателя не возникают дополнительные расходы по заработной плате за счет пенсионного обеспечения», — отметил советник президента НАПФ Олег Колобаев.

При проведении реформы предполагалось, что индивидуальное накопление будет стимулировать работника к уплате страховых взносов, от которых напрямую зависит размер его предстоящей пенсии. В таком случае у работодателя высвобождались ресурсы для создания новых рабочих мест.

Мужчины могут выйти на пенсию в возрасте 65 лет, женщины – 60 лет. Однако гражданин может досрочно выйти на пенсию, если было сформировано достаточно накоплений.

В стране есть два основных типа получения пенсий: программированный уход на пенсию (выплаты осуществляются по схеме, которая заранее оговаривается с застрахованным лицом) и пожизненная рента (страховая компания выплачивает пособие до конца жизни застрахованного лица).

Минимальную пенсию в стране могут получать те, кто в течение 20 лет инвестировал средства, но не смог накопить достаточную сумму. Однако у системы есть и свои минусы: работник и работодатель могут договориться, с какой части зарплаты будут осуществляться выплаты в соцстрахование. В связи с этим более трети клиентов пенсионных фондов могут оказаться на грани бедности.

Стоит отметить, что пенсионная реформа в Чили была проведена в начале 1980-х. С тех пор доходность негосударственных фондов превышает среднегодовой уровень инфляции. Такие фонды аккумулируют средства на 25 миллиардов долларов, что составляет четверть ВВП страны. При этом каждый гражданин может получать пенсию в размере 80% от своей зарплаты.

По примеру Чили провели свои пенсионные реформы Аргентина, Перу и Колумбия. Некоторые черты этой модели есть и в России. Олег Колобаев рассказал «360 Подмосковье», что одной из таких черт является обязательная накопительная составляющая пенсионной системы и ее комплексный характер.

«Наличие пенсионных накоплений является практически единственным значимым способом обеспечить дифференциацию пенсий с приемлемым коэффициентом замещения, что особенно важно для граждан, доход которых превышает средний уровень. В этом смысле пенсионная система России более ориентирована, например, на пенсионную систему Швеции и находится на более высоком уровне развития, чем, так называемая, чилийская пенсионная система, ведь при ее разработке уже были учтены просчеты пенсионной системы Чили», — отметил Колобаев.

Кратко об успехе Чили

Чили — пример успешной пенсионной реформы

США и страны Западной Европы разбогатели в XIX веке благодаря комбинации двух вещей: верховенство права и ограниченное правительство.

— За исключением некоторых стран Восточной Азии, никому не удалось так же разбогатеть, как странам Запада.

— Правда, есть страны, у которых почти получилось. Например, Чили. Еще чуть-чуть и эта страна окончательно присоединится к странам “первого мира”.

Вот вам график ВВП Чили, видите этот колоссальный рост? Он произошел как раз потому что у власти были правые-рыночники, а видите это падение с 2010 по 2015 год? Тогда к власти пришли левые-социалисты. Совпадение?

Одна из главных реформ, преобразивших экономику Чили, была реформа пенсионной системы.

— Одним из авторов реформы был Хосе Пиньера соратник “чикагских мальчиков”, учеников Милтона Фридмана, которых Пиночет пригласил работать в Чили. Нынешний президент Чили — брат Хосе Пиньеры.

Суть пенсионной реформы Пиньеры — убрать гос. пенсии, выплачиваемые из бюджета, и вместо них ввести индивидуальные пенсионные счета, на которых будут копиться деньги работающих людей. Деньги на пенсионных счетах управляются частными фондами.

— В январе Хосе Пиньера опубликовал такие данные: после 36 лет существования новой пенсионной системы, 72 % денег, которые накопились на пенсионном счете среднего работающего чилийца, это деньги, полученные от прибыльных инвестиций. То есть бОльшая часть пенсии, которую будет получать чилиец, это капитал, полученный после инвестирования отчислений на пенсионный счет.

— Чили, в отличие от многих западных стран, не страдает от пенсионного кризиса, при котором правительству для того, чтобы содержать стариков, приходится повышать налоги и тем самым тормозить развитие.

Чилийская модель позволила повысить уровень жизни стариков, а работающие люди получили независимость от правительства. При этом частные пенсионные фонды стали мощным аккумулятором капитала. Объем капиталов, которыми обладают частные пенсионные фонды, равняется ⅔ ВВП страны. Есть страны, в которых пенсионные фонды так же богаты, но там подобная пенсионная система существуют 100 лет, а в Чили меньше 40 лет.

Чилийские пенсионеры богаче, чем в странах с бисмарковской пенсионной системой (где пенсией занимается правительство). Процент бедных среди стариков в Чили в 3 раза меньше среднемирового уровня.

— Развитие Чили в 1980 гг. стало возможным благодаря пенсионной реформе: увеличились инвестиции, уменьшилась безработица, повысилась производительность. Если бы не пенсионная реформа, рост ВВП в 1981-2001 гг. был бы меньше на 0,5 %.

В странах с гос. пенсией очень важен вопрос пенсионного возраста. В Чили этот вопрос не обсуждается, потому что люди уходят на пенсию тогда, когда им позволят накопления на пенсионном счете, а не тогда, когда разрешит правительство.

Ну и под конец: сравнение ВВП на душу населения в 1980 и 2008г, в Чили (рыночная экономика), Аргентине (смешанная экономика), Венесуэла (социализм).

Очень наглядно. Чили была беднейшей страной, сейчас же она богатейшая в Южной Америке.

Author: admin